Научная статья на тему 'Высшие моральные и творческие способности и продуктивная жизнедеятельность в процессе обучения'

Высшие моральные и творческие способности и продуктивная жизнедеятельность в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВМЕСТНАЯ ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ / HIGHER MORAL CAPACITIES / HIGHER CREATIVE CAPACITIES / JOINT ACTIVITY / JOINT PRODUCTIVE ACTIVITIES / COOPERATION OF TEACHER AND PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ожиганова Галина Валентиновна

В статье затрагивается тема высших способностей и продуктивной жизнедеятельности личности. Рассматриваются такие высшие способности, как моральные и творческие, приводятся их описание и характеристики. Анализируются возможности актуализации и развития этих способностей в процессе обучения. В качестве фактора, создающего условия для их проявления и формирования, рассматривается совместная продуктивная деятельность учителя и учеников. Такая деятельность создает условия для целостного развития обучаемых, включая интеллектуальную, ценностно-нравственную и творческую сферы личности учащихся, способствует их дальнейшей самостоятельной продуктивной жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher moral and creative capacities and productive life activity in the learning process

The article touches on the theme of higher capacities and productive life activity of the personality. Such higher capacities as moral and creative are considered, their description and characteristics are given. The possibilities of actualisation and development of these capacities in the learning process are analysed. The joint productive activity of the teacher and pupils is considered as a factor creating conditions for manifestation and formation of higher moral and creative capacities because it allows the integral development of pupils, including the intellectual, value-moral and creative spheres of their personality, contributes to their further independent productive life activity.

Текст научной работы на тему «Высшие моральные и творческие способности и продуктивная жизнедеятельность в процессе обучения»

УДК 159.942

Ожиганова Галина Валентиновна

кандидат психологических наук Институт психологии РАН, г. Москва [email protected]

ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00386),

Институт психологии РАН.

В статье затрагивается тема высших способностей и продуктивной жизнедеятельности личности. Рассматриваются такие высшие способности, как моральные и творческие, приводятся их описание и характеристики. Анализируются возможности актуализации и развития этих способностей в процессе обучения. В качестве фактора, создающего условия для их проявления и формирования, рассматривается совместная продуктивная деятельность учителя и учеников. Такая деятельность создает условия для целостного развития обучаемых, включая интеллектуальную, ценностно-нравственную и творческую сферы личности учащихся, способствует их дальнейшей самостоятельной продуктивной жизнедеятельности.

Ключевые слова: высшие моральные способности, творческие способности, совместная деятельность, совместная продуктивная жизнедеятельность, сотрудничество преподавателя и учащихся.

В настоящее время в образовательной среде все более востребованными становятся концепции, методы, технологии, позволяющие повысить эффективность процесса обучения, отражающуюся как на продуктивной жизнедеятельности учителя, так и учеников. Отметим, что продуктивность обучения может рассматриваться не только в традиционном понимании как большое количество высоких баллов на экзамене, но и как жизнедеятельность учащихся, ведущая к созданию реальных продуктов деятельности (например, творческих), к формированию ценностно-нравственной готовности осуществлять жизнедеятельность, которая связана с проявлениями духовно-нравственных качеств личности и реализацией высших моральных способностей. Продуктивная жизнедеятельность может иметь отношение к индивидуальной и совместной деятельности индивидов, касаться работы, учебы, досуга и пр. Научный интерес представляет изучение совместной продуктивной деятельности в процессе обучения в связи с развитием нравственного и творческого аспектов личности.

В данном теоретическом исследования выдвигаются следующие цели: рассмотреть понятия высших моральных и творческих способностей, а также совместной продуктивной деятельности; проанализировать возможности совместной продуктивной деятельности преподавателя/учителя и студентов/школьников, связанные с нравственным и творческим развитием, имеющим отношение к проявлению высших моральных и творческих способностей учащихся в контексте процесса обучения.

Высшие способности позволяют реализовать высшие человеческие качества и возможности. Они включаются в категорию духовных способностей, позволяющих продвигаться к духовному Я субъекта, основу которого составляет морально-ценностное и ценностно-смысловое отношение

к себе, другим, миру, выражающееся наиболее четко в духовной направленности личности.

Духовная направленность ярко проявляется в отношениях «Я-Другие». Она обусловлена децен-трацией Я и ориентацией на благо других; чем меньше озабоченность своим эгоцентрическим Я, тем выше духовная направленность личности, связанная с заботой о других людях, оказанием им помощи и поддержки, как на личностном уровне, так и профессиональном. Духовное основание высших способностей раскрывается, в первую очередь, благодаря моральным способностям, которые служат базисом для других высших способностей: творческих, рефлексивных, саморегулятивных, способности к саморазвитию и пр.

Моральные способности обеспечивают реализацию высших ценностей и смыслов бытия на основе общечеловеческих принципов морали: истины, добра, любви к людям, справедливости, красоты. Высшей ценностью и смыслом бытия становится бескорыстное служение людям и обществу, исполнение высшего долга - Человеческого.

Высшие моральные и творческие способности связаны. Прекрасный творческий продукт (объективно) возвышает, облагораживает зрителя, читателя и пр. Автор, создавая свое творение, изначально ставит цель - помочь людям стать совершеннее, делать добро, стремиться к высоким идеалам, культивировать высоконравственное поведение. Такое отношение к творчеству связано с проявлением высших творческих способностей, свидетельствующих о духовной направленности творца, его гуманизме и стремлении действовать на благо других людей и общества в целом.

Высшие творческие способности характеризуются также следующим:

1. Мотивация творческого самовыражения («творю из любви к самому творчеству, не могу не творить, не могу не создавать что-то новое»). Мотивация творческого самовыражения внутренняя

Вестник КГУ Л 2018

© Ожиганова Г.В., 2018

44

(интринсивная) противоположна внешней (экс-тринсивной), когда творчество осуществляется ради денег и / или славы.

2. Свобода творчества, предполагающая, что творческая идея порождается самим автором и реализуется в выбранной им самим форме в неограниченный период времени. Свобода творчества противоположна навязанным извне требованиям к творческому продукту и условиям творчества, например: сочинить определенное стихотворение за вознаграждение на предложенную тему, не интересующую автора.

Таким образом, важнейшими характеристиками высших творческих способностей, являются: мотивация творческого самовыражения, связанная с личностно значимой проблемой, задачей, которую автор сам выбирает для себя и решает подходящими для него творческими способами; бескорыстное создание творческого продукта, наслаждение самим процессом творчества, независимость от вознаграждения и отсутствие духа соревновательности; ориентация на высшие ценности красоты, истины, добра, т.е. на выход за пределы эгоцентрического Я [8].

Высшие моральные и творческие способности позволяют достичь вершин в профессиональной и другой деятельности, ведут к продуктивной жизнедеятельности в целом. Важным представляется рассмотреть факторы, создающие условия для проявления и формирования высших моральных и творческих способностей в процессе обучения, в частности, совместную деятельность педагога и учеников.

Совместная деятельность определяется в кратком психологическом словаре как система организованной активности взаимодействующих индивидов, ориентированная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отметим, что создание продукта (продуктивность) рассматривается как неотъемлемый атрибут совместной деятельности.

Отметим некоторые важные для нас характеристики совместной деятельности:

- общая цель совместной деятельности и ее предвосхищаемый результат, которые связаны с общими интересами всех участников, и в то же время позволяют реализовать потребности каждого участника отдельно;

- непосредственный контакт участников, их взаимодействие в едином пространстве и временном промежутке, ведущее к взаимной перцепции, обмену информацией и необходимыми для совместной деятельности действиями;

- сосредоточенность организации и руководства совместной деятельностью в лице одного из участников либо распределение между участниками;

- формирование межличностных отношений, возникающих в процессе совместной деятельно-

сти на основе обусловленных ею функционально-ролевых взаимодействий, но впоследствии приобретающих самостоятельный характер. Межличностные отношения, исходно обусловленные целями и содержанием совместной деятельности, воздействуют на ее процесс и результаты [2].

Совместная продуктивная деятельность в первую очередь ассоциируется с работой. Отмечая специфические факторы совместной деятельности Б.Ф. Ломов, относит к ним следующие психологические механизмы взаимодействия между людьми:

- подражание (осознаваемое и неосознаваемое) как компонент совместной деятельности, оказывающий влияние на ее организацию;

- внушение и эмоциональное взаимозаражение, как факторы, которые влияют на структуру и динамику совместной деятельности;

- сотрудничество (взаимное содействие) и соперничество (соревнование) как внутренние факторы совместной деятельности, которые в большой мере способствуют ее эффективности.

- межличностные отношения, оказывающие воздействие на организацию и продуктивность совместной деятельности, охватывая в целом весь ее процесс [3].

А.Л. Журавлев, глубоко и разносторонне анализируя социально-психологические проблемы совместной деятельности, предлагает использовать такое научное понятие, как «совместная жизнедеятельность, позволяющее расширить содержание понятия «совместная деятельность». Совместная жизнедеятельность определяется им как «любое взаимосвязанное (взаимозависимое, взаимовли-яющее) функционирование людей в социальных группах разной численности, т. е. в группах действующих, выполняющих свои функции, реализующих свои роли и назначение, что-то осуществляющих, исполняющих и т. п.» [1, с. 10]. Объемность содержания понятия «совместная жизнедеятельность» позволяет использовать его для описания социально-психологических феноменов в разнообразных объединениях: в трудовых и учебных коллективах, в семье, в окружении друзей. Такие группы могут быть сформированы стихийно или организованы специально (например, трудовые и пр.). Их изучение возможно как в лабораторных, так и естественных условиях. Совместная активность этих групп может проявляться в различных формах: отдельные действия и поступки, более сложное поведение, деятельность, общение, взаимоотношения и т. д. [1].

Понятия совместной жизнедеятельности, совместной продуктивной деятельности и продуктивной жизнедеятельности могут использоваться в связи с психологическим анализом не только работы, но и учебы.

В зарубежных источниках упоминается совместная продуктивная деятельность учителя

и учеников [9]. Отмечается, что обучение становится более эффективным в случае, если эксперты и новички работают вместе для достижения общей цели или создания совместного продукта и, следовательно, мотивированы помогать друг другу. Таким образом, совместная продуктивная деятельность значительно усиливает эффект преподавания и усвоения знаний, навыков и умений.

Совместная продуктивная деятельность учителей и школьников, преподавателей и студентов не является распространенной, хотя она очень важна и позволяет вырабатывать общий опыт и общий контекст понимания между обучающим и обучаемым (наставником и учеником). Совместная продуктивная деятельность может способствовать достижению высшего уровня академической и практической успешности, используя абстрактные научные «школьные» знания для решения реальных практических жизненных проблем [9].

Именно процесс взаимодействия абстрактных научных знаний и реальных ситуаций применения этого знания способствует формированию компетентности и продуктивной жизнедеятельности. Переносу теоретических знаний, полученных в школе или вузе, в реальную профессиональную деятельность может способствовать совместная продуктивная деятельность наставника и ученика.

Совместная продуктивная деятельность может использоваться для разных возрастных категорий и ситуаций, связанных с учебой и работой, и рассматриваться как взаимодействие наставника и ученика на разных уровнях: родители и дети дошкольного и школьного возраста; учителя и ученики в школе; преподаватели и студенты в вузе; старшие коллеги (эксперты) и новички на рабочем месте, преподаватели и участники курсов повышения квалификации и пр.

В отечественной психологии идея совместной продуктивной жизнедеятельности учителя и обучаемых также получила развитие. Важное значение в этой связи имеет концепция учения как продуктивной и творческой деятельности преподавателя совместно с учениками, предложенная В.Я. Ляудис. В основу этой концепции заложено понимание обучения как процесса, способствующего не только интеллектуальному развитию, но и личностному росту в целом, как учеников, так и учителя, что связано с культивированием отношений их сотрудничества, взаимопомощи, благодаря демократизации позиции учителя [5].

Гуманистическая ориентация обучения в концепции Ляудис, базирующаяся на формировании альтруистической направленности личности, создает, на наш взгляд, условия для развития высших способностей человека, таких как моральные, а также актуализации творческих способностей, так как процесс обучения сфокусирован на становлении отношений сотворчества учителя и учеников,

в ходе которого происходит развитие творческой личности, способной в дальнейшем к самостоятельным творческим проявлениям. Это относится как к личности ученика, так и личности учителя.

В исследовании О.Е. Ляпуновой [4], использовавшей идеи В.Я. Ляудис, рассматривалась совместная продуктивная деятельность преподавателя и обучаемых и ее влияние на интеллектуальное и нравственное развитие личности студента. Автором изучалась взаимосвязь развития интеллектуальной и нравственной сферы личности в процессе обучения, ключевое значение при этом отводилось мотивационно-смысловой сфере. В качестве критериев этой взаимосвязи были выделены: 1) изменение позиции личности, обусловленное трансформацией ее отношений к себе, к другим, к учебной и профессиональной деятельности, что на наш взгляд связано с позитивной ценностно-нравственной переориентацией, возможностью активизации проявления моральных способностей; 2) формирование у студентов новых мотивов и смыслов деятельности; 3) возникновение нового уровня саморегуляции деятельности и поведения, имеющего отношение к самостоятельному выдвижению новых целей. Использовалась идея В.Я. Ляудис о том, что наибольшую степень интеллектуального развития в сочетании с нравственным совершенствованием обеспечивает ситуация совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов, которая нацелена в первую очередь на целостное развитие учащихся, а не только на когнитивное. Результаты исследования подтвердили важную роль совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов в расширении познавательных возможностей студентов, также как и в развитии ценностно-нравственной и смысловой сферы личности. Это выражалось в выдвижении студентами новых целей и смыслов в учебной и профессиональной деятельности, в усилении творческой мотивации и совершенствовании творческой продукции, созданной в экспериментальной ситуации, в стремлении к сотрудничеству, альтруистическому поведению. Можно сказать, что у студентов наряду с когнитивными способностями, развивались творческие и моральные способности.

Полученные данные свидетельствовали о том, что у студентов выкристаллизовался особый подход к будущей профессиональной деятельности, связанный с творческой мотивацией и ориентацией на отношения сотрудничества с учениками как в процессе освоения ими предметного материала, так и в отношении воспитания и развития личности школьника. То есть в ходе совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов у последних формируется личностная позиция, ориентированная на самостоятельное творчество, гуманизацию отношений, касающихся будущей профессиональной педагогической деятельности.

46

Вестник КГУ ^ 2018

Итак, в исследовании было установлено, что учебная ситуация совместной продуктивной деятельности позитивно воздействует не только на развитие интеллектуальных способностей учащихся, но и ведет к позитивным сдвигам в их мотвационно-смысловой и нравственной сферах, способствуя формированию творческой и профессиональной мотивации, изменению позиции личности, ее переориентация на определенный вид отношений - сотрудничество, нацеленность на альтруистическое поведение. Обсуждая эти результаты, можно выделить три вектора развития студентов, благодаря влиянию учебной ситуации совместной продуктивной деятельности. Они связаны с интеллектуальной, творческой и морально-ценностной сферами, и, следовательно, с интеллектуальными, творческими и моральными способностями, благоприятствующими продуктивной жизнедеятельности.

Другое исследование, проведенной И.Г. Ма-ракушиной на основе концепции учения как совместной продуктивной и творческой деятельности участников образовательного процесса, предложенной В.Я. Ляудис, было нацелено на изучение влияния учебной ситуации совместной продуктивной деятельности учителя и учеников на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста [6]. Применялся метод проектирования ситуаций совместной деятельности по решению продуктивных и творческих задач, определяющих весь процесс учения, социальное и индивидуальное развитие личности (В .Я. Ляу-дис), использовалась концепция соразвития, коэволюции личности участников образовательного процесса в совместной творческой деятельности.

Было установлено, что совместная продуктивная деятельность учителя и учеников, в ходе которой применялся метод психологического конструирования ситуаций взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками на основании решения продуктивных задач, способствует развитию уникальности личности каждого обучаемого, выступающего в качестве равноправного соучастника творческого и учебно-воспитательного процесса и, следовательно, субъектом собственного социального взросления. Можно сказать, что совместная продуктивная деятельность учителя и учеников является важным фактором формирования и проявления творческих способностей обучаемых и их продуктивной жизнедеятельности.

В проведенном нами исследовании, направленном на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста, рассматривалась совместная продуктивная жизнедеятельность учителя и учеников, в процессе которой педагог демонстрировал учащимся образцы творческого поведения: а) процесс создания творческого продукта в классе; б) творческие продукты, созданные

учителем дома: рисунки, рассказы, стихи, шутки и пр.). Он предлагал ученикам также что-нибудь придумать, нарисовать или сочинить, например, стихотворение, написать рассказ - все, что им захочется сделать, реализуя себя в творчестве. Учитель активно включался в творческое взаимодействие с детьми, поддерживал любые творческие начинания детей, создавая свободную творческую атмосферу, устанавливал эмоциональный контакт с учениками. В учебной ситуации совместной продуктивной деятельности учителя и учеников создавались все условия для формирования высших творческих способностей у обучаемых, связанные с: актуализацией мотивации творческого самовыражения (школьник сам придумывает интересующую его творческую задачу и выбирает форму реализации замысла: придумывает кроссворд, загадку, пишет стихи или рассказы, создает рисунки и пр.); бескорыстным созданием творческого продукта: полное погружение в творческий процесс; независимость от вознаграждения (оценки за творческие продукты не ставились); отсутствие духа соревновательности (на уроке создавалась атмосфера дружелюбия, эмоциональной поддержки и взаимной помощи); ориентацией на высшие ценности красоты, истины, добра, справедливости.

В нашем исследовании творческих способностей учащихся были выявлены следующие факторы их творческой продуктивности в процессе обучения: важная роль наличия образца творческого поведения учителя, творческое взаимодействие учителя с учениками в процессе создания ими творческого продукта, организация учителем в классе свободной ситуации, не ограничивающей никоим образом творческую активность школьников, эмоциональная поддержка творческой инициативы учащихся. Эти факторы создавали условия для развертывания реального творческого процесса, в который школьники погружались полностью с большим удовольствием, о чем свидетельствовали зафиксированные экспериментатором многочисленные позитивные эмоциональные реакции учащихся, связанные с инициацией их творческого процесса. Таким образом, сам творческий процесс, в результате которого школьники создавали разнообразные творческие продукты, способствовал ощущению эмоционального благополучия испытуемых и выступал регуляторным механизмом продуктивной жизнедеятельности.

Все эти факторы способствовали формированию творческих способностей школьников и их высокой творческой продуктивности. В процессе творческого взаимодействия учителя и учеников в экспериментальной ситуации дети создали многочисленные самостоятельные творческие продукты. В качестве механизма продуктивной творческой жизнедеятельности в данном исследовании был выявлен феномен подражания учеников твор-

ческому поведению учителя в процессе их творческого взаимодействия [7].

Заключение. Высшие моральные и творческие способности, имея отношение к высшим человеческим характеристикам и возможностям, являются важнейшими факторами продуктивной жизнедеятельности. Создание условий для актуализации и развития этих способностей в процессе обучения возможно благодаря совместной продуктивной деятельности преподавателя и обучаемых. Ситуация совместной продуктивной деятельности наставника и ученика, используемая в процессе обучения как учебно-воспитательный прием, в процессе целостного развития личности, охватывающего ее интеллектуальную, нравственную и творческую сферы, создает условия не только для формирования познавательных способностей, но и для проявления высших моральных и творческих способностей обучаемых, ориентирует их на дальнейшую самостоятельную индивидуальную продуктивную жизнедеятельность.

С одной стороны, нравственная и творческая сфера личности и соответствующие моральные и творческие способности развиваются благодаря учебной ситуации совместной продуктивной деятельности учителя и учеников, и могут рассматриваться как эффект продуктивной жизнедеятельности в процессе обучения, с другой, - будучи сформированными и проявляясь в самостоятельной индивидуальной жизнедеятельности учеников, они становятся предпосылками ее продуктивности.

Библиографический список

1. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 640 с.

2. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов нД: Феникс, 1998 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psychology.academic.ru/3898/ (дата обращения: 13.04.2018).

3. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.

4. Ляпунова О.Е. Совместная продуктивная деятельность как фактор интеллектуального и нравственного развития личности студента: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1990. - 23 с.

5. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.

6. Маракушина И.Г. Социальное и индивидуально-личностное развитие младших школьников

в ситуациях совместной творческой деятельности с педагогом: лонгитюдное исследование: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. - 218 с.

7. Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности // Психологический журнал. - 2001. -Т. 22. - № 2. - С. 75-85.

8. Ожиганова Г.В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 282 с.

9. Centerfor Researchon Education, Diversity & Excellence (CREDE) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://manoa.hawaii.edu/coe/ credenational/joint-productive-activity/ (дата обращения: 13.04.2018).

References

1. ZHuravlev A.L. Psihologiya sovmestnoj deyatel'nosti. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2005. - 640 s.

2. Kratkij psihologicheskij slovar' / L.A. Karpenko, A.V. Petrovskij, M.G. YAroshevskij. - Rostov nD: Feniks, 1998 [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://psychology.academic.ru/3898/ (data obrashcheniya: 13.04.2018).

3. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. - M.: Nauka, 1984. - 444 s.

4. Lyapunova O.E. Sovmestnaya produktivnaya deyatel'nost' kak faktor intellektual'nogo i nravstvennogo razvitiya lichnosti studenta: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 1990. - 23 s.

5. Lyaudis V.YA. Metodika prepodavaniya psihologii. - M.: Izd-vo URAO, 2000. - 128 s.

6. Marakushina I.G. Social'noe i individual'no-lichnostnoe razvitie mladshih shkol'nikov v situaciyah sovmestnoj tvorcheskoj deyatel'nosti s pedagogom: longityudnoe issledovanie: dis. . kand. psihol. nauk. - M., 2002. - 218 s.

7. Ozhiganova G.V. Diagnostika i formirovanie kreativnosti u detej v processe uchebnoj deyatel'nosti // Psihologicheskij zhurnal. - 2001. - T. 22. - № 2. -S. 75-85.

8. Ozhiganova G.V. Duhovnye sposobnosti kak resurs zhiznedeyatel'nosti. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2016. - 282 s.

9. Centerfor Researchon Education, Diversity & Excellence (CREDE) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://manoa.hawaii.edu/coe/credenational/ joint-productive-activity/ (data obrashcheniya: 13.04.2018).

48

Вестник КГУ 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.