Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА'

ВЫЯВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМКИ / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Платунина Галина Петровна, Старовойтова Анна Сергеевна

Эффективность корпоративного управления в последнее время привлекает внимание большого количества теоретиков и практиков. На качество и эффективность корпоративного управления действует огромное количество факторов и условий, которые требуют детального рассмотрения и анализа. Сущность качественного корпоративного управления - обеспечение доверительных взаимоотношений между компанией и ее заинтересованными сторонами. Предметом корпоративного управления является непосредственная защита всех прав владельцев акций и контроль за надлежащим составлением подотчетности подразделений компании. Данная статья посвящена выявлению и анализу факторов, влияющих на качество и эффективность корпоративного управления крупнейших операторов сотовой связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Платунина Галина Петровна, Старовойтова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION AND ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING THE EFFECTIVENESS OF CORPORATE GOVERNANCE IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF SOCIETY

The effectiveness of corporate governance has recently attracted the attention of a large number of theorists and practitioners. The quality and effectiveness of corporate governance is affected by a huge number of factors and conditions that require detailed consideration and analysis. The essence of good corporate governance is to ensure trust between the company and its stakeholders. The subject of corporate governance is the direct protection of all the rights of shareholders and control over the proper preparation of accountability of the company's divisions. This article is devoted to the identification and analysis of factors affecting the quality and efficiency of corporate governance of the largest mobile operators.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА»

info@agequal.ru

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http: //www. agequal. ru 2022, №1 http://www.agequal.ru/pdf/2022/AGE QUALITY 1 2022.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Платунина Г.П., Старовойтова А.С. Выявление и анализ факторов, влияющих на эффективность корпоративного управления в условиях цифровизации общества // Электронный научный журнал «Век качества». 2022. №1. С. 80-97. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2022/122006.pdf (доступ свободный). Загр. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 338

Выявление и анализ факторов, влияющих на эффективность корпоративного управления в условиях цифровизации общества

Платунина Галина Петровна,

старший преподаватель кафедры «Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии», МТУСИ,

111024, г. Москва, ул. Авиамоторная, 8А рШшта111@^тай. сот

Эффективность корпоративного управления в последнее время привлекает внимание большого количества теоретиков и практиков. На качество и эффективность корпоративного управления действует огромное количество факторов и условий, которые требуют детального рассмотрения и анализа. Сущность качественного корпоративного управления - обеспечение доверительных взаимоотношений между компанией и ее заинтересованными сторонами. Предметом корпоративного управления является непосредственная защита всех прав владельцев акций и контроль за надлежащим составлением подотчетности подразделений компании. Данная статья посвящена выявлению и анализу факторов, влияющих на качество и эффективность корпоративного управления крупнейших операторов сотовой связи.

Ключевые слова: корпоративное управление, методы оценки эффективности, технологический потенциал экономки, структура управления, цифровизация общества.

В последнее время огромное значение придаётся корпоративному управлению с точки зрения соответствия социальным и экологическим нормам (Корпоративная социальная ответственность - КСО) с целью обеспечения

Старовойтова Анна Сергеевна,

студент МТУСИ, 111024, г. Москва, ул. Авиамоторная, 8А

star. anyta@yandex. ru

info@agequal.ru

минимизации внешних эффектов, вызванных деятельностью компании. Следовательно, организации в рамках управления должны рассматривать окружающую среду и общество как заинтересованные стороны и удовлетворять их потребности, а не следовать слепо за выручкой.

Можно выдвинуть предположение о том, что внедрив КСО в систему управления компании, руководство в полной мере будет ответственно за издержки в социальной и экологической сфере.

Также одним из факторов, влияющих на корпоративное управление, является наличие законодательно закрепленных актов и правил. В странах, где власть государственных органов слабая или неразвитая, компании выходят из-под контроля и начинают выстраивать свою собственную систему, противоречащую нормам. Но в ситуации, когда компания четко соблюдает принятый регламент, отсутствует недоверие со стороны инвесторов и третьих лиц. Наличие прозрачной системы регулирования корпоративных отношений говорит о состоятельности и инвестиционной привлекательности компании.

Из множества факторов невозможно выделить основополагающие, которые должны лежать в основе оценки эффективности корпоративного управления компании.

Компании существуют и функционируют в рыночной экосистеме, поэтому то, что движет рынком, движет и ими. Вот почему факторы, влияющие на корпоративное управление, зачастую встречаются на рынке определенной страны или отрасли. К таким обстоятельствам можно отнести: политический и экономический кризис, расположение компании или рынка, социальная и возрастная структура населения и правовое регулирование экономической деятельности. Все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, поэтому изменение одного из них приводит к переменам на рынке и в системе корпоративного управления [4].

info@agequal.ru

Основными задачами менеджмента операторов сотовой связи, которые направлены на повышение эффективности корпоративного управления, являются:

- внедрение принципов КСО в систему управления компании [5];

- привлечение специалистов в сфере корпоративного управления для решения противоречивых вопросов и разъяснения нормативных актов;

- формирование и поддерживание определенной численности персонала во избежание текучести кадров;

- повышение уровня заработной платы и социальной поддержки персонала;

- совершенствование условий труда штатного персонала и руководящих лиц;

- внедрение инновационных технологий в процесс труда [6];

- пересмотр графика и режима работы.

Рассмотрим важнейшие методы, которые позволяют оценить эффективность корпоративного управления (рис. 1).

Рис. 1. Методы оценки эффективности корпоративного управления

В соответствии с рассмотренными методами оценки эффективности корпоративного управления и основными задачами операторов, появляется возможность применить их для анализа деятельности компаний-лидеров в сфере телекоммуникаций. В качестве примера приведем две компании: ПАО «Мобильные ТелеСистемы» и ПАО «Ростелеком».

ПАО «Мобильные ТелеСистемы» является одним из крупнейших и авторитетных представителей услуг сотовой связи. Свою деятельность

info@agequal.ru

компания осуществляет на территории Российской Федерации. На данный момент число абонентов составляет около 78,2 млн человек. ПАО «Мобильные ТелеСистемы» - первый оператор в России, получивший лицензию использования сетей 50 в коммерческих целях. Руководство компании утверждает, что вне очереди доступ к этой сети получат крупные предприятия, сотрудничающие с оператором. Это событие выводит масштабы деятельности ПАО «Мобильные ТелеСистемы» на совершенно новый уровень, приближенный к международным стандартам.

Спектр услуг, оказываемых компанией, довольно широкий и включает в

- широкополосный доступ в интернет;

- банковскую деятельность;

- осуществление розничной торговли мобильными устройствами;

- предоставление услуг сотовой связи и др.

Анализ динамики выручки компании позволяет сделать вывод о её постоянном росте (рис. 2).

себя:

494,9

2018

2019

2020

2021

Рис. 2. Динамика выручки ПАО «Мобильные ТелеСистемы» за 2018-2021 гг. (млрд руб.) [1]

info@agequal.ru

В структуру выручки организации входят: услуги сотовой радиотелефонной связи; предоставление в аренду каналов связи; предоставление услуг фиксированной городской, междугородней и международной связи; предоставление услуг телематических служб и прочие источники.

Структура управления ПАО «Мобильные ТелеСистемы» носит линейно-функциональный характер и представляет собой иерархию. В компании выделяются органы управления и комитеты по осуществлению внутреннего контроля.

Если подробнее рассмотреть структуру органов управления, то она представлена: Общим собранием акционеров (высший орган управления), Советом директоров, правлением и президентом. В систему внутреннего контроля входят: комитет по аудиту при Совете директоров, ревизионная комиссия, блок внутреннего контроля и аудита, департамент систем внутреннего контроля, департамент деловой этики и комплаенс, а также аудитор.

Выше были перечислены элементы управленческой структуры компании ПАО «Мобильные ТелеСистемы». За каждым подразделением закреплены определенные полномочия, что способствует максимально эффективному выполнению поставленных задач. Согласно установленной иерархии в компании, отчетность каждого элемента предоставляется вышестоящему лицу. Таким образом, это исключает загруженность высших органов управления, ибо для них будет предоставлен краткий обзор анализа или отчета по интересующему вопросу.

Система набора кадрового состава является доступной и гибкой. В компании существует огромное количество направлений стажировок для студентов и опытных специалистов. Помимо этого в ПАО «Мобильные ТелеСистемы» существуют образовательные программы, направленные на

повышение квалификации сотрудников или переподготовку кадров. Ярким примером является «МТС Университет», который был запущен в 2018 г.

С доступными вакансиями можно ознакомиться на официальном сайте компании, в социальных сетях, а также в специализированных агрегаторах. Конечно, отбор на должность является многоступенчатым, что позволяет принять на работу только лучших представителей каждого направления. Численность сотрудников, занятых в ПАО «Мобильные ТелеСистемы», с каждым годом растет, но с учетом событий 2020 и 2021 гг. прогноз данного показателя является довольно затруднительным, об этом свидетельствует рис. 3.

70 500 70 000 69 500 69 000 68 500 68 000

Рис. 3. Списочная численность ПАО «Мобильные ТелеСистемы» с 2018 г.

по 31 декабря 2020 г. (человек) [1]

Помимо описания численности сотрудников компании на официальном сайте представлена информация о численности мужчин и женщин в зависимости от занимаемых должностей, а также уровня образования. Этот подход является довольно актуальным в нынешних условиях, ибо это препятствует возникновению возмущений по поводу половой или возрастной дискриминации в компании.

Проведём SWOT-анализ компании ПАО «Мобильные ТелеСистемы», чтобы оценить её финансовые возможности и выявить наиболее опасные риски, которые необходимо избегать.

Для анализа обратимся к годовой отчетности, представленной на официальном сайте компании. Как уже было упомянуто ранее, выручка за 2021 г. составила 494,936 млрд руб., но в 2020 г. она равнялась 470,605 млрд руб. Наблюдается положительная динамика роста выручки по сравнению с предыдущими компаниями, что является довольно хорошим показателем.

Кредиторская задолженность ПАО «Мобильные ТелеСистемы» за 2021 г. составляет 3 405 630 руб., в 2020 г. данный показатель был равен 3 959 789 руб. Этот факт свидетельствует о платежеспособности компании и её благополучии. Дебиторская задолженность за 2021 г. составляет 29 515 917 руб., а в 2020 г. -31 384 574 руб. Сокращение дебиторской задолженности служит положительным показателем для компании. В таком случае ПАО «Мобильные ТелеСистемы» становится более привлекательной для инвесторов и повышает свое финансовое доверие. В будущем это может способствовать увеличению чистого дохода предприятия.

Рассчитаем показатель рентабельности и ликвидности компании за 2021 г.

себестоимость реал и о ванных товаров и услуг 195,425 '

^ оборотные активы 262,354 ^ ^

краткосрочные обязательства 3 2 8.614

Коэффициент быстрой ликвидности находится в пределах нормы.

Анализ капитала компании свидетельствует о сокращении его объемов. Так, например, в 2019 г. он составлял 36,394 млн руб., а в 2021 г. он был равен 32,69 млн руб. Прибыль на акцию увеличилась с 30,46 руб. до 34,88 руб. Дивидендная доходность предприятия около 10% [1, 3].

На основе отчетности компании и факторов, оказывающих влияние на ее деятельность, был проведён SWOT-анализ.

Таблица 1

SWOT-анализ ПАО «Мобильные ТелеСистемы»

Сильные стороны Слабые стороны

Рост выручки Высокий дивидендный доход Высокий уровень рентабельности Снижение объема капитала Увеличение себестоимости услуг Высокий уровень операционных расходов

Возможности Угрозы

Расширение клиентской базы Привлечение иностранных инвестиций Рост числа предоставляемых услуг Рост числа абонентов конкурентов Увеличение кредиторской задолженности Сокращение численности абонентов

ПАО «Мобильные ТелеСистемы» считается одним и ведущих отечественных операторов сотовой связи с сильной системой корпоративного управления и развитыми рычагами воздействия на осуществление управления.

ПАО «Ростелеком» является лидером в сфере предоставления телекоммуникационных сервисов, связанных с цифровизацией общества. В его экосистему входят различные направления, связанные с предоставлением услуг в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и др. На данный момент, численность пользовательской базы компании составляет около 12,26 млн человек, что делает его абсолютным лидером по данному показателю.

В спектр оказываемых услуг ПАО «Ростелеком» можно включить:

- домашний интернет и сотовая связь;

- цифровые сервисы (умный дом, видеонаблюдение и пр.);

- телевидение и др.

Деятельность данной компании охватывает не только обычных клиентов, но и владельцев бизнеса, что значительно влияет на рост числа пользователей и объём выручки.

Так, с 2016 г. наблюдается возрастающий тренд на объем выручки компании. Но можно предположить, что в 2021 г. показатель вновь вырастет.

Катализатором этого процесса могла бы послужить ситуация в мире, вызванная Соу1ё-19.

В результате пандемии многие бизнес-процессы были вынуждены прибегнуть к услугам, предоставляемыми ПАО «Ростелеком». Это в свою очередь облегчило переход кадрового состава различных компаний на удаленный формат работы.

Рис. 4. Динамика выручки ПАО «Ростелеком» за 2016-2020 год (млрд руб.) [2]

Значительное влияние на рост выручки в 2020 г. оказало активное использование услуг ПАО «Ростелеком» по программе «Умный город».

Система корпоративного управления в компании находится на довольно высоком уровне. Об этом свидетельствует постоянный пересмотр и изменение положений, связанных с управлением. Особое внимание уделяется защите прав акционеров и соблюдению их равенства в обстановке цифровизации бизнеса и общества. Высшим органом управления в ПАО «Ростелеком» является Общее собрание акционеров, но также в компании функционирует Совет директоров, в ведении которого находятся более мелкие структуры. Совет директоров занимается координацией деятельности и вырабатывает стратегию развития, основываясь на отчетах всех подразделений.

info@agequal.ru

Информация о корпоративном управлении находится в свободном доступе для акционеров и пользователей услуг компании. На официальном сайте (https://rt.ru) размещена диаграмма об эффективности корпоративного управления компании [7].

На основе анализа уровня корпоративного управления можно судить о максимальной эффективности деятельности исполнительного руководства и осуществлении внутреннего контроля и аудита.

Предоставленная информация об уровне корпоративного управления была получена в результате оценки каждого члена Совета директоров и подчиненных ему подразделений, а также оценки соблюдения установленных норм и нормативов в сфере социальной ответственности и деловой этики. Прозрачность доступной информации об уровне корпоративного управления является довольно привлекательной для отечественных и иностранных инвесторов [8].

Если анализировать структуру численности компании, то наблюдается ее сокращение. Прогнозируя этот показатель на 2021 г., можно уверенно сказать о продолжении этой тенденции. Это может быть вызвано несколькими причинами. Во-первых, внушительная часть кадрового состава была переведена на дистанционный формат работы, но некоторым сотрудникам такие изменения не подходят, в результате чего они приняли решение покинуть компанию. Во-вторых, в результате процесса цифровизации снижается необходимость в человеческих ресурсах, т.к. некоторая часть работы перекладывается на машины.

Как и ПАО «Мобильные ТелеСистемы», ПАО «Ростелеком» предоставляет информацию о структуре кадрового состава, его возрасте и половой принадлежности. В численности компании преобладают представители мужского пола. Это вполне объяснимо, так как большая часть

работ связана с монтажом и установкой соответствующего оборудования, что в свою очередь посильно только мужчинам.

Коэффициент текучести кадров в 2017 г. составлял 6,89%, в 2018 г. -7,93%, в 2019 г. - 8,64%. Наблюдается стабильный рост данного показателя, но это не свидетельствует о неэффективности корпоративного управления или неблагоприятных условия для работы. Для крупных предприятий, таких как ПАО «Ростелеком», нормой является значение, не превышающее 15%.

Ежегодно компания увеличивает расходы на оплату труда и в 2020 г. они составляли 74,7 млрд руб. при численности 126,9 тыс. человек. ПАО «Ростелеком» активно занимается повышением квалификации сотрудников и вкладывает огромные средства в их образование. Компания заинтересована инвестировать в данную сферу, так как от этого напрямую зависит качество оказываемых услуг и их качество (табл. 2).

Таблица 2

Динамика инвестиций на обучение сотрудников за 2017-2020 гг. (млн руб.)[2]

Год 2017 2018 2019 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель 452,6 463,6 496 575,4

Компания находится в постоянном поиске настоящих профессионалов в своей области, а также осуществляет набор студентов 3-4 курса для стажировок. С актуальными вакансиями можно ознакомиться на официальном сайте или сервисах для поиска работы.

Проведём SWOT-анализ ПАО «Ростелеком» для выявления сильных и слабых сторон, чтобы объективно оценить эффективность корпоративного управления с учетом различных экономических показателей.

Анализируя показатели выручки, можно судить о её стабильном росте. Так, в 2021 году она составила 546,9 млрд рублей. Это могло быть вызвано ростом числа абонентов и расширением спектра услуг, оказываемых компанией.

Рассмотрим дебиторскую и кредиторскую задолженность компании за 2021 г. Дебиторская задолженность равна 51 076 575 руб., а в 2020 г. -51 632 768 руб. По отношению к предыдущему году наблюдается её незначительное сокращение. Это также указывает на финансовую состоятельность компании, так как увеличивается денежные средства компании. Кредиторская задолженность в 2020 году составляет 72 545 364 руб., но в 2020 г. - 82 067 118 руб. ПАО «Ростелеком» укрепил свой статус и финансовую состоятельность.

Для более детального анализа, рассчитаем показатель ликвидности и рентабельности компании за 2021 г.

себестоимость реалиованных товаров и услуг 331,593

д _ оборотные активы 130090 ^ ^

краткосрочные обязательства 2 08141

Коэффициент быстрой ликвидности находится в пределах нормы.

Уставной капитал компании увеличился по сравнению с данными 2020 года и составил 8731 млн руб., хотя ранее он не менялся на протяжении двух лет и был равен 6961 млн руб. [2, 3].

На основе анализа финансовой отчетности ПАО «Ростелеком» и деятельности в сфере корпоративного управления был составлен SWOT-анализ (табл. 3).

Таблица 3

SWOT-анализ ПАО «Ростелеком»

Сильные стороны Слабые стороны

Рост выручки Ежегодное увеличение числа абонентов Инновационная деятельность в сфере цифровизации жизни общества Сокращение численности работников Недостаточно развитая система взаимодействия клиентов и служб Высокие цены на услуги

Возможности Угрозы

Участие в государственных программах по цифровизации регионов Увеличение числа рабочих мест Внедрение на международный рынок цифровых технологий Конкуренция в сфере услуг сотовой связи Государственное вмешательство в дела компании Низкое качество предоставляемых услуг

На сегодняшний день, ПАО «Ростелеком» является ведущим провайдером инновационных цифровых услуг. Компания взаимодействует с государственными структурами, частными и юридическими лицами. Масштабы и показатели ее работы говорят о перспективах роста и наращивания мощностей. Но помимо развитой корпоративной культуры и положительных финансовых показателей, стоит уделить особое внимание качеству оказываемых услуг [9, 10].

Приведенные выше расчеты основных финансовых показателей позволяют дать оценку эффективности корпоративного управления компаний сотовой связи. Каждая из представленных компаний имеет высокий показатель рентабельности, что говорит о прибыльности её дельности. Этот факт свидетельствует о грамотно организованной системе управления, благодаря которой удалось добиться таких результатов.

Коэффициент текущей ликвидности каждого оператора сотовой связи находится в пределах нормативного значения. Это говорит о том, что компании только начинает выходить на рубеж, чтобы в состоянии погашать текущие обязательства с помощью оборотных средств. Опираясь на данный показатель

info@agequal.ru

можно сказать о том, что компании находятся в зоне риска. Существенное влияние на этот показатель оказывает структура и система корпоративного управления [11]. Несмотря на некоторую противоречивость показателей, очевидно, что компании имеют определенные недостатки в сфере управления, так как об этом свидетельствуют рассчитанные значения. Поскольку мир продолжает уменьшаться, наша взаимозависимость возрастает, и мы все должны быть в состоянии мобилизовать ресурсы и добрую волю других для достижения успеха. Это может быть достигнуто только через завоевание их доверия. Доверие - основа устойчивого развития. Одна из важнейших способностей завоевать доверие глобальных рынков и всех заинтересованных сторон в условиях трансформации мирового экономического общества - это ключ к успеху бизнеса в целом [12]. Хорошее корпоративное управление очень важно для устойчивого развития не только отдельной компании, но и экономики в целом. Поэтому необходимо постоянно повышать качество управления и развивать эффективное управление. Однако то, что не измеряется, не может быть улучшено. Следовательно, существует необходимость в создании модели [13] для измерения качества корпоративного управления рассматриваемых инфокоммуникационных компаний.

1. https://mts.ru

2. https://rt.ru

3. Салютина Т.Ю., Колотов Ю.О., Платунина Г.П., Васильева И.А. Применение осцилляторных методов прогнозирования во взаимосвязи с этапами цифрового развития // Электронный научный журнал «Век качества». 2021. № 4. С. 84-105.

4. Салютина Т.Ю., Платунина Г.П. Выявление и анализ факторов, влияющих на эффективность корпоративного управления телекоммуникационной компании // Технологии Информационного

Список литературы

Общества: Сб-к трудов XIV Международной отраслевой научно-технической конференции. - М., 2020. - С. 373-375.

5. Клесарева Е.Ю., Платунина Г.П., Пугачева М.А. Аналитика больших данных как основной инструмент управления бизнес-процессами // Мобильный бизнес: перспективы развития и реализации систем радиосвязи в России и за рубежом: Сб-к материалов (тезисов) 47-й Международной конференции. - М., 2021. - С. 51-54.

6. Платунина Г.П. СЯМ-система как средство повышения эффективности бизнеса // Мобильный бизнес: перспективы развития и реализации систем радиосвязи в России и за рубежом: Сб-к материалов (тезисов) 45-й международной конференции. - М., 2020. - С. 55-59.

7. Платунина Г.П. Роль финансового анализа в системе управления телекоммуникационной компанией и оценка ее финансовой устойчивости // Телекоммуникационные и вычислительные системы 2020: Труды международной научно-технической конференции. - М.: Московский технический университет связи и информатики, 2020. - С. 701-706.

8. Салютина Т.Ю., Платунина Г.П. Методические основы формирования параметров модели оценки инвестиционной привлекательности телекоммуникационной компании // Мобильный бизнес: перспективы развития и реализации систем радиосвязи в России и за рубежом: Сб-к материалов (тезисов) 46-й международной конференции. - М., 2020. -С. 67-70.

9. Платунина Г.П., Салютина Т.Ю. Методические основы оценки положения телекоммуникационной компании на фондовом рынке и оценка инвестиционной привлекательности ценных бумаг // Телекоммуникационные и вычислительные системы 2020: Труды международной научно-технической конференции. - М.: Московский технический университет связи и информатики, 2020. - С. 729-734.

info@agequal.ru

10. Салютина Т.Ю., Платунина Г.П., Белогубов В.И. Интегральная оценка текущего состояния и потенциала развития инфокоммуникационной инфраструктуры России // Телекоммуникации и информационные технологии. 2020. Т. 7. № 1. С. 58-64.

11. Платунина Г.П., Васильева ИА., Григоренко Е.Р. Коэффициентный метод анализа финансовой устойчивости организации // Мобильный бизнес: перспективы развития и реализации систем радиосвязи в России и за рубежом: Сб-к материалов (тезисов) 46-й международной конференции. -М., 2020. - С. 60-64.

12. Salutina T.Y., Platunina G.P. and Vasileva I.A. Transformation of Business Technologies into Digital Platforms and Evaluation of the Effectiveness of their Application // 2021 International Conference on Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies (IT&QM&IS), 2021. - Pp. 888-892. DOI: 10.1109/ITQMIS53292.2021.9642870.

13. Salutina T.Y., Klesareva E.Y. and Platunina G.P. Big Data as a Management Decision-Making Tool in Digital Business Environments // 2021 International Conference on Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies (IT&QM&IS), 2021. - Pp. 893-895. DOI: 10.1109/ITQMIS53292.2021.9642918.

info@agequal.ru

Identification and analysis of factors affecting the effectiveness of corporate governance in the context of digitalization of society

Platunina Galina P.,

MTUCI, Senior Lecturer of the Department of Digital Economy,

Management and Business Technologies, 111024, Moscow, st. Aviamotornaya, 8A, platuninal 11@gmail. com

Starovoitova Anna S.

Student MTUCI,

111024, Moscow, st. Aviamotornaya, 8A, star. anyta@yandex. ru

The effectiveness of corporate governance has recently attracted the attention of a large number of theorists and practitioners. The quality and effectiveness of corporate governance is affected by a huge number of factors and conditions that require detailed consideration and analysis. The essence of good corporate governance is to ensure trust between the company and its stakeholders. The subject of corporate governance is the direct protection of all the rights of shareholders and control over the proper preparation of accountability of the company's divisions. This article is devoted to the identification and analysis of factors affecting the quality and efficiency of corporate governance of the largest mobile operators.

Keywords: corporate governance, efficiency assessment methods, technological potential of the economy, management structure, digitalization of society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.