Научная статья на тему 'Высшее образование как инновационная основа развития малого предпринимательства'

Высшее образование как инновационная основа развития малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бармина С.В., Завадская В.В.

В статье рассматривается значение высшего образования в получении новых знаний субъектами малого предпринимательства. Роль малого бизнеса в инновационном развитии трансформируемой экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее образование как инновационная основа развития малого предпринимательства»

Реформа высшей школы

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

С. В. БАРМИНА, доцент кафедры «Финансы и кредит», советник налоговой службы III ранга Е-mail: finoirgteu@mail.ru В. В. ЗАВАДСКАЯ, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Е-mail: finoirgteu@mail.ru Омский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

В статье рассматривается значение высшего образования в получении новых знаний субъектами малого предпринимательства, роль малого бизнеса в инновационном развитии трансформируемой экономики России.

Ключевые слова: высшее образование, бизнес-образование, инновация, конкурентоспособность, малое предпринимательство.

Восприятие предпринимателя как центральной фигуры рыночной экономики сформировалось еще в XIX в. Системное исследование предпринимательства наиболее полно предпринято Йо-зефом Шумпетером, трактовавшим деятельность предпринимателя как особый вид творчества. В его работах «прорисован» портрет предпринима-теля-инноватора, являющегося агентом развития экономической системы. По мнению авторов фундаментального труда «Панорама экономической мысли конца XX столетия», несмотря на признание предпринимательства движущей силой рыночного процесса, в экономической науке недоработан-ность понятий «предприниматель» и «предпринимательство» ощущается до сих пор [4, с. 50].

Вновь к этой теме экономическая наука обратилась лишь в конце 1980-х гг. Одновременно усилился интерес к научному осмыслению роли и опыта бизнес-образования в плоскости формирования способности к предпринимательской деятельности (предпринимательского потенциала). Бизнес-образование нацелено на то, что выпускник будет прямо или косвенно заниматься деятельностью, связанной с деловым администрированием, в том числе инициируя создание и развитие новых предпринимательских структур. Бизнес-образование — это образование ради карьеры и предпринимательского успеха [4, с. 50].

Наступила эпоха инноваций, а инновационная активность является атрибутом предпринимательской деятельности. С этой точки зрения, по мнению Й. Шумпетера, предприниматель — агент, обладающий способностью к предвидению и нововведениям, которые нарушают существующее равновесие, оставляя после себя «волны созидательного разрушения» [4, с. 52].

Предпринимательская функция в экономических системах наиболее остро востребована на переломных, трансформационных этапах, когда

резко усиливается социальная потребность в носителях предпринимательского потенциала и актуализируется необходимость целенаправленного его формирования посредством бизнес-образования.

В современной экономике с многообразием бизнеса и его технологической сложностью, неопределенностью жизни требуется экономически самостоятельный человек. Это не обладатель материального (финансового) богатства (его, в принципе, легко потерять), а умеющий зарабатывать профессионал, духовно и часто физически развитый, социально адаптированный. Стартом для становления этого человека и является высшее образование, особенно гуманитарное.

Жизнь показывает, что высшее образование требуется не только для работы, оно является важной личной потребностью современного человека, которая формирует соответствующий рынок. В этом смысле юридическое, экономическое, психологическое, информационное, филологическое (в области иностранных языков) высшее образование становится почти обязательным для повседневной жизни. Экономическое образование позволяет свободно ориентироваться в условиях рынка. Юридическое необходимо для защиты своих прав и интересов. Психологическое для грамотного межличностного общения, полноценной жизни в коллективе, достижения личного успеха и воспитания детей. Компьютерная грамотность и знание иностранных языков для современного человека уже жизненно необходимы. Поэтому сейчас все больше людей стремятся получить несколько именно высших и именно гуманитарных образований или получить ученую степень в этих областях науки. Особая тяга к этому наблюдается среди обладателей высшего технического, технологического, медицинского и военного образования. Таким образом, современное высшее образование инновационной направленности должно сочетать технико-технологическое и гуманитарное образование.

Чем же привлекательно высшее профессиональное образование (ВПО) для работодателя? Классическое ВПО, и это закреплено в государственных образовательных стандартах, примерно половину учебного времени на очном обучении (на заочном и вечернем — соответственно 90 и 60 %) отводит самостоятельной работе. В отличие от школы, здесь студента не учат — он должен учиться сам, а преподаватели только ориентируют его в нужном направлении. Высшая школа не ограничивает свободы познания и творчества. ВПО предусматривает большой объем и широкую номенклатуру учебных

дисциплин при основной ориентированности на теоретическую и общепрактическую подготовку. В то же время высшее образование, как правило, не дает конкретных умений и навыков для конкретной компании или работы, на что часто и сетуют работодатели. Понятно, что привлекательность ВПО как раз и состоит в том, что выпускник вуза имеет широкий профессиональный кругозор, приучен к самообразованию, социально адаптирован — в общем, профессионально и социально мобилен, способен аналитически накапливать жизненный опыт. Конкретным навыкам и умениям в конкретной фирме его обучают на рабочем месте.

Рыночная экономика предполагает огромное многообразие бизнеса. Здесь на любой должности требуется работник с ранее указанными качествами, и они для работодателя более ценны, чем конкретные трудовые навыки. Однако большинство работодателей сами не полностью это осознают. Те же, которые осознают, доучивают своих сотрудников. Формы такого образования разнообразны: от простой помощи и наставничества до целевой профессиональной переподготовки и обучения в магистратуре и даже создания корпоративных университетов с разным уровнем подготовки.

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку в жестких профессиональных рамках. Здесь меньше теории, больше практики. Выпускник техникума, колледжа, как правило, лучше подготовлен для конкретной работы. Однако спектр этих конкретных работ широк, а бизнес-среда так неопределенна, что выпускник среднего учебного заведения становится неконкурентоспособным на рынке труда именно из-за излишней конкретности своей подготовки. Работодатели это в целом понимают, хотя и требуют конкретики.

На этом фоне более чем странно выглядят частые заявления властей о чрезмерном количестве вузов и студентов-гуманитариев. Особое раздражение вызывает рост числа экономистов, юристов и психологов. Понятно, современный, образованный человек предъявляет иные, более высокие, требования к эффективности государственных чиновников. Таким человеком сложнее управлять и невозможно манипулировать [2, с. 1]. Качество высшего образования никак не связано с количеством вузов. Оно обычно обеспечивается системой менеджмента качества (СМК), в целом соответствующей стандартам ISO 9000.

Эффективность внедрения СМК в высшее образование пока неизвестна, однако за счет внед-

рения СМК более 85 % российских компаний улучшили управление, сделали его более эффективным и экономичным, 72 % повысили конкурентоспособность, 54 % вышли на новые рынки [1, с. 1].

В настоящее время не только бизнес, но и высшее образование действует в условиях конкуренции, где качество играет все возрастающую роль. Качество образования — это ключевой фактор в соревновании между странами. Это особенно наглядно представлено в экономическом образовании. Указанные далее тенденции можно с полным основанием перенести и на подготовку студентов других специальностей.

Главная роль в подготовке кадров для реализации национальной идеи повышения конкурентоспособности России принадлежит высшей школе, осуществляющей профессиональную и послевузовскую подготовку специалистов. На современном этапе наблюдаются следующие тенденции развития высшего образования:

• глобализация конкуренции во всех сферах деятельности вследствие дефицита ресурсов и автоматизации;

• формирование адаптивных виртуальных структур;

• развитие электронных образовательных технологий;

• повышение роли индивидуального подхода;

• интенсификация учебного процесса, возрастание объема самостоятельной работы студентов;

• стандартизация образовательных процессов;

• аттестация персонала, специальностей, вузов. Наиболее распространенными системами

подготовки специалистов являются естественнонаучная, зародившаяся в Германии около 400 лет назад, и гуманитарная (американская). В первой приоритет отдается математике, химии, физике, биологии и другим естественным наукам. Благодаря применению этой системы, Германия по научно-производственному и человеческому потенциалам является третьей страной мира. В России около 300 лет, вплоть до 1991 г., применялась германская система подготовки специалистов.

Россия, опираясь на естественнонаучную систему, достигла значительных результатов в таких наукоемких отраслях, как космонавтика, авиастроение, оборонная промышленность, а также в лазерной технике, биотехнологии, производстве композитов, новых материалов, компьютерных продуктах и других отраслях промышленности и науки. Современная научно-техническая революция, возникновение и быстрый рост так называ-

емой экономики знаний, становление информационного общества поднимают значение именно естественнонаучного подхода к развитию высшего и других степеней образования.

Гуманитарная (американская) система образования отдает приоритет философии, истории, психологии, социологии и другим гуманитарным наукам. Естественнонаучные дисциплины имеют место в гуманитарной системе, но по количеству часов учебной нагрузки значительно меньше, чем в первой.

Рыночные отношения и систему образования Россия начала строить по рекомендациям американских советологов и американских книг по экономике, менеджменту и маркетингу Началось издание крупными тиражами переводной, в основном американской, литературы по этим отраслям знания.

Эти книги, реализующие гуманитарный подход к образованию, подготовлены в информационно-описательном философском стиле. Как в преподавании истории сообщаются даты, фамилии, названия объектов и другие факты, так и в американских изданиях, например по менеджменту, приводится множество названий фирм, применяемых ими матриц, организационно-психологических приемов общения, общих результатов их применения и т. п. Это дает российскому студенту только некоторые бессистемные (фрагментарные) теоретические основы управления и информацию. Гуманитарная система подготовки специалистов по американским книгам не замыкает цикла разработки и реализации проекта, а в какой-то мере помогает сделать только первый шаг, и то по американским фирмам, что совершенно не выполняет цели российского образования. Игнорируется богатый опыт и наработки советских и российских ученых.

Гуманитарный поход к образованию является более простым, рассчитанным на массовую подготовку специалистов, которым предстоит вписаться в уже сложившиеся организационно-экономические структуры. Российская экономика развивается совершенно в ином измерении. Здесь специалисту надо не приспосабливаться к работе действующих структур и механизмов, не соблюдать давно введенные стандарты и инструкции, а создавать их заново. В этом огромная разница.

Для того чтобы учесть эти аспекты, необходимо для переходной экономики применять свою, третью, систему (или технологию) подготовки экономистов и менеджеров, ориентированную на конкурентоспособность — главную цель реформирования экономики России. Это очень сложная проблема,

так как в конкурентоспособности отражается все многообразие аспектов жизни любого коллектива или общества в целом. Конкурентоспособность на современном этапе усиления глобальной конкуренции (России не избежать вступления в ВТО) представляется основой прогресса абсолютно во всех сферах деятельности.

В России уже более пятнадцати лет пытаются реформировать экономику бессистемно, решить некоторые фрагментарные вопросы — налоги, долги, бюджет, пенсии, социальное развитие и т. д., а главное — сохранение и преумножение научно-производственного и кадрового потенциалов, эффективное использование природных ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции — осталось в тени.

Основные причины — непрофессионализм многих чиновников, руководителей, специалистов и ученых в решении проблем переходной экономики, их нежелание учиться, системно подходить к изучению и решению проблем переходного периода на основе концепции единства экономики, техники и управления.

Российские менеджеры, обученные по не адаптированным к российским условиям переводным книгам по маркетингу и менеджменту, плохо ориентируются в законах организации, научных подходах и принципах, методах и моделях оптимизации качества и ресурсоемкости объектов, изучения рыночных регуляторов. Переводные книги, написанные в информационно-описательном стиле, легко читать, но они бесполезны в решении конкретных практических задач. Международные организации, оценивающие конкурентоспособность стран (Всемирный банк, Всемирный экономический форум, Европейский форум по проблемам управления), самыми узкими местами в российской системе считают экономику и управление как разделы науки.

Экономисты и менеджеры должны владеть методами анализа механизма действия экономических законов, законов организации в статике и динамике, методами применения научных подходов и принципов управления различными объектами, методами и моделями анализа, нормирования, прогнозирования, оптимизации, оценки управленческих решений в различных областях науки, техники, экономики, управления. Без владения экономистами и менеджерами методами факторного анализа конкурентных преимуществ персонала, технологии, товара, конкурента и т. д., функционально-стоимостного анализа эффективности использования ресурсов, системного анализа факторов конкурентоспособности внешней среды

и внутренней структуры объекта нечего надеяться на успех в жесткой конкурентной борьбе. Выпускники ведущих (находящихся в первой десятке по рейтингу) вузов страны этими методами владеют на уровне понятий, а не на уровне методики и практического применения.

Для применения современных образовательных технологий, безусловно, важна материально-техническая база (технические средства) и методическое обеспечение учебного процесса (наличие и качество учебников, учебных, методических пособий). Одним из факторов повышения качества подготовки специалистов является повышение качества учебников и учебных пособий, рекомендованных Минобрнауки России. В связи с этим необходимо повысить качество экспертизы, устраивать конкурсы с присвоением грантов и премий. Это одна сторона применения эффективных методов обучения.

Вторая заключается в том, что главным в образовательном процессе является не получение информации, а понимание сущности явления, принципа, закона, закономерности и т. д. Образовательный процесс следует делить на три этапа:

1) получение информации;

2) анализ, результатом которого являются знания;

3) синтез, результатом которого является понимание сущности.

Анализ работы ряда государственных и негосударственных вузов, в частности по очной форме обучения, показывает, что роль ряда дисциплин и отдельных разделов, направленных на изучение методов экономических исследований и методик экономических расчетов, значительно снизилась и по количеству часов в учебном плане, и по объему реального внимания, уделяемого в процессе обучения. Преобладают более простые методы изучения экономических процессов — ретроспективный, трендовый анализ, а факторный, функционально-стоимостный, нормативный, расчетно-конструк-тивный анализ, экономико-математические методы представлены слабо и бессистемно. Например, факторный анализ экономических показателей (детерминированный, корреляционно-регрессионный), экономико-математические модели практически отсутствуют в курсовых и дипломных работах студентов. И дело здесь не только в трудности получения экономической информации.

Россия всегда славилась талантами в области математики, физики, химии, механики, медицины, психологии и в других сферах деятельности. Это

достигнуто благодаря построению системы образования на основе понимания глубинных процессов, а не заучивания истин, прокручивания на компьютерах стандартных ситуаций. Главное — понять, потом — знать и, наконец, — обладать информацией. Одной из форм понимания является проблема [5, с. 301]. Поэтому целесообразно еще более усилить проблемный аспект изучения дисциплин на основе применения современных научных подходов, методов анализа, синтеза, прогнозирования, оптимизации, расчетно-конструктивного, а не описательного стиля обучения. В этих условиях повышается роль качественных учебников, которыми всегда отличалась отечественная система образования. Также необходимо усилить практическую подготовку студентов, направленную на развитие навыков действий в условиях конкретных ситуаций, развитие творческих качеств. Для этого необходимо использовать как можно больше активных методов обучения: групповая работа, работа в подгруппах, ролевые игры и т. д.

Проблема комплектования профессорско-преподавательского состава стоит достаточно остро. В 1990-е гг. радикально изменилась система ценностей на рынке труда, и произошла маргинализация труда преподавателя. Проявились негативные сдвиги в оплате труда, нормировании, возникло непонимание его специфики среди руководителей учебных заведений. Все это привело к снижению качества подготовки специалистов.

Кадровая политика вуза подчиняется, в первую очередь, законам минимума, гласящего, что развитие системы (в данном случае кадрового состава учебного заведения) сдерживает фактор, находящийся в минимуме. Основные лимитирующие факторы следующие.

Неправильное нормирование и организация труда. На труд преподавателя в последнее время проецируется режим труда производственных работников. Ошибочно считается, что преподаватель работает только во время аудиторных занятий (примерно три—четыре часа в день), а время для подготовки к занятиям, написания учебно-методических работ, научной работы остается «за кадром», и даже квалифицированные руководители это время не считают рабочим. В результате наметилась негативная тенденция к принуждению преподавателей находиться на кафедре в неурочное время, выполнять работу, не связанную непосредственно с преподаванием. При этом время тратится нерационально. Во-первых, после проведенных занятий преподаватель не может готовиться к новым из-за энергетической

опустошенности. Во-вторых, для полноценной методической работы требуются материалы, часто отсутствующие на кафедре. В-третьих, психофизиологические характеристики и биоритмы у всех разные, соответственно, и время выполнения внеаудиторной работы может быть разным в течение суток. В результате рабочий день преподавателя составляет не шесть, а десять—двенадцать часов. Нарушается сон, снижается работоспособность.

Низкая оплата труда. Это приводит либо к коррупции, либо к поиску дополнительного заработка и сверхинтенсификации труда. В небольших учебных заведениях при невозможности преподавать на параллельных потоках преподаватели берутся за максимальное количество дисциплин, что негативно сказывается на качестве подготовки. Кроме этого, для получения достойной зарплаты преподаватель вынужден работать дополнительно в нескольких вузах, что также чрезмерно интенсифицирует труд и снижает качество работы.

Медленный карьерный рост. Не секрет, что большая часть государственных вузов сознательно задерживает карьерный рост молодых преподавателей.

Отсутствие долгосрочной кадровой политики. Пока руководство государственных вузов не занимает вопрос о закреплении кадров преподавателей, в результате чего после защиты диссертации через один—два года преподаватели уходят в негосударственные вузы или в бизнес.

Эти негативные тенденции приводят к кадровым прорехам, которые ставят под вопрос восстановление системы непрерывной подготовки кадров, в данном случае отраслевых.

На этом фоне у негосударственных вузов, а они сейчас преимущественно гуманитарно-экономического профиля, открываются перспективы формирования полноценных преподавательских коллективов. До недавнего времени сильные в финансовом отношении вузы проводили политику «снятия сливок» — привлечения наиболее квалифицированных преподавателей, как правило, кандидатов и докторов наук, к преподаванию отдельных курсов на условиях почасовой оплаты. Слабые вузы также собирали почасовиков, но более низкой квалификации. В настоящее время для повышения конкурентоспособности наиболее сильные негосударственные вузы стали формировать долгосрочную кадровую политику. Эта задача существенно облегчается тем, что, вопреки сложившемуся мнению, для молодых специалистов зарплата является одним из главных, но не доминирующих факторов [3].

Однако годовой доход профессуры в ведущих университетах России пока несопоставим с доходами коллег в высокоразвитых государствах (средние доходы профессоров в Евросоюзе — 60—80 тыс. долл. в год, в США — 80—120 тыс. долл.). Нельзя сделать образование перспективной отраслью для карьеры и самореализации молодых исследователей и преподавателей, если сохранятся неконкурентные социальные условия.

Отдельным существенным вопросом является финансирование образования. Можно предположить, что образование будет недофинансированным сектором (в сравнении со странами ОЭСР) еще какое-то, видимо продолжительное, время. Однако недостаточность финансирования в определенной мере может компенсироваться адекватными институциональными решениями. Поэтому главные вопросы финансирования образования, по мнению ряда ведущих специалистов [6], сводятся не к количеству средств, отпущенных на образование, а к объектам финансирования. В России наблюдается существенное увеличение бюджетных расходов на образование: в 2001 г. прирост расходов федерального бюджета составил по отношению к 2000 г. 43 % в текущих ценах; в 2002 г. по отношению к 2001 г. — 49 %. Затем идет постепенный спад, однако в 2005 г. снова начинается подъем — прирост расходов по отношению к 2004 г. достиг 32 %, а в 2007 г. (развертывание национальных проектов) по отношению к предыдущему — 38 % [6].

В дальнейшем колебания динамики расходов на образование продолжатся. В проекте федерального бюджета на 2008—2010 гг. приоритетность образования экономически не просматривается. Темпы прироста расходов на образование снижаются в 2008 г. до 10 %, в 2009 г. — до 1 %, т. е. при любом раскладе оказываются ниже темпов инфляции, а в 2010 г. несколько возрастают — до 9,3 %. Из этого можно сделать вывод: объявление образования приоритетом или обеспечивало только компенсаторный рост расходов после значительных спадов 1990-х гг., или было следствием политических решений в рамках избирательного цикла [3].

Рост бюджетных расходов на образование породил ряд неожиданных проблем. Он начал ломать сложившуюся модель развития системы вузовского образования: произошел значительный рост численности обучаемых на платной основе, что позволяло частично компенсировать острую нехватку бюджетных средств и получать экономию от эффекта масштаба.

В среднем по России доступный населению уровень платы за обучение составлял в 2007 г., по нашим расчетам, 42,7 тыс. руб., а средняя цена платного обучения уже превышала 64,3 тыс. руб. Можно считать, что в целом субсидирование обучения бюджетников за счет платных мест фактически прекратилось. Однако имеет место перекрестное финансирование очного обучения (особенно в негосударственных вузах) за счет заочного и финансирование обучения студентов крупных государственных и негосударственных вузов за счет сети из филиалов и представительств. В условиях массового стремления к высшему образованию и при слабой способности граждан отличать качественное образование от некачественного можно ожидать переключения значительной части спроса на более дешевые и во многих случаях менее качественные программы. Тем самым рост бюджетного финансирования может иметь оборотной стороной существенное снижение качества высшего образования. Выходом из этой ситуации может стать ускоренное развитие системы доступного образовательного кредитования.

Серьезной проблемой становится отсутствие внятных и логически взаимосвязанных принципов финансирования государственных вузов. В программных документах по модернизации образования декларируется необходимость перехода к нормативно-подушевому принципу финансирования учебных заведений. На практике же в настоящее время переплетаются несколько моделей финансирования, и нормативно-подушевой принцип среди них пока отсутствует [3].

Принципы финансирования высших учебных заведений должны быть прозрачны и понятны вузовскому сообществу, а также основным потребителям их услуг, включая работодателей.

Важным направлением преодоления недофинансирования является целевое образовательное кредитование. Желание получить качественное образование часто наталкивается на ограниченные финансовые возможности. Разрешение этого противоречия возможно путем использования заемных средств — банковского кредита. В последние несколько лет Россия переживала кредитный бум, в основном в сфере потребительского кредитования. Вместе с тем целевое кредитование образования в России пока не развито. Тому есть несколько причин.

Образовательное кредитование имеет смысл как долгосрочное с льготным периодом (без выплаты процентов и основного долга) на весь срок

обучения от трех до семи лет в зависимости от будущей профессии и срока обучения. Российские банки на это идут крайне неохотно. В условиях относительно высокой инфляции и внешних рисков (политической неопределенности в период смены правящих элит, коррупции и т. д.) банки предпочитают относительно краткосрочное кредитование с выплатой процентов и основного долга без льготного периода.

Образовательная услуга, осуществляемая в процессе взаимодействия производителя и потребителя, есть не что иное, как развитие способностей, в том числе к труду и предпринимательству. Этот процесс необходимо рассматривать в контексте выхода мирового сообщества на новый технологический уровень, когда определяющими становятся знания, информация и человеческие способности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аброськин П. С чего начинается качество? // Универ CITY. 2007. № 11. С. 1-2.

2. Аброськин П. Как бизнес с образованием поспорили // Универ CITY. 2008. № 14. С. 1-2.

3. Гуриев С. Наше самое высшее образование // Эксперт. 2007. № 33 (574). URL: http://www. expert.

4. Иванищева Т. Формирование предпринимательского потенциала через систему бизнес-образования // Человек и труд. 2007. № 1. С. 50—52.

5. Крутиков В. Инновационное предпринимательство / Под общ. ред. В. Крутикова. М. : Ноосфера. 2008. С. 286 В. 305.

6. Мау В. , Клячко Т. Между деньгами и инструментами // Эксперт. 2007. № 33 (574) . URL: http://www. expert. ru.

и полиграфические работы

ф

Тел.: 8-499-166-61-80

Издания любой сложности

• книги • журналы

• проспекты • буклеты

• рекламная продукция

Товаросопроводительная, деловая и представительская документация

Оперативность Высокое качество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.