Научная статья на тему 'Выставки и наши представления о них'

Выставки и наши представления о них Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Выставочный сезон для тех, кто занят в мясной отрасли и для поставщиков мясоперерабатывающих предприятий начинается осенью. С ним всегда связаны планы развития инвестиций, коммерческой деятельности, инноваций и т.д., они объективно показывают состояние дел в отраслях и компаниях, которые представляют свою продукцию, и которым экспозиция предназначена, маркетинговые и технологические тренды, конъюнктуру. О коммерческом, инновационном и иных предназначениях выставки мы беседуем с академиком РАСХН, председателем правления «Мясного союза России», президентом «Московского Государственного университета прикладной биотехнологии» Иосифом Александровичем Роговым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выставки и наши представления о них»

ГЛАВНАЯ ТЕМА / 2008 год: события, итоги, тенденции

Выставки

и наши представления о них

Выставочный сезон для тех, кто занят в мясной отрасли и для поставщиков мясоперерабатывающих предприятий начинается осенью. С ним всегда связаны планы развития инвестиций, коммерческой деятельности, инноваций и т.д., они объективно показывают состояние дел в отраслях и компаниях, которые представляют свою продукцию, и которым экспозиция предназначена, маркетинговые и технологические тренды, конъюнктуру. О коммерческом, инновационном и иных предназначениях выставки мы беседуем с академиком РАСХН, председателем правления «Мясного союза России», президентом «Московского Государственного университета прикладной биотехнологии» Иосифом Александровичем Роговым.

? Иосиф Александрович, отраслевые выставки прежде были одним из немногих средств поиска партнёров, покупателей продукции и поставщиков. Уместно ли сегодня оценивать результат участия компании-производителя в крупной международной выставке, только по выросшим продажам?

^ Выставки нельзя оценивать только по коммерческому результату, хотя экономическая выгода — один из главных мотивов и тех, кто показывает свою продукцию, и посетителей. В большинстве своем они отображают современный уровень развития отрасли, а это уже важно.

Сейчас выставок проводится много, может быть, даже очень много. Их проведение фактически никем не координируется и вы-

ставки одной тематики иногда дублируют друг друга, совпадая по календарю чуть ли не до одного дня. Это большой недостаток, который вредит, прежде всего, выставочному делу — недостаток цивилизованных регуляторов в сфере выставочных услуг.

Поиск потенциальных партнеров, технических инноваций, достижение договоренностей между партнерами на выставках остаются актуальным и сегодня, хотя и в меньшей степени, чем лет десять назад. Потому что исторически сегодня другое время: новые компании на рынке появляются теперь не так часто и поэтому коммуникативные функции выставок изменились. Изучить конкурентов, заручиться расположением партнеров и клиентов, получить представление о перспективах тех или иных инноваций — актуальность этих задач только возрастает, но решить их дистанционными методами, например, посредством интернета, можно лишь частично.

Сравнительно новое и, как мне кажется, очень нужное дело, которым занялись организаторы отраслевых выставок — открытие бесплатного посещения для студентов. С одной стороны, будущие специалисты получают представление о предмете, которым предстоит заниматься, с другой — участники выставки могут подобрать из числа нынешних студентов кадры на будущее, вырастить их под себя. Кадровый вопрос сегодня, пожалуй, самый злободневный для мясной отрасли, он вол-

нует все производящие отрасли и предприятия. Хорошо, что устроители выставок совместили показ машин и технологий с «биржей труда».

Отраслевая выставка многофункциональна, поэтому критерии, по которым её следует оценивать, всегда субъективны, объективным можно считать лишь прямую экономическую отдачу, соотношение контактов и контрактов. Это несколько упрощенный подход к оценке, но он тоже необходим: именно объективные критерии всегда служат основой принимаемых решений.

? Число экспонентов и, соответственно, посетителей выставок в последние 2-3 года имеет тенденцию сокращаться. На ваш взгляд, это связано с экономическим самочувствием отрасли или причины следует искать в чём-то другом?

^ Сокращение числа экспонентов и посетителей выставок, безусловно, связано с экономическим состоянием отрасли в настоящий период. Сейчас она переживает не лучшие времена. Финансово устойчивые предприятия вкладывают средства и в обучение своих специалистов на всех уровнях, что способствует улучшению работы предприятий. Необходимость больше вкладывать в человеческий капитал влияет на другие расходные статьи корпоративных бюджетов и на выставочную тоже.

Другой фактор сокращения числа участников выставок — короткий промежуток времени от выставки до выставки. Как правило, они проходят каждый год, а за столь краткий срок производители не всегда могут представить что-то новое из оборудования, пищевых добавок, либо упаковки. Соответственно, посетителей, которыми движет интерес к новым машинам, технологиям и т.д., это не совсем устраивает.

? Насколько важны выставки для инновационного развития?

10

ВСё 0 МЯСЕ №6 декабрь 2008

2008 год: события, итоги, тенденции / ГЛАВНАЯ ТЕМА

Какую роль они играют в деле продвижения на рынок технических, технологических разработок и можно ли говорить об институциональной роли выставок в деле модернизации отрасли? ^ Безусловно, выставки, особенно мирового уровня, играют значительную роль в инновационном развитии всех отраслей промышленности и, в частности, в развитии и модернизации мясоперерабатывающей отрасли. В настоящее время она переживает трудные времена. Не хватает средств на приобретение современного оборудования, не хватает мощностей, особенно в первичной переработке сырья: их растеряли,

когда перешли на импортное сырьё. Низкая механизация процессов подготовки сырья для последующей переработки. Отсутствует большая номенклатура специального оборудования для первичной переработки. Этот ассортимент долгое время был востребован российским рынком очень слабо, но выставки, в частности «Агропродмаш 2008», показывают изменение спроса. Надеюсь, что предложение не заставит себя долго ждать.

Проводимые в период выставок, ярмарок, конференции и круглые столы способствуют обмену опытом и приобретению новых связей с производителями продукции и оборудования. Участники получают массу полезной информации научно-практического плана, которая способствует распространению новаций, внедрению в практику достижений передовой науки и техники. В этом, наверное, состоит институциональная роль выставок, в деле продвижения инноваций. Выставки дают возможность не только приобретать оборудование или продукт, но также продвигать новые продукты, технологии и оборудование, которые имеются у российских производителей. Если прини-

мать во внимание потенциал науки и объективные потребности пищевого производства, удовлетворяемые, преимущественно, за счет импортных ингредиентов и техники, то отечественных разработок неоправданно и катастрофически мало. Продукция российских компаний нуждается в выставочных инструментах продвижения, наверное, даже больше, чем импортная: за ними (это относится главным образом к машиностроительным предприятиям) не стоят сильные торговые марки, разветвлённые сети продаж и сервиса, лизинговые схемы; чтобы заявить о себе, показать свою состоятельность, их выбор средств не велик,

выставка — в том числе. Но коммерческая судьба конкретных высоких технологий, конечно, в первую очередь зависит от наличия действующих механизмов, которые могут обращать достижения фундаментальной науки в промышленные технологии, воплощать их в металл и доводить до серийного производства, а ещё — от законодательного решения вопросов интеллектуальной собственности.

? Иосиф Александрович, что делает «Мясной союз России», чтобы повысить значение выставок в инновационном развитии мясной отрасли? ^ Мясной Союз России принимает активное участие в организации выставок разного уровня, является постоянным участником или соорганизатором форумов, конференций мясоперерабатывающей промышленности, проходящих в рамках выставок. При составлении программ конференций первостепенное значение придаем инновационному содержанию докладов. Информация о мероприятиях регулярно публикуется на сайте Мясного Союза. О проведении выставок мы подробно информируем членов Союза.

Своей главной выставкой считаем ежегодный форум мясной и

молочной промышленности, где экспонируются, в первую очередь, отечественные производители продуктов и оборудования.

? Крупнейшие мировые выставки проводятся один раз в 2-3 года; самый характерный, наверное, пример — ИФФА. Некоторые эксперты считают, что такая периодичность способствует увеличению числа посетителей и экспонентов, экономически этот режим более «щадящий» для участников и позволяет углубить содержание выставки, то есть способствует накоплению всего, что действительно является новым словом в развитии науки, технологий и конструкторской мысли. Может быть, и в России имеет смысл проводить выставки такого ранга, как «Агро-продмаш» не ежегодно, а один раз в 2-3 года, с учетом инновационного цикла? ^ Безусловно, ежегодное проведение выставок затрудняет потенциальным участникам подготовить новинки. Один год между выставками — период достаточно короткий. Однако отрасли пищевой промышленности встали на путь развития — одни только в начале пути, другим есть что показать. Поэтому для потребительской продукции периодичность может быть любая. На мой взгляд, интервал между выставками должен определяться их значимостью и отраслевой тематикой. Для оборудования и технологий, учитывая значительный период времени их проектирования, исследований, необходимых испытаний и подготовки образцов, этот интервал, может быть, стоит увеличить. Но ещё надо учитывать интенсивность бизнес-процессов. В России она, несомненно, выше, чем в Европе, быстрее растёт экономика вообще и пищевые отрасли в частности. Нам нужны более высокие темпы инновационного развития, чем в странах ЕС, например, и выставки, как проводники инноваций, должны ориентироваться в своей стратегии и тактике на реалии, прежде всего, нашей экономики, на потребности отечественного производителя.

Беседовал Анатолий Кубышко

Если принимать во внимание потенциал науки и объективные

потребности пищевого производства, удовлетворяемые, преимущественно, за счет импортных ингредиентов и техники, то отечественных разработок неоправданно и катастрофически мало.

№6 декабрь 2008 ВСЁ 0 МЯСЕ

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.