Научная статья на тему 'Высшее образование в Турецкой Республике'

Высшее образование в Турецкой Республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

733
62
Поделиться
Ключевые слова
НЕГРАМОТНОСТЬ / ТУРЦИЯ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЫ / ЛИЦЕИ / СИСТЕМА ПРОСВЕЩЕНИЯ / ГОСУДАРСТВО / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ILLITERACY / TURKEY / SCIENCE / EDUCATION / SCHOOLS / COLLEGES / EDUCATIONAL SYSTEM / STATE / THE HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротько Татьяна Владимировна

В статье рассматривается система высшего образования в Турецкой Республике, поэтапность ее формирования и развития. Турция – это светское европейское государство, которое стремится не отставать от стран Европы и Азии в своем развитии. В начале XX в. в области науки и просвещения Турция оставалась одной из наиболее отсталых стран Европы и Передней Азии. Государственной системы просвещения не было, народные массы были безграмотны. Начальные учебные заведения при мечетях распространяли основы религиозных знаний. Рубежом, положившим начало формированию школы, близкой к европейским стандартам, стала победа национально-освободительной кемалистской революции, которую возглавил Мустафа Кемаль Ататюрк.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коротько Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The higher education in the Turkish Republic

The paper examines a system of the higher education in the Turkish Republic, its gradual formation and development. Turkey is a European secular state, which tends to keep up and even overtake some European and Asian countries in their development. At the beginning of the 20th century Turkey has remained one of the most backward countries of Europe and Asia in science and education. Turkey did not have the state system of education and the masses were illiterate. Primary education institutions at the mosques spread bases of religious knowledge. The event, which initiated the formation of the school, close to European standards, was the victory of the Kemalist national liberation revolution, led by Mustafa Kemal Ataturk.

Текст научной работы на тему «Высшее образование в Турецкой Республике»

УДК 94(5) «1918/....» ББК 63.3 (5 Туц)6 К 68

Т.В. Коротько,

ассистент кафедры политологии и права Кубанского государственного

технологического университета, тел. 8 918 381 40 27

Высшее образование в Турецкой Республике

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматривается система высшего образования в Турецкой Республике, поэтапность ее формирования и развития.

Турция — это светское европейское государство, которое стремится н е отставать от стран Европы и Азии в своем развитии. В начале XX в. в области науки и просвещения Турция оставалась одной из наиболее отсталых стран Европы и Передней Азии. Государственной системы просвещения не было, народные массы были безграмотны. Начальные учебные заведени при мечет х распростран ли основы религиозных знаний.

Рубежом, положившим начало формированию школы, близкой к европейским стандартам, стала победа национально-освободительной кемалистской революции, которую возглавил Мустафа Кемаль Ататюрк.

Ключевые слова: неграмотность, Турция, наука, образование, школы, лицеи, система просвещени , государство, высшее образование.

T.V. Korotko,

Assistant Lecturer of Political Science and Law Department, Kuban State University of

Technology, ph..: 8918 381 40 27

The higher education in the Turkish Republic

Abstract. The paper examines a system of the higher education in the Turkish Republic, its gradual formation and development. Turkey is a European secular state, which tends to keep up and even overtake some European and Asian countries in their development. At the beginning of the 20th century Turkey has remained one of the most backward countries of Europe and Asia in science and education. Turkey did not have the state system of education and the masses were illiterate. Primary education institutions at the mosques spread bases of religious knowledge.

The event, which initiated the formation of the school, close to European standards, was the victory of the Kemalist national liberation revolution, led by Mustafa Kemal Ataturk.

Keywords: illiteracy, Turkey, science, education, schools, colleges, educational system, state, the higher education.

В Турции, как и во многих стра- гих высших учебных заведения х — 93

нах мира, имеет огромное значение по- тыс. студентов, 2,6 тыс. преподавате-

лучение высшего образования. Многие лей [1].

молодые люди из разных стран едут за На данный момент в Турции на-

рубеж, чтобы продолжить свою учебу в считывается 116 университетов, из

высших школах. Турецкая Республика которых 91 — государственные и 25

не я вл я ется исключением. — частные. Общее число студентов, по-

Во второй половине XX века в Тур- лучающих высшее образование, состав-

ции насчитывалось девять универси- ляет более 2,5 млн. человек, включая

тетов и 53 факультета. Там обучалось студентов заочных отделений [2].

76 тыс. студентов, работало 6,3 тыс. Университеты в Турции являют-

профессоров и преподавателей. В дру- ся не только центрами подготовки

национальных кадров высшей квалификации, но в них ведется также научно-исследовательская работа. Университеты пользуются автономией в области административного управлени я, имеют право выступать с предложе-ни ми по расширению штата преподавателей, увольнению их, определя ть формы студенческого самоуправлени , участвовать в обсуждении вопросов фи-нансировани учебного процесса, определять правила сдачи экзаменов и по-лучени дипломов.

Автономия университетов по закону №1750 от 20 июня 1973 г. ограничена де я тельностью Совета по высшему образованию и Комиссией по наблюдению за университетами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совет по высшему образованию, в состав которого вход т по одному представителю от каждого университета, министерств национального просвещения , труда, по делам молодежи, Турецкого научно-технического общества, работает в тесном контакте с государственными плановыми организаци ми, осуществл ет контроль за распределением выпускников высшей школы, распределяет средства, ассигнованные на научные исследования между университетами, осуществля ет свя зь с международными организациями по высшему образованию.

Комисси по наблюдению за университетами создана при совете министров Турции под председательством премьер-министра. В ее состав входя т министры национального просвещени , внутренних дел, юстиции и по три члена, выбираемых по жребию от каждого университета. Комисси в основном осуществляет функции дисциплинарного надзора [3].

В современной Турции все высшее образование делится на 2 ступени: бакалавриат и магистрат. По окончании обучени я студент получает ученую степень бакалавра или магистра.

В систему высших учебных заведений вход т университеты, академии и высшие школы. Срок обучения от 4 до

6 лет. Все высшее образование платное.

За образовательные услуги турецкий студент платит в среднем от 500

до 2500 долларов в год за обучение в государственном вузе и около 10 тыс ч долларов за обучение в частном вузе. При этом дополнительно студенты плат я т около 1,5-2 тыся ч долларов в год за проживание в общежитии (в эту сумму входит 3-разовое питание студента и оказание ему медицинской помощи).

Крупнейшими университетскими

центрами страны являются Анкара и Стамбул. Одним из крупнейших турецких вузов считается университет в Стамбуле.

Стамбульский университет — старейшее высшее учебное заведение страны, основан в 1453 году. Здание, где располагаетс Стамбульский университет, до переезда министерств в Анкару было султанской резиденцией — центром административной жизни города.

Он подвергс реорганизации в 1927 и 1933гг., имеет 11 факультетов [4]. Специфика университета — широкий диапазон гуманитарных наук: изучение турецкого я зыка, истории и литературы, классических языков и литературы, западной филологии (романской, англосаксонской, славя нской). Также получение знаний по истории, арабскому и персидскому зыкам и литературе, зыкам и культурам древней Передней Азии, истории искусств, географии, философии, психологии, педагогики, этнографии, библиотечного дела. На историческом факультете преподает-с древн , средневекова , нова и новейшая, всеобщая истори я — история тюркских племен и государств Средней Азии, история османских государственных учреждений и культуры [5]. Помимо гуманитарных факультетов в университете функционирует самый большой в стране медицинский [6], естественноматематический, горный, химический, сельскохозяйственный, ветеринарный и лесной факультеты. Помимо преподавательских кадров дл средней и высшей школы университет готовит экономистов широкого профил , юристов, врачей, инженеров лесного хозяйства, теоретиков естественных и точных наук дл научно-исследовательских центров, руководителей предпри тий и государственных учреждений [7].

Анкарский университет основан в 1946 г. На его 11 факультетах обуча-етс 16 тыс. студентов, преподавание ведут 1,6 тыс. профессоров и преподавателей. Факультеты: лингвистики, истории, географии, юридический, политических наук, теологический, естественных наук, медицинский, профилактической медицины, фармацевтический, сельскохоз йственный, ветеринарный, архитектурный [8].

Университет готовит историков, филологов, географов, археологов, специалистов и исследователей в области естественных наук и медицины, преподавателей высшей школы, юристов, кадры руководителей промышленных предприя тий, финансовую администрацию [9].

Средневосточный технический университет (Анкара), крупнейший не только в Турции, но и на всем Ближнем Востоке, открыт в 1956 г. [10].

В субсидировании строительства университета приняли участие США, Англи я, Голланди я. Вклад в размере

7 млн. долл. поступил из средств ООН. Крупные дотации поступили от СЕН-ТО и некоторых частных организаций (например, «Фонда Форда»). Эти организации обеспечили университет техническим и лабораторным оборудованием, литературой [11]. Первоначально профессорско-преподавательские кадры состо ли в основном из иностранцев. К настоящему времени их число значительно сократилось.

Устав Средневосточного технического университета предусматривает наличие независимого совета опекунов, состоя щего из девя ти граждан Турции, назначаемых советом министров с одо-брени президента республики. Совет опекунов осуществл ет юридическое управление университетом, назначает ректора, присуждает ученые степени, почетные звания, дипломы. Ректор, турок по национальности, по вопросам науки консультируетс с академическим советом, состо щим из деканов и двух представителей от каждого факультета.

В университете четыре факультета: административных наук, строительства

и архитектуры, инженерный и теоретических наук.

В университете обучаютс 6, 9 тыс. студентов, среди которых немало иностранцев; приемные комиссии университета работают во многих странах Ближнего и Среднего Востока. При университете имеются подготовительные курсы английского я зыка. Преподавание ведется в основном на английском зыке. Профессорско-преподавательский состав насчитывает около 800 человек.

Университет Хаджеттепе (Анкара) открыт в 1966-1967 учебном году вначале как объединенный медицинский центр на базе слияния ряда высших медицинских учебных заведений и лечебных пунктов при них [5]. Ныне в университете семь факультетов: науки и техники (отделения математики, физики, химии, статистики, биологии и геологии), санитарии и гигиены (отде-лени физиотерапии и гигиены), медицинский (отделени медицинской биологии, патологии, к линической и общей медицины), гуманитарных и социальных наук (отделения экономики и ад-министрировани ), фармацевтический, стоматологический, подготовительный. Цель подготовительного факультета — обучение иностранцев турецкому я зыку и турок иностранным я зыкам, овладение навыками записывани лекций и т. п. Срок обучени — один — два года. Хот преподавание ведетс на турецком зыке, овладение западными зыками включено в учебную программу и об зательно дл слушателей всех факультетов. Большинство студентов изучают английский зык.

При университете работают главна больница на 100 коек, детская больница на 350 коек, родильный дом и педиа-трическа клиника на 20 коек. На базе университета функционируют три профессиональные школы (педиатрическа , зубоврачебна , фармацевтическа ), готов щие средний медицинский персонал.

В университете Хаджеттепе обучаются 4,2 тыс. студентов, преподают и ведут работу в университетских лечебных центрах свыше 1 тыс. профессоров и преподавателей [12].

Стамбульский технический университет открыт в 1944-1945 учебном году, это крупный центр политехнического образовани . В университете шесть факультетов: архитектурный,

строительный, горный, металлургический, электрооборудовани и электрификации, механический. Университет готовит инженеров — практиков по указанным специальност м, преподавателей точных наук дл лицеев и высших учебных заведений, а также научных работников дл исследовательских центров страны [13].

Университет Богазичи (Стамбул) создан в 1971 г. На базе национализированного отделени высшего образо-вани я «Роберт — колледжа». Профиль вновь созданного университета — технические дисциплины и административное управление.

Эгейский университет (Измир) открыт в 1955-1956 году с целью удовлетворения нужд большого промышленного района г. Измира в специалистах высшей квалификации. В университете шесть факультетов: медицинский (отде-лени стоматологическое и фармацевтическое), естественных наук, политических наук, строительный (отделени архитектуры и градостроительства), технический (с преподаванием теоретической математики, экспериментальной физики, химии, геологии и горного дела) и сельскохоз йственный [14].

Университет Ататюрка (Эрзурум) создан в 1955 г. на базе сельскохозяйственной школы и научноисследовательского центра при

ней. Он имеет пять факультетов: сельскохоз я йственный, естественных наук, медицинский, филологический и теологический (открыт в 1970 г.) [3].

Черноморский университет (Трабзон) открыт в 1963-1964 году, он имеет три факультета: строительный, лесной и инженерный. Университет выпускает инженеров-строителей, механиков и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конструкторов, механизаторов сельского и лесного хоз йства. Число студентов и преподавателей пока невелико — соответственно 1,9 тыс. и 220 [10].

Помимо университетов в Турции имеютс другие высшие учебные заве-дени :

В Анкаре функционирует Высшая школа экономических и коммерческих наук; четыре высших педагогических института (готов т преподавателей дл профессионально-ремесленных школ); Высший педагогический институт (готовит преподавателей дл коммерческих лицеев); Высшее частное стоматологическое училище; консерватори (имеет отделения оперного пения, балета, артистического мастерства).

В Стамбуле действует Академия экономики и торговли; Высша техническая школа (готовит инженеров — механиков, электриков, геодезистов); Высша частна школа экономики и торговли; Высший институт ислама; консерватория (имеет отделения фор-тепь но, виолончели, гармонии и концертно — исполнительской де тельно-сти); Академи я из я щных искусств.

В Измире работает Высша частная школа архитекторов и инженеров-строителей и консерватори ; в Эски-шехире — Академия экономики и торговли; в Зонгулдаке — Высша горна школа; в Бурсе — Высший педагогический институт; в Балыкесире — Высший педагогический институт [15].

Таким образом, высшее образование в современной Турции практически ничем не отличаетс от европейского, во многих вузах Турции предметы ведут преподаватели из Англии, Франции, США, России и многих других европейских стран.

Дипломы турецких вузов цен я тся в Европе и США, так как турецким народом были заимствованы лучшие образцы европейской и американской систем образовани .

Примечания :

1. Моисеев П. П., Гасратян М.А. Турция. Социально-экономический очерк. М., 1965. С. 95.

2. [Электронный ресурс]. иИЬ: http://www.yok.gov.tr.

3. Миллер А.Ф. Очерки новейшей истории Турции. М., 1948. С. 156.

4. Вартаньян Э.Г. Культура Турции. Краснодар, 2006. С. 358.

5. Ли Ю.А. Наука и просвещение в современной Турции. М., 1984. С. 47.

6. Вартаньян Э.Г. Культура Турции... С. 358.

7. Турция. История и современность: сб. ст. М., 1988. С. 189.

8. Вартаньян Э. Г. М.К. Ататюрк и проблема вестернизации Турции (1920-1990-е гг.) // Мир Востока. Краснодар, 2001. С. 122.

9. Вартань н Э. Г. Культура Турции... С. 358.

10. Новичев А.Д. Турция. Краткая история. М., 1965. С. 237.

11. Турция. История, экономика, политика: сб.ст. М., 1984. С. 134.

12. Турецкая Республика. Справочник. М., 1975. С. 457.

13. Желтяков А.Д., Петросян Ю.А. История просвещения в Турции (кон.18-нач. 20вв.). М., 1965. С. 114.

14. Там же. С. 458.

15. Ли Ю.А. Влияние научно-технической революции на подготовку профессиональных кадров в Турции. М., 1984. С. 56.

References:

1. Moiseyev P.P., Gasratyan M.A. Turkey. Socio-economic sketch. M., 1965. P. 95.

2. [Electronic resource]. URL: http://www.yok.gov.tr.

3. Miller A.F. Sketches of the contemporary history of Turkey. M., 1948. P. 156.

4. Vartanyan E.G. The culture of Turkey. Krasnodar, 2006. P. 358.

5. Lee Yu.A. Science and education in modern Turkey. M., 1984. P. 47.

6. Vartanyan E.G. The culture of Turkey ... . P. 358.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Turkey. History and the present: coll. of articles, 1988. P. 189.

8. Vartanyan E.G. M.K. Atatyurk and the problem of Turkey’s westernization (1920-

1990) // The World of the East. Krasnodar, 2001. P. 122.

9. Vartanyan E.G. The culture of Turkey... P. 358.

10. Novichev A.D. Turkey. Short history. M., 1965. P. 237.

11. Turkey. History, economy, policy: coll. of articles. M., 1984. P. 134.

12. The Turkish Republic. Reference book. M., 1975. P. 457.

13. Zheltyakov A.D., Petrosyan Yu.A. The history of education in Turkey (the end of the 18 century — the beginning of the 20 century). M., 1965. P. 114.

14. Ibidem. P. 458.

15. Lee Yu.A. The influence of scientific and technical revolution on the training of skilled personnel in Turkey. M., 1984. P. 56.