Научная статья на тему 'Высшее образование в России: проблемы и перспективы'

Высшее образование в России: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / МАГИСТРАТУРА / БАКАЛАВРИАТ / COMPETITIVENESS / BOLONSKIY PROCESS / EDUCATIONAL SPACE / FINANCIAL CRISIS / MAGISTRACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гомцян Овсеп Арамаисович

Автором в ходе анализа роли высшего образования в жизни российского общества в условиях социальноэкономической нестабильности отмечается, что оно является мощно движущей силой экономического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее образование в России: проблемы и перспективы»

Гомцян Овсеп Арамаисович

аспирант кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета (тел.: 88612584110)

Высшее образование в России: проблемы и перспективы

Аннотация

Автором в ходе анализа роли высшего образования в жизни российского общества в условиях социальноэкономической нестабильности отмечается, что оно является мощно движущей силой экономического развития страны.

Annotation

The Author in the course of analysis dug the higher education in lifes russian society in condition social-economic instability is noted that it is powerful driving power of the economic development of the country.

Ключевые слова: конкурентоспособность, Болонский процесс, образовательное пространство, финансовый кризис, магистратура, бакалавриат.

Key words: competitiveness, Bolonskiy process, educational space, financial crisis, magistracy, бакалавриат.

На современном этапе развития России образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния общества, благополучия каждой личности.

Реформирование политической, экономической и общественной системы страны требует реформирования в системной увязке и образования как одной из важнейших подсистем социальной сферы государства. Основой изменений в образовании в настоящее время является Болонская декларация, которая была подписана в сентябре 2003 года. Россия тем самым взяла на себя обязательства привести всю систему высшего образования в соответствии с принципами Болонского процесса, которые требуют модернизации образования, выработки новых форм существования и перехода к единым доминантам европейского образовательного сообщества к 2010 году. Основные обязательства стран-участниц таковы. Первое: введение многоступенчатой системы высшего образования. Нижняя ступень - 3-4-летняя подготовка бакалавра; средняя - 2-летняя магистратура; высшая - степень доктора наук (аналог российского кандидата). Ни традиционного для нашей страны всеобщего непрерывного 5-летнего обучения специалиста, ни более высокой, российской степени доктора

наук схема не предполагает. Второе: отказ от старых учебных планов и разбивка дисциплин на модули (отдельные учебные курсы или группы курсов). Какие из них слушать и сдавать, выбирают сами студенты. В итоге каждый учится по индивидуальной программе. Третье: переход на кредитно-зачетную систему ECTS (European Credit Transfer System), позволяющую сопоставлять глубину курсов, пройденных в вузах разных стран. 1 балл-кредит составляет 25-30 учебных часов. А за год, прослушав все свои модули, каждый студент должен набрать в общей сложности 60 кредитов. Четвертое: на первый план выходят не теоретическая подготовка, а умения и навыки.

Формально с 1 сентября 2009 года к этим благам приобщается и Россия. И это вроде неплохо.

Но некоторые моменты все же смущают. Прежде всего, насильственный характер "болонизации" в России - неведомый ни одной другой стране-участнице и противоречащий как правилам, так и практике создания единого европейского образовательного пространства. Только у нас вузам диктуют сверху, сколько каких категорий выпускников им готовить, и насаждают бакалавриат. Все другие ведущие европейские страны сумели привязать свои нетрадиционные квалификации к основной модели, вписав свои системы образования в Болонскую.

Необходимо отметить, что существуют определенные затруднения в деятельности вузов по реализации и внедрении Болонских положений

___________________________________190

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 №4

в систему высшего образования. В России недостаточна финансовая база для обеспечения Болонского процесса, между тем переработка программ по уровням бакалавр/магистр, пересчет часов в кредиты, направление студентов базового вуза на семестр или на год за рубеж, консультирование иностранных студентов по вопросам обучения в российском вузе, разработка и массовое заполнение Приложений европейского образца к диплому применительно к специфике конкретного вуза - все эти и другие задачи требуют значительных усилий и затрат времени, причем некоторые из них придется затем осуществлять на регулярной основе во всерасширяющихся масштабах. Например, по мере расширения академической мобильности задачи координаторов всех уровней будут возрастать многократно. Поэтому мы считаем, что необходимо безотлагательно подвести под болонские преобразовании в России соответствующую экономическую основу.

Но в условиях мирового финансового кризиса руководителями российского правительства был взят лишь один параметр - двухуровневая система обучения: бакалавр-магистр. И, что гораздо хуже, этим ее приобщение к единому европейскому образовательному пространству пока и ограничилось. С 1 сентября по большинству специальностей прекращен набор на 5-летний специалитет (он сохранится лишь для важнейших направлений вроде медицинских и силовых), а вузы переориентировались на массовый выпуск бакалавров. То есть 4-летнюю подготовку квалифицированных исполнителей широкого профиля и низшей ступени академической иерархии. Переход на вторую, магистерскую ступень будет ограничен вступительными экзаменами, а для подавляющего большинства соискателей еще и необходимостью платить за учебу (по некоторым

оценкам - для 80-90% набора). При этом новых программ у нас нет: вузы норовят не создавать с нуля принципиально другие 4-летние планы обучения бакалавров, а обкорнать на год старые - 5-летние специалитетные. В итоге российское высшее образование укоротилось и удорожало, а его качество стало более чем сомнительным. Второй важный момент. В России нет инфраструктуры, типичной для англоамериканской системы образования, - прежде всего мы имеем в виду бакалавриат. Мы привыкли, что полноценное высшее образование дает диплом специалиста, отучившегося 5-6 лет. Поэтому на них в основном и спрос, а бакалавры считаются недоучками и не могут найти работу.

Это связано с тем, что в российской квалификационной структуре отсутствует четкая преемственность между различными уровнями подготовки. У большинства россиян вообще бакалавриат не ассоциируется с полноценным высшим образованием, а лишь рассматривается как некоторая промежуточная ступень при получении полноценного высшего образования, следовательно, не имеет самостоятельного статуса.

И это в условиях мирового экономического кризиса. Хотя выброс на рынок труда армии совершенно не подготовленных к новым условиям бакалавров станет настоящей социальной трагедией. Ибо, в условиях резкого обострения конкурентной борьбы все бакалавры моментально превратятся в дополнительную армию безработных.

Так что в связи с недостаточной финансовой базой для обеспечения Болонского процесса, мы пришли к выводу, что на период экономического кризиса с внедрением Болонской процесса также необходимо продолжать пятилетнее обучение в вузах по программе "специалист".

191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.