Научная статья на тему 'Высшее женское образование на Дону в первой четверти XX В. '

Высшее женское образование на Дону в первой четверти XX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
452
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИК / ПЕДАГОГ / УНИВЕРСИТЕТ / ФАКУЛЬТЕТ / ПРОФЕССОР / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПУБЛИКАЦИИ / КРУЖКИ / НАУЧНАЯ РАБОТА / HISTORY OF HIGHER EDUCATION / PROFESSOR / TEACHING ACTIVITIES / PUBLICATIONS / WORKSHOPS / SCIENTIFI C WORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лобова Виктория Владимировна

Статья посвящена рассмотрению становления и развития высшего женского образования на Дону в первой четверти XX в. Особый акцент сделан на историко-филологическом факультете высших женских курсов. Автор приходит к выводу, что женское образование в Донском регионе осуществлялось посредством организации Высших женских курсов. Женские курсы на Дону были единственными, где девушки могли получить высшее образование престижного учебного заведения, поэтому сюда стремились поступить все те, кто хотел учиться. Квинтэссенцией всех процессов, связанных с особенностями развития высшего, в том числе женского, образования на Дону стало слияние Высших женских курсов с Донским университетом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education for women in the Don region in the first quarter of the XX century

The article is devoted to establishment and development of women higher education in the Don region in the first quarter of the XX century. Particular emphasis is made on higher education courses for women at the History and Philology faculty. The author concludes that women education in the Don region was carried out through the higher education courses. It was the only possibility for women to get prestigious higher education. Therefore, all those young girls who were eager to learn sought to enter there. The quintessence of all the education-related processes in the Don region is the merger of education courses for women with Don University.

Текст научной работы на тему «Высшее женское образование на Дону в первой четверти XX В. »

УДК 278(091)

Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2012. Вып. 4

В. В. Лобова

ВЫСШЕЕ ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ДОНУ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX в.*

Проблема образования женщин в России в начале XX в. затрагивала общественно-политическую жизнь страны и отчасти являлась показателем направления ее развития. Она характеризовала место женщины в русском обществе того времени и до сих пор не утратила своего прикладного педагогического и социального значения.

В историческом плане борьба женщин за предоставление им высшего образования, в частности, совместного с мужчинами, может рассматриваться как фактор, характеризующий общий рост народного самосознания в тот период, а в целом — экономические, политические и социальные изменения в обществе, которые были присущи России в начале XX столетия [1, с. 12].

В своем развитии высшая женская школа прошла в России ряд этапов. Начало первому (1872-1886 г.) было положено открытием «в виде опыта» Московских Высших женских курсов профессора В. И. Герье — первого в России женского университета. В 1876 г. Министерству народного просвещения было разрешено учреждать высшие женские курсы в университетских городах. Они открылись в Казани (1876 г.), Петербурге и в Киеве (1878 г.) и т. д., но ходатайства общественности об учреждении таких же курсов в Варшаве (1881 г.) были отклонены [2, с. 172].

Следующий этап (1889-1905 г.) ознаменовался возобновлением приема слушательниц, но только на одни Петербургские Высшие женские курсы. Ходатайство общественности об открытии аналогичных учебных заведений в других городах получали безапелляционный отказ. Правительство объясняло свои действия тем, что Высшие женские курсы уже существовали в некоторых городах России, но дали отрицательные результаты и поэтому были закрыты. Необходимо было искать обходные пути. И они были найдены в виде печатных публичных научных лекций при университетах — Новороссийском (естественно-математический цикл), Харьковском (историко-филологический цикл).

Третий этап развития высшей женской университетской школы (1905-1917 г.) характеризовался быстрым ее ростом. Помимо Петербургских и Московских в 19051917 гг. возникли Высшие женские курсы в Варшаве, которые позже продолжали свое существование в Ростове-на-Дону.

Отражением общественных процессов, происходивших на образовательном пространстве России в целом в первой четверти ХХ в., стало также возникновение и развитие высшего женского образования на Дону. Как и в России, женское образование в Донском регионе осуществлялось посредством организации Высших женских

* Статья подготовлена в рамках выполнения работ по соглашению, заключенному с Министерством образования и науки РФ по заявке № 2012-1.4-12-000-3001-005 «Актуальные вопросы истории Российской государственности: IX-XX вв.», мероприятия 1.4 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. © В. В. Лобова, 2012

курсов. Женские курсы здесь были единственными, где девушки могли получить высшее образование престижного учебного заведения, поэтому сюда стремились поступить все те, кто хотел учиться.

21 сентября 1915 г. в связи с необходимостью перевода Варшавского Императорского университета в г. Ростов-на-Дону Высшие женские курсы были также переведены по разрешению Министерства народного просвещения, и набор на них шел одновременно с набором в университет [3, с. 165]. В конце сентября 1915 г. попечитель Варшавского учебного округа известил администрацию курсов о том, что Министерство народного просвещения разрешило временно перевести курсы в г. Ростов-на-Дону [4, л. 1].

К лету 1916 г. был выработан проект устава Высших женских курсов. В проекте было записано: «Высшие женские курсы есть учебное учреждение. Они имеют своей целью предоставить женщинам высшее научное образование университетского характера и распространение научных знаний. Донские Высшие женские курсы есть автономное учреждение, управляющееся на основании устава и самостоятельно организующие свою научную, учебную и административно-хозяйственную деятельность» [5, л. 2]. При женских курсах были как коллегиальные органы управления — совет, факультетские собрания, так и единоличные: директор, деканы факультетов.

Определяя важность создания Высших женских курсов, учредители в начале ноября 1915 г. провели собрание, пригласив местную адвокатуру, общественных деятелей, журналистов, профессоров университета. Директор Высших женских курсов профессор-юрист Ф. Ф. Зигель выступил с докладом, в котором осветил тему существования курсов в Варшаве и их становление и развитие на Дону. Договорились создать Общество Высших женских курсов, избрать оргкомитет из 30 человек, который должен к 22 ноября предоставить его устав [6, л. 2].

На свободные вакансии после приема женщин принимались и мужчины, удовлетворяющие образовательному цензу, установленному для приема в университет. Чтобы быть зачисленным на Высшие женские курсы в Донской университет, необходимо было подать прошение на имя директора курсов с 1 июня по 1 сентября с указанием точного адреса просительницы. Рассмотрение прошений и зачисление на курсы происходило с 1 сентября. В прошении должен был быть указан факультет. Для зачисления в состав слушательниц Высших женских курсов необходимо было иметь аттестат об окончании семи классов женской гимназии, институтов или семи классов епархиальных училищ, а также других учебных заведений, которые соответствовали программам семиклассных женских гимназий, а те студентки, которые переводились из других высших учебных заведений, должны обязательно предоставить зачетную книжку или свидетельство о зачетах с указанием в нем времени пребывания в высшем учебном заведении. Почти у всех поступающих имелись свидетельства об окончании гимназии Варшавского учебного округа, со свидетельством об окончании учебных заведений Царства Польского и других учебных заведений империи. Большая часть слушательниц была православного и иудейского вероисповедания.

Выпускные экзамены слушательницы сдавали с 1 декабря по 1 февраля. Комиссия обычно проводила три заседания, первое из которых посвящалось рассмотрению и утверждению программ, по которым должны производиться испытания, второе — обсуждению некоторых вопросов, связанных с экзаменами, а заключительное — рассмотрению результатов испытаний и присуждению дипломов, имевших две степени.

Для получения диплома 1-й степени требовалось иметь больше половины оценок «отлично» и оценку «хорошо» или «отлично» за сочинение по истории [7, л. 2].

Многие преподаватели и слушательницы Высших женских курсов организовывали научно-просветительскую работу. Так, в 1917 г., на историко-филологическом факультете Высших женских курсов был создан кружок истории и культуры [8, л. 8]. Члены кружка собирали свою библиотеку, участвовали в осмотрах музеев, картинных галерей, читали доклады, проводили различные собрания и беседы. На собраниях обсуждались источники и пособия по истории культуры. Членами кружка могли быть лишь слушательницы Высших женских курсов. Для вступления требовалось письменное заявление руководителю или одному из секретарей и согласие на уплату членских взносов в размере 50 коп. в год.

При Высших женских курсах существовал также и естественно-исторический кружок. В основные его задачи не входило широкое ознакомление с научными вопросами в области естествознания и истории, а также развитие самостоятельности в научной работе и практической подготовке к педагогической деятельности. Действительными членами кружка были слушательницы Высших женских курсов, но в его организацию входили и преподаватели факультета, руководившие научными работами: профессора Л. Н. Беркут, Е. А. Бобров, С. И. Вехов, А. М. Евлахов, Г. Г. Писаревский, И. И. Замотин, А. М. Придик, А. И. Яцимирский, В. А. Францев. Делами кружка заведовало Правление, состоявщее из председателя и шести лиц, выбиравшихся из числа действительных членов общим собранием [9, л. 124]. Естественно-исторический кружок устраивал экскурсии, организовал библиотеку, он пользовался правом на общих основаниях устраивать публичные лекции, а также научные собрания, на которых делались доклады по разным вопросам, совместно читались и обсуждались источники и пособия.

Для посредничества в деле трудоустройства лиц, окончивших курсы, было создано Бюро труда, основной целью которого стал поиск работы для слушательниц Высших женских курсов. Это могли быть уроки по предметам средних учебных заведений, конторские занятия и т. д. Во главе Бюро стояло правление, в которое входили представительницы от каждого курса всех факультетов [10, л. 44].

Впрочем, главным для слушательниц Высших женских курсов оставался учебный процесс. Все занятия проводились в учебных аудиториях университета в вечернее время с трех до восьми часов. Спрос на высшее женское образование в Ростове-на-Дону оказался чрезвычайным. Количество слушательниц превзошло все ожидания, и помещения университета скоро оказались слишком тесными, но с этим пришлось мириться ввиду отсутствия более просторных.

Существенные финансовые трудности Высшие женские курсы стали испытывать после начала революции. Плата за обучение, составлявшая в 1916/1917 учебном году 150 руб., уже не могла покрыть всех издержек. Ввиду чрезвычайной дороговизны руководство курсов в качестве единственного выхода видело ее увеличение и выплату вознаграждения преподавательскому составу. В частности, декан историко-филологического факультета постановлениям от 19 октября 1919 г. предложил вносить курсисткам по 50 руб. в семестр дополнительно за изучение древних языков.

Итак, уже к концу 1918/1919 учебного года материальное положение курсов значительно ухудшилось. И, несмотря на то, что плата значительно возросла, составив 180 руб., Совет курсов был вынужден ходатайствовать перед Правительством Всевеликого Войска Донского об оказании денежной помощи [11, л. 7]. Кроме того,

одновременно с прошением о зачислении должна была вноситься плата за первое полугодие. В случае отказа в приеме (и только в этом случае), внесенная плата возвращалась. При наличии свободных вакансий могли быть приняты в качестве вольнослушательниц лица, которые не удовлетворяли условиям приема, но получили достаточную, по решению определенного факультета, подготовку для слушания лекций на избранном ими факультете или отделении.

Обстановка резко ухудшилась в годы Гражданской войны, в ходе которой престиж образования резко упал, начался отток преподавателей и студентов из высших учебных заведений. Окончательная точка в существовании Высших женских курсов была поставлена в 1920 г., когда они были объединены с Донским университетом. Это положило конец раздельному обучению мужчин и женщин в высших учебных заведениях.

Источники и литература

1. Веременко В. А. Высшее совместное образование мужчин и женщин в России в начале XX в.: автореф. дис... канд. ист. наук. СПб., 1996. 20 с.

2. Ткаченко П. С. Из истории высшего образования русских женщин // История СССР. 1979. № 5. С. 171-176.

3. Варшавский университет и Варшавские женские курсы // Русский исторический журнал. 1917. Кн. 1-2. С. 165-168.

4. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 528. Высшие женские курсы. Оп. 1. Д. 8.

5. ГАРО. Ф. 528. Оп. 1. Д. 25.

6. Сидоров В. С. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Т. 2. Ростов н/Д: 1994. 224 с.

7. ГАРО. Ф. 528. Оп. 1. Д. 29.

8. ГАРО. Ф. 528. Оп. 1. Д. 1.

9. ГАРО. Ф. 528. Оп. 1. Д. 15.

10. ГАРО. Ф. 528. Оп. 1. Д. 7.

11. ГАРО. Ф. 528. Оп. 1. Д. 33.

Статья поступила в редакцию 16 июня 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.