Научная статья на тему 'Высшее образование в структуре жизненных стратегий современной молодежи'

Высшее образование в структуре жизненных стратегий современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2104
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИО-НАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / STUDENT''S YOUTH / VALUABLE ORIENTATIONS / HIGHER EDUCATION / EDUCATION STRATEGY / VITAL STRATEGY / INFORMATION SOCIETY / SOCIAL VOCATIONAL GUIDANCES / REGIONAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задонская Ирина Анатольевна

В российском обществе, сегодня и всегда, выбор профессии одно из главных решений в жизни человека. В ситуации масштабной модернизации российской системы образования исследователи испытывают потребность в выработке подходов к изучению поведения ключевых участников образовательного процесса обучающихся. Для того чтобы отделить стратегическое поведение в сфере образования от ситуативных фрагментарных практик поведения, необходимо учитывать, что образовательная стратегия представляет собой связную линию поведения и является следствием принятия стратегического решения, выбора, который совершил обучающийся. Современные исследователи в области образования отмечают, что основным навыком человека настоящего и последующих десятилетий станет способность постоянно переобучаться, саморазвиваться, изменять старые шаблоны мышления, деятельности, искать и использовать новые. То есть система образования должна не просто давать определенный объем знаний, который все быстрее устаревает в современном мире, а навыки получения знаний, помогать раскрыть потенциал, должна закладывать в человеке способность к постоянному развитию, быть востребованным, конкурентоспособным. Для системы образования одной из основных задач является формирование мышления, видения мира, ценностных ориентаций, активной жизненной позиции, подготовка индивида к социализации в обществе. В статье рассматриваются основные научные трактовки понятий: студенческая молодежь, высшее образование, ценностные ориентации, образовательные стратегии, проводится их анализ, раскрываются основные характеристики. Особое внимание уделяется мотивам получения высшего образования, на логике структурно-функционального анализа выделяются функции высшего образования и пути реализации выделенных функций, анализируются вопросы, на которые молодые люди должны ответить в момент определения образовательной стратегии, и через исследование этих вопросов выборов можно попытаться понять, какими образовательными стратегиями руководствуется сегодняшняя учащаяся молодежь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HIGHER EDUCATION IN STRUCTURE OF VITAL STRATEGY OF MODERN YOUTH

In the Russian society, today and always, choice of profession is one of the main decisions in human life. In a situation of large-scale modernization of the Russian education system researchers feel need for elaboration of approaches to studying of behavior of key participants of educational process students. To separate strategic behavior in education from situational fragmentary the practician of behavior, it is necessary to consider that educational strategy represents a coherent line of conduct and is a consequence of adoption of the strategic decision, a choice which made by students. Modern researchers in the field of education note that ability to be retrained, self-development, change constantly old templates of thinking, activity, to look for and use the new will begin the main skill of the person of the present and the next decades. That is the education system has not to give simply certain volume of knowledge which everything becomes outdated in the modern world quicker, and skills of knowledge acquisition, to help to open potential, has to put in the person ability to continuous development, to be demanded, competitive. For an education system of one of the main objectives there is formation of thinking, vision of the world, valuable orientations, active living position, training of the individual for socialization in society. In article the author considered the main scientific interpretations of concepts: the student's youth, the higher education, valuable orientations, educational strategy, their analysis, the main characteristics. The special attention the author paid to motives of receiving the higher education, the author allocated functions of the highest education and a way of realization of the allocated functions on logic of the structurally functional analysis, analyzed questions which young people have to answer at the time of definition of educational strategy, and through research of these questions of elections it is possible to try to understand, what is educational strategy of today's studying youth.

Текст научной работы на тему «Высшее образование в структуре жизненных стратегий современной молодежи»

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

ЗАДОНСКАЯ ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: ir-yar75@mail.ru

В российском обществе, сегодня и всегда, выбор профессии - одно из главных решений в жизни человека. В ситуации масштабной модернизации российской системы образования исследователи испытывают потребность в выработке подходов к изучению поведения ключевых участников образовательного процесса - обучающихся. Для того чтобы отделить стратегическое поведение в сфере образования от ситуативных фрагментарных практик поведения, необходимо учитывать, что образовательная стратегия представляет собой связную линию поведения и является следствием принятия стратегического решения, выбора, который совершил обучающийся.

Современные исследователи в области образования отмечают, что основным навыком человека настоящего и последующих десятилетий станет способность постоянно переобучаться, саморазвиваться, изменять старые шаблоны мышления, деятельности, искать и использовать новые. То есть система образования должна не просто давать определенный объем знаний, который все быстрее устаревает в современном мире, а навыки получения знаний, помогать раскрыть потенциал, должна закладывать в человеке способность к постоянному развитию, быть востребованным, конкурентоспособным. Для системы образования одной из основных задач является формирование мышления, видения мира, ценностных ориентаций, активной жизненной позиции, подготовка индивида к социализации в обществе.

В статье рассматриваются основные научные трактовки понятий: студенческая молодежь, высшее образование, ценностные ориентации, образовательные стратегии, проводится их анализ, раскрываются основные характеристики. Особое внимание уделяется мотивам получения высшего образования, на логике структурно-функционального анализа выделяются функции высшего образования и пути реализации выделенных функций, анализируются вопросы, на которые молодые люди должны ответить в момент определения образовательной стратегии, и через исследование этих вопросов выборов можно попытаться понять, какими образовательными стратегиями руководствуется сегодняшняя учащаяся молодежь.

Ключевые слова: студенческая молодежь, ценностные ориентации, высшее образование, образовательные стратегии, жизненные стратегии, информационное общество, социально-профессиональные ориентации, региональный университет.

Современный мир - это мир формирования и развития многообразных жизненных стратегий человека. Глубокие структурные и функциональные изменения общественной жизни в последние годы оказали значимое влияние на жизнь людей, а в частности молодежи, привели к трансформации ценностных основ жизнедеятельности личности. В сознании современных молодых людей происходит переосмысление традиционных ценностей, передаваемых от одного поколения к другому.

По мнению Д. В. Белинской, современная молодежь отличается своими субкультурными, социсемиотическими, визуальными характеристиками от молодого поколения 90-х гг. ХХ столетия. Более того, социологи отмечают появление новых практик интеграции молодых людей чуть

ли не каждые год-два. Большую роль в ярких и быстрых переменах в социокультурных практиках молодежи играют, выражаясь словами Г. Тар-да, процессы заражения и подражания, снятые с готовых форм социального бытия общества. В таких условиях партисипаторные формы интеграции позволяют молодым людям приобретать собственный опыт, опираясь на социально-ответственное и осознанное поведение и выбор тех средств и методов, ведущих к достижению поставленных ими целей [1].

Необходимо отметить, что современные социокультурные условия сложны и разнообразны, можно спрогнозировать, что от ценностных ори-ентаций молодых людей, их характера жизненных стратегий, которыми они руководствуются, во многом зависит будущее российского общества.

В современных условиях приоритетность отдается именно студенческой молодежи как будущей социальной группе интеллигенции, и от которой будет зависеть развитие основных социальных институтов общества, а именно: образования, науки, культуры, экономики, политики и т. д.

Студенческая молодежь - это самая мобильная и активная социальная группа, главной и основной целью которой является сформированная по назначенной образовательной программе подготовка к выполнению существенных социальных и профессиональных ролей, как в материальном и духовном производстве общества.

В системе ценностных ориентаций молодых людей ценность высшего образования, включая оценку возможностей и значимости таких аспектов, как определение цели получения высшего образования, мотивация выбора вуза, специальности и др., всегда была значима. За последние десятилетия XX в. установка на получение высшего образования стала общепринятой нормой в условиях развивающегося информационного общества, а образовательные учреждения превратились в важнейшую инфраструктуру инновационного развития своих государств и территорий, приобрели стратегическое значение в формировании человеческого капитала [2].

В современных условиях развитие интеллектуального потенциала молодого поколения является одной из стратегических целей реформирования образования. Результаты исследований показывают, что сегодня растет уровень образованности молодежи по всем видам образования. Образование в структуре потребностей твердо удерживается на втором месте. Что касается жизненных планов, то у большинства молодых людей присутствуют долгосрочные перспективы, которые связаны именно с получением высшего образования. Выпускники средней школы рассматривают ее окончание не как верхнюю планку образования, а скорее всего, как трамплин для активного повышения своего социального статуса [3].

Получаемое в настоящее время высшее образование в большей степени является не специальным, а универсальным. Ценность образования определяется не суммой полученных знаний, а суммой компетенций, возможностью их реализации в новой структуре экономики [4].

Основываясь на логике структурно-функционального анализа, можно выделить, по крайней мере, две основные функции высшего образования. Первая, явная функция связана с обеспечением социализации молодого поколения, с трансляцией знаний и профессиональных навыков [5].

Эта функция, в свою очередь, делится на две. Во-первых, функция, связанная с воспроизводством общекультурных и социальных ценностей и социализацией членов общества; во-вторых, собственно функция формирования и воспроизводства профессиональных навыков, необходимых для рабочей силы [6].

Вторая, выступающая латентно, состоит в обретении индивидом определенного образовательного статуса [6, с. 21], в том, что система функционирует так, что обеспечивает сохранение, восстановление и передачу от поколения к поколению социокультурных различий в позициях отдельных индивидов и групп. Причем, сами эти различия система образования легитимирует присущими ей приемами официальной номинации -выдачей дипломов, присвоением званий, степеней и т. д. [5, с. 14]. Статусная функция позволяет индивиду, благодаря нахождению в формальном образовательном институте и получении впоследствии документа о его успешном завершении, включиться в процесс социальной мобильности (желательно для индивида - восходящей вертикальной мобильности): переезд из сельской местности в город, из одной страны в другую; обретение самостоятельности, возможность получать стипендию и относительно дешевое жилье (общежитие) в период учебы, надежда найти высокооплачиваемую работу или «непыльную» работу (например, работу в офисе, а не на стройке), построение или продолжение карьеры (особенно, когда речь идет о заочном высшем образовании). Диплом о высшем образовании - это один из инструментов поиска и упрочения желательного места в системе социального неравенства. Конечно, причинами поступления в вуз могут быть и такие причины, как «чтобы не ходить в армию» или «родители очень хотели», «за компанию с другом» и «пока рано начинать работать». Однако эти причины, не вытекая в полной мере из статусной функции, скорее находятся ближе к ней, чем к явной функции приобретения профессиональных знаний.

На основе выделенных функций можно предположить, что они реализовались раньше и реализуются в высшем образовании сейчас. Вопрос в том, насколько статусная функция соотносится с профессиональной - является доминирующей и определяющей в образовательных стратегиях или оказывается важным, но все-таки дополнительным «бонусом» к получаемым профессиональным знаниям [7].

Реализация этих функций может происходить разными путями. По мнению Г. А. Чередниченко,

I. А. гАБОШКАУА

традиционная модель перехода «учеба - работа» все более уходит в прошлое. Данная модель предполагала, по крайней мере для многих молодых людей, такую ситуацию, когда после получения общего или профессионального образования молодой человек выходил на рынок труда «бесповоротно и окончательно», не возвращаясь больше в систему образовательных институтов. За последние 15-20 лет сформировалась новая модель образовательного поведения и трудовой занятости молодежи во время начала самостоятельной жизни. Периоды учебы и трудовой деятельности в настоящее время стали поочередно менять друг друга или проходить параллельно. Получая образование, молодежь не выходит на рынок труда «раз и навсегда», а периодически возвращается к образовательной деятельности. Формируются условия, когда после получения общего образования, довольно большой интервал времени молодости, отдается не только первичному профессиональному образованию, но и дополнительным формам обучения как в структурах формального, так и неформального и информального образования [5, с. 132].

Это, с одной стороны, проецирует на более старший возраст приобретение рабочего места с устойчивой и полной занятостью. С другой стороны, все большее распространение приобретает феномен выхода на рынок труда и обретения первичного трудового опыта студенческой молодежью, зачастую не связанного с получаемой специальностью и в формате нестандартной занятости - рабочие места непостоянной, временной, неполной занятости и т. п., позволяющие совмещать и/или чередовать учебу и работу [8].

Можно говорить о том, что в традиционной модели образовательные стратегии служили реализации, в первую очередь, профессиональных стратегий (нахождения удовлетворяющего индивида места на рынке труда), которые, в свою очередь, способствовали реализации жизненных планов индивида. Современная модель предполагает параллелизацию образовательных и профессиональных стратегий в ходе достижения жизненных планов. И если в первой, «традиционной», модели доминирует явная функция передачи профессиональных знаний, то во второй модели в большей степени (во всяком случае, в рамках формальных образовательных институтов получения первого профессионального образования) начинает доминировать статусная функция. От вуза нужен легально приобретенный диплом, подтверждающий образовательный статус, знания и компетенции можно получить по мере возникновения потреб-

ностей в них через систему дополнительного образования. Переход от образования к труду преображается в длительный процесс взаимосвязанного попеременного или параллельного получения и возобновления учебы и работы, накопления, с одной стороны, профессиональных знаний и компетенций, с другой - сертификатов, подтверждающих их наличие (начиная от диплома вуза и свидетельства о прохождении специализированных курсов и заканчивая записями в трудовых книжках о трудовом опыте). Важным исходным принципом концепции такого перехода является принцип непрерывности образовательной и профессиональной траекторий [9].

В момент определения образовательной стратегии молодой человек должен ответить на три важных вопроса, относящихся к получению профессионального образования: во-первых, выбрать направление обучения, во-вторых, предпочесть уровень образования и, в-третьих, избрать конкретное учебное заведение. Через исследование этих трех выборов можно попытаться понять, какими образовательными стратегиями руководствуется сегодняшняя учащаяся молодежь.

Н. Д. Сорокина, проанализировав мотивы получения высшего образования студентов МГУ, предложила их типологию, в основу которой была положена та или иная преобладающая жизненная стратегия, соответствующая той или иной функции образования: прагматической, статусно-престижной, социокультурной, профессиональной. Выделены следующие пять типов [8, с. 28]:

первый тип - успех в жизни является преобладающей жизненной стратегией, что соответствует прагматической функции образования;

второй тип - стать высокообразованной, культурно-развитой личностью, соответствует социокультурной функции образования;

третий тип - стремление к материальной обеспеченности, соответствует прагматической функции образования;

четвертый тип - иметь профессию, соответствует профессиональной функции образования;

пятый тип - достижение определенного социального статуса, соответствует статусно-престижной функции образования.

Что касается других мотивов получения высшего образования, они скорее подчинены выявленным жизненным стратегиям. Например, желание работать за границей связано и со стремлением быть материально обеспеченным, и с желанием добиться успеха в жизни и т. д. А такие мотивы получения высшего образования, как «приятно провести время», «не служить в армии», «про-

должить семейные традиции», не являются главными, а скорее служат в качестве дополнительных стимулов [8, с. 29].

Данные исследований И. В. Васенина и В. В. Перетолчина показывают, что современные молодые люди при выборе вуза основный акцент делают на его престижности, которую связывают, наряду с высоким уровнем подготовки, наличием связей с вузами зарубежных стран, возможностью стажировки за рубежом, с конкурентностью диплома на российском рынке труда. Стремление молодых людей получить профессиональное образование очень высоко, причем оно характерно как для городской, так и сельской молодежи, что разбивает некоторые сложившиеся стереотипы относительно прагматизма молодежи, нежелания что-то делать для общества, с одной стороны, и напряженностью, неопределенностью, социальной апатией - с другой. Молодые люди в этих представлениях в лучшем случае ориентированы на зарабатывание легких денег, игнорируя ценности семьи, будущее страны и своих детей. Относительно содержания ценностей выявлено преобладание практический целей и ориентиров, а именно материальный достаток и высокое положение в обществе. Тем не менее, молодые люди вполне придерживаются традиционных, универсальных ценностей и достаточно патриотичны: большинство не хотят уезжать из страны, они готовы работать в условиях конкуренции, хорошо зарабатывать. Можно отметить выраженную направленность на поддержание родственных и семейных связей, то есть присутствует ориентация на «малый» коммуникативный круг: родителей, друзей, «любимого человека». Значительная часть молодежи индифферентна к общественной и политической жизни общества. Молодые люди предпочитают рассчитывать только на себя и поддержку близких на фоне недоверия или равнодушия к внешнему окружению в лице официальных структур, общества в целом [10].

Социологическое исследование М. Л. Максимовой показало, что установка на получение высшего образования наиболее высока у выпускников средних общеобразовательных и специализированных школ, которые составили 78 % среди всех абитуриентов. Исследование структуры мотиваций получения высшего образования и ориентации на определенные сферы будущей профессиональной деятельности позволило сделать следующие выводы [11]:

во-первых, в системе социально-профессиональной ориентации абитуриентов преобладает бюрократически-коммерческая состав-

ляющая, тогда как технократическая находится в числе наименее значимых, что отражает тенденции социально-экономического развития российского общества в последнее десятилетие;

во-вторых, ориентации на создание своего бизнеса, с одной стороны, и работу в сфере государственного управления - с другой, выявляют по крайней мере два наиболее значимых в глазах молодежи пути социально-профессиональной реализации, что так или иначе отражает реальное состояние социальной структуры общества;

- в-третьих, привлекательность таких сфер деятельности, как управление, финансы, коммерция, частное предпринимательство в очередной раз подтверждают высказанный ранее тезис о девальвации конкретных профессиональных навыков и умений, и возрастании значимости высшего образования как обязательной социокультурной характеристики индивида. Было показано, что формирование образовательной стратегии начинается с момента принятия решения о поступлении в вуз и определяется выбором тактики поступления, которая, в свою очередь, включает в себя занятия на подготовительных курсах при университете, выбор формы обучения (дневная, вечерняя, заочная, дистанционная) и формы оплаты (бюджетные или коммерческие места), а также выбор вариантов подачи документов (на один факультет/вуз или на несколько факультетов/вузов одновременно).

Также можно отметить, что современные молодые люди используют не линейные стратегии, когда все усилия направлены для достижения главной цели, а «веерные» стратегии, стремясь использовать максимальное количество вариантов в разных областях, «нахватать» субъективно значимый потенциал. Возникает впечатление, что молодые люди не имеют четкого представления о конкретной цели получения образования. В некотором смысле образование понимается как самоцель, а не как средство, и в ряду основных жизненных целей приравнивается молодежью к «успешной карьере» и «материальному достатку».

Подытоживая результаты проведенного анализа, можно сказать, что наряду с профессионально-ориентированными стратегиями, абитуриенты через поступление в вуз реализуют и статусно-ориентированную образовательную стратегию. При этом можно говорить о том, что обе стратегии реализуются как с активной, так и индифферентной позиций. Индифферентная позиция выражается в пассивности формирования стратегии, ориентации на чужие мнения, выборе профессии и вуза в «последний момент», получения знаний вообще, а не приобретении профессии

I. А. гАБОШКАУА

и т. д. Фактически стоит говорить, исходя из двух основных компонентов стратегии - когнитивной (цель) и деятельностной (способы реализации), о двух измерениях, двух осях: оси ориентации (на профессию или образовательный статус) и реализации (активной и индифферентной), на пересечении которых можно попытаться построить классификацию образовательных стратегий.

Подтверждается ситуация, которую диагностирует ведущий исследователь в области социологии образования Д. Л. Константиновский. В высших учебных заведениях зачастую происходит не приращение человеческого капитала, а производство свидетельств о пребывании, что возникает, в первую очередь, как ответная общественная реакция на массовый спрос со стороны работодателей на более или менее социализированных молодых людей, основные компетенции которых - относительное умение или привычка учиться новому и навыки общения. Это рассматривается как результат пребывания в вузе. Нельзя, однако, говорить, что это лишь однозначно негативные тенденции [12].

В современной экономике с быстрой сменой типов деятельности для профессионального образования нужен фундамент - общекультурный, коммуникативный. Это создает мотив для получения высшего профессионального образования, студент учится искать информацию, получать новые знания, становится адаптивным, гибким, способным быстро меняться, когда изменяются потребности рынка труда. И здесь возникает потребность именно в общем высшем образовании. Это совсем другой подход к образованию: не научить один раз на всю жизнь, но научить учиться всю жизнь. К восприятию такой новой образовательной задачи еще не совсем готовы общество и сама высшая школа. Как говорит Т. Л. Клячко, большая часть высшего образования в России все отчетливее приобретает черты общего высшего образования. Оно становится необходимым этапом социализации молодежи. И эти процессы просто требуют соответствующего оформления, чтобы в общественном сознании не возникало представлений о переизбытке высшего образования, о его низком качестве [13].

Таким образом, с одной стороны, мы можем говорить о росте потребности и престижности получения высшего образования, вызванные изменениями в современном обществе, с другой -происходит изменение ценностных ориентиров. Особое значение решение данной проблемы приобретает на уровне региона, и внимание необходимо уделять регионализации высшего образова-

ния, так как динамика социальных процессов в российском обществе имеет ярко выраженную региональную окраску, что в первую очередь определяется различиями социально-экономического развития регионов страны. Ослабление регулирующих начал со стороны государства привело к обособлению региональных сообществ, что вызвало необходимость формирования механизмов самовоспроизводства региональных экономических и культурных элит. Одним из результатов данного процесса стало появление новых моделей дифференциации вузов по степени престижности и востребованности в конкретной области или регионе. Как правило, лидирующие позиции в данной иерархии сегодня занимают региональные классические университеты, вокруг которых концентрируются культурная, экономическая и политическая элиты региона.

В современных условиях функционирование региональных университетов зависит от множества факторов. С одной стороны, под влиянием глобализации растет зависимость отдельных высших учебных заведений от требований мирового рынка образовательных услуг, показателей мировых рейтингов, с другой - университеты занимают важное место в программах реформирования, модернизации национальных систем образования, в целом модернизации современных национальных государств, которые несмотря ни на что продолжают играть важное значение в мировых глобальных процессах. Одновременно университет рассматривается как важный социальный институт, который становится все более открытым, автономным, аккумулирует огромное число социальных взаимодействий, в том числе на уровне международных культурных программ. Наконец, университет - важный фактор развития окружающего его социального пространства: он замыкает на себе не только подготовку специалистов для регионального рынка труда, но и выступает основным региональным кластером, создает инфраструктуру для развития региона, повышает инвестиционный потенциал для развития науки и инновационных проектов, привлекает в регион молодых людей [14].

И в заключении подчеркнем, что что региональные университеты предлагают значительный выбор образовательных программ, форм и типов обучения, являются крупнейшими образовательными центрами, тем самым обеспечивается определенный уровень образования у большей части населения. Нельзя не отметить, что в информационном обществе университет является основным социальным институтом, в рамках которого про-

исходит формирование разных моделей получения высшего образования, что в свою очередь влияет на формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи.

Литература

1. Белинская Д. В. Формы партисипации молодежи в социокультурном пространстве // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 11 (115).

2. Задонская И. А. Инновационно-образовательная среда регионального классического университета // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 10 (90).

3. Кокорева О. Г. Образовательные стратегии в условиях расслоения российского общества // Ярославский педагогический вестник. № 2. 2009 (59).

4. Удальцова М. В., Воловская Н. М., Плюсни-на Л. К. Четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность // СОЦИС. 2005. № 7.

5. Чередниченко Г. А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи). М., 2012.

6. Когда наступает время выбора (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / отв. ред. Г. А. Чередниченко. СПб., 2001.

7. Терентьев К. Ю. Высшее образование в структуре образовательных и профессиональных стратегии современной молодежи / Научный электронный журнал: Непрерывное образование: XXI век. Вып. 2. 2014.

8. Сорокина Н. Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. 2003. № 4.

9. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования. 2003. № 4.

10. Васенина И. В., Перетолчин В. В. Высшее образование в системе жизненных стратегий молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 10.

11. Максимова М. Л. Использование концепции образовательного капитала для исследования образовательных стратегий студентов // XI Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: Тезисы докладов. Н. Новгород, 2010.

12. Колесникова И. А. Образовательные стратегии // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. № 1.

13. Клячко Т. Л. Мифы, легенды и реальность российского высшего образования. URL: http:// demoscope.ru/ weekly/ 2004/0167/tema05.php

14. Юрьев В. М., Налетова И. А. Сетевой университет как модель современных взаимодействий региональных университетов // Вестник Тамбовского уни-

верситета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2014. № 3 (131).

References

1. Belinskaya D. V. Formy partisipatsii molodezhi v sotsiokul'turnom prostranstve // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 11 (115).

2. Zadonskaya I. А. Innovatsionno-obrazovatel'naya sreda regional'nogo klassicheskogo universiteta // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. Vyp. 10 (90).

3. Kokoreva O. G. Obrazovatel'nye strategii v usloviyakh rassloyeniya rossijskogo obshchestva // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. № 2. 2009 (59).

4. Udal'tsova M. V., Volovskaya N. M., Plyusni-na L. K. Chetyre sreza zanyatosti: tsennosti, motivatsiya, dokhody, mobil'nost' // SOTSIS. 2005. № 7.

5. Cherednichenko G. А. Obrazovatel'nye traektorii i professional'nye kar'yery (na materialakh sotsiologicheskikh issledovanij molodezhi). M., 2012.

6. Kogda nastupayet vremya vybora (Ustremleniya molodezhi i pervye shagi posle okonchaniya uchebnykh zavedenij) / otv. red. G. А. Cherednichenko. SPb., 2001.

7. Terent'ev K. Yu. Vyssheye obrazovaniye v strukture obrazovatel'nykh i professional'nykh strategii sovremennoj molodezhi / Nauchnyj elektronnyj zhurnal: Nepreryvnoye obrazovaniye: XXI vek. Vyp. 2. 2014.

8. Sorokina N. D. Peremeny v obrazovanii i dinamika zhiznennykh strategij studentov // Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2003. № 4.

9. Zborovskij G. E., Shuklina E. А. Professional'noye obrazovaniye i rynok truda // Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2003. № 4.

10. Vasenina I. V., Peretolchin V. V. Vyssheye obrazovaniye v sisteme zhiznennykh strategij molodezhi // Аktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2011. № 10.

11. Maksimova M. L. Ispol'zovaniye kontseptsii obrazovatel'nogo kapitala dlya issledovaniya obrazovatel'nykh strategij studentov // XI Nizhegorodskaya sessiya molodykh uchenykh. Gumanitarnye nauki: Tezisy dokladov. N. Novgorod, 2010.

12. Kolesnikova I. А. Obrazovatel'nye strategii // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2006. № 1.

13. Klyachko T. L. Mify, legendy i real'nost' rossijskogo vysshego obrazovaniya. URL: http:// demoscope.ru/ weekly/ 2004/0167/tema05.php

14. Yur'ev V. M., Naletova I. А. Setevoj universitet kak model' sovremennykh vzaimodejstvij regional'nykh universitetov // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2014. № 3 (131).

I. A. ZADONSKAYA

* * *

THE HIGHER EDUCATION IN STRUCTURE OF VITAL STRATEGY OF MODERN YOUTH

ZADONSKAYA IRINA ANATOLYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: ir-yar75@mail.ru

In the Russian society, today and always, choice of profession is one of the main decisions in human life. In a situation of large-scale modernization of the Russian education system researchers feel need for elaboration of approaches to studying of behavior of key participants of educational process - students. To separate strategic behavior in education from situational fragmentary the practician of behavior, it is necessary to consider that educational strategy represents a coherent line of conduct and is a consequence of adoption of the strategic decision, a choice which made by students.

Modern researchers in the field of education note that ability to be retrained, self-development, change constantly old templates of thinking, activity, to look for and use the new will begin the main skill of the person of the present and the next decades. That is the education system has not to give simply certain volume of knowledge which everything becomes outdated in the modern world quicker, and skills of knowledge acquisition, to help to open potential, has to put in the person ability to continuous development, to be demanded, competitive. For an education system of one of the main objectives there is formation of thinking, vision of the world, valuable orientations, active living position, training of the individual for socialization in society.

In article the author considered the main scientific interpretations of concepts: the student's youth, the higher education, valuable orientations, educational strategy, their analysis, the main characteristics. The special attention the author paid to motives of receiving the higher education, the author allocated functions of the highest education and a way of realization of the allocated functions on logic of the structurally functional analysis, analyzed questions which young people have to answer at the time of definition of educational strategy, and through research of these questions of elections it is possible to try to understand, what is educational strategy of today's studying youth.

Key words: student's youth, valuable orientations, higher education, education strategy, vital strategy, information society, social vocational guidances, regional university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.