Научная статья на тему 'Выявление и пресечение геноцида в вооруженных конфликтах: историко-правовые аспекты'

Выявление и пресечение геноцида в вооруженных конфликтах: историко-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
290
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление и пресечение геноцида в вооруженных конфликтах: историко-правовые аспекты»

D0l:10.24412/2076-1503-2021-4-31-38 ФЕДУЛКИНА Ирина Александровна,

преподаватель кафедры конституционного (государственного) и международного права Военного университета Министерства обороны Российской Федерации?

е-mail: mail@law-books.ru

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ГЕНОЦИДА В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. В статье изложен взгляд автора на то, что геноцид является самостоятельным видом международных преступлений, наряду с военными преступлениями, преступлениями против человечности и агрессией. Сегодня во многих ситуациях современных вооруженных конфликтов от вооруженных сил все чаще ожидается проведение не только боевых действий против противоборствующей стороны, но и правоохранительных операций в целях выявления и недопущения фактов геноцида. Автор доказывает, что важнейшим фактором при анализе возможного или уже имеющего место вооруженного конфликта международного или немеждународного характера является выявление имеющимися в рамках ООН силами и средствами на самом начальном этапе признаков геноцида с целью пресечения.

Ключевые слова: международное гуманитарное право, права человека, гарантия реализации коллективных прав, мировой порядок, геноцид, правовой режим.

FEDULKINA Irina Aleksandrovna,

Lecturer, Department of Constitutional (State) and International Law, Military University Ministry of Defense of the Russian Federation

IDENTIFICATION AND SUPPRESSION OF GENOCIDE IN ARMED CONFLICTS: HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS

Annotation. The article presents the author's view that genocide is an independent type of international crimes, along with war crimes, crimes against humanity and aggression. Today, in many situations of modern armed conflicts, the armed forces are increasingly expected to conduct not only military operations against the opposing side, but also law enforcement operations in order to identify and prevent the facts of genocide. The author proves that the most important factor in the analysis of a possible or already existing armed conflict of an international or non-international nature is the identification of signs of genocide by the forces and means available within the UN at the very initial stage in order to prevent it.

Key words: international humanitarian law, human rights, guarantee of collective rights, world order, genocide, legal regime.

Во всем мире во второй половине XX -начале XXI в. все большее внимание уделялось и уделяется вопросам государственного суверенитета, самоопределения, территориальной целостности. Права и свободы человека и гражданина во всем цивилизованном мире признаются основополагающими ценностями, составляющими основу мирового порядка [1]. Их неукоснительное соблюдение приобретает фундаментальное значение для развития общества и государства. В то же время, как верно отмечал О.Е. Кутафин, «мы справедливо придаем большое значение защите прав и свобод человека, однако утверждать сегодня, что эта защита

является чисто внутригосударственным делом, едва ли верно» [2]. В этом контексте гарантия реализации коллективных прав, в т.ч. права народов на сохранение своей идентичности, заключает в себе характер судьбоносных исторических процессов, способных оказать решающее значение на жизнь всех и каждого [3].

Проанализировав историю человечества, можно прийти к неутешительному выводу, что на каждом её этапе развитие сопровождалось геноцидом. Геноцидом в политическом смысле можно считать известные в истории трагические факты: разрушение Карфагена, убийство армян турками в Константинополе, Альбигойские войны в раннем

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

Средневековье, Варфоломеевская ночь во Франции, фашистские зверства тоталитарных режимов в Германии и в других странах. Несмотря на столь богатый фактический опыт, впервые термин «геноцид» (genos - род (греч.); caedere - убивать (лат.)) в отношении соответствующих деяний был использован польским юристом Р. Лемкиным в его работе «Фашистское управление оккупированной Европой» (1944 г.) [4], а международный правовой статус данный термин получил после Второй мировой войны в декабре 1948 г. («Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него») как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества.

Р. Лемкин писал: «Я все больше и больше отождествлял себя со страданиями жертв, число которых росло по мере того, как продолжал изучать историю. Я понял, что память не только призвана регистрировать события прошлого, но и стимулировать совесть человека. Вскоре последовали современные примеры геноцида, такие как резня армян в 1915 г. Мне стало ясно, что многообразие наций, религиозных групп и рас имеет важное значение для цивилизации, ибо каждая из этих групп призвана выполнить миссию и внести вклад в плане культуры. Я решил стать юристом и добиться запрещения геноцида и его предотвращения посредством объединения усилий стран» [5].

Наказуемость преступления геноцида была обоснована в уставе Нюрнбергского международного военного трибунала [6]. Юридическое закрепление данный термин получил после принятия Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г. В настоящее время, принимая во внимание, что более 130 государств стали участниками Конвенции и данное преступление криминализировано в национальном уголовном законодательстве большинства государств, признаётся, что нормы настоящей Конвенции являются частью международного обычного права [7]. В Консультативном заключении Международного Суда ООН от 28 мая 1951 г. «Оговорки к Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него» указывается, что принципы Конвенции являются обязательными даже для государств, не присоединившихся к ней [8]. Примечателен и тот факт, что Международный Суд ООН в деле «Bosnia and Herzegovina v. Yugoslavia (Serbia and Montenegro)» констатировал, что обязанности, закреплённые в Конвенции 1948 г., являются обязательствами erga omnes [9], т.е. обязательствами государств по отношению к международному сообществу в целом. В силу важности вытекающих из erga omnes прав видится целесообразным использовать данную трактовку международным сообществом в принятии после-

дующих актов международно-правового характера в отношении геноцида [10].

Бесчеловечные акты против населения с давнего времени преследовались по национальному законодательству. После Второй мировой войны международное сообщество государств стало все больше приходить к выводу о том, что не только во внутреннем праве государств, но и в международном праве должны быть закреплены нормы защиты и уважения прав и свобод человека.

Осознание трагических событий Первой и Второй мировых войн, других войн в истории человечества, имело следствием признание геноцида преступлением, нарушающим нормы международного права, противным нравственным и моральным принципам, понимание необходимости его предупреждения. «Никогда больше», -повторяли выжившие, повторяли судьи Нюрнбергского международного военного трибунала. Но на протяжении второй половины XX в. («века геноцида» [11]) и начала ХХ1-го века геноцид повторялся. Цепь ужасающих своей жестокостью событий не была прервана. Индонезия (1965 - 1966), Бангладеш (1971), Бурунди (1972), Камбоджа (1975-1979), Ирак (1988), Руанда (1994), Югославия, Ирак, Украина... Этот список можно продолжить. Стало все больше укрепляться мнение, что неспособность мирового сообщества, в т.ч. ООН, предотвратить трагедии, связанные с проявлениями геноцида, ставит под сомнение саму возможность предупреждения геноцида [12].

Необходимо констатировать, что международно-правовую основу для предупреждения и борьбы с геноцидом составляют общепризнанные принципы международного права [13], и, в частности международного гуманитарного права, Устав ООН 1945 г., Устав Нюрнбергского трибунала 1945 г., резолюция ГА ООН 96 (I) от 11 декабря 1946 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г., Консультативное заключение Международного Суда ООН от 28 мая 1951 г., «Оговорки к Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него», Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности 1968 г., Римский статут Международного уголовного суда 1998 г., Резолюция Совета по правам человека 7/25 о предупреждении геноцида 2008 г., иные Резолюции Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, Совета по правам человека, другие нормативные акты органов ООН, решения международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде.

Конвенция о геноциде 1948 г. накладывает на все государства обязательство принимать меры предупреждения и карать за совершение

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

актов геноцида независимо от того, совершается ли он в мирное или в военное время (ст. I), предусматривая при этом индивидуальную ответственность за совершение преступления геноцида.

Согласно Конвенции 1948 г., под геноцидом понимаются «следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

a) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую» [14] (ст. II Конвенции 1948 г.).

Данная норма воспроизведена в ст. 4(2) Устава Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., ст. 2(2) Устава Международного уголовного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г. и ст. 6 Римского Статута Международного уголовного суда.

Помимо оконченного состава геноцида, Конвенция 1948 г. предусматривает «b) заговор с целью совершения геноцида; с) прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида; d) покушение на совершение геноцида; е) соучастие в геноциде» (ст. III).

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что в качестве преступления геноцида можно классифицировать только те деяния, которые были совершены после вступления в силу Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и которые предусмотрены ст. I - III данной Конвенции. Её нормы являются частью международного обычного права и налагают на государства обязательства erga omnes [15].

Общественная опасность геноцида заключается в том, что уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы приносит непоправимый урон разнообразию человеческого сообщества [16].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

Специфика объекта преступления заключается в том, что им являются права и свободы определённой группы лиц, объединённых по национальным, этническим, расовым и религиозным признакам, жизнь, здоровье, безопасные условия жизни её представителей. Необходимо отметить особую роль женщин как объекта армянского, еврейского, руандийского геноцидов. Преступления геноцида направлены зачастую против мирного, гражданского населения - не столько против мужчин и юношей, сколько против женщин и девушек. В идеологии геноцида женщине отводится важное место как хранительнице культурного и биологического наследия нации. Женщина передаёт детям национальную память, устои и символы национальной принадлежности, а вынашивая и выращивая детей, она продлевает жизнь нации [17].

Преступлением геноцида являются как действие, так и преступное бездействие (непринятие необходимых мер для предотвращения или пресечения геноцида). Необходимо подчеркнуть, что для квалификации данного преступления не установлено условия фактического уничтожения группы. Достаточно совершения одного из действий, составляющих объективную сторону состава геноцида, но с обязательным условием -с намерением уничтожить, полностью или частично, национальную, расовую, религиозную или этническую группу как таковую [18].

Именно специфика субъективной стороны (наличие намерения уничтожить группу полностью или частично) преступления геноцида позволяет отграничивать его от других международных преступлений, в частности преступлений против человечности и военных преступлений. Мотивом могут быть национальная и религиозная вражда, нетерпимость и иные побуждения [19].

В доктрине [20] существует точка зрения, в соответствии с которой геноцид включает действия, направленные не только на физическое уничтожение группы, но и действия, направленные на ограничение существования, культурного развития преследуемых групп, направленных в конечном счёте на их уничтожение. В соответствии с решением МУС под уничтожением следует понимать «материальное уничтожение группы физическими или биологическими средствами, но не уничтожение её национальной, религиозной или иной самобытности» [21].

Рассматривая предложенную А.Н. Трайни-ным концепцию, можно выделить четыре формы геноцида:

1) физический геноцид - непосредственное физическое истребление людей, принадлежащих к определённой расе или нации;

2) биологический геноцид - борьба с самим появлением на свет новых представителей расы, нации, борьба с деторождением, стерилизация, запрещение браков;

3) социально-экономический геноцид -умышленное создание таких жизненных условий (тяжкие условия труда, жилищные условия, отсутствие медицинской помощи), что ведёт к уничтожению этих групп;

4) национально-культурный геноцид, который направлен на уничтожение национальной культуры преследуемых народов, её достижений и богатств [22].

В Резолюции Генеральной Ассамблеи 96(1) от 11 декабря 1946 г. [23] была отмечена ещё одна форма геноцида - геноцид против политических групп. Однако в соответствии с Конвенцией 1948 г. представляется справедливым, что политические группы не являются объектом преступления геноцида. Кроме того, в текст Конвенции намеренно не были включены идеологические и экономические группы, из чего можно сделать вывод, что нормы данной Конвенции не распространяются на те группы лиц, принадлежность к которым обусловлена добровольным волеизъявлением индивида [24].

Первоначальные проекты Конвенции 1948 г. содержали положения об ответственности за «культурный геноцид», охватывающий любое умышленное действие, совершённое с намерением уничтожить языковую, религиозную или культурную группу, в частности, путём запрещения использования языка этой группы в повседневном общении, в школах, средствах печати или публичных выступлениях либо путём разрушения или запрещения доступа к библиотекам, музеям, школам, историческим памятникам, храмам или другим культурным учреждениям этой группы. Однако в соответствии с текстом Конвенции 1948 г. действия, направленные на уничтожение культурных особенностей, геноцидом не являются.

Признание существования культурного геноцида представляется обоснованным, поскольку посредством него можно уничтожить национальную идентичность [25]. Турки постарались разрушить даже историческую память об анатолийском прошлом армянского народа: армянские памятники и храмы были взорваны, кладбища распаханы под посевы зерновых, а армянские кварталы в городах либо разрушены, либо переименованы и заселены турками [26]. На Украине был введен полный запрет на использование русского языка, несмотря на то что на ее территории проживает большое количество русского населения. 5 сентября 2017 г. парламент Украины принял новую редакцию Закона «Об образовании» (25 сентября 2017 г. подписан Президентом, 28 сентября 2017 г.

вступил в силу). Документ предусматривает поэтапное запрещение использования в образовательной системе русского языка и языков других национальных групп Украины. Обучение в средней школе и в высших учебных заведениях должно проходить исключительно на украинском языке. Согласно новому Закону «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» (был принят 25 апреля 2019 г. Верховной радой Украины) единственным государственным официальным языком в стране является украинский. Попытки введения многоязычия рассматриваются как действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя. Кроме того, Закон запрещает искажение государственного языка в официальных текстах и документах, включая «умышленное... нарушение требований украинского правописания» [27].

По мнению Израела В. Черни, определение геноцида, принятое в юриспруденции и в социальной науке, мало соответствует реалиям жизни. Возникают ситуации, когда массовые убийства тысяч и даже миллионов беззащитных жертв не могут быть квалифицированы как геноцид [28]. Исследователь предлагает расширить понятие геноцида, а также выделить ещё одну его форму: геноцид как следствие загрязнения и разрушения природной среды. За пересмотр Конвенции 1948, в частности за пересмотр определения геноцида, выступает также Африканский союз [29].

А.Н. Трайнин, обосновывая определение геноцида как самого преступного из всех преступлений, указывает на то, что «при геноциде жертвой является не то или иное конкретное, отличающееся индивидуальными чертами лицо, а лицо, наделённое общими родовыми признаками, либо лицо, являющееся членом определённой группы, каждый член которой обезличен и обречён на уничтожение» [30].

В настоящее время общепризнанное определение геноцида включает в себя три компонента: совершение одного или нескольких из предусмотренных вариантов, направленность против национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой; наличие умысла уничтожить эту группу полностью или частично. Таким образом, деяние (действие или бездействие) может быть признано преступлением геноцида только при наличии вышеуказанных квалифицирующих признаков.

Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 96 (;) от 11 декабря 1946 г. объявила, что геноцид является преступлением, нарушающим нормы международного права и противоречащим духу и целям ООН, и что цивилизованный мир осуждает это.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

Геноцид признан международным преступлением. В частности, в Российской Федерации уголовная ответственность за геноцид, как преступление против мира и безопасности человечества (ст. 357 УК) [31].

Перечислим наиболее известные установленные факты геноцида:

- геноцид племён герро и нама в 1904 - 1907 гг. - колониальными войсками кайзеровской Германии, около 5000 человек из племени герро, и 10 000 человек из племени нама в Юго-Восточной Африке на территории современной Намибии. В 1985 г. доклад ООН отнес уничтожение племен к актам геноцида, сравнивая его с нацистским геноцидом евреев. В 2004 г. Германия признала совершение геноцида в Намибии;

- истребление и депортация христиан в Османской империи в 1915 - 1923 гг. - в ночь на 24 апреля 1915 г. представители полицейского управления Константинополя ворвались в дома самых видных армян столицы и арестовали их. За несколько дней восемьсот человек были арестованы. Жертвами начавшегося геноцида стали известные армянские писатели. Массовое уничтожение и депортация армян населения Западной Армении и других провинций Османской империи осуществлялось правящими группами Турции. Резня армянского населения продолжалась до сентября 1918 г. В течение последующих трёх лет погибло свыше 1.5 млн армян, остальные бежали или были выселены турками в Месопотамию, Ливан, Сирию через пустыни, где большинство из них погибло от голода и болезней. Свыше одного миллиона армянских беженцев было рассеяно по всему миру;

- истребление нацисткой Германией во время Второй мировой войны евреев, цыган - по ранним послевоенным оценкам для использования рабского труда, изоляции, наказания и уничтожения евреев и других групп населения, считавшихся неполноценными, нацисты создали около 7000 лагерей и гетто. В 2000-х гг. исследователями Мемориального музея Холокоста в Вашингтоне оценили их количеством в 2000. Согласно показаниям Международному трибуналу высокопоставленного сотрудника СС Дитера Вислецени, преследование и уничтожение евреев разделялось на три этапа: до 1940 г., до начала 1942 г. Третьим периодом должно было стать «решение еврейского вопроса» - полного уничтожения евреев.

Фактический геноцид распространялся не только на евреев, но и на все расы и национальности, в т.ч. и славян, которых фашисты рассматривали как «низшую расу», которая должна быть порабощена, обращена в рабство и в конечном счете уничтожена.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

Согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. геноцид, независимо от того, совершается он в мирное или в военное время, является преступлением, нарушающим международное право [32].

По Конвенции наказуемы как сам геноцид, так и заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, покушение на совершение и соучастие в геноциде.

Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или Международным уголовным судом [33].

Государства сотрудничают в пресечении геноцида и обязуются выдавать лиц, обвиняемых в совершении геноцида.

«Главным следственным управлением Следственного комитета России возбуждено уголовное дело о геноциде русскоязычного населения, проживающего на территории Луганской и Донецкой народных республик (ст. 357 УК РФ)», -сказал Владимир Маркин (Официальный представитель СК РФ) [34].

Следствием установлено, «что в период с 12 апреля 2014 года и по настоящее время в нарушение Конвенции 1948 года «О предупреждении преступления геноцида и наказания за него», а также других международно-правовых актов, осуждающих геноцид, неустановленные лица из числа высшего политического и военного руководства Украины, вооруженных сил Украины, Национальной гвардии Украины и «Правого сектора» отдавали приказы, направленные на полное уничтожение именно русскоязычных граждан, проживающих на территории Донецкой и Луганской республик».

В результате применения систем залпового огня погибли не менее 2.5 тыс. чел. «Следствие установило, что убийства русскоговорящих граждан совершались с применением систем залпового огня «Град» и «Ураган», авиационных неуправляемых ракет, имеющих кассетную головную часть, тактических ракет «Точка-У», других видов тяжелого наступательного вооружения неизбирательного действия. В результате этих действий погибли не менее 2,5 тыс. человек», - подчеркнул В.И. Маркин [35].

Кроме того, добавил он, «на территории Донецкой и Луганской республик уничтожены и разрушены более 500 жилых домов, объектов коммунального хозяйства и жизнеобеспечения, больниц, детских и общеобразовательных учреждений, в результате чего более 300 тыс. жителей, опасаясь за свою жизнь и здоровье, вынуждены были покинуть постоянные места своего прожива-

ния и искать убежище на территории Российской Федерации».

Он подчеркнул, что «все эти перечисленные факты и доказательства, уже собранные российским следствием, подтверждают, что действия лиц из числа украинского политического и военного руководства, отдававших приказы на уничтожение русскоговорящего населения, прописаны не только в российском законодательстве, но и в нормах международного права» [36].

Итак, наше общество постоянно развивается, становится более гуманным и цивилизованным, но факты геноцида по-прежнему имеют место в нашем мировом сообществе. Согласно Уголовному кодексу РФ статья за геноцид предусматривает наказание в виде лишения свободы от 12 до 20 лет либо пожизненного лишения свободы, либо смертной казни [37]. В международном сообществе условия ответственности устанавливаются международным судом.

Несмотря на то что уже больше полувека существует предусмотренная Конвенцией 1948 г. обязанность государств предотвратить совершение преступления геноцида, следует признать, что мировое сообщество принимало активное участие, как правило, в прекращении уже начавшегося геноцида, сопровождавшегося миллионными жертвами, а не в предотвращении его совершения.

Среди способов предупреждения геноцида можно назвать: дипломатические инициативы (услуги посредника и добрые услуги, превентивная дипломатия), невоенные санкции (эмбарго на поставку вооружений, запрет иностранных инвестиций, другие экономические ограничения), угроза применения силы.

В ходе проведённого анализа было установлено, что геноцид является самостоятельным видом международных преступлений, наряду с военными преступлениями, преступлениями против человечности и агрессией. Необходимо ещё раз подчеркнуть, что в качестве преступления геноцида можно классифицировать только те деяния, которые были совершены после вступления в силу Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и которые предусмотрены ст. 1-111 данной Конвенции. Её нормы являются частью международного обычного права и налагают на государства обязательства егда omnes.

Список литературы:

[1] Чернявский А.Г. Правовое значение идеи суверенитета для государства и права. - М., 2020. - С. 504.

[2] Кутафин О.Е. Конституция и проблемы ее реализации // Российский конституционализм:

проблемы и решения: материалы Междунар. конф. - М.: Изд-во ИГП РАН, 1999. - С. 35-38.

[3] Чернявский А.Г. Суверенитет и международное право: историко-правовые аспекты // Образование и право. - 2019. - № 4. - С. 46 - 54.

[4] Lemkin R. Axis Rule in Occupied Europe / R. Lemkin. URL: http://www.preventgenocide.org/ lemkin/AxisRule1944-1.htm (дата обращения: 23.04.2020).

[5] Lemkin R. Axis Rule in Occupied Europe / R. Lemkin. URL: http://www.preventgenocide.org/ lemkin/AxisRule1944-1.htm (дата обращения: 23.04.2020).

[6] Grimalskaya S.A., Stepashkin S.V., Khromova N.M. et. al. International Tribunal at Nuremberg // Вопросы истории. - 2021. - № 2. - С. 127 - 133.

[7] Сафаров Н.А. Преступления, подпадающие под юрисдикцию международного уголовного суда и уголовное законодательство стран СНГ (сравнительный анализ) // Государство и право. -2004. - № 7. - C. 48 - 59.

[8] The principles underlying the Convention are recognized by civilized nations as binding on States even without any conventional obligation. Reservations to the Convention on the Prevention and Punishment of Genocide (Advisory Opinion). ICJ Reports. - Vol. 15. - 1951. - P. 23.

[9] Case Concerning the application of the Convention on the Prevention and Punishment of the Crime of Genocide (Bosnia and Herzegovina v. Yugoslavia (Serbia and Montenegro)). Preliminary Objections.

[10] Чернявский А.Г., Синяева Н.А., Самодуров Д.И. Международное право. - М., 2019. - С. 391 - 404.

[11] Научная Ассоциация Исследователей Геноцида (Association of Genocide Scholars) назвала 20 век «веком геноцида».

[12] Чернявский А.Г. Роль и значение идеологии для государства и права. Монография / 2020. Сер. Научная мысль (Изд. 2-е, испр. и доп.). - С. 147.

[13] Чернявский А.Г., Синяева Н.А., Самодуров Д.И. Международное гуманитарное право: учеб. - М., 2020. - Сер.: Специалитет и магистратура. - С. 122 - 143.

[14] Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г. - Режим доступа: www.un.org/russian/ document/convents/genocide.htm

[15] Чернявский А.Г. Юридическая ответственность. - М., 2015. - Сер.: Высшая школа. Магистратура. - С. 504 - 507.

[16] Чернявский А.Г. Идеология и мировоззрение в формировании правосознания и полити-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

ческой мысли // Образование и право. - 2019. - № 5. - С. 63 - 67.

[17] Одним из неустранимых последствий геноцида в Руанде стало заражение женщин СПИДом в результате насилия.

[18] Скуратова А.Ю. Современные проблемы международно-правовой квалификации деяний в качестве преступлений против мира и безопасности человечества: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - С. 197.

[19] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Права человека в России: учеб. для студ., обучающихся по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция». - М., 2019. - Сер.: Бакалавриат. - С. 79.

[20] Трайнин А.Н. Избр. труды. - М., 2004. -С. 898.

[21] ILC REP. - 1996. - P. 12.

[22] Трайнин А.Н. Избр. труды. - М., 2004. -С. 898.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[23] URL: http://daccessdds.un.org/doc/ RES0LUTI0N/GEN/NR0/035/53/IMG/NR003553. pdf?OpenElement

[24] Чернявский А.Г., Погребная Ю.К. Идеологическая функция права. - М., 2015. - С. 167.

[25] Чернявский А.Г. Право как регулятор отношений по поводу ценностей: теоретико-правовые аспекты // Государство и право. - 2021. - № 1. - С. 26 - 35.

[26] Пламя ненависти: этнические чистки в Европе XX века. - С. 65.

[27] Как на Украине ограничивали использование русского языка. URL: https://tass.ru/tass-today (дата обращения: 23.04.2021).

[28] Микаелян В.А. Геноцид - преступление против человечества (материалы I Моск. между-нар. симп., 18 - 19 апр. 1995 г.). - М., 1997. - С. 112.

[29] OAU International panel of eminent personalities // http://www.un.org/ecosocdev/geninfo/ afrec/subjindx/121rwan.htm

[30] Трайнин А.Н. Избр. труды. - М., 2004. -С. 898.

[31] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 23.05.2015). СЗ РФ. - 17.06.1996. - № 25, - ст. 2954 // СПС «Кон-сультантПлюс».

[32] Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» [рус., англ.] (Заключена 09.12.1948) // СПС «Консультант-Плюс».

[33] Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» [рус., англ.] (Заключена 09.12.1948) // СПС «Консультант-Плюс».

[34] СКР возбудил уголовное дело о геноциде русскоязычного населения Донбасса. URL:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

http://group.interfax.ru/ (дата обращения: 23.04.2021).

[35] Маркин: рядовой батальона «Днепр» признался в убийствах женщин и детей в Луганской области. URL: https://tass.ru/tass-today (дата обращения: 12.04.2021).

[36] URL: http://tass.ru/politika/1475021

[37] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 23.05.2015) // СЗ РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.

Spisok literatury:

[1] Chernyavskij A.G. Pravovoe znachenie idei suvereniteta dlya gosudarstva i prava. - M., 2020. -S. 504.

[2] Kutafin O.E. Konstituciya i problemy ee real-izacii // Rossijskij konstitucionalizm: problemy i resh-eniya: materialy Mezhdunar. konf. - M.: Izd-vo IGP RAN, 1999. - S. 35-38.

[3] Chernyavskij A.G. Suverenitet i mezhdunar-odnoe pravo: istoriko-pravovye aspekty // Obra-zovanie i pravo. - 2019. - № 4. - S. 46 - 54.

[4] Lemkin R. Axis Rule in Occupied Europe / R. Lemkin. URL: http://www.preventgenocide.org/lem-kin/AxisRule1944-1.htm (data obrashcheniya: 23.04.2020).

[5] Lemkin R. Axis Rule in Occupied Europe / R. Lemkin. URL: http://www.preventgenocide.org/lem-kin/AxisRule1944-1.htm (data obrashcheniya: 23.04.2020).

[6] Grimalskaya S.A., Stepashkin S.V., Khromova N.M. et. al. International Tribunal at Nuremberg // Voprosy istorii. - 2021. - № 2. - S. 127

- 133.

[7] Safarov N.A. Prestupleniya, podpadayush-chie pod yurisdikciyu mezhdunarodnogo ugolovnogo suda i ugolovnoe zakonodatel'stvo stran SNG (srav-nitel'nyj analiz) // Gosudarstvo i pravo. - 2004. - № 7.

- C. 48 - 59.

[8] The principles underlying the Convention are recognized by civilized nations as binding on States even without any conventional obligation. Reservations to the Convention on the Prevention and Punishment of Genocide (Advisory Opinion). ICJ Reports. - Vol. 15. - 1951. - P. 23.

[9] Case Concerning the application of the Convention on the Prevention and Punishment of the Crime of Genocide (Bosnia and Herzegovina v. Yugoslavia (Serbia and Montenegro)). Preliminary Objections.

[10] Chernyavskij A.G., Sinyaeva N.A., Samo-durov D.I. Mezhdunarodnoe pravo. - M., 2019. - S. 391 - 404.

[11] Nauchnaya Associaciya Issledovatelej Genocida (Association of Genocide Scholars) naz-vala 20 vek «vekom genocida».

[12] Chernyavskij A.G. Rol' i znachenie ideologii dlya gosudarstva i prava. Monografiya / 2020. Ser. Nauchnaya mysl' (Izd. 2-e, ispr. i dop.). - S. 147.

[13] Chernyavskij A.G., Sinyaeva N.A., Samo-durov D.I. Mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo: ucheb. - M., 2020. - Ser.: Specialitet i magistratura. -S. 122 - 143.

[14] Konvenciya o preduprezhdenii prestu-pleniya genocida i nakazanii za nego ot 9 dekabrya 1948 g. - Rezhim dostupa: www.un.org/russian/doc-ument/convents/genocide.htm

[15] Chernyavskij A.G. Yuridicheskaya otvetst-vennost'. - M., 2015. - Ser.: Vysshaya shkola. Magistratura. - S. 504 - 507.

[16] Chernyavskij A.G. Ideologiya i mirovozz-renie v formirovanii pravosoznaniya i politicheskoj mysli // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 5. - S. 63 -67.

[17] Odnim iz neustranimyh posledstvij genocida v Ruande stalo zarazhenie zhenshchin SPIDom v rezul'tate nasiliya.

[18] Skuratova A.Yu. Sovremennye problemy mezhdunarodno-pravovoj kvalifikacii deyanij v kachestve prestuplenij protiv mira i bezopasnosti chelovechestva: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2006. - S. 197.

[19] Chernyavskij A.G., Grudcina L.Yu. Prava cheloveka v Rossii: ucheb. dlya stud., obuchayush-chihsya po napravleniyu podgotovki (special'nosti) «Yurisprudenciya». - M., 2019. - Ser.: Bakalavriat. -S. 79.

[20] Trajnin A.N. Izbr. trudy. - M., 2004. - S. 898.

[21] ILC REP. - 1996. - P. 12.

[22] Trajnin A.N. Izbr. trudy. - M., 2004. - S. 898.

[23] URL: http://daccessdds.un.org/doc/RESO-LUTI0N/GEN/NR0/035/53/IMG/NR003553. pdf?OpenElement

[24] Chernyavskij A.G., Pogrebnaya Yu.K.

Ideologicheskaya funkciya prava. - M., 2015. -

S. 167.

[25] Chernyavskij A.G. Pravo kak regulyator otnoshenij po povodu cennostej: teoretiko-pravovye aspekty // Gosudarstvo i pravo. - 2021. - № 1. - S. 26

- 35.

[26] Plamya nenavisti: etnicheskie chistki v Evrope XX veka. - S. 65.

[27] Kak na Ukraine ogranichivali ispol'zovanie russkogo yazyka. URL: https://tass.ru/tass-today (data obrashcheniya: 23.04.2021).

[28] Mikaelyan V.A. Genocid - prestuplenie pro-tiv chelovechestva (materialy I Mosk. mezhdunar. simp., 18 - 19 apr. 1995 g.). - M., 1997. - S. 112.

[29] OAU International panel of eminent personalities // http://www.un.org/ecosocdev/geninfo/ afrec/subjindx/121rwan.htm

[30] Trajnin A.N. Izbr. trudy. - M., 2004. - S. 898.

[31] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 g. № 63-FZ (red. ot 23.05.2015). SZ RF.

- 17.06.1996. - № 25, - st. 2954 // SPS «Konsul'tant-Plyus».

[32] Konvenciya o preduprezhdenii prestu-pleniya genocida i nakazanii za nego» [rus., angl.] (Zaklyuchena 09.12.1948) // SPS «Konsul'tant-Plyus».

[33] Konvenciya o preduprezhdenii prestu-pleniya genocida i nakazanii za nego» [rus., angl.] (Zaklyuchena 09.12.1948) // SPS «Konsul'tant-Plyus».

[34] SKR vozbudil ugolovnoe delo o genocide russkoyazychnogo naseleniya Donbassa. URL: http://group.interfax.ru/ (data obrashcheniya: 23.04.2021).

[35] Markin: ryadovoj batal'ona «Dnepr» priznalsya v ubijstvah zhenshchin i detej v Luganskoj oblasti. URL: https://tass.ru/tass-today (data obrashcheniya: 12.04.2021).

[36] URL: http://tass.ru/politika/1475021

[37] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 g. № 63-FZ (red. ot 23.05.2015) // SZ RF.

- 17.06.1996. - № 25. - St. 2954.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.