Научная статья на тему 'Высшее образование в Чехии глазами преподавателей УрГЭУ'

Высшее образование в Чехии глазами преподавателей УрГЭУ Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
144
21
Поделиться
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ / EDUCATION ABROAD / КАРЛОВ УНИВЕРСИТЕТ / CHARLES UNIVERSITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ EВРОСОЮЗА / EU EDUCATIONAL SYSTEMS / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / СТАЖИРОВКА / INTERNSHIP / BACHELOR LEVEL OF EDUCATION / MASTER LEVEL OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Тихомирова Анна Михайловна, Банных Галина Алексеевна

Авторы обобщают опыт, полученный по программе стажировки в Карловом университете (г. Прага, Чешская Республика). Семинары, проведенные по теме «Образовательные модели и стратегии: государственные университеты Чехии (на примере Карлова университета)», позволяют выделить существенные особенности и перспективы развития и интеграции европейских образовательных систем. Данная информация особенно полезна в условиях реформирования российской образовательной системы и присоединения к Болонскому процессу.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Тихомирова Анна Михайловна, Банных Галина Алексеевна,

Higher Education in the Czech Republic through the Eyes of USUE Lecturers

In the article the authors summarize the experience they gained during internship programme at Charles University (Prague, the Czech Republic). The seminars “Educational models and strategies: state universities of the Czech Republic (on example of Charles University)” allow highlighting the essential features and prospects of European educational systems for development and integration. Such information is of high importance in conditions of reforming the Russian education system and joining the Bologna process.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Высшее образование в Чехии глазами преподавателей УрГЭУ»

Высшее образование в Чехии глазами преподавателей УрГЭУ

■о

я

Ключевые слова

высшее профессиональное образование

образование за рубежом

карлов университет

образовательные системы евросоюза

бакалавриат

магистратура

стажировка

Аннотация

Авторы обобщают опыт, полученный по программе стажировки в Карловом университете (г. Прага, Чешская Республика). Семинары, проведенные по теме «Образовательные модели и стратегии: государственные университеты Чехии (на примере Карлова университета)», позволяют выделить существенные особенности и перспективы развития и интеграции европейских образовательных систем. Данная информация особенно полезна в условиях реформирования российской образовательной системы и присоединения к Болонскому процессу.

Двое преподавателей кафедры социологии и психологии УрГЭУ, доценты Г.А. Банных и А.М. Тихомирова, с 6 по 15 декабря 2013 г. проходили повышение квалификации в форме участия в семинаре в Карловом университете (г. Прага, Чешская Республика) по программе «Образовательные системы Евросоюза: перспективы сотрудничества и развития». Участие в данной программе переподготовки было оплачено полностью из средств участников.

Интересной оказалась стажировка в университете одного из старейших городов Европы, который и сам является первым образовательным учреждением Центральной Европы и одним из первых университетов мира, будучи создан еще в 1348 г. Чешским королем и Римским императором Карлом IV. Карлов университет входит в Ассоциацию европейских вузов наряду с Оксфордом, Лейденом, Бонном, Сорбонной, Болоньей и Университетом Женевы. Древность университета видна в архитектуре зданий факультетов, украшенных скульптурой, мозаикой, классической живописью. Архаичность сохранилась и в структуре университета, в котором основными факультетами с периода Средневековья были и остались медицинские. Ритуал вручения дипломов с текстом на латыни, под звуки органа, с руководителями университета и факультета, одетыми

в роскошные средневековые мантии, заставляет почувствовать связь с вековыми традициями и торжественность момента. Заниматься в этих роскошных интерьерах показалось не только торжественно, но и очень приятно, тем более что организаторы постарались предусмотреть в расписании занятия в разных исторических зданиях и включили в программу стажировки экскурсию по Карлову университету.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полезными оказались и сами занятия, проводимые русскоязычными преподавателями гуманитарного факультета и факультета общественных наук, где готовят экономистов.

На семинарах рассматривались и обсуждались следующие темы: «Образовательные модели и стратегии: государственные университеты Чехии (на примере Карлова университета)», «Особенности разработки учебных планов в университетах Чехии», «Система высшего образования в Евросоюзе и Чехии: стадии развития, государственные и частные вузы», «Современные образовательные технологии, используемые в очном, заочном и e-learning обучении», «Проект двойного диплома (на примере Карлова университета и Университета Страсбурга)», «Как ориентироваться в Еврофондах: гранты, программы и источники финансирования».

^ Тихомирова Анна Михайловна

Кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и психологии

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Тел.: (343) 221-27-89 E-mail: syoo.usue@yandex.ru

^ БАННых Галина Алексеевна

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и психологии

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Тел.: (343) 221-27-89 E-mail: gbannykh@gmail.com

JEL classification

* Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 13-06-00635.

I23

30 Институт человека

Higher Education

in the Czech Republic

through the Eyes of USUE Lecturers

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a.

с

*

^ Anna M. TiKHoMiRoVA

Cand. Sc. (Philosophy), Associate-Prof. of Sociology and Psychology Dept.

Urals State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-27-89 E-mail: syoo.usue@yandex.ru

^ Galina a. BANNYKH

Cand. Sc. (Sociology), Associate-Prof. of Sociology and Psychology Dept.

Urals State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-27-89 E-mail: gbannykh@gmail.com

Key words

higher education education abroad charles university eu educational systems bachelor level of education master level of education internship

Summary

In the article the authors summarize the experience they gained during internship programme at Charles University (Prague, the Czech Republic). The seminars "Educational models and strategies: state universities of the Czech Republic (on example of Charles University)" allow highlighting the essential features and prospects of European educational systems for development and integration. Such information is of high importance in conditions of reforming the Russian education system and joining the Bologna process.

JEL classification

I23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторы программы стажировки акцентировали все внимание обучающихся на факторах, препятствующих прогрессивному развитию Европейского пространства. Одним из таких факторов является сегментация образования и науки. Цель интеграции в образовании - повышение конкурентноспособности экономики Евросоюза. Для этого необходимо добиться того, чтобы все выпускники стран Европы могли работать в любой из них, чтобы работодатель любой страны Европы мог ориентироваться в квалификации выпускника.

Руководители и ведущие семинара постоянно подчеркивали, что нет единой образовательной системы Евросоюза, что системы высшего образования в странах могут достаточно серьезно различаться, и они хотят познакомить нас с собственным опытом. Как оказалось, многие из административных и образовательных проблем в Карловом университете схожи с проблемами российских вузов.

Высшее образование в Чехии очень престижно. Диплом - это уважение в обществе и существенно более высокая заработная плата, чем у человека без диплома! Всего 12% взрослого населения в возрасте от 25 до 65 лет имеют в Чехии высшее образование - это меньше, чем в России, а 86% всех вновь созданных рабочих мест предназначены для людей с высшим образованием.

Более детально был рассмотрен образовательный процесс на Гуманитарном факультете и факультете общественных наук. Учебные планы подготовки бакалавров на данных факультетах очень либеральны, они включают в себя обязательные курсы (которых немного, но за них студент получает большую часть из необходимых 130 кредитов за семестр) и несколько курсов по выбору. На курс по выбору должно записаться не менее трех студентов, если же в течение трех семестров данный курс не выбирает никто, его убирают из учебного плана.

Стандартный бакалавриат - 4 года, максимальный срок обучения в бакалавриате - 6 лет (причем за 2 последних года студент уже платит, государство гарантирует бесплатное обучение только в течение 4 лет). Если и за это время студент не осваивает программу, то его отчисляют без диплома.

На гуманитарный факультет студенты поступают на одну общую бакалаврскую программу гуманитарного образования, заканчивая же бакалавриат, выбирают разные направления для магистратуры и получают разные дипломы - философов, историков, антропологов и т.д. На факультете общественных наук студенты уже в бакалавриат поступают на конкретную специальность и обучение в магистратуре заканчивают по ней же. Заочного обучения нет, только очное и комбинированное. Последнее предполагает чтение курсов для студентов по выходным дням в стенах университета, там же сдаются зачеты и экзамены.

На первый курс гуманитарного факультета зачисляют порядка 600 человек, а заканчивает его только 200! Сказывается значительный объем разнообразной самостоятельной работы, с которой далеко не все современные молодые люди умеют справляться. Отношение к плагиату очень строгое.

Обмен студентами, стажировки в учебных заведениях других стран

- важная составляющая интеграции европейского образования. В Евросоюзе действует программа «Эразмус»

- программа поддержки студенческого обмена, но из-за экономических трудностей стимулирующие выплаты были уменьшены. Если ранее европейские студенты при обучении в другой стране получали стипендию в 600-700 евро, то сейчас это лишь около 200300 евро. Привлекательны для студентов в первую очередь англоязычные страны, затем Италия и Франция.

Цели организаторов семинара имели явную «эгоистическую» составляющую: Карлов университет испытывает

Заработная плата научно-педагогических кадров Карлова университета, чеш. кроны*

Ставка АР-1 АР-2 АР-3 АР-4

Минимальная 16 ООО 19 ООО 23 ООО 28 ООО

Максимальная 23 ООО 27 ООО 32 ООО 38 ООО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Курс чешской кроны по отношению к российскому рублю: 1 крона = 1,73 р.

дефицит абитуриентов. В нем учится 7 тыс. иностранных студентов, обучение на гуманитарном факультете идет на чешском и английском языках, на экономическом факультете - на английском, есть отдельные программы на русском языке. В Карловом университете будут рады умным и добросовестным студентам из России и стран СНГ.

Работа преподавателя в чешском университете отличается от организации преподавательской деятельности в российских вузах, но немного. Потоки студентов на обязательных курсах очень большие - порядка 250 человек. Лекционных часов у профессоров 8-10 в неделю, 130 часов за семестр на одну ставку. Эти часы - 30% нагрузки преподавателя, остальное - контроль самостоятельной работы студентов, прием экзаменов и научная работа. Последняя очень престижна и сильно влияет на заработную плату профессорско-преподавательского состава. К примеру, преподаватель факультета со степенью PhD должен иметь не менее 15 публикаций в базе данных Scopus или Web of Science для подтверждения своей квалификации, и этот список должен ежегодно увеличиваться на 2-3 статьи.

Заработная плата в Карловом университете зависит от квалификации преподавателя, которая делится на 4 категории в зависимости от ученой степени, количества публикаций в журналах с высоким рейтингом (прежде всего в англоязычных) и участия в грантовых исследованиях. В кронах заработная плата научно-педагогических кадров Карлова университета выглядит следующим образом (см. таблицу).

Важная часть интеграции европейской системы образования - совместная деятельность ученых, обмен преподавателями, совместные исследования, которые очень развиты в Карловом университете.

Однако чешские коллеги в основном ориентированы на развитие научных связей с представителями более развитых и обеспеченных стран Евросоюза (Великобритания, Германия, Франция), в то время как научные связи с коллегами с постсоветского пространства и из Восточной Европы практически не развиваются. Почему? Российские проблемы, имеющие узкую специфику и территориальную привязку, на Западе не интересны, россий-

ский подход к исследованию, способ изложения материалов очень отличаются от западного; критерии оценки квалификации научно-педагогических кадров существенно разнятся с принятыми в европейских университетах.

Однако сами чешские исследователи и преподаватели испытывают схожие проблемы в организации научных связей со «старшими братьями» из обеспеченных регионов Европы, чьи университеты не заинтересованы в связях с вузами тех европейских государств, которые еще не поднялись на высшую ступень развития в иерархии геополитического пространства. Поэтому часть восточноевропейских коллег реализует стратегию «лучше синица в руках», обращаясь прежде всего к налаживанию связей на постсоветском пространстве.

Полученная информация очень полезна для преподавательской и исследовательской деятельности, как индивидуальной, так и той, которая реализуется в УрГЭУ Социологическим центром кафедры социологии и психологии. В частности, в исследованиях, которые были запланированы на второй семестр 2013/2014 учебного года: «Самостоятельная работа студентов в вузе», «Отношение профессорско-преподавательского состава и студентов к реформе высшего образования как фактор успешности реформы», предполагалось использовать информацию, полученную в процессе стажировки в Карловом университете.

■о

я