Научная статья на тему 'ВЫСТАВОЧНАЯ ИСТОРИЯ О СТРАНЕ УДЭХЕ В ДОМЕ-МУЗЕЕ В.К. АРСЕНЬЕВА'

ВЫСТАВОЧНАЯ ИСТОРИЯ О СТРАНЕ УДЭХЕ В ДОМЕ-МУЗЕЕ В.К. АРСЕНЬЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. К. АРСЕНЬЕВ / МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ / КОНЦЕПЦИЯ / КУЛЬТУРА УДЭГЕЙЦЕВ / ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кавецкая Вера Вячеславовна

2022 год объявлен Президентом Российской Федерации годом Владимира Клавдиевича Арсеньева, выдающегося путешественника и исследователя Уссурийского края. Статья знакомит с концептуальной идеей выставочного проекта «Страна удэхе: Природа, Люди, Духи, Наследники», приуроченного к юбилейной дате и реализуемого в 2021-22 гг. на площадке Мемориального дома-музея В. К. Арсеньева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXHIBITION HISTORY OF THE COUNTRY OF UDECH IN THE HOUSE-MUSEUM OF V.K. ARSENYEV

2022 is declared by the President of the Russian Federation the year of Vladimir Klavdievich Arsenyev, an outstanding traveler and researcher of the Ussuri Territory. The article introduces the conceptual idea of the exhibition project «Udehe Country: Nature, People, Spirits, Heirs», dedicated to the anniversary date and implemented in 2021-22. on the site of the Memorial House-Museum V. K. Arsenyev

Текст научной работы на тему «ВЫСТАВОЧНАЯ ИСТОРИЯ О СТРАНЕ УДЭХЕ В ДОМЕ-МУЗЕЕ В.К. АРСЕНЬЕВА»

CNF УДК 069 ББК 79

DOI 10.34685/HI.2022.37.2.012

ВЫСТАВОЧНАЯ ИСТОРИЯ О СТРАНЕ УДЭХЕ В ДОМЕ-МУЗЕЕ В.К. АРСЕНЬЕВА

Кавецкая Вера Вячеславовна,

начальник отдела исследований, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева», ул. Светланская, 20, г. Владивосток,690090, veravmuseum@mail.ru

Аннотация

2022 год объявлен Президентом Российской Федерации годом Владимира Клавдиеви-ча Арсеньева, выдающегося путешественника и исследователя Уссурийского края. Статья знакомит с концептуальной идеей выставочного проекта «Страна удэхе: Природа, Люди, Духи, Наследники», приуроченного к юбилейной дате и реализуемого в 2021-22 гг. на площадке Мемориального дома-музея В. К. Арсеньева.

Ключевые слова

В. К. Арсеньев, музейная экспозиция, выставочный проект, концепция, культура удэгейцев, этнографическое наследие.

Музеи России сегодня решают судьбоносные задачи, определяя траекторию развития в современном мире, требующем от культурных институций как выполнения социального назначения, так и самообеспечения деятельности путем увеличения способов привлечения посетителей в условиях плотной конкурентной среды досуговой сферы.

В результате комплексного социологического исследования по проблемам и перспективам развития музеев России, проведенного в 2018 г., экспертное сообщество отметило «необходимость изменений как взаимодействия музеев с внешним миром, так и системы внутренних коммуникаций», а также «расхождение в понимании основной роли и миссии музея для общества», проявившееся в двух основных позициях: 1 .Миссия — «сохранение культурно-исторического наследия и приобщение к нему современного человека, эстетическое воспитание общества»; 2. Миссия — «привлечение внимания общества к социально значимым темам, создание соци-

альных резонансов и осуществление социальной коммуникации»1. Иными словами, нацеленность на прошлое или настоящее и будущее. Понимание того, что эти позиции не всегда противостоят друг другу, что наследие и наследование неразрывно связаны в канве развития культуры, легло в основу концепции, о которой пойдет речь в данной статье.

Эра визуальной культуры признает актуальными выставочные проекты, для которых характерна смысловая вариативность и интерпретационная открытость, побуждающие музейных посетителей занимать активную позицию по отношению к предъявленному и вовлекающие в творческое взаимодействие по его осмыс-

1 О проблемах и перспективах развития музейного дела в

РоссийскойФедерации: результаты комплексного социологического исследования:анализ мнений музейного сообщества и

населения РФ (реальных и потенциальных посетителей). М.:

Институт Наследия, 2019.-С.24.

лению. Музейщики ныне в большей мере нацелены на создание именно таких проектов. Этот настрой в последние годы захватил и дома — музеи, традиционно нацеленные на воссоздание и неизменное сохранение своего мемориального пространства. А. Н. Балаш отмечает как «общую тенденцию — постепенную трансформацию литературных музеев от музеев меморий, к центрам, в которых литературные традиции, творчество конкретного писателя и его жизненный мир представляются как источник развития региональной и национальной культуры, межкультурных взаимодействий»2.

Ярким примером поиска и оптимального на данный момент времени решения являются, на наш взгляд, концепция развития малых музеев — домов-музеев в составе Третьяковской галереи (проект «Музей по-соседству»3) и персональных музеев в составе Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля (далее — ГМИРЛИ). Малые музеи Третьяковки вписаны в контекст истории Москвы рубежа XIX и XX вв. Концепция «соседства» в основе экспозиций Домов-музеев художников Павла Корина, Василия и Апполинария Васнецовых, скульптора Анны Голубкиной открыла новые пути к актуализации хранимого ими наследия. Она также позволяет на «соседских» (близких, почти родственных) началах формировать около музейные сообщества и включать их в освоение искусствоведческого контента художественного наследия тех, чьей памяти служат малые музеи, в более широком историческом контексте городской жизни Москвы конца XIX — начала ХХ вв.

Разработчики концепции развития ГМИРЛИ приоритетом стратегии диверсификации проектной деятельности определили: комплексность реализуемых проектов, совмещающих различные мероприятия: выставочные, научные, культурные, а также их дифференциацию в соответствии со спецификой предполагаемой аудитории (возраст, уровень подготовки и т.д.)4. Учитывая, что

2 Балаш А.Н. Литературные музеи: новые дискуссии // Вопросы музеологии. 2020. Т. 11., Вып. 2. С. 162.

3 Сайт «Музеи по соседству» — URL https://www. tretyakovgallery.ru/about/projects/muzei-po-sosedstvu?special_ version=Y

4 Концепция развития Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля. 2018 - 2022 гг. C.47.

музейный посетитель «потребляет» информацию, репрезентируемую по преимуществу в форме музейных экспозиций и выставок5, авторы концепции опирались на уже наработанный опыт создания двух типов мемориальности: «персональной» и «исторической». Это способствовало преобразованию персональных мемориальных домов в исторические мемориальные площадки. «Персональное» пространство памяти повествует о личности и судьбе конкретного писателя в контексте литературной, общественной, культурной жизни его эпохи. А в «историческом» пространстве акцент делается на специфике литературной и культурной жизни эпохи, в которой жил и творил писатель6.

Рассмотрим под призмой отмеченных тенденций и музейных практик опыт экспозиционной деятельности одного из структурных подразделений Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева — Мемориального дома-музея В. К. Арсеньева. Второе название музея — «Дом путешественника Арсеньева». Это один из городских филиалов Музея истории Дальнего Востока, который с 1945 г. носит имя исследователя. Дом-музей,об основании которого было заявлено в 1978 г., открылся для посетителей 16 сентября 1997 г..Он расположен в здании, построенном в начале ХХ в. предпринимателем г. Владивостока — домовладельцем А. Ф. Жихо-вым7. В квартиру №4, на втором этаже этого небольшого дома, в июне 1929 г. вселился Владимир Клавдиевич Арсеньев с женой Маргаритой Николаевной и дочкой Наташей. Здесь 4 сентября 1930 г. по возвращении из экспедициипосле быстротечной болезни он скончался. Здесь в своем кабинете он работал над книгами, которые должны были стать итогом его научной деятельности как путешественника («Теория и практика путешествий»), археолога («Древности Уссурийского края») и этнографа («Страна удэхе»)8. Располо-

5 Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей / отв. ред. Л.И. Бородкин, А.Д. Яновский. М.:Этерна. 2015. С. 34.

6 Концепция развития Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля. 2018 - 2022 гг. С.60.

7 Дом - музей находится по адресу:г. Владивосток, ул. Ар-сеньева, 7б

8 Страна удэхе. История утраченной рукописи. / Петрук А.В., Кавецкая В.В., Егорчев И.Н. Владивосток, ПГОМ

жение комнат в квартире сохранилось таким, каким было при жизни Арсеньева: кабинет, гостиная, маленькая спальня и детская. Сохранилась часть предметов обстановки и убранства квартиры. Благодаря воспоминаниям и рисункам близких семье людей, удалось восстановить расстановку мебели в кабинете и гостиной. В объединенном пространстве спальни и детской создана экспозиция Экспедиционной комнаты, где подлинные предметы рассказывают о жизни В.К. Арсеньева, проведенной в экспедициях и рабочих поездках. Можно сказать, что второй этаж Дома — музея предстает «персональным» мемориальным пространством, по определению авторов Концепции развития ГМИРЛИ. Первый этаж Дома долгое время использовали лишь для проведения мероприятий.

Над задачей актуализации и популяризации имени и наследия путешественника, исследователя и писателя В. К. Арсеньева с помощью современных средств и методов показа музейных экспонатов сотрудники Дома Путешественника размышляли с тех пор, как музейный мир стал кардинально меняться. Поскольку «именно экспозиция осуществляет не только физическое, но и духовное хранение объектов и предметов культурного и природного наследия, обеспечивая креативный доступ к музейным ценностям для самых разных категорий посетителей»9, в период реконструкции Дома-музея к 145-летию со дня рождения исследователя (2017-2018 гг.) активно искали новые идеи для выставки на первом этаже здания. Среди предложений, на наш взгляд, был особо интересен проект о соседях Арсеньевых — рабочих завода «Металлист», расположенного рядом с домом10. В проекте отразилась нацеленность на создание «исторической» части экспозиции дома-музея.

Накануне 150-летия со дня рождения В. К. Арсеньева новая творческая команда музейщиков выбрала центральным направлением для

имени В.К. Арсеньева, ПКО РГО - ОИАК, 2018. С.7.

9 Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегиигосударственной культурной политики на период до 2030 года»: монография / Т. П. Поляков, Т. А. Зотова, Ю. В. Пустовойт, О. Ю. Нельзина, А. А. Кор-неева. М. : Институт Наследия, 2021.С.10.

10 Идею разрабатывала творческая группа Ю.А. Яроцкой,

руководившей в тот период Домом-музеем.

выставочной истории первого этажа организацию работы посетителей с наследием В. К. Арсеньева, приобщения к его освоению, а также — к вопросам сохранения культурного наследия региона. Осенью 2020 г. открылась выставка «Арсеньев. Археология», первая из цикла временных экспозиций, призванных раскрыть личность Арсеньева как многогранного исследователя. Начали новую экспозиционную линию с археологии неслучайно. Арсеньев по-особому относился к этой науке, называя ее «алчущей»11. Подлинные артефакты с мест археологических раскопок, проведенных исследователем со студентами на полуострове Песчаный (1921г.), отчет о них, фотографии, карты и научные труды по изучению древностей Уссурийского края в качестве экспонатов, а также цикл музейно-образовательных программ представили наследие Арсеньева-археолога и «кухню» его полевой работы.

Поскольку Арсеньев сам выбрал для изучения сферу музееведения со специализацией в области археологии и этнографии12, темой следующей экспозиции стало этнографическое наследие ученого. Объектом научного интереса исследователя была преимущественно культура удэгейского народа, изучением которой он занимался с 1906 года и до конца жизни. Итогом этой работы он видел книгу «Страна удэхе», которая, существуя лишь в виде рукописи, была утрачена после смерти автора и ареста его жены в 1930-е гг.

Концептуальная идея цикла выставочных проектов заключалась в том, что, несмотря на утрату книги, культура, которая описана в ней, живет в традициях удэгейцев и хранится в этнографических собраниях музеев и архивах. В.К. Арсеньев первоначально (с 1906 г.) изучал этот этнос самостоятельно, а с 1910 г. — под руководством знаменитого этнографа Л.Я. Штернберга. Завершающий этап работы над «Страной удэхе» Арсеньев проделал в своем кабинете в доме, ставшем впоследствии мемориальным домом-музеем Путешественника. Кроме того, в 1926 г. была издана брошюра В.К. Арсеньева

11 Арсеньев В.К. Археология как наука и ее роль в изучении памятников старины Дальневосточного края. 1929г. г. Владивосток (Рукопись) // Архив ОИАК. Ф. 14. Оп. 1. Д. 85.Л. 13.

12 Тарасова А.И. Владимир Клавдиевич Арсеньев. М., Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1985. С.127.

«Лесные люди удэхейцы», которую автор считал кратким изложением содержания будущей монографии «Страна удэхе»13. Эта публикация стала путеводной в создании тематической структуры выставочного цикла и разработке музейно-обра-зовательных программ в рамках его смыслового содержания. Научное изучение разных аспектов бытования культуры удэхе продолжилось в советское и постсоветское время, во многом благодаря сведениям, собранным и представленным В. К. Арсеньевым в различных публикациях, музейных коллекциях, художественных реконструкциях костюмов. Открытая Арсеньевым Страна живет в ментальном пространстве региона и страны во многом благодаря его литературным произведениям и собранным им музейным артефактам, и в реальном мире — в живой культуре этноса, основным регионом проживания которого является Приморский край. Здесь находятся два места компактного проживания удэгейцев — с. Красный Яр Пожарского района и с. Агзу Тернейского района14. В регионе действуют национальные общины и Союз коренных малочисленных народов Приморского края, возглавляемый удэгейцем В. В. Андрейцевым.

История изучения культуры удэгейского народа длится уже много лет при постоянном обращении к этнографическому наследию В. К. Арсеньева. Среди продолжателей его дела можно назвать известных этнографов С.В. Бе-резницкого, А. Ф. Старцева, В. В. Подмаскина и многих других. Музейная наука также не осталась в стороне. Путем экспедиционного пополнения музейных коллекций, общения с учеными, вводившими наследие путешественника в научный оборот, коммуникаций с информантами представала современная культура удэхе. В преддверии 150-летия В. К. Арсеньева, по мнению создателей экспозиции15, актуализации име-

13 Арсеньев В.К. Лесные люди удэхейцы. Владивосток, Книжное дело, 1926. С.3.

14 В Хабаровском крае место компактного проживая удэгейцев - с. Гвасюги района им. Лазо

15 Команда проекта: автор концептуальной идеи и разработчик проекта- В.В. Кавецкая; куратор проекта -Ю.В. Денисенко; руководитель монтажа - Н.Л. Свистов, создатели музейно-образовательных программ в рамках проекта -М.А. Солодкая, А.А. Сороколетова, художественное оформление выставки - Д. Л. Свистов (художник - волонтер) и И. В. Колесников.

ни исследователя и его наследия послужит цикл выставок об этой культуре.

Все вышеотмеченное позволило вести экспозиционный разговор, как о наследии Арсеньева-этнографа, так и об этническом достоянии удэгейцев, а также о том, как они живут в современном мире, с какими проблемами сталкиваются, и как могут содействовать друг другу. Тем самым в проекте заложена возможность реализовать два видения миссии современного музея, отмеченные в результате социологического исследования, описанного выше. Еще одним обоснованием выбора темы стало то, что в кабинете на втором этаже шла работа исследователя над рукописью книги. Стены Дома-музея хранят эту память, связующую мемориальное пространство верхней части дома с историко-культурной экспозицией, размещенной в его нижней части. Тесное переплетение Биографии и Наследия в общей Судьбе. Далее кратко изложена концепция и тематико-экспозиционная структура выставочного цикла.

Целью выставочного проекта стал рассказ о культуре удэгейцев, впервые подробно изученной и описанной В. К. Арсеньевым. Выставочной площадкой послужил единственный мемориальный дом-музей путешественника и писателя, где он провел последние годы жизни и работал над завершением своих книг. Место, где хранилась рукопись «Страна удэхе», и откуда она исчезла после ареста жены писателя в 1930-е годы. Экспозиционной площадью послужил коридор и зал первого этажа здания площадью 20 кв. м. с двумя окнами, в котором находятся три горизонтальных витрины со стеклянными колпаками, открытый шкаф, подвесные конструкции на двух стенах и медиаэкран. Выставка адресована всем категориям посетителей.

Структурно в цикл вошли четыре выставки, которые, сменяя друг друга, сохраняют преемственность повествования: I. «Страна удэхе: Природа»; 11.«Страна удэхе: Люди»; Ш.«Страна удэхе: Духи»; IV. «Страна удэхе: Наследники». Экспозиция представляет сначала пространство края с особенностями ландшафта, флорой и фауной Приморья — естественной средой, в которой жил народ удэхе, затем — жизнь людей, материальную культуру, обычаи и традиции, следом — мир духовной культуры этого народа, и, в завершении — бытование этнокультурного достояния удэхе и наследия Арсеньева в современном мире.

Выставка основана на предметах естественно-научного, вещевого, документального, изобразительного и фотографического фондов музея с привлечением архивных материалов и литературных источников (цитаты из произведений В. К. Арсеньева). Фонды музея обладают коллекциями карт, спилов деревьев, гербариев, муляжей рыб, чучел птиц, гипсовых копий следов животных, этнографическими коллекциями по материальной и духовной культуре удэгейцев. Основной метод показа — тематический. На выбор экспонатов повлияли как возможность расположения предметов в небольшом пространстве зала, так и преемственная связь предметного ряда с экспонатами каждой предыдущей выставки. Например, показ чучела и рассказ о соболе в экспозиции «Природа» продолжен в повествовании о соболином промысле и его атрибутах на выставке «Люди», а на выставке «Духи» — презентации охотничьих амулетов, изображающих духов, помогающих соболевщи-ках. Аналогично выстраивается сквозной ассоциативный предметный ряд по основным аспектам удэгейской культуры. Сопроводительные тексты к разделам выставки основаны на брошюре В. К. Арсеньева «Лесные люди удэхейцы» (1926) и содержат цитаты из нее.

Вводный раздел, расположенный в коридоре, на первой выставке был посвящен истории изучения удэгейской культуры. Он знакомил посетителей с предшественниками В. К. Арсеньева — досоветскими краеведами Н. А. Пальчевским, С. Н. Браиловским, В. П. Маргаритовым, и последователями — этнографами советского и постсоветского времени: С. В. Березницким, А. Ф. Стар-цевым, В. В. Подмаскиным, Е. В. Фадеевой и др. На второй выставке здесь располагались этнографические зарисовки художника В. А. Камовского, сделанные в с. Красный Яр в 1960-х гг..

В качестве интерактивного элемента выставки использован ростомер: на выставке «Природа» свой рост можно было сравнить с ростом обитателей Уссурийской тайги (тигром, медведем, лосем, волком, зайцем); на выставке «Люди» — с ростом В.К. Арсеньева, Дерсу Узала, средним ростом удэгейских мужчин и женщин.

В ходе работы первоначальная идея о трех выставках дополнилась еще одной временной экспозицией «Страна Удэхе: Наследники», посвященной мастерам декоративно-прикладного искусства разной этнической принадле-

жности, в чьем творчестве сохраняются и развиваются элементы традиционной культуры удэгейцев. Это позволит поразмышлять о жизненном пути культуры, ее хранителях и продолжателях. В качестве экспонатов уже на второй выставке задействованы картины удэгейского художника И. И. Дункая. На четвертой выставке будут экспонироваться, наряду с творениями удэгейских мастеров, работы русских, украинцев, нанайцев и т.д., длящих культурные традиции народа удэхе. Безусловно, «полнокровная работа выставки зависит от интенсивности проведения на ней разнообразных мероприятий (экскурсий, музейно-педагогических занятий и др.) в рамках специально подготовленной культурно-образовательной программы»16. Поэтому к каждой выставочной истории разработаны музейно-обра-зовательные интерактивные программы.

В завершении отметим, что опыт первой выставки из цикла «Страна удэхе»17, судя по откликам посетителей, свидетельствует об успешности практики совмещения мемориального, историко-экспедиционного и этнокультурного экспозиционных пространств в целях репрезентации личности и наследия В.К. Арсеньева.

Список литературы

1. Арсеньев В. К. Археология как наука и ее роль в изучении памятников старины Дальневосточного края. 1929г. г. Владивосток (Рукопись) // Архив ОИАК. Ф. 14. Оп. 1. Д. 85.Л. 13.

2. Арсеньев В.К. Лесные люди удэхейцы. -Владивосток, Книжное дело, 1926. 48 с.

3. Балаш А.Н. Литературные музеи: новые дискуссии // Вопросы музеологии. 2020. Т. 11., Вып. 2. С. 157 - 167.

4. Концепция развития Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля. 2018 - 2022 гг. - URL https://goslitmuz. ru/upload/_all_img/2018/GMIRLI%20conception. pdf (дата обращения: 31.10.2021)

16 Создание музейной выставки: методическое пособие. Казань, Национальный музей Республики Татарстан, 2018. С.23.

17 Команда проекта: автор концептуальной идеи и содержания проекта- В.В. Кавецкая; куратор проекта -Ю.В. Денисенко; руководитель монтажа - Н.Л. Свистов, разработчик музейно-образовательных программ в рамках проекта - М.А. Солодкая, художественное оформление выставки - Д.Л. Свистов (художник - волонтер) и И.В. Колесников.

5. О проблемах и перспективах развития музейного дела в Российской Федерации: результаты комплексного социологического исследования: анализ мнений музейного сообщества и населения РФ (реальных и потенциальных посетителей). М.: Институт Наследия, 2019. 282 с.

6. Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей / отв. ред. Л. И. Бородкин, А. Д. Яновский. М.: Этерна, 2015. 752 с.

7. Создание музейной выставки: методическое пособие. Казань, Национальный музей Республики Татарстан, 2018. 33 с.

8. Страна удэхе. История утраченной рукописи. / Петрук А. В., Кавецкая В. В., Егорчев И. Н. Владивосток, ПГОМ имени В. К. Арсеньева, ПКО РГО - ОИАК, 2018. 135 с.

9. Тарасова А. И. Владимир Клавдиевич Арсеньев. - М., Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1985. 344с. с ил.

10. Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»: монография / Т. П. Поляков, Т. А. Зотова, Ю. В. Пустовойт, О. Ю.Нельзина, А. А. Корнее-ва. — М. : Институт Наследия, 2021. 438 с.

EXHIBITION HISTORY OF THE COUNTRY OF UDECH IN THE HOUSE-MUSEUM OF V.K. ARSENYEV

Kavetskaya Vera Vyacheslavovna,

Head of Research Department, Federal State Budgetary Institution of Culture «Museum of the History of the Far East named after V.K. Arsenyev»

Svetlanskaya St., 20, Vladivostok, 690090, veravmuseum@mail.ru

Abstract

2022 is declared by the President of the Russian Federation the year of Vladimir Klavdievich Arsenyev, an outstanding traveler and researcher of the Ussuri Territory. The article introduces the conceptual idea of the exhibition project «Udehe Country: Nature, People, Spirits, Heirs», dedicated to the anniversary date and implemented in 2021-22. on the site of the Memorial House-Museum V. K. Arsenyev.

Keywords

V. K. Arsenyev, museum exposition, exhibition project, concept, culture of Udegeitsev, ethnographic heritage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.