Научная статья на тему 'Высшие учебные заведения России и инновационная экономика'

Высшие учебные заведения России и инновационная экономика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
603
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ЧАСТНЫЕ ВУЗЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жданов С. А.

В статье анализируется влияние системы высшего профессионального образования на политику инновационного развития России. Выявлены системные проблемы и противоречия в механизме подготовки высококвалифицированных кадров и определены пути их преодоления на разных уровнях подготовки. Предложен инструментарий, позволяющий динамично повысить роль образовательных услуг в улучшении инновационного потенциала страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшие учебные заведения России и инновационная экономика»

УДК 339.137.22

высшие учебные заведения России и инновационная экономика

с. а. Жданов,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: guzhva@bk.ru Университет Российской академии образования,

Москва

В статье анализируется влияние системы высшего профессионального образования на политику инновационного развития России. Выявлены системные проблемы и противоречия в механизме подготовки высококвалифицированных кадров и определены пути их преодоления на разных уровнях подготовки. Предложен инструментарий, позволяющий динамично повысить роль образовательных услуг в улучшении инновационного потенциала страны.

Ключевые слова: высокие технологии, высшее образование, государственные вузы, инновации, инновационная политика, рыночная экономика, частные вузы.

В связи с переходом российской экономики на инновационный путь развития высшие учебные заведения столкнулись с кардинальными изменениями системы социальных координат, в рамках которых им приходится осуществлять свою деятельность. Это заставляет разрабатывать и внедрять новые, более гибкие, типы организационных структур, которые по сравнению с традиционными лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению наукоемких и инновационных технологий.

Адаптация к рыночным условиям позволяет вузам функционировать не только в режиме выживания, но и стать вполне конкурентоспособными. Каналов адаптации высших учебных заведений к новым условиям несколько - это материальные, финансовые, человеческие ресурсы, рыночные инструменты, современные информационные технологии и государственное нормативно-правовое регулирование (см. рисунок).

Современная экономика для хозяйствующих субъектов характеризуется в основном жесткой конкуренцией. Вузы России сегодня фактически являются полноправными субъектами рынка и вынуждены бороться за потребителя своих услуг, что усугубляется еще и неблагоприятной демографической ситуацией. конкурентная борьба на рынке образовательных услуг постоянно ожесточается. Выиграть в этой борьбе можно путем придания предлагаемому товару качественных характеристик, имеющих значение для потребителей образовательных услуг и результатов образовательного процесса.

Новый тип экономических отношений заставляет вузы изменить философию деятельности исходя из потребности подготовки специалистов с новыми качественными характеристиками. Такая ситуация побуждает вуз к постоянному совершенствованию предоставляемых образовательных услуг и повышению уровня своей конкурентоспособности.

Конкурентоспособность вуза зависит от многих факторов: кадровые, финансовые и информационные ресурсы, социально-культурная база, качество программ обучения, научно-исследовательская и издательская деятельность вуза, взаимодействие с научными и промышленными организациями, международная деятельность, репутация вуза [5].

Все обозначенные факторы взаимосвязаны, и недооценка одного из них сказывается на остальных. Хотя производится несколько видов продукции (услуги образовательного характера, научно-техническая и учебно-методическая продукция), главная цель деятельности вуза - образовательная. Поэтому именно качество предоставляемых вузом образовательных услуг в конечном итоге определя-

'Структура^

Задачи. Миссия. Лидерство. Корпоративная культура

Доступ. Качество. Эффективность. Стоимость обучения. Институциональная среда

Воздействие технологий. Воздействие демографии. Воздействие глобализации. Воздействие государства, общества. Воздействие экономики, конкуренции. Социальное и культурное воздействие. Законодательное и политическое воздействие

Примечание: стрелки означают воздействие на структуру образовательного учреждения. Воздействие внешних и внутренних факторов на структуру высшего учебного заведения [6]

ет его место на этом рынке. Вуз, обеспечивающий высокое качество образования, может получить дополнительные доходы и повысить свою конкурентоспособность.

Ядром вуза, определяющим качество образования, является кадровый потенциал. От уровня его профессионализма, владения современными методами и средствами обучения зависит качество образовательных услуг.

Не менее важен и производственный потенциал вуза. Технологии не существуют в отрыве от материальной инфраструктуры: площадей, оборудования аудиторий, кабинетов, лабораторий, компьютерной и иной оргтехники, выхода в глобальные и национальные компьютерные сети.

Значительное влияние на качество образования оказывают правильно разработанные учебные планы. В условиях растущей конкуренции на рынке образовательных услуг они также обеспечивают вузам серьезное конкурентное преимущество.

Огромное значение имеют финансовые ресурсы, они влияют на кадровый, производственный и информационный потенциалы. Финансовые возможности формируются как за счет средств, полу-

чаемых от государства, так и за счет собственных источников, которые занимают все большую долю в совокупном капитале вузов [3]. Большие резервы содержатся в организации эффективного использования средств бизнес-сообщества как основного потребителя квалифицированных кадров.

На деятельность любого вуза все большее влияние оказывает использование конкурентоспособных методов и средств, помогающих формировать новые источники финансирования. В этом отношении необходимо подчеркнуть возрастающую роль маркетинга в системе управления высшим образованием [2].

На уровне высшего учебного заведения маркетинг выполняет целый ряд функций:

- разработки стратегии развития и идеологии поведения на рынке;

- исследования рынка;

- разработки новых образовательных программ и услуг;

- организации их сбыта и продвижения на рынок;

- реализации ценовой политики [7].

Непосредственный обмен результатов образовательной деятельности учебного заведения на величину ресурсов, обеспечивающих эту деятельность, происходит благодаря наличию взаимных потребностей вуза и социальных групп, удовлетворяющих посредством этих услуг свои запросы. Профессиональное высшее образование должно обеспечивать максимальное удовлетворение потребностей и системы органов управления образованием, и учащихся, и рынка труда. Лишь в этом случае будет получено требуемое ресурсное обеспечение.

Оптимизация функционирования профессионального образовательного учреждения предполагает необходимость измерения и оценки не только результативности осуществляемой им деятельности, но и ее эффективности. Возникает проблема объективной оценки основного результата деятельности высшего учебного заведения - качества подготовки выпускника. Но экономическое понятие эффективности - это соотношение между результатами деятельности субъекта и использованными для получения этих результатов материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

И здесь возникает проблема отсутствия методики оценки эффективности: не выработана четкая система, нет критериев качества и невозможно оценить реальную рыночную стоимость специалиста на рынке труда. Кроме того, может оказаться так, что выпускники пойдут работать не по специальности, и на определенных рабочих местах появятся специалисты с более низким уровнем квалификации, а ресурсы, затраченные на их подготовку, окажутся напрасными.

К разработке системы управления качеством образования в вузе следует подходить лишь с той точки зрения, что она даст выгоды, которые превысят расходы на нее. Эффективным может быть только управление, основанное на мониторинге, текущих, конечных и обязательно отдаленных результатах образования. Контроль качества - это проверка соответствия показателей качества установленным требованиям, которая позволяет своевременно предсказать недопустимое понижение качества и принять соответствующие меры.

Необходимо различать национальную систему контроля и внутривузовское управление качеством. Последнее означает систему саморегулирования, организованную самим образовательным учреждением [4].

Для обеспечения эффективности механизмов предоставления качественного образования и его доступности необходимо реальное взаимодействие системы образования и рынка труда. Для этого в основу совершенствования и развития системы высшего профессионального образования в России должно быть положено исследование взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг как основных составляющих социальной среды и формирование механизма государственного регулирования этого взаимодействия. Такова предпосылка создания гарантированных условий получения россиянами действительно высшего профессионального образования и обеспечения занятости специалистов в народном хозяйстве в соответствии с получаемыми специальностями.

Проведенные в Московском экономико-лингвистическом институте исследования показали, что повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием и обеспечение их занятости в экономике и социальной сфере зависят от функционирования и взаимодействия 3 составляющих социальной среды: рынка товаров, рынка труда (рабочей силы) и рынка образовательных услуг [1].

Наиболее полно изучены в настоящее время рынок товаров, его состояние, динамика спроса и предложения на товарных рынках. Менее полно изучены рынок труда и рынок образовательных услуг в условиях складывающихся и развивающихся рыночных отношений в российских условиях. Практически не исследовано взаимодействие этих рынков.

Рынок труда по отношению к рынку товаров является в определенной степени производным и вторичным в том смысле, что он зависит от спроса на продукт труда. Чем выше спрос на продукцию предприятий, тем выше и спрос на рабочую силу со стороны товаропроизводителей, и наоборот. В свою очередь рынок образовательных услуг является производным по отношению к рынку труда, который зависит от спроса предприятий на специалистов различных специальностей и профессий. По мере увеличения спроса на специалистов конкретного профиля на рынке труда возрастает спрос на образовательные услуги в сфере подготовки таких специалистов, наблюдаемый и на рынке образовательных услуг.

Известно, что рыночные взаимосвязи формируются под влиянием ряда факторов, таких как научно -технико-технологический прогресс, развитие экономики, соотношение конкуренции и монополии на рынках труда, товаров и услуг, эластичность спроса по цене на этих рынках, относительное месторасположение предприятий и образовательных учреждений. Эти факторы способны действовать разнонаправленным образом и с различной интенсивностью. Предложение труда отдельного человека зависит от величины заработной платы (цены труда). При равновесной и близкой к ней цене труда действует пропорциональная зависимость между величиной заработной платы и предложением труда, но наряду с эффектом дохода на кривую предложения оказывает влияние и эффект замещения [1].

Следует учитывать и то, что особенности функционирования и развития российского рынка образовательных услуг связаны прежде всего с характеристикой образовательных услуг, предоставляемых вузами, как рыночного товара, продаваемого по определенной цене, согласованной между вузами и желающими в них обучаться.

Рынок образовательных услуг характеризуется действием на нем уже сейчас в полном объеме закона спроса и предложения, что позволяет оценивать и удовлетворять запросы потребителей в полной

мере путем изучения спроса и конъюнктуры рынка образовательных услуг.

Можно отметить ряд принципиальных отличительных особенностей образовательных услуг, оказывающих влияние на маркетинговую стратегию ценообразования.

Во-первых, спрос на образовательные услуги всегда будет иметь вероятностный характер. Это тем более справедливо по отношению к новой образовательной услуге (новинке). Спрос на эту услугу предсказать практически нельзя. Реально протестировать новинку невозможно. Вывод на рынок подобного рода услуг всегда сопряжен с риском. И образовательная программа, являясь образовательной услугой вуза, обладает всеми характеристиками такой услуги, а именно:

- образовательная программа неосязаема до момента потребления;

- образовательная услуга неотделима от исполнителя (состав преподавателей и работников вуза);

- оказание и потребление образовательной услуги происходит одновременно;

- качество образовательной услуги непостоянно даже тогда, когда процесс стандартизирован;

- образовательные услуги не поддаются хранению [6].

Таким образом, потребителю предлагается интеллектуальный продукт, причем без всякой гарантии, что данное «приобретение» принесет ожидаемые плоды. Потому для вуза крайне важно следить за удовлетворенностью своих студентов получаемым образованием.

Во-вторых, спрос на образовательные услуги всегда индивидуален и предшествует их производству. При этом возникает противоречие: подготовить и произвести услугу в том виде, в котором на нее на данный момент существует спрос, практически невозможно.

В-третьих, неразрывность спроса и предложения определяет локализованный характер рынка услуг. Так исторически сложилось, что московские вузы значительно лучше оснащены и укомплектованы, чем периферийные, и именно поэтому они задают верхнюю планку цены образовательных услуг [4].

В-четвертых, процесс формирования цен обусловлен их высокой общественной значимостью. Чисто рыночные инструменты организации деятельности вузов не всегда эффективны, из-за

чего они стремятся «быть ближе к бюджету». Возникает необходимость в сочетании бесплатных и платных услуг, и сохраняется тенденция ценовой дискриминации по отношению к отдельным группам потребителей.

В-пятых, для сферы образовательных услуг присуща асимметричность информации. Потребитель, не имеющий достоверной информации о качестве предлагаемой услуги, рассматривает ее цену как показатель качества и надежности.

Анализ существующих подходов к формированию цен, а также учет описанных особенностей образовательных услуг для целей ценообразования свидетельствуют о целесообразности использования воспринимаемой ценности в качестве основы маркетинговой стратегии ценообразования для образовательных услуг.

В итоге можно следующим образом систематизировать факторы, которые способны оказывать влияние на маркетинговую стратегию ценообразования образовательных услуг (см. таблицу).

В заключение следует отметить, что государственные вузы, предоставляющие населению образовательные услуги с полным или частичным

Факторы, влияющие на ценообразование образовательных услуг

Образова- Образова-

тельные тельные

Действия и факторы услуги на коммерчес- услуги на бюджетной

кой основе основе

Платежеспособный спрос Влияет Не влияет

Увеличение цен на образова- Влияет Не влияет

тельные услуги

Рост (снижение) инвестиций Влияет Не влияет

в науку и технику

Изменение валютного курса Влияет Не влияет

Уровень конкуренции на Влияет Слабо влияет

рынке услуг

Законодательное регулиро- Влияет Не влияет

вание

Спад деловой активности Влияет Не влияет

Влияние демографических Влияет Не влияет

изменений

Увеличение безработицы Влияет Не влияет

Изменение образовательного Влияет Не влияет

уровня и профессионального

состава населения

Ускорение научно-техничес- Влияет Не влияет

кого прогресса

Зависимость от социальной Зависит Не зависит

обстановки

возмещением затрат, должны еще более активно вести поиск новых источников финансирования, перенимая в этом отношении пример частных высших учебных заведений [4].

Список литературы

1. Астахова А. С. Регулирование взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в сфере подготовки специалистов с высшим образованием // Труды МГТА: электронный журнал. 2008. № 5 (1). URL: http://www.e-magazine.meli. ru/vipusk5.htm.

2. КобылинаЕ. В., ЗахароваЕ. А. Современный российский рынок образовательных услуг в реалиях ВТО: проблемы и перспективы // Вестник Университета. 2013. № 16. С. 242-245. URL: http://www. guu. ru/info. php?id=2360.

3. Ливандовская А. Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования // Высшее образование в России. 2006. № 7.

4. Львовская С. С. Методика проведения исследований для выявления удовлетворенности студентов образовательной услугой для построения маркетинговой ценовой политики // УЭкС. 2011. N° 2 (26). URL: http://www. uecs. ru/marketing/item/329-2011-03-25-11-49-59.

5. Макарычев Д. В. Качество образования как главный фактор конкурентоспособности вуза // Известия Самарского научного центра РАН. 2006. № 4 (18).

6. Моисеенко И., Чиркашина Я. Институт на полке супермаркета: маркетинг в образовании // Профессия - директор. 2007. № 9. URL: http://www. marketing. spb. ru/lib-special/branch/education. htm.

7. Одинцова Т. Отдел маркетинга в инновационном вузе // Высшее образование в России. 2006. № 6.

региональная экономика: теория и практика

ЗЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.