Научная статья на тему 'Выявление дефицитов в формировании компонентов деятельности у учащихся с низкими образовательными результатами'

Выявление дефицитов в формировании компонентов деятельности у учащихся с низкими образовательными результатами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
856
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧАЩИЕСЯ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ / DIAGNOSTICS / ACTIVITY'S COMPONENTS / STUDENTS WITH LOW EDUCATIONAL RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темняткина Ольга Владимировна

В статье представлена диагностика, позволяющая определить особенности формирования компонентов учебной деятельности и универсальных учебных действий у учеников с низкими образовательными результатами и разработать рекомендации по коррекции этого процесса в учебной деятельности; приведены результаты исследования на региональных пилотных площадках групп учащихся, имеющих различные личностные дефициты, даны рекомендации по работе с разными категориями школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Темняткина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Exposure Of Deficits In Forming Of Activity’s Components Of Students With Low Educational Results

There is a diagnostics in the article, which defines peculiarities of forming of learning activity’s components and universal studying deeds of students with low educational results and present recommendations themselves on correction of this process in learning activity, the article is cited the results of research of students, groups of region pilots, schools, having different deficits of persons and recommendations according with the facts of teaching with these groups of students.

Текст научной работы на тему «Выявление дефицитов в формировании компонентов деятельности у учащихся с низкими образовательными результатами»

УДК 371.212.72

Энсешп, ижреш, дипгносшш

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕФИЦИТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

Темняткина Ольга Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры проектного управления в образовательных системах Института развития образования Свердловской области, e-mail: oltemnyatkina@mail.ru

В СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНА ДИАГНОСТИКА, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ОПРЕДЕЛИТЬ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧЕНИКОВ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ И РАЗРАБОТАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ЭТОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ПРИВЕДЕНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПИЛОТНЫХ ПЛОЩАДКАХ ГРУПП УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕФИЦИТЫ, ДАНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ШКОЛЬНИКОВ.

• диагностика • компоненты деятельности • учащиеся с низкими образовательными результатами

В условиях реализации мероприятия 2.2 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путём реализации региональных проектов и распространения их результатов» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [3] возникает проблема изучения причин низких образовательных результатов учащихся.

Анализируя подходы к выявлению школ с низкими результатами обучения, исследователи выделяют следующие аспекты: системный — отсутствие системности в обеспечении принципов открытости и инклюзив-ности; организационный — несформиро-ванность на уровне образовательной организации обучающей среды и педагогических условий, обеспечивающих достижение результатов обучения, адекватных требованиям стандартов; личностный — наличие личностных дефицитов учащихся, которые влияют на освоение ими необходимого объёма знаний и навыков (компетентнос-тей) [1]. Последний аспект исследователи относят к ведущему [7, 8].

В качестве начального этапа в учебных учреждениях с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, предполагается изучение причин неуспешности учащихся, в том числе дефицитов в их личностном развитии. Как правило, в таких школах, особенно сельских, нет школьного психолога для проведения психологической диагностики проблем школьников с низкими образовательными результатами. Предлагаем для оказания помощи педагогам в работе с такими детьми педагогическую диагностику уровня сформированности компонентов деятельности, отражающих особенности личностного развития.

Диагностика личностного развития учащихся основана на наблюдении за их поведением в части сформированности компонентов деятельности и позволяет оценить уровень развития содержания универсальных учебных действий [4].

Концепция компонентов деятельности, разработанная в Институте развития образования Свердловской области, опирается на идеи отечественной теории деятельности,

в которой выделяются шесть типов ведущей деятельности её субъекта [6]: непосредственно-эмоциональное общение, пред-метно-манипулятивная деятельность, игровая деятельность, учебная деятельность, профессиональная деятельность и творческая как характерная для подростка [2]. Каждый тип ведущей деятельности субъекта способствует формированию у него определённых ведущих системообразующих действий субъекта деятельности.

В соответствии с законом системной дифференциации развития сложных систем — законом микрогенезиса Хайнца Вернера [5] каждая деятельность субъекта совершается в соответствии с той последовательностью, которая характерна для становления субъекта в процессе онтогенеза. Структура деятельности остаётся постоянной для каждого возраста. Ведущая деятельность каждого возраста определяет лишь «вектор» личностного развития субъекта.

Компоненты деятельности наполняются новым содержанием в соответствии с типом ведущей деятельности. Соответственно каждый возраст развивает деятельнос-тные способности человека, однако именно в период ведущей деятельности он становится сенситивным к формированию тех или иных субъектных качеств как основы для формирования культуры человека (табл. 1).

Таким образом, в любой деятельности выделяются следующие компоненты, соответствующие этапам становления субъекта деятельности (т.е. типам ведущей деятельности): эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий, самосовершенствование. Эти критерии сформированности компонентов деятельности явились основой для оценки деятельностных образовательных результатов учащихся. В соответствии с этими компонентами соотнесены универсальные учебные действия, которые формируются в рамках этих компонентов деятельности.

Данный подход используется для оценки деятельностных и личностных результатов учащихся в образовательном процессе. Для оценки уровня сформированности компонентов деятельности и соответствующих универсальных учебных действий ученика педагогу предлагается обобщить результат наблюдения за поведением школьника в образовательном процессе. Аналогичная работа может быть предложена самим подросткам или их родителям.

В качестве примера предлагается оценка уровня сформированности компонентов деятельности у ученицы 8-го класса Анастасии. В таблицу заносятся данные наблюдения педагога за её поведением (табл. 3). Для оценки используется следующая шкала: 1 балл — качество проявлено слабо,

Таблица 1

Формирование субъектных качеств личности в рамках ведущих типов деятельности

в процессе онтогенеза

Тип ведущей деятельности Развитие субъектных качеств Личностное развитие Компоненты деятельности

Непосредственно-эмоциональное общение Формирование мотивации Эстетическое и эмо-ционально-психоло-гическое развитие Эмоционально-психологический

Предметно-манипуля-тивная деятельность Планирование и организация деятельности Ответственность, аккуратность, исполнительность Регулятивный

Игровая деятельность Накапливание опыта, работа с информацией, в коллективе Социализация в коллективе Социальный

Учебная деятельность Анализ, планирование, рефлексия Нравственность Аналитический

Творческая деятельность (по И.С. Гессену) Решение творческих задач Креативность Творческий

Профессиональная деятельность Решение профессиональных задач Способность к самосовершенствованию Самосовершенствование

Зшжршп, штм, дипгмвстипп

Уровни сформированности компонентов деятельности школьницы

Анастасия, 13 лет

Эмоционально-психологический

Регулятивный

Самосовершенствование

16 14

Социальный

Рис. 1

Творческий

Аналитический

2 балла — качество проявлено частично,

3 балла — качество проявлено не в полной мере, 4 балла — качество проявлено ярко. Максимальный балл по каждому компоненту деятельности — 16 баллов. Итоговые баллы наносятся на лепестковую диаграмму (рис. 1).

При анализе результатов необходимо учитывать равномерное гармоническое развитие всех компонентов деятельности, таким

образом, рисунок должен быть максимально приближен к правильному шестиугольнику.

Анализ результатов: представленный рисунок 1 ярко демонстрирует наиболее развитые компоненты деятельности — эмоционально-психологический и регулятивный, соответственно универсальные учебные действия (табл. 2) личностные — мотивация и регулятивные — способность к деятельности по образцу, ответственности и аккуратности.

Таблица 2

Соотношение компонентов деятельности и формируемых универсальных

учебных действий

Компоненты учебной деятельности Типы УУД Универсальные учебные действия

Эмоционально-психологический Личностные Мотивация к учению, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание

Регулятивный Регулятивные (планирование) Целеполагание, планирование

Социальный Коммуникативные Поиск и работа с информацией, планирование и организация совместных действий, сотрудничество

Аналитический Познавательные Логические действия постановки и решения проблем

Творческий Личностные Креативные действия

Самосовершенствование Регулятивные (контроль) Контроль, коррекция, оценка

Таблица 3

Диагностика уровня сформированности компонентов деятельности

Анастасия, 13 лет

Компонент Показатели 1 2 3 4 Сумма баллов

Эмоциональ- но-психоло- гический Владение эмоциональными способами поведения Х 13

Открытость в общении Х

Доверие к педагогам Х

Учение с интересом Х

Регулятивный Аккуратность Х 12

Ответственность Х

Организованность Х

Доведение дела до конца Х

Социальный Любознательность Х 10

Информированность Х

Умение работать в коллективе Х

Проявление терпимости к другим мнениям Х

Аналитический Концентрация на учёбе Х 8

Способность к теоретическому анализу Х

Самостоятельное выполнение домашнего задания Х

Готовность к самостоятельному учению Х

Творческий Способность генерировать идеи Х 9

Умение принимать решения в ситуациях Х

Умение нестандартно мыслить Х

Создание продуктов деятельности Х

Самосовер-шенствова-ние Способность к оценке и самооценке Х 10

Самостоятельное выявление ошибок Х

Умение извлекать пользу из полученного опыта Х

Желание учиться дальше Х

Можно предположить повышенный уровень эмоциональности у ученицы.

На низком уровне сформированность социального, аналитического, творческого компонентов деятельности и компонента самосовершенствования. Соответственно можно говорить о низком уровне сформирован-ности универсальных учебных действий: коммуникативных — взаимодействие в коллективе, работа в группе, в команде; познавательных — способностей к анализу, решению проблемных ситуаций; личностных — создание творческих продуктов, регулятивных с позиции контроля и оценки, самооценки.

В соответствии с данными анализа результатов можно предложить рекомендации по работе со школьниками: развивать аналитический и творческий компоненты деятельности — поддерживать интерес к познанию, самостоятельности, учить нестандартно подходить к решению проблем.

С использованием данной диагностики в рамках стажировочной площадки по реализации мероприятия 2.2 ФЦПРО в условиях проекта Института развития образования Свердловской области педагогическими коллективами региональных пилотных площадок МАОУ «Чукреевская СОШ» посёлка Чукреево под руководством заместителя директора

Зшжршп, штм, дипгмвстипп

Уровни сформированности компонентов деятельности учащихся с низким уровнем способностей

Самосовершенствование

20_

Эмоционально-психологический

Регулятивный

Социальный

Рис. 2

Творческий

Аналитический

Л.Н. Нагорных и МАОУ «СОШ № 24» г. Верхняя Пышма под руководством заместителя директора С.А. Шичковой было проведено исследование уровня сформированности компонентов деятельности школьников с низкими образовательными результатами в количестве 78 учащихся 2-11-х классов с целью выявления дефицитов в их развитии.

По результатам диагностики выявлены несколько групп:

Группа школьников, имеющих гармоничное личностное развитие: все компоненты де-

ятельности развиты равномерно, но продемонстрирован низкий уровень этого развития — 4-5 баллов из 16 возможных по каждому компоненту (рис. 2). Ученики не справляются с освоением программы в силу низких способностей. Им следует порекомендовать консультации психолога, помощь тьютора.

Группа школьников с задержкой психического развития, когда «отстающими» являются компоненты более высокого уровня — аналитический, творческий и компонент самосовершенствования (рис. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровни сформированности компонентов деятельности учащихся с задержкой психического развития

Самосовершенствование

Рис. 3

Уровни сформированности компонентов деятельности учащихся — «гуманитариев»

Самосовершенствование

20_

Эмоционально-психологический

Регулятивный

Творческий

Аналитический

Социальный

Рис. 4

Рекомендацией при работе с такими детьми может быть их обследование комиссией на предмет отставания в психическом развитии. Как оказалось, часть продиаг-ностированных учащихся этой группы уже имеет рекомендации ПМПК.

Группа школьников-«гуманитариев» с преобладанием эмоционально-психологического, социального и творческого компонентов, преимущественной работы правого полушария (рис. 4).

Группа школьников-«логиков» с преобладанием регулятивного, аналитического ком-

понентов и компонента самосовершенствования, преимущественной работы левого полушария (рис. 5).

В том и другом случаях рисунки напоминают форму треугольника. При работе с такими детьми необходимо выстраивать индивидуальные образовательные маршруты, включая учёт особенностей восприятия информации этими школьниками и преобладанием работы правого или левого полушария.

Группа учеников с явным недостатком или переизбытком развития какого-либо компонента деятельности (рис. 6, 7).

Уровни сформированности компонентов деятельности учащихся — «логиков»

Самосовершенствование

Рис. 5

Зшжршп, штм, дипгмвстипп

Уровни сформированности компонентов деятельности учащихся с явным недостатком в развитии определённого компонента деятельности

Самосовершенствование

Рис. 6

При работе с такими детьми необходима целенаправленная работа по развитию недостаточно сформированного компонента деятельности, а при избытке его развития необходимо формировать противоположный компонент в целях гармонизации становления личности.

В рамках исследования для каждого учащегося были сформулированы рекомендации педагогам для выстраивания индивидуальной работы в условиях формирования

компонентов деятельности и универсальных учебных действий.

Анализ результатов проведённой диагностики позволил выявить дефициты в формировании компонентов деятельности у учащихся и соответствующих им универсальных учебных действий, определить перспективы применения данной диагностики в образовательном процессе школ, функционирующих в сложных социальных условиях.

Уровни сформированности компонентов деятельности учащихся с явным преобладанием в развитии определённого компонента деятельности

Самосовершенствование

Рис. 7

В дальнейшем сравнение данных достижения каждого компонента деятельности поможет выявить тенденции в формировании образовательных результатов и организовать мониторинг личностного развития учащихся с низкими образовательными результатами и качества образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в целом. □

Литература

1. Выравнивание шансов детей на качественное образование: сб. материалов / Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования. — М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. — 208 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-75981039-1 (в обл.)

2. Гессен С.И. Основы педагогики. (Введение в прикладную философию). — М.,1995. — 405 с.

3. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы. Постановление Правительства Российской федерации от 23 мая 2015 г. № 497.

4. Темняткина О.В. Оценка сформирован-ности компонентов деятельности и универсальных учебных действий у обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 20. — С. 1-7. — URL: http://e-koncept. ru/2017/870019.htm

5. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. — М.: Столетие. 1994. — 97 с.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.

7. Caldwell, Brian J. (2011), Educational Reform and Change in Australia. Educational Transformations. URL: http://www.ied.edu. hk/apclc/roundtable2011/paper/Brian20J. Caldwell.pdf

8. Fiedman T.L., The Shanghai Secret. The New York Times; October 22, 2013. URL: http://www.nytimes.com/2013/10/23/opinion/ friedman-the-shanghai-secret.html?_r=0

References

1. Viravnivanie shansov detey na kaches-tvennoe obrasovanie [Equaling of chil-drens' chances for qualitative education: selection of articles] / Komissia Obshches-tvennoy palati RF po razvitiu obrazova-nia — Moscow, 2012. 208 p.

2. Gessen S.I. Osnovi pedagogiki. (Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu) [Bases of Pedagogy. Introduction in applied philosophy]. Moscow, 1995. 405 p.

3. O Federalnoy tselevoy programme razviti-ya obrazovaniya na 2016-2020 gg. Post-anovleniye Pravitelstva RF ot 25.05.2015g. № 497. [About the Federal special purposes programme of developing of education for 2016-2020 years].

4. Temnyatkina O.V. Otsenka sformirovan-nosti komponentov deyatelnosti i univer-salnih uchebnih deystviy u obuchaushchih-sya [Evaluation of forming of learning activity's components and universal studying deeds of students] // Koncept, 2017, vol. 20, p. 1-7.

5. Chuprikova N.I. Umstvennoe razvitie i obuchenie [Intellectual developing and teaching]. Moscow, Cencury,1994. 97 p.

6. Elconin D.B. (1995) Izbrannie psixologi-cheskie trudi [Selected psychological works]. Moscow, International pedagogical academy. 224 p.

7. Caldwell, Brian J. (2011), Educational Reform and Change in Australia. Educational Transformations. URL: http://www.ied.edu. hk/apclc/roundtable2011/paper/Brian20J. Caldwell.pdf

8. Fiedman T.L. The Shanghai Secret. The New York Times; October 22, 2013. URL: http://www.nytimes.com/2013/10/23/opinion/ friedman-the-shanghai-secret.html?_r=0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.