Научная статья на тему 'Выявление и анализ организационно-технологических факторов, влияющих на результативность технологических систем, организованных на основе концентрации обрабатывающих и сборочных процессов'

Выявление и анализ организационно-технологических факторов, влияющих на результативность технологических систем, организованных на основе концентрации обрабатывающих и сборочных процессов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
177
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бысов С. А., Малышев Е. Н.

Выявлены организационно-технологические факторы, влияющие на результативность технологических систем, организованных на основе концентрации обрабатывающих и сборочных процессов. Выполнен анализ этих факторов. Представлена математическая модель, показывающая экономию затрат времени на изготовление изделий на основе концентрации операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление и анализ организационно-технологических факторов, влияющих на результативность технологических систем, организованных на основе концентрации обрабатывающих и сборочных процессов»

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

Эя №ФС 77 - 30569. Государственная регистрация №0421100025.155Н 1994-0408_

Выявление и анализ организационно-технологических факторов, влияющих на результативность технологических систем, организованных на основе концентрации обрабатывающих и сборочных процессов

77-30569/362645

# 03, март 2012

Бысов С. А., Малышев Е. Н.

УДК 658.512

КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана m 1@bmstu-kaluga.ru

Как показывают исследования [1], при традиционной организации машиностроительного производства предметы труда находятся в цехах только 1 % всего времени от задания на проектирование до выхода готовой продукции, при этом на технологическом оборудовании - всего 5 % времени от нахождения деталей в цехах, остальное время приходится на дополнительные операции и перерывы, в том числе пролеживание. Сборочные операции являются составной частью подавляющего числа технологических процессов изготовления изделий в машиностроении. Примерно 35...40 % соединений деталей осуществляется по гладким цилиндрическим поверхностям, примерно треть из них - продольно-прессовые соединения, образованные запрессовкой различного вида втулок [2]. Наиболее распространенными представителями сборочных единиц с запрессованными втулками являются корпуса, кондукторы, рычаги и шатуны. Возникающие при запрессовке деформации тем или иным образом изменяют форму и размеры исполнительных поверхностей соединенных деталей, в ряде случаев значительно по сравнению с изначальными значениями. Для обеспечения требуемой точности осуществляется механической обработка деталей в сборе с целью устранения негативного влияния сборочной взаимосвязи, а также технологических погрешностей. Технология производства таких изделий включает обработку базовых и сопрягаемых поверхностей деталей на металлорежущих станках, соединение деталей на прессах или другом сборочном оборудовании, обработку деталей в сборе на металлорежущих станках.

При исследовании механосборочных производств большое внимание уделяется оценке простоев и нахождению условий повышения эффективности использования основного

оборудования [3]. Время, связанное с перемещением деталей на сборку и возвратное перемещение сборочных единиц на станок для обработки в сборе, является непроизводительно затраченным и может достигать нескольких часов. Устранить указанные недостатки традиционной технологии можно посредством концентрации процессов сборки и обработки в единой технологической системе. При этом необходимо решить следующие задачи:

- выявить и проанализировать организационно-технологические факторы, оказывающие влияние на длительность производственного цикла изготовления изделий на основе концентрации сборочных и обрабатывающих процессов:

- установить область наиболее эффективного применения метода концентрации процессов.

Рассмотрим длительность производственного цикла, реализуемого на участке а — Ь — с — ё при последовательном выполнении операций обработки - сборки -доработки изделия (рис. 1), без учета междусменных перерывов.

Рис. 1. Последовательное выполнение операций обработки - сборки - доработки

Участок а-Ь

Затраты времени, связанные с обработкой на станке под запрессовку:

аа—Ь .а—Ь . та—Ь . та—Ь ио.с. _ т р + тх + тв >

Га—Ь

где т р - время выполнения рабочих ходов (токарная обработка), мин:

т

а—Ь_ пЬр ,а—Ь

Р _ а—Ь

1000урБар Ь

—— кр , где ё и Ьр - диаметр и длина обрабатываемой поверхности

а—Ь

соответственно, мм, Ур - скорость резания, м/мин, Бр - величина подачи на рабочих

<а—Ь

ходах, мм/об, кр - количество рабочих ходов, назначенных исходя из погрешности

относительного положения обрабатываемых поверхностей и погрешности установки заготовки в рабочей зоне станка;

?а Ь - время выполнения холостых ходов (токарная обработка): X Ь _-ЬхЧ:Х Ь где

оа—Ь

Бх

а—Ь

Ьх- длина однократного холостого хода инструмента, мм, Бх - величина подачи на

а—Ь

холостых ходах, мм/мин, кх - количество рабочих ходов. Можно считать, что Ьх_ Ьр и Х—Ь_ кр-Ь.

та Ь - время выполнения вспомогательных переходов, мм, затрачиваемое на установку

заготовки, снятие готовой детали, управление механизмами станка и т.п.

Затраты времени, связанные с формированием транспортной партии и

транспортированием от станка к прессу:

о.а—Ь _ та—Ь + та—Ь отр ~ 1 п + т тр ,

а—Ь

где тп - перерывы партионности (пролеживание деталей у станка после обработки в

ожидании завершения обработки всех обрабатываемых на станке деталей):

о А / о А о__А о_А \

тп _|тр + тх + тв I Мтр, где Ытрр - величина транспортной партии; а—Ь

т тр - время перемещения транспортной партии от станка к прессу и подготовка к запрессовке.

Участок Ь-с

Затраты времени, связанные со сборкой на прессе:

сф—с ,Ь—с . тЬ—с . Ь—с с.п _ тр + тх + тв >

Ь—с

где тр - время выполнения однократного рабочего хода (запрессовка), мин: Ь—с Ьр т

1р _-£-, где Ьр - длина сопрягаемых поверхностей, мм, Ус - скорость выполнения ус

сопряжения, м/мин;

тЬх с - время отвода пуансона: тЬх с _-—х—, где Бот - скорость отвода пуансона,

Бот

мм/мин;

Ь— с

т в - время выполнения вспомогательных переходов, мин, затрачиваемое на установку

соединяемых компонентов, снятие узла, управление механизмами пресса и т.п.

Затраты времени, связанные с формированием транспортной партии и транспортированием от пресса к станку:

0Ь—с _ тЬ—с + тЬ—с отр - 1п + т тр ,

Ь_с

где тп - перерывы партионности (пролеживание деталей у пресса после сборки в

Ь__с { Ь_с Ь__с Ь______________с 1

ожидании завершения сборки всех узлов): тф ~^т р + тх + тв ]Мтр;

Ь— с

ттр - время перемещения транспортной партии от пресса к станку и подготовка к

обработке.

Участок с^

Затраты времени, связанные с доработкой на станке:

ас—ё -гс—ё. ,с_ёх ,.с—ё °о.с. _ тр + тх + тв ,

где тр ё - время выполнения рабочих ходов (токарная обработка), мин:

с ё I рр с ё с_ё

т р _---------------——к , где к - количество рабочих (холостых) ходов,

1000 урБср~ё

назначенных исходя из погрешности сборки и погрешности установки обрабатываемого

(,Асб+ Ь-уст )

узла в рабочей зоне станка: кс <d

, где [&.сб+ куст ) - погрешность,

подлежащая удалению обработкой деталей в сборе, мм, состоящая из Асб -

погрешности, возникающей в результате выполнения сборочной операции и А уСт -

погрешности установки сборочной единицы для обработки деталей в сборе, ^ -эффективная глубина резания при обработке деталей в сборе, мм;

с—ё / г г л тс_ё _ —хкс_ё

тх - время выполнения холостых ходов (токарная обработка): тх ~--------------к ,

Бх

мин;

тв ё - время выполнения вспомогательных переходов, затрачиваемое на установку и снятие узла, управление механизмами станка и т.п., мин.

Затраты времени, связанные с формированием транспортной партии и транспортированием от станка на контроль:

ссс—ё _ тс—ё + тс—ё °тр - 1 п ~т 1 тр ’

с_ё

где т п - перерывы партионности (пролеживание узла у станка после обработки в ожидании завершения обработки всех обрабатываемых на станке): тс_ё _{тс_ё + тс_ё + тс_ёЛ АТ АТ

тп _ I тр + тх + тв I 1Утр, где 1Утр - величина транспортной партии;

а—Ь т р

т т р - время перемещения транспортной партии от станка на контроль, мин.

Длительность производственного цикла, реализуемого последовательно на участке а — Ь— с— ё без учета междусменных перерывов:

аа—Ь—с—ё ьа—Ь. ьа—Ь. рЬ—с, ьЬ—с. с\с—ё, сс—ё и + итр + ис.п. + итр + + итр .

Рассмотрим длительность производственного цикла, реализуемого на участке а — ё при концентрации обрабатывающих и сборочных процессов (рис. 2), без учета междусменных перерывов.

Рис. 2. Процесс на основе концентрации обрабатывающего и сборочного процессов

Затраты времени, связанные с обработкой на станке под запрессовку соизмеримы с а—Ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

затратами 0ос .

Затраты времени, связанные со сборкой на станке соизмеримы с затратами 0Ьпс. Затраты времени, связанные с доработкой на станке:

с\а—ё т-а—ё. ,а—ё, ^а—ё

0о.с. _ тр + тх + тв ,

а—ё

где т р - время выполнения рабочих ходов (токарная обработка), мин:

пёЬ

т

а—ё _

Р _ а—ё

1000 урБар ё

р а_ё а_ё

к , где к - количество рабочих (холостых) ходов,

назначенных исходя из погрешности сборки: к

а—ё

Асб

, где Асб - погрешность,

подлежащая удалению обработкой деталей в сборе, мм, - эффективная глубина резания при обработке деталей в сборе, мм;

а—ё / г г л та_ё _ ^х ка_ё

т х - время выполнения холостых ходов (токарная обработка): 1 х _ К ,

5

х

мин;

а—ё

т в - время выполнения вспомогательных переходов, затрачиваемое на установку и снятие узла, подготовку станка и т.п., мин.

Затраты времени, связанные с формированием транспортной партии и транспортированием от станка на контроль:

0а—ё _ та—ё + та—ё 0тр ~ 1 п + 1 тр ,

а—ё

где тп - перерывы партионности (пролеживание узла у станка после обработки в ожидании завершения обработки всех обрабатываемых на станке) тп ё _ тп ё, мин;

о_/у о_/у /"■»_А

т тр - время перемещения транспортной партии от станка на контроль т тр _ т тр , мин.

Длительность производственного цикла, реализуемого на участке а — ё на основе концентрации процессов без учета междусменных перерывов:

аа—ё ьа—Ь. ьЬ—с. ьа—ё. сс—ё 0 _ 0о.с. + 0с.п. + 0о.с. + 0тр .

Разность в длительности производственных циклов (затрат времени):

лд г&—Ь—с—ё аа—ё г&—Ь.гф—с. (рр—ё аа—ё А0 _ 0 — 0 _ 0тр + 0тр +10ас. — 0о.с.

о_/л }л__Х~» /у

Принимая ґтр _ ґтр _ ґтр _ ґтр и подставляя начальные обозначения, получаем:

((

А0 _ V

т р

\

пёЬ Ь

----------------1-----

1000 у5р Бх

у\ У У

А

уст

+ в

+ 21

т р.

Аналогичным образом может быть определена разница потерь по инструменту:

А0и_

V пёЬ А уст 1

1Утр 1000уpSр Ґ* Т

и

t

где Т - период стойкости инструмента, мин, ти - длительность одной переточки или

А

замены изношенного (поломанного) инструмента,

'■уст

- количество

дополнительных проходов при обработке по базовой технологии по сравнению с

V 'ПвЬ А уст 1

лтр 1000урБр Т

предлагаемой,

или замен инструмента.

Тогда, с учетом потерь по инструменту:

количество дополнительных переточек

А0 _ V

т р

А

уст

Г*

тгёЬ Ь

----------+ — +

1000 урБр Ьх

тгёЬ 1

1000 рр Т

Л

ти + тв

+ 2т

(1)

(1) является математической моделью, отражающей экономию затрат времени при изготовлении изделий на основе концентрации сборочных и обрабатывающих процессов.

Полученная модель (1):

1) показывает, на какую величину времени возможно сократить длительность производственного цикла в случае концентрации обрабатывающего и сборочного процессов на технологическом оборудовании, т.е. модель обеспечивает предсказуемость результативности процесса концентрации обрабатывающего и сборочного процессов,

2) позволяет выявить организационно-технологические факторы (рис. 3), оказывающие наиболее существенное влияние на величину сокращения длительности производственного цикла, т.е. выявляет инструменты направленного воздействия (управления) на организацию производственного процесса.

Рис. 3. Организационно-технологические параметры, оказывающие влияние на длительность производственного цикла изготовления изделий на основе концентрации

сборочных и обрабатывающих процессов

Одним из наиболее эффективных инструментов исследования, который основан на системном подходе, является метод планирования и реализации факторных экспериментов [4].

При проведении численного полнофакторного эксперимента (ПФЭ) для исследования организационно-технологических факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на величину сокращения длительности производственного цикла в качестве

таких факторов приняты: Мтрр, Ауст , т тр и ^. Остальные факторы, которые входят в

структуру модели (1 ), являются технологическими и их значения обусловлены свойствами материалов и характером технологического процесса. Факторы устанавливались на двух уровнях, то есть имеет место полный факторный эксперимент 24.

Уровни факторов в натуральном и безразмерном масштабах представлены в таблице.

Уровни факторов в натуральном и безразмерном масштабах

Факторы Уровни факторов Интервалы

+1 0 -1

Мтр 35 25 15 10

А уст 0,5 0,25 0 0,25

т т р 20 16 12 4

0,4 0,25 0,1 0,15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Получена регрессионная модель в кодированном масштабе уровней факторов:

ХА0) _ 46,24 + 5,7Мтр + 11,49Ауст + 8,0ттр-4,92г*. (2)

Величина и знак коэффициентов в уравнении регрессии (2) говорят о силе и характере влияния исследуемых факторов на величину сокращения длительности производственного цикла при внедрении предлагаемых организационно технологических мероприятий (концентрации операций).

На рис. 4 представлены результаты анализа эксперимента 24 в виде диаграммы результатов регрессионного анализа, по которой можно определить силу и характер влияния факторов на отклик.

50.00 -

40.00 -

30.00 -

20.00 -10,00 -

0,00 --10,00 -

Рис. 4. Анализ результатов регрессионного анализа

46,24 Ь0

11,49

5,70 Ь1 Ь2 800 Ь3

Ь 4 -4,92

Так из анализа (2) следует, что сила влияния погрешности установки сборочной единицы на станок Дуст в два раза больше влияния №тр. Второе по величине влияние

оказывает время транспортировки Ттр. Коэффициент при ^ в уравнении регрессии

отрицательный, это значит, что с увеличением ^ экономия длительности производственного цикла уменьшается, то есть при увеличении глубины резания сокращается количество ходов и соответственно время обработки.

На рис. 5 показана зависимость величины сокращения длительности производственного цикла от технологических параметров: величины погрешности установки Дуст и

принятого значения эффективной глубины резания при обработке деталей в сборе ^. Из графика видно, что внедрение концентрации обработки и сборки наиболее эффективно при обработке непрочных соединений, когда величина ^ - наименьшая.

Потери, мин 80 -

70 -

60 -

50 -

40 -

30 -

20 -

10 -

0 -

0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5

Погрешность установки, мм

Рис. 5. Зависимость величины сокращения длительности производственного цикла от технологических параметров: величины погрешности установки ДуСт и принятого

значения эффективной глубины резания при обработке деталей в сборе t* :

Ряд 1 - ^ =0,1 мм, Ряд 2 - ^ =0,2 мм, Ряд 3 - ^ =0,3 мм

На рис. 6 показана зависимость величины сокращения длительности производственного цикла от организационных параметров: времени перемещения транспортной партии

у*- " " 1 1 1 \ ч

ф / ¥ /

г ■ — - / V

РЯД1 Ряд2

Ряд3

между операциями т т р и величины транспортной партии Лт р. Из графика видно, что

наибольший эффект от внедрения предлагаемых мероприятий проявляется при наибольших значениях времени транспортирования и величины транспортной партии.

Потери, мин

90

. — — — — —

— — — — т —

„ — ш т - — "

- - Ря д1

Ряд2

Ря д3

80

70

60

50

40

30

20

10

0

12 13 14 15 16 17 18 19 20

время транспортирования, мин

Рис. 6. Зависимость величины сокращения длительности производственного цикла от организационных параметров: величины времени перемещения транспортной партии

между операциями ттр и величины транспортной партии Лт р:

Ряд 1 - Лтр=15, Ряд 2 - Лтр=25, Ряд 3 - Лтр=35

Полученная в результате проведенных исследований математическая модель и регрессионный анализ результатов ПФЭ 24 позволяют сделать нижеследующие выводы:

1. Установлены факторы, оказывающие влияние на длительность производственного цикла изготовления изделий на основе концентрации сборочных и обрабатывающих процессов: организационные (величина транспортной партии, длительность одной замены изношенного инструмента, время выполнения вспомогательных переходов, время перемещения транспортной партии) и технологические (погрешность установки сборочной единицы для обработки деталей в сборе, период стойкости инструмента, эффективная глубина резания при обработке деталей в сборе, диаметр и длина

обрабатываемой поверхности, скорость резания, величина подачи на рабочих и холостых ходах, длительность одной переточки изношенного инструмента).

2. Доминирующими факторами, оказывающими влияние на сокращение длительности производственного цикла изготовления изделий на основе концентрации сборочных и обрабатывающих процессов, являются погрешность установки сборочной единицы для обработки деталей в сборе Дуст и время перемещения транспортной партии между

операциями т т р.

3. Внедрение концентрации обработки и сборки наиболее эффективно при обработке непрочных соединений, когда значение величины эффективной глубины резания при обработке деталей в сборе t* - наименьшее.

Литература

1. Шишмарев В.Ю. Машиностроительное производство / В.Ю. Шишмарев, Т.И. Каспина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 352 с.

2. Машиностроение. Энциклопедия / Ред. совет: К.В. Фролов (пред.) и др. М.: Машиностроение. Технология сборки в машиностроении. Т. III-5 / А.А. Гусев, В.В. Павлов, А.Г. Андреев и др.; Под общ. ред. Ю.М. Соломенцева, 2001. 640 с.

3. Корытов В.Н. Повышение эффективности механообрабатывающего производства на основе комплексного анализа технологических и организационных факторов. Дисс. ... канд.техн.наук. Гаврилов-Ям, 2004. 136 с.

4. Боровиков С.М. Теоретические основы конструирования, технологии и надежности. Мн.: Дизайн ПРО, 1998. 336 с.

electronic scientific and technical periodical

SCIENCE and EDUCATION

__________El. .Vs KS 77 - 30569. -V«042l 100025. ISSN 1994-0408_

Detection and analysis of organizational-technological factors influencing the productivity of technological systems based on processing-assembly concentration

77-30569/362645

# 03, March 2012 Bysov S.A., Malyshev E.N.

Bauman Moscow Technical University, Kaluga Branch

m 1@bmstu-kaluga.ru

The authors determine organizational and technological factors influencing productivity of technological systems based on processing-assembly concentration. The authors analyzed these factors and presented a mathematical model showing savings on time for manufacturing on the basis of processing-assembly concentration.

Publications with keywords: mathematical model, technological potentialities, manufacture organization

Publications with words: mathematical model, technological potentialities, manufacture organization

References

1. Shishmarev V.Iu. Mashinostroitel'noe proizvodstvo [Engineering production]. Moscow, Akademiia Publ., 2004. 352 p.

2. Andreev A.G., Pavlov V.V., Gusev A.A., Solomentsev Iu.M. Tekhnologiia sborki v mashinostroenii [Assembly technology in mechanical engineering]. Moscow, Mashinostroenie Publ., 2001. 640 p. (Entsiklopediia “Mashinostroenie”, vol. 3, book 5).

3. Korytov V.N. Povyshenie effektivnosti mekhanoobrabatyvaiushchego proizvodstva na osnove kompleksnogo analiza tekhnologicheskikh i organizatsionnykh faktorov. Diss. kand. tekhn. nauk [Improving the efficiency of production machining through an integrated analysis of technological and organizational factors. Cand. tech. sci. diss.]. Gavrilov-Iam, 2004. 136 p.

4. Borovikov S.M. Teoreticheskie osnovy konstruirovaniia, tekhnologii i nadezhnosti [Theoretical basis of design, technology and reliability]. Minsk, Dizain PRO Publ., 1998. 336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.