Научная статья на тему 'ВЫВОД АМЕРИКАНСКИХ ВОЙСК ИЗ АФГАНИСТАНА И ПОЛИТИКА ВАШИНГТОНА: ЧТО ПОШЛО НЕ ТАК?'

ВЫВОД АМЕРИКАНСКИХ ВОЙСК ИЗ АФГАНИСТАНА И ПОЛИТИКА ВАШИНГТОНА: ЧТО ПОШЛО НЕ ТАК? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
620
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫВОД АМЕРИКАНСКИХ ВОЙСК ИЗ АФГАНИСТАНА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА БАЙДЕНА / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ НАПАДЕНИЯ / АФГАНСКИЕ БЕЖЕНЦЫ / НАРКОТРАФИК / РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бубнова Наталия Игоревна

Несмотря на попытки администрации Байдена представить осуществленный ею вывод американских войск из Афганистана в позитивном свете, все в самих Соединенных Штатах и в мире были свидетелями сумбурного, дезорганизованного процесса со многими жертвами. В статье показано, что это явилось результатом как неправильных краткосрочных решений, так и долгосрочной политики США в Афганистане, наряду с недостаточным пониманием сложного характера этой страны, ее политической специфики и многонационального состава. Что и стало, параллельно с фактором коррупции в афганских органах управления, одной из причин, почему вооруженные талибы, в несколько раз меньшей численностью, чем армия правительства Афганистана, с такой легкостью продвинулись к Кабулу и захватили власть. Автор задается вопросом, насколько фактическое поражение в Афганистане и неприглядная реализация операции по выводу американских войск из этой страны способны привести к более глубокому переосмыслению в Вашингтоне своей установки на глобальное доминирование и смене парадигмы в пользу большего учёта нужд других стран и международного сотрудничества? В статье не дано однозначно оптимистических прогнозов на этот счет. Однако задача сотрудничества на афганском направлении сохраняется, а стабилизация ситуации в этой стране и недопущение террористических нападений с ее территории и распространения радикализма в регионе соответствуют интересам как России, так и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WITHDRAWAL OF U.S. FORCES FROM AFGHANISTAN AND AMERICAN POLICY: WHAT WENT WRONG?

The withdrawal of U.S. forces from Afghanistan and the disorganized and chaotic form it took reverberated in the United States and worldwide and led to criticisms undermining the Biden administration. The article seeks to answer why and how such scrambled departure could have happened. It shows that both immediate and previous long-term policies led to the collapse, as well as a lack of understanding in Washington of the historical background and complex nature of Afghanistan, its multi-ethnic composition and political specificity. The author poses the question of whether the actual U.S. defeat in Afghanistan and the botched withdrawal of U.S. troops from the country could perhaps prompt the United States to reconsider its aspiration for global dominance and to reorient towards better prioritization of the needs of other countries and more focus on international cooperation - though any early indications of such a paradigm-changing trend are all but certain. Yet cooperation in policies towards Afghanistan remains essential. Keeping the situation in the country stable, as well as ensuring that there are no terrorist attacks from its territory and it does not present a threat to its neighbors is in the interest of both Russia and the United Sates.

Текст научной работы на тему «ВЫВОД АМЕРИКАНСКИХ ВОЙСК ИЗ АФГАНИСТАНА И ПОЛИТИКА ВАШИНГТОНА: ЧТО ПОШЛО НЕ ТАК?»

РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ

RUSSIA AND THE WORLD IN THE 21st CENTURY

DOI: 10.31249/rsm/2022.03.05

Н.И. Бубнова

ВЫВОД АМЕРИКАНСКИХ ВОЙСК ИЗ АФГАНИСТАНА И ПОЛИТИКА ВАШИНГТОНА: ЧТО ПОШЛО НЕ ТАК?

Аннотация. Несмотря на попытки администрации Байдена представить осуществленный ею вывод американских войск из Афганистана в позитивном свете, все в самих Соединенных Штатах и в мире были свидетелями сумбурного, дезорганизованного процесса со многими жертвами. В статье показано, что это явилось результатом как неправильных краткосрочных решений, так и долгосрочной политики США в Афганистане, наряду с недостаточным пониманием сложного характера этой страны, ее политической специфики и многонационального состава. Что и стало, параллельно с фактором коррупции в афганских органах управления, одной из причин, почему вооруженные талибы, в несколько раз меньшей численностью, чем армия правительства Афганистана, с такой легкостью продвинулись к Кабулу и захватили власть. Автор задается вопросом, насколько фактическое поражение в Афганистане и неприглядная реализация операции по выводу американских войск из этой страны способны привести к более глубокому переосмыслению в Вашингтоне своей установки на глобальное доминирование и смене парадигмы в пользу большего учёта нужд других стран и международного сотрудничества? В статье не дано однозначно оптимистических прогнозов на этот счет. Однако задача сотрудничества на афганском направлении сохраняется, а стабилизация ситуации в этой стране и недопущение террористических нападений с ее территории и распространения радикализма в регионе соответствуют интересам как России, так и США.

Ключевые слова: вывод американских войск из Афганистана; внешняя политика Байдена; террористические нападения; афганские беженцы; наркотрафик; российско-американские отношения.

Бубнова Наталия Игоревна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник НИ ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН. Россия, Москва.

E-mail: nataliaibubnova@gmail.com Web of Science Researcher ID: U-3588-2017 Scopus Author ID: 57196712897

Bubnova N.I. The withdrawal of U.S. forces from Afghanistan and American policy: What went wrong?

Abstract. The withdrawal of U.S. forces from Afghanistan and the disorganized and chaotic form it took reverberated in the United States and worldwide and led to criticisms undermining the Biden administration. The article seeks to answer why and how such scrambled departure could have happened. It shows that both immediate and previous long-term policies led to the collapse, as well as a lack of understanding in Washington of the historical background and complex nature of Afghanistan, its multi-ethnic composition and political specificity. The author poses the question of whether the actual U.S. defeat in Afghanistan and the botched withdrawal of U.S. troops from the country could perhaps prompt the United States to reconsider its aspiration for global dominance and to reorient towards better prioritization of the needs of other countries and more focus on international cooperation - though any early indications of such a paradigm-changing trend are all but certain. Yet cooperation in policies towards Afghanistan remains essential. Keeping the situation in the country stable, as well as ensuring that there are no terrorist attacks from its territory and it does not present a threat to its neighbors is in the interest of both Russia and the United Sates.

Keywords: withdrawal of U.S. forces from Afghanistan; evacuation from Kabul airport; Biden's foreign policy; terrorist attacks; Afghan refugees; drug trafficking; U.S.Russia relations.

Bubnova Natalia - Ph.D. in History, Leading Research Fellow, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences. Russia, Moscow.

E-mail: nataliaibubnova@gmail.com Web of Science Researcher ID: U-3588-2017 Scopus Author ID: 57196712897

Джо Байден, вступив на пост президента, не собирался делать внешнюю политику главным направлением своей деятельности. А ситуация, вызванная эпидемией ковида, наряду с борьбой вокруг социально-экономической инициативы Байдена и разгоревшимися дебатами по поводу потолка американского государственного долга, еще более усиливала значимость для него внутриполитической повестки. Но в связи с драматическими событиями в Афганистане, происходившими летом 2021 г. в результате начавшегося вывода американских войск, все взоры и американцев и мировой общественности оказались обращены на них. Признанный в РФ экстремистским и запре-

щенным Талибан1 предпринял стремительное наступление, правительственная армия Афганистана (на подготовку и вооружение которой Вашингтон затратил 90 млрд долл. [What We Need to Learn 2021]) не оказала сопротивления, и в считанные дни Кабул был взят. Действующий президент страны Аш-раф Гани (который ранее в течение полугода вёл переговоры с Талибаном, но, как сообщалось в официальных американских источниках, не пришел к соглашению об условиях урегулирования с талибами), вместе со своим ближайшим окружением срочно покинул Афганистан. В Вашингтоне пытались понять, как могло получиться, что огромные усилия, военная помощь и финансовые вложения, которые были затрачены на протяжении двух десятилетий, привели к такому результату.

Двадцатилетняя операция в Афганистане, предпринятая под лозунгом борьбы с терроризмом в начале нулевых, началась вскоре после терактов в Нью-Йорке, в которых американское руководство обвинило исламистскую организацию Аль-Каиду2, базировавшуюся, как считали вашингтонские политики, в этой стране. К американским войскам, по решению ООН, вскоре тогда присоединились Международные силы содействия безопасности в Афганистане, которые наряду с американскими войсками с начала нулевых вели военные действия параллельно с то затухавшей, то возобновлявшейся в стране гражданской войной.

Решение окончить эту самую долгую в американской истории войну уже с середины прошлого десятилетия пользовалось поддержкой со стороны подавляющего большинства американского населения, но также - что было редким по нынешним временам случаем - со стороны представителей обеих американских партий. Ни администрации Обамы, ни администрации Трампа не удалось завершить этот процесс, и данная задача перешла к президенту Байдену, который выполнил подписанный еще предыдущим президентом

1. Движение Талибан, впервые возникшее в первой половине 1990-х в лагерях беженцев в Пакистане под руководством духовного лидера Мохаммада Омара и ставшее основной пуштунской группировкой, признано террористической организацией и запрещено в России. Талибан правил в Афганистане с 1996 по 2001 г., вновь пришел к власти в августе 2021 г. Во время его предыдущего правления была установлена власть шариата в его экстремистских трактовках, с запретом художественных изображений и музыки, поражением женщин в правах и этническими чистками.

2. Аль-Каида признана террористической организацией и запрещена в России. Являющаяся одной из самых крупных исламистских группировок, она была создана в 1988 г. (в том числе при поддержке США) для координации действий между различными отрядами сражавшихся против советских войск моджахедов. После ухода советского воинского контингента из Афганистана Аль-Каида перенацелила свою деятельность против США.

договор, заключенный с Талибаном в Дохе 29 февраля 2020 г.3. Однако резкую критику вызвало то, каким образом был осуществлен вывод американских войск.

Неудачная организация вывода войск

Аналитики обращали внимание на то, что график вывода войск не ставился в зависимость от успеха в продвижении продолжавшихся переговоров США с Талибаном или же талибов с афганским правительством (unconditional departure). Преподаватель Американского университета в Кабуле Муска Дас-тагир еще в апреле 2021 г. предупреждала, что, объявив о выводе войск без предварительных условий, США потеряли значительные рычаги воздействия на Талибан [Hadid 2021]. Особенно её удивляло выбранное время для анонсирования решения и обозначенные сроки ухода США из Афганистана, поскольку, как она указывала, они не соотносились с мирным процессом и могли лишить Талибан побудительных мотивов к сотрудничеству и по сути подорвать мирный процесс. В СМИ писали, что, и в самом деле, принятое администрацией Байдена решение было расценено Талибаном как признание американской стороной поражения в войне.

Многие утверждают, что разведывательные сводки и донесения американских спецслужб в преддверии летних событий были весьма тревожными. По свидетельству бывшего сотрудника американских спецслужб Сэма Кайли, много времени проработавшего в Афганистане, американская разведка сообщала, что в случае подобного сценария реальна угроза быстрого коллапса: «а тот, кто не знал этого, вообще ничего не знает об Афганистане» [CNN2 2021]. Хотя по словам известного ведущего CNN Фарида Захарии, американские военачальники якобы и говорили, что «быстрота - это успех», однако главнокомандующий силами США и НАТО в Афганистане генерал Остин («Скотт») Миллер, по свидетельству очевидца, предупреждал, что «скорое падение правительства не только возможно, но наиболее вероятно в случае быстрого выхода» [Rizzo 2021] американских войск. И министр обороны США Ллойд Остин, и председатель Объединенного комитета начальников штабов (ОКНТТТ) Марк Милли, и командующий Центрального командования генерал Кеннет Маккензи не далее чем весной 2021 г. выступали против намерения Байдена осуществить вывод войск таким образом. Более того, все трое полагали и докладывали об этом Байдену в первые месяцы его пребывания на посту президента, что в Афганистане следовало оставить небольшой контингент американских сил примерно в 2,5 тыс. человек. Хотя непонятно, как

3. В соответствии с подписанным в Дохе договором, американские войска должны были быть выведены из Афганистана даже раньше: уже к 1 мая 2021 г.

подобное согласовывалось бы с обязательствами, принятыми на себя в Дохе американской стороной, однако, с их точки зрения, это должно было бы поддержать правительство Гани и обеспечить ему больше времени для осуществления переговоров с Талибаном относительно состава переходного правительства. И на состоявшихся в сентябре слушаниях в сенатском Комитете по вооруженным силам ни один из троих лидеров Пентагона не смог ответить на вопрос, почему президент в интервью летом говорил, что не получал такого совета от представителей военного командования [Rizzo 2021]. То есть решение о выводе войск было по сути принято, как по-английски говорится, «поверх голов» руководителей Пентагона, а также многих гражданских руководящих сотрудников администрации Байдена.

Уходили с американской военной базы в Баграме в самом деле быстро. Как сообщали в СМИ, в середине ночи, не предупредив афганские власти. Талибан шел вперед не менее быстро, несмотря на то, что не обладал ни бронетехникой, ни авиацией. Его столь стремительного наступления в Вашингтоне явно не ожидали, что в общем-то признавали постфактум многие представители Белого дома, включая самого президента. Ведь еще за месяц до захвата власти Талибаном Байден предсказывал, что быстрое продвижение талибов к столице является «highly unlikely» (этому печально знаменитому словосочетанию в очередной раз не повезло). А за неделю до взятия талибами Кабула в Вашингтоне обещали, что американское Посольство в этом городе не закроется, и говорили об «устойчивом партнёрстве» (Enduring Partnership4) с афганскими властями. Министр обороны Ллойд Остин на слушаниях в Сенате сказал, что Соединенные Штаты должны признать неудобную правду: «Тот факт, что афганская армия, обучением которой занимались мы и наши партнеры, просто растаяла - в некоторых случаях без единого выстрела, - всех нас застал врасплох» [Garamone 2021]. Государственный секретарь Тони Блинкен в течение двух дней был вынужден выступать с оправданиями в Конгрессе. Как говорили в Вашингтоне, его «поджаривали» 13 сентября в Комитете по международным делам Палаты представителей и 14 сентября в сенатском Комитете по международным отношениям.

На Западе писали, что главным, почему не устояло правительство Гани и почему его армия не проявила способности или желания сопротивляться, -была коррупция. Талибы заранее спланировали своё наступление и, просчитав собственные возможности, договаривались с местными руководителями провинций страны, убеждая их в неизбежной перспективе прихода Талибана к власти. За короткое время Талибан начал переход от «горизонтальной

4. Декларация с одноименным названием «Declaration on an Enduring Partnership» была подписана на Саммите НАТО в Лиссабоне 20 ноября 2010 г. [Declaration 2010].

структуры» с организацией повстанческих атак к созданию регулярных войск, способных вести вполне масштабные наступательные операции.

Несмотря на то, что Байден неоднократно упоминал, что у афганского правительства было 300 тыс. вооруженных сил, однако в действительности, по данным выпуска за 2021 г. публикуемого Международным институтом стратегических исследований авторитетного ежегодника «Военный баланс», сухопутные силы Афганистана в 2020 г. насчитывали 178 800 человек, и еще 7300 служили в авиации [The Military Balance 2021]. При этом с середины 2019 г. наблюдалась нехватка личного состава и появились проблемы с удержанием на службе ключевых военных специалистов, включая пилотов и бойцов спецподразделений. Начавшееся с 2014 г. и продолжавшееся при Трам-пе5, а затем и уже при Байдене сокращение американских вооруженных сил в Афганистане, программ военного обучения афганцев и военной помощи этой стране ослабляло возможности афганских вооруженных сил и воспринималось афганскими властями как самоустранение США. По приведенным в ежегоднике данным отчетов, в 2020 г. еще более выросли потери личного состава в афганских войсках и увеличилось дезертирство. А афганские правоохранительные силы, составлявшие дополнительно 99 тыс., не отличались высоким качеством подготовки и не могли оказывать эффективную поддержку военным или удерживать под своим контролем даже хорошо защищенные районы. Кроме того, по сведениям, приведенным в докладе американского специального генерального инспектора по делам восстановления Афганистана Джона Ф. Сопко, сотрудники афганской полиции зачастую оказывались замешаны в злоупотреблениях и пытках, что «приводило к их отторжению местными афганцами и подрывало усилия американского правительства по обеспечению целей безопасности в стране» [What We Need To Learn 2021].

Сыграло свою роль и внезапное прекращение работы американской авиационной разведки в связи с уходом с базы ВВС в Баграме. Авиационная разведка вместе с авиационной поддержкой, по мнению большинства специалистов по Афганистану, являлись критическими факторами, обеспечивавшими возможность афганским вооруженным силам противостоять Талибану, и в их отсутствие им стало значительно сложнее действовать.

Характерным образом, Байден утверждал, что подчиненные ему военные не станут, как это было в конце Вьетнамской войны, эвакуировать людей с крыш домов вертолётом. Но именно это и произошло. А потом было и еще намного хуже. У аэропорта Кабула собирались толпы стремившихся покинуть страну. Весь мир наблюдал в прямом эфире, а потом раз за разом в записи, как желавшие уехать окружали самолет, забирались на его открытые

5. При администрации Трампа количество американских войск и военного персонала в Афганистане было сокращено сначала с 10 тыс. до 8,6 тыс., а потом до 2,5 тыс.

платформы и в отсеки для шасси, как самолет взлетал, ... а люди падали с него. Подобные кадры страшным образом напоминали отпечатавшиеся в памяти трагические сцены после атаки террористов на Башни-Близнецы в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.

В Афганистан были срочно переброшены 2,5 тыс. американских военных, а потом ещё тысяча: как подчеркивалось, с «небоевой миссией», но «для обеспечения безопасного отбытия американских служащих» (объективности ради, стоит добавить, что и афганцев и граждан других стран тоже - но про них в первоначальном официальном сообщении тогда сказано не было). В последующие несколько дней, когда Талибан затруднил доступ к аэропорту (заявили, что туда будут пускать только иностранцев), а контроль за попадавшими на его территорию и на рейсы людьми усилился, эвакуационные самолеты, наоборот, стали вылетать полупустыми, хоть, случалось, и с многочасовыми задержками и перебоями - что тоже вызывало массу вопросов (о задержанных эвакуационных самолетах сообщали и из Кабула и из аэропорта центрального населенного пункта провинции Балх - города Мазари-Шариф).

А затем около Кабульского аэропорта, а также возле гостиницы в центре афганской столицы и в других городах страны прогремели взрывы, унесшие более сотни человеческих жизней. Ответственность за осуществленные теракты взяла на себя организация ИГ-Хорасан6. Ею же потом были совершены ракетные обстрелы аэропорта. А американские военные в те же дни нанесли удар беспилотником около Кабульского аэропорта: думали, что по машине террористов, готовившихся осуществить еще один взрыв, а оказалось - по автомобилю афганского сотрудника гуманитарной миссии, - в результате чего погибли десять гражданских лиц, из них семеро детей. В Пентагоне сначала утверждали, что удар был правомерным, но после журналистского расследования признали произошедшее трагической ошибкой. При этом Байден продолжал говорить, что «американское военное присутствие ничего не изменило бы» [Read the Full Transcript 2021], но данный тезис был более чем спорным и вызывал возражения даже среди представителей самой американской администрации.

6. «Исламское государство» - радикальное исламистское движение, признанное террористическим и запрещенное в России. В Афганистане в 2015 г. была основана местная организация ИГ, известная как ИГ-Хорасан или Вилаят-Хорасан (от названия провинции Хорасан и имеющего значение в мусульманской традиции исторического региона Большой Хорасан, в который когда-то входили части современных Ирана, Афганистана, Узбекистана и Таджикистана). Своими врагами данная организация провозгласила и американские войска, и Талибан.

С кем еще не посоветовались

или «американские жизни» дороже?

Военнослужащие стран - членов НАТО составляли примерно треть зарубежного воинского контингента в Афганистане, но при принятии решения о выводе американских войск с союзниками не посоветовались. В этой первой и единственной миссии НАТО, где изначально была задействована ст. 5 Североатлантического договора, гласящая, что нападение на одно из государств Альянса расценивается как агрессия против всех них, про солидарность как будто подзабыли: и когда принимали решение об уходе из страны, и потом, когда талибы неожиданно быстро продвинулись вперед и взяли под контроль Кабул [Бубнова 2021]. Премьер-министр Баварии Маркус Зёдер заявил тогда, что «результаты в Афганистане - горькое поражение Запада, ... самый большой удар со времен Вьетнама» [В Германии 2021]. А уже цитировавшийся выше Сэм Кайли сказал, что «союзники очень сердиты на США, и это никуда быстро не уйдет» [CNN 2021].

При этом вывод американских войск из Афганистана не был скоординирован и с правительством Гани. Из страны не только не были заблаговременно эвакуированы находившиеся там американцы, но в Афганистане продолжали оставаться десятки тысяч сотрудничавших с США афганских граждан и членов их семей.

По настоянию премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, 24 августа 2021 г. был организован онлайн-саммит Большой семерки по Афганистану. В Соединенных Штатах к этой инициативе отнеслись без энтузиазма, но приняли участие в разговоре.

По предложению европейских партнеров США, был поставлен на обсуждение вопрос, не следует ли продлить эвакуацию на какой-то срок после 31 августа. На что с американской стороны ответили отказом (хотя сам президент Байден еще 19 августа в интервью говорил, что американские войска останутся в Афганистане до тех пор, пока все американские граждане не будут эвакуированы из этой страны). Полагали, что внезапно предпринятый в те дни секретный визит директора ЦРУ Уильяма Бёрнса в Кабул для встречи с руководителем политического крыла Талибана Абдулом Гани Барадаром имел целью согласовать возможность продления времени эвакуации, заручившись дополнительными гарантиями безопасности. Но договориться на сей счет, по-видимому, не удалось. Генерал Милли по этому поводу сказал, что, если бы США остались в Афганистане еще на сентябрь, чтобы попытаться эвакуировать больше людей, то Соединенные Штаты «снова оказались бы в состоянии войны с Талибаном», для чего понадобилось бы еще 20 тыс. человек, чтобы очистить Кабул от бойцов Талибана и снова взять под контроль воздушную базу в Баграме [Borger 2021].

Пока шла эвакуация, генерал Милли на пресс-конференции упоминал, что кого-то из «застрявших» в Афганистане американских граждан могут попробовать «вытащить» поодиночке из Кабула или с территории страны, но что на значительное количество подобных операций сил и возможностей у американских военных нет. Во время виртуального саммита Большой семерки со стороны Вашингтона, так же как и по пункту о продлении срока эвакуации, не высказали поддержки и сделанному другими странами Семерки предложению о создании коллективными усилиями группы военных для обеспечения безопасности в районе аэропорта в Кабуле, пока не закончится эвакуация.

Представители стран Большой семерки договорились только лишь по одному пункту: что надо добиваться от Талибана соблюдения прав человека и отказа от поддержки каких-либо террористических организаций из числа включенных в список ООН. Одновременно была отмечена необходимость требовать этого, привлекая к данному делу более широкий круг стран, включая Россию, Китай, Индию, Турцию. Премьер-министр Италии Марио Драги согласился взять на себя задачу организовать внеочередной саммит Большой двадцатки по Афганистану.

Таким образом, странам Коалиции приходилось заниматься эвакуацией своих сограждан, вписываясь в сроки, установленные Вашингтоном, хотя и рассчитывая в значительной мере, в том числе, и на американские авиарейсы. Кроме того, Еврокомиссия выделила 65 млн долл. на содействие эвакуации, а также на срочную помощь беженцам в самом Афганистане.

Последние из 6 тыс. американских военнослужащих покинули аэропорт Кабула за минуту до наступления полуночи на 31 августа по кабульскому времени. Всего во второй половине августа были эвакуированы 123 тыс. человек. В Афганистане, по различным подсчетам, на тот момент продолжали оставаться от 100 до 200 американцев, не сумевших выехать из страны. На вопрос, сколько афганцев с правом проживания в США не смогли улететь, государственный секретарь Блинкен сказал, что «точно не знает» [CNN 2021]. В середине октября со стороны американских властей было сделано заявление, что задействовать военные рейсы для вывоза из Афганистана американских граждан и сотрудничавших с американской миссией афганцев больше не будут.

Афганистан во мгле

Что будет с Афганистаном и в Афганистане дальше, остается большим вопросом, ответ на который пока не знают даже специалисты. Будут ли согласны жить по правилам Талибана граждане страны, многие из которых за 20 лет привыкли к совсем иному порядку вещей? На протяжении 20 лет аме-

риканцы активно и по различным направлениям пытались создать государственные структуры в этом государстве: органы управления, избирательную систему, а также судебную власть, систему образования, вооруженные силы, -и страна действительно менялась. Но специалисты считали, что, как и во многих других конфликтах в мире, в Вашингтоне не уделяли достаточного внимания местной специфике. Помимо этого, с 2013-2014 гг. в Афганистане резко сократилась работа гражданских и военных исследовательских групп, занимавшихся сбором информации с целью отслеживания ситуации на местах, а некоторые районы стали вовсе недоступными для зарубежных аналитиков, поскольку начали рассматриваться как небезопасные для посещения.

Кроме того, за океаном, по-видимому, не понимали, что американское военное присутствие, кроме тех случаев, когда страну освобождают от зарубежных захватчиков, очевидным образом воспринимается как оккупационное - и вызывает неизбежное отторжение населения.

А на что еще в Вашингтоне, как принято говорить на английском языке, «поворачивали слепой глаз», так это на этнический фактор. Писали о том, что США на протяжении десятилетий не уделяли должного внимания многонациональному и многоплеменному составу Афганистана, фактически игнорируя специфические черты различных населяющих его этносов, историю их взаимоотношений и роль межэтнической вражды, значительно обострившейся в прошедшем десятилетии: между пуштунами, с одной стороны, и таджиками, узбеками, хазарейцами - с другой (параллельно наблюдалось возрастание роли в политической жизни страны и других проживающих здесь народностей).

Но теперь, после прихода к власти Талибана, представители других этнических групп Афганистана могли испытывать недовольство, оказавшись под управлением пуштунов. Что могло стать дополнительным поводом для возобновления гражданского конфликта. О чём свидетельствовало, в частности, сопротивление, оказанное талибам в Панджере, населенном в основном афганскими таджиками, и в других северных провинциях.

Со стороны российских политиков прозвучали утверждения, что Талибан уже не тот, что прежде, когда его за 20 лет до того признали в России террористической организацией. По условиям соглашения, заключенного Трампом с Талибаном в Дохе в 2020 г., Талибан вынужден был позиционировать себя как более цивилизованный, чем это было во времена его правления в Афганистане в 1996-2001 гг. По соглашению с Трампом, там взяли на себя значительные обязательства, пообещав не только отказаться от поддержки Аль-Каиды и воздерживаться от применения силы против уходивших американских войск, но и осуществить общенациональный политический и социально-экономический проект:

- сформировать правительство национального примирения - с участием представителей прежнего правительства;

- обеспечить амнистию для сотрудничавших с правительством граждан;

- гарантировать полные права женщин в рамках дозволенного Шариатом;

- создать условия для экономического восстановления страны.

Однако никакого проработанного плана так и не было согласовано, а дальнейшие события в значительной степени расходились с данными обещаниями. Хотя со стороны Талибана после взятия им Кабула и были сделаны заявления, что девочкам позволят учиться, женщинам разрешат выходить на улицу без сопровождения, а побивать камнями будут только по решению суда, однако в действительности права женщин были резко ограничены, а во вновь созданное правительство попали исключительно сторонники талибов.

Представитель РФ при ООН Василий Небензя - ставший, пожалуй, первым со стороны российских властей, кто позволил себе делать комментарии на тему взятия Кабула, - заявил, что в России будут исходить в своей политике по Афганистану из конкретных действий талибов. Между тем Талибан обратился к Китаю и России с просьбой посодействовать в Совете Безопасности ООН, чтобы его перестали считать террористической организацией. А еще через месяц Талибан попросил Россию выступить посредником во взаимоотношениях с ООН, причем теперь речь шла уже не только о вопросе снятия санкций, но и в целом об урегулировании в регионе и, что следует особо отметить, в самом Афганистане. Но и американская сторона - даже при всей поспешной и хаотичной эвакуации из аэропорта Кабула, - тем не менее, как сообщали представители Пентагона, поддерживала постоянную связь с руководством Талибана, координируя с ним проблемы, связанные с вывозом людей из страны.

Так же, как и российские политики, представители США тоже говорили, что будущие отношения с Талибаном будут полностью зависеть от поведения и действий талибов. В Вашингтоне раз за разом повторяли, что у них есть большие средства воздействия (leverage) на Кабул. При этом, очевидно, имелись в виду в первую очередь замороженные афганские средства в банках общей суммой в 9,5 млрд долл., а также международное признание или же непризнание правительства талибов, получение или неполучение ими доступа к технологиям и пр. Но для последних финансовый фактор мог оказаться и не столь критичным, как это представлялось на Западе. Кроме того, у талибов, по их религиозным правилам, не положено брать взаймы. Как новые правители Афганистана будут с этим разбираться, как будут строить экономику (без займов и кредитов?!), покажет время.

Что с оружием, Карл?

Обозреватель «Bloomberg» Леонид Бершидский (бывший главный редактор газеты «Ведомости», журнала «Капитал», делового еженедельника «Smart Money» и электронного издания Slon.ru) отмечал, что Соединенные Штаты,

«кажется, больше, нежели советские деятели, обеспокоены тем, чтобы их вооружения не попали в руки возможных новых правителей Афганистана. Поэтому они уничтожают часть технических средств. А часть того, что американские войска оставляют, находится, намеренно или нет, в непригодном состоянии: например, оставленные без ключей машины и грузовики» [Bershidsky 2021]. Этот последний аргумент Бершидского, что якобы американцы, чтобы военная техника не досталась Талибану, в отличие от уходивших из Афганистана советских военных оставляли боевые машины без ключей, трудно было воспринимать как действительно серьезный. Показательно в этом плане, что многие на пресс-конференциях в Пентагоне и Белом доме настойчиво задавали вопрос - что с оружием? Но представители американского руководства: как военные, так и гражданские, снова и снова отказывались отвечать на него. В частности, в Пентагоне на брифинге 16 августа занимавший в ОКНШ должность заместителя директора по региональным операциям и управлению силами генерал-майор Уильям Д. («Хэнк») Тэйлор (ранее служивший старшим советником при Министерстве обороны Афганистана) не ответил на прямой вопрос журналиста, делается ли что-либо, чтобы оружие не попало к Талибану. А 18 августа уже его начальник Марк Милли на пресс-конференции, которую он проводил совместно с министром обороны Ллойдом Остином, также не стал давать комментариев на этот счет. После того, как улетел последний американский эвакуационный самолет, показывали кадры из перешедшего под контроль талибов аэропорта Кабула - где рядами стояли американские боевые самолеты. Командующий американского Центрального командования генерал Кеннет Маккензи в своем «последнем слове» по поводу вывода американских войск сказал, что «они уже не взлетят» [Pickrell 2021]: мол, с ними что-то сделали, чтобы вывести их навсегда из строя. А в «Wall Street Journal» писали, что перед тем, как покинуть Кабул, американские войска уничтожили или вывели из строя почти 100 боевых машин и десятки самолетов. Однако в СМИ прошла информация, что в Афганистане осталось военного оборудования на 90 млрд долл. [США оставили 2021] (другие источники называли суммы в 83 или 85 млрд). Это комментировали таким образом, что больше военный бюджет только у США и Китая. Что превращало армию Талибана в одну из самых технически высокооснащенных в мире.

Надо не забывать и то, что значительную часть сил талибов составляют обученные военными США и стран НАТО перебежчики из бывшей правительственной армии Афганистана. А внутри движения имеются радикально настроенные ячейки, исповедующие экстремистские методы борьбы и искоренение неверных и необязательно контролируемые верховным руководством талибов. Какое-то количество оружия несомненно могло попасть и в руки представителей других фундаменталистских исламистских группировок или поступило на черный рынок.

Американские войска ушли, опасности остались

Даже если допустить, что Талибан будет соблюдать данные в Дохе обещания, реальную опасность может представлять дальнейшее распространение влияния исламистского фундаментализма и связанная с этим возможная дестабилизация в регионе. Как указывали американские аналитики, «одно из условий соглашения с Трампом, которое Талибан так и не выполнил, касалось отказа от поддержки Аль-Каиды» [Wright 2021]. Об этом написала, в частности, почетный научный сотрудник Международного центра исследователей Вудро Вильсона Робин Райт, ранее также работавшая в Брукингском институте и в Фонде Карнеги. Она обращала внимание на высказываемые со стороны сотрудников Пентагона предупреждения, что при правлении Талибана Аль-Каида может восстановиться всего за полгода-год и затем снова угрожать безопасности самих США.

О сохраняющейся террористической опасности свидетельствовал масштабный теракт, совершенный боевиками Аль-Каиды в принадлежащей шиитской общине мечети в Кундузе 8 октября 2021 г., в результате которого погибли 20 человек. Предполагали, что он мог стать ответом на серию операций, предпринятых Талибаном против ее ячеек. При этом целостного плана по предотвращению подобных терактов и противодействию Аль-Каиде у талибов сформировано не было.

Дэвид Петреус, который в 2010-2011 гг. командовал силами США и НАТО в Афганистане, а затем возглавлял ЦРУ, утверждал, что уход из Афганистана не увеличит опасность повторения террористического акта против самих США, каким явилась атака на Башни-Близнецы, поскольку с тех пор удалось выстроить надежную систему защиты от подобных нападений. Однако старший научный сотрудник Брукингского института и директор его Проекта по разведке Брюс Ридел, 30 лет проработавший в ЦРУ и служивший старшим советником по Южной Азии и Ближнему Востоку в аппарате Совета национальной безопасности при четырех американских президентах, напротив, отмечал, что «потенциал американской разведки пострадает без военного присутствия в стране; это риск, на который решился пойти Байден. Если Аль-Каида возродится и начнет замышлять нападение на США, разведывательное сообщество будет иметь меньше возможности раскрыть заговор и не допустить его. Это высокий риск» [Riedel 2021].

Помимо Аль-Каиды, в Афганистане с приходом к власти Талибана активизировались и другие радикальные исламистские группировки. Выше уже упоминалась афганская группировка ИГ-Хорасан. Сообщалось, что в период наступления, незадолго до взятия ими Кабула, талибами были выпущены из тюрьмы 5 тыс. содержавшихся там боевиков ИГ-Хорасан. А ранее джихади-стов выпускали и по соглашению, заключенному США с талибами в Дохе.

Писали также о целенаправленной инфильтрации Талибана боевиками ИГ-Хорасан, якобы происходящей как с целью совершения актов насилия, так и в стремлении добиться дискредитации Талибана.

О неизбежности продолжения войны с терроризмом говорили многие представители западного истеблишмента. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что страны Альянса обязаны гарантировать, чтобы террористические группировки не получили вновь возможность свободно действовать с территории Афганистана. А бывший директор ЦРУ, а затем министр обороны в администрации Обамы, Леон Панетта сказал: «Наша работа в Афганистане не завершена. Мы будем вынуждены вернуться и уничтожить Исламское государство» [Рапейа 2021]. Переброску американских сил из Афганистана в соседние страны потом критиковал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, подчеркивая, что это подогревает ситуацию в регионе. Некоторые эксперты опасаются, что определенные угрозы возникают и в связи с несомненной близостью Талибана с Пакистаном, учитывая, что последний обладает ядерным оружием и очевидно выиграл от прихода талибов к власти. С предупреждением о такого рода опасности выступил, в частности, бывший советник по национальной безопасности в администрации Трампа Джон Болтон.

В прессе также много пишут и о возможности возрастания потока наркотиков с афганского направления. Один из маршрутов наркотрафика из Афганистана ориентирован на север в направлении России и среднеазиатских стран. Официально Талибаном наркотики признаются недопустимым злом и при предыдущем его правлении в Афганистане были объявлены вне закона. Однако одновременно джихадисты были склонны оправдывать производство опия как форму «борьбы с неверными», своего рода «героиновый джихад» (что не помешало распространению наркотиков среди самого афганского населения и возникновению сопутствующих проблем). Снова придя к власти, Талибан объявил, что не позволит производить наркотики. Но производство опия составляет половину ВВП страны и в условиях экономических трудностей, вызванных в том числе и международными санкциями, может стать еще более весомым экономическим и даже политическим инструментом.

На Женевской встрече между Путиным и Байденом 16 июня обсуждалась в том числе и проблема Афганистана [Бубнова 2021а]. Именно в ходе того саммита, по сведениям СМИ, российская сторона предложила помощь в осуществлении авиационной разведки на территории Афганистана. Данное предложение могло оказаться как нельзя кстати, но в Вашингтоне его, похоже, не восприняли всерьез. Напротив, в американской прессе в недели, когда осуществлялся вывод войск, появлялись обвинения в адрес России, что якобы с ее стороны не было дано согласия на использование баз в среднеазиатских странах для эвакуации беженцев из Афганистана, что якобы затруднило ее реализацию.

По появлявшейся в СМИ информации, с российской стороны были против американского военного присутствия в Средней Азии (что потом подтвердил заместитель российского министра иностранных дел Сергей Рябков после встречи с заместителем государственного секретаря Викторией Нуланд), но готовы были предоставить собственные базы в этих странах. Писали, что председатель ОКНШ Марк Милли по поручению аппарата американского Совета национальной безопасности обсуждал данный вопрос 22 сентября 2021 г. на встрече в Хельсинки с начальником российского Генерального штаба генералом Валерием Герасимовым [Gordon 2021]. Американским оборонным бюджетом на 2017 г. был в свое время введен, а затем неоднократно подтверждался другими законодательными актами, запрет на такого рода сотрудничество между вооруженными силами США и России, как было сказано в тексте документа, до тех пор, пока российские войска не будут выведены с территории Украины. Но данный запрет может быть приостановлен решением американского министра обороны. Однако несколько видных членов Конгресса направили Байдену письмо с предостережением, что Россия может быть больше заинтересована в получении разведывательной информации относительно Соединенных Штатов и их союзников, чем в обмене информацией о террористических угрозах. В этом письме президента просили провести брифинг, чтобы изложить его план действий по борьбе с терроризмом, «включая попытки получить согласие третьих стран относительно соглашений с соседями Афганистана по поводу базирования, разведки, наблюдения и изучения ситуации и возможностей для нанесения ударов» [Gordon 2021]. Но совершенно очевидно, что вопрос о возможности приостановления запрета на такого рода сотрудничества потерял актуальность после начала российской специальной военной операции на Украине.

Вместе с тем для России, в связи с выводом американских войск из Афганистана и приходом к власти Талибана, возникают новые опасности, в том числе, и потому, что обострение ситуации в той стране и распространение там влияния исламистского фундаментализма создают риски для среднеазиатских государств. Со стороны Москвы была активизирована помощь в обеспечении безопасности соседних с Россией среднеазиатских стран. Были направлены подкрепление и новые вооружения на российскую военную базу в Таджикистане, включая 100 единиц бронетанкового вооружения, в том числе 30 новейших танков Т-72 Б3. В связи с развитием ситуации в Афганистане, в Душанбе 16 сентября 2021 г. состоялось заседание Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а 17 сентября - совещание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а затем в тот же день совместная встреча лидеров ШОС и ОДКБ.

Проблема беженцев

В связи с выводом американских войск из Афганистана, в Европе опасались повторения проблемы середины прошлого десятилетия, когда на континент из объятой конфликтами зоны Ближнего Востока и Северной Африки хлынули захлестнувшие его потоки беженцев. Их прибытие в Европу общим числом до 1,5 млн человек вызвало тогда масштабный гуманитарно-социальный и политический кризис, последствия которого стоили будущего многим политическим партиям и политикам Старого Света и не изжиты до настоящего времени. После начала российской военной операции на Украине снова произошел наплыв беженцев в Европу. Но тогда, в августе 2021 г. при выводе американских войск из Афганистана, руководители европейских стран пытались предотвратить массовую иммиграцию в Европу, добиваясь от американской стороны гарантированных обязательств по принятию беженцев. Это собственно было одной из целей уже упоминавшегося выше августовского онлайн-саммита Большой семерки. Но в Вашингтоне и по данному вопросу тоже не захотели пойти навстречу европейским коллегам, ограничившись констатацией, что примут столько беженцев, сколько сочтут необходимым и возможным для себя, по собственному усмотрению, и не предоставляя никаких гарантий на сей счет.

Три четверти американцев выступали за то, чтобы принимать беженцев из Афганистана. Следует учитывать, однако, что общее количество мигрантов, которых страна могла впустить в 2022 финансовом году, было законодательно ограничено лимитом в 125 тыс. Это вдвое больше чем в предыдущем финансовом году, когда Байден, придя к власти, увеличил разрешенное число до 62 500 - подняв его по сравнению с установленным предыдущей администрацией потолком в 15 тыс. [Statement by President 2021] (реально в последний год правления республиканской администрации было принято 11 с небольшим тыс. беженцев). При этом на Байдена продолжали оказывать давление со стороны леволиберальных сил, чтобы еще увеличить этот потолок до 250 тыс.).

В США писали о 18 тыс. афганцев (вместе с членами семей их было всего 53 тыс. человек), которые сотрудничали с американцами: переводчиков, подрядчиков, технических специалистов, работников, финансируемых США гуманитарных и экономических программ, сотрудников имевших местный штат американских периодических изданий. Однако, по данным авторитетной неправительственной организации Международного комитета спасения, за четыре десятилетия гражданского конфликта не менее 4 млн афганцев лишились жилищ или оказались в статусе перемещенных лиц, из них за один только предыдущий год 550 тыс. [Help Afghanistan 2021]. В СМИ сообщали, что из афганцев, сотрудничавших с американцами, только половина сумели

вовремя получить иммиграционные американские визы. (В начале августа администрация Байдена облегчила для них и их ближайших родственников условия получения виз, отменив требования, касающиеся стажа и квалификации. Но это не было сделано заблаговременно и произошло слишком поздно, а наступление Талибана оказалось быстрее.)

Помимо потоков людей, хлынувших в Кабульский аэропорт, у афганских границ также начиная с августа собирались тысячи людей, которых новые власти не хотели выпускать из страны. При этом Иран закрыл свою границу с Афганистаном, а Турция незадолго до того завершила заблаговременно предпринятое ею строительство укрепленной стены на границе с Ираном. Проблема иммиграции из Афганистана коснулась также и России, поскольку со среднеазиатскими странами, непосредственно соседствующими с Афганистаном, у нее полупрозрачные границы. Как писал ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Станислав Иванов, «может стать на повестке дня и вопрос о воссоединении разобщенных границами государств народов; тысячи беженцев-таджиков и узбеков из Афганистана уже нашли себе временное пристанище в Таджикистане и Узбекистане» [Иванов 2021].

В результате проведенной эвакуации в Соединенные Штаты прибыли несколько десятков тысяч афганских беженцев, тогда как большинство из остальных 123 тыс. эвакуированных потом месяцами ждали решения своей дальнейшей участи, проживая в плохо приспособленных помещениях в аэропортах чужих стран и пересыльных лагерях в Европе и на Ближнем Востоке. Часть афганских беженцев, ожидавших переправки в США, продолжали оставаться в Европе из-за начавшейся среди них эпидемии кори. Сообщали также и о вспышках других болезней.

Попутно выяснилось, что некоторые из эвакуированных в США афганцев ранее были выдворены из этой страны за различного рода правонарушения. Одновременно в прессе появились сообщения, что прибывшие в Америку афганцы начали в массовом порядке уходить из лагерей своего временного содержания. Также упоминалось о росте преступности с участием афганских беженцев на территории военных городков в США, таких как Форт-Блисс в Техасе и Форт-Маккой в Висконсине, где они содержались. А американский телеканал NBC сообщал, что в отношении около ста беженцев имелись сведения об их возможной связи с Талибаном. Подозрения в причастности к террористической деятельности некоторых из них были настолько весомыми, что их было решено сразу же переправить из США в Косово для дальнейшего расследования. А гораздо большему числу, до десяти тысяч, предстояло пройти дополнительную проверку (в некоторых случаях не связанную с подозрениями в причастности к террористическим организациям, а просто для уточнения неправильно заполненных сведений и биографической информации).

* * *

Лидер демократов в Конгрессе Нэнси Пелоси [Ferrechio 2021] и государственный секретарь Тони Блинкен говорили о «правильном решении» президента и «достигнутых целях» - последний даже назвал эвакуацию из Афганистана логистическим подвигом [Secretary of State 2021], но налицо было фактическое бегство, с шокирующими образами и сценами, служившими графической иллюстрацией понятия «поражение». Ранее на протяжении двух десятилетий в Вашингтоне исходили из того, что в Афганистане был достигнут прогресс - так докладывали представители высшего американского военного командования, однако они оказались неправы. Вопреки тому, что было записано в Декларации Лиссабонского саммита НАТО 2010 г., провозгласившей, что «Афганистан больше никогда не будет надежным убежищем для террористов и терроризма» [Lisbon 2010], к власти там пришла организация, признаваемая во многих государствах террористической, а ситуация внутри самой страны остается нестабильной и чреватой многими рисками. Первая миссия НАТО за пределами изначально обозначенной сферы его операций (но и санкционированная при этом резолюцией ООН) закончилась фактически неудачей. За это время погибли 7 тыс. американских военных, от 60 до 70 тыс. афганских солдат и, по утверждению представителей Афганистана, -более 200 тыс. гражданского населения.

Но помимо самого факта, связанного с этими трагическими жертвами, было совершенно непонятно, каким образом в Соединенных Штатах, являющихся фактически мировым лидером по подаче информации, продвижению своего имиджа, наконец родиной Голливуда, Мекки создателей кинематографических образов, могли таким образом провалить важнейшую внешнеполитическую задачу, связанную с поддержанием собственной репутации. То, что в Соединенных Штатах намеревались представить знаковым завершением самой долгой в своей истории войны, приурочив его к годовщине событий 11 сентября, обернулось обратным символизмом, направленным против них.

В своем первом выступлении по поводу вывода американских войск из Афганистана Байден - совсем вне связи и вне контекста, - говорил, что в центре американской политики - защита прав человека. Однако, что касается позиции Соединенных Штатов в защиту прав человека, то свое лидерство на этом направлении они в значительной мере - и можно сказать, что снова, -растеряли после того, каким образом развивались события в Кабуле после взятия его талибами. Более того, известный американский писатель и сценарист Джон Коэн, например, сказал, что американские расистские группы теперь могут решить, что надо взять Талибан себе в пример и призвать своих сограждан именно так расправляться с собственным правительством.

Дезорганизованный вывод войск из Афганистана, как ничто другое, подорвал перспективы Демократической партии на предстоявших в ноябре 2022 г. промежуточных выборах в Конгресс, но также и позиции самого президента. Поддержка Байдена сократилась на десять (а по другим данным на 20) пунктов и продолжала падать. А что касается следующих президентских выборов, то даже если у Байдена и имелся шанс на второй президентский срок, после операции по выводу войск из Афганистана он его фактически утратил.

Байден в своем выступлении после вывода американских войск из Афганистана сказал, что эпоха, когда США вторгались в другие страны, чтобы изменить их, закончилась. Он также говорил, что в будущем США, осуществляя политику в отношении других стран, должны ставить конкретные, четкие цели. И в случае военных операций за рубежом руководствоваться только задачами обеспечения американской безопасности. А на пресс-конференции после Женевской встречи с Путиным летом 2021 г. критиковал практику насилия и убийств за рубежом. Может ли теперь так оказаться, что неудача в Афганистане побудит американское руководство к большей рефлексии, как это произошло в своё время после поражения США во Вьетнамской войне, которое на какое-то время сделало их более способными признавать свои ошибки и учитывать интересы прочих участников международного процесса? Но сразу после терактов в Кабуле, произошедших в дни эвакуации, Бай-ден отдал приказ американским военным выследить и уничтожить виновных «любыми средствами», «чего бы это ни стоило» [Biden 2021], что вполне соответствует американским практикам, но не международному праву. На противоречие между установкой Байдена на борьбу с террором и его же приори-тезацией прав человека указывал президент Брукингского института Джон Р. Аллан, вследствие этого ставивший под сомнение, что последнее окажется эффективным.

Тем не менее стабилизация ситуации в Афганистане - в интересах как США, так и России. И взаимодействие на данном направлении возможно и необходимо. Однако в связи с выводом американских войск из Афганистана и в свете российской специальной военной операции на Украине, предстоит реструктуризация этого сотрудничества.

Библиография

Бубнова Н.И. Военно-политический курс США во втором десятилетии XXI века. М.: ИМЭМО РАН; Политическая энциклопедия, 2021. 647 с.

Бубнова Н.И. Российско-американский саммит в июне 2021 г.: структурирование конфронтации или задел на будущее? // Россия и современный мир. 2021а. № 4. С. 58-84.

В Германии назвали итоги операции в Афганистане «горьким поражением Запада» // ТАСС. 2021. 19 авг. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12169735 (дата обращения: 20.09.2021).

Иванов С. Кабульский ветер перемен // Военно-промышленный курьер. 2021. 13 сент. URL: https://vpk-news.ru/articles/63830 (дата обращения: 13.09.2021).

США оставили талибам военную технику на 90$ млрд // The Epoch Times. 2021. 5 сент. URL: https://www.epochtimes.ru/mir/blizniy-vostok/ssha-ostavili-talibam-voennuyu-tehniku-na-90-mlrd-dollarov-119908/ (дата обращения: 20.01.2022).

Bershidsky L. Why Both Russians and Americans Got Nowhere in Afghanistan // Bloomberg. 2021. 8 Jul. URL: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2021-07-08/why-both-russians-and-americans-got-nowhere-in-afghanistan (дата обращения: 01.09.2021).

Biden: «We Will Hunt You Down And Make You Pay» // NBC News, YouTube. 2021. 27 Aug. URL: https://www.youtube.com/watch?v=2pwt_DdPnFM (дата обращения: 05.09.2021).

Chalian: Biden doesn't often miss moments to express empathy // CNN. 2021.19 Aug. CNN. 2021.19 Aug. URL: https://edition.cnn.com/world/live-news/afghanistan-taliban-us-news-08-19-21/ index.html (дата обращения: 21.08.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Declaration on an Enduring Partnership // Media Backgrounder. North Atlantic Treaty Organization official website. 2010. 20 Nov. URL: https://www.nato.int/nato_static/assets/pdf/pdf_2011_ 04/20110414_110414-AfghanPartnership.pdf (дата обращения: 01.10.2021).

Garamone J. Austin Gives Senate Hard Truths of Lessons From Afghanistan // DOD News. U.S. Department of Defense. 2021. 28 Sept. URL: https://www.defense.gov/News/News-Stories/ Article/Article/2791808/austin-gives-senate-hard-truths-of-lessons-from-afghanistan/ (дата обращения: 20.10.2021).

Gordon M.R., Lubold G. U.S. Asked Russia About Offer of Bases to Monitor Afghan Threats // Wall Street Journal. 2011. 27 Sept. URL: https://www.wsj.com/articles/u-s-asked-russia-about-offer-of-bases-to-monitor-afghan-terror-threat-11632767164 (дата обращения: 17.10.2021).

House grills Blinken on chaotic Afghanistan withdrawal // CNN. 2021. 14 Sept. URL: https:// edition.cnn.com/videos/politics/2021/09/13/antony-blinken-house-testimony-afghanistan-withdrawal-atwood-dnt-tsr-vpx.cnn (дата обращения: 15.09.2021).

Help Afghanistan: What do Afghans need now? // Rescue.org. 2021. 17 Aug. URL: https:// www.rescue.org/article/help-afghanistan-what-do-afghans-need-now (дата обращения: 18.08.2021).

Hadid D. U.S. Unconditional Withdrawal Rattles Afghanistan's Shaky Peace Talks // NPR. 2021. 28 Apr. URL: https://www.npr.org/2021/04/28/990160846/u-s-unconditional-withdrawal-rattles-afghanistans-shaky-peace-talks (дата обращения: 11.10.2021).

Lisbon Summit Declaration. North Atlantic Treaty Organization. 20 Nov. 2010. URL: https:// www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_68828.htm (дата обращения: 23.01.2022).

Panetta: «Work In Afghanistan Is Not Finished» // MSNBC. 2021. 27 Aug. URL: https://www. youtube.com/watch?v=rVZHDzc86uk (дата обращения: 13.10.2021).

Pickrell R. The US military says it permanently disabled over 150 vehicles and aircraft before leaving Kabul so they could «never be used again» // Yahoo!News. 2021. 31 Aug. URL: https:// news.yahoo.com/us-permanently-disabled-more-150-222334223.html (дата обращения: 01.09.2021).

Read the Full Transcript of President Biden's Remarks on Afghanistan // New York Times. 2021. 16 Aug. URL: https://www.nytimes.com/2021/08/16/us/politics/biden-taliban-afghanistan-speech. html (дата обращения: 17.08.2021).

Riedel B. Biden's Afghan gamble // Brookings Institution. 2021. 27 Apr. URL: https://www. brookings.edu/blog/order-from-chaos/2021/04/27/bidens-afghan-gamble/ (дата обращения: 01.05.2021).

Rizzo S. Four dubious claims from Biden's ABC interview on Afghanistan // Washington Post. 2021. 19 Aug. URL: https://www.washingtonpost.com/politics/2021/08/19/four-dubious-claims-bidens-abc-interview-afghanistan/ (дата обращения: 01.09.2021).

Secretary of State Tony Blinken on U.S. withdrawal from Afghanistan // 2021. 31 Aug. URL: https://www.youtube.com/watch?v=8xfQv8Sp1uw (дата обращения: 01.09.2021).

Statement by President Joe Biden on Refugee Admissions // The White House, official website. 2021. 3 May. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/05/03/ statement-by-president-joe-biden-on-refugee-admissions/ (дата обращения: 04.05.2021).

The Military Balance 2021. IISS. Routledge. Taylor & Francis Group. London. 2021. 524 p.

Transcript of Biden's Speech on the U.S. Withdrawal From Afghanistan // New York Times. 2021. 31 Aug. URL: https://www.nytimes.com/2021/08/31/us/politics/transcript-biden-speech-afghanistan.html (дата обращения: 01.09.2021).

What We Need To Learn: Lessons From Twenty Years Of Afghanistan Reconstruction / Special Inspector General For Afghanistan Reconstruction. Arlington, VA. 2021. Aug. 122 p. URL: https:// www.sigar.mil/interactive-reports/what-we-need-to-learn/index.html (дата обращения: 10.11.2021).

Wright R. Afghanistan and the Haunting Questions of Blame // The New Yorker. 2021. 30 Sept. URL: https://www.newyorker.com/news/daily-comment/afghanistan-and-the-haunting-questions-of-blame (дата обращения: 18.10.2021).

References

Bershidsky L. Why Both Russians and Americans Got Nowhere in Afghanistan. Bloomberg. 2021. 8 Jul. URL: https://www.bloomberg.com/opmion/articles/2021-07-08/why-both-russians-and-americans-got-nowhere-in-afghanistan (date of access: 01.09.2021).

Biden: «We Will Hunt You Down And Make You Pay» NBC News, YouTube. 2021. 27 Aug. URL: https://www.youtube.com/watch?v=2pwt_DdPnFM (date of access: 05.09.2021).

Bubnova N.I. Rossijsko-amerikanskij sammit v ijune 2021 g.: strukturirovaniye konfrontatsii ili zadel na budushcheye? [The June 2021 Russia-U.S. summit: structuring of confrontation or setting groundwork for the future?]. Rossiya i Sovremennyi Mir. 2021. N 4. P. 58-84. (In Russ.)

Bubnova N.I. Voyenno-politicheskiy kurs SeSheA vo vtorom deciatiletii XXI veka [U.S. Military and Political Course in the Second Decade of the XXI Century. Moscow]. IMEMO RAN, Poli-ticheskaya Entsiklopediya. 2021. 647 p. (In Russ.)

CNN. 2021. 14 Sept. URL: https://edition.cnn.com/videos/politics/2021/09/13/antony-blinken-house-testimony-afghanistan-withdrawal-atwood-dnt-tsr-vpx.cnn (date of access: 15.09.2021).

CNN. 2021.19 Aug. URL: https://edition.cnn.com/world/live-news/afghanistan-taliban-us-news-08-19-21/index.html (date of access: 21.08.2021).

Declaration on an Enduring Partnership. Media Backgrounder. North Atlantic Treaty Organization official website. 2010. 20 Nov. URL: https://www.nato.int/nato_static/assets/pdf/pdf_2011_ 04/20110414_110414-AfghanPartnership.pdf (date of access: 01.10.2021).

Garamone J. Austin Gives Senate Hard Truths of Lessons From Afghanistan. DOD News. U.S. Department ofDefense. 2021. 28 Sept. URL: https://www.defense.gov/News/News-Stories/ Article/Article/2791808/austin-gives-senate-hard-truths-of-lessons-from-afghanistan/ (date of access: 20.10.2021).

Gordon M.R., Lubold G. U.S. Asked Russia About Offer of Bases to Monitor Afghan Threats. Wall Street Journal. 2011. 27 Sept. URL: https://www.wsj.com/articles/u-s-asked-russia-about-offer-of-bases-to-monitor-afghan-terror-threat-11632767164 (date of access: 17.10.2021).

Hadid D. U.S. Unconditional Withdrawal Rattles Afghanistan's Shaky Peace Talks. NPR. 2021. 28 Apr. URL: https://www.npr.org/2021/04/28/990160846/u-s-unconditional-withdrawal-rattles-afghanistans-shaky-peace-talks (date of access: 11.10.2021).

Help Afghanistan: What do Afghans need now? Rescue.org. 2021. 17 Aug. URL: https://www. rescue.org/article/help-afghanistan-what-do-afghans-need-now (date of access: 18.08.2021).

Ivanov S. Kabulskiy veter peremen [The Kabul wind of changes]. Military-Industrial Courier. 2021. 13 Sept. URL: https://vpk-news.ru/articles/63830 (date of access: 13.09.2021). (In Russ.)

Lisbon Summit Declaration. North Atlantic Treaty Organization. 20 Nov. 2010. URL: https://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_68828.htm (date of access: 23.01.2022).

Panetta: «Work In Afghanistan Is Not Finished» MSNBC. 2021. 27 Aug. URL: https://www. youtube.com/watch?v=rVZHDzc86uk (date of access: 13.10.2021).

Pickrell R. The US military says it permanently disabled over 150 vehicles and aircraft before leaving Kabul so they could «never be used again» // Yahoo!News. 2021. 31 Aug. URL: https:// news.yahoo.com/us-permanently-disabled-more-150-222334223.html (date of access: 01.09.2021).

Read the Full Transcript of President Biden's Remarks on Afghanistan. New York Times. 2021. 16 Aug. URL: https://www.nytimes.com/2021/08/16/us/politics/biden-taliban-afghanistan-speech. html (date of access: 17.08.2021).

Riedel B. Biden's Afghan gamble. Brookings Institution. 2021. 27 Apr. URL: https://www. brookings.edu/blog/order-from-chaos/2021/04/27/bidens-afghan-gamble/ (date of access: 01.05.2021).

Rizzo S. Four dubious claims from Biden's ABC interview on Afghanistan. Washington Post. 2021. 19 Aug. URL: https://www.washingtonpost.com/politics/2021/08/19/four-dubious-claims-bidens-abc-interview-afghanistan/ (date of access: 01.09.2021).

Secretary of State Tony Blinken on U.S. withdrawal from Afghanistan. 2021. 31 Aug. URL: https://www.youtube.com/watch?v=8xfQv8Sp1uw (date of access: 01.09.2021).

SSheA ostavili talibam voyennuyu tekhniku na $90 mlrd [The U.S. has left military equipment to talibs worth 90 bln] // The Epoch Times. 2021. 5 Sept. URL: https://www.epochtimes.ru/mir/ blizniy-vostok/ssha-ostavili-talibam-voennuyu-tehniku-na-90-mlrd-dollarov-119908/ (date of access: 20.01.2022).

Statement by President Joe Biden on Refugee Admissions. The White House: official website. 2021. 3 May. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/05/03/ statement-by-president-joe-biden-on-refugee-admissions/ (date of access: 04.05.2021).

The Military Balance 2021. IISS. Routledge. Taylor & Francis Group. London. 2021. 524 p.

Transcript of Biden's Speech on the U.S. Withdrawal From Afghanistan. New York Times. 2021. 31 Aug. URL: https://www.nytimes.com/2021/08/31/us/politics/transcript-biden-speech-afghanistan. html (date of access: 01.09.2021).

Tucker Carlson, Fox News. 2021. 5 Sept. URL: https://www.epochtimes.ru/mir/blizniy-vostok/ ssha-ostavili-talibam-voennuyu-tehniku-na-90-mlrd-dollarov-119908/ (date of access: 20.01.2022).

V Germanii nazvali itogi operatsii v Afganistane «gorkim porazheniyem Zapada» [In Germany they have called the results of the operation in Afghanistan «bitter defeat of the West.»] TASS. 2021. 19 Aug. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12169735 (date of access: 20.09.2021). (In Russ.)

What We Need To Learn: Lessons From Twenty Years Of Afghanistan Reconstruction / Special Inspector General For Afghanistan Reconstruction, Arlington, VA. 2021. Aug. 122 p. URL: https:// www.sigar.mil/interactive-reports/what-we-need-to-learn/index.html (date of access: 10.11.2021).

Wright R. Afghanistan and the Haunting Questions of Blame. The New Yorker. 2021. 30 Sept. URL: https://www.newyorker.com/news/daily-comment/afghanistan-and-the-haunting-questions-of-blame (date of access: 18.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.