Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ: ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ: ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / воспитание / исследование / личность / мотивация / общение / адаптация / learning / nurturing / research / personality / motivation / communication / adaptation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любовь Алексеевна Калантарян, Елена Анатольевна Юринок, Евгения Николаевна Миронова

Утверждается, что образование есть, прежде всего, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения. Существенной проблемой современного этапа высшего образования является проблема социализации современного поколения. Одним из элементов процесса адаптации человека к окружающему его миру является относительно контролируемая социализация в ходе планомерного формирования обществом условий для обучения и воспитания человека, также его сознательного самоизменения. Показано, что как и любая другая система, высшее образование сталкивается со своими проблемами, которые могут оказывать негативное влияние на качество образования и на формирование личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любовь Алексеевна Калантарян, Елена Анатольевна Юринок, Евгения Николаевна Миронова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education in the social system: foundations and prospects for development

The article argues that education is primarily a social phenomenon, which is a purposeful process of upbringing and learning. A significant problem of the modern stage of higher education is the problem of socialization of the modern generation. One of the elements of the process of adapting a person to the world around him is relatively controlled socialization in the course of the systematic formation by society of conditions for teaching and educating a person, as well as his conscious self-change. It is shown that, like any other system, higher education faces its own problems, which can have a negative impact on the quality of education and on the formation of personality.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ: ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2024-102-1-172-177

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ: ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

© Любовь Алексеевна Калантарян1, Елена Анатольевна Юринок2, Евгения Николаевна Миронова3

1Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия; 2Севе-ро-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия; 3Ставропольский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставрополь, Россия

1gagarinasgpi@mail.ru 2yurinochka@yandex.ru 3mironovbor@mail.ru

Аннотация. Утверждается, что образование есть, прежде всего, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения. Существенной проблемой современного этапа высшего образования является проблема социализации современного поколения. Одним из элементов процесса адаптации человека к окружающему его миру является относительно контролируемая социализация в ходе планомерного формирования обществом условий для обучения и воспитания человека, также его сознательного самоизменения. Показано, что как и любая другая система, высшее образование сталкивается со своими проблемами, которые могут оказывать негативное влияние на качество образования и на формирование личности. Ключевые слова: обучение, воспитание, исследование, личность, мотивация, общение, адаптация. Для цитирования: Калантарян Л.А., Юринок Е.А., Миронова Е.Н. Высшее образование в общественной системе: основы и перспективы развития // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 102. № 1. С. 172-177. doi: 10.18522/2070-1403-2024-102-1-172-177

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

Higher education in the social system: foundations and prospects for development

© Lyubov A. Kalantaryan1, Elena A. Yurinok2, Evgenia N. Mironova3

1Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, Russian Federation; 2North Caucasus Federal University, Stavropol, Russian Federation; 3Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol, Russian Federation 1gagarinasgpi@mail.ru 2yurinochka@yandex.ru 3mironovbor@mail.ru

Abstract. The article argues that education is primarily a social phenomenon, which is a purposeful process of upbringing and learning. A significant problem of the modern stage of higher education is the problem of socialization of the modern generation. One of the elements of the process of adapting a person to the world around him is relatively controlled socialization in the course of the systematic formation by society of conditions for teaching and educating a person, as well as his conscious self-change. It is shown that, like any other system, higher education faces its own problems, which can have a negative impact on the quality of education and on the formation of personality. Key words: learning, nurturing, research, personality, motivation, communication, adaptation. For citation: Kalantaryan L.A., Yurinok E.A., Mironova E.N. Higher education in the social system: foundations and prospects for development. The Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 102. No 1. P. 172-177. doi: 10.18522/2070-1403-2024-102-1-172-177

Введение

Образование, бесспорно, является основой общественно координированной социализации, обучения, воспитания. Иными словами, это процесс усвоения социокультурных ценно-

стей и знаний, накопленных предшествующими поколениями. Образование, содержит в себе целеориентированное, особое по своим методам обучение и более обширное и емкое просвещение, а именно процесс популяризации и трансляции культуры, полагающий, безусловно, независимый и свободный выбор индивидом информации из множества доступных источников, что, безусловно, способствует возникновению проблем на уровне функционирования, прежде всего, высшей школы.

Обсуждение

Проблемы образования в высшей школе могут быть разнообразными и связаны с различными аспектами, включая финансирование, доступность, качество преподавания, общественную роль образовательных учреждений высшего образования.

Основной проблемой может быть высокая стоимость образования, которая может стать преградой для многих студентов, особенно для тех, кто не имеет достаточного финансового обеспечения. Это может приводить к неравенству в доступе к образованию и приводить к ограничениям в качестве обучения и успеваемости студентов. Решением этой проблемы может стать предоставление стипендий и других форм финансовой поддержки для студентов с ограниченными финансовыми возможностями, а также снижение стоимости обучения. Кроме того, необходимо рассмотреть возможность введения более гибких и доступных форм обучения, «применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения» [9, с. 62], обеспечить процесс «...системы непрерывного образования» [7, с. 58].

Качество преподавания также является важной проблемой. Некоторые образовательные учреждения высшего образования могут не обеспечивать достаточно высокого уровня обучения и подготовки, что может негативно сказаться на успеваемости студентов и их способности к последующей профессиональной деятельности. Качество преподавания имеет важное значение для успеха студентов и качества образования в целом. Для решения этой проблемы необходимо внедрить механизмы оценки качества преподавания и улучшения его уровня. Кроме того, студенты должны иметь возможность получать обратную связь о качестве обучения и преподавания, чтобы улучшить процесс обучения, являющийся частью «.профессиональной педагогической деятельности» [5, с. 40].

Другой проблемой является проблема адаптации студентов к учебному процессу и культуре высшей школы. Некоторые студенты могут испытывать трудности в приспособлении к новой среде и требованиям, что может снизить их мотивацию и успеваемость. Для решения этой проблемы необходимо предоставлять студентам возможности для адаптации к учебной среде, проводить ориентационные мероприятия для новых студентов, обеспечивать поддержку и консультации для тех, кто испытывает трудности в адаптации. Здесь, также, можно выделить проблемы, связанные с различным культурным восприятием в процессе общения. Это особенно характерно для студентов, кто приехал из другого региона и другой страны. Это может быть связано с языковыми барьерами, различиями в культуре и обычаях. Языковой барьер может создавать трудности в общении и восприятии информации. Отсюда могут возникать проблемы социальной адаптации у студентов из других стран. Они могут столкнуться с трудностями в адаптации к новой культуре, общественной среде и учебному процессу. Воспитание таких студентов может столкнуться с проблемами, связанными с различиями в культуре и ценностях. Это может привести к конфликтам и трудностям в общении. Для решения этой проблемы необходимо проводить мероприятия, направленные на понимание различий в культуре и обычаях.

Для решения этой проблемы необходимо обеспечивать поддержку и помощь в адаптации, проводить мероприятия, направленные на интеграцию студентов в новую среду. Одним из важных направлений является воспитание, точнее недостаточное внимание к проблеме воспитания в высших учебных заведениях. Воспитание является неотъемлемой частью образования, которое способствует формированию мировоззрения. Одной из форм мировоззрения является философия. «Философская рефлексия задает образовательной концепции смысл, цель, формы, выполняет интегративную функцию» [3]. Это оказывает существенное влияние на об-

разование, определяющее и воспитание, и обучение, как целостность, которая проявляется в общественной системе, при получении и преобразовании поступающей в нее научной информации [1], является «сложным взаимодействием различных видов социальной коммуникации» [2]. Образование становится непременным условием включения личности обучаемого в целостный мир общечеловеческой культуры с целью усвоения им духовных и нравственных ценностей, через «.формирование духовных и культурных традиций» [13], через формирование личности в социуме, где «исторически проживает множество народов со своими традициями и верованиями» [12]. «Система духовно-нравственных ценностей способна обеспечить необходимое стабильное существование и развитие.» [4]. Образование является социальным институтом, преемственно продолжающим процесс превращения имеющегося в обществе социально-культурного опыта в достояние всех его членов, и через это обеспечивающим пожизненное обогащение творческого потенциала личности, учитывающего как ее межличностные отношения [11], так и ее огромное влияние на «.формирование гражданской позиции в обществе» [10]. «Особое внимание отводится анализу чувственной сферы человека» [8].

В центре внимания высших учебных заведений находится образовательный процесс, в то время, как воспитательный аспект игнорируется или принимается на уровне формальных требований. Это может приводить к тому, что студенты не получают необходимого воспитательного воздействия и не формируются как личности. Воспитание в высшей школе имеет различные подходы и методы, которые могут зависеть от высшего учебного заведения, культуры и ценностей общества. Это может привести к проблеме нормативности - отсутствие единой системы и нормативов в воспитательном процессе. Таким образом, может возникать проблема определения эффективности воспитательного процесса и отсутствия четких целей. Отсутствие четкой системы воспитания является проблемой воспитания в высшей школе. Отсутствие понимания целей воспитания и отсутствие единой методики и системы воспитания может привести к неэффективному воспитательному процессу.

Методы и формы воспитания в высшей школе определяются наличием профориентаци-онной работы, кураторской деятельности, самоорганизации студентов. Профориентационная работа является важным элементом воспитания в высшей школе. Она позволяет студентам определить свои профессиональные интересы и ориентироваться в своем будущем карьерном пути. Профориентационные программы могут включать в себя лекции, семинары, консультации со специалистами. Кураторская деятельность является еще одним методом воспитания в высшей школе. Кураторы помогают студентам в адаптации к учебной среде, оказывают поддержку в решении проблем и помогают студентам развивать социальные компетенции. Самоорганизация студентов является важным аспектом воспитания в высшей школе, способствует возможности студентам развивать лидерские качества, организовывать мероприятия и проекты, участвовать в жизни учебного заведения и внедрять новые идеи.

Воспитание в высшей школе является важным аспектом образовательного процесса, который должен направляться на формирование личности студента, развитие социальных компетенций и творческого потенциала. Однако, существуют проблемы, связанные с недостаточным вниманием к воспитанию со стороны высших учебных заведений, различными подходами к воспитанию и отсутствием четкой системы воспитания. Для решения этих проблем необходимо разрабатывать и внедрять эффективные методы и формы воспитания, обеспечивать поддержку и помощь в адаптации студентов, а также учитывать различия в культуре и ценностях в международных студенческих сообществах. Необходимо предоставлять студентам возможности для изучения языка и обеспечивать поддержку в обучении, что требует, в свою очередь, поддержки и консультаций для студентов, а также формирования условий, способствующих более глубокому пониманию различий в культуре и обычаях.

Нужно отметить и тот факт, что существует также проблема дисбаланса между теоретическим обучением и практическим опытом. Многие образовательных учреждений высшего образования предоставляют теоретическое обучение без достаточного количества возможностей для практического применения, что может затруднить студентам применять свои зна-

ния на практике и получить необходимый опыт для последующей работы. Для решения этой проблемы необходимо внедрить программы практического обучения, чтобы студенты могли получить практический опыт и применять свои знания на практике. Это поможет улучшить качество образования и повысить профессиональный потенциал выпускников.

Образовательные учреждения высшего образования могут столкнуться с проблемами в сфере исследований, которые могут сказаться на качестве преподавания и подготовки студентов. Недостаточное финансирование и ограниченные возможности для проведения исследований могут привести к отставанию от других образовательных учреждений высшего образования и ухудшению образовательного процесса. Высшее образование имеет важное значение для развития науки и технологий. Образовательные учреждения высшего образования играют важную роль в исследованиях и развитии новых технологий, что может привести к улучшению жизни людей и решению глобальных проблем. Для решения этой проблемы необходимо развивать инновационную среду в образовательных учреждениях высшего образования, обеспечивать поддержку для исследовательских проектов.

В целом проблемы образования в высшей школе требуют внимательного анализа и решения, чтобы обеспечить высокое качество обучения и возможности для всех студентов, независимо от их финансового, социального, культурного положения. Для решения этих проблем могут быть предприняты следующие шаги на государственном уровне.

Обеспечение доступности образования. Необходимо разработать программы по предоставлению стипендий и других форм финансовой поддержки для студентов с ограниченными финансовыми возможностями, чтобы они могли получить высшее образование.

Обеспечение качества преподавания. Необходимо внедрить механизмы оценки качества преподавания и улучшения его уровня, а также предоставить студентам обратную связь о качестве обучения и преподавания, «в формировании которой особая роль принадлежит системе образования» [6, с. 42].

Улучшение условий адаптации студентов. Необходимо предоставить студентам возможности для адаптации к учебной среде, проводить ориентационные мероприятия для новых студентов, обеспечить поддержку и консультации для тех, кто испытывает трудности в адаптации. Важная роль здесь отводится процессу воспитания, способствующего формированию личности студента. Воспитательный процесс должен направляться на формирование целостной, развитой личности, способной к социальной ответственности и уважению к правам и свободам других людей. Воспитание в высшей школе должно также направляться на развитие социальных компетенций студентов, таких как коммуникативные навыки, лидерство, умение работать в коллективе, уважение к различиям. Развитие этих компетенций является важным для успеха в профессиональной карьере и социальной жизни. Воспитание в высшей школе также должно создавать условия для развития творческого потенциала студентов. Развитие креативности, умения мыслить нетрадиционно и решать проблемы, умения находить новые подходы и идеи - это важно как для личного роста, так и для развития науки и промышленности.

Увеличение практического опыта. Необходимо внедрение программы практического обучения, создавать партнерские отношения с компаниями и организациями, чтобы студенты могли получить практический опыт и применять свои знания на практике.

Развитие исследований. Необходимо обеспечить достаточное финансирование и возможности для проведения исследований, чтобы образовательные учреждения высшего образования могли оставаться на переднем крае науки и развиваться в соответствии с новыми технологиями и требованиями общества.

Выводы

В целом решение проблем образования в высшей школе требует участия различных заинтересованных сторон, включая различные структуры органов власти, образовательные учреждения высшего образования, студентов и общественности. Только совместными усилиями можно достичь высокого качества образования для всех студентов и обеспечить их будущее успехом, что, несомненно, будет способствовать социально-культурному развитию общества.

Список источников

1. Арутюнян В.В., Лукьянов Г.И., Тронина Л.А. Социально-философские аспекты научной информации в обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. № 3(106). С. 30-34.

2. Бакланова О.А., Бакланов И.С., Ерохин А.М. Методологические конструкты исследования социальности современного общества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 3-1. С. 95-100.

3. Болховской А.Л., Говердовская Е.В., Ивченко А.В. Образование в глобализирующемся мире: философский взгляд // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 5. С. 80-85.

4. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7. С. 1566-1569.

5. Гончаров В.Н., Колосова О.Ю., Немашкалов П.Г. Культурно-исторические факторы в становлении модели российского образования в XIX веке // Научный альманах стран Причерноморья. 2023. № 1(33). С. 38-44.

6. Дрофа Е.А., Приходченко О.В. Педагогический аспект исследования профессиональной подготовки преподавателя в классическом университете // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2023. № 1. С. 42-46.

7. Калантарян Л.А., Макеенко И.П. Формирование педагога в контексте теоретической модели этнокультурного образования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2023. № 1. С. 58-62.

8. Камалова О.Н. Становление и развитие неклассических подходов понимания интуиции в первой половине XX века // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 4. С. 127-133.

9. Корчак К.И., Иванова К.Р. Педагогические технологии в контексте современного научного развития // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2023. № 1. С. 62-66.

10. Кулешин М.Г. Социально-политическое самообразование студентов вузов: педагогический аспект организации // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 3. С. 33-36.

11. Лобейко Ю.А. Социально-психологические проблемы общения в контексте межличностных общественных отношений // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 73-78.

12. Миронова Е.Н., Колосова О.Ю., Гончаров В.Н. Деструктивные религиозные объединения: философско-правовой анализ // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2016. № 3(19). С. 195-201.

13. Несмеянов Е.Е., Харламова Г.С. Духовность как концепт и мировоззренческая универсалия (рецепция идей Плотина) // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2018. № 6(103). С. 66-72.

References

1. Harutyunyan V.V., Lukyanov G.I., Tronina L.A. Socio-philosophical aspects of scientific information in society // Humanities and socio-economic sciences. 2019. No. 3(106). P. 30-34.

2. Baklanova O.A., Baklanov I.S., Erokhin A.M. Methodological constructs of the study of sociality of modern society // Historical and socio-educational thought. 2016. Vol. 8. No. 3-1. P. 95-100.

3. Bolkhovskoi A.L., Goverdovskaya E. V., Ivchenko A. V. Education in a globalizing world: a philosophical view // Economic and humanitarian studies of the regions. 2013. No. 5. P. 80-85.

4. Goncharov V.N., Popova N.A. Spiritual and moral values in the system of public relations // Fundamental research. 2015. No. 2-7. P. 1566-1569.

5. Goncharov V.N., Kolosova O.Yu., NemashkalovP.G. Cultural and historical factors in the formation of the model of Russian education in the XIX century // Scientific Almanac of the Black Sea region countries. 2023. No. 1(33). P. 38-44.

6. Drofa E.A., Prikhodchenko O.V. Pedagogical aspect of the study of teacher training at a classical university // Economic and humanitarian studies of the regions. 2023. No. 1. P. 42-46.

7. Kalantaryan L.A., Makeenko I.P. Formation of a teacher in the context of a theoretical model of eth-nocultural education // Economic and humanitarian studies of the regions. 2023. No. 1. P. 58-62.

8. Kamalova O.N. Formation and development of non-classical approaches to understanding intuition in the first half of the XX century // Economic and humanitarian studies of the regions. 2013. No. 4. P. 127-133.

9. Korchak K.I., Ivanova K.R. Pedagogical technologies in the context of modern scientific development // Economic and humanitarian studies of the regions. 2023. No. 1. P. 62-66.

10. KuleshinM.G. Socio-political self-education of university students: pedagogical aspect of the organization // Economic and humanitarian studies of the regions. 2018. No. 3. P. 33-36.

11. Lobeyko Yu.A. Socio-psychological problems of communication in the context of interpersonal social relations // Economic and humanitarian studies of regions. 2015. No. 4. P. 73-78.

12. Mironova E.N., Kolosova O.Yu., Goncharov V.N. Destructive religious associations: philosophical and legal analysis // Bulletin of the North Caucasian Humanitarian Institute. 2016. No. 3(19). P. 195-201.

13. Nesmeyanov E.E., Kharlamova G.S. Spirituality as a concept and worldview theory (reception of Plotin's ideas) // Humanities and socio-economic sciences. 2018. No. 6(103). P. 66-72.

Статья поступила в редакцию 11.01.2024; одобрена после рецензирования 02.02.2024; принята к публикации 12.02.2024.

The article was submitted 11.01.2024; approved after reviewing 02.02.2024; accepted for publication 12.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.