Научная статья на тему 'Выступление на Педагогической ассамблее'

Выступление на Педагогической ассамблее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОД УЧИТЕЛЯ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурсенко Андрей Александрович

В статье представлен текст выступления министра образования и науки Российской Федерации Фурсенко А. А. на открытии Педагогической ассамблеи, посвященной Году учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выступление на Педагогической ассамблее»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Дорогие друзья!

Я очень рад, что вижу здесь довольно много знакомых людей. Я думаю, все согласятся, что в нашей жизни должны быть праздники, и такая встреча, она, конечно, рабочая, но все-таки она праздничная. К нам приехал Президент, это еще раз говорит о том уважении, внимании, которое проявляет руководство страны к учителю, к учительскому труду. Я думаю, что нам есть о чем поговорить, какие вопросы поставить. Мы хорошо знаем, что в нашей жизни не все так благостно, как хотелось бы, хотя средняя зарплата все-таки не восемь, как сказал Виктор Антонович Садовничий, а

А. А. Фурсенко,

министр образования и науки Российской Федерации

двенадцать тысяч, но и это недостаточно, надо зарплату повышать. Если говорить о зарплате, для нас главный критерий — зарплата учителя в регионе не должна быть ниже средней зарплаты в экономике в данном регионе. Я думаю, это главный критерий. Тогда это хорошая стартовая позиция, и с этой стартовой позиции хорошие учителя должны получать больше, а, как было сказано (не могу с этим не согласиться), плохим учителям в школе не место.

Мы работаем в очень сложных условиях мощного демографического спада. Уважаемые коллеги, мы об этом должны помнить, думать, мы должны понимать, что с каждым годом количество выпускников

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ

школ уменьшается, это будет продолжаться до 2012 г. Какое-то время количество ребят, которые будут заканчивать школу, будет недостаточно для того, чтобы обеспечить нужды экономики, хороший конкурс в высшую школу, в том числе в педагогические вузы. Может быть, одна из задач, которая стоит перед педвузами (я вижу здесь уважаемых мною ректоров педагогических вузов), — это обеспечить должную мотивацию ребят, привлекать их к этой, на мой взгляд, очень интересной работе.

Я полностью поддерживаю Виктора Антоновича в том, что у нас появилась еще одна возможность: если раньше ребята приезжали сдавать экзамены, заполняли общежития, то сейчас сдают ЕГЭ, летом общежития не так нужны, давайте используем эту замечательную возможность для того, чтобы лучшие вузы страны имели возможность обеспечить повышение квалификации наших учителей.

Я помню, как недавно ушедший от нас лауреат Нобелевской премии Виталий Владимирович Гинзбург говорил, что принципиально важно, чтобы ведущие ученые шли в школу, а если они не хотят идти в школу, значит, они просто лентяи. Он был человек резкий, но говорил, наверное, правильно. Предложение Виктора Антоновича, вероятно, полностью разделяется и ректорами ряда других ведущих вузов страны, я думаю, что и Людмила Алексеевна Вербицкая, и Николай Михайлович Кропачев, и другие ректоры это поддержат. Создать такие курсы в ведущих вузах страны — это еще и очень мощный стимул для учителей в плане агитации ребят для поступления в эти вузы. Вузы должны идти в школу, это абсолютно необходимо. Это еще и вопрос сохранения наших вузов. Конкуренция обостряется, количество абитуриентов будет уменьшаться. Я называл цифру, могу назвать еще раз, она никого из нас не радует, мы должны ее очень четко осознавать, я думаю, что через три-четыре года количество студентов в России уменьшится примерно вдвое, потому что демография ничего другого нам не позволит. Надо, чтобы студенты шли в

лучшие вузы, чтобы среди этих лучших вузов были вузы, которые учат учителей. Мне очень важно, чтобы вы разделяли эти позиции, чтобы результатом нашей встречи были практические шаги в этом направлении.

Я успел получить записку от одного учителя с вопросом, почему не поощряют учителей, в классах которых не 25 человек, а гораздо больше, 35. Уважаемые коллеги, школа, класс — это очень тонкий, сбалансированный институт. Мало школьников — плохо, много школьников — тоже не очень здорово. Мы все законопослушные люди, мы помним, что в «Санитарных правилах и нормах» написано, что в классе не должно быть более 25 учеников. Поэтому, я думаю, было бы неправильно толкать органы образования на то, чтобы они поощряли нарушение норм и законов. Я понимаю, что есть школы и есть классы, в которые рвутся родители, школьники, тем не менее, есть нормы. Выхода тут два: либо добиваться пересмотра этих норм (я не думаю, что во всех случаях это целесообразно), либо их выполнять. Это касается целого ряда других направлений.

Вчера Президент (до того, как прилететь в Санкт-Петербург) проводил совещание в Липецке по поводу технических регламентов, стандартов; поднимался вопрос и о стандартах, требованиях, которые предъявляются к оборудованию, обустройству школ, к тому, как должны быть покрашены стены, как должны быть выложены полы. Требования санитарных служб зачастую противоречат требованиям пожарных служб. Президент сказал, что он просит обратить на это особое внимание, по крайней мере, не ставить в сложное положение учителей, директоров школ, а на уровне служб согласовать требования так, чтобы они были исполнимы и чтобы учитель, директор школы не превращались в заложников тех или иных контролирующих органов.

Я думаю, что мы должны в министерстве вместе с нашими коллегами из других ведомств эти вопросы согласовать, чтобы следующая подготовка к 1 сентября велась

не под прессом противоречивых требований. То, что требования — жесткие, это правильно, но то, что они противоречивы, — конечно, абсолютно не годится.

И последнее. Я выступаю, как-то реагируя на то, что прозвучало сегодня, это промежуточное выступление. Я считаю, что задал тон проведению Года учителя Президент, к этому мне добавить нечего, там четко сформулированы все задачи, а вот что касается исполнения поручений Президента, то это возможно только в том случае, если мы будем находиться в постоянном обсуждении, конструктивной дискуссии по поводу того, что происходит в школе и что надо в школе метать. Я очень рассчитываю, что стимулом этих дискуссий будут не только и не столько какие-то негативные или «жареные» события. Мы можем обсуждать то, что происходит в школе, без эпатажа, без каких-то скандальных публикаций, передач. Мне кажется, что на самом деле школа сегодня вызывает настолько большой интерес у общества, что этого достаточно для того, чтобы вести постоянное и достаточно конструктивное обсуждение того, что происходит в нашем образовании. Пример такого обсуждения, по-моему, мы имеем сегодня на Педагогической ассамблее. Очень важно, чтобы это не осталось кулуарным, в рамках встреч очень серьезной квалифицированной элиты педагогического образования, людей, которые имеют отношение к образованию, а чтобы

Выступление А. А. Фурсенко

это сохранялось как всенародный интерес к тому, как должно развиваться наше образование.

Я думаю, несмотря на то, что мы никогда не будем довольны тем, как обстоят дела в нашем образовании, что мы всегда будем испытывать чувство неудовлетворения, что мы всегда будем хотеть большего, тем не менее, те сдвиги, которые произошли за последние несколько лет, о которых говорили сегодня с этой трибуны, — это не желание сказать что-то приятное Президенту страны или друг другу, а это, действительно, фиксация того, что происходит в этой сфере. Я считаю, это сегодня очень четко сформулировал Дмитрий Анатольевич: это начало пути. Давайте мы друг другу пожелаем, чтобы этот путь был хорошим, но не без препятствий, потому что если чистая, ровная дорога (вы знаете, что на ровной дороге даже водители засыпают), то это может привести к катастрофе, дорога должна быть с определенными препятствиями, их надо преодолевать. Тогда через какое-то время мы встретимся и скажем, что еще один этап пройден, мы добились определенного результата, но, конечно, это только промежуток, а может быть, и начало чего-то гораздо более интересного и гораздо более достойного.

Я вас благодарю за то, что мы все собрались вместе, желаю всего самого лучшего и в Год учителя, и в Век образования.

Спасибо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.