Научная статья на тему 'Выявление компонентов профессиональной идентичности учителя в текстах педагогического нарратива: обобщение результатов контент-анализа'

Выявление компонентов профессиональной идентичности учителя в текстах педагогического нарратива: обобщение результатов контент-анализа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нарратив / педагогический нарратив / контентанализ / идентичность / профессиональная идентичность / narrative / pedagogical narrative / content analysis / identity / professional identity

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трушникова Елена Андреевна

Данная работа посвящена анализу саморефлексии студентов-практикантов после прохождения педагогической практики в общеобразовательных школах на предмет обнаружения профессиональной идентичности учителя, которая находится в процессе формирования в период их обучения в высшем учебном заведении. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы определить в какой степени компоненты профессиональной идентичности учителя репрезентированы в текстах саморефлексии будущих педагогов, оформленных в педагогический нарратив. Педагогический нарратив -вербальная репрезентация рефлексивной деятельности, представленная в форме истории, рассказанной человеком о своем опыте, с целью формирования нового сознательного профессионального опыта и ценностного осмысления своей профессиональной педагогической деятельности. Перед анализом текстов нарративов мы выделили четыре компонента из фрейма понятия «профессиональная идентичность учителя», которые были выбраны для анализа текста как контекстуальные переменные (К-переменная). Далее, посредством метода контент-анализа, мы рассмотрели в каком объеме четыре К-переменные: «Я-студент», «Я уже не студент», «Я еще не учитель» и «Я-учитель» присутствуют в текстах нарративов. Для данной процедуры мы идентифицировали контексты из текстов нарративов и разделили их в рамках четырёх К-переменных. Мы определили, что наиболее распространенной оказалась К-переменная «Я уже не студент» (488 контекстов), затем К-переменная «Я-учитель» (312 контекстов). Предпоследней оказалась К-переменная «Я еще не учитель» (232 контекста) и наименее распространенной оказалась К-переменная «Я-студент» (74 контекста).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF COMPONENTS OF A TEACHER’S PROFESSIONAL IDENTITY IN PEDAGOGICAL NARRATIVE TEXTS: GENERALIZATION OF THE RESULTS OF CONTENT ANALYSIS

This work is devoted to the analysis of self-reflection of student trainees after completing teaching practice in secondary schools in order to discover the professional identity of a teacher, which is in the process of formation during their studies at a higher educational institution. The purpose of this study is to determine to what extent the components of a teacher’s professional identity are represented in the self-reflection texts of future teachers, framed in a pedagogical narrative. A pedagogical narrative is a verbal representation of reflective activity, presented in the form of a story told by a person about his experience, with the aim of forming a new conscious professional experience and a value-based understanding of his professional pedagogical activity. Before analyzing the texts of the narratives, we identified four components from the frame of the concept of “professional identity of a teacher”, which were selected for text analysis as contextual variables (K-variable). Next, using the content analysis method, we examined the extent to which four K-variables: “I am a student,” “I am no longer a student,” “I am not a teacher yet,” and “I am a teacher” are present in the texts of the narratives. For this procedure, we identified contexts from the narrative texts and divided them into four K-variables. We determined that the most common was the K-variable “I am no longer a student” (488 contexts), then the K-variable “I am a teacher” (312 contexts). The penultimate was the K-variable “I am not a teacher yet” (232 contexts) and the least common was the K-variable “I am a student” (74 contexts).

Текст научной работы на тему «Выявление компонентов профессиональной идентичности учителя в текстах педагогического нарратива: обобщение результатов контент-анализа»

Выявление компонентов профессиональной идентичности учителя в текстах педагогического нарратива: обобщение результатов контент-анализа

Трушникова Елена Андреевна,

преподаватель кафедры лингводидактики Пермского государственного национального исследовательского университета

E-mail: trushnikova_job@mail.ru

Данная работа посвящена анализу саморефлексии студентов-практикантов после прохождения педагогической практики в общеобразовательных школах на предмет обнаружения профессиональной идентичности учителя, которая находится в процессе формирования в период их обучения в высшем учебном заведении. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы определить в какой степени компоненты профессиональной идентичности учителя репрезентированы в текстах саморефлексии будущих педагогов, оформленных в педагогический нарратив. Педагогический нарратив -вербальная репрезентация рефлексивной деятельности, представленная в форме истории, рассказанной человеком о своем опыте, с целью формирования нового сознательного профессионального опыта и ценностного осмысления своей профессиональной педагогической деятельности. Перед анализом текстов нарративов мы выделили четыре компонента из фрейма понятия «профессиональная идентичность учителя», которые были выбраны для анализа текста как контекстуальные переменные (К-переменная). Далее, посредством метода контент-анализа, мы рассмотрели в каком объеме четыре К-переменные: «Я-сту-дент», «Я уже не студент», «Я еще не учитель» и «Я-учитель» присутствуют в текстах нарративов. Для данной процедуры мы идентифицировали контексты из текстов нарративов и разделили их в рамках четырёх К-переменных. Мы определили, что наиболее распространенной оказалась К-переменная «Я уже не студент» (488 контекстов), затем К-переменная «Я-учитель» (312 контекстов). Предпоследней оказалась К-переменная «Я еще не учитель» (232 контекста) и наименее распространенной оказалась К-переменная «Я-студент» (74 контекста).

Ключевые слова: нарратив, педагогический нарратив, контент-анализ, идентичность, профессиональная идентичность

Профессиональная идентичность как часть идентичности

Тема идентичности в профессиональном развитии представляет собой ключевой аспект современного образования и профессиональной практики. В современном мире, в условиях быстрого развития общества и технологий, вопросы личностной и профессиональной идентичности становятся все более актуальными. Понимание и развитие собственной идентичности имеет прямое отношение к профессиональной компетентности, саморазвитию и внутренней уверенности специалистов в различных сферах. Данный аспект также непосредственно влияет на карьерное развитие, взаимодействие в профессиональном сообществе, а также на разработку индивидуальной практики и личностной значимости в рамках своей профессиональной роли.

С точки зрения формирования и развития идентичности, образовательный процесс выдвигает важный вопрос о различии между компонентами «моего я» и тем, что не является частью «моего я». Развитие идентичности рассматривается как согласование уже существующих установок и новых позиций, возникающих в результате противоречий при пересечении границ в процессе обучения в университете.

Недавние тенденции в исследовании идентичности в дискурсе объединяют теории о «самопредставлении», взаимодействии и формировании личных и социальных контекстов, а также рассматривают влияние языка на социокультурные процессы. Несмотря на увеличивающийся интерес к понятию идентичности в общественных науках и возрастающее количество публикаций по этой теме, относительно сложно найти однозначное определение идентичности, поскольку уже существующие определения представляют собой широкий спектр терминов и разнообразных концепций.

Процесс обучения, освоения профессиональных навыков, и их последующее самостоятельное применение приводят к формированию личности в роли специалиста и профессионала. Процесс профессионализации и формирование идентичности взаимосвязаны сложным образом: с одной стороны, развитие профессиональной идентичности происходит в процессе профессионального роста, с другой стороны, профессиональная идентичность является существенным фактором формирования профессиональной личности [1]. Современные исследования профессиональной идентичности указывают на ее анализ в контексте

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

утвержденных в психологии концепций, включая профессиональное самоопределение, профессиональные статусы и роли. Современные исследования анализируют профессиональную идентичность не только в рамках социального самоопределения относительно профессиональных сфер или групп, но в первую очередь рассматривают этот феномен как аспект развития личности в процессе профессионализации [2]. В нашем исследовании мы рассматриваем 4 компонента профессиональной идентичности учителя и то в какой степени они вербализированы в текстах нарративов студентов-практикантов, находящихся в процессе своего профессионального становления и развития.

Профессиональная идентичность в педагогическом нарративе

Рассказы о личной жизни представляют собой обычное и доверительное активное общение, которое мы постоянно практикуем, чтобы делиться опытом, переживаниями и делать субъективные выводы. Использование разнообразных форм нарра-тива позволяет нам не только донести информацию до других людей, но и воскрешать в памяти определенные жизненные события, а также интерпретировать наши достижения, переживания, и реакции. Несмотря на, первый взгляд, простоту и обыденность, рассказы о личной жизни представляют более глубокую социальную активность, обусловленную нашим индивидуальным мировоззрением. Такие нар-ративы соотносятся с внутренними переживаниями личности, раскрывают внутренние изменения через внешние события, анализируют мотивы и содержат определенный замысел и структуру. Событие становится историей, если оно воспринимается нами как мотивированное в определенной форме.

Нарратив не только представляет собой метод исследования, применяемый для сбора, анализа и отчетности данных, но также служит инструментом, позволяющим проникнуть в суть человеческого опыта. Использование нарративов, в качестве формы жизнеописаний, рассказываемых людьми, способствует осмыслению человеческого опыта. Природа нарратива, в свою очередь, позволяет отражать свою личность и собственный опыт через языковые средства. Интересен тот факт, что устное или письменное изложение личного опыта придает значимость накопленным и вновь приобретенным знаниям и опыту [3, с.12]. В настоящее время в современной науке присутствует большое разнообразие определения и понимания нарратива. В случае нашего исследования, мы обращаемся к понятию педагогического нарратива, как вербальной репрезентации рефлексивной деятельности, представленная в форме истории, рассказанной человеком о своем опыте, с целью ^ формирования нового сознательного профессио-3 нального опыта и ценностного осмысления своей ^ профессиональной педагогической деятельности I [4].

Нарратив вызывает большой исследовательский интерес в разных науках, таких как философия, лингвистика, история, социология, гуманитарные науки в целом и имеет ценность междисциплинарного характера. В психологии и педагогике, нарратив нередко рассматривается как способ выражения идентичности [5,6,7,8]. В своей работе А. Де Фина [9] развивает идеи ученых, изучающих идентичность через взаимодействие, говоря, что большинство ученых интеракциони-стов склонны концентрироваться на социальных, а не ментальных аспектах всех семиотических процессов, поскольку считают, что именно через такие социальные конструкции создаются и циркулируют идеи и образы. Таким образом, идентичность в буквальном смысле находится в действии, а не в мышлении, и именно через «действие» мы можем увидеть идентичность с помощью дискурс анализа. Таким действием и является нарратив, написанный человеком после какого-либо жизненного или профессионально важного события.

В области педагогики нарративная форма часто применяется в образовательных процессах. Кларк [10] описывает потенциал нарративов в контексте обучения, обращая внимание на способность нар-ративов способствовать «росту понимания» в образовательной среде. Эта форма изложения обеспечивает возможность взглянуть на процесс обучения изнутри. Как отмечает Кларк [10], нарра-тив позволяет человеку самостоятельно взглянуть на то, что уже понятно, что еще предстоит понять, что известно, и что еще не известно. Это представление согласуется с идеей о переходе через границу «моего Я» и возможностью осмысления того, что еще не стало частью «моего Я». Следовательно, нарратив не только способствует решению проблемы самопознания, но также позволяет исследовать профессиональное самосознание. Руководствуясь замечанием Дж. Дейкелма, нарративная педагогика выделяется из методов совместного прослушивания историй студентов и преподавателей [11]. Она применяет понимающую феноменологию для процесса интерпретации нарративного рассказывания опыта, известного как процедура сторителлинга. В рамках нарративной педагогики взаимодействие между преподавателем и учащимся способствует разъяснению представления о собственной личности, как учащегося так и педагога, в контексте обучения либо будущей профессиональной деятельности [12]. Нарратив способствует ретроспекции и интроспекции, объяснению, порождению смысла, одновременно раскрывая мысли и чувства [13]. Учителя развивают осознание того, через что они проходят опытным путем, думают, и чувствуют - все это становится шагом к когнитивному и профессиональному развитию.

Результаты исследования

Для нашего исследования мы собрали экспериментальным путём 37 нарративов у студентов-

практикантов четвертого курса факультета современных иностранных языков и литератур Пермского Государственного Национального Исследовательского Университета, которые проходили педагогическую практику по преподаванию иностранного языка (английский, немецкий) в средних общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях. Студентам было предложено написать нарратив, рефлексию, о прохождении педагогической практики. Мы не ставили чётких рамок в трактовке задания, для того чтобы их тексты были объективными, а не привязанными к условиям какой-либо задачи.

В рамках данного исследования мы применили процедуру анализа, которая состояла в соотнесении семантики субфреймов и слотов, относящихся к понятию «профессиональная идентичность учителя» («Я-студент», «Я уже не студент», «Я еще не учитель», «Я-учитель»), выбранных в качестве переменных для анализа, с языковыми выражениями внутри обнаруженных контекстов из нарративов, представляющими указанные микроструктуры (компоненты понятия) «профессиональной идентичности учителя». С помощью метода контент-анализа мы выделили и сопоставили контексты в процессе анализа текстов нарра-тивов, связывая их по семантике с выбранной переменной, связанной с именем соответствующего субфрейма. В данной публикации мы представили количественные результаты идентифицированных контекстов по четырем выбранным К-переменным для анализа в текстах нарративов (рис. 1).

Компоненты "профессиональной идентичности учителя" у будущих педагогов

232

I I

К-переменная "Я- К-переменная "Я К-переменная "Я К-переменная "Я-студент" уже не студент" еще не учитель" учитель"

Рис. 1

Анализ данных исследования показывает, что наименьшее количество контекстов (74) связано с К-переменной «я-студент», что свидетельствует о том, что студенты, готовящиеся стать учителями, уже в меньшей степени идентифицируют себя с ролью учащегося и начинают видеть себя за пределами студенческой жизни. Преобладающее количество контекстов было приписано переменной «я уже не студент» (488) - это указывает на значительный переход студентов от восприятия себя как учащихся к началу идентификации себя с более зрелой профессиональной ролью. Данное значение свидетельствует о том, что студенты находятся в стадии «перехода» через границу между студентом и преподавателем студентов, в стадии ухода от студенческой идентичности и движении

в направлении более зрелой профессиональной роли.

К-переменная «я еще не учитель» имеет 232 контекста, что отражает некоторую нерешенность и поиск собственного места в профессии, подчеркивая важность периода обучения и педагогической практики как времени размышления и формирования профессионального «Я». Данный показатель указывает на колебания, внутренние вопросы о готовности вступить в полноценную профессиональную жизнь учителя, о неуверенности в своих действиях. Результаты отражают стадию, когда студенты активно занимаются формированием своей идентичности в качестве учителей. Относительно высокое число контекстов, связанных с переменной «я-учитель» (312), демонстрирует начинающееся принятие и внутреннюю готовность к вступлению в профессиональное сообщество педагогов. Студенты почувствовали педагогическую реальность после педагогической практики и стали более уверены в своих будущих профессиональных ролях.

Заключение

В данной статье мы рассмотрели понятие профессиональной идентичности учителя, а также потенциал вербальной саморефлексии в форме педагогического нарратива в рамках содержания в них семантики как идентичности, так и профессиональной идентичности. Мы представили результаты нашего исследования, которые свидетельствуют о прогрессивной трансформации самоосознания студентов в сторону профессиональной идентичности учителя. Более низкие значения для «я-студент» и «я еще не учитель» могут подразумевать наличие неопределенности или поиска собственного «я» в профессии. Наибольшее количество контекстов для «я уже не студент» намекает на то, что самопознание студентов как специалистов усиливается. Такой вывод подчеркивает значимость поддержки и углубленной работы над профессиональной идентичностью на этапе обучения в ВУЗе, что может способствовать более гладкому и осознанному переходу от статуса студента к статусу педагога.

Литература

1. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность в современных исследованиях // Вопросы психологии. 2008. No 1. С. 89-101.

2. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 503 с.

3. Elliott, J. Using narrative in social research: qualitative and quantitative approaches. London: Sage. 2005.232 P.

4. Трушникова Е.А. Педагогический нарратив как средство профессиональной рефлексии студентов-практикантов. // Материалы Международного молодежного научного форума

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

488

74

0

«ЛОМОНОСОВ-2020» [Электронный ресурс] / Отв.ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. - Электрон. Текстовые дан. (1500 Мб.) - М.: МАКС Пресс, 2020. - Режим доступа: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lo-monosov_2020/index.htm, свободный - Материалы Международного молодёжного научного форума «Л0М0Н0С0В-2020». ISBN 978-5317-06417-4.

5. Gergen K.J., Gergen M.M. Narrative and self as relationship // L. Berkowitz (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology (Vol. 21). - San Diego, CA: Academic Press, 1988. - P. 17-56.

6. Brockmeier J. From the end to the beginning: Retrospective teleology in autobiography // Brockmeier J., Carbaugh D.(Eds.) Narrative and Identity. Studies in Autobiography, Self and Culture. - Amsterdam: John Benjamins, 2001. - P. 247-280.

7. Сарбин Т.Р. Нарратив как базовая метафора для психологии / Т.Р. Сарбин // Постнекласси-ческая психология. - 2004. - № 1. - С. 6-28

8. Кадырова Р.Г. Теория нарратива и нарративный анализ в психологии / Р.Г. Кадырова // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 2(9). - С. 126128.

9. De Fina, Anna. Doing Narrative Analysis from a Narratives-as-Practices Perspective. /Narrative Inquiry. 31№ 1. 2021. pp. 49-71. https://doi. org/10.1075/ni.20067.def

10. Clark J.K., Kaiser M.L., Hicks R., Hoy C., Rogers C., Spees C.K. Community-University Engagement via a Boundary Object: The Case of Food Mapping in Columbus, Ohio, Missouri State University, Journal of Public Scholarship in Higher Education, Volume 5. 2015. pp.126-142.

11. Diekelmann Nance, Diekelmann John. Schooling Learning Teaching: Toward Narrative Pedagogy. 2009. P. 12

12. Челнокова Е.А., Житникова Н.Е., Челноков А.С. Использование нарратива в обучении // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3. сс. 279-282.

13. Golombek, P.R., Johnson, K.E. Re-conceptualizing teachers' narrative inquiry as professional development. //Profile: Issues in Teachers' Professional Development. 19№ 2. 2017. pp. 15-28.

IDENTIFICATION OF COMPONENTS OF A TEACHER'S PROFESSIONAL IDENTITY IN PEDAGOGICAL NARRATIVE TEXTS: GENERALIZATION OF THE RESULTS OF CONTENT ANALYSIS

Trushnikova E.A.

Perm State National Research University

This work is devoted to the analysis of self-reflection of student trainees after completing teaching practice in secondary schools in order to discover the professional identity of a teacher, which is in the process of formation during their studies at a higher educational institution. The purpose of this study is to determine to what extent

the components of a teacher's professional identity are represented in the self-reflection texts of future teachers, framed in a pedagogical narrative. A pedagogical narrative is a verbal representation of reflective activity, presented in the form of a story told by a person about his experience, with the aim of forming a new conscious professional experience and a value-based understanding of his professional pedagogical activity. Before analyzing the texts of the narratives, we identified four components from the frame of the concept of "professional identity of a teacher", which were selected for text analysis as contextual variables (K-variable). Next, using the content analysis method, we examined the extent to which four K-variables: "I am a student," "I am no longer a student," "I am not a teacher yet," and "I am a teacher" are present in the texts of the narratives. For this procedure, we identified contexts from the narrative texts and divided them into four K-variables. We determined that the most common was the K-variable "I am no longer a student" (488 contexts), then the K-variable "I am a teacher" (312 contexts). The penultimate was the K-variable "I am not a teacher yet" (232 contexts) and the least common was the K-variable "I am a student" (74 contexts).

Keywords: narrative, pedagogical narrative, content analysis, identity, professional identity

References

1. Ivanova N.L. Professional identity in modern research // Questions of psychology. 2008. No. 1. P. 89-101.

2. Pryazhnikov N.S. Professional self-determination: theory and practice: textbook. aid for students higher textbook establishments. M.: Academy, 2008. 503 p.

3. Elliott, J. Using narrative in social research: qualitative and quantitative approaches. London: Sage. 2005. 232 P.

4. Trushnikova E.A. Pedagogical narrative as a means of professional reflection of student trainees. // Materials of the International Youth Scientific Forum "L0M0N0S0V-2020" [Electronic resource] / Responsible editor. I.A. Aleshkovsky, A.V. Andri-yanov, E.A. Antipov. - Electron. Text data. (1500 Mb.) - M.: MAKS Press, 2020. - Access mode: https://lomonosov-msu.ru/ archive/Lomonosov_2020/index.htm, free - Materials of the International Youth Scientific Forum "LOMONOSOV-2020". ISBN 978-5-317-06417-4.

5. Gergen K.J., Gergen M.M. Narrative and self-association // L. Berkowitz (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology (Vol. 21). - San Diego, CA: Academic Press, 1988. - P. 17-56.

6. Brockmeier J. From the end to the beginning: Retrospective teleology in autobiography // Brockmeier J., Carbaugh D. (Eds.) Narrative and Identity. Studies in Autobiography, Self and Culture. - Amsterdam: John Benjamins, 2001. - P. 247-280.

7. Sarbin T.R. Narrative as a basic metaphor for psychology / T.R. Sarbin // Post-non-classical psychology. - 2004. - No. 1. -P. 6-28

8. Kadyrova R.G. Narrative theory and narrative analysis in psychology / R.G. Kadyrov // Vector of science TSU. - 2012. - No. 2(9). - pp. 126-128.

9. De Fina, Anna. Doing Narrative Analysis from a Narratives-as-Practices Perspective. /Narrative Inquiry. 31№ 1. 2021. pp. 4971. https://doi.org/10.1075/ni.20067.def

10. Clark J.K., Kaiser M.L., Hicks R., Hoy C., Rogers C., Spees C.K. Community-University Engagement via a Boundary Object: The Case of Food Mapping in Columbus, Ohio, Missouri State University, Journal of Public Scholarship in Higher Education, Volume 5. 2015. pp.126-142.

11. Diekelmann Nance, Diekelmann John. Schooling Learning Teaching: Toward Narrative Pedagogy. 2009. P. 12

12. Chelnokova E.A., Zhitnikova N.E., Chelnokov A.S. Using narrative in teaching // Problems of modern pedagogical education. 2019. No. 65-3. ss. 279-282.

13. Golombek, P.R., Johnson, K.E. Re-conceptualizing teachers' narrative inquiry as professional development. //Profile: Issues in Teachers' Professional Development. 19№ 2. 2017. pp. 1528.

СЧ CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.