3/2006
ВЫСШЕЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
В.И. Теличенко, В.И. Андреев, В.И. Гагин
В статье отражена система высшего строительного образования в России и тенденции изменений в ней в связи с участием России в Болонской декларации, а также курсом стран Европы на взаимное признание в образовании и профессиональной подготовке.
Вступление.
В России высшее строительное образование предоставляют 120 университетов, включая специализированные.
Строительные университеты и высшие учебные заведения с факультетами строительного профиля на территории России распределены равномерно. Например, из более чем пятидесяти федеральных регионов европейской части России, только в двух нет высших учебных заведений, предоставляющих высшее строительное образование.
Большинство специализированных университетов предоставляют полный спектр основных образовательных курсов по разным специализациям, традиционных для системы российского строительного образования:
- Промышленное и гражданское строительство;
- Гидротехническое строительство;
- Городское строительство и хозяйство;
- Производство строительных материалов, изделий и конструкций;
- Тепло-, газо- снабжение и вентиляция;
- Водоснабжение и водоотведение;
- Механизация и автоматизация строительства;
- Проектирование зданий (инженер-архитектор);
- Экспертиза и управление недвижимостью;
- Механическое оборудование и технологические комплексы предприятий стро-
ительных материалов, изделий и конструкций.
Строительные факультеты предоставляют образование по нескольким специальностям, отвечающим потребностям современной индустрии в регионе.
Как правило, в специализированных университетах образовательная программа включает в себя углубленное изучение широкого спектра дисциплин по соответствующей «специализации», зависящей конкретно от выбранной специальности. Например, по специальности «Промышленное и гражданское строительство» готовятся инженеры четырех специализаций:
- Исследование и проектирование зданий и сооружений;
- Технология и организация строительного производства;
жк
3/2006
Высшее строительное образование в России
- Безопасность строительно-технологических систем;
- Реконструкция и реставрация зданий и сооружений.
Разделение по специализациям в пределах специальности происходит на старших курсах обучения.
Болонская декларация. Многоуровневое образование.
В сентябре 2003 года Россия подписала Болонскую декларацию. Этот документ направлен на сближение Европейских стран с целью создания единого европейского образовательного пространства. Декларация основана на трех главных принципах: реализация двухступенчатой системы высшего образования; внедрение Европейской кредитно-переводной системы (ECTS - European Credit Transfer System); мобильность студентов и преподавателей. Одной из общих целей Болонской декларации является создание единого европейского рынка труда высококвалифицированных специалистов. Для реализации целей, поставленных Болонским соглашением, в России разработаны проекты двухступенчатых систем высшего профессионального образования - бакалавр и магистр по специальности; также разработаны соответствующие проекты государственных образовательных стандартов на целый ряд технических специальностей, включая специальность инженер-строитель. На данный момент новая система - предмет острых дискуссий в университетах и на предприятиях строительной индустрии. Противники нововведения ссылаются на критерии рынка труда - до сих пор нет четкого представления о должности, круге обязанностей и об ответственности специалистов с дипломом бакалавра.
Поэтому наряду с новой, двухступенчатой системой обучения - бакалавр-инженер (4 года), магистр-инженер (2 года) - было решено оставить существующую систему - пятилетнее обучение дипломированного специалиста.
Проект учебного плана для подготовки бакалавра состоит из 6 блоков со следующим распределением часов (из общего числа часов, равного 6732):
1 Блок (41 кредит) - социальные и гуманитарные дисциплины - 14%;
2 Блок (13 кредитов) - дисциплины экономики, организации и менеджемента - 6%;
3 Блок (43 кредита) - дисциплины естественных наук и математики - 19%;
4 Блок (46 кредитов) - общепрофессиональные дисциплины - 20%;
5 Блок (3 8 кредитов) - специальные дисциплины - 16%;
6 Блок (58 кредитов) - дисциплины специализации - 25%.
Подробное содержание каждого блока с проходными баллами и распределением часов между дисциплинами представлено в таблице № 1.
Как видно, предлагаемый учебный план более гибок по отношению к сугубо университетским дисциплинам и позволяет университету за счет выделенных на это часов варьировать курс по своему усмотрению.
Учебный план магистра-инженера разделен на 4 блока со следующим распределением часов (из общего числа часов равного 2862):
1 Блок (7 кредитов) - социальные и гуманитарные дисциплины - 12%;
2 Блок (5 кредитов) - дисциплины экономики, организации и менеджемента - 9%;
3 Блок (18 кредитов) - профессиональные дисциплины - 31%;
4 Блок (46 кредитов) - специальные дисциплины - 48%.
Подробное содержание каждого блока с проходными баллами и распределением часов между дисциплинами представлено в таблице №2.
Высшее строительное образование в России
Таблица №1. Учебный план бакалавра-инженера
Блок Дисциплины Часы Кредит
Всего %
1 Иностранный язык 340 36 12
Физическое воспитание 410 43 23
Университетские дисциплины 200 21 6
2 Общая экономика 58 15 2
Основы менеджмента 58 15 2
Экономика и менеджмент строительства 203 55 7
Университетские дисциплины 58 15 2
3 Математика 464 37,2 16
Физика 232 18,6 8
Химия 116 9,3 4
Экология 58 4,7 2
Основы программирования 87 7 3
Университетские дисциплины 290 23,2 10
4 Прикладная информатика 116 8,2 4
Начертательная геометрия и графика 174 13 6
Механика Теоретическан механика 406 30,2 14
Гидравлика
Сопротивление материалов
Метрология, стандартизация и сертификация 58 4,1 2
Электротехника и электроника 58 4,1 2
Охрана труда 116 8,2 4
Теплотехника 58 4,1 2
Университетские дисциплины 384 28,1 12
5 Строительные материалы 145 13 5
Архитектура 58 5 2
Инженерные изыскан в строительстве Практическая геодезия и топографическая съемка 174 16 6
Геология и гидрогеология
Инженерные сети и оборудование Тепло-, газо- снабжение и вентиляция 232 21 8
Водообеспечение и водоотведение
Электроснабжение
Университетские дисциплины 493 45 17
6 Прикладная математика в строительстве 58 3 2
Архитектура промышленных и гражданских зданий 116 7 4
Строительная механика 116 7 4
Строительные конструкции зданий и сооружений Железобетонные и монолитные констукции 204 7 4
Стальные конструкции, включая сварку 179 6 7
Конструкции из дерева и пластмасс 116 4 6
Механика грунтов, оснований и фундаментов 145 5 4
Технологин строительного производства Строительные машины и оборудование 87 3 5
Технология строительного производства 179 6 3
Обследование и испытанин зданий и сооружений 58 3 2
Университетские дисциплины 464 27 15
3/2006
Высшее строительное образование в России
Таблица №2. Учебный план магистра-инженера
Блок Дисциплины Часы Кредит
Всего %
1 Иностранный язык 140 40 3
Философия науки и техники 70 20 1
Университетские дисциплины 140 40 3
2 Практические проблемы экономики в строительстве 100 40 2
Инновации в менеджменте 100 40 2
Университетские дисциплины 50 20 1
3 Проектирование, строительство, обслуживание зданий, технические системы, оборудование, городские и промышленные поселения 400 44,5 8
Аналитические и численные методы решения уравнений математической и физики 100 11 2
Физические и технические процессы в строительстве 100 11 2
Технологии «CAD» в строительной науке и индустрии 100 11 2
Университетские дисциплины 200 22,5 4
4 Студенческая научная и исследовательская работа 272 20 6
Надежность и безопасность строительных систем 91 7 2
Теория проектирования зданий и сооружений 363 27 8
Теория и практика организационных, технологических и экономических решений 182 13 4
Университетские дисциплины 182 13 4
Специальные дисциплины 272 20 6
Представленные учебные планы бакалавра-инженера и магистра-инженера логичны и соответствуют европейским курсам высшего строительного образования.
Поскольку национальные традиции в сфере высшего строительного образования и требования к специальности инженер-строитель в разных странах различны, то очень сложно унифицировать курсы во всех университетах Европы. Но мы убеждены, что целесообразно создать общие требования к европейскому инженеру-строителю. Такая задача может быть выполнена командой экспертов из ведущих строительных университетов и предприятий строительной индустрии, которые должны сформировать Объединенную экспертную комиссию для аккредитации курсов высшего строительного образования в европейских университетах.
Главная цель аккредитации в том, что выпускники аккредитованных образовательных учреждений должны автоматически признаваться европейскими странами, как инженеры-строители, способные работать в любой стране. Можно предвидеть возражения на этот счет, но в ответ уже есть положительные примеры. Российская система высшего строительного образования в ряде вузов была аккредитована Объединенной экспертной комиссией (ОЭК) международных Института Инженеров - строителей (ICE) и Института Инженеров - Проектировщиков (IStructE) - Великобритания. Несмотря на существенную разницу систем российского и английского образования, ОЭК признал пятилетнюю подготовку аккредитованных строительных специальностей российских строительных университетов эквивалентной магистерской подготовке в английских университетах.
Послевузовское образование.
Послевузовское образование в строительной сфере предоставляется специальными подразделениями строительных университетов, отделами профессиональной подготовки в больших строительных компаниях и специализированных институтах.
Высшее строительное образование в России
3/2006
Основной контингент обучаемых:
- выпускники колледжей по строительным специальностям;
- государственные работники, инженеры, руководители в строительных компаниях.
Институты, предоставляющие послевузовское образование, предлагают следующие типы программ обучения:
- Краткосрочный курсы повышения квалификации - 72 часа;
- Долгосрочные курсы повышения квалификации - более 100 часов;
- Курсы переподготовки кадров - 566 и более часов;
- Семинары, конференции - 1 день и более.
Содержание курсов включает все аспекты гражданского строительства (более 100 направлений) - «от нулевого цикла здания (геотехники) до крыши».
Стажеры, успешно прошедшие курсы получают следующие сертификаты:
- Государственный сертификат краткосрочных курсов повышения квалификации - после 72 часов подготовки;
- Государственный сертификат долгосрочных курсов повышения квалификации - после более 100 часов подготовки;
- Государственный диплом переподготовки - после более чем 566 часов подготовки.
Послевузовское образование является обязательным для всех инженеров-строителей и всегда учитывается при профессиональной оценке и карьерном росте специалиста, смене ответственности и положения в компании.
После 2000 года Российское сообщество инженеров-строителей и Московский государственный строительный университет разработали и усовершенствовали порядок профессиональной аттестации инженеров-строителей, отвечающей международным стандартам. В качестве исходной модели была взята система профессиональной аттестации, принятая в Международном Институте Инженеров - Строителей (ICE) - Великобритания.
Развитие строительной идустрии в России.
Строительство - одна самых стремительно развивающихся отраслей России. В 2002 году по стране проводилось исследование на потребность в инженерах-строителях. Результаты показали: для полного удовлетворения спроса на инженеров-строителей необходимо к 2010 году увеличить число российских студентов на 5%. Это значит, что конкурс в строительных университетах страны составит 35 человек на место.
Наряду с новым строительством, остро стоят проблемы реконструкции и реставрации старых и существующих зданий и сооружений. В соответствии с этим, университеты, отвечая потребностям современной индустрии, вводят новые специализации для соответствующих отраслей строительства.
Выводы.
- Российское высшее строительное образование отвечает требованиям изменившихся Европейских стандартов в рамках Болонского соглашения, критериям взаимного признания в образовании и профессии между странами ЕС.
- Для полноценной реализации программы взаимного признания в образовании и профессии между странами, необходима четкая и ясная система Европейской аккредитации программ обучения строительных специальностей и профессиональной аттестации инженеров-строителей.