Научная статья на тему 'Выставка «Иконы Каргополья. Возрождение» из собрания Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск)'

Выставка «Иконы Каргополья. Возрождение» из собрания Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выставка «Иконы Каргополья. Возрождение» из собрания Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск)»

Т. М. Кольцова 176

Выставка «Иконы Каргополья. Возрождение» из собрания Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск)

Выставка открылась в Москве, в залах Российской академии художеств в Галерее искусств Зураба Церетели (27 ноября 2018 — 17 февраля 2019) и Архангельске, в залах Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (6 марта — 2 июня 2019). Выставка — это совместный проект Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск) и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. Она продолжает череду совместных выставок, посвященных христианской культуре Русского Севера, показанных в Москве и Архангельске: «Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера», «Северные письма», «Крестьянская живопись Поважья», «Наследие Соловецкого монастыря», «Наследие Холмогорской земли». Их цель — собрать, сохранить и представить широкому зрителю раритеты малоизвестных музейных коллекций Северной России. Настоящая выставка приурочена к 100-летию ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря.

Руководители проекта: Т.М. Кольцова, доктор искусствоведения (Архангельск, ГМО «Художественная культура Русского Севера») и Г. В. Цируль, зав. отделом темперной живописи, реставратор высшей категории (Москва, ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря).

В фокусе экспозиции — итог многолетней реставрационной практики и научно-исследовательской работы с целью сохранения наследия Каргополья, одного из значительных художественных центров Русского Севера. Выставка показывает, как ведущие реставраторы страны совместно с сотрудниками архангельского музея год от года собирали, сохраняли, реставрировали и изучали каргопольские иконы. В результате, подготовлено для экспонирования сто пятьдесят произведений иконописи и деревянной пластики Каргополья ХV-Х1Х вв. Выставка размещена в пяти залах и построена по хронологическому принципу с выделением нескольких тематических комплексов: «Древнейшие иконы Каргополья», «Каргопольские мастера», «Иконы села Ошевенское», «Деревянные резные иконы», «Старообрядческие иконы», «Век ради вечного» (к 100-летию И.Э. Грабаря).

Каргополье в древности — крупный регион, расположенный вдоль течения реки Онеги, начиная от ее истока из озера Лаче до Белого моря. Согласно современному территориальному делению, эти земли включают Каргополь-ский, Онежский и часть Плесецкого района Архангельской области. Река Онега — важная северная водная артерия, открывающая путь в древнее Заволо-чье — привлекала русских переселенцев еще в ХМ-ХШ вв. Первыми путь на

Север, к низовьям реки Онеги, стали осваивать новгородцы, следом за ними — 177

посланцы ростово-суздальских князей. На реке возникли посады, наиболее значительным из них был Каргополь.

Культура Каргополья многолика и разнообразна, так же как и удивительная природа этого края. Христианские памятники — наиболее известная и значительная часть каргопольского наследия. Расцвет северной иконописи восходит к XVI-XVIII вв. Каргопольские мастера впервые упоминаются в документах XVI в. Они работали в разных областях: настенная роспись, иконопись, книжная миниатюра, резьба и роспись по дереву.

Круг сохранившихся произведений каргопольских мастеров довольно обширен. В 1950-1980-е гг. организованы многочисленные экспедиции на север с целью поиска памятников древнерусской живописи. Наиболее значимыми были Онежские экспедиции Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской под руководством Н.Н. Померанцева в период с 1958 по 1971 г. В сложных экспедиционных условиях реставраторы и сотрудники архангельского музея пытались сохранить церковное наследие. К сожалению, не все удалось сберечь, многое осталось только в фотографиях. Выставка дополнена редкими видами утраченных храмов и интерьеров церквей.

В собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» сосредоточена значительная коллекция каргопольских икон и деревянной скульптуры XVI — начала XX в. Она отражает не только наследие города Каргополя, но и расположенных в его окрестностях сел и деревень: Ошевенское, Саунино, Лядины, Архангело. Жемчужина выставки — икона «Богоматерь с Младенцем и пророк Илия» из Никольской часовни д. Бухалово на Кенозере, созданная во второй половине XV в. Она принадлежала первым православным переселенцам, пришедшим на Онегу из Великого Новгорода.

Среди самых ранних икон — Деисусный чин конца XV — начала XVI в., который был спасен реставраторами ^XPM буквально из-под руин падающей Никольской церкви с. Астафьево. Обращает на себя внимание икона «Богоматерь Одигитрия со святителем Василием Великим» 1527 г., поставленная «на поклонение всех христиан» в церкви Рождества Богородицы села Бережная Дубрава. Точные даты и исторические надписи являются большой редкостью на иконах.

Произведения каргопольских резчиков — редчайшие памятники средневекового искусства. Самобытными мастерами разработан особый тип образа святителя Николая (Можайского). Он стал символом русского воинства, особенно после польско-литовского нашествия и разорения края в 1612-1614 гг. Деревянную скульптуру святого Николы помещали в киот со створами, затем ее расписывали. Этот вид совместного творчества резчиков и иконописцев процветал в Кар-гополье. Резные образы стояли во многих церквях и часовнях вдоль реки Онеги.

Научно-исследовательский Институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств в последние дни работы выставки провел научно-практическую конференцию «Иконы Каргополья как уникальный вариант русских „северных писем". Она состоялась 15 февраля 2019 г. в Домовой церкви Галереи искусств Зураба Церетели (Москва,

ил. 1 Спас в Силах. Икона из деисусного чина церкви Богоявления (1787 г.) с. Ошевенское Каргопольского района Архангельской области. Последняя треть XVII в. ГМО «Художественная культура Русского Севера», Архангельск

fig. 1 Christ in Majesty from the Deesis. Last third of the 17th century. From the Church of the Epiphany (1787). Oshevenskoye town, KargopoL District, Arkhangelsk Region

Пречистенка, 19). Модератор конференции — директор НИИ РАХ Н.В. Толстая. В программе нашли отражение история ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря (Д. Л. Сергеев, директор ВХНРЦ; Г.В. Цируль, заведующая отделом темперной живописи ВХНРЦ; Г.С. Клокова, реставратор, преподаватель). Каргопольскому наследию в музеях Архангельской области посвящены доклады Т.М. Кольцовой и М.Л. Рягузовой. А.В. Рындина (НИИ РАХ) сделала выводы о типологическом и художественном разнообразии резных фигур Николы Можайского. Выставка и конференция позволили выявить параллели в иконописном наследии Каргополья и Центральной России, что нашло отражение в докладах Г.В. Попова, Т.В. Самойловой и М.А. Маханько.

В 2019 г. планируется издание иллюстрированного каталога выставки (изд-во «ИП Верхов С.И.»).

Сведения об авторе

Т.М. Кольцова — ГМО «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

kolts@bk.ru

Author

Tat'iana M. Kol'tsova — The State Muséum Association "Art Culture of the Russian North",

Arkhangelsk. kolts@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.