Научная статья на тему 'Выставка «Ошевенское. История одного храма». Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск). 27 марта — 26 мая 2019 года'

Выставка «Ошевенское. История одного храма». Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск). 27 марта — 26 мая 2019 года Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выставка «Ошевенское. История одного храма». Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск). 27 марта — 26 мая 2019 года»

спустя несколько десятилетий, можно констатировать, что утраты последне- 181

го времени громадны. Трагическая тема сохранения памятников деревянного зодчества является сквозной на выставке «Ю.С. Ушаков. Деревянная архитектура русского Севера». Об исчезновении памятников сообщают этикетки и сопровождающие тексты к великолепным фотографиям и графическим работам Ю.С. Ушакова. Своеобразным памятником всем трагическим потерям архитектурного деревянного наследия на выставке стал макет [Автор макета В.И. Садовников, 1980 г] сгоревшей летом 2018 г. Успенской церкви в Кондапоге, чьи графические виды, созданные Ю.С. Ушаковым для его монографии, включены в круг его графических произведений на выставке.

Литература

Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. Страницы истории. Л.: Стройиздат, 1981.

Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера. Пространственная организация. Композиционные приемы. Восприятие. Л.: «Стройиздат», 1982.

References

Mil'chik M.I., Ushakov Iu.S. Dereviannaia arkhitektura russkogo Severa. Stranitsy istorii (Wooden Architecture of the Russian North. History Pages). Leningrad, Stroiizdat Publ., 1981 (in Russian).

Ushakov Iu.S. Ansambl' v narodnom zodchestve russkogo Severa. Prostranstvennaia organizatsiia. Kom-pozitsionnye priemy. Vospriiatie (The Ensemble in the Folk Architecture of the Russian North. Spatial Organization. Compositional Techniques. Perception). Leningrad, Stroiizdat Publ., 1982 (in Russian).

Сведения об авторе

Ю.В. Ратомская — ГНИМА им. А.В. Щусева, Москва. ratomskaya@inbox.ru

Author

Iuliia V. Ratomskaia — Schusev State Museum of Architecture, Moscow

Т М. Кольцова

Выставка «Ошевенское. История одного храма». Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск). 27 марта — 26 мая 2019 года

Ошевенское сельское поселение (Ошевенск) — муниципальное образование в Каргопольском районе Архангельской области. Оно представляет собой группу деревень; наиболее крупными и известными из них являются Ширяиха, Халуй, Гарь, Низ, Погост. Главные достопримечательности села Ошевенское — Свято-Успенский Александро-Ошевенский монастырь и церковь Богоявления.

ил. 1 Отечество. Иконописная артель И.И. Богданова-Карбатовского. Поонежье. Конец XVIII в.

fig. 1 God the Father. I.I. Bogdanov-Karbatovsky workshop. Poonezhye. The end of 18th century

Деревянная шатровая Богоявленская церковь, восьмигранная в плане, с трапезной и отдельно стоящей шатровой колокольней, построена в 1794 г. Мощный восьмерик храма с выразительным шатром, вероятнее всего, повторяет предыдущую церковь, стоявшую на том же месте. Первые упоминания о приходской церкви в Ошевенской слободе относятся к XVII в.

Ошевенский храм вобрал в себя шедевры, бережно сохраненные от предшествующих церквей, Богоявленской и Власиевской, стоявших на погосте в XVII в. На севере прихожане были необычайно привязаны к старым иконам. Их регулярно поновляли, переписывали и берегли. Древние иконы, резные иконостасы, расписные «небеса» церкви Богоявления села Ошевенское составляют уникальное наследие Русского Севера.

В 1953 г. церковь была закрыта. В 1967 г. аварийные иконы, требующие срочного укрепления и реставрации, спасены сотрудниками Архангельского областного музея изобразительных искусств. Часть икон и скульптура попали в собрания музеев Архангельска и Каргополя, а также частные коллекции. Основное храмовое убранство сохранено на месте, и в 2000 г. в церкви Богоявления возобновлены богослужения.

Выставки

В 2014 г. произошла кража: из ошевенского храма исчезло 45 икон. Был 183

украден весь праотеческий ряд иконостаса. Уцелела лишь одна икона — праотца Мильхиседека, поскольку воры ее вытащить не смогли. Две иконы — «Великомученица Параскева Пятница» и «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие» XIX в. — брошены в поле рядом с Ошевенским. Так пролежали они всю зиму. Иконы были найдены в крайне тяжелом состоянии. Остатки иконы святой Параскевы заставляют констатировать, что ее уже не удастся восстановить.

Жители села написали письмо президенту Российской Федерации с просьбой дать указание принять экстренные меры по поиску икон. Активно подключился губернатор Архангельской области, Игорь Анатольевич Орлов. И в 2015 г. иконы были найдены!

На выставке в Архангельске представлено сорок пять спасенных и возвращенных в ошевенский храм икон. Они принадлежат Русской православной церкви. Большинство относится к XVШ-XIX вв.: праотеческий чин иконостаса конца XVIII в., деисусный и праздничный чины XIX в. Над одними из них трудились иконописцы онежской артели И.И. Богданова-Карба-товского (1716-1801), над другими — крепостной крестьянин Владимирской губернии Михаил Кириков Сказываев (родился в 1816). Иконы укреплены и частично отреставрированы; они вернутся со временем в родной храм Богоявления.

Каталог выставки:

Ошевенск. История одного храма: Каталог выставки / Вступ. ст. Е.С. Кутукова, Е.Б. Заручевская, Т.М. Кольцова; сост. кат. Т.М. Кольцова. М.: Три квадрата, 2019. 88 с.: ил., вкл.

References

Kol'tsova T.M. Oshevensk. Istoriia odnogo khrama: Katalog vystavki (Oshevensk. The History of One Tem-ple: Exhibition Catalogue). Moscow, Tri kvadrata Publ., 2019, 88 p. (in Russian).

И.А. Шалина

Древнерусские события в Санкт-Петербурге

Как известно, Санкт-Петербург — город отнюдь не древнерусский. Однако по иронии судьбы уже в конце первой половины XIX в. именно здесь сложились и самые первые музеи и наиболее крупные частные коллекции вос-точнохристианских древностей, зародилась и окрепла наука о византийском и древнерусском искусстве. Этим объясняется существование на берегах Невы крупнейших отечественных собраний, разместившихся в стенах Эрмитажа, Русского музея, Музея истории религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.