Научная статья на тему 'Выявление и анализ тенденций франчайзинга на основе международных рейтингов франшиз'

Выявление и анализ тенденций франчайзинга на основе международных рейтингов франшиз Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
615
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЕ СЕТИ И СИСТЕМЫ / ТЕНДЕНЦИИ / ОБЗОР / ПРОГНОЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зинчак Е.В.

На основе главных международных рейтингов франчайзинговой деятельности выявлены общие фундаментальные особенности ведущих франчайзинговых систем в мире, их специфичные характеристики, типичные признаки и основные показатели деятельности. Предложена систематизация наблюдаемых трендов, приведены примеры удачных кампаний лидеров франчайзинга и спрогнозировано дальнейшее развитие сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление и анализ тенденций франчайзинга на основе международных рейтингов франшиз»

УДК 330.342

ВЫЯВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ФРАНЧАЙЗИНГА НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГОВ ФРАНШИЗ*

Е. В. ЗИНЧАК,

соискатель кафедры общего и стратегического менеджмента E-mail: elena. zinchak@gmail. com Нижегородский государственный университет

имени Н. И. Лобачевского -Национальный исследовательский университет

На основе главных международных рейтингов франчайзинговой деятельности выявлены общие фундаментальные особенности ведущих франчай-зинговых систем в мире, их специфичные характеристики, типичные признаки и основные показатели деятельности. Предложена систематизация наблюдаемых трендов, приведены примеры удачных кампаний лидеров франчайзинга и спрогнозировано дальнейшее развитие сектора.

Ключевые слова: франчайзинг, франчайзинго-вые сети и системы, тенденции, обзор, прогноз.

Мировая практика доказала, что франчайзинг1 -один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех. В то же время франчайзинг -это наилучшая возможность организовать надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом. В настоящее время франчайзинг весьма популярен в развитых стра-

* Статья подготовлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Нижегородском государственном университете имени Н. И. Лобачевского - Национальном исследовательском университете.

1 Франчайзинг - непрерывное взаимоотношение между

франчайзером и франчайзи, при котором все знания, образ, успех, производственные и маркетинговые методы франчайзера предоставляются франчайзи за встречное удовлетворение интересов.

нах, 2], и где стало хорошей традицией составлять рейтинги франшиз2.

К основным рейтингам франчайзинговой деятельности можно отнести рейтинг Top 100 Global Franchises по версии портала о продаже и покупке франшизы Franchise Direct, ведущийся с 2009 г.; Franchise 500, по версии журнала Entrepreneurship, ведущийся с 2007 г.; рейтинг Top 200 Franchise Systems, по версии журнала Franchise Times, ведущийся с 2006 г.; Top 500 European Franchises, по версии Европейской ассоциации франчайзинга. Динамика изменений, происходящих в этих рейтингах, дает возможность проследить тенденции и строить прогнозы о дальнейшем развитии бизнеса франшиз.

Один из самых заметных трендов франчайзин-гового бизнеса - рост франчайзинговых систем. Однако рост неоднороден по секторам: неоспоримыми лидерами этого направления являются сети ресторанов быстрого обслуживания (РБО) и мини-супермаркеты, в то время как другие виды экономической деятельности всего лишь незначительно прибавили или даже сократили количество франчайзинговых точек с 2008 по 2011 г., при этом лидерами являются американские компании (табл. 1).

Неудивительно, что невероятные темпы роста, которых придерживалась компания «Сабвэй» в прошлом году, позволили ей опередить такого гиганта,

2 Франшиза - контрольная лицензия, выданная одним лицом (франчайзером), лдругому лицу (франчайзи).

Таблица 1

Лидеры рейтинга франчайзинговой деятельности в мире за 2011 г. журнала Еп^ергепеи^Ыр

Год основания / Абсолютное Число франчайзинговых

Франшиза Вид начало фран- Место в изменение точек

бизнеса чайзинговой деятельности рейтинге франчайзинговых точек в 2008-2011 гг.* всего в том числе международных

Хэмптон Хотелс Отель 1983/1984 1-е 299 1 868 58

Сабвэй РБО 1965/1974 2-е 6741 36 353 11 454

7-Элевен Ритейл 1927/1964 3-е 6 902 40 068 32 880

Сервпро Бытовые услуги 1967/1969 4-е 195 1 615 2

Дейс Инн Отель 1970/1972 5-е -11 1 865 203

Макдональдс РБО 1955/1955 6-е 1 613 33 517 14 532

Дэннис Ресторан 1953/1963 7-е 252 1 684 92

ЭйчЭндАр Блок Бизнес-услуги 1955/1956 8-е 373 11 394 558

Пицца Хат РБО 1957/1959 9-е 1 414 13 432 4 570

Данкин Донатс РБО 1950/1955 10-е 1 938 10 020 3 300

Источник: подсчитано на основе данных официальных сайтов соответствующих сетей.

как «Макдональдс», и второй год подряд удерживать лидирующую позицию в другом престижном рейтинге франшиз - Top 100 Global Franchises. В 2011 г. компания «Сабвэй» открыла свыше 2 000 ресторанов быстрого обслуживания по всему миру, при этом 1 000 новых точек только в США и Канаде. Американские и канадские рестораны «Сабвэй» создали около 21 000 рабочих мест (без учета таких областей, как строительство, логистика, производство оборудования, пищевая промышленность и техническое обслуживание, которые, как правило, также выигрывают при открытии новых ресторанов) [7].

Каким образом сети закусочных «Сабвэй» удается находить площадки для новых ресторанов? Дело в том, что около 8 000 точек сети приходится на так называемые «нетрадиционные» площадки, что само по себе могло бы войти в 15 крупнейших франчайзинговых сетей по количеству точек. Закусочную «Сабвэй» можно найти в больницах, колледжах, супермаркетах, магазинах «Волмарт», автомобильных дилерских центрах, прачечных и салонах красоты. Один из таких «нетрадиционных» ресторанов сети «Сабвэй» расположился на подъемном кране в Центре международной торговли в Нью-Йорке. Когда работы будут закончены, перемещение с самых высоких этажей вниз будет занимать 45 мин. Закусочная «Сабвэй» поднимается и опускается вместе с краном, что позволяет рабочим не тратить времени ланча на спуск с места ведения работ.

Идея расположить «Сабвэй» на территории супермаркета пришла одному из франчайзи. Франчайзеру она не пришлась по душе, однако это не остановило франчайзи. Сегодня сеть «Сабвэй» насчитывает более 3 000 точек на территориях супермаркетов.

Закусочная «Сабвэй» может располагаться на таких «нетрадиционных» площадках благодаря простоте своей бизнес-модели и небольшим запросам. Необходимы печь для приготовления хлеба и небольшой тостер, в отличие от большинства других ресторанов вентиляции не требуется, и ресторан с легкостью может разместиться на участке всего 30 м2. Это делает компанию гибкой, а множество таких «нетрадиционных» точек принесли компании огромную прибыль.

При наличии свыше 40 000 магазинов по всему миру компания «7-Элевен» является самым крупным мировым ритейлером. Тем не менее сеть продолжает расширяться - в 2011 г. компания открыла более 3 700 магазинов за пределами США, а в Америке продолжила агрессивную политику конвертирования существующих магазинов, в том числе ExxonMobil, Shell и региональных сетей, в мини-супермаркеты «7-Элевен».

Несмотря на то, что закусочная «Данкин До-натс» является одним из самых узнаваемых американских брендов с 10 000 ресторанами, многие американцы ни разу ее не посещали. Дело в том, что из 6 700 ресторанов сети, расположенных в Америке, всего лишь около 75 находятся западнее реки Миссисипи. Однако в «Данкин Донатс» собираются изменить географию сети и ведут активную экспансию на запад страны. Рестораны быстрого обслуживания «Данкин Донатс» уже появились в штатах Айова, Арканзас и Луизиана, а в текущем году компания планирует открытие своих закусочных в штатах Техас, Оклахома и Небраска.

Как отмечено ранее, при устойчивом росте количества франчайзинговых сетей и их точек темпы

Розничная торговля, _ 21%

Недвижимость,. 12%

роста будут значительно варьироваться в зависимости от вида экономической деятельности. Ожидается, что наиболее конкурентоспособными и популярными останутся франшизы ресторанов быстрого обслуживания и розничной торговли, примкнут к лидерам персональные услуги [9, с. 28-31].

Согласно рейтингу Top 100 Global Franchises с 2009 по 2012 г. во франчайзинге доминируют рестораны быстрого обслуживания (см. рисунок). Шесть из десяти лучших и 20 % полного списка Top 100 франшиз являются ресторанами быстрого обслуживания (табл. 2). Все лидеры имеют американское происхождение.

Роста популярности франчайзинговых предложений можно ожидать в следующих сферах деятельности:

- уход за детьми и пожилыми людьми;

- образовательные услуги;

- спа- и другие персональные услуги (в том числе фитнес-клубы);

- продажа экологически чистой продукции, осуществление экологически чистого производства.

Джон Нейсбит предсказывал, что в 2010 г. франчайзинг будет самой эффективной стратегией расширения рынка [8] и, видимо, не ошибся. Следующим трендом, перекликающимся с ростом фран-чайзинговых систем, является их международная экспансия, или интернационализация. Компании из рейтинга Top 100 Global Franchises работают приблизительно в 26 странах, а семь компаний из Топ 10 успешно развиваются по меньшей мере в 50 странах. Продажи международных точек некоторых компаний во много раз превышают аналогичные показатели в своей стране (табл. 3).

Рестораны,

5%

Автомобильная промышленность,

4

4%

V

Бизнес-

Коммерческие и услугу

_жилищныеуслуги, 12%

8%

—Снимаемое жилье, 3%

Персональные услуги, 14%

Рестораны быстрого обслуживания,. 21% Источник: [10]

Мировое распределение франчайзинговых учреждений по секторам в 2012 г.

Франчайзинговые сети, заинтересованные в росте и большем мировом признании, концентрируют свои усилия по экспансии за границу на странах с развивающейся экономикой, и в первую очередь на странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Интерес к этим странам неслучаен, поскольку, по словам Кристин Хьюстон, специалиста по международному франчайзингу, 95 % потенциальных потребителей в мире находятся за пределами США [12, с. 15-17].

Помимо крупных стран, которые обращают на себя внимание франчайзеров в первую очередь, определенный потенциал роста наблюдается и у иных стран с развивающейся экономикой. Под это определение подходят страны бывшего Советского Союза, Югославии и другие страны Восточной Европы. По данным Ассоциации франчайзинга Восточной Европы, этот регион представляет собой большой и многообещающий рынок франчайзин-говых продуктов и услуг, состоящий из 30 стран с населением свыше 450 млн чел. Особо подчеркнула К. Хьюстон потенциал таких стран, как Украина, Словакия, Польша, Венгрия и Чехия. За последние несколько лет в этих пяти странах наблюдался

Таблица 2

Место в рейтинге лидеров рейтинга Top 100 Global Franchises в 2009-2012 гг.

Франшиза Вид бизнеса 2009 2010 2011 2012

Сабвэй РБО 2-е 2-е 1-е 1-е

Макдональдс РБО 1-е 1-е 2-е 2-е

Кей Эф Си РБО 6-е 3-е 3-е 3-е

7-Элевен Ритейл 3-е 5-е 4-е 4-е

Бургер Кинг РБО 7-е 4-е 5-е 5-е

Пицца Хат РБО 5-е 7-е 7-е 6-е

Уиндхэм Хотел Груп Отель - - 8-е 7-е

Эйс Хардвер Корпорэйшн Ритейл 9-е - - 8-е

Данкин Донатс РБО - - - 9-е

Хертс Прокат автомобилей - - - 10-е

Таблица 3

Лидеры рейтинга Top 200 Franchise Systems за 2011 г.

Место Международные продажи, Рост продаж, Удельный вес

в рейтитнге млн долл. США % франчайзинговых точек

Макдональдс 1-е 77 380 6,9 % 80 %

7-Элевен 2-е 63 000 7,0 % 96 %

Кей Эф Си 3-е 19 400 9,0 % 73 %

Сабвэй 4-е 15 200 10,1 % 100 %

Бургер Кинг 5-е 14 800 0,5 % 89 %

Эйс Хардвер Корпорэйшн 6-е 12 500 0,0 % 100 %

Серкл Кей 7-е 10 726 6,3 % 61 %

Пицца Хат 8-е 10 200 6,3 % 85 %

Вендис 9-е 9 000 1,1 % 79 %

Марриотт 10-е 8 000 5,3 % 41 %

рост франчайзингового бизнеса на 67 %, а самыми востребованными секторами франчайзинговой деятельности являются розничная торговля, автомобильные услуги, недвижимость, образование, отели и рестораны быстрого обслуживания.

Вьетнам и Индонезия также могут быть достаточно привлекательными для франчайзеров, стремящихся к международной экспансии. В этих странах наблюдается рост реальных доходов населения, высокий интерес к американским брендам и быстро растущая численность населения. Возможности расширения в этом регионе настолько заманчивы, что в декабре 2011 г. Международная ассоциация франчайзинга организовала десятидневную американскую торговую миссию во Вьетнам и Индонезию с целью «разведки и подогрева интереса» к американским брендам у местного населения. Миссия состояла из 19 франшизных брендов и представляла собой инструктажи по нормативно-правовой базе стран, встречи с лидерами правительств, выезды на стройки новых площадей, изучение работы уже действующих франшиз на территории стран и сессии подбора подходящих кандидатов в франчайзи [11, с. 23-24].

Из десятки лучших в рейтинге Top 100 Global Franchises по версии Franchise Direct все десять компаний успешно вышли на китайский рынок. Так же поступили и около 40 % остальных компаний рейтинга. Для закрепления успеха на Востоке эти компании адаптировались к культурным предпочтениям и нормативно-правовой базе принимающей стороны.

Международная ассоциация франчайзинга в свою очередь называет Западную Европу одним из лучших регионов для международной экспансии. Однако строгое пищевое законодательство ЕС делает выход на местный рынок американских компаний пищевой промышленности более сложным и экономически не выгодным.

Как правило, говоря о международной экспансии франчайзинговых сетей, подразумевают американские бренды, но, несмотря на высокую популярность американских товаров в Европе, рейтинг Top 500 European Franchises включает только 16 % компаний американского происхождения. Это свидетельствует, с одной стороны, о потенциальном рынке для американских франшиз в Европе, а с другой - о мощи европейских и других мировых брендов. Неамериканские франшизы, нацеленные на международную экспансию, естественно, сначала появляются в соседних странах, однако стоит отметить, что они все чаще называют США одним из приоритетных направлений расширения. На сегодняшний день всего 16 неамериканских компаний вошли в рейтинг Top 100 Global Franchises (табл. 4).

Естественным образом при международной экспансии компаниям приходится адаптировать свою продукцию к местным рынкам. К примеру, в Саудовской Аравии рестораны «Макдональдс» включили в меню гамбургер «МакАрабия», в состав которого не входит свинина [15].

Франчайзинг успешно подхватывает новые веяния и тренды, внедряя новые франшизы и идеи:

• в ответ на старение населения все больше франшиз предлагают услуги по домашнему уходу, услуги сиделок для престарелых. Две из таких компаний вошли в рейтинг Top100 Global Franchises - «Хоум Инстед» и «Хоумвотч Интернэшнл» (72-е и 61-е места соответственно);

• лидирующие рестораны быстрого обслуживания постоянно предлагают новые вкусы и опции, включая более здоровые продукты, новые начинки, виды хлеба и т. д. В 2003 г. «Пицца Хат» в связи с растущей популярностью куриных крылышек среди потребителей открыла новую сеть ресторанов «ВингСтрит»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Неамериканские франшизы в рейтинге Top 100 Global Franchises, в 2009-2012 гг.

Франшиза Страна происхождения Вид бизнеса Место в рейтинге

2009 2010 2011 2012

ИнтерКонтинентал Хотел Груп Великобритания Отель 4-е б 11-е 13-е

Кумон Япония Образование 22-е 22-е 33-е 18-е

Тим Хортонс Канада РБО 12-е 25-е 22-е 20-е

Диа Испания Ритейл - - 21-е 25-е

Эуропкар Франция Прокат машин - - 27-е 28-е

Иоген Фруз Канада РБО - 15-е 44-е 38-е

Ив Роше Франция Ритейл - - - 40-е

Картридж Уорлд Австралия Заправка картриджей 27-е 33-е 37-е 4б-е

ЭкшнКОУЧ Австралия Бизнес-услуги 83-е бЗ-е 77-е 50-е

ЭйчЭндАр Блок Канада Бизнес-услуги 14-е 20-е 59-е 52-е

Натурхаус Испания Ритейл 10-е 77-е 84-е б2-е

Дабл ю Эс Ай Интернет Канада Интернет 54-е 54-е 71-е б8-е

Альмейда Виахес Испания Турагентство - - - 73-е

Пита Пит Канада РБО 49-е 43-е 51-е 80-е

Кофи Ньюз Канада Реклама 92-е 9б-е б0-е 91-е

Пиртек Австралия Ремонтное обслуживание - - - 95-е

в 2008 г. с учетом тренда на здоровый образ ни в меню закусочных «Пицца Хат» появились высококачественные блюда из макарон. Также многие из «нетрадиционных» ресторанов «Са-бвэй» предлагают низкокалорийные завтраки. Франшизы фитнес-клубов весьма популярны, фитнес-клуб Snap Fitness находится на 46-м месте рейтинга Top 100 Global Franchises, и за последние 3 года у него были рекордные показатели роста - 50 %. Высший рейтинг среди франшиз «здоровой» розницы получила компания «Джи Эн Си Франчайзинг» - крупнейшая мировая компания по продаже диетических продуктов и добавок (24-е место рейтинга). Из 100 компаний, попавших в рейтинг, 7 относятся к категории «здоровье и фитнес» [1];

ведущие мировые франчайзеры уже давно внедряют в свою деятельность «зеленые» инициативы, что благоприятно сказывается не только на окружающей среде, но и на имидже компании. Немаловажным фактором «за» такие инициативы является сокращение издержек. Американская сеть кафе-мороженого Ben&Jerry перешла на использование новой не загрязняющей окружающую среду морозильной камеры; «Сабвэй» с 2007 г. открывает экозакусочные (eco-store); компания «Пицца Хат» установила новую печь для пиццы с системой контроля расхода энергии. «Макдональдс» помогает охранять места рыбной ловли - вместе со своими поставщиками и Международным обществом сохранения природы они разрабатывают список рекомендаций

для поддержания стандартов рыболовства [13]. Находящаяся на 6-м месте рейтинга Топ 100 международных франшиз компания IHG запустила новый онлайн-инструмент разумного использования природных ресурсов Green Engage (забота об окружающей среде) [14]; для экономных потребителей появились фран-чайзинговые сети, продающие подержанную одежду. Магазин подержанной одежды Plato's Closet вырос с 2010 г. на 17 % и дебютировал в рейтинге Top 200 Franchise Systems за 2011 г. на 191-м месте;

ведущие франчайзинговые сети нестандартно решают проблемы с недостаточным финансированием. Это могут быть сотрудничество с кредитными учреждениями для более выгодных кредитных условий для франчайзи, осуществление корпоративных кредитных операций, изменение собственной бизнес-модели или поиск партнеров в сети «Интернет». По словам Стива Калдейра, президента и исполнительного директора Международной ассоциации франчайзинга, немногие франчайзи могут получить кредит на открытие «полноразмерного» магазина, и, как следствие, под одним брендом работают точки с разными бизнес-моделями [5]. Компания «Картридж Уорлд» (№ 34 в рейтинге Top 100) изменила концепцию своих магазинов таким образом, что теперь франчайзи может работать на участках от 150 м2 вместо 370-500 м2. Группа владельцев мастер-франшизы решила, что картриджи можно заправлять в больших магазинах,

а продавать в маленьких, снижая таким образом не только постоянные затраты (аренда, рабочие места), но и сумму первоначальных инвестиций франчайзи. Такие мини-магазины дают двойную выгоду: снижают стоимость франшизы и позволяют создать гибкую бизнес-модель для дальнейшего расширения. На волне популярности социальных сетей создаются «сайты знакомств» франчайзи (и других участников малого бизнеса) и потенциальных кредитодателей. На одном из таких сайтов (www. boefly. com) франчайзи может создать аккаунт, где будет указана требуемая сумма финансирования, сайт находит подходящих кредитодателей, которые впоследствии отбирают интересные им заявки. Такой метод поиска и оказания финансирования уже используют свыше 1 500 кредитодателей, включая таких известных франчайзеров, как «Данкин Донатс», «Арбис», «Баскин Робинс», «Хардис» и др. [3];

• неизменно растет использование участниками франчайзинговой деятельности новых технологий. Франчайзеры обычно очень активны в социальных сетях, создавая публичные странички и позволяя своим клиентам оставлять комментарии в твиттере и на фейсбуке. Компания «Доминос» с 2007 г. использует технологию онлайн-заказов, что сокращает время между размещением и исполнением заказа, исключает вероятность ошибки при заказе и увеличивает средний чек. Поскольку при заказе онлайн меню находится перед глазами, клиенты заказывают не только пиццу, но и сопутствующие блюда. В июне 2011 г. «Доминос» запустила новое приложение для Iphone, через которое можно сделать заказ из любого ресторана сети. Через 28 дней после запуска заказы через это приложение составили 1 млн долл. США, а через 3 мес. после запуска - продажи составили 1 млн долл. только за один выходной день. Таким образом, можно определить основные

черты деятельности лидеров рейтингов:

1) владельцы франшиз-лидеров запустили свои франчайзинговые проекты более 30 лет назад, и в настоящее время количество точек, открытых по их лицензиям, исчисляется тысячами (табл. 1. рейтинга журнала Entrepreneurship за 2011 [4]);

2) большинство ведущих компаний имеют американское происхождение, но при этом они снискали популярность и в Европе, и в Азии (табл. 1

рейтинга журнала Entrepreneurship за 2011 [4], табл. 2 рейтинга Top100 Global Franchises за 2009-2012 гг. [6]);

3) компании, занявшие лидирующие позиции во всех рейтингах, оперируют в сфере услуг (табл. 2 рейтинга Top 100 Global Franchises за 2009-2012 гг. [6]);

4) все компании-лидеры адаптивны и инновационны;

5) франчайзеры-лидеры ответственно подходят к поддержке своих франчайзи, и между ними происходит постоянный обмен идеями.

Список литературы

1. Официальный сайт International Franchise Association (IFA) - http://www. franchise. org.

2. Путеводитель по франчайзингу в России. М.: РАФ, 2001.

3. Business Lending Made Easy - www.boefly.

com.

4. Entrepreneur Magazine - http://www. entrepreneur. com/magazine/index. html.

5. Franchises, on a Smaller Scale URL: http:// online. wsj. com/article/SB10001424052970203513604 577143320572640482.html?mod=dist_smartbrief.

6. Franchise Direct - http://www. franchisedirect. com/top100globalfranchises/.

7. IFA Smartbrief. 2012. January 3.

8 . Naisbitt J., Aburdene P. Megatrends 2000: Ten New Directions for the 1990's. M.«1990.

9. Special Report: Franchise Businesses Show Signs of Recovery in 2012 After Years of Restrained Growth, Franchising World, February 2012 Issue. URL: http://www. franchise. org/Franchise-Press-Releases. aspx.

10. The Franchise Business Economic Outlook 2012, prepared for The International Franchise Association Educational Foundation by HIS Global Insight. 2011. December, 16. URL: http://www. franchise.org/ uploadedFiles/Franchise_Industry/Resources/Education_ Foundation/Franchise_Business_Outlook_Report_ December_2011.pdf.

11. Trade Mission Generates Excitement for U. S. Brands, Franchising World. Issue. 2012. February. URL: http://franchise. org/Franchise-News-Detail. aspx?id=56056.

12. U. S. Commercial Service to Franchisors: Seize the Trends and Grow Globally, Franchising World. Issue. 2011. March.

13. www. cutyourfootprint. com/companyprofiles/ mcdonalds. asp.

14. www. ihgplc. com/index. asp?pageid=745.

15. www. mcdonaldsarabia. com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.