Научная статья на тему 'Выявление факторов и процессов, возникающих на рынке труда и занятости Российской Федерации'

Выявление факторов и процессов, возникающих на рынке труда и занятости Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1364
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОН / РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храбров К.Г.

Проблемы рынка труда и занятости в Росси разнообразны по своим определенным причинам, проявлениям и последствиям. В настоящее время существует противоречие между потребностями рынка труда в работниках определенных видов деятельности и перепроизводством специалистов, в которых экономика регионов уже удовлетворила спрос. Снижение объемов производства и услуг, изменение структуры спроса на профессии и специальности привели к рассогласованию рынка труда и рынка образовательных услуг. В связи с этим крайне важным считается разработка модели анализа рынка труда для прогнозирования необходимых специализаций высшего образования. Данная модель должна устранить дисбаланс спроса и предложения, возникший на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление факторов и процессов, возникающих на рынке труда и занятости Российской Федерации»

УДК 331.522

ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ И ПРОЦЕССОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ НА РЫНКЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Храбров К.Г.

Аспирант, МФПУ «Синергия»

Проблемы рынка труда и занятости в Росси разнообразны по своим определенным причинам, проявлениям и последствиям. В настоящее время существует противоречие между потребностями рынка труда в работниках определенных видов деятельности и перепроизводством специалистов, в которых экономика регионов уже удовлетворила спрос. Снижение объемов производства и услуг, изменение структуры спроса на профессии и специальности привели к рассогласованию рынка труда и рынка образовательных услуг. В связи с этим крайне важным считается разработка модели анализа рынка труда для прогнозирования необходимых специализаций высшего образования. Данная модель должна устранить дисбаланс спроса и предложения, возникший на рынке труда.

Ключевые слова: разработка модели, прогнозирование, образование, регион, рынок труда и занятости.

Актуальность темы исследования состоит в том, что рынок труда и занятости (сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу) занимает ключевое место в любой реально действующей рыночной системе. Проблемы рынка труда и занятости Российской Федерации разнообразны по своим определенным причинам, проявлениям и последствиям. К ключевым недостаткам рынка труда и занятости России относятся: неравенство в доходах низкая заработная плата; безработица; бедность; крайне низкая трудовая мобильность населения и т.д. Особое, но недостаточное внимание в науке уделено проблемам функционирования рынка труда и занятости. В первую очередь это связано с тем, что для эффективного функционирования экономики страны в целом особое значение уделяется процессам, возникающим на рынке труда и занятости. В связи с мировым кризисом финансовой системы и переходом России к рыночным отношениям и проблемы функционирования рынка труда и занятости становятся трудной и сложной задачей.

Политика в сфере образования в России в нынешней ситуации исходит из необходимости повышения роли образования в развитии общества и государства. Эта роль складывается как из задач по переходу России к демократическому обществу с рыночной экономикой, так и из мировых тенденций развития. В данный момент образование стало одним из главных факторов и ресурсов экономического развития, в формировании качественно новой экономики. В связи с этим важной задачей становится создание системы для прогнозирования потребностей рынка труда и занятости в кадрах. В сфере прогнозирования потребностей рынка труда отсутствует методическая разработка методологических подходов, которые заканчивались бы построением реальной методики определения структуры необходимости России в общем, а также республик, краев и областей в специальностях для аргументации федеральной и региональных составляющих государственного задания на подготовку молодых кадров в системе высшего профессионального образования.

На сегодняшний день количество и перечень специальностей и профессий, по которым готовят молодых специалистов, как правило, рассчитываются на основе устаревшей, неполной или недостаточно проверенной информации, не отражающей появившихся изменений на рынке труда и не рассматривающей объемов рынка трудовых ресурсов. Вследствие этого, часть выпускников рискуют получить специальности, уже не

пользующиеся спросом на рынке труда (например, известные перекосы в подготовке по специальностям "юрист", "экономист", "бухгалтер"). С одной стороны, выпустившиеся молодые специалисты не в состоянии найти подходящую работу по ряду причин. С другой стороны, высокими темпами нарастает дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, связанный с соотношением уровней профессионального образования. Из этого следует, что рынок труда и занятости имеет двойной структурный дисбаланс спроса и предложения рабочих мест: по уровню образования и в профессионально-квалификационном разрезе.

Удовлетворение экономики в кадрах в настоящее время является важной социально-экономической задачей, затрагивающей все сферы экономической деятельности в Российской Федерации. В то время как по одним видам экономической деятельности наблюдается избыток кадров, по другим ощущается их острый дефицит. Одной из причин такого перекоса является отсутствие полной и достоверной информации о численности и составе рабочей силы, необходимой для осуществления экономической деятельности страны и регионов в настоящее время и в будущем. Такого вида информация необходима учреждениям высшего профессионального образования для понимания реальных потребностей рынка труда при прогнозировании объемов подготовки специалистов по тем или иным профессиям и, специальностям. Ситуация осложняется тем, что Российская Федерация занимает большую территорию. Ситуации, сложившиеся в отдельных регионах, отражают общее состояние экономики страны в целом. Каждому региону присущи уникальные особенности, обусловленные, прежде всего, его географическим положением и ресурсными возможностями, формирующими исключительную для каждого региона структуру производства и занятости. Таким образом, сведения о необходимости в кадрах должны учитывать особенность отдельных регионов, основные направления их хозяйственной деятельности и сложившуюся в них структуру потребности в кадрах. Разработка мероприятий, связанных с утверждением планов подготовки специалистов в учебных заведениях высшего профессионального образования, невозможно при отсутствии полной и достоверной информации о будущей потребности региональной экономики в кадрах, что делает необходимым построение прогноза ее состояния. Дополнительные трудности создает отсутствие единого методического подхода, а также показателей в системе статистической отчетности для получения полной оценки фактической потребности экономики региона в кадрах, что существенно осложняет процесс прогнозирования изменения потребности региона в кадрах, в условиях изменяющейся экономической ситуации. Потребность в кадрах рассматривается как характеристика рынка труда, характеризующая его состояние с точки зрения спроса на рабочую силу.

Для понимания и решения поставленной проблемы необходимо глубже разобраться в структуре и функционирование рынка образования и рынка труда и занятости, поэтому необходимо изучить иностранный опыт. Прогнозирование занятости на рынке труда и востребованных специальностей имеет давнюю традицию во многих странах ОЭСР: Австралии, Канаде, Франции, Германии, Италии, Нидерландах, Великобритании, США. Позднее такая практика была введена в Финляндии, Новой Зеландии и Израиле. Исследования все чаще носят международный характер, задействуют академические, правительственные и бизнес - организации.

Большинство прогнозов основываются на методах динамической макроэкономической модели и редукции. Динамическое моделирование макропроцессов было признано лучшей системой в международном прогнозировании, тем не менее, в любой модели имеются ограничения. Создаваемые макроэкономические модели требуют учета широкого круга внешних факторов, связанных с развитием мировой экономики, таких как цены на нефть и обменные курсы национальных валют. В Великобритании Комиссия по вопросам занятости и профессионального развития (Comission for Employment and Skills) в 2010 г. провела национальный аудит, направленный на оценку востребованности в будущих профессиональных навыках.

Проект включал три направления:

- Прогноз потребностей рынка труда. Составление количественных прогнозов занятости в разрезе профессий и отраслей экономики, квалификаций, уровня образования, гендерной структуры рынка для страны и отдельных регионов.

- Прогноз развития рынка труда. Определение ключевых проблем и изменений в стране и мире, которые могут иметь влияние на занятость в долгосрочной перспективе. Для этого применялись различные техники сбора информации, включая методы прогнозирования развития и серию интервью с ключевыми экспертами для обсуждения развития до 2020 г.

- Целенаправленный отчет, по оценке навыков. Глубокая оценка востребованных профессиональных качеств в ведущих развивающихся секторах экономики, таких как низкоуглеродистая индустрия, цифровая экономика и перспективные технологии.

Тенденция последних лет показывают, что востребованность в низкоквалифицированных специалистах будет снижаться, следовательно, необходимость в высококвалифицированных специалистах будет только увеличиваться. Прогнозные оценки свидетельствуют о будущим избытке высококвалифицированных специалистов в определенных сферах деятельности. В настоящее время продолжается тенденция смещения сфер экономики от сырьевой промышленности к экономике услуг.

В развитых странах прогнозированию развития системы образования придается очень большое значение. Затраты на исследования и разработки в этом направлении составляют ежегодно около 2% всех ассигнований на науку в области образования. Выигрыш от исследований и разработок более чем в 50 раз превышает затраты, связанные с их проведением.

Сдвиги в структуре рабочих мест, происходящие в экономике при переходе к рынку, вызвали изменение в отраслевой структуре спроса на рабочую силу. Реструктурирование экономики на первых порах резко уменьшило потребность в специалистах, связанных со сферой материального производства. В период с 1992 г. по 2009 г. существенно сократилась численность занятых в таких отраслях, как наука и научное обслуживание (на 70%), строительство (на 33%), промышленность (на 37%), транспорт (на 10%), сельское хозяйство (на 35%). При этом почти вдвое выросла занятость в финансовой сфере и в торговле, еще больше - в органах управления (на 77%).

Прогнозирование потребности экономики в подготовке специалистов в учреждениях профессионального образования на федеральном уровне позволяет учесть различные макроэкономические показатели и тенденции, структурные и технологические сдвиги в экономике и направления инвестиционно-инновационного развития Российской Федерации. Прогнозирование потребности экономики в подготовке специалистов в учреждениях высшего профессионального образования на уровне субъекта Российской Федерации является инструментом региональной политики для:

а) создания условий достижения баланса между спросом и предложением на рынке труда субъекта Российской Федерации;

б) синхронизации планов социально-экономического развития и возможностей субъекта Российской Федерации;

в) формирования государственного задания на подготовку специалистов на региональном уровне;

г) формирования программы модернизации профессионального образования.

Методология прогнозирования потребности экономики в подготовке специалистов в учреждениях высшего профессионального образования включает:

а) описание структуры и состава входной информации, а также источников ее получения;

б) экономическое описание учитываемых процессов и взаимосвязей;

в) математическую модель прогнозирования потребности экономики в молодых специалистах с высшим образованием.

г) методику сбора и обработки необходимой информации;

д) методику опроса работодателей и органов государственной власти;

е) методику экспертного оценивания;

ж) методику опроса молодежи;

з) методику анализа образовательной сети;

и) формат и состав выходных данных;

к) анализ различных сценариев социально-экономического развития и их влияния на результаты прогнозирования;

л) организационно-функциональную модель прогнозирования (участники процесса, их функциональные роли, формы и порядок взаимодействия).

Создание инновационной экономики в России невозможно без рационального использования трудовых ресурсов. Рынок труда, не отвечающий современным требованиям, резко тормозит модернизацию и технологическое обновления экономики вследствие отсутствия необходимого кадрового состава, способного обеспечить инновационную составляющую развития. Уникальностью рынка труда и занятости в современной России является наличие значительного количества вакансий и безработных одновременно, что свидетельствует о дисбалансе профессионально-квалификационной структуры притока и оттока рабочей силы на рынке труда.

Проблема несоответствия структуры и объемов подготовки кадров потребностям рынка труда имеет несколько составляющих: макроэкономическую — ухудшение воспроизводства и обеспечения отраслей экономики квалифицированной рабочей силой; микроэкономическую — ухудшение обеспеченности организаций квалифицированной рабочей силой, что может привести к снижению их конкурентоспособности на международных и отечественных рынках; социальную — риск безработицы среди выпускников и недоиспользование их трудового и интеллектуального потенциала; финансовую — низкая эффективность использования средств на подготовку молодых специалистов и необходимость ее переподготовки.

Учебные заведения, оказывая образовательные услуги, должны учитывать требования работодателей, положение в сфере занятости и на региональных рынках труда, что делает проблему оптимизации взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда многомерной. Важной задачей на современном этапе развития РФ становится мониторинг рынка труда, позволяющий выявить тенденции спроса и предложения рабочей силы, обосновать рациональную структуру и объемы подготовки кадров в учреждениях всех видов профессионального образования. По результатам мониторинга можно выявить потребности территорий в рабочей силе, тенденции ее спроса и предложения, обосновывать рациональную структуру и объемы подготовки кадров в учреждениях профессионального образования, что является важнейшей предпосылкой адекватности рынка образовательных услуг рынку труда, определения стратегии учебных заведений в отношении подготовки и трудоустройства выпускников. Исследование потребностей и мотивационных устремлений молодежи в профессиональном образовании производятся региональными службами занятости и органами образования на основе анализа и обобщения периодических опросов различных групп молодежи. Особое внимание необходимо уделять изучению структуры образовательных потребностей молодежи, ориентации на типы учебных заведений, виды и уровни профессионального образования, сферы будущей трудовой деятельности.

Важнейшее условие повышения эффективности подготовки и трудоустройства кадров

— улучшение сотрудничества между образовательными учреждениями, службами занятости и работодателями. Сейчас учебные заведения переходят от отраслевого принципа подготовки к территориальному с учетом потребностей экономики регионов.

Поиск работы по окончании вуза становится для выпускников настоящей головной болью. Однако, не отвергая необходимости развития программ содействия трудоустройству выпускников в системе профобразования, расширения его доступности и т.п., зададимся вопросом: правильно ли делать акцент только на учреждениях образования. Представляется, что здесь нужны решения на государственном уровне. Повышение эффективности занятости должно стать приоритетом социально-экономической политики государства. Политика государства должна способствовать тому, чтобы труд каждого человека был экономически целесообразным и максимально продуктивным для общества. Необходимо использовать весь имеющийся у государства арсенал средств для превращения хозяйственной среды страны в подлинно конкурентную, отвечающую вызовам современности. Именно взаимодействие всех субъектов (государства, работодателей, учреждений образования) могут обеспечить востребованность тех специалистов, без которых невозможна экономика знаний, а значит, и востребованность соответствующего образования и предоставляющих его образовательных учреждений.

Таким образом, прогнозирование потребностей в кадрах, прежде всего молодых специалистов, на современном этапе представляется одной из важнейших проблем экономики как в плане развития научно-технического потенциала регионов, так и с позиций совершенствования деятельности вузов в условиях рыночных отношений. Прогнозируемая потребность должна увязываться с подготовкой кадров в системе профессионального образования, а точнее - служить ориентиром при определении необходимых масштабов их подготовки.

Литература

1. Аврамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социологические исследования. - 2006. - № 4 - С. 45.

2. Брижак О. В. Российские корпорации: проблема внутрикорпоративных отношений и интересов// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 1. «Экономические науки», с. 175-185. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/BrizhakOV.pdf

3. Полещук М. Н. Развивающая аттестация как инструмент повышения конкордации персонала в отношении развития угледобывающего предприятия// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 1. «Экономические науки», с. 226-236. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/PoleshchukMN.pdf

4. Равочкин Н.Н. Повышение престижа инженерной профессии угольной отрасли среди молодежи средствами образовательного фандрайзинга// Крымский научный вестник.

— №2 — 2015 г., с. 33-47. Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/06/2-Krymskij-nauchnyj-vestnik-2-RavochkinNN.pdf

5. Толкачева С. В., Науменко М. Ю., Малевич И. Х. Особенности нематериального стимулирования молодых специалистов на этапе их привлечения// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 1. «Экономические науки», с. 302-308. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/TolkachevaSV-NaumenkoMY-MalevichIH.pdf

6. Храбров К.Г. Сравнительный анализ моделей формирования политики занятости: российский и международный опыт// Крымский научный вестник. — №2 — 2015 г., с. 48-58. Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/06/2-Krymskij-nauchnyj-vestnik-4-HrabrovKG.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.