ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Выявление и поддержка интеллектуальных лидеров мнений в вертикально интегрированной структуре оборонно-промышленного комплекса
Рассматриваются процессы выявления и отбора интеллектуальных лидеров мнений на предприятиях вертикально интегрированной структуры оборонно-промышленного комплекса. Показана роль научно-образовательного центра вертикально интегрированной структуры в управлении этими процессами.
Ключевые слова: интеллектуальный лидер, переподготовка, повышение квалификации, вертикально интегрированная структура.
¿м
Д. Ю. Большаков,
к. т. н., начальник отдела, АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей»
со
о с^
со сч 1--
£
£ <
СО О х
X £
Введение
Производство современной высокотехнологичной инновационной продукции требует квалифицированных кадров, подготовленных в соответствии с требованиями ускоряющегося научно-технического прогресса [1-3], темпы которого таковы, что современное техническое образование едва успевает корректировать программы подготовки и переподготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях [1, 3]. Поэтому в настоящее время рабочим и инженерам целесообразно прививать установки не только на успешное овладение академическими знаниями в учебных заведениях, но и стремление к непрерывному профессиональному росту. Потребность в этом в вертикально интегрированной структуре (ВИС) обусловлена тем, что для совершенствования современного производственного процесса требуются специальности и компетенции, не имеющие корней в профессиональной культуре предприятия и специалистам попросту неоткуда черпать опыт [1, 3]. Единственным выходом из этой ситуации является построение системы непрерывного повышения квалификации и переподготовки специалистов, и экономически целесообразно это делать в рамках всей вертикально интегрированной структуры [1].
Для организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов с учетом потребностей предприятий всей ВИС в АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей» и ряде его дочерних обществ образованы научно-образовательные центры (НОЦ) [1-4]. Создание их позволяет проводить единую политику по переподготовке и повышению квалификации, осуществлять управление, контроль и
стратегическое планирование кадрового обеспечения с учетом интересов ВИС [1-3].
Одной из научных задач НОЦ АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей» является выявление лидеров и «генераторов идей» [5]. Цель выявления лидеров — качественное совершенствование кадрового потенциала ВИС, а именно выявление работников, обладающих наибольшими компетенциями и способных в перспективе повышать интеллектуальный потенциал как других работников, так и предприятия в целом, а также формировать научно-техническую повестку дня предприятий для постановки и выполнения новых НИОКР и внедрения нужных инноваций.
Настоящая статья посвящена составлению социального портрета интеллектуальных лидеров мнений и поиску путей их выявления и поддержки в интересах увеличение интеллектуального потенциала ВИС.
Интеллектуальные лидеры мнений
Один из самых известных американских социологов ХХ в. Роберт Мертон разделяет лидеров мнений на «локальных» и «космополитических» [6]. Локальные лидеры — это специалисты, досконально разбирающиеся в своей профессиональной области, в то время как космополитические является источниками информации о мире в целом [6]. В настоящей работе рассматриваются именно локальные лидеры, являющиеся интеллектуалами-специалистами в силу своей узкой профессиональной компетенции [7]. Кроме узкой специализации рассматриваемые лидеры отличаются рефлексией, то есть имеют насущную потребность оказывать влияние на других. Данная рефлексия имеет обратную связь, которая выливается
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
во встречное влияние на лидера мнении, укрепляя его профессиональную уверенность и/или увеличивая потребность в продолжении рефлексии. В целом такую рефлексию можно разделить на четыре этапа [8]:
1) определение ролеИ — позиционирование интеллектуальным лидером мнении себя открытым к диалогу со специалистами;
2) создание и поддержание коммуникационных потоков — сознательное или бессознательное создание среды, в которои лидер мнении может осуществлять расширенную реализацию своеИ профессиональнои компетенции, например, через личное общение, средства связи, семинары, так называемое «сарафанное радио»;
3) установление правил и процедур работы — создание устоИчивого, оптимального и эффективного функционирования каналов коммуникации, например, помощь советами, наставничество, руководство практикоИ;
4) ощущение обратноИ связи — важный для лидера положительный дидактическиИ результат его деятельности.
У описываемых лидеров мнениИ положительные черты проявляются сознательно, и такоИ индивид помимо непосредственного выполнения своеИ про-изводственноИ деятельности начинает тяготеть к интеллектуальному лидерству. При этом успешному интеллектуальному лидеру присущи такие положительные черты, как дружественность, взаимное доверие, уважение, симпатия и гармония, чувствительность и желание сделать доброе другим. Далее в статье под интеллектуальными лидерами мнениИ (ИЛМ) следует иметь в виду именно локальных рефлексивно-интеллектуальных лидеров мнениИ.
Рассматриваемые ИЛМ не обязательно являются руководителями больших групп разработчиков, начальниками подразделениИ, влиятельными людьми на предприятии, но почти всегда они — специалисты в тоИ области, где сосредоточены их должностные обязанности. Таким лидерам, в частности, присущи следующие черты [9]:
• Профессионализм как совокупность полученных академических знаниИ и практических умениИ, которые позволяют успешно решать поставленные руководством задачи, быть арбитром при принятии сложных технических решениИ, а также основанные на профессионализме уверенность в своих способностях и самостоятельность, решительность при доведении разработки до финального завершения.
• ВысокиИ уровень мотивации и ясное понимание командных целеИ и задач, способность быть восприимчивым к инновациям и изменениям, умение видеть проблемы и перспективы, выделять среди них наиболее важные.
• РазвитыИ интеллект, способность нестандартно решать поставленные задачи, быстро ориентироваться в меняющихся внешних условиях, выявлять проблемы, оценивать их и добиваться их решения.
• Коммуникативность, умение объяснить суть проблемы и указать способы ее решения.
• Постоянное самосовершенствование и целенаправленное достижение больших профессиональных высот.
• Готовность ради интересов общего дела жертвовать личным.
Именно ИЛМ могут рассматриваться как пер-воочередноИ стратегическиИ кадровыИ ресурс ВИС, имеющиИ огромную потенциальную способность к самоорганизации в исследовании какоИ-либо научноИ или техническоИ проблемы, внедрению инновациИ. Кроме того, ИЛМ с помощью механизмов, разработанных в НОЦ, могут быть выведены на более высокиИ уровень, то есть выполнять роль ИЛМ не только своеИ социальноИ группы на предприятии, но и всеИ ВИС. Однако тот факт, что ИЛМ не всегда являются руководителями, ставит перед НОЦ ВИС, занимающимся их выявлением и поддержкоИ, проблему поиска ИЛМ.
Выявление и поддержка
Для выявления ИЛМ целесообразно разработать в НОЦ регламент взаимодеИствия с предприятиями при решении данноИ задачи, на регулярноИ основе вести базу данных ИЛМ ВИС по направлениям деятельности (наука, производство, системы автоматизированного проектирования, программирование и т. д.). ТакоИ регламент, в частности, может содержать следующие этапы:
1. Регулярное проведение научно-образовательным центром опросов руководителеИ подразделениИ предприятиИ для выявления компетентных сотрудников, которые в своеИ профессиональноИ деятельности пользуются у коллег заслуженным авторитетом. Целью проведения опросов — пополнение и актуализация списка ИЛМ.
2. Анкетирование выявленных работников с целью выявления успешных лидеров, определения их психотипа, выявления существующих и недостающих черт успешного лидера. Анкетирование позволяет выбрать направления дальнеИшего развития ИЛМ в интересах ВИС, например:
• направление на психологические курсы по развитию экстравертноИ модели специалиста для прививания черт деИствиИ вопреки проблемам и стремления отстаивать свои принципы;
• развитие навыков управленца и/или наставника. Как правило, эти сочетания не бывают равномерными, и преобладает какое-либо одно качество (помимо профессиональноИ деятельности);
• прохождение курсов или практики по основам дидактики и ориентация на совместную творческую работу ИЛМ с группоИ специалистов.
3. Подтверждение центром соответствия специалиста статусу ИЛМ ВИС, выдача сертификата ИЛМ и работа по его развитию и продвижению. Такое подтверждение необходимо:
• для поддержания высокого статуса специалиста;
• для подготовки его по расширенному списку компетенциИ ИЛМ ВИС;
• для возможноИ поддержки.
Поддержка выявленных ИЛМ может быть осуществлена путем:
со о
со сч
<
со О
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
• подготовки положения о консультантах ВИС и установка для них преференциИ (выплаты стипендиИ ИЛМ, включение в кадровыИ резерв, первоочередное направление на повышение квалификации, оплата наставничества, предоставление оплачиваемых часов за чтение лекциИ по своеИ профессиональноИ деятельности как на своем предприятии, так и на смежных предприятиях ВИС);
• регулярного участия ИЛМ в семинарах, симпозиумах, конференциях, тренингах, мастер-классах, встречах, деловых играх;
• направления ИЛМ на стажировку на предприятия ВИС с целью обмена опытом или налаживания контактов между ИЛМ.
Мероприятия НОЦ ВИС для поиска и поддержки ИЛМ
Роль НОЦ ВИС в проведении работы по поиску и поддержке ИЛМ заключаются в следующем:
1. Проведение расширенных исследованиИ для определения социального портрета ИЛМ на предприятиях ВИС.
2. Разработка анкеты для выявления ИЛМ, составления их психотипа, определения сильных и слабых сторон.
3. Составление программы по развитию ИЛМ в рамках всеИ ВИС по данным собранных и проанализированных анкет ИЛМ.
4. ВзаимодеИствие с предприятиями ВИС с целью выявление ИЛМ.
Заключение
Реализация вышеизложенных положениИ по поиску и поддержке ИЛМ позволит проводить совершенствование кадрового потенциала ВИС и сформирует корпоративное пространство интеграции и скореИшего распространения передового научного и производственного опыта на все ее предприятия.
Список использованных источников
1. Д. Ю. Большаков. Корпоративный научно-образовательный центр вертикально интегрированной структуры//Инновации. № 5. 2014. С. 73-78.
2. Д. Ю. Большаков, Г. В. Козлов. Кадровое и технологическое обеспечение инновационной деятельности в вертикально интегрированных структурах//Труды всероссийской научной конференции «Инновационные стратегии развития науки, техники и общества. Социальная инноватика-2014». М.: ФГУП ГНЦ РФ «ВНИИгеосистем», 2014. С. 44-47.
3. С. Е. Ерошин, Я. В. Новиков, В. В. Федоров. Развития системы ДПО в рамках оборонно-промышленных объединений/инновации. № 11. 2015. С. 13-16.
4. Устав Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Научно-образовательный центр ВКО «Алмаз - Антей». АНО ДПО «Алмаз - Антей - НОЦ». М.: АНО ДПО «Алмаз - Антей -НОЦ», 2014. 15 с.
5. Концепция Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Научно-образовательный центра воздушно-космической обороны «Алмаз - Антей» им. академика В. П. Ефремова». АНО ДПО «Алмаз - Антей - НОЦ». М.: АНО ДПО «Алмаз - Антей -НОЦ», 2016. 5 с.
6. И. В. Клюев. Лидер мнения в политических коммуникациях // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. Т. 3. 2013. С. 329-334.
7. С. И. Шелонаев. Типология акторов в современном медиапро-странстве//Историческая и социально-образовательная мысль. № 1. 2012. С. 190-194.
8. Н. Д. Шафеева. Теоретические основы лидерских качеств сту-дентов//Среднее профессиональное образование. № 10. 2011.
C. 58-62.
9. И. В. Котляров. Лидерство как теоретический концепт и объективная реальность: социологические тренды//Социологиче-ский альманах. № 5. 2014. С. 29-51.
Identity and support the intellectual leaders of opinion in the vertical integrated structure of military-industrial complex
D. Yu. Bolshakov, candidate of technical sciences (PhD), chief of department, «Almaz - Antey» Air and Space Defence Corporation, Joint Stock Company.
The identification and selection of intellectual opinion leaders in the vertical integrated structure of military-industrial complex are consider in this article. The role of scientific and education center of military-industrial complex of the management of these processes are given here.
Keyword: intellectual leader, retraining, professional development, vertical integrated structure.
CD
о
CN
CO N h-
<
CQ О