вязь благоприятного общественного мнения о компании и устойчивости бизнеса; необходимость поддержания репутации и позитивного имиджа.
Внутренние институциональные факторы:
- непосредственного действия: квалификация и состав менеджмента; позиция собственника; наличие установок у менеджмента предприятий, связанных с системой ценностей компании;
- опосредованного действия: менталитет и культура организации; различия в интересах и функциях менеджеров; обособление управленческих функций; существование корпорации как институционального комплекса.
Внешние экономические факторы:
- непосредственного действия: текущее состояние экономики страны; текущее состояние экономической конъюнктуры;
- опосредованного действия: уровень развития экономики конкретной страны; интенсивность конкуренции.
Внешние институциональные факторы:
- непосредственного действия: позиция государства; позиция общественных организаций; позиция местного сообщества; внешнее давление иных заинтересованных лиц;
УДК 339.137
- опосредованного действия: менталитет и культура общества; общественные ожидания; «мода», признанная обществом; характер связи между заинтересованными лицами; генезис системы КСО и выработанные в процессе ее развития институции: традиции, навыки, обычаи делового общения; частичное отделение собственности от управления; обособление форм реализации собственности (владение, распоряжение, пользование, получение доходов.
Естественно, что, как при любой классификации, принятые разграничения в известной степени условны, особенно это касается факторов, образующихся в результате взаимодействия компании с внешней средой. Так, необходимость поддержания репутации и позитивного имиджа обусловлена соответствующими требованиями общества к состоянию корпоративной социальной ответственности. В этом смысле фактор может рассматриваться как внешний институциональный, но, в то же время, он отражает целевую установку самой компании, поэтому отнесен нами к составу внутренних. При необходимости формирования конкретных инструментов механизма управления КСО, такая «двойственность» факторов должна быть учтена.
Ю. и. Трещевский, Т. Ю. Спичкина
высшее образование в контексте социально-экономического
развития воронежской области
В статье рассматриваются вопросы развития высшего профессионального образования Воронежской области на фоне России и Центрального федерального округа. Развитие высшего образования оценивается с точки зрения потребностей населения, инвестиций, состояния безработицы, возможностей экспорта образовательных услуг. Отмечены перспективные инструменты взаимодействия органов власти и управления с высшими учебными заведениями.
Ключевые слова: высшее образование, человеческий потенциал, социально-экономическое развитие, потребности, безработица, инвестиции, экспорт образовательных услуг, органы власти и управления.
UDC 339.137
Y. I. Treshchevskiy, T. J. Spichkina
HIGHER EDUCATIoN IN THE CoNTEXT soCIAL AND ECoNoMIC DEVELoPMENT
of the Voronezh region
In article questions of development of the higher vocational training of the Voronezh region against Russia and the Central federal district are considered. Higher education development is estimatedfrom the point of view of requirements of the population, investments, a condition of unemployment, possibilities of export of educational services. Perspective tools of interaction of authorities with higher educational institutions aren 'ted.
Keywords: higher education, human potential, social and economic development, requirements, unemployment, investments, export of educational services, governing bodies.
Состояние и перспективы развития региона зависят в высокой степени от состояния человеческого потенциала региона. Как правило, при расчете человеческого потенциала обращаются к ИРЧП, как обобщающему показателю экономического развития стран и регионов. При расчете индекса образования в России уровень грамотности оценивается по данным переписи 2002 г. Доля учащихся рассчитывается как отношение числа учащихся учебных заведений всех видов (школы, начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения) к численности населения в возрасте от 7 до 24 лет. Однако, на наш взгляд, такой подход не в полной мере характеризует уровень образования и его значение для социально-экономического развития стран и регионов. Важной характеристикой уровня образования и потенциала развития региона является количество студентов, составляющих в ближайшей перспективе, наиболее образованную, мобильную и экономически активную часть населения. Высшее образование является инструментом экономического роста - прежде всего, через воздействие на научный, технический и инновационный потенциал общества.
Потребность в получении высшего образования в полной мере осознана населением. Анализ показывает, что после катастрофического падения уровня образования в стране в 90-х годах ХХ века интерес к нему восстановился, что позволяет в настоящее время сохранять достаточную стабильность социально-экономической ситуации даже в условиях
высокой неопределенности экономической конъюнктуры.
В частности, в Воронежской области сохранилась высокая ориентированность населения на получение высшего образования. На территории Воронежской области функционируют 22 учебных заведений, реализующих программы высшего профессионального образования (ВПО) в соответствии с лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, в том числе 17 государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования и 5 негосударственных вузов. По числу высших учебных заведений Воронежская область занимает 3 место из 18 регионов в Центральном федеральном округе после Москвы и Московской области (количество вузов в них 264 и 33 соответственно)1. По численности студентов область занимает одно из ведущих мест в России и ЦФО.
Как видно из данных, представленных в таблице 1, наибольшая доля от общей численности студентов макрорегиона сосредоточена в Воронежской и Московской областях, г. Москве (соответственно, 5,9 %, 7,7 %, 54,1 %). Доля таких областей, как Костромская, Орловская в численности студентов вузов в их общем контингенте в ЦФО составляет соответственно 0,9 и 1,9%.
1 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - С.274-277.
Таблица 1 - Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (на начало учебного года; тысяч человек)1
Административно-территориальное образование 2000/01 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 доля в ЦФО, %
Российская Федерация 4741,4 7064,6 7309,8 7461,3 7513,1 7418,8
Центральный федеральный округ 1489,9 2167,2 2297,1 2369,5 2380,3 2366,1 100
Белгородская область 45,7 72,2 77,5 80,1 82,9 79,7 3,4
Брянская область 27,0 45,9 51,7 52,2 59,1 61,1 2,6
Владимирская область 28,7 53,7 57,3 57,3 57,3 57,6 2,4
Воронежская область 76,6 125,0 128,3 134,1 138,5 138,5 5,9
Ивановская область 39,9 51,4 56,1 54,5 53,5 52,4 2,2
Калужская область 15,8 30,8 30,6 37,2 37,8 38,7 1,6
Костромская область 16,6 21,1 21,7 21,8 22,3 22,3 0,9
Курская область 31,7 58,2 59,0 65,4 64,5 73,3 3,1
Липецкая область 21,2 33,4 35,4 36,8 37,1 43,1 1,8
Московская область 132,9 155,4 165,0 170,5 172,4 181,3 7,7
Орловская область 32,0 44,7 46,5 46,4 45,1 44,9 1,9
Рязанская область 26,0 54,3 53,9 54,3 56,1 54,6 2,3
Смоленская область 18,2 41,4 42,7 44,2 46,0 45,5 1,9
Тамбовская область 25,0 41,7 43,9 42,8 43,9 42,8 1,8
Тверская область 27,0 40,1 43,2 44,7 42,7 44,0 1,9
Тульская область 24,2 43,8 46,3 55,0 52,2 52,2 2,2
Ярославская область 31,8 56,1 58,6 59,3 56,0 52,9 2,2
г. Москва 869,6 1198,0 1279,6 1312,6 1312,8 1281,1 54,1
1 Составлено и рассчитано нами по данным: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - С.280-283.
В связи с периодически активизирующейся дискуссией о целесообразности высшего образования, следует обратить внимание на то, что в столице, отличающейся общими высокими показателями социально-экономического развития, сосредоточено более половины студенческого контингента Центрального федерального округа.
В Воронежской области численность обучающихся в высших учебных заведениях за 10 лет увеличилась с 76,6 до 138,5 тыс. человек. На протяжении всего периода 2000-2010 гг. область стабильно занимает третье место после Москвы и Московской области.
Достаточно показательна в плане ориентации на получение высшего профессионального образования динамика студенческого контингента государственных и негосударственных учреждений ВПО (таблица 2).
Как видно из данных, представленных в таблице 2, количество обучающихся в государственных вузах РФ возросло в период с 2000 по 2010 год в 1,44 раза, в ЦФО - в 1,38 раза. Москва и Московская область продемонстрировал невысокую динамику (соответственно, в 1,24 и в 1,17 раза), что, впрочем, связано в первую очередь с чрезвычайно высоким исходным уровнем. В регионе с самым низким на начало десятилетия контингентом - Смоленской области количество студентов государственных вузов увеличилось в 2,22 раза.
В Воронежской области студенческий контингент государственных вузов увеличился с 73,7 до 114,3 тыс. человек, то есть в 1,6 раза.
Еще более динамичным ростом численности студентов характеризуются негосудар-
Таблица 2 - Численность студентов государственных и негосударственных образовательных учреждений ВПО (на начало учебного года; тыс. чел.)1
Административно-территориальное образование 2000/01 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10
гос. и муни-цип. негос. гос. и муни-цип. негос. гос. и муни-цип. негос. гос. и муни-цип. негос. гос. и муни-цип. негос. гос. и муни-цип. негос.
Российская Федерация 4270,8 470,6 5985,3 1079,3 6133,1 1176,8 6208,4 1252,9 6214,8 1298,3 6135,6 1283,3
Центральный федеральный округ 1272,3 217,6 1689,5 477,7 1748,5 548,6 1765,7 603,9 1772,8 607,5 1759,5 606,6
Белгородская область 37,2 8,5 65,1 7,1 68,6 8,9 71,7 8,5 74,9 8,0 74,7 5,1
Брянская область 25,7 1,3 40,3 5,6 44,2 7,5 44,9 7,3 47,0 12,1 49,3 11,8
Владимирская область 25,7 3,0 44,1 9,6 48,4 8,9 48,0 9,4 48,5 8,8 49,1 8,5
Воронежская область 73,7 2,9 109,9 15,1 108,6 19,7 111,4 22,7 115,0 23,5 114,3 24,2
Ивановская область 39,5 0,4 48,4 3,0 53,0 3,1 52,2 2,3 51,1 2,4 49,5 2,9
Калужская область 13,4 2,4 27,0 3,8 26,8 3,8 26,2 11,0 25,6 12,2 25,8 12,8
Костромская область 16,4 0,2 19,5 1,6 20,0 1,7 20,5 1,3 20,7 1,6 20,7 1,6
Курская область 25,1 6,6 42,4 15,8 43,2 15,7 44,2 21,2 45,7 18,9 47,5 25,8
Липецкая область 20,8 0,4 31,7 1,7 32,8 2,6 33,9 2,8 34,3 2,8 34,6 8,5
Московская область 113,3 19,6 126,8 28,6 131,7 33,3 134,1 36,5 133,4 39,0 132,8 48,6
Орловская область 30,9 1,1 43,3 1,4 44,8 1,7 44,8 1,6 43,8 1,3 42,7 2,1
Рязанская область 23,4 2,6 42,5 11,8 43,1 10,8 43,0 11,3 44,3 11,8 43,3 11,3
Смоленская область 15,5 2,7 29,1 12,3 29,9 12,8 31,6 12,6 33,1 12,8 34,5 11,0
Тамбовская область 25,0 - 38,9 2,8 41,3 2,6 40,5 2,3 41,3 2,6 40,3 2,5
Тверская область 24,9 2,1 37,1 3,0 37,5 5,7 37,5 7,1 34,6 8,1 36,2 7,8
Тульская область 24,0 0,2 43,2 0,6 45,7 0,6 45,8 9,2 42,6 9,6 40,9 11,4
Ярославская область 29,1 2,7 43,5 12,6 45,2 13,4 45,6 13,8 43,6 12,5 41,3 11,6
г. Москва 708,7 160,9 856,7 341,3 883,8 395,7 889,7 423,0 893,2 419,5 882,0 399,1
1 Составлена нами по данным: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - С.280-283.
ственные вузы. В целом по РФ их контингент увеличился в 2,72 раза, по ЦФО - в 2,79 раза. Соотношение численности студентов негосударственных и государственных вузов по РФ составляло в 2000 г. 11:100, в 2009 г. - 21:100; по ЦФО, соответственно, 17:100; 34:100.
По Воронежской области численность студентов негосударственных вузов выросла за период с 2000 по 2010 гг. с 2,9 до 24,2 тыс. человек, то есть в 8,3 раза. Несмотря на то, что показатели в негосударственных вузах растут более высокими темпами, доля обучающихся в них остается сравнительно невысокой, полностью совпадающей с долей по РФ (соотношение контингентов - 21:100).
Важным показателем, демонстрирующем активность населения в получении высшего
образования, является количество студентов на 10000 человек населения (табл. 3)
На основании данных, представленных в таблице 3, правомерно сделать ряд выводов.
1) Численность студентов высших учебных заведений на 10000 жителей в 20092010 составляет в г. Москве - 1213 чел., в Московской области (с наименьшим показателем среди регионов ЦФО) - 269 чел., разрыв составляет 4,5 раза. Хотя при этом следует, конечно, учитывать высокую доступность столичных вузов для жителей Московской области.
2) Численность студентов вузов в расчете на 10 тысяч человек в Воронежской области составляет 612 человек (8 место по РФ и третье по ЦФО.) По Центральному Федеральному
Таблица 3 - Численность студентов учреждений ВПО на 10 000 человек населения (на начало учебного года; чел.)1
2000/01 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10
Образ. в т.ч. гос. и Образ. в т.ч. гос. и Образ. в т.ч. гос. и Образ. в т.ч. гос. и Образ. в т.ч. гос. и Образ. в т.ч. гос. и место
Административно- учр-ния ВПО учр-ния ВПО учр-ния ВПО учр-ния ВПО учр-ния ВПО учр-ния ВПО в РФ 2009
территориальное Образование муни-цип муни-цип муни-цип муни-цип муни-цип муни-цип
Российская Федерация 324 292 495 419 514 431 525 437 529 438 523 432
Центральный федеральный округ 390 333 580 452 617 470 638 475 641 478 637 474 1
Белгородская область 303 247 477 431 512 453 528 472 544 491 521 488 17
Брянская область 192 183 344 302 392 336 399 344 455 362 473 381 29
Владимирская область 184 165 364 299 393 332 396 331 398 337 403 343 51
Воронежская область 316 304 540 475 559 473 588 489 610 507 612 505 8
Ивановская область 338 335 467 440 516 487 505 484 499 476 491 465 26
Калужская область 149 126 304 267 303 265 370 261 377 256 386 258 56
Костромская область 220 218 299 276 309 284 312 294 322 299 324 301 71
Курская область 250 198 492 358 504 369 563 381 559 395 638 414 5
Липецкая область 173 169 283 268 302 280 315 290 319 295 372 299 57
Московская область 201 171 235 191 248 198 256 201 257 199 269 197 75
Орловская область 365 352 537 520 562 542 565 545 552 536 552 526 11
Рязанская область 207 186 460 360 460 368 467 370 485 383 474 376 28
Смоленская область 168 143 412 290 430 301 449 321 472 340 471 357 33
Тамбовская область 206 206 369 344 393 370 387 366 400 377 393 370 55
Тверская область 178 164 285 264 311 270 324 272 312 253 323 266 72
Тульская область 141 140 273 270 293 289 351 293 336 274 339 265 67
Ярославская область 229 209 422 328 444 342 451 346 428 332 405 316 50
г. Москва 860 701 1149 822 1225 846 1254 850 1249 850 1213 835 1
1 Составлено нами по данным: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - С.292-295
округу выше этот показатель только в столице России (1213 человек) и в Курской области (638 человек). Общероссийский показатель -523 человек на 10 000 населения.
В Воронежской области показатель численности студентов вузов на 10 000 человек населения в 2009/10 году был практически в 2 раза выше, чем в начале 2000-х годов (612 и 316 человек соответственно). При этом число обучающихся в государственных вузах на 10 000 населения составило 505 человек, что в 1,7 раза больше чем в 2000 году (304 человека). Соответственно, количество студентов
негосударственных вузов на 10 000 человек населения за этот же период увеличилось в 9 раз (с 12 до 107 человек).
Заслуживает внимания тот факт, что система высшего образования области оказалась очень устойчивой к демографическим и экономическим воздействиям. Численность населения Воронежской области ежегодно сокращается. Параллельно происходит еще более интенсивное сокращение контингента, из которого рекрутируются студенты дневной формы обучения - учащихся средних общеобразовательных учреждений (табл. 4).
Таблица 4 - Численность обучающихся общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) (на начало учебного года; тысяч человек)1
Административно-территориальное образование 2000/01 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 2009/2000 (%)
Российская Федерация 20073,8 15185,1 14362,3 13766,1 13436,5 13329,6 66,4
Центральный федеральный округ 4577,7 3446,6 3266,8 3138,5 3077,9 3072,9 67,1
Белгородская область 212,6 158,6 148,8 142,0 137,4 136,8 64,3
Брянская область 197,6 144,1 134,2 125,9 119,5 115,8 58,6
Владимирская область 198,2 139,4 130,8 125,0 122,3 121,1 61,1
Воронежская область 314,9 229,9 218,6 209,4 202,7 201,1 63,9
Ивановская область 148,1 103,7 95,9 90,3 87,0 85,9 58,0
Калужская область 137,3 97,7 92,4 88,0 86,5 86,3 62,9
Костромская область 102,5 71,0 66,7 63,4 61,6 61,1 59,6
Курская область 170,3 128,3 121,1 115,1 110,2 107,0 62,8
Липецкая область 166,0 121,4 115,0 109,2 106,5 105,0 63,3
Московская область 781,4 616,4 594,1 581,4 584,9 598,4 76,6
Орловская область 114,7 85,5 80,7 75,8 73,4 71,7 62,5
Рязанская область 156,8 116,5 109,4 102,8 98,7 95,9 61,2
Смоленская область 144,1 98,8 92,0 86,4 84,4 81,9 56,8
Тамбовская область 158,4 114,0 106,4 101,3 97,4 96,2 60,7
Тверская область 194,5 139,2 129,6 123,3 119,7 117,9 60,6
Тульская область 200,3 145,3 136,4 129,3 124,9 121,5 60,7
Ярославская область 171,4 122,2 114,7 108,9 106,9 106,6 62,2
г. Москва 1009,0 814,3 780,0 761,0 753,7 762,8 75,6
1 Составлено и рассчитано нами по данным: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - С.238-241.
Как видим, наблюдается резкое сокращение контингента общеобразовательных учреждений: в целом по РФ соотношение 2009 г. и 2000 г. - 66:100; по ЦФО - 67:100. В Воронежской области составляла численность учащихся составляла в 2000 г. 314,9 тыс. человек, а в 2009 - 201,1 тыс. человек. Другими словами, можно констатировать уменьшение численности учащихся общеобразовательных учреждений в 2008 году до 63,9 % от уровня 2000 г. По ряду областей их численность снизилась в еще большей степе-
ни - по Ивановской - до 58,0 % от 2000 г., по Костромской - до 59,6 %, по Смоленской - до 56,8 %. Относительно благополучно положение Москвы, хотя и там контингент 2009 г. составил только 75,6 % от уровня 2000 г.
При падении контингента средних общеобразовательных учреждений прием в учреждения ВПО в регионах с развитой системой высшего образования, в том числе и в Воронежской области, увеличивается (табл. 5).
Таблица 5 - Прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения Воронежской области (на начало учебного года)1
Показатель 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2008/2005 %
Принято студентов в государственные высшие учебные заведения
Всего 24698 24225 24897 26013 105,3
в том числе на: дневные отделения 13986 13481 13289 13516 96,6
удельный вес в общем числе принятых, % 56,6 55,6 53,4 52
вечерние отделения 818 694 726 705 86,2
удельный вес в общем числе принятых, % 1,5 2,9 2,9 0,3
заочные отделения 9680 9895 10753 11642 120,3
удельный вес в общем числе принятых, % 39,2 40,8 43,2 44,8
Экстернат 214 155 129 150 70,1
Удельный вес в общем числе принятых, % 0,9 0,6 0,5 0,6
1 Рассчитано нами по данным: Образование и культура в Воронежской области. 2009: стат.сб. (с аналит. запиской) / Воронежстат. - Воронеж, 2009. - С. 31
Из данных таблицы 5 следует ряд выводов:
1) численности приема в государственные высшие учебные заведения характеризуется положительной динамикой: 105,3% в 2008 году по отношению к уровню 2005 года;
2) снижение контингента средних общеобразовательных учреждений отрицательно сказалось на контингенте студентов дневных отделений;
3) рост потребности в высшем образовании вызвал существенное (на 20 %) увеличение численности студентов, поступивших на заочные отделения.
Внимания, по нашему мнению, заслуживает тот факт, что с полным возмещением затрат на обучение на всех отделениях государственных высших учебных заведений Воронежской области уже в 2005-2006 учебном году обучались 54 тыс. студентов (51,1%). При этом существует тенденция ежегодного увеличения доли внебюджетных студентов вузов: по сравнению с 2004/2005 учебным годом численность студентов, обучающихся с полным возмещением затрат на обучение, в высших учебных заведениях Воронежской области увеличилась на 7,6%, а в средних специальных учебных заведениях - уменьшилась на 1,1%2. Ряд исследователей оценивает это как
2 Структура доходов и расходов бюджетов субъектов
структурную диспропорцию в российской системе ВПО: при нормальном (с учетом экономического развития) уровне финансирования в целом, государственные расходы являются заниженными, а частные - завышенными по сравнению со средними показателями3.
Однако, это не единственный вывод, который следует из широко распространения платного образования в области. Это также -свидетельство высокого уровня признания значимости высшего образования населением.
Сегодня государственные вузы обеспечивают поступление около 4 млрд. руб. в год федерального финансирования, которое вливается в экономику. И в этом смысле вузы выступают как инвесторы Воронежской области. По мнению специалистов, неоправданное уменьшение числа государственных вузов и студенческого контингента сократит поступления денежных средств на территорию ре-гиона4.
РФ [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. udmgossovet.ru/arkhiv/iii_sozv/vi_seligr/subekt.doc/ tsentraln/voronezhskaya
3 Агранович М. Л., Полетаев А. В., Фатеева А. В. Российское образование в контексте международных показателей. 2004: Сопоставительный доклад / М.: Аспект Пресс, 2005. - С. 34.
4 Обращения председателя Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ и председателей профкомов воронежских государ-
РЕгион: системы, экономика, управление № 1(12), 2011
Таблица 6 - Структура безработных по уровню образования, в %1
Показатель 2005 2006 2007 2008 2007 к 2005,+/-п.п.
Всего 100.0 100.0 100.0
В том числе имеют образование
высшее профессиональное 15.8 9.4 13.7 16.9 +1,1
неполное высшее 1.4 1.7 2.4 4.3 +2,9
среднее профессиональное 18.8 23.7 15.2 16.1 -2,7
начальное профессиональное 12.2 18.9 14.3 14.8 +2,6
среднее общее 41.9 39.1 43.6 39.0 -2,9
основное общее 9.8 6.0 10.1 8.0 -1,8
не имеют начального общего - 1.2 0.7 0.9 +0,9
1 Составлено и рассчитано нами по данным: Основные сведения по занятости населения в 2007 году (по материалам выборочного обследования населения по проблемам занятости): Стат. бюллетень / Воронежстат.- Воро-неж,2008 - 48с. С.29
Значение высшего образования для социально-экономического развития региона проявляется также в относительном снижении безработицы. Конечно, не все выпускники вузов оказываются обеспеченными работой в регионе проживания, но доля лиц, имеющих высшее образование, в составе безработных существенно ниже, чем иных образовательных категорий (табл. 6).
Анализ данных, представленных в таблице 6, позволяет сделать следующие выводы:
1) среди зарегистрированных безработных выпускники высших учебных заведений составляют сравнительно небольшую группу. Так, в 2005 году среди безработных было 15,8% с высшим образованием, что гораздо ниже аналогичного показателя по среднему специальному (18,8%), и среднему (полному) общему образованию (41,9%). В 2007 году структура безработных по уровню образования сложилась следующим образом: 16,9% с высшим образованием, что уже превысило количество безработных со средним профессиональным образованием (16,1%), но вдвое меньше показателя безработных со средним (полным) общим образованием (39%);
ственных вузов к федеральным и региональным органам власти в связи с реформой государственных вузов области [электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ed-union.ru/Files/doc3431.doc
2) по сравнению с 2005 годом показатель численности безработных с высшим образованием в 2008 году вырос на 1,1 п.п. Параллельно уменьшились соответствующие показатели по среднему специальному (на 2,7 п.п.) и среднему общему (на 2,9 п.п.) образованию. Несмотря на некоторое изменение пропорций, можно говорить о гораздо более стабильном положении специалистов с высшим образованием на рынке труда по сравнению с другими категориями, прежде всего, с выпускниками средних общеобразовательных учреждений.
Важно, что в этой ситуации в Воронежской области, в отличие от многих регионов России, не сокращается число бюджетных мест в вузах. В 2007 году оно составило около 7 тысяч мест1. В 2009 году в Воронеже на 10 тыс. выпускников было предоставлено около 8000 бюджетных мест2. Следовательно, практически все выпускники имеют возможность поступить на бюджетные места в высшие учебные заведения. Эту возможность следует рассматривать как с позиций удовлетворения потребностей молодежи в образовании,
1 Независимое информационное агентство [электронный ресурс]. Режим доступа: http://vrnnews.ru/news_ type/index.php?type=4&id=2132
2 РосФирм Воронеж и Воронежская область [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.36rosfirm.ru/ interview/desk?iid=55
так и с точки зрения перспектив самого региона.
В реализации указанной возможности важное значение принадлежит системе взаимодействия органов власти и управления Воронежской области, г. Воронежа и вузов региона.
Воронежская область обладает высоким научным потенциалом. Научные школы воронежских вузов широко известны за рубежом. Они плодотворно сотрудничают с более чем 100 зарубежными университетами, организациями, фондами, научными центрами Европы, Америки и Азии, принимают активное участие в международных образовательных и научных проектах. Воронежские вузы имеют прямые договоры о сотрудничестве с вузами Великобритании, ФРГ, Испании, Болгарии, Китая, США, Франции, Ирландии, Дании, Чехии и других стран1.
В регионе зарегистрировано около 400 инновационных проектов, половина из них -вузовские разработки. Воронежский государственный университет (ВГУ) и Воронежский государственный технический университет (ВГТУ) активно участвуют в создании центра нанотехнологий. На базе Воронежского государственного архитектурно-строительного университета (ВГАСУ) создан бизнес-инкубатор, при ВГУ - технопарк, в Воронежской государственной медицинской академии (ВГМА) запатентовано 8 научных открытий.
Тем не менее, экспертами отмечается, что до стадии производства доходит лишь небольшая часть инновационных идей. Это связано со сложностями организационно плана. Часть из них удастся преодолеть, используя новые возможности, предоставленные федеральным законодательством - закон, разрешающий вузам открывать малые предприятия, дает шанс открыть 14 малых предприятий только на базе ВГУ Помимо прочего, в рамках программы коммерциализации инновационной деятельности ВГУ (программа «start up» для молодых студентов-предпринимателей и университетских исследователей) предполагается
1 Первый Воронежский Инвестиционный Форум [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. voronezh-forum.ru/material/buklet/oblast/
создание малых предприятий. Также было решено усилить взаимодействие университета с Правительством Воронежской области и администрацией г. Воронежа по включению ВГУ в федеральные и региональные целевые программы и проекты.
Научное сообщество области едино во мнении, что современный экономический кризис прямо влияет на доходную часть бюджетов вузов: помимо того, что имеются предпосылки к сокращению бюджетных средств, усложняется и ситуация с внебюджетными источниками финансирования. В последнем случае речь идет о платежеспособности населения и возможности получать высококачественные платные образовательные услуги. По прогнозам аналитиков, к концу 2009 года численность бедного населения России, вероятно, может составить 17% населения страны2. По мнению исследователей, в этой ситуации необходимо постоянно оценивать платежеспособность абитуриентов и их родителей, поскольку риск существенного снижения внебюджетного контингента студентов крайне высок. Последнее может повлечь за собой опасность сокращения штатного персонала вузов, снижения заработной платы, ухудшения перспектив развития страны и ее регионов при восстановлении благоприятной экономической конъюнктуры. В этой связи важно, что органы власти и управления региона включены во взаимодействие с вузами в организации и финансировании инновационных проектов.
В рамках областной целевой программой «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009 - 2012 годы», на развитие инновационной деятельности высших учебных заведений области воронежские власти в ближайшие четыре года планируют потратить 812 млн руб. Общий объем финансирования по программе составит 3,2 млрд руб. (из них 47 % - из федерального
2 Обращения председателя Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ и председателей профкомов воронежских государственных вузов к федеральным и региональным органам власти в связи с реформой государственных вузов области [электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ed-union.ru/Files/doc3431.doc
бюджета, 15 % - из областного бюджета, 38 % - из внебюджетных источников. Принятая программа состоит из трех подпрограмм: развитие инновационной деятельности в промышленности (финансирование - 1,97 млрд. руб.), развитие инновационной деятельности высших учебных заведений (0,81 млрд. руб.), развитие нанотехнологий и наноиндустрии (0,42 млрд. руб.).
Предполагается, что сумма дополнительных доходов бюджетов всех уровней по итогам реализации программы составит 3,29 млрд. руб., из которых федеральный бюджет получит 2,14 млрд. руб., областной бюджет -1,02 млрд. руб., бюджеты муниципальных образований - 0,13 млрд. руб. Таким образом, каждый рубль инвестиций в инновации должен, по прогнозам властей, принести в бюджет столько же. Если же учитывать только бюджетные расходы, то отдача оказывается более высокой: полтора рубля на 1 рубль ин-вестиций1.
Одной из важных составляющих экономического развития региона в перспективе является развитие экспорта услуг, выступающий в качестве важной составной частью внешней политики ведущих стран мира, как с экономической, так и с политической точки зрения. Годовой оборот средств, получаемых за образование от иностранных учащихся, в мире оценивается в 20 млрд. долларов, в том числе в США - 12 млрд. долларов (500 тыс. иностранных студентов), доля России -лишь 100 млн. долларов (50 тыс. иностранных студентов)2.
1Информационно-аналитический сайт о проблемах Воронежского образования [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vobkom.ru/htmls/vlast/503. htm
2 Протокол Совместного заседания Комиссии по во-
просам образования, науки и инновационным образовательным программам и Комиссии по информационной политике и массовым коммуникациям Общественно-политического экспертного Совета (ОПЭС) при Полномочном Представителе Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном Округе в рамках работы Экономического форума Центрального Федерального Округа «Региональная инвестиционная политика: от эксперимента к практике» г. Тамбов [электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.tstu.ru/win/obrazov/kom_obr/itog.htm
По мнению большинства исследователей, экспорт образовательных услуг - серьезное конкурентное преимущество Воронежской области, отчасти уже реализуемое в практической деятельности вузов: программы дополнительного образования с Китаем, сотрудничество с американскими вузами по программам двойных дипломов, ресурсный центр Японии и центр обучения концерна Siemens на базе ВГУ
Воронеж - один из ведущих российских центров по обучению иностранных граждан. За последние 35 лет около 18 тыс. студентов, аспирантов и стажеров из 89 стран мира прошли различные виды подготовки в вузах города 3. Сейчас в вузах города обучаются около 1800 иностранных студентов, только в ВГУ их около 850 человек из 69 зарубежных стран. Учитывая жесткую конкуренцию на международном рынке образовательных услуг, необходимым признается усиление внимания всех заинтересованных организаций и ведомств к проблемам массового привлечения иностранных граждан на учебу в высшие учебные заведения области. При этом региональные центры международного образования, обеспечивающие качественное обучение и обслуживание иностранных учащихся, должны стать мощными градообразующими предприятиями, оказывающими существенное влияние на социально-экономическое состояние региона.
литература
1. Агранович М. Л., Полетаев А. В., Фатеева А. В. Российское образование в контексте международных показателей. 2004: Сопоставительный доклад / М.: Аспект Пресс, 2005. - С. 34.
2. Воронежский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб. / Воронежстат. - Воронеж, 2009. - 344 с.
3. Образование и культура в Воронежской области. 2009: стат.сб. / Воронежстат. -Воронеж, 2009. - С. 31.
3 Первый Воронежский Инвестиционный Форум [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. voronezh-forum.ru/material/buklet/oblast/
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - С. 238-241; 274-277; 280-283; 292-295.
5. Электронный ресурс: http://www. voronezh-forum.ru/material/buklet/oblast/
7. Электронный ресурс: http://www.tstu.ru/ win/obrazov/kom_obr/itog.htm
8. Электронный ресурс: http://www. vobkom.ru/htmls/vlast/503.htm
9. Электронный ресурс: http://ed-union.ru/ FilesZdoc3431.doc
10. Электронный ресурс: http://vrnnews.ru/ news_type/index.php?type=4&id=2132
11. Электронный ресурс: http:// www.36rosfirm.ru/interview/desk?iid=55
12. Электронный ресурс: http://www. udmgossovet.ru/arkhiv/iii_sozv/vi_seligr/subekt. doc/tsentraln/voronezhskaya
13. Электронный ресурс: Режим доступа: http://ed-union.ru/Files/doc3431.doc
УДК 339.1
г. и. Щепетов
ПЕРСПЕКТиВЫ РАЗВиТиЯ МАРКЕТингА В XXI ВЕКЕ
Выделены новые направления в эволюции маркетинга, условия его осуществления, новые акценты в маркетинговых исследованиях, сегментировании рынка, в формировании нового типа потребителей. Показаны новации и новые и новые ориентиры в организации маркетинга, в товарной и ценовой политике, в маркетинговых коммуникациях.
Ключевые слова: маркетинг, эволюция, ориентиры, условия, ориентация, исследования, сегментирование, сетевая организация, товарная политика, ценовая политика, маркетинговые коммуникации.
UDC 339.1
G. I. Shchepetov
prospects of development of MARKETING IN XXI CENTURY
New directions are allocated into evolutions of marketing, a condition of his(its) realization, new accents(stresses) in marketing researches, segmentation of the market, in formation of new type of consumers. Innovations both new and new reference points in the organization of marketing, a commodity and price policy(politics), in marketing communications are shown.
Key words: marketing, evolution, reference points, conditions, orientation, researches, segmentation, the network organization, a commodity policy(politics), a price policy(politics), marketing communications.
Современный маркетинг - это маркетинг долгосрочных партнерских отношений, субъектами которых выступают производители, потребители и посредники. Суть маркетингового подхода в будущем — общность ощущений с потребителем, отношение к клиенту как к самому себе, но с учетом его индивидуальности. Еще точнее - это баланс интересов трех главных субъектов: потребителя, общества, производителя.
Основой нового стиля, новой разновидности управления — менеджмента взаимоотношений с потребителями (Customer Relationship Management — CRM) стал индивидуальный маркетинг. Он состоит в восприятии реакции конкретного покупателя, во взаимодействии с ним, предполагает определение предпочтений покупателя, их запись и ответную реакцию на них. Преимущества таких отношений: для покупателя - эффективность контак-