ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
CONCLUSIONS ON RESEARCH ANALYSIS OF POLITICAL SYSTEMS KYRGYZ REPUBLIC AND MONGOLIA Badral D.
ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ АНАЛИЗУ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
И МОНГОЛИИ Бадрал Д.
Бадрал Даваасамбуу / Badral Davaasambuu — соискатель, кафедра политологии,
Кыргызский государственный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся анализа политической системы Кыргызской Республики и Монголии после исторических перемен, произошедших в странах Центральной и Восточной Европы с конца 1980-х - начала 1990-х гг., а затем и в бывших республиках Советского Союза. Речь идет о демократических преобразованиях во внешней политике Кыргызстана и Монголии. Были определены некоторые пути решения оптимизации и рационализации новых социальных и политических институтов Кыргызстана и Монголии, сопряженные с диалектическим развитием общего, особенного и единичного во всей их политической, экономической, социальной, духовно-идеологической жизни. Abstract: this article deals with the analysis of the political system of the Kyrgyz Republic and Mongolia after the historic changes that have taken place in the countries of Central and Eastern Europe since the late 1980s - early 1990s, and then in the former Soviet Union.. It is talking about democratic reforms in the foreign policy of Kyrgyzstan and Mongolia. Some solutions to optimize and rationalize the new social and political institutions in Kyrgyzstan and Mongolia, coupled with the dialectical development of general, special and individual in all their political, economic, social, spiritual and ideological life were identified.
Ключевые слова: история, перестройка, реформа, политическая система, общественная система, экономическая система.
Keywords: history, reconstruction, reform, political system, social system, economic system.
Исторические перемены, произошедшие в странах Центральной и Восточной Европы с конца 1980-х - начала 1990-х гг., а затем и в бывших республиках Советского Союза положили начало переходу к качественно новому состоянию мирового сообщества.
Этот процесс системно охватил весь спектр общественной жизни новых суверенных государств: политику, экономическую и социальную структуры, духовную сферу. За эти годы изменились экономическая, политическая и государственная системы, продолжается процесс демократизации общественных отношений, развивается партийный плюрализм, происходит смена парадигмы политической культуры и перемена духовно-культурных ориентиров общественного развития [2, с. 72-76].
Кардинально обновляются экономические основы общественной системы, в которой осуществлен отход от централизованно плановой экономики с ее распределительными функциями в сторону рыночной экономики путем разгосударствления собственности и широкой программы приватизации. Создается новый правовой механизм экономических и финансовых отношений, допускающий многоукладность форм экономической жизни и формирующий инфраструктуру для развития частной собственности. Введены «свободные цены», ликвидирована действовавшая повсеместно система государственного патернализма, провозглашены стандартные либерально-демократические свободы.
Кыргызстан и Монголия за прошедшие два десятилетия достигли определенных успехов в развитии демократии и демократизации всех сфер общественно-политической жизни. Особенностью демократических преобразований в двух странах стало создание многопартийной системы, обеспечение благоприятной среды для формирования гражданского общества [2, с. 72-76].
В двух государствах в настоящее время происходят модернизационные и трансформационные процессы, которые способствуют изменению, перестройке социальных и политических институтов. Реформы в двух государствах проводятся, как правило, в законодательном порядке в целях совершенствования способностей политической системы адаптироваться к меняющимся в ходе развития условиям ее функционирования.
В процессе демократических преобразований значительные перемены произошли во внешней политике Кыргызстана и Монголии. Ранее существовавшая односторонняя идеологизированная политика сменилась многовекторной, открытой экономической политикой, не связанной с общественно-политическим строем государств-партнеров. Конституции двух государств предусматривают, что обе страны должны придерживаться универсально признанных норм и принципов международного права и проводить мирную внешнюю политику.
Кыргызстан и Монголия активно развивают отношения с Китаем, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь с индустриально развитыми странами региона -США, Японией и с новыми индустриальными странами - Сингапуром, Южной Кореей, Тайванем, а также со странами СНГ.
В соответствии с Концепцией внешней политики Монголии поддержание дружественных отношений с Кыргызской Республикой является приоритетным направлением ее внешнеполитической деятельности.
В связи с постепенным превращением Азиатско-Тихоокеанского региона в один из центров мировой политики и экономики, тесное взаимодействие Кыргызстана, Монголии, России и КНР могло бы стать мощным фактором формирования новой конструкции многополярного мира [5, с. 175].
Следует отметить, что реформирование политических систем Кыргызстана и Монголии на нынешнем этапе происходит в условиях демократической делиберации, то есть в процессе поиска, оценки и переоценки принятых политических решений и их альтернатив; это означает потенциальный отказ от придания любому решению статуса абсолютно истинного и окончательного, что открывает возможность для его дальнейшей коррекции. И этот принцип демократической делиберации позволяет максимально полно учитывать разнородные интересы в политике, изменения в политической системе и окружающей ее среде, хотя и является фактором определенной нестабильности, уменьшение которой возможно при поддержании открытости и динамичности политического процесса в целом.
Исследовательский анализ побудил нас обратиться к вопросу: какие изменения в перспективе могут произойти в политических системах Кыргызстана и Монголии?
Во-первых, политическая система, как известно, во многом определяется социально-экономической основой общества, отсюда, дальнейшая модернизация экономической жизни двух государств на основе частной собственности, рынка, значительного сдвига социальной сферы будет одним из стратегических задач «вызовов времени».
Во-вторых, модернизация политической сферы двух государств означает полный переход к системе избирательного права, представительства политических партий, демократического правления, сильной оппозиции и гражданского общества.
В-третьих, идеи либеральной демократии поступательно «входят» в политическое сознание и культуру Кыргызстана и Монголии, в этом плане необходимо дальнейшее развитие демократических принципов во всех сферах общества.
В-четвертых, в постпереходный этап общественно-политической жизни оба государства определяют новую общенациональную идеологию, которая отвечала бы всем чаяниям и интересам, как Кыргызстана, так и Монголии. Новая политическая демократия в этих странах ищет общенациональные идеи, которые должны представлять собой как панацею дальнейшего политического обустройства.
В обеих странах в определении общественно-политической идеологии стоят такие проблемы, которые требуют решения, это:
1) четкое политическое развитие, ориентированное на эволюционное вхождение в либерально-демократическое направление. Своевременное влияние определенной дозы идей либерализма и демократизма в политическую жизнь, ибо ностальгия о прошлом, о социалистических ценностях еще имеет место во всех сферах общественно-политической жизни;
2) целенаправленно разрешать сложнейшие узловые противоречия и политические и социальные конфликты в обществе;
3) нахождение инновационных социальных и политических технологий, которые будут эффективно служить механизмами в решении насущных и актуальных проблем политической жизни, как Кыргызстана, так и Монголии.
Современный политический рынок требует более конкретной модели национального общественно-политического развития на базе ценностей западной и восточной политической демократии. Отсюда необходимость политической технологии, как способа, механизма политического регулирования на этапе постпереходного периода к демократии. Определяющим в политической технологии является гибкость стратегических и тактических политических ходов, которые и должны определить целостность и стабильность общества [6, с. 82-83].
Целостность и стабильность обеих обществ обеспечивается совокупностью факторов: институтов, связей, отношений, ценностей, норм и т.д., способствующих созданию наиболее благоприятных условий для функционирования их политических систем и их выживания.
Поэтому политические процессы в двух странах и впредь должны проходить под углом зрения эффективности демократизации их политических систем: государств, партий, общественных объединений и организаций, коллективов. А для этого необходимо создать условия в общественно-политической жизни для интенсивного прохождения демократизации: 1) либерализация всей общественно-политической жизни; 2) плюрализация всех сторон общества; 3) гуманизация общества; 4) установление социальной справедливости. Активизировать проходящие в обеих странах реформы - налоговую, земельную, реформу таможенной системы и трудовых отношений, совершенствование банковской системы, жилищно-коммунальную и пенсионную реформы. Следует ускорить судебную и военную реформы, а также структурные реформы.
Исходя из вышеизложенного, целом, политическая институционализация современных политических систем Кыргызстана и Монголии - это квинтэссенция радикальных социальных перемен, произошедших политических изменений вследствие перехода от коммунистической тоталитарной политической власти к новой политической демократии, основанной на либерально-демократических ценностях. Философия современных политических систем Кыргызстана и Монголии - это новые социальные и политические ценности, новые политические институты, роли, отношения, политическая культура, сознание, новые субъекты политики и власти. Становление и развитие которых определяется законами диалектического развития: борьбой противоположностей, количественными и качественными изменениями, отрицания.
Оптимизация и рационализация новых социальных и политических институтов Кыргызстана и Монголии сопряжены с диалектическим развитием общего, особенного и единичного во всей их политической, экономической, социальной, духовно-идеологической жизни.
Современный этап эволюции политических систем Кыргызстана и Монголии требует решения таких проблем: 1) социальные и политические институты должны обрести новую поступательность, смену определенных парадигм; 2) социальные и политические институты должны создать атмосферу демократизации всех сторон общественно-политической жизни общества; 3) дальнейшее осуществление демократических законодательств, разделение властей, развитие плюрализма мнений и т. д.; 4) создание условий для контроля за деятельностью властных структур со стороны населения и оппозиционных партий. Необходимо создать условия для становления целостного политического, идеологического механизмов, обеспечивающих эффективное воздействие гражданского общества на структуры власти и социальную жизнь общества. В целом, предстоит значительная работа по развитию политической культуры каждого гражданина, чтобы он цивилизованно смог реализовать свои права и свободы, как «высшую ценность общества и государства».
Рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию и оптимизации политических систем Кыргызстана и Монголии.
Во-первых, необходимы эффективные стратегические и тактические политические шаги по реализации либерально-демократических ценностей в синтезе с особенностями национальной политической демократии.
Во-вторых, в эволюцию политических систем Кыргызской Республики и Монголии необходимо «включить» новые парадигмы с учетом транзитной модели общественно-политического развития.
В-третьих, необходимо создание единого социально-экономического, политического пространства между двумя государствами, и политика, и власть в этих странах должны отличаться в общем и целом своей идентичностью.
В-четвертых, политические взаимоотношения между Кыргызской Республикой и Монголией в современных условиях, в условиях роста международного терроризма, религиозного
экстремизма и наркотрафика должны идти по пути совместной борьбы против угроз стабильности и безопасности в евроазиатском регионе. В этих целях необходимо предпринять все усилия для вхождения Монголии в систему коллективной региональной безопасности и Шанхайскую Организацию Сотрудничества.
В-пятых, дальнейшие политические и экономические отношения между Кыргызстаном и Монголией предусматривают, во-первых, совершенствование форм и механизмов экономической интеграции; во-вторых, углубление взаимопонимания по вопросам формирования единого пространства безопасности; в-третьих, выработку совместных действий по поддержанию мира и стабильности в регионе; в-четвертых, активизацию многопланового сотрудничества в области политических, экономических, научно-технических, культурно-гуманитарных отношений; в-пятых, создание условий для либерализации торговли при благоприятном пограничном режиме; в-шестых, эффективное использование транспортных коммуникаций, сельскохозяйственного и энергетического потенциала двух стран.
Литература
1. Бадрал Д. Монгол Улс Кыргыз Улсын харилцаа. 1986-2011. Улан-Батор, 2011. С. 88-94.
2. Даль Р. Современный политический анализ // Политология / Отв. ред. Ю. С. Пивоваров. М., 1993. С. 72-76.
3. Исаев К. Гражданское общество: проблемы становления и развития (по материалам социологического исследования) // Становление гражданского общества в странах Центральной Азии. Алматы, 1998. С. 102.
4. История Монголии. М., 2006. С. 37-84.
5. Павлов Е. В. Трансформация политических систем республик Центральной Азии в условиях глобализации: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Б., 2008. С. 175.
6. Цымбурский В. И., Ильин М. В. Открытое общество: от метафоры к ее рационализации. М., 1997. С. 82-83.
7. Чулуунбаатар Г. Формирование и развитие гражданского общества в Монголии на рубеже XX-XXI вв.: политико-философский анализ. Улан-Батор, 1999. С. 56.