Научная статья на тему 'Выступление на пленарном заседании VII Конвента рами'

Выступление на пленарном заседании VII Конвента рами Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
77
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выступление на пленарном заседании VII Конвента рами»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Выступление замминистра иностранных дел России С.А. Рябкова на VII Конвенте РАМИ

Уважаемый Анатолий Васильевич,

Уважаемые дамы и господа!

Прежде всего хотел бы поздравить участников открытия очередного, уже седьмого Конвента Российской ассоциации международных исследований и передать вам теплый привет и наилучшие пожелания от С.В. Лаврова, который по поручению Президента В.В. Путина находится сейчас в Нью-Йорке во главе российской делегации на 67-й сессии ГА ООН.

Российская политологическая школа по праву пользуется авторитетом и уважением в международном научном сообществе. Отрадно, что наши эксперты не боятся брать в проработку сложные, многокомпонентные темы. Такие, как, например, тема вашей нынешней встречи - «Ресурсы модернизации: возможности и пределы международного контекста». Актуальность ее трудно переоценить: вся наша внешняя политика нацелена на создание благоприятных внешних условий для динамичного развития нашей страны, перевода ее экономики на инновационный путь.

Сегодня мы являемся свидетелями начала переходного этапа в мировом развитии, что сопровождается радикальными изменениями геополитического ландшафта. Этот тезис выделил президент

В.В. Путин в выступлении на совещании послов и постпредов Российской Федерации в июле нынешнего года. Глубокие трансформации на мировой арене сопровождаются турбулентностью в сферах экономики, политики, в целом в международных отношениях - на глобальном и региональном уровнях. По сути, речь может идти не только об определении основных параметров мироустройства XXI века, но и об очередной смене исторических эпох. Этот процесс идет неровно, противоречиво, характеризуется элементами неопределенности и напряженности.

По-прежнему лихорадит мировую экономику, структурные проблемы которой до сих пор не решены, продолжается накопление кризисных элементов. Сползание еврозоны в рецессию и ее долговые неурядицы - лишь верхушка айсберга.

На наших глазах формируется новая поли-центричная система международных отношений. Не вызывает сомнений, что в XXI веке их судьбы не смогут определять ни какое-то одно, пусть даже самое мощное, государство, ни противостоящие друг другу военно-политические блоки, как это было в период «холодной войны», ни даже узкий концерт «избранных» стран и центров мирового влияния. Речь идет о том, чтобы построить справедливую демократическую и устойчивую, в идеале - саморегулирующуюся систему международных отношений.

Подтверждением этому является отмечаемое всеми перераспределение баланса сил в глобальном масштабе, включая повышение экономического веса и политического влияния Азиатско-Тихоокеанского региона. Процессы региональной интеграции, последовательного укрепления международных позиций характерны для Латинской Америки.

В целом речь идет о завершении многовековой эпохи доминирования Запада в мировых делах. При этом, как подчеркивал Президент России, системный кризис, переживаемый ведущими центрами западного мира, не вызывает у нас злорадства. Ведь Евросоюз - наш ведущий торгово-экономический партнер, да и в культурно-цивилизационном плане Россия является одной из ветвей европейской цивилизации.

Суть в том, что нашим западным партнерам не следует поддаваться искушению и пытаться затормозить объективные процессы изменения глобального баланса с опорой в том числе на силовые методы, не стоит гнаться за иллюзией абсолютной неуязвимости. Серьезные опасения вызывают рецидивы односторонних действий, попытки ряда государств навязать другим свою шкалу ценностей, добиться для себя геополитических преимуществ, вмешиваясь во внутригосударственные конфликты, действуя в обход международного права и устоявшихся форматов принятия решений.

На днях началась общеполитическая дискуссия на 67-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. И в ходе работы

Международные отношения

нашей делегации на сессии, и в дальнейшем мы будем решительно противодействовать попыткам нарушать Устав ООН, в котором заложены принципы коллективного управления международными отношениями, утверждения полицентричного мироустройства при уважении суверенитета и равенства всех государств, их территориальной целостности, решении любых проблем через переговоры, без вмешательства извне. Именно они составляют фундамент современного международного права. Последовательное утверждение верховенства права в мировых делах является одним из ключевых приоритетов нашей дипломатии. Твердо убеждены, что уважение принципов демократии и верховенства права должно быть обеспечено на международной арене точно так же, как и внутри государств.

В противном случае в мире усилятся риски сползания к хаосу и неуправляемости. Отсюда -наша настойчивость в урегулировании существующих проблем на основе принципа равной и неделимой безопасности, который сегодня приобретает универсальный характер, в продвижении объединительной, позитивной повестки дня в международных отношениях.

Хотел бы подчеркнуть, что в период серьезных испытаний, через которые проходят сейчас международные отношения, Россия не только сталкивается с опасностями, но и открывает для себя новые возможности. Объективно более востребованной становится стабилизирующая, уравновешивающая роль нашей страны в современном мире. Самостоятельность, независимость внешней политики России - это наша историческая традиция и одновременно наше достояние, позволяющее эффективно способствовать укреплению международной стабильности.

Сегодня все члены мирового сообщества сталкиваются с общими глобальными вызовами, среди которых - опасность распространения оружия массового уничтожения, международный терроризм, организованная преступность, наркотрафик, пиратство, изменение климата, незаконная миграция, природные и техногенные катастрофы, нехватка продовольствия, массовые эпидемии - и это далеко не полный перечень. Все эти проблемы имеют трансграничный характер, затрагивают интересы всех государств и требуют выработки сбалансированной стратегии их решения и слаженной совместной работы. Все более востребована сетевая дипломатия, предполагающая формирование гибких, взаимопересекающихся объединений на основе совпадающих интересов.

Убеждены, вне рамок солидарных, скоординированных усилий решения имеющихся проблем выработать не удастся. Ответы на общие для всех угрозы могут быть найдены только на пути подлинного партнерства, на равноправной, взаимоуважи-тельной основе и при учете интересов и озабоченностей друг друга. Россия настроена идти далеко вперед в развитии глубокого, долгосрочного и многопланового сотрудничества в наших отношениях с другими странами. Настолько далеко, насколько к этому готовы наши партнеры.

Россия последовательно встраивается в глобальные процессы. Новые возможности появляются с вступлением нашей страны в ВТО, а в перспективе - и в ОЭСР. Набирает обороты, особенно на фоне многолетней пробуксовки Дохийского раунда, работа по созданию двусторонних зон свободной торговли с целым рядом стран.

Исходим из того, что Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана, а с 2015 г. и Евразийский экономический союз внесут заметный вклад в решение задачи обеспечения устойчивого развития и на пространстве СНГ и в соседних регионах. Вообще, углубление интеграционных процессов на пространстве Содружества - курс, рассчитанный на стратегическую перспективу и отражающий объективные тенденции эпохи глобализации, включая укрепление роли региональных объединений. У создаваемого нами интеграционного механизма имеются все основания стать связующим звеном между АТР и Европейским союзом. В силе предложение российского руководства о построении единого рынка от Атлантики до Тихого океана с триллионными объемами торговли.

Одна из ключевых особенностей современного мира, способствующих становлению по-лицентричного мироустройства - повышение значения фактора культурно-цивилизационного многообразия. Сегодня предотвращение межцивилизационных разломов является одной из приоритетных задач в международных отношениях. Все больше укрепляется понимание того, что императивом является гармонизация международных отношений, опирающаяся на сближение и взаимопроникновение культур и экономик, своего рода управление плюрализмом современного мира.

Россия заинтересована в том, чтобы новая архитектура безопасности и сотрудничества - как в Евро-Атлантике, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе и других районах мира - была справедливой и устойчивой, опиралась на внеблоко-вые начала, взаимодействие ведущих государств и интеграционных объединений, предоставляла возможности для развития широкой международной кооперации на основе равноправия и взаимной выгоды. Наши усилия на пространстве СНГ в формате «Группы двадцати», «Группы восьми», БРИКС, ШОС - примеры такой взвешенной и ответственной линии.

Свое отражение признание роли нашей страны в мире находит в председательстве России в различных международных форматах - в АТЭС в нынешнем году, в «Группе двадцати» - в будущем, в «Группе восьми» в 2014 году. В 2015 году мы будем председательствовать в Шанхайской организации сотрудничества и в объединении БРИКС. Это, несомненно, одно из свидетельств укрепления международных позиций России.

Удовлетворены результатами состоявшегося в начале месяца во Владивостоке саммита форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» - ведущего экономического

С.А. Рябков

объединения Азиатско-Тихоокеанского региона. Удалось заложить прочную основу для последующей работы по углублению интеграционного сотрудничества, развитию торговли и инвестиций, транспортной инфраструктуры, обеспечению продовольственной безопасности.

Рассматриваем это как продолжение встраивания в региональные интеграционные процессы, продвижения плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества с государствами АТР. Главная цель наших усилий - создание необходимых внешних условий для модернизации и инновационного развития нашей страны, в том числе социально-экономического подъема Сибири и Дальнего Востока.

Одной из важнейших тем международной повестки дня сегодня стала ситуация в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Кардинальные, болезненные сдвиги, которые там происходят, будут ощущаться еще длительное время. А результаты урегулирования кризисных ситуаций, в первую очередь - в Сирии, окажут серьезное влияние на процессы формирования нового мироустройства.

Попытки искать пути решения кризиса в Сирии вне рамок Совета Безопасности ООН имели бы самые деструктивные и опасные последствия как для Сирии, так и для региона Ближнего Востока, а в конечном итоге - и всего современного мирового правопорядка. Подлинное урегулирование достижимо лишь посредством переговоров и поиска компромиссов, учитывающих интересы всех конфессий и групп сирийского общества. Реализация «ливийской модели» - тупиковый путь. Исходим из того, что задача международного сообщества - не поддержка одной из сторон внутреннего конфликта и не осуществление операций по смене режимов, а прекращение любого насилия и содействие началу инклюзивного диалога с целью выхода на компромиссное решение о необходимых политических реформах. Другими словами, все основные международные игроки, имеющие отношение к сирийскому кризису, должны «навалиться» на все воюющие стороны, чтобы побудить их сесть за стол переговоров и определить будущие параметры своего государства. Считаем важным, чтобы все выполняли обязательства, вытекающие из принятых на основе консенсуса решений - соответствующих резолюций СБ ООН, плана К. Аннана, Женевского коммюнике «Группы действий».

Что касается ссылок на концепцию «ответственности по защите», то в итоговом документе «Саммита-2005» говорится о главной ответственности государств за защиту своего населения, а международное содействие должно носить мирный характер. Применение военной силы может быть оправданным только в крайних случаях и исключительно с санкции СБ ООН. Важно при этом отметить, что дискуссия в ООН по содержанию данной концепции далека от завершения, и не следует выдавать ее вольные интерпретации за коллективное мнение мирового сообщества.

Разумеется, искренне заинтересованы, чтобы ближневосточные страны развивались по предсказуемому демократическому пути, хотим видеть их стабильными и процветающими. Исходим из того, что наращивание всестороннего сотрудничества отвечает нашим общим интересам.

Активный и созидательный курс нашей дипломатии пользуется поддержкой руководства и населения страны. 7 мая Президент В.В. Путин подписал Указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». В нем в концентрированном виде изложены основные задачи во внешнеполитической сфере. Их системное обобщение должно найти отражение в обновленной Концепции внешней политики Российской Федерации, проект которой до декабря нынешнего года поручено подготовить МИД.

Хотел бы подчеркнуть - речь идет именно о новой редакции, а не о кардинальной ревизии этого концептуального внешнеполитического документа. Преемственность российской внешнеполитической философии в полной мере сохраняется. В основе нашего внешнеполитического курса будут и впредь лежать ключевые принципы, доказавшие свою востребованность и универсальный характер - прагматизм, открытость, мно-говекторность, последовательное, но без сползания к конфронтации продвижение национальных интересов.

В то же время в обновленной редакции Концепции будут учтены новые мировые тенденции, стремительные изменения, происходящие в международных отношениях. Акцент будет сделан и на том, чтобы энергичнее использовать наряду с традиционными все современные методы дипломатической работы, включая более последовательное продвижение экономических интересов государства и бизнеса, задействование механизмов «мягкой силы», информационное сопровождение внешней политики. Среди наших приоритетов будут обеспечение эффективной защиты прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, расширение российского культурного присутствия и укрепление позиций русского языка в мире.

В последнее время существенно укрепляется взаимодействие Министерства иностранных дел с академическими кругами, экспертным сообществом, институтами гражданского общества. Убеждены, что это способствует более четкому и обоснованному уточнению наших внешнеполитических приоритетов, обеспечению соответствия внешнеполитического курса России интересам наших граждан. Тесное сотрудничество МИД России с МГИМО(У) является составной частью этих усилий.

Желаю очередному Конвенту РАМИ успешной, плодотворной работы, на результаты которой, уверен, мы сможем опереться в своей деятельности.

Благодарю за внимание.

Riabkov S.A. Speech at the Plenary Session of the 7th Convention of RISA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.