Научная статья на тему 'Выявление и предотвращение налоговых рисков в организациях'

Выявление и предотвращение налоговых рисков в организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2369
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ РИСК / ЭТАПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ / ЧИСТЫЙ РИСК / СПЕКУЛЯТИВНЫЙ РИСК / МЕРЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ / TAX RISK / STAGES OF IDENTIFICATION OF TAX RISKS / PURE RISK / SPECULATIVE RISK / MEASURES OF PREVENTION OF TAX RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекулаева Елена Николаевна

Рассмотрены этапы выявления и предотвращения налоговых рисков в организациях. Отражены понятие налогового риска, виды рисков в организациях, пути их выявления, а также предложены основные меры предотвращения налоговых рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION AND PREVENTION OF TAX RISKS IN THE ORGANIZATIONS

In article stages of identification and prevention of tax risks in the organizations are considered. The concept of tax risk, types of risks of the organizations, ways of their identification are reflected, and also the main measures of prevention of tax risks are offered.

Текст научной работы на тему «Выявление и предотвращение налоговых рисков в организациях»

17. Специализироваться на тех видах деятельности, которые утратили привлекательность для лидеров мировой экономики. Восстановливать связи со странами СНГ, создавать общие научные и производственные проекты и программы в рамках общего научно-технологического пространства госу-дарств-участников СНГ (1996 г.). Реальными факторами такого взаимовыгодного сотрудничества являются: связи в сфере генерации знаний (общность и взаимодополняемость научных школ, исследовательских организаций); связи в сфере инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение.

От реализации потенциала интеграции НИС в рамках СНГ во многом зависят его перспективы. Или СНГ станет катализатором перехода стран-участниц на инновационный путь развития, или в повестке дня окажется поиск других партнеров в ускорении экономического развития. Интеграция в рамках таможенного союза обретает стратегический смысл, когда помогает новым и модернизированным производствам повысить свою конкурентоспособность через реализацию эффекта масштаба производства за счет сбыта на расширенном до границ этого союза рынке. Тем самым усиливаются позиции и на внешних относительно таможенного союза рынках.

Литература

1. Варшавский Л.Е. Исследование влияния качества человеческого капитала на инновационную активность // Инновационная ориентация российских экономических институтов / под ред. В.Е. Дементьева. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

2. Кондратьев НД, Яковец Ю.В., Абалкин Л.И. Большие циклы экономической конъюнктуры // Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: избр. тр. М.: Экономика, 2002. С. 390-391.

ЦЕРФУС ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА - соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected]).

CERFUS TATYANA ALEKSANDROVNA - a competitor of scientific degree of Economic Sciences candidate, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

УДК 336.221

Е.Н. ЧЕКУЛАЕВА

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Ключевые слова: налоговый риск, этапы выявления налоговых рисков, чистый риск, спекулятивный риск, меры предотвращения налоговых рисков.

Рассмотрены этапы выявления и предотвращения налоговых рисков в организациях. Отражены понятие налогового риска, виды рисков в организациях, пути их выявления, а также предложены основные меры предотвращения налоговых рисков.

E.N. CHEKULAEVA

IDENTIFICATION AND PREVENTION OF TAX RISKS IN THE ORGANIZATIONS Key words: tax risk, stages of identification of tax risks, pure risk, speculative risk, measures of prevention of tax risks.

In article stages of identification and prevention of tax risks in the organizations are considered. The concept of tax risk, types of risks of the organizations, ways of their identification are reflected, and also the main measures of prevention of tax risks are offered.

Финансово-хозяйственная деятельность организаций сопряжена с многочисленными рисками, управление которыми является важным фактором повышения и поддержания стабильности финансового положения организаций. Одной из значимых групп рисков являются налоговые, поскольку с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности организаций. Высокая акту-

альность управления налоговыми рисками определяется существенной долей налоговых платежей в общей величине как расходов, так и денежного оттока.

В крупных организациях существует целая система управления рисками, включающая в себя управление финансовыми, налоговыми, юридическими, репутационными и другими рисками. Одним из этих элементов является система управления налоговыми рисками, которая в некоторых случаях может быть самостоятельной.

Задача такой системы: выявить, оценить и своевременно среагировать на налоговые риски для уменьшения вероятности их возникновения или минимизации негативных последствий, связанных с процессом налогообложения.

Необходимо отметить, что под налоговым риском понимают неопределенность относительно достижения целей хозяйствующего субъекта в результате воздействия факторов, связанных с процессом налогообложения, которая может проявиться в виде финансовых (и иных) потерь или в возможности получения дополнительной выгоды (дохода) в результате позитивных отклонений [1. С. 30].

Крупные международные организации, а вслед за ними и российские, под налоговыми рисками понимают еще и риски переплаты налогов, неиспользования налоговых льгот, налоговых резервов, кредитование бюджета, т.е. риски неэффективного налогообложения.

К наиболее актуальным можно отнести налоговые риски, связанные с незнанием, неполнотой законодательства, наличием пробелов в нормативных документах.

В данной статье подробнее остановимся на рисках налогоплательщиков-юридических лиц, возникающих в результате их деятельности.

Многие компании сталкиваются с ситуациями, в которых какой-либо вопрос не урегулирован совсем либо различные документы содержат неоднозначное толкование одних и тех же норм. В этом случае риски связаны с противоречиями и неясностями актов налогового законодательства. В связи с этим следует помнить о правиле, предусмотренном п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ): «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика».

В обоснование данного вида можно привести следующий пример: организация (индивидуальный предприниматель) освобождена от НДС на основании ст. 145 НК РФ. Однако освобождение от уплаты НДС может обернуться не только уплатой налога, но и штрафными санкциями и пени, если налогоплательщиком будет нарушено условие: выручка за три последовательных календарных месяца деятельности превысит 2 млн руб.

Например, выручка от реализации получена за февраль 2011 г. -500 тыс. руб., за март - 350 тыс. руб., за апрель - 1250 тыс. руб. Итого за три последовательных месяца выручка составила 2100 тыс. руб. С апреля налогоплательщик утрачивает право на освобождение от НДС и обязан 225 тыс. руб. (1250 тыс. руб. х 18%) за счет собственных средств заплатить в бюджет. Налогоплательщику в целях устранения рисков по уплате НДС в связи с потерей освобождения необходимо постоянно контролировать размер выручки. Если в течение периода налогового освобождения становится очевидным, что лимит выручки будет превышен, необходимо либо начать выставлять покупателю счета-фактуры с НДС в целях экономии своих собственных средств, либо переводить «лишние» объемы на дочерние компании - спутники по бизнесу, специально и заранее зарегистрированные для этих целей.

К следующей группе можно отнести налоговые риски, связанные с неожиданным изменением законодательства и неверным исполнением налого-

вых законов, ошибками в налоговом учете или налоговом планировании (так называемые риски процесса). К ним относятся налоговые риски, обусловленные допущенными неумышленными ошибками налогоплательщиков (например, технические ошибки). Причиной возникновения таких ошибок может быть недостаточный уровень квалификации работников бухгалтерских и налоговых служб.

Примером может служить риск «забывчивости» представить по истечении 12 календарных месяцев использования права на освобождение не позднее 20-го числа последующего месяца документы, подтверждающие, что в течение указанного срока сумма выручки от реализации за каждые три последовательных месяцев не превышала в совокупности 2 млн руб., либо неподачи уведомления о продлении использования права на освобождение может привести на основании п. 5 ст. 145 НК РФ к восстановлению и уплате в бюджет сумм налога с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней. И в такой ситуации необходимо:

- в качестве контроля закрепить как норму налогового администрирования за налоговым органом истребование подтверждающих документов;

- внести дату представления документов в налоговый календарь налогоплательщика с закреплением в должностной инструкции обязанностей конкретного специалиста по соблюдению налогового графика.

В процессе управления налоговыми рисками выделяют следующие этапы выявление налоговых рисков (рисунок).

Этапы выявления налоговых рисков

Стоит учитывать, что как само понятие налогового риска, так и принципы его оценки очень субъективны и зависят, как правило, от квалификации исполнителя и используемых им оценочных критериев, соответствия или несоответствия позиции Министерства финансов и налоговых органов и вероятности обнаружения риска. Рассмотрим наиболее важные направления работы по предотвращению налоговых рисков [2. С. 70]:

- повышение квалификации специалистов, принимающих решения, связанные с осуществлением налогообложения, и ведущих налоговый учет предприятия. Для эффективного снижения налогового риска требуется высокий уровень квалификации бухгалтера, следовательно, необходимо проводить взвешенную кадровую политику и предъявлять к уровню подготовки специалистов высокие требования;

- отслеживание изменений налогового и бухгалтерского законодательства. Для снижения налогового риска руководителю предприятия необходимо обеспечить бухгалтеру условия для отслеживания в надлежащий срок всех изменений в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Оно может выполняться бухгалтером как самостоятельно, так и с помощью соответствующих консультационных услуг, посещений семинаров. Также рекомендуется использование материалов официальных и периодических изданий, справочно-информационные системы «Гарант», «Консультант Плюс»;

- мероприятия по снижению налогового риска при разработке учетной политики предприятия. В учетной политике предприятия должны быть опре-

делены процедуры по оценке налогового риска, способы контроля его величины и меры по снижению:

- учет налогового риска при инвестировании. Налоговый риск должен рассматриваться предприятием не только при управлении налоговыми обязательствами, его также следует учитывать и при ведении управленческого учета в других сферах деятельности предприятия, например, при принятии решений об инвестировании;

- мониторинг налоговых ошибок. Эффективным инструментом снижения налогового риска является использование мониторинга - непрерывного наблюдения, контроля за процессом выявления и исправления налоговых ошибок.

Среди налоговых ошибок наиболее часто встречаются и штрафуются ошибки по формированию налоговой базы. По данным налоговых проверок, проводимых налоговыми органами, более 70% установленных нарушений связано с занижением налоговой базы.

Чем больше величины налоговой базы было скрыто, тем больше риск применения норм ответственности.

Налоговый риск можно разделить на две группы: чистый налоговый риск; спекулятивный налоговый риск [4. С. 80].

Чистый налоговый риск связан с возможностью начисления штрафных санкций контролирующими органами. В этом случае возможны либо потери в виде финансовых санкций, либо отсутствие этих потерь. В результате чистого риска организация может стать банкротом. По данным Инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС) России по г. Йошкар-Оле было возбуждено в 2010 г. 1626 исполнительных производств на сумму 793 191 тыс. руб., в 2011 г. -1635 на сумму 798 365 тыс. руб., произведено 3 ареста имущества организаций в 2010 г. на сумму 3584 тыс. руб., в 2011 г. - 6 на сумму 7780 тыс. руб., возбуждено дел о несостоятельности (банкротстве) организаций за 2010 г. 30 на сумму 103 108 тыс. руб., в 2011 г. - 32 на сумму 286 175 тыс. руб.

Спекулятивный налоговый риск связан с возможностью доначисления налоговых платежей либо с экономией на платежах в бюджет по сравнению с выбранным вариантом налогообложения. Это может произойти в результате изменения условий, согласно которым ранее принималось решение.

По результатам контрольной работы за I квартал 2011 г. дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней, включая пени, в размере 122 076 тыс. руб. Это на 12,5% (13 524 тыс. руб.) больше, чем за аналогичный период прошлого года. По результатам выездных проверок доначисления по сравнению с доначислениями за I квартал 2010 г. возросли в 1,3 раза, или на 25 026 тыс. руб., и составили 102 676 тыс. руб. (84,1% от общей суммы дона-численых платежей). Сумма дополнительно начисленных платежей по организациям возросла на 22,0% (на 16 079 тыс. руб.). Из общей суммы доначисленных платежей по результатам контрольной работы 65,5%, или 79 944 тыс. руб., составляют налоги; 11,0%, или 13 485 тыс. руб., сумма начисленных пени; сумма предъявленных налоговых санкций составляет 8,6%, или 10 464 тыс. руб.; на долю пеней, начисленных на текущую задолженность, приходится 14,9%, или 18 183 тыс. руб.

У предприятия нет возможности управлять налоговыми рисками непосредственно через внешние факторы, поскольку оно не может по своему усмотрению изменять налоговое, бухгалтерское или какое-либо иное законодательство. Но необходимо своевременно отслеживать изменения этих факторов и принимать соответствующие меры по их учету при осуществлении деятельности, осуществлять мониторинг состояния расчетов с бюджетом по налогам.

Можно использовать следующие меры, способствующие предотвращению налогового риска [5. С. 236]:

1. Мероприятия по снижению налогового риска непосредственно на предприятии:

- организация работы по учету налогового риска при принятии управленческих решений;

- повышение квалификации специалистов, принимающих решения, связанные с осуществлением налогообложения, и ведущих налоговый учет;

- регулярное отслеживание изменений налогового и бухгалтерского законодательства;

- разработка мероприятий по снижению налогового риска при формировании учетной политики предприятия;

- управление выполнением налоговых обязательств;

- учет налогового риска при инвестировании;

- создание резерва под обеспечение возможных штрафных санкций и пени в качестве меры самострахования;

- применение способа переплаты;

- мониторинг налоговых ошибок (периодическое их выявление и исправление ошибок).

2. Систематическая работа с налоговыми органами:

- обращение в сложных (неоднозначных) ситуациях в налоговые органы за письменными разъяснениями;

- снижение вероятности конфликтов с налоговой инспекцией;

- проведение сверок по состоянию расчетов по налогам.

3. Работа с контрагентами:

- экспертиза бухгалтером договоров, заключаемых предприятием с партнерами;

- раскрытие информации о состоянии налоговых расчетов в финансовой отчетности.

Таким образом, с развитием рыночных отношений в России возросло влияние налоговых рисков на экономическую безопасность предприятия, поэтому целенаправленная работа по снижению отрицательных последствий налоговых рисков является одним из приоритетных направлений деятельности, способствующей сохранению безопасности предприятия, т.е. реализации допущения непрерывности деятельности.

Как показывает практика, большинству российских организаций предстоит еще пройти большой путь для построения эффективной налоговой функции в соответствии с международными стандартами. Однако те преимущества, которые дает бизнесу эффективное управление налоговыми рисками и обязательствами для бизнеса, делают эту задачу одной из наиболее приоритетных.

Литература

1. Гончаренко Л.П. Налоговые риски: теория и практика управления // Финансы и кредит. 2009. № 2. С. 30-31.

2. Зуйков А.В. Управление налоговыми рисками: мнение специалиста // Налоговый учет для бухгалтера. 2010. № 10. С. 66-72.

3. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. М.: Проспект; КноРус, 2012. 784 с.

4. Стафиевская М.В. Необходимость идентификации и управления налоговым риском // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2010. № 2. С. 80-82.

5. Шевелев А.Е., Шевелева Е.В. Риски в бухгалтерском учете: учеб. пособие. М.: КноРус, 2007. 280 с.

ЧЕКУЛАЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - аспирантка кафедры налогов и налогообложения, Поволжский государственный технологический университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).

CHEKULAEVA ELENA NIKOLAEVNA - post-graduate student of Taxes and Taxation Chair, Volga Region State Technological University, Russia, Yoshkar-Ola.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.