Научная статья на тему 'Выставки как уникальный маркетинговый инструмент'

Выставки как уникальный маркетинговый инструмент Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1362
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXHIBITION AND FAIR ACTIVITY / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / MARKETING RESEARCH / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудряшова Ольга Андреевна

В статье анализируется выставочная деятельность как инструмент маркетинга. Автор проводит идею о том, что выставки эффективны для максимизации коммуникаций и проведения маркетинговых исследований в области конкуренции, ценообразования, товарной политики, рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exhibitions as a Unique Marketing Tool

The article analyzes the exhibition activities as a marketing tool. The author gives the idea that exhibitions are effective in maximizing communications and doing marketing research in the field of competition, pricing, product policy and advertising.

Текст научной работы на тему «Выставки как уникальный маркетинговый инструмент»

Кудряшова Ольга Андреевна

аспирантка факультета маркетинга,

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

г. Москва

0lya_1011@mail.ru

выставки как уникальный

маркетинговый инструмент

_Аннотация

В статье анализируется выставочная деятельность как инструмент маркетинга. Автор проводит идею о том, что выставки эффективны для максимизации коммуникаций и проведения маркетинговых исследований в области конкуренции, ценообразования, товарной политики, рекламы.

Ключевые слова: выставочно-ярмарочная деятельность, маркетинговые исследования, коммуникации

Многие предприниматели пользуются условиями выставки, чтобы активизировать клиентские отношения путем проведения в рамках выставки семинаров, показов, мастер-классов и конференций. В основном это касается презентаций новых товаров, технологий и услуг. Например, на выставке Ва11та1-Мо$Ьи11С каждый год проходит около 30 таких мероприятий за 5 дней работы. По материалам опроса, проведенного в мае 2011 г. (2) можно сформулировать основные преимущества выставки, заявленные респондентами: - выставка является более интенсивным и действенным информационным каналом, причем, его эффективность и экономичность возрастают при сужении специализации выставки;

- выставка является самым убедительным информационным поводом для использования инструментов Р13, рекламы, промо-акций;

- Р1}-составляющая выставки дает уникальную возможность привлечь внимание к экспоненту представителей СМИ, органов власти, профильных и профессиональных объединений; многие предприниматели ставят принятие окончательного решения об участии в выставке в зависимость от объема информационной поддержки выставки и количества привлеченных СМИ (2);

- выставка служит контактным полем для сбора первичной маркетинговой информации, особый интерес представляет то обстоятельство, что как контактное поле выставка нейтральна по отношению к продавцу и покупате-

лю, что создает особый комфортный климат для совершения сделок;

- контактное поле выставки позволяет осуществить целевой сбор данных о конкурентах, сформировать новые деловые отношения с «партнерскими» секторами рынка;

- выставка дает возможность оперативной корректировки существующей системы цен, определению возможных ценовых диапазонов и, как результат, формированию имиджа компании с четко определенной, но в тоже время, гибкой ценовой политикой (4), Подавляющее большинство опрошенных респондентов (2) пользуются материалами, полученными в ходе проведения выставки, для коррекции ценовой политики и коммерческих условий,

Согласно отчетам аудита баерского потенциала и баерских возможностей выставок (2), современные выставки в России характеризуются большим практическим потенциалом, По опросу респондентов в мае 2011 года, цели посещения выставки:

- закупки/ проведение переговоров о закупках - 81,5%;

- изучение новинок/ обстановки на рынке - 68,5%;

- установление/поддержание деловых контактов - 61,9%;

- поставки/ проведение переговоров о поставках - 14,9%,

Возможности сбыта, предоставляемые выставкой

До сих пор речь шла о продвижении классических методов продаж посредством выставки, Но в настоящее время российскими предпринимателями освоены другие возможности сбыта, предоставляемые выставкой, Выставка используется для совместных контактов всех участников цепей опто-

вых продаж, их контактов с производителями и конечным покупателем, Это позволяет выработать единую позицию и единую политику по продвижению продаж во всех звеньях оптово-розничной сети, что будет иметь все большее значение по мере развития современного рынка в России, Во-первых, при оценке существующих каналов сбыта собирается информация о работе своих дистрибьюторов и торговых представителей, Эта информация становится основой для корректировки и оптимизации системы сбыта или для ее коренной перестройки, Во-вторых, на выставке происходят первые контакты с потенциальными фирмами-продавцами, дистрибьюторами и торговыми агентами с целью перспективной разработки торговой сети в новом регионе или в смежном секторе рынка,

В-третьих (для региональных выставок), приобретается опыт в расчете логистических цепочек для доставки товара в регион с учетом актуальных и персонифицированных условий такой доставки,

Выставка дает возможность скорректировать товарно-ценовую стратегию экспонента, Ниже представлены приоритеты экспонентов в важности информации для коррекции инструментов товарной политики (2),

...выставка является самым убедительным информационным поводом

для использования инструментов РР рекламы, промо-акций

маркетинг

.выставка служит контактным полем для сбора первичной маркетинговой информации

- насыщенность рынка - 60,2%;

- специфика сегмента - 57,8%;

- ассортимент - 54,6%;

- качество - 22,5%;

- внешний вид - 15,6%;

- торговая марка - 12,8%;

- затруднились/ отказались ответить -18,3%,

При контактах с покупателями может быть проверено восприятие продукции и определены новые приоритеты в осуществлении товарной и ассортиментной политики,

Закупки по профилю деятельности компании в течение 3-х месяцев после окончания выставок, осуществили 68,8% респондентов (2), При этом диапазон инвестирования распределился следующим образом:

- до 30 тыс, руб, - 7,3%

- от 30-100 тыс, руб, - 29,5%;

- от 100-500 тыс, руб, - 29,1%;

- от 500 - до 750 тыс, руб, - 7,3%;

- более 750 тыс, руб, - 12,3%;

- затруднились / отказались ответить -14,5%,

Позитивные эффекты выставки для предпринимателей

В абсолютных цифрах, по состоянию на май 2011 года, оценка средней суммы инвестиций одного посетителя, представляющего одну уникальную компанию, которая осуществила закупки по теме выставок, в течение 3-х месяцев после ее окончания, с доверительной вероятностью 80%, будет находиться в интервале от 154 000 до 180 000 руб,

Соответственно, оценка баерских возможностей посетителей выставок 2011 года (при условии их нормального распределения, рассчитанная по итогам первых 3-х месяцев после окончания выставки), по состоянию на май 2011 г,, с доверительной вероятностью 80%, находится в интервале от 771 580 000 до 906 295 000 руб, Выставка дает максимальную возможность анализа конкурентной среды, Специализация выставки только увеличивает глубину анализа за счет привлечения экспонентов с аналогичным предложением товаров или услуг, В последнее время специализация выставок значительно усилилась, что явилось следствием повышенных требований экспонентов к этому показателю выставочных мероприятий, Используя информацию, полученную на выставке, предприниматели проводят сегментацию своего сектора рынка и собственное позиционирование, Этот процесс способствует не только формированию конкурентной среды рынка, но и его сегментацион-ной устойчивости, позволяя каждому предложению занимать на рынке свою определенную нишу, В данном случае этот процесс ведет к повышению устойчивости сегмента и расширению сферы применения цивилизованных форм поведения на рынке, Продвижение товара должно являться следствием комплексного применения инструментария маркетинга, К сожалению, современное состояние отечественного менеджмента характеризуется крайне низким уровнем систематизации в применении маркетинговых инструментов, В этом смысле выставка представляет однозначный интерес с точки зрения действенного инструмента, направленного на принудительное применение всех средств

продвижения в комплексе. Никакое другое эффективное участие в выставке попросту невозможно, как невозможно ни в каких других ситуациях. То есть выставка служит «воспитательным» средством для понимания необходимости правильной работы по продвижению.

Участие в выставке

Участие в выставке, по мнению многих предпринимателей, не обязательно связано с получением статуса экспонента. Множество компаний, либо из соображений экономии, либо чувствуя свой недостаточный опыт для участия в выставке на собственном стенде, ограничивается работой на выставке в статусе посетителей. Однако это участие также предполагает:

- сбор первичной информации для маркетингового исследования рынка;

- распространение раздаточного и рекламного материала;

- поиск деловых контактов;

- стремление к заключению контрактов.

Приоритеты фирм-неэкспонентов при принятии решения об участии в выставке (данные Центра исследований выставочной индустрии СЕ!13) распределились следующим образом (1):

- строго целевая аудитория - 46,2%;

- экономически оправдано(более низкая удельная стоимость контакта) -42,1%;

- проведение выставки определяет сезон (пик) продаж - 39,9%;

- возможность быстрого представления новых товаров - 35,2%;

- быстрое получение реакции потребителя на новый товар - 33,4%;

- возможность быстрого представления фирмы-новичка на рынке - 28,5%. Участие в выставке является действенным и эффективным маркетинговым

инструментом не только для участников, но и для посетителей выставки, которых приводит туда профессиональный интерес. Представители коммерческих фирм считают, что потребители посещают выставки по следующим причинам (1):

- они имеют влияние на принятие решений о закупках - 83%;

- заинтересованы в новых технологиях или продуктах - 81%;

- считают выставки основным источником снабжения - 90%;

- имеют готовые списки компаний, продуктов или услуг, которые они хотят увидеть - 76%;

- быстрое получение реакции потребителя на новый товар - 33,4%;

- возможность быстрого представления фирмы-новичка на рынке - 28,5%. Привлекательность выставки для предпринимателей подчеркивается ее синергетическим эффектом, связанным с комплексным воздействием выставки на продвижение товаров и услуг. Этот эффект действует тогда, когда «воспитательные» средства для понимания необходимости правильной работы по продвижению в конце концов срабатывают, приводя компа-

привлекательность выставки для предпринимателей подчеркивается ее синергетическим эффектом, связанным с комплексным воздействием выставки на продвижение товаров и услуг

маркетин

нию в соответствие с современными представлениями о маркетинговой деятельности, «Корпорации, которые смогли перехватить невообразимую синергическую энергию, предоставляемую выставками, разработали сложный материал поддержки продаж, который направлен на потенциально новых клиентов, бывших клиентов и клиентов конкурентов во время предварительных кампаний по продвижению,,,» (2),

Заключение

Таким образом, в понимании современного российского предпринимателя выставки занимают особое место, выходя далеко за рамки торгового феномена, а также собственно рекламной услуги, Выставки являются

концентрацией коммуникативных и маркетинговых инструментов, При этом выставки являются важным элементом комплекса маркетинга, оказывая воздействие на коммуникационную политику, ценообразование, распределение и товарную политику,

Литература

1, Skip CoxAgainst recession exite, Exibition CEIR strategy // Exhibit Surveys, Inc., 2011,

2, Mueller С, Итоги московских выставок, // http://www,informexpo,ru/results,, 05,2011,

3, Seekings D, How to organize Effective Conferences and Meetings, London, Kogan Page, 2009,

Olga A. Kudryashova

Postgraduate Student, Department of Marketing, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Exhibitions as a Unique Marketing Tool

_Abstract

The article analyzes the exhibition activities as a marketing tool. The author gives the idea that exhibitions are effective in maximizing communications and doing marketing research in the field of competition, pricing, product policy and advertising.

Keywords: exhibition and fair activity, marketing research, communications

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.