Научная статья на тему 'Выставка - ярмарка как инстумент маркетинговой политики организации'

Выставка - ярмарка как инстумент маркетинговой политики организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1323
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВЫСТАВКА / КЛАССИФИКАЦИЯ / ЭКСПОНЕНТЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ / ИНФОРМАЦИЯ / МАРКЕТИНГ / ОРГАНИЗАТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плеханова О.В., Утиркина В.В.

В статье дается анализ выставочной деятельности как одного из наиболее приоритетных направлений для многих компаний в условиях конкурентной рыночной экономики. Целью исследования является теоретическая систематизация информации о выставочной деятельности как инструмента продвижения компании. В работе использовались системно-структурный подход и приемы статистического анализа, мониторинг, описательно-сопоставительный метод, метод качественного и количественного анализа данных. Итоговым результатом исследования является вывод о том, что участие в международной выставке при правильном подходе к использованию данного коммуникативного средства дает возможность предприятию получить мощный источник информации и сформировать пространство для деловых встреч и переговоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выставка - ярмарка как инстумент маркетинговой политики организации»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.77

О.В. Плеханова

канд.ист.наук, доцент РГУ имени С.А. Есенина,

В.В. Утиркина студентка 4 к. направления бакалавриата «Реклама и связи с общественностью»

г. Рязань, РФ E-mail: plehanowaolga@yandex.ru

ВЫСТАВКА - ЯРМАРКА КАК ИНСТУМЕНТ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье дается анализ выставочной деятельности как одного из наиболее приоритетных направлений для многих компаний в условиях конкурентной рыночной экономики. Целью исследования является теоретическая систематизация информации о выставочной деятельности как инструмента продвижения компании. В работе использовались системно-структурный подход и приемы статистического анализа, мониторинг, описательно-сопоставительный метод, метод качественного и количественного анализа данных. Итоговым результатом исследования является вывод о том, что участие в международной выставке при правильном подходе к использованию данного коммуникативного средства дает возможность предприятию получить мощный источник информации и сформировать пространство для деловых встреч и переговоров.

Ключевые слова:

Выставка, классификация, экспоненты, международная, национальная, информация,

маркетинг, организаторы.

Выставочная деятельность появилась в эпоху античности. Во времена Олимпийских игр в греческих городах проводились ярмарки. В период промышленной революции частыми они были и в России. В этот период стремительно увеличивалось производство товаров. Понятия «ярмарка» и «выставка» часто используются как синонимы. В отраслевом стандарте «ГОСТ Р 32608-2014» понятие выставка (ярмарка) трактуется как «выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и(или) информация и которое проходит в четко установленные сроки и с определенной периодичностью» [2]. Данная трактовка представлена в Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ, а также на официальном портале лидера российского выставочного бизнеса «ITE».

Выставка - это рыночное представление потребительских товаров и средств производства. Она может функционировать постоянно либо организовываться в любое время и в любом месте. Из приведенных понятий можно заключить, что выставка - это демонстрация и товаров, и услуг, а также достижений общества с целью удовлетворения потребностей населения.

Общие критерии к классификации выставок представлены в Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ, ГОСТ Р 53103-2008 [1].

Данные критерии используются в международной практике и могут быть применены ко всем отраслевым выставкам. Одним из критериев классификации является отраслевой признак, который определяет выставку как промышленную, туристическую и т.д.

Для промышленной выставки можно дать следующее определение — это выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение промышленные товары, услуги, инжиниринг, информация, проходящее в строго установленные сроки и имеющее определенную периодичность. Другие критерии классификации выставок включают в себя: географический состав

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

экспонентов; значимость мероприятия для экономики города, региона или страны, территориальный признак, время функционирования [3, с. 53].

По географическому составу экспонентов выставки классифицируются:

- всемирные;

- международные;

- с международным участием;

- национальные;

- межрегиональные;

- местные.

По значимости мероприятия:

- федерального значения;

- межрегионального значения;

- регионального значения;

- на выставки местного значения (имеющие значение для города или области).

По территориальному признаку:

- проводимые внутри страны;

- проводимые на территории других стран.

По времени функционирования

- постоянно действующие (0,5-1 год и более);

- временные (0,5-5 месяцев);

- краткосрочные (от 1-5 дней до 0,5 месяца).

Можно отметить, что в контексте географического состава экспонентов, всемирная выставка - это международное выставочно-ярмарочное мероприятие мирового масштаба, на котором различные страны демонстрируют свои инновационные достижения в разных сферах экономики, науки, техники и культуры.

В промышленности выставкой такого масштаба является, например, Мировой газовый конгресс и мировая газовая выставка во Франции, которые ежегодно проводятся во второй декаде июня. Они предназначены исключительно для профессиональной аудитории, проходят в одних из крупнейших современных выставочных центров.

Международная выставка — это выставочно-ярмарочное мероприятие, в котором не менее 10% общего числа экспонентов составляют иностранные организации или не менее 5% - иностранные посетители, а выставочное оборудование и предоставляемый набор услуг соответствуют международным стандартам [4, с. 117]. Международные выставки проводятся на территории разных стран, включая Россию. В число международных выставок, проводимых на территории других стран входит: Международная выставка технологий и оборудования для нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности CIPPE в Китае, которая проходит в марте. Выставка GASTECH (Нидерланды) является крупнейшей в сфере СПГ, организаторы мероприятия стремятся проводить ее и в странах - поставщиках газа и в странах с развитой инфраструктурой потребления.

В России проводятся международные выставки: «Международная конференция» и «Выставка по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа RAO/CIS OFFSHORE», ежегодная конференция и выставка «Нефть и газ Сахалина» и другие. В зависимости от места проведения они могут быть отнесены к выставкам внутри страны и за её пределами.

Выставка с международным участием — это выставочно-ярмарочное мероприятие с числом иностранных экспонентов менее 10% общего числа экспонентов.

Например, специализированная выставка с международным участием «Нефть и газ Сахалина». Национальная выставка — это выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируют товары и (или) услуги отдельно взятой страны. Региональная выставка — это выставочно-ярмарочное мероприятие, демонстрирующее товары и (или) услуги организаций одного региона.

В качестве организаторов выставки могут выступать:

- федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

Российской Федерации;

органы местного самоуправления; выставочные организации;

— торгово-промышленная палата Российской Федерации и региональные торгово-промышленные палаты;

— ассоциации (межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации и отраслевые);

— прочие организации различных форм собственности, для которых организация выставочно-ярмарочных мероприятий не является основной деятельностью.

Особенностью промышленных выставок является то, что мероприятия ориентированы на профессиональных работников индустрии и широкое участие прессы. Время действия перечисленных выше выставок ограничено тремя-пятью выставочными днями.

В последние годы выставочной деятельности уделяется достаточно большое внимание, по сравнению с предыдущими годами. Были приняты Концепция развития, ряд государственных стандартов, направленных на формирование институциональной основы развития выставочной деятельности.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что выставочная сфера достаточно многообразна, применительно к отраслевым выставкам, их можно классифицировать по ряду критериев, среди которых, географический состав экспонентов; значимость мероприятия для экономики города, региона или страны; территориальный признак; время функционирования.

Выставочную деятельность предприятия можно рассматривать как одно из направлений коммуникативной деятельности. Участие в международной выставке при правильном подходе к использованию данного коммуникативного средства дает возможность предприятию получить мощный источник информации и сформировать пространство для деловых встреч и переговоров.

Для организации, стремящейся выйти на международный рынок или найти надежного зарубежного партнера, выставка является эффективным средством. Выставочная деятельность как комплексный инструмент маркетинга ценна тем, что позволяет одновременно осуществлять коммуникативную, ценообразовательную, сбытовую и товарную политику (рис. 1).

Рисунок 1 - Участие в выставке в комплексе маркетинга [5, с. 127].

Почти во всех инструментах маркетинга заключен большой потенциал возможностей влияния. Любая выставка, а международная еще в большей степени, способна во всей полноте позиционировать предприятие и его продукцию. Выставка также осуществляет возможность непосредственного контакта с клиентами и изучения конкурентов. Именно здесь очевидны процессы, которые происходят на рынке, видны диапазон изменений, направление и темп будущего развития.

Выставочно- ярмарочный бизнес - один из самых успешно развивающихся институтов рыночной инфраструктуры в России и во всех развитых странах. В настоящее время это направление превращается в важную сферу деятельности во всем мире, с помощью которой реализуется значительная часть ВВП страны, происходит обмен опытом, информацией. Неслучайно выставочному делу в России государство уделяет

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

огромное внимание, особенно выставкам по продовольственной тематике.

Выставочно-ярмарочная деятельность направлена на оказание выставочно-ярмарочных услуг и организацию выставочно-ярмарочных мероприятий для успешного развития предприятий различных отраслей народного хозяйства и продвижения их продукции и услуг как на отечественном, так и на международном рынках, а также получения выгод устроителями и организаторами выставочно-ярмарочной деятельности.

Выставочно-ярмарочная деятельность представляет собой систему профессиональных информационных, рекламных, технических, хозяйственных, экономических, технологических и управленческих действий заинтересованных в этой деятельности юридических и физических лиц, побуждаемых потребностями производства, распределения, обмена или потребления.

В ее основе лежат подготовка, проведение и завершение различных мероприятий, таких, как выставки, салоны, технопарки, ярмарки, презентации, и сопутствующих им мероприятий (пресс-конференции, брифинги, презентациит, конгрессы и др.). Это обеспечивает прямую взаимосвязь и развитие воспроизводственных процессов в обществе.

Выставку можно рассматривать как рыночное мероприятие, на котором производители представляют выставочные образцы своих товаров и услуг. Эти мероприятия включают демонстрацию экспонатов, конференции, семинары, круглые столы и другие события, выполняющие информационную функцию.

Цель выставки - показать научно-технические достижения страны (стран) в одной или нескольких отраслях производства, науки и техники. Основными целями участника выставки являются:

1) налаживание или расширение личных, деловых и информационных контактов;

2) привлечение новых потребителей;

3) увеличение степени известности предприятия;

4) налаживание прямых контактов с региональными, центральными СМИ;

5) непосредственное общение с участниками и посетителями;

6) целенаправленный набор маркетинговой информации о партнерах и конкурентах и др.

В последнее время широкое распространение получили виртуальные выставки, привлекающие к себе большое внимание. Перспектива развития выставочного маркетинга и рост потребности в квалифицированных кадрах очевидны: огромный производственный и интеллектуальный потенциал России слишком долго был исключен из мировой экономики.

Одним из основных моментов в процессе интеграции является участие России в международных выставках и развитие выставочного менеджмента и маркетинг. Будущее выставочного маркетинга предполагает формализацию рынка выставочного бизнеса, создание единой маркетинговой сети и объединение с мировыми ресурсами.

В настоящее время все большее значение для российского рынка выставочных услуг приобретает международный фактор. Это проявляется как в росте числа зарубежных экспонентов и посетителей (экспорт выставочных услуг), так и в увеличении числа иностранных выставочных компаний, ведущих свою деятельность на территории России (импорт выставочных услуг).

Список использованной литературы:

1. ГОСТ Р 32608-2008. Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения [Текст]. М.: Стандартинформ, 2008.

2. ГОСТ Р 32608-2014. Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения [Текст]. М.: Стандартинформ, 2014.

3. Курышева И. А. Выставочная деятельность - это большая ответственность [Текст] // БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы. - 2015. - № 6. - С. 53 -63.

4. Попова А.Ю. Выставка как организация и особенности развития выставочной деятельности в информационном обществе [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / Попова Анастасия Юрьевна. - М., 2014. - 214 с.

5. Симонов К. В. Современные технологии управления выставочными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - № 4. - С. 125-129.

© Плеханова О.В., Утиркина В.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.