2. Volkov G.N. 'Etnopedagogizaciya v kontekste funkcionirovaniya narodnyh tradicij vospitaniya. Mirobrazovaniya - obrazovanie v mire. 2002; № 1: 3 - 24.
3. Teoriya i metodika razvitiya detskogo izobrazitel'nogo tvorchestva. Biblicgraficheskij ukazatel' (1900 - 2000 gg.). Arhangel'sk, 2002.
4. Volchegorskaya E.Yu. Hudozhestvenno-'esteticheskoe vospitanie v nachal'noj shkole: lekciya. Chelyabinsk: Izdatel'stvo Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2010.
5. Vinokurova E.I., Ivanova A.V., Nikitina R.S. Kultura narodov Respubliki Saha (Yakutiya) dlya uchaschihsya 2 - 4 klassov. Yakutsk: AO NIK "Bichik", 2017.
6. P'yankova N.I. Izobrazitel'noe iskusstvo v sovremennoj shkole. Moskva: Prosveschenie, 2006.
7. Pavlova E.P., Parnikova G.M., Vasil'eva A.A. 'Etnopoliticheskoe obrazovanie molodezhi v sisteme patrioticheskogo vospitaniya. Global'nyj nauchnyj potencial. 2019; № 9 (102): 20 - 22.
Статья поступила в редакцию 26.08.20
УДК 37.042
Dolgushev E.V., postgraduate, Vitus Bering Kamchatka State University (Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia), E-mail: [email protected] Rachkovskaya N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General and Pedagogical Psychology, Moscow Region State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Efimenko V.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Vitus Bering Kamchatka State University (Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia), E-mail: [email protected]
IDENTIFICATION OF EXTREMIST AND TERRORIST MANIFESTATIONS IN THE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS AND PREVENTIVE ACTIVITIES AT SCHOOL. The article reflects results of an empirical study of extremist and terrorist manifestations in the behavior of adolescents, shows the main directions of work on the creation of organizational and pedagogical conditions that prevent the involvement of students in radical organizations. The use of a set of reasonably selected techniques made it possible to identify the level of suggestibility, tolerance, and propensity for national, religious and political extremism among modern adolescents. As a result of the psychological and pedagogical diagnostics, it is found that the occurrence of conflicts on national and social grounds in the adolescent environment is not predicted. At the same time, the emergence of negative moods is possible due to the actualization of factors that negatively affect the moral and mental state of adolescents, their perception of the world around them. The results of the diagnostics show that a group of adolescents was identified who demonstrate aggressive behavior, a low level of tolerance, high suggestibility, and a tendency towards national, religious and political extremism in their behavior. With these adolescents, the school's teacher-psychologist organized correctional and developmental work in the form of social and psychological training, explanatory conversations, and individual counseling of parents.
Key words: extremism, terrorism, prevention, teenager, general education school.
Е.В. Долгушев, аспирант, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (КамГУ имени Витуса Беринга), г. Петропавловск-Камчатский, E-mail: [email protected]
Н.А. Рачковская, д-р пед. наук, проф., Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Москва, E-mail: [email protected] В.Н. Ефименко, канд. пед. наук, доц., Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (КамГУ имени Витуса Беринга), г. Петропавловск-Камчатский, E-mail: [email protected]
ВЫЯВЛЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ И
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ
В статье отражены результаты эмпирического исследования экстремистских и террористических проявлений в поведении подростков, показаны основные направления работы по созданию организационно-педагогических условий, препятствующих вовлечению учащихся в организации радикального толка. Использование комплекса целесообразно подобранных методик позволило выявить уровень внушаемости, толерантности, склонности к национальному, религиозному и политическому экстремизму у современных подростков. В результате проведённой психолого-педагогической диагностики было установлено, что возникновение конфликтов на национальной и социальной почве в подростковой среде не прогнозируется. При этом возникновение негативных настроений возможно вследствие актуализации факторов, негативно влияющих на морально-психическое состояние подростков, восприятие ими окружающего мира. По итогам проведенной диагностики была определена группа подростков, демонстрирующих в своем поведении агрессивность, низкий уровень толерантности, высокую внушаемость, склонность к национальному, религиозному и политическому экстремизму. С этими подростками педагогом-психологом школы была организована коррекционно-развивающая работа в форме социально-психологического тренинга, разъяснительных бесед, индивидуального консультирования родителей.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, профилактика, подросток, общеобразовательная школа.
Экстремизм и терроризм в их любых проявлениях являются деструктивными социальными явлениями, так как изначально направлены против основ общества и государства, а также деформируют личностное развитие самого субъекта экстремистской и террористической деятельности, препятствуя эффективной социализации и успешной жизни в обществе. Сложная политическая и социально-экономическая обстановка формирует новые вызовы, связанные с радикализацией молодежи, с попытками экстремистских организаций вовлечь их в преступную деятельность. В связи с активизацией в России экстремистских организаций был принят Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (2002 г), а также внесены соответствующие изменения и дополнения в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за противоправные действия экстремистского характера. В целом правовую основу этой работы составляют Федеральные законы «О противодействии терроризму» (2006 г) и «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (2016 г), а также Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (2009 г). Для обеспечения непрерывности и системности работы в этом направлении с 2009 г реализуется Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации, утвержденный Президентом России. В декабре 2018 г был утвержден очередной Комплексный план на 2019 -2023 годы.
С учетом потенциальной опасности экстремизма и терроризма социальные институты на всех уровнях, включая систему общего образования, должны предотвращать эти негативные проявления за счет моральных и правовых регуляторов, а также путем целенаправленной педагогической профилактики данных девиаций в школе, поскольку идеология экстремизма и терроризма зачастую находит «питательную почву» именно в подростковой и молодежной среде [1, с. 12].
Под педагогической профилактикой экстремизма и терроризма в подростковой среде школы мы понимаем специально организованную деятельность педагогического коллектива, направленную на создание в образовательной организации педагогических условий, препятствующих распространению всех форм радикального отрицания признанных обществом норм и правил, государственного уклада со стороны отдельных лиц или групп путем стимулирования личностного развития подростков и вовлечения их в социально значимую деятельность.
В результате теоретического изучения трудов Р.А. Бочарова, ГА. Ворониной, И.Ф. Дементьевой, И.Р. Идрисова, А.В. Идиатуллина, Р.В. Овчаровой, О.Л. Подлиняева, И.А. Смирнова, Р.Л. Лашина, М.А. Шакуровой и др., посвященных социально-педагогической деятельности в школе и непосредственно профилактике экстремизма и терроризма, было установлено, что для предотвращения данных девиаций в социальном развитии подростков педагогическим коллективом школы должны быть обеспечены следующие педагогические условия.
Прежде всего, профилактика должна базироваться на принципах гуманистической педагогики, утверждающих социальное, расовое, национальное и
Таблица 1
Результаты реализации диагностической методики «Шкалы склонности к экстремизму» (Д.Г. Давыдов, К.Д. Хломов)
№ Название шкалы Кол-во чел (%) Комментарий
1. Культ силы 0 (0%) респондентов, предпочитающих достигать своих целей и разрешать противоречия насилием, не выявлено
2. Допустимость агрессии 5 (10,42%) агрессия выступает не только средством достижения целей, но и способом снятия психологического напряжения, средством самоутверждения
3. Интолерантность 2 (4,17%) стремятся к однозначности образа мира, демонстрируют неприятие отличий других людей, отрицают инакомыслие и стремятся навязать свои взгляды любой ценой как единственно правильные
4. Конвенциональное предубеждение 12 (25%) считают себя «правильным» человеком и имеющим право наказывать других, не уважающих общие (конвенциональные) ценности и нормы - «неправильных»
5. Социальный пессимизм 3 (6,25%) воспринимают мир как мрачный, непредсказуемый и опасный, верят в пессимистичные прогнозы
6. Мистичность 4 (8,33%) уходят от ответственности и нуждаются в защите от страха перед реальностью; стремятся к объяснению явлений окружающего мира простыми, но эмоционально яркими схемами; испытывают потребность в устранении логических противоречий в своем поведении
7. Деструктивность и цинизм 5 (10,42%) проявляют негативное оценочное отношение к людям вообще и очерняют человеческие проявления, такие как дружба, брак, любовь
8 Протестная активность 6 (12,50%) испытывают потребность в неадаптивной активности, поиске острых ощущений
9. Нормативный нигилизм 0 (0%) подростков, игнорирующих законы и социальные нормы, убежденных, что ради дела можно переступить через общепринятые нормы поведения, не выявлено
10. Антиинтрацепция 10 (20,83%) выражают неприятие субъективных проявлений; акцентируют значимость физической реальности; ориентируются на простые идеи, непосредственные действия
11. Конформизм 4 (8,33%) подвержены давлению групп сверстников, испытывают слабость внутренних регуляторов поведения, готовы совершить правонарушение «за компанию»
религиозное равноправие людей; недопустимость проявления любого вида агрессии и насилия во всех сферах жизни; стимулирование познавательной активности и самостоятельности мышления подростков; необходим учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников; важно знакомить подростков с национальным и религиозным разнообразием культур, воспитывать «поликультурность личности». Для этого в школе должна быть организована просветительская работа с учащимися в форме классных часов, лектория, дискуссионного клуба, просмотров и обсуждения документальных фильмов, посещений культурных центров и мероприятий, которые расширяют кругозор подростков и способствуют интериоризации культурных и нравственных ценностей [2; 3]. Особое внимание должно уделяться социально-педагогическому сопровождению подростков из неблагополучных семей и семей «группы риска».
Начальной стадией в структуре профилактической работы является психолого-педагогическая диагностика [4], направленная на выявление подростков с высокой внушаемостью, низким уровнем толерантности, склонностью к национальному, религиозному и политическому экстремизму.
Диагностическая часть исследования проводилась в феврале 2020 г в МБОУ СОШ № 11 им. героя Советского Союза В. Бубенина г Петропавлов-ска-Камчатского. В исследовании приняли участие 48 учащихся 9-х классов.
Сначала была проведена диагностика конформности (внушаемости) личности с помощью теста С.В. Клаучека и В.В. Деларю в модификации Е. Мерзляко-вой [5, с. 8 - 12]. После обработки анкет были получены следующие результаты: количество подростков с низкой степенью внушаемости (до 7 баллов) составило 14 человек (29,16% от участвующих респондентов); количество лиц со средней степенью внушаемости (от 8 до 14 баллов) составило 34 человека (70,83% от общего количества участвующих школьников); подростков с высокой степенью внушаемости (от 15 баллов) выявлено не было.
Исследование уровней конформности (внушаемости) личности показало, что у 70,83% подростков вероятность последовать за апологетами экстремизма хоть и мала, но все же при стечении определенных обстоятельств существует. При этом 29,16% испытуемых негативному влиянию экстремистских идей не подвержено.
Затем была проведена диагностика толерантности подростков с помощью экспресс-опросника «Индекс толерантности», разработанного ГУ. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевым и Л.А. Шайгеровой [5, с. 12 - 18]. Обработка результатов тестирования не выявила низкого уровня толерантности (22 - 60 баллов) ни у одного их подростков. Средний уровень толерантности (61 - 99 баллов) диагностировался у 43 подростков (89,58% от общего количества испытуемых);
Библиографический список
высокий уровень толерантности (100 - 132 баллов) был выявлен у 5 человек (10,41% от общего количества участников).
Как итог самостоятельного возникновения национальных, социальных конфликтов в подростковом сообществе школы не прогнозируется. Однако возникновение негативных настроений возможно вследствие актуализации факторов, негативно влияющих на морально-психическое состояние подростков, их нравственное восприятие окружающего мира.
Затем была осуществлена диагностика склонности подростков к насильственному экстремизму для этого использовалась методика «Шкалы склонности к экстремизму» Д.Г Давыдова, К.Д. Хломова [5, с. 18 - 25]. Результаты реализации опросника, направленного на выявление диспозиций к насильственному экстремизму среди лиц от 14 лет и старше, по одиннадцати шкалам представлены в таб. 1.
По итогам проведенной диагностики была определена группа подростков (9 человек), демонстрирующих в своем поведении такие черты, как агрессивность, низкий уровень толерантности, высокую внушаемость, склонность к национальному, религиозному и политическому экстремизму, то есть потенциально подверженных влиянию деструктивной идеологии. В условиях школы с ними осуществлялась специальная коррекционно-развивающая работа на основе моделирования ситуаций, приводящих к осмыслению вопросов, прямо или косвенно связанных с экстремизмом. Кроме того, проводился тренинг, направленный на формирование толерантности, что обеспечивает бесконфликтное существование личности в многокультурном обществе и успешную интеграцию в мировое культурное и образовательное пространство. Велись разъяснительные беседы с подростками и индивидуальное консультирование родителей, поскольку школьники зачастую «отзеркаливают» точку зрения, разделяемую семьей.
Необходимость своевременного выявления и купирования экстремистских и террористических проявлений в поведении подростков, а также осуществления профилактической работы в школе продиктованы поликультурностью современного общества, обусловленной многообразием и диалогичностью существующих в российском обществе культур, а также миграцией населения. Гармонично интегрироваться в такое общество способна «поликультурная личность», принимающая духовно-нравственные ценности и понимающая культурные особенности других народов [6]. Использование комплекта диагностических методик, ориентированного на выявление подростков с экстремистскими и террористическими проявлениями в поведении, позволило организовать профилактическую работу в школе, компенсировать в процессе коррекционно-развивающей работы слабо развитые показатели толерантных убеждений и эмпатийных способностей некоторых подростков.
1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. Москва: Институт социологии РАН, 2010.
2. Рачковская Н.А., Сероветникова С.А. Философские основы формирования ценностных ориентаций личности школьника. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2014; № 2: 34 - 41.
3. Осипова Н.Г., Елишев С.О., Прончев Г.Б., Монахов Д.Н. Особенности процесса формирования ценностных ориентации современной российской молодежи и осуществления молодёжной политики в Российской Федерации (результаты социологического исследования): монография. Москва: МАКС Пресс, 2016.
4. Ефименко В.Н. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 3 ч. Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2014; Ч. 1.
5. Профилактика экстремизма и воспитание толерантности в молодежной среде: информационно-методический сборник. Иркутск: Галкин Виктор Викторович, 2018.
6. Куртвапова В.М., Рачковская Н.А. Нравственное воспитание школьника в поликультурном образовательном пространстве. Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Тверь: ТвГУ, 2018: 88 - 94.
References
1. Gorshkov M.K., Sheregi F.'E. Molodezh'Rossii: sociologicheskijportret. Moskva: Institut sociologii RAN, 2010.
2. Rachkovskaya N.A., Serovetnikova S.A. Filosofskie osnovy formirovaniya cennostnyh orientacij lichnosti shkol'nika. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2014; № 2: 34 - 41.
3. Osipova N.G., Elishev S.O., Pronchev G.B., Monahov D.N. Osobennosti processa formirovaniya cennostnyh orientacij sovremennoj rossijskoj molodezhi i osuschestvleniya molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii (rezul'taty sociologicheskogo issledovaniya): monografiya. Moskva: MAKS Press, 2016.
4. Efimenko V.N. Metodika i tehnologiya raboty social'nogopedagoga: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij: v 3 ch. Petropavlovsk-Kamchatskij: KamGU im. Vitusa Beringa, 2014; Ch. 1.
5. Profilaktika 'ekstremizma i vospitanie tolerantnosti v molodezhnoj srede: informacionno-metodicheskij sbornik. Irkutsk: Galkin Viktor Viktorovich, 2018.
6. Kurtvapova V.M., Rachkovskaya N.A. Nravstvennoe vospitanie shkol'nika v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Tradicii i novacii v professional'noj podgotovke i deyatel'nostipedagoga: sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tver': TvGU, 2018: 88 - 94.
Статья поступила в редакцию 02.09.20
УДК 37.012.1
Rodkova Yu.A, MA student, Mordovian State Pedagogical Institute (Saransk, Russia), E-mail: madam.rodckova@ yandex.ru
Kobozeva I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Mordovian State Pedagogical Institute (Saransk, Russia), E-mail: [email protected]
THE CONCEPT OF HUMAN EMOTIONS AND THEIR FUNCTIONS AS COMPONENTS OF MODERN EDUCATION. The article reveals various approaches that exist in science, on the nature and essence of emotions, on the principles and functions of emotions, on features of manifestation of emotions among younger schoolchildren from the point of view of psychology and pedagogy. As a result of the study of the categories of emotions and the function of emotions, it is concluded that within the framework of educational activities psychological neoplasms are formed, which not only characterize the most significant achievements in the development of younger schoolchildren, but also form the foundation for the development of children at the next age stage. Each age period of the child has its own prerequisites for emotional growth. Junior school age is more due to the willingness and ability to emotionally perceive, experience and remember. Enhanced emotional susceptibility to the actions of others and its assimilation is a special side of the personality of a young student, which characterizes personal qualities and their development in the future. Among the age psychological features of younger schoolchildren, motor and sensory perceptual activity stands out; intellectual and strong-willed; motivational and emotional activity; the ability to include all these techniques in their own practical and creative activities, in communication with adults and peers, in behavior. Scientific research indicates that this age period is favorable, since it is sensible to form an emotional-aesthetic attitude to the surrounding reality.
Key words: emotions, emotion functions, junior students, personality. individuality, activity, education.
Ю.А. Родькова, магистрант, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск,
E-mail: madam.rodckova@ yandex.ru
И.С. Кобозева, д-р пед. наук, проф., Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск,
E-mail: [email protected]
ПОНЯТИЕ ЭМОЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ИХ ФУНКЦИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрываются различные подходы, существующие в науке, на природу и сущность эмоций, принципы и функции эмоций, особенности проявления эмоций у младших школьников с точки зрения психологии и педагогики. В результате исследования категорий эмоции и их функций сделан вывод о том, что в рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, которые не только характеризуют наиболее значимые достижения в развитии младших школьников, но и являют собой фундамент, обеспечивающий развитие детей на следующем возрастном этапе. Каждый возрастной период ребенка имеет свои предпосылки эмоционального роста. Младший школьный возраст в большей степени обусловлен готовностью и способностью эмоционально воспринимать, переживать и запоминать. Усиленная эмоциональная восприимчивость к действиям окружающих и ее усвоение - это особая сторона личности младшего школьника, которая характеризует личностные качества и их развитие в будущем. Среди возрастных психологических особенностей младших школьников выделяются моторная, сенсорно-перцептивная, интеллектуально-волевая, мотивационная и эмоциональная активности; способность включать все эти приемы в собственную практическую и творческую деятельность, в общение с взрослыми и сверстниками, в поведение. Научные исследования свидетельствуют, что данный возрастной период благоприятный, поскольку является сензитивным (чувственным) для формирования эмоционально-эстетического отношения к окружающей действительности.
Ключевые слова: эмоции, функции эмоций, младшие школьники, личность, индивидуальность, деятельность, образование.
Изучая сущность и специфику эмоциональности младших школьников, которые обеспечивают ее развитие, мы взяли за основу теоретический анализ научной литературы. На сегодняшний день данная проблема актуальна, так как эмоции влияют на процессы познания, поведения и мотивации. Эмоции принимают активное участие во всех направлениях деятельности и поведения человека, а это значит, что изучение их развития вызывает повышенный интерес со стороны исследователей.
В жизни каждого человека много определяющих условий и детерминантов. Однако действенными они будут только в том случае, если им удалось попасть в эмоциональную сферу отношений, измениться и закрепиться там. Универсальная значимость эмоций привлекла к себе повышенный интерес, что в результате определило высокую степень изученности. Спустя некоторое время исследователи стали использовать более узкие темы для изучения, например, выражение эмоций и то, как то или иное состояние человека может влиять на деятельность [1].
Эмоции представлены как объект. Их нельзя сравнивать с чувствами, потому что это мимолетное явление. Сравнительно недавно эмоциональные состояния отождествляли с чувствами. Однако последние исследования показали, что
эмоции являются только предшественниками чувств. Сначала человек испытывает эмоциональное состояние, а уж потом появляется какое-то чувство.
Термин «эмоция» появился от латинского «етшеге», что в переводе значит возбуждать и волновать. Через некоторое время данное определение изменилось. В настоящее время эмоции - это сиюминутные реакции, которые появляются в ответ на экзогенные (из внешнего окружения) и эндогенные (из своих органов) сигналы. Они оставляют свой след в качестве изменений в физиологическом состоянии человека.
ГХ. Шингаров дает эмоциям такое определение: «...психофизиологический механизм, при помощи которого на психическом уровне отражения действительности под влиянием внешних воздействий изменяется внутренняя среда организма» [2, с. 11]. Согласно точке зрения данного исследователя, эмоции - это то, при помощи чего соединяются все звенья в цепочке отражения реальности. К.К. Платонов, думая иначе, пишет, что «эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к потребностям человека. Не являясь еще формой познания, эмоции вызывают в сознании не образ предмета или явления, а переживание» [3, с. 5].