Научная статья на тему 'Высшее строительное образование в России'

Высшее строительное образование в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
811
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теличенко В. И., Андреев В. И., Гагин В. И.

В статье отражена система высшего строительного образования в России и тенденции изменений в ней в связи с участием России в Болонской декларации, а также курсом стран Европы на взаимное признание в образовании и профессиональной подготовке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее строительное образование в России»

3/2006

ВЫСШЕЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

В.И. Теличенко, В.И. Андреев, В.И. Гагин

В статье отражена система высшего строительного образования в России и тенденции изменений в ней в связи с участием России в Болонской декларации, а также курсом стран Европы на взаимное признание в образовании и профессиональной подготовке.

Вступление.

В России высшее строительное образование предоставляют 120 университетов, включая специализированные.

Строительные университеты и высшие учебные заведения с факультетами строительного профиля на территории России распределены равномерно. Например, из более чем пятидесяти федеральных регионов европейской части России, только в двух нет высших учебных заведений, предоставляющих высшее строительное образование.

Большинство специализированных университетов предоставляют полный спектр основных образовательных курсов по разным специализациям, традиционных для системы российского строительного образования:

- Промышленное и гражданское строительство;

- Гидротехническое строительство;

- Городское строительство и хозяйство;

- Производство строительных материалов, изделий и конструкций;

- Тепло-, газо- снабжение и вентиляция;

- Водоснабжение и водоотведение;

- Механизация и автоматизация строительства;

- Проектирование зданий (инженер-архитектор);

- Экспертиза и управление недвижимостью;

- Механическое оборудование и технологические комплексы предприятий стро-

ительных материалов, изделий и конструкций.

Строительные факультеты предоставляют образование по нескольким специальностям, отвечающим потребностям современной индустрии в регионе.

Как правило, в специализированных университетах образовательная программа включает в себя углубленное изучение широкого спектра дисциплин по соответствующей «специализации», зависящей конкретно от выбранной специальности. Например, по специальности «Промышленное и гражданское строительство» готовятся инженеры четырех специализаций:

- Исследование и проектирование зданий и сооружений;

- Технология и организация строительного производства;

жк

3/2006

Высшее строительное образование в России

- Безопасность строительно-технологических систем;

- Реконструкция и реставрация зданий и сооружений.

Разделение по специализациям в пределах специальности происходит на старших курсах обучения.

Болонская декларация. Многоуровневое образование.

В сентябре 2003 года Россия подписала Болонскую декларацию. Этот документ направлен на сближение Европейских стран с целью создания единого европейского образовательного пространства. Декларация основана на трех главных принципах: реализация двухступенчатой системы высшего образования; внедрение Европейской кредитно-переводной системы (ECTS - European Credit Transfer System); мобильность студентов и преподавателей. Одной из общих целей Болонской декларации является создание единого европейского рынка труда высококвалифицированных специалистов. Для реализации целей, поставленных Болонским соглашением, в России разработаны проекты двухступенчатых систем высшего профессионального образования - бакалавр и магистр по специальности; также разработаны соответствующие проекты государственных образовательных стандартов на целый ряд технических специальностей, включая специальность инженер-строитель. На данный момент новая система - предмет острых дискуссий в университетах и на предприятиях строительной индустрии. Противники нововведения ссылаются на критерии рынка труда - до сих пор нет четкого представления о должности, круге обязанностей и об ответственности специалистов с дипломом бакалавра.

Поэтому наряду с новой, двухступенчатой системой обучения - бакалавр-инженер (4 года), магистр-инженер (2 года) - было решено оставить существующую систему - пятилетнее обучение дипломированного специалиста.

Проект учебного плана для подготовки бакалавра состоит из 6 блоков со следующим распределением часов (из общего числа часов, равного 6732):

1 Блок (41 кредит) - социальные и гуманитарные дисциплины - 14%;

2 Блок (13 кредитов) - дисциплины экономики, организации и менеджемента - 6%;

3 Блок (43 кредита) - дисциплины естественных наук и математики - 19%;

4 Блок (46 кредитов) - общепрофессиональные дисциплины - 20%;

5 Блок (3 8 кредитов) - специальные дисциплины - 16%;

6 Блок (58 кредитов) - дисциплины специализации - 25%.

Подробное содержание каждого блока с проходными баллами и распределением часов между дисциплинами представлено в таблице № 1.

Как видно, предлагаемый учебный план более гибок по отношению к сугубо университетским дисциплинам и позволяет университету за счет выделенных на это часов варьировать курс по своему усмотрению.

Учебный план магистра-инженера разделен на 4 блока со следующим распределением часов (из общего числа часов равного 2862):

1 Блок (7 кредитов) - социальные и гуманитарные дисциплины - 12%;

2 Блок (5 кредитов) - дисциплины экономики, организации и менеджемента - 9%;

3 Блок (18 кредитов) - профессиональные дисциплины - 31%;

4 Блок (46 кредитов) - специальные дисциплины - 48%.

Подробное содержание каждого блока с проходными баллами и распределением часов между дисциплинами представлено в таблице №2.

Высшее строительное образование в России

Таблица №1. Учебный план бакалавра-инженера

Блок Дисциплины Часы Кредит

Всего %

1 Иностранный язык 340 36 12

Физическое воспитание 410 43 23

Университетские дисциплины 200 21 6

2 Общая экономика 58 15 2

Основы менеджмента 58 15 2

Экономика и менеджмент строительства 203 55 7

Университетские дисциплины 58 15 2

3 Математика 464 37,2 16

Физика 232 18,6 8

Химия 116 9,3 4

Экология 58 4,7 2

Основы программирования 87 7 3

Университетские дисциплины 290 23,2 10

4 Прикладная информатика 116 8,2 4

Начертательная геометрия и графика 174 13 6

Механика Теоретическан механика 406 30,2 14

Гидравлика

Сопротивление материалов

Метрология, стандартизация и сертификация 58 4,1 2

Электротехника и электроника 58 4,1 2

Охрана труда 116 8,2 4

Теплотехника 58 4,1 2

Университетские дисциплины 384 28,1 12

5 Строительные материалы 145 13 5

Архитектура 58 5 2

Инженерные изыскан в строительстве Практическая геодезия и топографическая съемка 174 16 6

Геология и гидрогеология

Инженерные сети и оборудование Тепло-, газо- снабжение и вентиляция 232 21 8

Водообеспечение и водоотведение

Электроснабжение

Университетские дисциплины 493 45 17

6 Прикладная математика в строительстве 58 3 2

Архитектура промышленных и гражданских зданий 116 7 4

Строительная механика 116 7 4

Строительные конструкции зданий и сооружений Железобетонные и монолитные констукции 204 7 4

Стальные конструкции, включая сварку 179 6 7

Конструкции из дерева и пластмасс 116 4 6

Механика грунтов, оснований и фундаментов 145 5 4

Технологин строительного производства Строительные машины и оборудование 87 3 5

Технология строительного производства 179 6 3

Обследование и испытанин зданий и сооружений 58 3 2

Университетские дисциплины 464 27 15

3/2006

Высшее строительное образование в России

Таблица №2. Учебный план магистра-инженера

Блок Дисциплины Часы Кредит

Всего %

1 Иностранный язык 140 40 3

Философия науки и техники 70 20 1

Университетские дисциплины 140 40 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Практические проблемы экономики в строительстве 100 40 2

Инновации в менеджменте 100 40 2

Университетские дисциплины 50 20 1

3 Проектирование, строительство, обслуживание зданий, технические системы, оборудование, городские и промышленные поселения 400 44,5 8

Аналитические и численные методы решения уравнений математической и физики 100 11 2

Физические и технические процессы в строительстве 100 11 2

Технологии «CAD» в строительной науке и индустрии 100 11 2

Университетские дисциплины 200 22,5 4

4 Студенческая научная и исследовательская работа 272 20 6

Надежность и безопасность строительных систем 91 7 2

Теория проектирования зданий и сооружений 363 27 8

Теория и практика организационных, технологических и экономических решений 182 13 4

Университетские дисциплины 182 13 4

Специальные дисциплины 272 20 6

Представленные учебные планы бакалавра-инженера и магистра-инженера логичны и соответствуют европейским курсам высшего строительного образования.

Поскольку национальные традиции в сфере высшего строительного образования и требования к специальности инженер-строитель в разных странах различны, то очень сложно унифицировать курсы во всех университетах Европы. Но мы убеждены, что целесообразно создать общие требования к европейскому инженеру-строителю. Такая задача может быть выполнена командой экспертов из ведущих строительных университетов и предприятий строительной индустрии, которые должны сформировать Объединенную экспертную комиссию для аккредитации курсов высшего строительного образования в европейских университетах.

Главная цель аккредитации в том, что выпускники аккредитованных образовательных учреждений должны автоматически признаваться европейскими странами, как инженеры-строители, способные работать в любой стране. Можно предвидеть возражения на этот счет, но в ответ уже есть положительные примеры. Российская система высшего строительного образования в ряде вузов была аккредитована Объединенной экспертной комиссией (ОЭК) международных Института Инженеров - строителей (ICE) и Института Инженеров - Проектировщиков (IStructE) - Великобритания. Несмотря на существенную разницу систем российского и английского образования, ОЭК признал пятилетнюю подготовку аккредитованных строительных специальностей российских строительных университетов эквивалентной магистерской подготовке в английских университетах.

Послевузовское образование.

Послевузовское образование в строительной сфере предоставляется специальными подразделениями строительных университетов, отделами профессиональной подготовки в больших строительных компаниях и специализированных институтах.

Высшее строительное образование в России

3/2006

Основной контингент обучаемых:

- выпускники колледжей по строительным специальностям;

- государственные работники, инженеры, руководители в строительных компаниях.

Институты, предоставляющие послевузовское образование, предлагают следующие типы программ обучения:

- Краткосрочный курсы повышения квалификации - 72 часа;

- Долгосрочные курсы повышения квалификации - более 100 часов;

- Курсы переподготовки кадров - 566 и более часов;

- Семинары, конференции - 1 день и более.

Содержание курсов включает все аспекты гражданского строительства (более 100 направлений) - «от нулевого цикла здания (геотехники) до крыши».

Стажеры, успешно прошедшие курсы получают следующие сертификаты:

- Государственный сертификат краткосрочных курсов повышения квалификации - после 72 часов подготовки;

- Государственный сертификат долгосрочных курсов повышения квалификации - после более 100 часов подготовки;

- Государственный диплом переподготовки - после более чем 566 часов подготовки.

Послевузовское образование является обязательным для всех инженеров-строителей и всегда учитывается при профессиональной оценке и карьерном росте специалиста, смене ответственности и положения в компании.

После 2000 года Российское сообщество инженеров-строителей и Московский государственный строительный университет разработали и усовершенствовали порядок профессиональной аттестации инженеров-строителей, отвечающей международным стандартам. В качестве исходной модели была взята система профессиональной аттестации, принятая в Международном Институте Инженеров - Строителей (ICE) - Великобритания.

Развитие строительной идустрии в России.

Строительство - одна самых стремительно развивающихся отраслей России. В 2002 году по стране проводилось исследование на потребность в инженерах-строителях. Результаты показали: для полного удовлетворения спроса на инженеров-строителей необходимо к 2010 году увеличить число российских студентов на 5%. Это значит, что конкурс в строительных университетах страны составит 35 человек на место.

Наряду с новым строительством, остро стоят проблемы реконструкции и реставрации старых и существующих зданий и сооружений. В соответствии с этим, университеты, отвечая потребностям современной индустрии, вводят новые специализации для соответствующих отраслей строительства.

Выводы.

- Российское высшее строительное образование отвечает требованиям изменившихся Европейских стандартов в рамках Болонского соглашения, критериям взаимного признания в образовании и профессии между странами ЕС.

- Для полноценной реализации программы взаимного признания в образовании и профессии между странами, необходима четкая и ясная система Европейской аккредитации программ обучения строительных специальностей и профессиональной аттестации инженеров-строителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.