Научная статья на тему 'Высшие школы профессуры и учительства (ESPE) во Франции: опыт подготовки современного педагога'

Высшие школы профессуры и учительства (ESPE) во Франции: опыт подготовки современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка педагога / педагогическое образование / система педагогического образования / зарубежный опыт / pedagogical education / teacher’s training / school practice.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шекова Наталья Александровна

в статье рассматривается опыт подготовки педагога во Франции в Высших школах профессуры и учительства (ESPE), а также предпринимается попытка оценить возможности использования такого опыта в системе отечественного педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article attempts to consider the question of examination of the pedagogical education in France at higher schools for professors and educators (ESPE) and to assess the possibility of projecting it’s model on the current Russian teacher training system.

Текст научной работы на тему «Высшие школы профессуры и учительства (ESPE) во Франции: опыт подготовки современного педагога»

Шекова Наталья Александровна

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого факультет математики, физики и информатики (магистратура, 2 курс) Научный руководитель: А. Н. Джуринский, д. п. н., профессор

ВЫСШИЕ ШКОЛЫ ПРОФЕССУРЫ И УЧИТЕЛЬСТВА (ESPE) ВО ФРАНЦИИ: ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Аннотация: в статье рассматривается опыт подготовки педагога во Франции в Высших школах профессуры и учительства (ESPE), а также предпринимается попытка оценить возможности использования такого опыта в системе отечественного педагогического образования.

Abstract: The article attempts to consider the question of examination of the pedagogical education in France at higher schools for professors and educators (ESPE) and to assess the possibility of projecting it's model on the current Russian teacher training system.

Ключевые слова: подготовка педагога, педагогическое образование, система педагогического образования, зарубежный опыт.

Keywords: pedagogical education, teacher's training, school practice.

На сегодняшний день проблема качественной подготовки педагогов входит в число приоритетных в сфере отечественного образования. В свете возрастающей потребности общества в квалифицированных кадрах роли педагога придается особое значение. По словам директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки А.Б. Соболева, на ближайшие годы педагогическое образование является приоритетной сферой. Среди комплекса мер по улучшению образования в России он особо выделяет необходимость модернизации существующей системы подготовки педагогических кадров [2].

В настоящее время осуществляется принятый правительством в 2014 году масштабный проект модернизации педагогического образования [3]. На территории России апробируются новые модели подготовки педагогов и совершенствуются условия обучения студентов, поступающих на педагогические специальности. Одним из способов модернизации отечественной системы педагогического образования остается обращение к зарубежному опыту. Необходимость изучения и внедрения зарубежных методик в российскую систему подготовки педагогов отмечалась Минобрнауки РФ в 2016 году [4]. Актуальность применения опыта других стран в сфере подготовки будущих педагогов обусловлена участием России в Болонском процессе, подразумевающем унификацию образовательных моделей стран, подписавших Болонскую декларацию [1].

2017

11

Франция - одна из стран, представляющих для нас интерес в плане изучения педагогического опыта. Являясь не только инициатором Болонского процесса, но и занимая особое место на арене мирового образования, Франция проводит последовательную политику реформирования собственной образовательной среды [5]. Исторически связанная с Россией, Франция служит определенным ориентиром для модернизации отечественной системы педагогического образования. Опыт Франции важен сегодня и может помочь найти новые пути развития в сфере подготовки российских педагогов.

За последнее десятилетие структура французского педагогического образования подверглась многочисленным реформам, переосмыслениям и попыткам создать оптимальные условия подготовки педагогов-специалистов. Одним из кардинальных изменений последних лет стало введение нового типа учебных заведений, ответственных за педагогическую подготовку студентов во Франции - Высших школ профессуры и учительства при Академиях (ESPE -École supérieure du professorat et de l'éducation). Они открылись в 2013 году и с тех пор находятся под пристальным вниманием французского педагогического сообщества [8]. Деятельность ESPE ежегодно анализируется Министерством национального образования Франции и составляет тему для обсуждений на большинстве государственных конференций, посвященных проблемам образовательной среды [9]. Официальный источник французского Министерства образования называет эти учебные заведения «прогрессивным способом вхождения в преподавательскую профессию» [6].

При проведении нашего исследования мы опирались на документы, опубликованные на официальном сайте Министерства национального образования Франции [10]; материалы персонального сайта действующего министра национального образования Франции Наджат Валло-Белькасем (Najat Vallaud-Belkacem) [9], а также комплекс государственных интернет-ресурсов, находящихся в ведении Министерства образования Франции («Eduscol», «Onisep», «Devenir enseignant» и др.). Анализ названных аутентичных источников позволил нам получить достоверные данные, предоставленные французскими органами управления образованием, и познакомиться со структурой, принципами действия и результатами работы Высших школ профессуры и учительства во Франции.

Отличительной особенностью ESPE является образовательный процесс, в рамках которого студенты не только получают предметные знания, но и ориентированы одновременно на передачу данных знаний потенциальным ученикам [6].

В образовательном процессе ESPE делается упор на максимально тесное знакомство студентов с будущей профессией педагога, введение в профессиональную деятельность начинается с первого года обучения. Полноценная стажировка в школе является неотъемлемой частью подготовки будущего педагога, наравне с теоретическими и практическими занятиями, а также самостоятельной работой студента. Более полному представлению о профессии способствует постоянная консультация наставников -практикующих педагогов, которые следят за успехами подопечных на протяжении стажировки и делятся собственным опытом преподавания [6]. Каждый студент педагогической специальности имеет индивидуального наставника. Можно говорить о масштабности и многофункциональности педагогического состава в учреждениях ESPE. За обучение студентов

12

№4

ответственны «педагогические группы» (équipes pédagogiques), включающие в себя специалистов различных областей педагогики [7]. Как правило, в такие группы входят преподаватели вузов, люди, занимающиеся исследовательской деятельностью, сотрудники управленческого аппарата университета, школьные учителя, и прочие работники сферы образования. Подобная разнородность педагогического коллектива в стенах ESPE позволяет будущим выпускникам получить у специалистов качественную консультацию по многочисленным вопросам, связанным с педагогической профессией, а также обеспечивает крепкую научно-исследовательскую и практическую базу образовательного процесса [7].

Проектируя модель работы ESPE во Франции на российскую действительность, можно пока лишь выдвигать предположения о степени эффективности применения французского опыта в вузах России. Отдельные элементы модели работы ESPE представляют интерес для изучения.

Известно, что период производственной практики в российских педагогических вузах занимает сравнительно небольшой промежуток времени. Иная ситуация наблюдается во Франции, где глубокое погружение в будущую профессиональную деятельность является одной из примечательных сторон педагогического образования. Во Франции будущие учителя на протяжении всего срока обучения стажируются в школе. Студенты ESPE периодически преподают в определенном учебном классе, получают за стажировку заработную плану и, чаще всего, по окончании обучения остаются работать в том учебном заведении, в котором стажировались.

Увеличение количества часов производственной практики при подготовке педагогов и постепенное приближение ее условий к условиям стажировки во Франции может дать российским студентам более полное представление о профессии педагога и, как следствие, улучшить их профессиональную подготовку в целом.

Положительным компонентом работы ESPE является также продуманная система наставничества и педагогических консультаций [6]. Составляющие подобного «менторства» - передача знаний от обучающего к обучаемому, контроль за саморазвитием студента, обратная связь -существуют в российских вузах, однако система наставничества во Франции выражена сильнее и имеет более индивидуальный характер.

Подводя итог, можно говорить о том, что эффективность идей ESPE как заведений педагогического образования нового типа [10] подвигает к использованию такого опыта в вузах России.

Литература

1. Болонский процесс: краткое содержание // Санкт-Петербургский государственный университет. Болонский процесс и Россия [Электронный ресу рс]: URL: http://bologna.spbu.ru (дата обращения: 15.11.2017).

2. В Минобрнауки России обсудили перспективы развития педагогическ ого образования // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: http://минобрнауки.рф/новости/ю1бо (дата обращения: 15.11.2017).

2OI7

13

3. В Москве обсудили результаты комплексного проекта по модерниз ации педагогического образования // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: http://минобрнауки.рф /новости/1128о (дата обращения: 15.11.2017).

4. Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева провела совещание с ректорами педагогических вузов // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: http://минобрнауки.рф/m/пресс-центр/8Q5l (дата обращения: 15.11.2017).

5. Хронология Болонского процесса // Санкт-Петербургский государственный университет. Болонский процесс и Россия [Электронный ресурс]: URL: http://bologna.spbu.ru/chronology (дата обраще ния: 15.11.2017).

6. Des Écoles supérieures du professorat et de l'éducation pour mieux former les enseignants // Ministère de l'Éducation nationale [Электронный ресурс]: URL: http://www.education.gouv.fr/cid736o4/des-ecoles-superieures-du-professorat-et-de-l-education-pour-mieux-former-les-enseignants.html&xtmc=espe&xtnp=2&xtcr=2Q (дата обращения: 15.11.2017).

7. ESPE : une formation à forte dimension professionnelle reconnue par un diplôme de master // Ministère de l'Enseignement supérieur, de la Recherche et de l'Innovation [Электронный ресурс]: URL: http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/cid727Q0/espe-une-formation-a-forte-dimension-professionnelle-reconnue-par-un-diplome.html (дата обращения: 15.11.2017).

8. ESPE: Les Écoles supérieures du professorat et de l'éducation // Ministère de l'Éducation nationale [Электронный ресурс]: URL: http://www.education.gouv.fr/cid727Q6/espe-les-ecoles-superieures-du-professorat-et-de-l-education.html (дата обращения: 15.11.2017).

q. Journée de réflexion sur les Écoles Supérieures du Professorat et de l'Éducation - Discours // Najat Vallaud Belkacem [Электронный ресурс]: URL: http://www.najat-vallaud-belkacem.com/2016/05/25/journee-de-reflexion-sur-les-ecoles-superieures-du-professorat-et-de-leducation-discours (дата обращения: 15.11.2017).

10. Les effectifs en ESPE en 2016-2017 // Ministère de l'Enseignement supérieur, de la Recherche et de l'Innovation [Электронный ресурс]: URL: http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/cid116948/les-effectifs-en-espe-en-2016-2017.html (дата обращения: 15.11.2017).

14

№4

Католический университет прикладных наук г. Манц (Германия) Программа академического обмена

26 ноября - 3 декабря 2017 года

Официальная встреча в Католическом университете прикладных наук

г. Майнц (Германия)

2017

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.