УДК 159.942
Ожиганова Галина Валентиновна
кандидат психологических наук Институт психологии РАН, г. Москва [email protected]
ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00386),
Институт психологии РАН.
В статье затрагивается тема высших способностей и продуктивной жизнедеятельности личности. Рассматриваются такие высшие способности, как моральные и творческие, приводятся их описание и характеристики. Анализируются возможности актуализации и развития этих способностей в процессе обучения. В качестве фактора, создающего условия для их проявления и формирования, рассматривается совместная продуктивная деятельность учителя и учеников. Такая деятельность создает условия для целостного развития обучаемых, включая интеллектуальную, ценностно-нравственную и творческую сферы личности учащихся, способствует их дальнейшей самостоятельной продуктивной жизнедеятельности.
Ключевые слова: высшие моральные способности, творческие способности, совместная деятельность, совместная продуктивная жизнедеятельность, сотрудничество преподавателя и учащихся.
В настоящее время в образовательной среде все более востребованными становятся концепции, методы, технологии, позволяющие повысить эффективность процесса обучения, отражающуюся как на продуктивной жизнедеятельности учителя, так и учеников. Отметим, что продуктивность обучения может рассматриваться не только в традиционном понимании как большое количество высоких баллов на экзамене, но и как жизнедеятельность учащихся, ведущая к созданию реальных продуктов деятельности (например, творческих), к формированию ценностно-нравственной готовности осуществлять жизнедеятельность, которая связана с проявлениями духовно-нравственных качеств личности и реализацией высших моральных способностей. Продуктивная жизнедеятельность может иметь отношение к индивидуальной и совместной деятельности индивидов, касаться работы, учебы, досуга и пр. Научный интерес представляет изучение совместной продуктивной деятельности в процессе обучения в связи с развитием нравственного и творческого аспектов личности.
В данном теоретическом исследования выдвигаются следующие цели: рассмотреть понятия высших моральных и творческих способностей, а также совместной продуктивной деятельности; проанализировать возможности совместной продуктивной деятельности преподавателя/учителя и студентов/школьников, связанные с нравственным и творческим развитием, имеющим отношение к проявлению высших моральных и творческих способностей учащихся в контексте процесса обучения.
Высшие способности позволяют реализовать высшие человеческие качества и возможности. Они включаются в категорию духовных способностей, позволяющих продвигаться к духовному Я субъекта, основу которого составляет морально-ценностное и ценностно-смысловое отношение
к себе, другим, миру, выражающееся наиболее четко в духовной направленности личности.
Духовная направленность ярко проявляется в отношениях «Я-Другие». Она обусловлена децен-трацией Я и ориентацией на благо других; чем меньше озабоченность своим эгоцентрическим Я, тем выше духовная направленность личности, связанная с заботой о других людях, оказанием им помощи и поддержки, как на личностном уровне, так и профессиональном. Духовное основание высших способностей раскрывается, в первую очередь, благодаря моральным способностям, которые служат базисом для других высших способностей: творческих, рефлексивных, саморегулятивных, способности к саморазвитию и пр.
Моральные способности обеспечивают реализацию высших ценностей и смыслов бытия на основе общечеловеческих принципов морали: истины, добра, любви к людям, справедливости, красоты. Высшей ценностью и смыслом бытия становится бескорыстное служение людям и обществу, исполнение высшего долга - Человеческого.
Высшие моральные и творческие способности связаны. Прекрасный творческий продукт (объективно) возвышает, облагораживает зрителя, читателя и пр. Автор, создавая свое творение, изначально ставит цель - помочь людям стать совершеннее, делать добро, стремиться к высоким идеалам, культивировать высоконравственное поведение. Такое отношение к творчеству связано с проявлением высших творческих способностей, свидетельствующих о духовной направленности творца, его гуманизме и стремлении действовать на благо других людей и общества в целом.
Высшие творческие способности характеризуются также следующим:
1. Мотивация творческого самовыражения («творю из любви к самому творчеству, не могу не творить, не могу не создавать что-то новое»). Мотивация творческого самовыражения внутренняя
Вестник КГУ Л 2018
© Ожиганова Г.В., 2018
44
(интринсивная) противоположна внешней (экс-тринсивной), когда творчество осуществляется ради денег и / или славы.
2. Свобода творчества, предполагающая, что творческая идея порождается самим автором и реализуется в выбранной им самим форме в неограниченный период времени. Свобода творчества противоположна навязанным извне требованиям к творческому продукту и условиям творчества, например: сочинить определенное стихотворение за вознаграждение на предложенную тему, не интересующую автора.
Таким образом, важнейшими характеристиками высших творческих способностей, являются: мотивация творческого самовыражения, связанная с личностно значимой проблемой, задачей, которую автор сам выбирает для себя и решает подходящими для него творческими способами; бескорыстное создание творческого продукта, наслаждение самим процессом творчества, независимость от вознаграждения и отсутствие духа соревновательности; ориентация на высшие ценности красоты, истины, добра, т.е. на выход за пределы эгоцентрического Я [8].
Высшие моральные и творческие способности позволяют достичь вершин в профессиональной и другой деятельности, ведут к продуктивной жизнедеятельности в целом. Важным представляется рассмотреть факторы, создающие условия для проявления и формирования высших моральных и творческих способностей в процессе обучения, в частности, совместную деятельность педагога и учеников.
Совместная деятельность определяется в кратком психологическом словаре как система организованной активности взаимодействующих индивидов, ориентированная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отметим, что создание продукта (продуктивность) рассматривается как неотъемлемый атрибут совместной деятельности.
Отметим некоторые важные для нас характеристики совместной деятельности:
- общая цель совместной деятельности и ее предвосхищаемый результат, которые связаны с общими интересами всех участников, и в то же время позволяют реализовать потребности каждого участника отдельно;
- непосредственный контакт участников, их взаимодействие в едином пространстве и временном промежутке, ведущее к взаимной перцепции, обмену информацией и необходимыми для совместной деятельности действиями;
- сосредоточенность организации и руководства совместной деятельностью в лице одного из участников либо распределение между участниками;
- формирование межличностных отношений, возникающих в процессе совместной деятельно-
сти на основе обусловленных ею функционально-ролевых взаимодействий, но впоследствии приобретающих самостоятельный характер. Межличностные отношения, исходно обусловленные целями и содержанием совместной деятельности, воздействуют на ее процесс и результаты [2].
Совместная продуктивная деятельность в первую очередь ассоциируется с работой. Отмечая специфические факторы совместной деятельности Б.Ф. Ломов, относит к ним следующие психологические механизмы взаимодействия между людьми:
- подражание (осознаваемое и неосознаваемое) как компонент совместной деятельности, оказывающий влияние на ее организацию;
- внушение и эмоциональное взаимозаражение, как факторы, которые влияют на структуру и динамику совместной деятельности;
- сотрудничество (взаимное содействие) и соперничество (соревнование) как внутренние факторы совместной деятельности, которые в большой мере способствуют ее эффективности.
- межличностные отношения, оказывающие воздействие на организацию и продуктивность совместной деятельности, охватывая в целом весь ее процесс [3].
А.Л. Журавлев, глубоко и разносторонне анализируя социально-психологические проблемы совместной деятельности, предлагает использовать такое научное понятие, как «совместная жизнедеятельность, позволяющее расширить содержание понятия «совместная деятельность». Совместная жизнедеятельность определяется им как «любое взаимосвязанное (взаимозависимое, взаимовли-яющее) функционирование людей в социальных группах разной численности, т. е. в группах действующих, выполняющих свои функции, реализующих свои роли и назначение, что-то осуществляющих, исполняющих и т. п.» [1, с. 10]. Объемность содержания понятия «совместная жизнедеятельность» позволяет использовать его для описания социально-психологических феноменов в разнообразных объединениях: в трудовых и учебных коллективах, в семье, в окружении друзей. Такие группы могут быть сформированы стихийно или организованы специально (например, трудовые и пр.). Их изучение возможно как в лабораторных, так и естественных условиях. Совместная активность этих групп может проявляться в различных формах: отдельные действия и поступки, более сложное поведение, деятельность, общение, взаимоотношения и т. д. [1].
Понятия совместной жизнедеятельности, совместной продуктивной деятельности и продуктивной жизнедеятельности могут использоваться в связи с психологическим анализом не только работы, но и учебы.
В зарубежных источниках упоминается совместная продуктивная деятельность учителя
и учеников [9]. Отмечается, что обучение становится более эффективным в случае, если эксперты и новички работают вместе для достижения общей цели или создания совместного продукта и, следовательно, мотивированы помогать друг другу. Таким образом, совместная продуктивная деятельность значительно усиливает эффект преподавания и усвоения знаний, навыков и умений.
Совместная продуктивная деятельность учителей и школьников, преподавателей и студентов не является распространенной, хотя она очень важна и позволяет вырабатывать общий опыт и общий контекст понимания между обучающим и обучаемым (наставником и учеником). Совместная продуктивная деятельность может способствовать достижению высшего уровня академической и практической успешности, используя абстрактные научные «школьные» знания для решения реальных практических жизненных проблем [9].
Именно процесс взаимодействия абстрактных научных знаний и реальных ситуаций применения этого знания способствует формированию компетентности и продуктивной жизнедеятельности. Переносу теоретических знаний, полученных в школе или вузе, в реальную профессиональную деятельность может способствовать совместная продуктивная деятельность наставника и ученика.
Совместная продуктивная деятельность может использоваться для разных возрастных категорий и ситуаций, связанных с учебой и работой, и рассматриваться как взаимодействие наставника и ученика на разных уровнях: родители и дети дошкольного и школьного возраста; учителя и ученики в школе; преподаватели и студенты в вузе; старшие коллеги (эксперты) и новички на рабочем месте, преподаватели и участники курсов повышения квалификации и пр.
В отечественной психологии идея совместной продуктивной жизнедеятельности учителя и обучаемых также получила развитие. Важное значение в этой связи имеет концепция учения как продуктивной и творческой деятельности преподавателя совместно с учениками, предложенная В.Я. Ляудис. В основу этой концепции заложено понимание обучения как процесса, способствующего не только интеллектуальному развитию, но и личностному росту в целом, как учеников, так и учителя, что связано с культивированием отношений их сотрудничества, взаимопомощи, благодаря демократизации позиции учителя [5].
Гуманистическая ориентация обучения в концепции Ляудис, базирующаяся на формировании альтруистической направленности личности, создает, на наш взгляд, условия для развития высших способностей человека, таких как моральные, а также актуализации творческих способностей, так как процесс обучения сфокусирован на становлении отношений сотворчества учителя и учеников,
в ходе которого происходит развитие творческой личности, способной в дальнейшем к самостоятельным творческим проявлениям. Это относится как к личности ученика, так и личности учителя.
В исследовании О.Е. Ляпуновой [4], использовавшей идеи В.Я. Ляудис, рассматривалась совместная продуктивная деятельность преподавателя и обучаемых и ее влияние на интеллектуальное и нравственное развитие личности студента. Автором изучалась взаимосвязь развития интеллектуальной и нравственной сферы личности в процессе обучения, ключевое значение при этом отводилось мотивационно-смысловой сфере. В качестве критериев этой взаимосвязи были выделены: 1) изменение позиции личности, обусловленное трансформацией ее отношений к себе, к другим, к учебной и профессиональной деятельности, что на наш взгляд связано с позитивной ценностно-нравственной переориентацией, возможностью активизации проявления моральных способностей; 2) формирование у студентов новых мотивов и смыслов деятельности; 3) возникновение нового уровня саморегуляции деятельности и поведения, имеющего отношение к самостоятельному выдвижению новых целей. Использовалась идея В.Я. Ляудис о том, что наибольшую степень интеллектуального развития в сочетании с нравственным совершенствованием обеспечивает ситуация совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов, которая нацелена в первую очередь на целостное развитие учащихся, а не только на когнитивное. Результаты исследования подтвердили важную роль совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов в расширении познавательных возможностей студентов, также как и в развитии ценностно-нравственной и смысловой сферы личности. Это выражалось в выдвижении студентами новых целей и смыслов в учебной и профессиональной деятельности, в усилении творческой мотивации и совершенствовании творческой продукции, созданной в экспериментальной ситуации, в стремлении к сотрудничеству, альтруистическому поведению. Можно сказать, что у студентов наряду с когнитивными способностями, развивались творческие и моральные способности.
Полученные данные свидетельствовали о том, что у студентов выкристаллизовался особый подход к будущей профессиональной деятельности, связанный с творческой мотивацией и ориентацией на отношения сотрудничества с учениками как в процессе освоения ими предметного материала, так и в отношении воспитания и развития личности школьника. То есть в ходе совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов у последних формируется личностная позиция, ориентированная на самостоятельное творчество, гуманизацию отношений, касающихся будущей профессиональной педагогической деятельности.
46
Вестник КГУ ^ 2018
Итак, в исследовании было установлено, что учебная ситуация совместной продуктивной деятельности позитивно воздействует не только на развитие интеллектуальных способностей учащихся, но и ведет к позитивным сдвигам в их мотвационно-смысловой и нравственной сферах, способствуя формированию творческой и профессиональной мотивации, изменению позиции личности, ее переориентация на определенный вид отношений - сотрудничество, нацеленность на альтруистическое поведение. Обсуждая эти результаты, можно выделить три вектора развития студентов, благодаря влиянию учебной ситуации совместной продуктивной деятельности. Они связаны с интеллектуальной, творческой и морально-ценностной сферами, и, следовательно, с интеллектуальными, творческими и моральными способностями, благоприятствующими продуктивной жизнедеятельности.
Другое исследование, проведенной И.Г. Ма-ракушиной на основе концепции учения как совместной продуктивной и творческой деятельности участников образовательного процесса, предложенной В.Я. Ляудис, было нацелено на изучение влияния учебной ситуации совместной продуктивной деятельности учителя и учеников на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста [6]. Применялся метод проектирования ситуаций совместной деятельности по решению продуктивных и творческих задач, определяющих весь процесс учения, социальное и индивидуальное развитие личности (В .Я. Ляу-дис), использовалась концепция соразвития, коэволюции личности участников образовательного процесса в совместной творческой деятельности.
Было установлено, что совместная продуктивная деятельность учителя и учеников, в ходе которой применялся метод психологического конструирования ситуаций взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками на основании решения продуктивных задач, способствует развитию уникальности личности каждого обучаемого, выступающего в качестве равноправного соучастника творческого и учебно-воспитательного процесса и, следовательно, субъектом собственного социального взросления. Можно сказать, что совместная продуктивная деятельность учителя и учеников является важным фактором формирования и проявления творческих способностей обучаемых и их продуктивной жизнедеятельности.
В проведенном нами исследовании, направленном на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста, рассматривалась совместная продуктивная жизнедеятельность учителя и учеников, в процессе которой педагог демонстрировал учащимся образцы творческого поведения: а) процесс создания творческого продукта в классе; б) творческие продукты, созданные
учителем дома: рисунки, рассказы, стихи, шутки и пр.). Он предлагал ученикам также что-нибудь придумать, нарисовать или сочинить, например, стихотворение, написать рассказ - все, что им захочется сделать, реализуя себя в творчестве. Учитель активно включался в творческое взаимодействие с детьми, поддерживал любые творческие начинания детей, создавая свободную творческую атмосферу, устанавливал эмоциональный контакт с учениками. В учебной ситуации совместной продуктивной деятельности учителя и учеников создавались все условия для формирования высших творческих способностей у обучаемых, связанные с: актуализацией мотивации творческого самовыражения (школьник сам придумывает интересующую его творческую задачу и выбирает форму реализации замысла: придумывает кроссворд, загадку, пишет стихи или рассказы, создает рисунки и пр.); бескорыстным созданием творческого продукта: полное погружение в творческий процесс; независимость от вознаграждения (оценки за творческие продукты не ставились); отсутствие духа соревновательности (на уроке создавалась атмосфера дружелюбия, эмоциональной поддержки и взаимной помощи); ориентацией на высшие ценности красоты, истины, добра, справедливости.
В нашем исследовании творческих способностей учащихся были выявлены следующие факторы их творческой продуктивности в процессе обучения: важная роль наличия образца творческого поведения учителя, творческое взаимодействие учителя с учениками в процессе создания ими творческого продукта, организация учителем в классе свободной ситуации, не ограничивающей никоим образом творческую активность школьников, эмоциональная поддержка творческой инициативы учащихся. Эти факторы создавали условия для развертывания реального творческого процесса, в который школьники погружались полностью с большим удовольствием, о чем свидетельствовали зафиксированные экспериментатором многочисленные позитивные эмоциональные реакции учащихся, связанные с инициацией их творческого процесса. Таким образом, сам творческий процесс, в результате которого школьники создавали разнообразные творческие продукты, способствовал ощущению эмоционального благополучия испытуемых и выступал регуляторным механизмом продуктивной жизнедеятельности.
Все эти факторы способствовали формированию творческих способностей школьников и их высокой творческой продуктивности. В процессе творческого взаимодействия учителя и учеников в экспериментальной ситуации дети создали многочисленные самостоятельные творческие продукты. В качестве механизма продуктивной творческой жизнедеятельности в данном исследовании был выявлен феномен подражания учеников твор-
ческому поведению учителя в процессе их творческого взаимодействия [7].
Заключение. Высшие моральные и творческие способности, имея отношение к высшим человеческим характеристикам и возможностям, являются важнейшими факторами продуктивной жизнедеятельности. Создание условий для актуализации и развития этих способностей в процессе обучения возможно благодаря совместной продуктивной деятельности преподавателя и обучаемых. Ситуация совместной продуктивной деятельности наставника и ученика, используемая в процессе обучения как учебно-воспитательный прием, в процессе целостного развития личности, охватывающего ее интеллектуальную, нравственную и творческую сферы, создает условия не только для формирования познавательных способностей, но и для проявления высших моральных и творческих способностей обучаемых, ориентирует их на дальнейшую самостоятельную индивидуальную продуктивную жизнедеятельность.
С одной стороны, нравственная и творческая сфера личности и соответствующие моральные и творческие способности развиваются благодаря учебной ситуации совместной продуктивной деятельности учителя и учеников, и могут рассматриваться как эффект продуктивной жизнедеятельности в процессе обучения, с другой, - будучи сформированными и проявляясь в самостоятельной индивидуальной жизнедеятельности учеников, они становятся предпосылками ее продуктивности.
Библиографический список
1. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 640 с.
2. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов нД: Феникс, 1998 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psychology.academic.ru/3898/ (дата обращения: 13.04.2018).
3. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
4. Ляпунова О.Е. Совместная продуктивная деятельность как фактор интеллектуального и нравственного развития личности студента: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1990. - 23 с.
5. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.
6. Маракушина И.Г. Социальное и индивидуально-личностное развитие младших школьников
в ситуациях совместной творческой деятельности с педагогом: лонгитюдное исследование: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. - 218 с.
7. Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности // Психологический журнал. - 2001. -Т. 22. - № 2. - С. 75-85.
8. Ожиганова Г.В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 282 с.
9. Centerfor Researchon Education, Diversity & Excellence (CREDE) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://manoa.hawaii.edu/coe/ credenational/joint-productive-activity/ (дата обращения: 13.04.2018).
References
1. ZHuravlev A.L. Psihologiya sovmestnoj deyatel'nosti. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2005. - 640 s.
2. Kratkij psihologicheskij slovar' / L.A. Karpenko, A.V. Petrovskij, M.G. YAroshevskij. - Rostov nD: Feniks, 1998 [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://psychology.academic.ru/3898/ (data obrashcheniya: 13.04.2018).
3. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. - M.: Nauka, 1984. - 444 s.
4. Lyapunova O.E. Sovmestnaya produktivnaya deyatel'nost' kak faktor intellektual'nogo i nravstvennogo razvitiya lichnosti studenta: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 1990. - 23 s.
5. Lyaudis V.YA. Metodika prepodavaniya psihologii. - M.: Izd-vo URAO, 2000. - 128 s.
6. Marakushina I.G. Social'noe i individual'no-lichnostnoe razvitie mladshih shkol'nikov v situaciyah sovmestnoj tvorcheskoj deyatel'nosti s pedagogom: longityudnoe issledovanie: dis. . kand. psihol. nauk. - M., 2002. - 218 s.
7. Ozhiganova G.V. Diagnostika i formirovanie kreativnosti u detej v processe uchebnoj deyatel'nosti // Psihologicheskij zhurnal. - 2001. - T. 22. - № 2. -S. 75-85.
8. Ozhiganova G.V. Duhovnye sposobnosti kak resurs zhiznedeyatel'nosti. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2016. - 282 s.
9. Centerfor Researchon Education, Diversity & Excellence (CREDE) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://manoa.hawaii.edu/coe/credenational/ joint-productive-activity/ (data obrashcheniya: 13.04.2018).
48
Вестник КГУ 2018