Научная статья на тему 'Выступления Президента Российской Федерации как инструмент реализации национального лидерства'

Выступления Президента Российской Федерации как инструмент реализации национального лидерства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
291
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / В.В. ПУТИН / Д.А. МЕДВЕДЕВ / ОЖИДАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / КЕЙС-СТАДИ / V.V. PUTIN / D.A. MEDVEDEV / THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / POPULATION EXPECTATIONS / IMAGE OF THE POLITICAL LEADER / CONTENT ANALYSIS / CASE-STUDY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хайруллина Л. И.

На основе контент-анализа и кейс-стади выступлений Президентов В.В. Путина в 2004 г. и Д.А. Медведева в 2008 г. сопоставляются ожидаемые населением изменения от Президента РФ перед президентскими выборами и действия и политические решения Президента уже в первые полгода после президентских выборов. Данное сопоставление позволяет выявить «обеспокоенность» государственного лидера проблемами населения, что, соответственно, отражается на рейтинге его одобрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of the content analysis and a case-study of speeches of Presidents of V.V. Putin in 2004 and D.A.Medvedev in 2008 changes expected by the population from the President of the Russian Federation before presidential election and actions and political decisions of the President already in the first half a year after presidential election are compared. This comparison allows to reveal «concern» of the state leader population problems that, respectively, is reflected in a rating of its approval.

Текст научной работы на тему «Выступления Президента Российской Федерации как инструмент реализации национального лидерства»

УДК 316.658:342.511

Л. И. Хайруллина

ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА

Ключевые слова: Президент Российской Федерации, В.В. Путин, Д.А. Медведев, ожидания населения, имидж политического

лидера, контент-анализ, кейс-стади.

На основе контент-анализа и кейс-стади выступлений Президентов В.В. Путина в 2004 г. и Д.А. Медведева в 2008 г. сопоставляются ожидаемые населением изменения от Президента РФ перед президентскими выборами и действия и политические решения Президента уже в первые полгода после президентских выборов. Данное сопоставление позволяет выявить «обеспокоенность» государственного лидера проблемами населения, что, соответственно, отражается на рейтинге его одобрения.

Key words: the President of the Russian Federation, V.V. Putin, D.A. Medvedev, population expectations, image of the political leader,

content analysis, case-study.

On the basis of the content analysis and a case-study of speeches of Presidents of V.V. Putin in 2004 and DA.Medvedev in 2008 changes expected by the population from the President of the Russian Federation before presidential election and actions and political decisions of the President already in the first half a year after presidential election are compared. This comparison allows to reveal «concern» of the state leader population problems that, respectively, is reflected in a rating of its approval.

Первое десятилетие 21-го века в России связано с процессом институционализации национального (общероссийского) лидерства. Президент РФ как властный институт является одной из важнейших составляющих политического процесса в современной России. Он стал главным лидером государства, с которым население связывает все «плюсы» и «минусы» в развитии государства, в собственном благосостоянии. При этом очевидно влияние на определение роли Президента эмоционального фактора. Общество любит успешного Президента. В противном случае на него возлагается вся вина, независимо от того, мог он сделать что-нибудь в данной ситуации или нет [1].

Как известно, лидерство Президента представляет собой «отдаленное» лидерство (см. типологию лидерства американского психолога В. Стоуна [2, С. 66.]). Общение лидера с последователями осуществляется опосредованно, т.е. это означает не только то, что взаимодействие происходит с помощью различных средств массовой информации [3, 4, 5], но и то, что между ними появляется такой промежуточный элемент, как имидж лидера.

В качестве Президента чаще всего мы имеем не реальную личность, а образ лидера, который формируется в результате коммуникации между Президентом и обществом. Именно имидж выполняет лидерские функции, он вдохновляет народ, к нему адресованы все надежды и чаяния. [2, С. 66.] Имидж выступает в роли связующего звена между лидером и его аудиторией. Он служит отражением, как интересов аудитории, так и интересов лидера и пытается совместить эти интересы. Население получает тот информационный и политический продукт, который более всего отвечает его интересам. [6]

В рамках исследования имиджа российского политического лидера центром политического консультирования «Никколо М» были выявлены три аспекта: «портретный», профессиональный и социальный. В «портретном» аспекте наиболее значи-

мыми для избирателей оказались следующие качества (по мере убывания их значимости): честность, порядочность, образованность, доброта и человечность, обязательность, решительность, ум, бескорыстность, энергичность, жесткость, молодость, напористость, способность вести людей за собой, принципиальность, открытость. В профессиональном аспекте наиболее значимыми оказались: компетентность, деловитость, работоспособность. В социальном аспекте наиболее значимыми оказались: забота о людях, заинтересованность в народе. [2, С. 162163].

Мы остановим внимание на социальном аспекте имиджа, подразумевающем заботу о людях, заинтересованность в народе, благодаря которому, по нашему мнению, в глазах населения конструируется образ деятельного Президента. Такой образ конструируется не только и не столько реальными действиями и инициативами, скорее с помощью слов и речей. Впечатляющие решения, предложения и перспективы, предлагаемые Президентом в своих выступлениях, способствуют его популярности больше, чем неуклонные, постепенные и малозаметные действия по действительному решению какой-либо проблемы. [2, С. 88]

Цель статьи - показать социальный аспект имиджа Президента РФ, проявляющийся в выступлениях Президента, опубликованных в средствах массовой информации.

Для решения данной задачи нами был проведен анализ выступлений двух российских президентов - В.В. Путина (2004 г.) и Д.А. Медведева (2008 г.). В качестве основных методов были использованы контент-анализ, кейс-стади, вторичные исследования.

Близость Президента к проблемам народа, общества, готовность их решать, стремление получить одобрение населением своей деятельности, можно определить, сопоставив ожидаемые населением изменения от конкретного Президента до пре-

зидентских выборов и политические решения и действия Президента уже в первые полгода после выборов.

В связи с избранием В.В. Путина в 2004 г. и Д.А. Медведева в 2008 г. Президентами РФ, ожиданий населения от новых лидеров было много [7]. По степени актуальности их можно выстроить в пять групп1 (см. табл. 1):

Таблица 1 - Ожидания населения в связи с избранием В.В. Путина (2004 г.) и Д.А. Медведева (2008 г.) Президентом РФ

Первая группа ожиданий накануне избрания В.В. Путина Президентом России была актуальна для 40% населения: повышение уровня благосостояния, рост доходов населения. Вторая группа ожиданий была актуальна для 34% населения: снижение цен, государственный контроль над ценами. Третья группа была актуальна для 31% населения: обеспечение населения спокойной жизнью, без потрясений. Четвертая группа ожиданий была актуальна для 27% населения: укрепление рубля, повышение курса рубля; рост промышленного производ-

1 Исследование проведено 22-25 февраля 2008 года Аналитическим Центром Юрия Левады (Левада-Центр) по выборке, репрезентативной для взрослого населения страны. Опросу подверглись 1600 россиян. Исследование приводится в процентах от числа опрошенных вместе с аналогичными данными более ранних опросов. Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.

ства. Пятая группа ожиданий была актуальна для 25% населения: укрепление порядка и законности, борьба с преступностью.

Первая группа ожиданий накануне избрания Д.А. Медведева Президентом России была актуальна для 66% населения: снижение цен, государственный контроль над ценами. Вторая группа ожиданий была актуальна для 55% населения: индексация зарплат, пенсии, вкладов в соответствии с ростом цен. Третья группа была актуальна для 51% населения: борьба с коррупцией, расхищением государственной собственности. Четвертая группа ожиданий была актуальна для 47% населения: рост промышленного производства. Пятая группа ожиданий была актуальна для 39% населения: укрепление порядка и законности, борьба с преступностью.

Остановим свое внимание на первых трех по актуальности группах ожиданий населения от каждого из Президентов РФ и на основе анализа текстов выступлений покажем характер риторики, действий и решений, направленных на оправдание ожиданий населения.

В.В. Путин

(вступил повторно в должность 7 мая 2004 г.)

I. Повышение уровня благосостояния, рост доходов населения

26 мая 2004 г. Президент обратился с Посланием Федеральному Собранию РФ, в котором были подведены итоги социально-экономического и политического развития, а также намечены основные направления развития государства.

Главное отличие данного Послания заключается в том, что впервые Президент РФ выступает, обращаясь к гражданам, акцентируя внимание на тех проблемах, которые затрагивают «практически каждого гражданина, каждую российскую семью» [8]. Уже в самом начале своего выступления Президент определяет цели: «Это - высокий уровень жизни в стране, жизни - безопасной, свободной и комфортной. Это - зрелая демократия и развитое гражданское общество. Это - укрепление позиций России в мире, а главное - значимый рост благосостояния граждан» [8]. Президент подчеркивает недовольство существующим уровнем жизни людей.

Среди наиболее актуальных задач было выделены: обеспечение граждан доступным жильем, модернизация здравоохранения, развитие отечественного образования, развитие транспортной инфраструктуры. Рассматривая подробно каждую из задач, Президент определяет ориентиры, по которым необходимо двигаться.

II. Снижение цен, государственный контроль над ценами

5 августа 2004 г. Президент проводит рабочую встречу с Министром сельского хозяйства

А. Гордеевым, где особое внимание уделяет проблеме цен на сельскохозяйственную продукцию. Он отмечает, что необходимо приложить все усилия, чтобы не допустить резких колебаний цен на зерновые культуры: «... цены на зерновые выросли в 3-4 раза. Быстрее растут, чем цены на энергоносители. Все это должно быть сопоставлено с тем, чтобы потребитель не страдал» [9]. Хотя Министр

Значимость, группа актуальности В.В. Путин, 2004 г. (% опрошенного населения) Д. А. Медведев, 2008 г. (% опрошенного населения)

I обеспечить повышение уровня благосостояния, рост доходов населения (40%) снижение цен, государственный контроль над ценами (66%)

II снижение цен, государственный контроль над ценами (34%) индексация зарплат, пенсии, вкладов в соответствии с ростом цен (55%)

III обеспечить населению спокойную жизнь, без потрясений (31%) борьба с коррупцией, расхищением государственной собственности (51%)

IV укрепление рубля, повышение курса рубля (27%); рост промышленного производства (47%)

рост промышленного производства (27%)

V укрепление порядка и законности, борьба с преступностью (25%) укрепление порядка и законности, борьба с преступностью (39%)

и заверил, что оптовые цены снижаются, однако Президент недовольно замечает: «...у Вас они, может быть, и снижены, но потребитель не очень это замечает, потому что хлебобулочные изделия в цене растут. Правда, там, насколько мне известно, всего 22 процента - цена самого зерна, но, тем не менее, это почти одна треть» [9]. Чтобы не допускать резких скачков цен, Президент предлагает «заранее позаботиться о том, чтобы использовать те механизмы, которые наработали в Правительстве, чтобы своевременно отреагировать на позитивные изменения, с точки зрения результатов деятельности самих сельхозтоваропроизводителей» [9].

III. Обеспечение населения спокойной жизнью, без потрясений

24 сентября 2004 г. на Всемирном конгрессе информационных агентств «Информация: вызовы XXI века» Президенту задают вопрос: «...куда движется Россия, то есть, если вы стоите над обрывом, что важно - развитие демократии или обеспечение безопасности и стабильности?» Президент четко отвечает, что «никакого поворота в жизни страны не будет. Россия сделала свой выбор 10 лет назад. Россия хочет быть и будет демократическим, рыночным, социальным государством... Для нас одинаково важны и демократия, и стабильность. Я уверен, что Россия сможет реализовать такой план развития, при котором она будет развиваться в условиях стабильности и демократии» [10]. Таким образом, В.В. Путин дает соответствующий сигнал российскому обществу и мировому сообществу о неизменности базовых ценностей и прогнозируемым будущим страны.

Д.А. Медведев

(вступил в должность 7 мая 2008 г.)

I. Снижение цен, государственный контроль над ценами

16 октября 2008 г. Д.А. Медведев провёл рабочую встречу с Заместителем Председателя Правительства С. Ивановым, где обсуждались проблемы роста цен на авиатопливо, предложения Правительства по поддержке российских авиакомпаний. Президент РФ назвал ситуацию с ценами на топливо «безобразной»: «Мы помним, что ещё несколько месяцев назад цена на нефть составляла 140 долларов за баррель. Сейчас цена в два раза меньше. Это никак не отразилось на ценах на керосин... Во всём мире произошло изменение цен. Причём наши компании, насколько мне известно, торгуют по месячным контрактам. Даже, исходя из этого, можно было откорректировать эти цены. Какую же нужно норму прибыли закладывать, если в этой ситуации никаких изменений не произошло?» [11]. Президент потребовал от Правительства выяснить, почему цены на нефть в России такие высокие, существует ли сговор в этой области и принять меры антимонопольного регулирования вплоть до возбуждения уголовных дел. Очевидно, что жесткость тона Президента понравилась миллионам россиянам, обеспокоенным ростом цены на бензин, керосин, дизтопливо.

II. Индексация зарплат, пенсии, вкладов в соответствии с ростом цен

24 декабря 2008 г. Президент дает интервью ведущим российским телеканалам, где представители телекомпаний выступают не только как журналисты, но и как эксперты в области самых актуальных тем в обществе. Среди различных острых вопросов Д.А. Медведева просят назвать его приоритеты, где Президент отмечает, что высшим приоритетом является «необходимость создания более комфортной, более полноценной жизни для наших людей» [12]. Далее Президент подчеркивает, что, «даже несмотря на трудности, мы в этом году планируем, скажем, увеличение пенсий на 19 процентов, в следующем году пенсии вырастут в среднем на 37 процентов, в 2010 году предполагается 50-процентный рост пенсий. Почему я говорю об этом? Потому что даже в условиях текущих экономических сложностей мы должны прежде всего думать об исполнении социальных обязательств. То же самое касается минимальной заработной платы, которая будет по-новому устанавливаться и которая будет исчисляться иначе, она теперь будет по сумме более чем 4 тысяч рублей. То же самое касается исполнения наших обязательств в демографической сфере, наших обязательств перед нашими малыми предпринимателями. Все эти задачи сейчас должны будут реализовываться, но, естественно, с учётом той коррекции, которая связана с текущей экономической жизнью. Приоритет номер один - социальная поддержка населения. Нет ничего важнее для властей сегодня» [12].

III. Борьба с коррупцией, расхищением государственной собственности

Тему борьбы с коррупцией будущий Президент неоднократно поднимал еще тогда, когда был лишь кандидатом на пост главы государства. Уже 19 мая 2008 г. Президент проводит специальное совещание по проблемам противодействия коррупции, где заявляет, что «коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ». Президент предлагает национальный план противодействия коррупции, который должен включать в себя минимум три раздела: первый - это модернизация законодательства в этой сфере; вторая часть -это меры по противодействию коррупции и профилактике коррупции в экономической, социальной сферах, создание системы стимулов к антикоррупционному поведению; третья часть - это правовое просвещение, оценка со стороны общества тех явлений, которые в этой сфере присутствуют [13].

Анализ текстов выступлений Президентов показал, что используется любой информационный случай для демонстрации усилий лидера в решении социально значимых проблем, при этом, как правило, показывается его личностное, порой эмоциональное отношение. Положительный имидж Президента РФ имеет очень четко выраженный социальный аспект. При этом можно выявить некоторые личностные особенности, в частности, умение

В.В.Путина ваять имидж отзывчивого лидера, используя разнообразные формы и методы.

Таким образом, видим, что уже в первые месяцы после президентских выборов 2004 г. и

2008 г. Президенты постоянно озвучивали решение тех проблем, которые беспокоили российское общество, подчеркивая верность своим предвыборным обещаниям. Использовались различные формы взаимодействия с обществом, элитами (встречи, совещания, интервью, выступления и т.п.), на которых Президенты определяли свою позицию, принимали политические решения и действия по преодолению данных проблем.

Своевременные выступления государственного лидера, принимаемые им решения и действия по вопросам, беспокоящим общество, предопределяют благоприятное отношение населения к Президенту, повышается уровень одобрения его деятельности [14]. В глазах россиян портрет Президента начинает складываться из положительных качеств.

В марте 2012 г. состоялись очередные президентские выборы, в результате которых более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, набрал В.В. Путин [15]. Если также обратиться к ожиданиям населения, то от нынешнего Президента ожидают, в первую очередь2: вернуть России статус великой уважаемой державы (57%), обеспечить укрепление закона и порядка (52%) и обеспечить справедливое распределение доходов в интересах простых людей (49%) [16]. Безусловно, пока рано говорить о том, насколько «новый старый» лидер оправдает надежды населения и упрочит свой рейтинг популярности на высокой отметке в течение всего президентского срока. Однако согласно опросам ВЦИОМ, большинство обещаний В.В. Путина, данных им в предвыборной борьбе, кажутся избирателям вполне реалистичными и заслуживающими поддержки [17].

Литература

1. Т.Р. Дай, Л.Х. Зиглер, Демократия для элиты (Введение в американскую политику): Пер. с англ. «Юридическая литература», Москва, 1984, С. 188-189.

2. Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман и И.Е. Минтусова, Политическое консультирование. Никколо-Медиа, Москва, 2002, изд. 2-е. 471 с.

3. Л.И. Хайруллина, Президент Российской Федерации в информационном поле российских СМИ (по результатам контент-анализа), Вестник Казанского технологического университета, 14, 11, 220-227 (2011).

4. Д.В. Тихонов, Создание политических мифов в предвыборной кампании на страницах региональной печати (сравнительный анализ), Вестник Казанского технологического университета, 5, 189 (2006).

5. Д.В. Осипов, А.Б. Михайлов, Влияние глобализации мировой экономики на развитие Республики Татарстан и России, Вестник Казанского технологического университета, 14, 7, 225 (2011).

6. Г.Г. Почепцов, Имиджелогия. Рефл-бук, Москва, 2000,

С. 544.

7. Ожидания от Президента: 2000 - 2004 - 2008 // Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) (http://www.levada.ru/press/2008030406.html).

8. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года // Президент России (http://archive.kremlin.ru/appears/2004/05/26/0003_type633 72type63374type82634_71501.shtml).

9. Начало встречи с Министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым 5 августа 2004 года // Президент России

(http://archive.kremlin.ru/appears/2004/08/05/0000_type633

78_75149^Йт!).

10. Ответы на вопросы на Всемирном конгрессе информационных агентств «Информация: вызовы XXI века» 24 сентября 2004 года // Президент России (http://archive.kremlin.ru/text/appears/2004/09/77326.shtml)

11. Начало рабочей встречи с Заместителем Председателя Правительства Сергеем Ивановым 16 октября 2008 года // Президент России (http://archive.kremlin.ru/appears/2008/10/16/2206_type633 78_207922^Ш).

12. Интервью ведущим российским телеканалам 24 декабря 2008 года // Президент России (http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/12/210963.shtm і).

13. Вступительное слово на совещании по проблемам

противодействия коррупции 19 мая 2008 года // Президент России

(http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/05/200940.shtm і).

14. К.С. Идиатуллина, Л.И. Хайруллина, Президент Российской Федерации в зеркале общественного мнения, Вестник экономики, права и социологии, 2, 208-213 (2011).

15. О результатах выборов Президента Российской Фе-

дерации // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

(http://cikrf.ru/law/decree_of_cec/2012/03/07/Zp12893.html ).

16. За какого политика готовы проголосовать россияне и чего ожидают от выборов: пресс-выпуск от 02.02.2012 // Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр). (http://www.levada.ru/02-02-2012/za-kakogo-politika-gotovy-progolosovat-rossiyane-i-chego-ozhidayut-ot-vyborov).

17. Предвыборные обещания В. Путина: Привлекательные? Реалистичные? Пресс-выпуск №1982 от 21.03.2012 // Еженедельный опрос «Омнибус ВЦИОМ» (http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=1126l7).

© Л. И. Хайруллина - соиск. каф. государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ, ИЬі-liyai@mail.ru.

2

Опрос был проведен 20-23 января 2012 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны.

19б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.