кового масла и 10 % масляного раствора витамина Е повышает эффективность терапии аллергических ринитов у детей, что обосновывает целесообразность более широкого его использования в клинической практике.
Таблица 3
Динамика показателей фоторегистратора на фоне МИЛ-терапии
1 курс
1 день 7 день
3-7 лет 7-14 лет 14-18 лет 3-7 лет 7-14 лет 14-18 лет
НФР 78,2 ± 4,03 84,1 ± 1,97 80,1 ± 1,91 83,9 ± 2,75 82,1 ± 2,1 76,2 ± 2,3
ВФР 6,08 ± 1,64 10,74 ± 1,886 17,5 ± 2,346 13,08 ± 1,084 20,1 ± 1,166 34,3 ± 36,566
2 курс
1 день 7 день
3-7 лет 7-14 лет 14-18 лет 3-7 лет 7-14 лет 14-18 лет
НФР 76,2 ± 2,3 85,7 ± 3,01 80,1 ± 2,16 78,4 ± 3,06 84,9 ± 2,56 83,1 ± 1,59
ВФР 34,3 ± 36,566 11,08 ± 1,081 18,3 ± 1,222 32,1 ± 2,452 13,3 ± 0,72‘ 21,6 ± 0,782
Список литературы:
1. Аллергический ринит // Педиатрия: клин. рек. / Под ред. А.А. Баранова. - М., 2005. - С. 1-16.
2. Гаращенко Т.П. Лечение аллергических ринитов у детей / Т.П. Га-ращенко // Вестн. оториноларингологии. - 2005. - № 3. - С. 66-69.
3. Пампура А.Н. Современная концепция лечения аллергического ринита у детей / А.Н. Пампура, М.С. Тренева // Леч. врач. - 2004. - № 3. - С. 56-58.
4. Эффекты ионов кальция на вне- и внутриклеточные процессы регенерации активных форм кислорода в фагоц итирующих клетках крови / А.В. Бизюкин, З.Ф. Хараева, С.К. Соодаева [и др.] // Бюл. эксперим. биологии и медицины. - 1998. - № 9. - С. 334-337.
5. Москвин, С.В. Основы лазерной терапии / С.В. Москвин, А. А. Ачи-лов. - М.; Тверь, 2008. - 256 с.
ВЫЯВЛЕНИЕ ГОРМОНАЛЬНЫХ МАРКЕРОВ РИСКА СНИЖЕНИЯ МИНЕРАЛЬНОЙ ПЛОТНОСТИ ПЯТОЧНОЙ КОСТИ У СПОРТСМЕНОВ В ВИДАХ СПОРТА С РАЗНОЙ МОЩНОСТЬЮ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК
© Никитина К.И., Абрамова Т.Ф.*,
Никитина Т.М., Кочеткова Н.И.
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, г. Москва
Высокий травматизм спортивной деятельности, обусловленный ос-теопоротическими изменениями, возникающими у спортсменов в про-
* Руководитель Центра инновационных методов оценки функционального состояния спортсменов, доктор биологическихнаук.
цессе напряженной мышечной деятельности, актуализирует изучение маркеров состояния костной ткани с целью выявления групп риска по снижению минеральной плотности костной ткани. В ходе исследования показано, что снижение минеральной плотности костной ткани у спортсменов более характерно для видов спорта с максимально-суб-максимальной и субмаксимально-большой мощностью тренировочных нагрузок и взаимосвязано с изменением выработки катаболических и анаболических гормонов.
Одной из основных проблем общей и спортивной медицины является снижение минеральной плотности костной ткани. Снижение минеральной плотности костной ткани может приводить к увеличению хрупкости костей и высокому риску их переломов и травматизму [4, 7]. Известно, что физическая нагрузка является важнейшей детерминантой костной массы. Положительное влияние физической деятельности на состояние костной ткани доказано многими исследователями [1-3]. Вместе с тем, известно, что одной из главных причин травматизма у спортсменов в процессе напряженной мышечной деятельности являются остеопоротические изменения [4-6].
Целостность регуляции адаптации подсистем и организма в целом, высокая интенсификация и высокий травматизм спортивной деятельности актуализируют изучение маркеров состояния костной ткани с целью раннего выявления риска гипотрофических состояний, проявляющихся наиболее часто в снижении минеральной плотности.
Нами было предпринято исследование маркеров костного и общего метаболизма в связи с изменчивостью показателей минеральной плотности у спортсменов высокой квалификации различных специализаций, отличающихся мощностью тренировочных нагрузок, на подготовительном этапе годичного цикла тренировок.
Программа обследования включала исследования тотальных размеров тела, уровня мышечной и жировой массы, измерение минеральной плотности пяточной кости (МППК), определение уровня секреции гормонов и маркеров костного метаболизма.
Измерения минеральной плотности проводилось при помощи метода ультразвуковой денситометрии «Achilles Express» (Lunar, USA), предназначенного для изучения только пяточной кости. Результат представляется в процентах от соответствующей нормы пиковой массы кости: норма - значения минеральной плотности в пределах 87,1-113 %; снижение минеральной плотности в пределах 87-68 % - остеопения; менее 68 % - остеопороз.
Сравнительный анализ спортсменов исследованных специализаций показал, что всем группам свойственен нормальный средний уровень минеральной плотности пяточной кости (МППК), соответствующий пиковой массе костной ткани. Однако, велошоссейники свойственен достоверно более вы-
сокой МППК (117,50 ± 19,71 %), тогда как гребцы академисты и велотреко-вики отличались достоверно более низким уровнем МППК (98,56 ± 14,71 и 96,63 ± 14,71 %, соответственно) с тенденцией к снижению относительно нормы.
Анализ распределения категорий состояния МППК в соответствии с классификацией ВОЗ при дополнительном разделении категории нормы на нижнюю и верхнюю границу выявил: наличие остеопении (МППК от 68 до 87 %), как фактора риска остеопороза, во всех группах с наибольшим представительством в гребле (36,4 %) при последующем убывании от велотрека к велошоссе (22,7 % и 16,7 %, соответственно). Нижняя граница нормы (МППК от 88 до 99 %), как фактор риска снижения минеральной плотности костной ткани, напротив, максимально представлена в велотреке (40,9 %), в меньшей мере в группе гребцов (27,3 %), отсутствует в группе велошоссе. Частота встречаемости категории «верхняя граница нормы» (МППК от 100 до 113 %) распределяется следующим образом: минимальная встречаемость этой категории у гребцов (13,6 %), далее следуют велотретовики и велошес-сейники (22,7 % и 50,0 %, соответственно). Частота категории «высокий уровень» МППК (МППК более 113 %) в меньшей мере разнится между специализациями: велошоссе - 33,3 %, гребцы - 22,7 %, велотрек - 13,6 %, что в целом соотносится с ранее известными данными [8].
Как видно, исследуемые группы охватывают все возможные категории (за исключением остеопороза) состояния МППК, проявляя в тоже время специфичность их распределения, т.е. являются адекватной моделью для изучения изменчивости МППК с показателями регуляции и маркеров костного обмена.
Среднегрупповые показатели одного из ведущих маркеров костной резорбции - р Cross Laps достоверно минимальны в группе велошоссе (0,52 ± 0.10 нг/мл - околопредельныей уровень нормативных значений). В группе велотрек, напротив, максимальны (1,08 ± 0.27 нг/мл при норме менее 0,58нг/мл) и сходны с величинами показателя в группе академической гребли (0,93 ± 0,35нг/мл). Различия между группой велошоссе и двумя другими группами достоверны (р < 0,05).
Уровень одного из ведущих маркеров формирования костной ткани -остеокальцина обнаруживает меньшую вариабельность распределения в изучаемых группах в отличие от р Cross Laps и соответствует физиологиче -ской норма (24-70 нг/мл). Наибольшая активность остеокальцина наблюдается в группе велотрековиков (62,70 ± 13,47 нг/мл) при достоверно более низких и практически равных значениях этого показателя у гребцов и вело-шоссейников (51,7 ± 17,21 нг/мл и 52,87 ± 15,12 нг/мл, соответственно).
Наряду с этим, следует отметить практически равные и соответствующие физиологической норме уровни классических гормонов-регуляторов ката -
болической и анаболической составляющих костного обмена - паратгормо-на и кальцитонина у представителей всех рассматриваемых групп.
Показатели тиреоидных гормонов (ТТГ и свободные Т4), при избытке усиливающих резорбтивные процессы, соответствовали нормальным значениям, тем не менее, были достоверно выше в группах с повышенной костной резорбцией и меньшими значениями МППК (велотрек и академическая гребля).
Активность глюкокортикоидной и тестостероновой функций, с одной стороны маркеров адаптации к физическому воздействию, с другой - гормонов, влияющих на костный обмен, в большей мере отражают специфику спортивной деятельности. Кортизол в сыворотке у всех групп соответствовал физиологической норме. Но максимальные и близкие значения отмечались в группах видов спорта с максимально-субмаксимальной и субмакси-мально-большой мощностью (академическая гребля и велотрек, соответственно), где преобладает снижение МППК, и достоверно более низкие значения отмечались в группе спортсменов с умеренной мощностью (велошоссе), где выявлена минимальная встречаемость снижения МППК.
Также варьирует, находясь в рамках физиологической нормы, и уровень тестостерона. Этот показатель наиболее выражен в группах также гребцов и велотрековиков, достоверно ниже - группе велошоссейников.
Соотношение уровня альдостерона и общего кальция, косвенно указывает на влияние состояния водно-солевого обмена, отражающего фактор тренировочного воздействия, на процессы резорбции кости. Так уровень альдостерона, гормона с высокой минералкортикоидной активностью, во всех группах спортсменов соответствует физиологической норме, обнаруживая достоверно более высокие уровни в группе академической гребли и велотрек, что в определенной мере обратно пропорционально содержанию общего кальция в группах.
Инсулин не обнаруживает достоверных различий при наличии тенденции к повышению в ряду: гребля академическая - велотрек - велошоссе, что в большей или меньшей степени соотносится с распределением соотношения остеокальцина и р Cross Laps, которое указывает на баланс процессов синтез и резорбции костной ткани и достоверно минимально в группах гребли и велотрек.
Фосфор, напротив, достоверно выше и практически одинаков в группах, ориентированных на развитие скоростно-силовых показателей и скоростно-силовой выносливости (велотрек и академическая гребля), достоверно ниже в группе велошоссейников, нагрузки которых отличаются длительностью при более низкой мощности работы (приоритет аэробного энергообеспечения), позволяет говорить о невысокой, но связи величины фосфора как с характеристиками минеральной плотности и одновременно с характером преобладающей нагрузки.
Щелочная фосфатаза для всех исследуемых групп соответствует физиологической норме (ближе к верхней границе), при этом достоверно минимальна в группе гребцов и максимальна в группе велотрековиков при промежуточном значении в группе велошоссе, что на первый взгляд не связано с распределением МППК в группах рассматриваемых видов спорта. Однако, вычисление индекса соотношения щелочной фосфатазы, косвенно характеризующей активность костеобразования, и С-концевых телопепти-дов, маркеров резорбции, показывает, что этот индекс практически одинаков у представителей академической гребли и велотрека ив 2 раза меньше, чем у велошоссейников. Это подтверждает более высокую активность процессов формирования кости в группе шоссейников и более высокую активность резорбтивных процессов в группах спортсменов с более высокой мощностью тренировочных нагрузок.
Таким образом, что снижение минеральной плотности костной ткани в условиях напряженной мышечной деятельности более свойственно видам спорта с максимально-субмаксимальной и субмаксимально-большой мощностью тренировочных нагрузок и характеризуется усилением процессов костной резорбции, что взаимосвязано с изменением уровня гормонов: ка-таболических (кортизол, ТТГ) и анаболических (тестостерон, инсулин).
Список литературы:
1. Дубровский В.И. Консервативное лечение и профилактика повреждений и заболеваний ОДА у спортсменов высокой квалификации: автореф. дисс. - М., 1993.
2. Ермакова И.П., Пронченко И.А. Современные биохимические маркеры в диагностике остеопороза // Остеопороз и остеопатии. - 1998. - № 1. - С. 24-27.
3. Лабори Ф. Регуляция обменных процессов. - М. Медицина, 1970. -С. 367.
4. Лагода О.О. Морфо-функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата в системе медицинского контроля за юными спотрсменами: автореф. дисс. ... канд. мед. наук: 14.00.51 / Рос. гос. мед. инс-т. - М., 2001.
5. Миронова З.С. Перестройка костной ткани у спортсменов: методологические рекомендации. - М., 1979.
6. Миронова З.С., Меркулова Р.И., Богуцкая Е.П., Баднин И.А. Перенапряжение ОДА у спортсменов. - М.: ФиС, 1982. - 94 с.
7. Рожинская Л.Я. Системный остеопороз: практическое руководство для врачей. - М.: Издатель Мокеев, 2000. - 195 с.
8. Студеникина Н.Н. Изменение минеральной плотности пяточной кости спортсменов под влиянием спортивной деятельности: дисс...канд. биол. наук. - М., 2004.