Научная статья на тему 'Высшее образование России в условиях рыночной экономики в XXI веке'

Высшее образование России в условиях рыночной экономики в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION MODERNIZATION / EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE / UNIVERSITY EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICES / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнилова Ирина Михайловна

Статья посвящена проблеме образования, которое теснейшим образом связано с целями жизни общества и является решающим фактором его развития. Становление и постоянное совершенствование рыночных отношений в России, демократизация общественной жизни, появление различных форм собственности создали конкурентную среду как в производственной, так и непроизводственной сферах деятельности. Автором показано, что образовательная сфера не является исключением и адаптируется в новых условиях функционирования, приобретения новых форм в своем совершенствовании. В результате появляются ранее неизвестные образовательные структуры, отличающиеся от прежних слиянием нескольких форм собственности, объединением различных по своей целевой направленности организаций, зависимостью как от рыночной конъюнктуры, так и от бюджетных государственных ассигнований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with education, which is closely connected with goals of society and is a decisive factor of its development. Rise and development of market relations in Russia, democratization of public life and emergence of various forms of property have created competitive environment both in industrial and non-industrial fields. The author proves that education is not an exception and it adapts in new conditions and acquires new forms. As a result previously unknown educational structures turn up, which differ from old ones by merging various forms of property, combining organizations with different targets and dependence on market situation and budget support.

Текст научной работы на тему «Высшее образование России в условиях рыночной экономики в XXI веке»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В XXI ВЕКЕ

Корнилова Ирина Михайловна

доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Irakornilova1972@yandex.ru

Статья посвящена проблеме образования, которое теснейшим образом связано с целями жизни общества и является решающим фактором его развития. Становление и постоянное совершенствование рыночных отношений в России, демократизация общественной жизни, появление различных форм собственности создали конкурентную среду как в производственной, так и непроизводственной сферах деятельности. Автором показано, что образовательная сфера не является исключением и адаптируется в новых условиях функционирования, приобретения новых форм в своем совершенствовании. В результате появляются ранее неизвестные образовательные структуры, отличающиеся от прежних слиянием нескольких форм собственности, объединением различных по своей целевой направленности организаций, зависимостью как от рыночной конъюнктуры, так и от бюджетных государственных ассигнований.

Ключевые слова: модернизация образования, европейское образовательное пространство, университетское образование, образовательные услуги, дистанционное образование.

HIGHER EDUCATION IN RUSSIA IN MARKET ECONOMY IN THE 21st CENTURY

Kornilova, Irina M.

Doctor of History, Professor, the Head of the Department for History of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Irakornilova1972@yandex.ru

The article deals with education, which is closely connected with goals of society and is a decisive factor of its development. Rise and development of market relations in Russia, democratization of public life and emergence of various forms of property have created competitive environment both in industrial and non-industrial fields. The author proves that education is not an exception and it adapts in new conditions and acquires new forms. As a result previously unknown educational structures turn up, which differ from old ones by merging various forms of property, combining organizations with different targets and dependence on market situation and budget support.

Keywords: education modernization, European educational space, university education, educational services, distance learning.

В современном мире в условиях информационного общества развивается сложный комплекс взаимодействий государства, личности и образования. Образование относится к числу ключевых компонентов общественного воспроизводства, определяющих направленность технологического развития и конкурентоспособность продуктов труда. Оно выступает важнейшим механизмом формирования человеческого капитала, который в единстве с финансовым, интеллектуальным и физическим капиталом обеспечивает повышение производительности и качества продукции. Главная миссия образования -обращенность к человеку как к высшей ценности, установка на его саморазвитие, самореализацию. Россия, судя по статистике, - самая студенческая страна в мире.

Нетрадиционное сочетание общеевропейских и специфических российских факторов развития экономики заставляет уделять особое внимание фундаментальности вузовской подготовки. Впрочем, она всегда была присуща российской высшей школе, и сегодня ее необходимо лишь совершенствовать в новых условиях. Фундаментальный характер образования - один из приоритетов Болонского процесса. Сотрудничество с нашими зарубежными партнерами по Болонскому процессу поможет соединить фундаментальность подготовки специалистов с применением их знаний в гражданских отраслях экономики, особенно в сфере высоких информационных технологий, сопряженных с современной инфраструктурой, культурной и технической базой. То есть модернизация образования в целом и высшего в частности является точкой роста и одновременно приоритетным направлением для развития и обновления экономики, науки и формирования гражданского общества.

Если говорить об основных задачах обновления высшего образования, то они носят прежде всего социальную направленность в своих формулировках:

- обновление содержания высшего образования и повышение его качества;

- равенство доступа к образованию;

- формирование эффективных механизмов трансляции социального заказа системе высшего образования;

- расширение участия общества в управлении образованием [1].

Современный этап модернизации высшего образования, являясь важнейшим звеном социальной политики России, характеризуется процессом смены образовательных парадигм.

Новая парадигма - это новые условия, предъявляемые к высшему образованию в XXI в., к важнейшим из которых относятся:

- различия между многими научными достижениями и высокотехнологичной практикой, которые становятся все более несущественными, условными;

- влияние фундаментальных открытий непосредственно на процесс производства;

- существенные изменения экономических, политических, культурных, национально-этнических отношений, выдвигающих принципиальную задачу активизации инновационных способностей преподавателей и студентов как потенциального источника настоящих и будущих преобразований в обществе [3].

Российская высшая школа исконно (со времен Петра Великого) была ориентирована на науки, особенно на естественные. В этом смысле система образования в России изначально близка парадигме экономики, основанной на знаниях. В связи с этим российское образование нуждается не в радикальной реформе, а в быстрой модернизации, когда извне поступают в основном ресурсы и «социальные сигналы», а система развивается в значительной мере за счет своих внутренних сил. Отличие модернизации от реформы - опора на сохранившиеся, «живые» элементы системы.

Сегодня, когда образование все больше и больше становится товаром, циркулирующим на рынке образовательных услуг, есть ясное понимание того, что подобное положение вещей является проявлением правил глобализации рынка, объективные процессы которого не могут не сказываться

даже на университетском образовании. Насущной задачей высшей школы в современных условиях становится сохранение фундаментальности высшего образования как гаранта высокого научно-образовательного уровня и конкурентоспособности, которая сохранилась по крайне мере в ведущих университетах России.

Таким образом, когда мы говорим об оказании университетом (вузом) определенных образовательных услуг, то речь идет о весьма специфическом товаре, качество которого, подчиняясь законам рыночной конкуренции, характеризуется (но далеко не исчерпывается) такими показателями, как подготовленность профессорско-преподавательского персонала и его участие в научно-исследовательской работе; отработанность образовательных стандартов и программ; довузовская подготовка абитуриентов; организация учебно-образовательного процесса; уровень развития материальной и сетевой базы [3].

Одним из элементов трансформации и модернизации региональной науки и образования стало создание университетских округов по аналогии с делением Российской Федерации на федеральные округа. Подобное деление предполагает ответственную миссию университетов за полноту развития образования в этих округах (школьного, среднего, высшего). Кроме того, университеты должны стать полноценными центрами развития региональной науки и инновационно-производственной деятельности, что делает университетские округа эффективным элементом корпоративного развития регионов, т. е. университетские округа (при возможном законодательном усилении) смогут реально влиять на положение дел в стране.

Говоря о социальном месте университета в этих условиях, необходимо подчеркнуть, что университет должен обеспечивать сочетание своих собственных культурно-образовательных интересов с решением задач региона, в котором он находится, важнейшими из которых являются:

- равенство доступа к высшему образованию, особенно среди малоимущих слоев населения;

- непрерывное образование, связанное в недалеком будущем с неблагоприятной демографической ситуацией, в результате которой произойдет резкое снижение количества выпускников средних школ;

- открытое дистанционное обучение как один из эффективных способов восстановления и развития инновационного потенциала многих людей с высшим образованием через переподготовку с помощью информационных компьютерных технологий и глобальной сети Интернет [3. -С. 123-124].

За прошедший более чем десятилетний период становления и существования рыночных отношений в нашей стране конкретная трансформация российского высшего образования может быть представлена следующими характеристиками:

1. Высшее образование, с одной стороны, стало массовым (мировая тенденция), на которое ориентировано большинство вузов России, что характерно для перехода к постиндустриальному, информационному обществу, а теперь - и к обществу знаний, когда различия между созданием и использованием наукоемких технологий и непосредственно научными знаниями становятся весьма условными. С другой стороны, эта же тенденция сопровождается функциональной безработицей, когда без соответствующей (рынком востребованной) качественной подготовки человеку не находится места, что порождает проблему «умения учиться» как важнейшей компетенции субъекта.

2. Потребность в элитном образовании не только не исчезла, но еще более выросла, что выражается в расширении подготовки специалистов в ведущих университетах России, в которых фундаментальность образования - не дань рынку, а гарантия качества высшего образования и компетентности во многих областях профессиональной и общекультурной жизни.

3. Возникли своеобразные фактические «ножницы» между качеством массового и элитного профессионального образования (при возрастающем рыночном спросе в последнем), ликвидация которых требует значительного финансового и кадрового потенциала, что на сегодняшний день весьма затруднительно. В этой ситуации очевидна необходимость продолжения перехода всей системы высшего образования к многоступенчатой подготовке.

4. Сложилась концепция модернизации высшего образования в России, предполагающая и структурные преобразования в новых условиях рыночных отношений: формируются федеральные исследовательские университеты, университетские комплексы, которые могут обеспечить государственную политику в области приоритетных направлений развития образования, науки, техники и технологий.

5. Осознание важности и необходимости использования новых компьютерных информационных технологий как важнейшего средства достижения в современных социально-экономических условиях главной цели стратегического планирования университета - обеспечения статуса национального и регионального центра науки, культуры и образования.

6. Сформировались четыре основные модели (типа) высшего учебного заведения:

- научно-исследовательские университеты (столичные университеты, вузы, интегрированные с крупными научно-исследовательскими структурами, ведущие университеты крупных регионов);

- учебно-исследовательские вузы (большинство региональных классических университетов и академий) - самый распространенный на сегодняшний день тип вуза, на который приходится основной объем подготовки специалистов;

- вузы, ориентирующиеся на приоритеты интересов потребителя, в основном образовательных услуг (отраслевые вузы, негосударственные учебные заведения, обслуживающие текущие потребности платежеспособного населения, а также

реализующие в больших объемах программы второго высшего образования без создания соответствующих кафедр и научных лабораторий);

- учебный комплекс высшего профессионального образования, ориентированный на междисциплинарное обучение (колледжи, реализующие модель непрерывного образования, берущиеся за освоение вузовских программ профессионального образования и привлекающие в значительной мере ресурсы других вузов).

Для определения перспектив развития системы высшего образования в стране в целом важно обратиться к собственному опыту и опыту, накопленному системами высшего образования зарубежных стран. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно социальный заказ общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первой половине XXI в.

Развитие образования - многосложный процесс. Находясь между глобальными и специфическими национальными интересами, между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения, между материальными и духовными компонентами конкретной жизни, образование стоит перед необходимостью создания новой стратегии, не порывающей с достижениями предшествующих поколений и вместе с тем нацеленной на обогащение жизни последующих поколений. Вопрос в самой сути образовательной системы - насколько она отвечает потребностям времени, долгосрочным тенденциям современной жизни, экономическим, социальным изменениям, происходящим в мире, готовит ли она специалистов, владеющих передовыми технологиями, способных обеспечить экономический и культурный прогресс. Приоритетом образовательной политики Российского государства должно стать создание такой системы образования, которая

бы, с одной стороны, социально, ментально и культурно отражала общенациональные потребности общества и государства, а с другой - органично вписывалась в русло международной системы образования. Образование - это будущее любого государ-

ства, а тем более такого крупного, каким является Российская Федерация, с ее многовековыми традициями в различных областях общества, в первую очередь в сфере российского высшего образования.

Список литературы

1. Батюк Л. И. Благотворительность и меценатство в современной России // Государство, церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы : материалы V межвузовской научной конференции, посвященной 400-летию династии Романовых / под общ. ред. С. Н. Бабурина, А. М. Осавелюка. - М. : Книжный мир, 2014. - С. 162-169.

2. Карташова Л. В. Реформирование российской системы образования: перспективы развития подготовки управленческих кадров (зарубежный и российский опыт) // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 4 (82).

- С. 3-13.

3. Корнилова И. М. Социологические исследования среди молодежи по вопросу современного высшего образования // Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития : сборник научных трудов. - М., 2014. -С. 131-143.

4. Яблочкина И. В. Реализация компетентностного подхода в преподавании истории в университете // Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее.

- Новосибирск, 2015. - С. 104-111.

References

1. Batyuk L. I. Blagotvoritel'nost' i metsenatstvo v sovremennoy Rossii [Charity and Philanthropy in Today's Russia]. Gosudarstvo, tserkov', pravo: konstitutsionno-pravovye i bogoslovskie problem, materialy V mezhvuzovskoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 400-letiyu dinastii Romanovykh [State, Church and Law: Constitutional, Legal and Theological Topics. Materials of the 5th Inter-University Conference Dedicated to the 400th Anniversary of the Romanov Dynasty], edited by S. N. Baburin, A. M. Osavelyuk. Moscow, Books World, 2014, pp. 162-169. (In Russ.).

2. Kartashova L. V. Reformirovanie rossiyskoy sistemy obrazovaniya: perspektivy razvitiya podgotovki upravlencheskikh kadrov (zarubezhnyy i rossiyskiy opyt) [Reforming the Russian Education System: Prospects of Upgrading Executives' Training (Overseas and Russian Experience)]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2015, No. 4 (82), pp. 3-13. (In Russ.).

3. Kornilova I. M. Sotsiologicheskie issledovaniya sredi molodezhi po voprosu sovremennogo vysshego obrazovaniya [Sociological Researches among Youth Concerning Modern Higher Education]. Gumanitarnye nauki v sovremennom obrazovanii: problemy, resheniya, perspektivy razvitiya, sbornik nauchnykh trudov [Arts in Modern Education: Challenges, Decisions, Prospects of Development, collection of works]. Moscow, 2014, pp. 131-143. (In Russ.).

4. Yablochkina I. V. Realizatsiya kompetentnostnogo podkhoda v prepodavanii istorii v universitete [Introduction of Competence Approach in Teaching History at University]. Sovremennaya sistema obrazovaniya: opyt proshlogo - vzglyad v budushchee [Modern Education System: Experience of the Past - Ideas for the Future]. Novosibirsk, 2015, pp. 104-111. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.