Научная статья на тему 'Высшее образование как фактор реального формирования нового качества экономики и общества в эпоху «Мыслящих машин»'

Высшее образование как фактор реального формирования нового качества экономики и общества в эпоху «Мыслящих машин» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУКОЕМКИЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ИННОВАЦИИ / СТУДЕНТЫ / ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / HIGHTER EDUCATION / YOUNG SCIENTISTS / SCIENTIFIC ACTIVITY / HIGH-TECH INDUSTRIES / INNOVATIONS / STUDENTS / TECHNOLOGIES / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васягина Татьяна Николаевна, Шкарубо Сергей Николаевич

Статья посвящена проблемам высшего образования в условиях стратегической нестабильности xXi века. В образование внедряются новейшие технологии, связанные с искусственным интеллектом, с изменением механизмов управления, видоизменением мышления управленческой элиты. Они требуют создания новых институтов образования, превышающих достигнутый уровень лучших мировых практик. Трансформация высшего образования в условиях современного кризиса имеет под собой не только объективную основу, но во многом представляет собой субъективный план, который оказывает решающее воздействие на развитие экономики и общества. Сторонники «технологического детерминизма» не связывают направленность технического развития с социальными и культурными процессами. Они считают, что она обусловлена только внутренними законами развития самой техники. Хотя данный процесс следует рассматривать в общем контексте социокультурной динамики. Цель исследования - выявить недостатки, связанные с приватизацией высшего образования инновационным бизнесом, мешающие созданию эффективной управленческой образовательной модели. Использовались как собственные социологические опросы, проведенные в вузовской среде, также и вторичный анализ данных других социологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васягина Татьяна Николаевна, Шкарубо Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHTER EDUCATION AS A FACTOR OF REAL FORMATION OF A NEW QUALITY OF ECONOMY AND SOCIETY IN THE ERA OF «THINKING MACHINES»

The article is devoted to the development of higher education in the conditions of strategic instability and digitalization of the XXI century. The latest technologies related to artificial intelligence, the complexity of training digital University graduate, changes in management mechanisms, and changes in the thinking of the managerial elite are being introduced into education. They require the creation of new educational institutions that exceed the achieved level of the world’s best practices. The transformation of higher education in the context of the current crisis is not only based on an objective basis, but in many ways is a subjective process that has a decisive impact on the development of the economy and society. Proponents of «technological determinism» do not associate the direction of technical development with social and cultural processes. They believe that it is due only to the internal laws of the development of technology itself. Although this process should be considered in the General context of socio-cultural dynamics. The purpose of the study is to identify the shortcomings associated with the privatization of higher education by innovative businesses that prevent the creation of an effective management educational model. We used both our own sociological surveys conducted in the University environment, as well as secondary analysis of data from other sociological studies.

Текст научной работы на тему «Высшее образование как фактор реального формирования нового качества экономики и общества в эпоху «Мыслящих машин»»

Высшее образование как фактор реального формирования нового качества экономики и общества в эпоху «мыслящих машин»

Васягина Татьяна Николаевна

канд. соц. наук, доцент, доцент кафедры «История», Московского авиационного института (Национального исследовательского университета), МАИ (НИУ), tatianavas1972@mail.ru

Шкарубо Сергей Николаевич

канд. филос. наук доцент, доцент кафедры «История», Московского авиационного института (Национального исследовательского университета), МАИ (НИУ),

serge_philosof@mail.ru

Статья посвящена проблемам высшего образования в условиях стратегической нестабильности XXI века. В образование внедряются новейшие технологии, связанные с искусственным интеллектом, с изменением механизмов управления, видоизменением мышления управленческой элиты. Они требуют создания новых институтов образования, превышающих достигнутый уровень лучших мировых практик. Трансформация высшего образования в условиях современного кризиса имеет под собой не только объективную основу, но во многом представляет собой субъективный план, который оказывает решающее воздействие на развитие экономики и общества. Сторонники «технологического детерминизма» не связывают направленность технического развития с социальными и культурными процессами. Они считают, что она обусловлена только внутренними законами развития самой техники. Хотя данный процесс следует рассматривать в общем контексте социокультурной динамики. Цель исследования - выявить недостатки, связанные с приватизацией высшего образования инновационным бизнесом, мешающие созданию эффективной управленческой образовательной модели. Использовались как собственные социологические опросы, проведенные в вузовской среде, также и вторичный анализ данных других социологических исследований. Ключевые слова: высшее образование, молодые ученые, научно-исследовательская деятельность, наукоемкие отрасли промышленности, инновации, студенты, технологии, цифровизация

При анализе института высшего образования и перспектив его развития исследователи отмечают жесткое государственное регулирование, которое порождает институциональные конфликты и проблему эффективности управления. Сегодня российское преподавательское сообщество не испытывает доверия к реализуемой властью политике в области высшего образования (75,9 %) и ждет изменений в этой сфере [1, с. 76-86].

Большой интерес представляют работы, опубликованные на страницах научных журналов «Социологические исследования» Зборовский Г. Е.; Амба-рова П. А.; Шуклина Е. А.; Калмыков Н.Н., Сатырь Т.С.; Курбатова М. В., Каган Е.С., Апарина Н.Ф. [1; 2; 3]; «Высшее образование в России» Гаврилов В.С., Колесников В. И., Олесюк Е. В., Шулус А. А.; Ивахненко Е.Н.; Красинская Л. Ф.; Сенашенко В. С., Макарова А. А.; Серя-кова С.Б., Красинская Л. Ф. [4; 5; 6; 7; 8]; «Социология образования» Хагуров Т. А., Остапенко А. А. [9]; «Социально-гуманитарные знания» Пусько В.С. [10] и других, где проблемы высшей школы изучаются в социокультурном контексте.

По мнению авторов, Россия вступила в Болонский процесс в 2003 г., приступив к изменению структуры высшего образования без всяких гарантий качества, как это сделали в странах Западной Европы. Целью болонских преобразований в странах Западной Европы было обеспечение качественного высшего образования для всех социальных групп населения, активизация мобильности. Одновременно происходило смешение традиционных систем образования западноевропейских стран с англо-

ц Гп::а 1

американской образовательной системой. Присоединение России к Болон-скому процессу должно было способствовать включению российского образования в единое международное образовательное пространство, однако реформа не дала желаемых результатов, поэтому вскоре обозначился возврат к советской модели [7, с. 27-29].

Дискуссии о высшем образовании продолжаются многие годы на страницах регионального журнала «Казанский социально-гуманитарный вестник» Зеленая Л. Г.,Уткина А. Н.; Минзарипов Р. Г., Фурсова В. В, Махамбетова М. А. [11; 12].

Социологическое исследование в г. Казани (апрель 2019) выявило, что преподаватели недовольны зарплатой, считая ее несправедливой, не соответствующей перегрузкам, платным научным статьям и дополнительным обязанностям. Это негативно сказывается на социальном самочувствии вузовских ученых, ведет к их «моральному выгоранию» [12; с. 12].

Проблему противоречий между традициями и инновациями, где к инновациям относятся зарубежный опыт (США, Великобритания, Южная Корея), электронное обучение и цифровые технологии, а к традициям - низкий уровень качества российского образования акцентируют в журнале «Социология» Иванова О.А., Сакович С.М., Казюлина Н.Н. [13].

С другой стороны, «цифровизацию» экономики по-американски некоторые ученые считают своеобразным бизнес-проектом по созданию имитационного общества на Переферии, удел которой - обслуживать метрополию. А просвещение снова становится феодальной привилегией [14].

Цифровая экономика или экономика Больших Данных, где речь идет об управлении персональными данными людей в интересах финансового капитала и ТНК (транснациональных корпораций), грозит появлением новых форм социального контроля, более жесткого, чем в современном обществе, так как

новые технологии позволяют осуществлять контроль над населением хозяевам Big Data. Государство превращается в придаток цифровых платформ.

Социальное государство обременяет финансовый капитал дорогостоящей социальной ответственностью, поэтому подвергается критике, отсюда наступление на права граждан, проекты, ведущие к деградации образования за счет ущемления творческой сферы «при полном попустительстве потребительского гедонизма» верхушки общества [14].

В рамках коллективных монографий Данильченко С.Л.; Козубенко И. И. [15; 16]; научно практических конференций Магарил С. А.; Шкарубо С. Н. [17; 18], а также в острых дискуссиях в периодической печати неоднократно поднимались вопросы «убийства» инфраструктуры бюджетной сферы, неэффективного распределения государственных

средств. А также ставилась задача воспитания Субъекта нового знания.

Одним из направлений реализации указанной выше задачи в системе «образование-наука-производство» является научно-исследовательская работа студентов, аспирантов и молодых ученых, а также стратегическое партнерство вузов с промышленными корпорациями [18, с. 302-303].

Одной из первых отраслей в РФ, где уже произошел высокотехнологичный прорыв, является аэрокосмический комплекс, самая наукоемкая отрасль промышленности. Аэрокосмическое производство невозможно без качественной реализации управленческих функций и звеньев: от планирования и прогнозирования, до организации и регуляции [19, с. 49].

Использование высоких технологий требует изменения обучения в высших учебных заведениях технической направленности. Речь идет не о введении дистанционного обучения вместо аудиторных занятий, не об on-line курсах. Вузам необходима эффективная площадка для взаимодействия всех субъектов образовательного процесса:

от студентов, аспирантов, научных работников, молодых ученых до ведущих научных сотрудников высокотехнологичных компаний, иностранных ученых и партнеров [19, с. 50].

Современная эпистема имеет дело с решением глобальных, трансдисциплинарных и межпрофессиональные проблем, которые ломают сложившееся разделение труда. Новые технологии связаны с изменением механизмов управления и мышления Субъекта нового знания. Они требуют создания новых институтов образования [20; с. 167].

Образовательная политика государства может строиться на разных основаниях, как на эгалитарных (образование для всех желающих), так и элитарных (образование для «своих», или для так называемых «лучших»). Второй подход чреват угрозой создания кастового общества. В то время как дорогое (для государства) и качественное, но дешевое (для общества) эгалитарное высшее образование делает Россию одним из культурных центров мира, формирует позитивный имидж страны, дает возможность использования soft power -«мягкой силы». Термин ввел Дж. Най в 1980-х годах для обозначения форм воздействия, противоположных «жесткой силе» [21].

Актуальность темы обусловлена важностью проработки проблемы перехода к новым образовательным технологиям, сопряженной с опасностью продвижения прикладных технологий управления массовым сознанием, вероятностью слома классической системы образования, формирования нового миропорядка. Основная цель исследования - социокультурный анализ изменений российского высшего образования через призму национальной безопасности в условиях цифровизации. Важным способом получения социологической информации были собственные исследования, вторичный анализ всероссийских и региональных исследований. Эмпирической базой послужили также и

материалы периодической печати. Важным источником были беседы, личные наблюдения, интернет-ресурсы.

Начиная примерно с 2013-2014 гг., политическим трендом стал «шестой технологический уклад», в основе которого лежит ИИ (искусственный интеллект). Европейские страны ставят на «умных роботов», способных пройти тест Тьюринга. Китай - на дешевых, с «интеллектом лошади, а не шофера». Сформулирована концепция «образовательной глобальности» с использованием дополненной реальности в повседневной жизни [22].

Рост платформенных технологий, безлюдное производство так называемая «Uber-изация» («уберизация» -внедрение компьютерных интерфейсов) мира в шестом укладе неизбежно разделят страны на способные и все остальные. Последние - потеряют государственность и превратятся в территории, управляемые робототехническими корпорациями [22].

Шестой уклад характеризуется несколькими базовыми принципами, среди которых - глобальная виртуализация жизни, т. е. отказ от физической мобильности, замена ее on-line мобильностью сознания. Дистанционное образование призвано перевести мышление человека в иное измерение, где им легче будет управлять. Популяризация дистанционного образования станет приговором Болонской системе с ее «потребителями», «гражданами» и самой «либерализацией», на смену которой придут «регион-экономики» в мире, где каждый сам за себя.

По данным всероссийского социологического исследования, проведенного 7 Федеральных округов РФ в 2007 г., до 1/2 студентов не знали о присоединении России к Болонскому процессу, до 2/3 респондентов не одобряли меры по коммерциализации образования. Всего было опрошено 2084 студента в 19 государственных вузах [23, с. 48].

На этом фоне начал набирать силу широко используемый сегодня техно-

кратический подход, который видит выход в цифровизации вузовской среды и в создании онлайн-курсов [15, с. 125129].

Приоритет отдается искусственному интеллекту (ИИ), лидерству технократии, связанной с IT-технологиями, а в перспективе - «чипизации» населения. Возникает вопрос, удастся ли при этом сохранить биосоциальную природу человека? Или мы имеем дело с последним поколением людей? При таком подходе «четвертая промышленная революция», согласно терминологии Джереми Рифкина, или «шестой технологический уклад», согласно другой терминологии, несет угрозу превращения человека в придаток «мыслящих» машин. Реальной становится деформация духовного мира человека, формализация его жизни, возрастает угроза духовной деградации общества. Рэй Курцвейл (Kurzweil R.), получивший в США премию National Medal of Technology, работая на Googl и IBM в книге «Эпоха духовных машин» прогнозирует прохождение теста Тьюринга машинами к 2029 году.

Поиск новых подходов для создания эффективной экономики и общества -это сложная проблема, которая накладывает большую ответственность на управленческие кадры. Не случайно президент В. В. Путин во время своего ежегодного послания к Федеральному собранию в 2018 г. говорил об образовании. В научную лексику страны вошел термин - «Научно-Образовательный Центр» (НОЦ). Новый проект появился в тексте президентского указа от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204.

По версии Министерства, заказ на образование должен исходить от крупного бизнеса. НОЦ ориентированы на экспорт образовательных услуг. «Крупный бизнес поставит перед учеными правильную задачу», - считают такие чиновники как губернатор Томской области С. Жвачкин, который в кулуарах

Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) отметил: «Для нас НОЦ - это золотой треугольник: власть, бизнес и наука...».

НОЦ, ориентированный на бизнес, должен создавать новые правила игры, генерировать идеи мирового уровня. Речь идет о совместном развитии науки, образования и реального сектора. Регионам, университетам и академическим институтам предлагается придумать варианты мягкого слияния структур РАН и университетов с предприятиями реального сектора экономики. До 2024 г. планируется создать не менее 15 НОЦ мирового уровня на основе интеграции научных организаций и реального сектора [24].

С этой целью Правительство РФ утвердило «Стратегию пространственного развития России до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 207-р / URL: static.government.ru/media/files), которая предполагает формирование 12-ти макрорегионов. В Приложении названы «перспективные центры экономического роста, в которых сложились условия для формирования НОЦ мирового уровня» - это 20 городов.

В Минобрнауки Проект НОЦ декларировался как старт системной перестройки организации науки и образования в стране по образцу США, где фундаментальные исследования сосредоточены в основном в университетах. Поэтому и в России фундаментальная наука, по мнению министерства, должна быть сосредоточена в вузах, а не в РАН и ее институтах. В рамках реализации нацпроекта «Наука» в Томской области было запланировано к 2020 г. создать «Большой университет», который уже сейчас соотносим с МГУ по доле иностранных студентов из 68 стран.

В Иркутске, где работает самый восточный в России национальный исследовательский университет (ИРНИТУ) пока не продвинулись дальше присвоения иркутскому НОЦ названия - «Байкал». В Пермском НОЦ будут приме-

няться технологии безлюдного производства, которые подразумевают убе-ризацию производства («уберизация» -внедрение компьютерных интерфейсов) для проведения прямых сделок между клиентами и поставщиками услуг в обход посредников [25].

Модели 15 НОЦ регионам предлагалось придумать самим. Идея вошла в нацпроект «Наука», где планировалось к 2019 г. создать пять НОЦ мирового уровня в регионах. Однако для рядовых преподавателей профессиональная деятельность в 2000-е гг. была связана с повышением степени их эксплуатации, вызванной схемой «деньги вслед за студентами». За последние 10 лет XX в. из России выехало за рубеж около 80% математиков, 50% физиков, около 60% биологов, большое количество программистов и представителей других технических профессий, что вело к исчезновение многих научных школ [26, с. 95].

Согласно так называемой теории «технологического детерминизма», определяющим фактором развития выступает техника. Однако процесс развития техники детерминирован не только внутренней логикой, но и сложной системой социокультурных факторов. Технический прогресс опирается на социальный, на свободный выбор живого Субъекта нового знания, деятельность которого обусловлена сложившейся системой социокультурных ценностей.

Как показали опросы преподавателей (N=63) и студентов (N=206) «МАТИ»-РГТУ им. К. Э. Циолковского (далее - МАТИ), что достаточно для репрезентативных выводов, так как соответствует 5% ошибке выборки, обобщенный социальный портрет преподавателей и студентов в начале первого десятилетия XXI в. был достаточно противоречивым.

Отношение к профессии и к высшему образованию у значительной части преподавателей МАТИ было положительным. Они стремились остаться в профессии, ориентируясь в поле стратификационных перемещений не

только на «дензнаки», но и на определенную систему ценностей. Гражданское сознание студентов МАТИ в начале XXI в. находилось на достаточно высоком уровне. Почти каждый второй первокурсник (44%) и почти каждый пятый четверокурсник (19%) готов был жертвовать личными интересами ради страны; 69% респондентов гордились своей страной.

60% -«гуманитариев» (факультет -«экономический») и 40% - «технарей» (факультеты - «информационные системы и технологии» и - «прикладная математика, механика и информатика»); из них 53% первокурсников и 47% четверокурсников, при общем положительном отношении к высшему образованию (77%), к способностям и таланту (64%), к труду (59%), лично для себя считали, что для благополучия и успеха им необходимы: (31%) «случай» или «везение», (19%) «родственные связи», (16%) «деньги» [26, с.52-64].

На открытый вопрос: «Каков Ваш желаемый социальный статус в будущем?» ответили: «Не знаю» (13%). Не ответили - 22% студентов. Остальные -четко обозначили желаемое место работы и должность. Треть респондентов - 34% - видели себя в должности «начальника». И лишь один хотел бы стать профессором, кандидатом технических наук [26, с.61].

В целом преподаватели и студенты МАТИ демонстрировали довольно типичные для современной вузовской интеллигенции культурные ориентиры. Свой социально-экономический статус большинство вузовских преподавателей оценивали как унизительный [26, с.55].

Хотя, по данным Минобрнауки, средняя зарплата по вузу в 2015 г. составляла 130 % от средней по региону, но при этом зарплаты руководства нередко выше оклада рядовых в 8-9 раз. На полные ставки работают единицы преподавателей, а большинство имеют лишь доли - от 0,25 ставки. В 2014/15 гг. провели сокращения преподавателей, а

ц Гп::а 1

оставшимся повысили нагрузку. По расчетам, более 60% средств, выделяемых на развитие высшей школы, было потрачено на финансирование управленческого аппарата [27, с. 16-22].

Система научной работы в РФ выстраивается так, чтобы она работала на ТНК (Транснациональные корпорации). К этому ведут и обязательные публикации в западных научных журналах, и оценка деятельности по Хиршу, и проект «Сколково». Пока в РФ нет у преподавателя и ученого достойнойго оклада и пенсии. Многие уезжают работать за границу, а чиновников одолевает «наукометрия», когда требуется не результат, а отчет о нем [28].

Россия может пойти по пути развития своих технологий, но на это потребуется больше времени и умное руководство. Ученые активно занимаются созданием платформ для обработки информации с помощью нейроморфных систем. Есть еще квантовые технологии, предлагающие совершенно другой принцип обработки информации [28].

В то же время так называемая «оптимизация» финансовых затрат и «калькуляция» высшего образования не дали положительного эффекта как и смена ответственных лиц. Недоверие власти к вузовскому сообществу, мелочная опека, сокращение бесплатных мест в вузах, особенно для гуманитариев, ликвидация системы научных школ и подготовки кадров, необходимых для индустриализации - это неполный перечень того, что вело к утрате конкурентоспособности в международном образовательном пространстве. Всего за два месяца борьбы за эффективность Россия лишилась почти 50 университетов и их филиалов [29].

В рамках проекта цифровизации удаленное образование навязывается обществу вместо традиционного ради сиюминутной прибыльности без учета стратегических интересов страны и общества. Однако государство не может экономить на образовании, подменив его цифроманией. Создатели 1Т-

технологий, попав в туннель собственного «технологического детерминизма», стали его заложниками, поэтому они даже не задаются такими вопросами как развитие личности учащегося. Куда сегодня направлен вектор образовательной стратегии РФ? Насколько реалистичны в своих оценках нацпроекты, и не носят ли они имитационный характер?

По запросу «digital dementia» (цифровое слабоумие) Googl выдает около 10 млн. ссылок на английском языке. Термин пришел из Южной Кореи, начавшей раньше других оцифровывание страны. «Цифровое поколение» страдает расстройством внимания, другими когнитивными нарушениями, низким уровнем самоконтроля, старческими деменциями [30].

Для обозначения опасности, которую несет с собой механизация образования и on-line обучение, уже введены термины «цифровое слабоумие» и «псевдодебильность». Угрозой «всеобщего поглупения» всерьез озабочены западные ученые [30; 31].

В научном пространстве отмечается, что страна отстала в создании суперкомпьютеров. Вся элементная база у нас зарубежная, нет технологий по производству микро- и наноэлектро-ники. Из заимствованных у иностранных компаний Mickrosoft или Googl технологий Big Data могут появиться только новые формы внешней зависимости. Цифровизация, в центре которой не стоит творческая личность - это субъективный проект, консервирующий стратификационное неравенство, отсталость отдельных слоев, зон и регионов, развивающий только то, что нужно IT-технократам для обогащения и утверждения своего господства.

Компьютерные технологии несут с собой как положительные, так и отрицательные последствия, они предъявляют высокие требования к профессиональному уровню специалиста, могут способствовать как росту творческого начала, так и деградации мышления. Исход противостояния во многом будет

зависеть от цивилизационного выбора народа и правящей элиты, т. е. главных Субъектов, от которых зависит будущее страны.

Сегодня идет настоящая мировая «когнитивная война» в сфере культуры, направленная на уничтожение цивили-зационных смыслов. Это война самоидентификаций (отождествлений, причислений себя). Отсюда внедрение новых образовательных стандартов и технологий, основанное на полной трансформации гуманитарных наук, принудительное введение шаблонных ЕГЭ, online тестирования.

Анализ социологических данных, представляющих изменения в научно-образовательной системе РФ, позволяет сделать несколько важных выводов. Оценка качества образования, осуществляемая на основе формальных, второстепенных, унифицированных показателей, транслируемых технократами из министерств и ведомств, несет угрозу «цифрового аутизма», негативно влияющего на выбор ключевых субъектов образовательной политики.

Технократический подход управленцев, увлекающихся идеей цифровиза-ции страны, ведет не просто к очередной насильственной ломке традиций. Он ведет к ликвидации национального государства, утратившего свои функции социальной защиты граждан. Вместо этого появляется электронная система управления (цифровая платформа), исключающая личные контакты и обратную связь. Это ведет к господству утилитарного формалистического мышления, не обеспокоенному высшими ценностями. В то время как сегодня на повестке стоят совсем другие вопросы. Качественное высшее образование не может быть дешевым для государства, но оно должно быть массовым и доступным для народа как субъекта культуры.

Литература

1. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А., Шуклина Е. А. Существует ли система высшего образования в России? //

СОЦИС. Социологические исследования. 2017. -№11. -.С. 76-86

2.Калмыков Н.Н., Сатырь Т.С. Российское высшее образование: взгляд экспертов // СОЦИС. Социологические исследования. 2016..-.№ 8.- С. 91

3. Курбатова М. В. Каган Е.С., Апарина Н.Ф. Поведение работников вузов в условиях реформирования высшего профессионального образования: проблема выбора // СОЦИС. Социологические исследования № 2.-.2015.- С. 123134

4. Гаврилов В.С., Колесников В.И., Олесюк Е.В., Шулус А.А. К вопросу о национальных моделях образования // Высшее образование в России. 2009. -№3. - С. 137-149

5.Ивахненко Е.Н. Отечественное образование как система и объект управления // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №8-9. С. 9 - 23. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-9-23

6. Красинская Л. Ф. Преподаватель высшей школы: каким ему быть? (размышления о социальных ожиданиях и профессиональных реалиях) // Высшее образование в России. 2015. - №1. - С. 37-46

7. Сенашенко В. С., Макарова А. А. Образовательные гибриды в высшем образовании России // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8-9. - С. 24-42 https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-24-42

8. Серякова С.Б., Красинская Л. Ф. Реформа высшего образования глазами преподавателей: результаты исследования // Высшее образование в России. 2013. - №11. - С. 22-30

9. Хагуров Т. А., Остапенко А. А. Реформы российского образования глазами профессионального сообщества // Социология образования. - 2015. - №10

10. Пусько В.С. Гуманитарный компонент инженерного образования // Социально-гуманитарные знания. - М.-2013.- №5. - С. 108 - 116

11.Зеленая Л. Г.,Уткина А.Н. Диверсификация региональных вузов и обра-

зовательные кластеры // Казанский социально-гуманитарный вестник. — № 6. - 2016. - С.42-47

12. Минзарипов Р. Г., Фурсова В. В, Махамбетова М. А. Материальный статус преподавателей вузов в контексте проблематики социального самочувствия // Казанский социально-гуманитарный вестник. № 5.- 2019 (40).- С.9-14

13. Иванова О. А., Сакович С. М., Ка-зюлина Н. Н. Противоречия между традициями и инновациями в системе высшего образования: социально-управленческий аспект. «Социология». Журнал российской социологической ассоциации. - 2017. - № 4.- С. 121-124

14. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М.: Алгоритм, 2003

15. Данильченко С.Л. Развитие системы непрерывного образования в России // Общество, наука, образование: тенденции и перспективы развития: коллективная монография/ Уфа: АЭТЕРНА.- 2018.- С. 125 -129

16.Козубенко И. И. Многополярность понимания субъекта образовательной политики // Современное образование: теория и практика: коллективная монография.- Уфа: АЭТЕРНА.- 2017.- С. 85-88

17.Магарил С. А. Почему общественное сознание России отторгает либеральные идеи? //Актуальные вопросы государственного, муниципального управления и экономики: проблемы, технологии, инновации. Материалы международной научно-практической конференции. МАИ (НИУ) апрель, 2019 / Под ред. Куликова С. П. - М., 2019. - С. 139-149

18.Шкарубо С. Н. Научно-исследовательская деятельность молодых ученых как инновационный ресурс профессиональной социализации // Социально-политические и экономические проблемы современной России / Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 22 марта 2018. - Махачкала. Алеф.- ДГПУ.- 2018.- С. 302-303

19. Шкарубо С. Н. Современное образование и проблема подготовки инже-

нерных кадров для высокотехнологичного производства.- М.: Экономика и управление в машиностроении.- 2017.-№6.- С. 49-51 // www.ecomanmash.ru

20. Громыко Ю. В. Реанимация российской системы образования. Проблемы и возможности: Другая система координат и навигатор живого субъекта образования // Проектирование будущего. Проблема цифровой реальности: Труды Международной конференции (февраль, 2019, Москва). - М.: ИПМ им. М. В. Келдыша.- 2019.- С. 162-181. -URL: http://keldysh.ru/future/2019/16.pdf/

21.Наумов А. «Мягкая сила» и внешнеполитический имидж Российской Фе-дерации/«Перспективы». http://www.perspektivy.info/rus/gos/magka ja_sila_i_vneshnepoliticheskij_imidz Опубликовано 30.03.2015

22.Переслегин С. Дополненная реальность. Опубликовано: 26/05/2017 URL:

https://omiliya.org/article/dopolnennaya-realnost-sergey-pereslegin Дата обращения: 29.03.2020

23. Гегель Л. А., Зубков В. И., Николаев Г. Г. Ценностные ориентации российской студенческой молодежи: социально-политический и образовательный аспекты - М.: Издательство ООО Типография «Парадиз», 2008

24.Стартовашие первыми проекты НОЦ получили гарантированную путевку в «высшую лиигу» URL: http://www.sib-

science.info/ru/heis/treugolnik-kotyukova-25022019 Дата обращения 10.12.2019

25.Пермская разработка станет основой проектов НОЦ мирового уровня/МК/Пермь

https://perm/mk.ru/economics/2019/12/09/ permskaya-razrabotka-stanet-osnovoy

26. Гегель Л. А., Васягина Т. Н. Социология интеллигенции. М.: МАТИ. 2003

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Плаксий С. И. Сверхэксплуатация преподавателей - главная угроза высшей школе и развитию в XXI веке/ С. Плаксий // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2004.- № 3. - С. 16-22

28. Чуйков А. Высоконаучная видимость. Интервью с президентом РАН А. Сергеевым Аргументы Недели - №36 (680).- 18 сентября 2019

29. За два месяца Россия лишилась почти 50 университетов и их филиалов. URL:

http://www/russkiymir.ru/news/185477/ Дата обращения 31.03.2020

30.Стрельникова Л. Цифровое слабоумие //Химия и жизнь, 2014 № 12 Опубликовано: 6/08/2014 URL: https://zen.yandex.ru/media/shevkin/cifrov oe-slaboumie-

5d49cd7db5e99200ae049f64 Дата обращения: 29.03.2020

31.Ясюкова Л.А. Разрыв между умными и глупыми нарастает / URL: https://econet.ru/articles/7093-lydmila-yasyukova-razryv-mezhdu-umnymi-i-glupymi-narastaet Дата обращения: 31.04.2020

Highter education as a factor of real formation of a new quality of economy and society in the era of «thinking machines» Vasyagina T.N., Shkarubo S.N. Moscow Aviation Institute (National Research University)

The article is devoted to the development of higher education in the conditions of strategic instability and digitalization of the XXI century. The latest technologies related to artificial intelligence, the complexity of training digital University graduate, changes in management mechanisms, and changes in the thinking of the managerial elite are being introduced into education. They require the creation of new educational institutions that exceed the achieved level of the world's best practices. The transformation of higher education in the context of the current crisis is not only based on an objective basis, but in many ways is a subjective process that has a decisive impact on the development of the economy and society. Proponents of «technological determinism» do not associate the direction of technical development with social and cultural processes. They believe that it is due only to the internal laws of the development of technology itself. Although this process should be considered in the General context of socio-cultural dynamics. The purpose of the study is to identify the

shortcomings associated with the privatization of higher education by innovative businesses that prevent the creation of an effective management educational model. We used both our own sociological surveys conducted in the University environment, as well as secondary analysis of data from other sociological studies. Key words: highter education, young scientists, scientific activity, high-tech industries, innovations, students, technologies, digitalization References

1. Zborovskiy G. Ye., Ambarova P. A., Shuklina

E. A. Is there a system of higher education in Russia? // SOCIS. Sociological research. 2017.-№11. -.FROM. 76-86

2.Kalmykov N.N., Satyr T.S. Russian higher education: the view of experts // SOTSIS. Sociological research. 2016 ..-. No. 8.- P. 91

3. Kurbatova M. V. Kagan E. S., Aparina N. F.

The behavior of university workers in the context of reforming higher professional education: the problem of choice // SOTSIS. Sociological Research No. 2 .-. 2015.- P. 123-134

4. Gavrilov V.S., Kolesnikov V.I., Olesyuk E.V.,

Shulus A.A. On the issue of national models of education // Higher education in Russia. 2009. -№3. - S. 137-149 5.Ivakhnenko E.N. Domestic education as a system and object of management // Higher education in Russia. 2018.Vol. 27.No.8-9. S. 9 - 23.https: //doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-9-23

6. Krasinskaya LF Higher school teacher: what

should he be? (reflections on social expectations and professional realities) // Higher education in Russia. 2015. - No. 1. -S. 37-46

7. Senashenko VS, Makarova AA Educational

hybrids in higher education in Russia // Higher education in Russia. 2018.Vol. 27.No. 8-9. - S. 24-42 https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-24-42

8. Seryakova SB, Krasinskaya LF Reform of

higher education through the eyes of teachers: research results // Higher education in Russia. 2013. - No. 11. - S. 2230

9. Khagurov TA, Ostapenko AA Reforms of Russian education through the eyes of the professional community // Sociology of education. - 2015. - No. 10

10. Pusko V.S. Humanitarian component of engineering education // Social and

humanitarian knowledge. - M.- 2013.- No. 5. - S. 108 - 116

11. Zelena L. G., Utkina A. N. Diversification of regional universities and educational clusters // Kazan social and humanitarian bulletin. - No. 6. - 2016. - P.42-47

12. Minzaripov R. G., Fursova V. V., Makhambetova M. A. The material status of university teachers in the context of the problem of social well-being // Kazan social and humanitarian bulletin. No. 5.- 2019 (40) .- P.9-14

13. Ivanova O. A., Sakovich S. M., Kazyulina N. N. Contradictions between traditions and innovations in the system of higher education: social and administrative aspect. "Sociology". Journal of the Russian Sociological Association. - 2017. - No. 4.- P. 121-124

14. Panarin A.S. Strategic instability in the 21st century. M .: Algorithm, 2003

15. Danilchenko S.L. Development of the system of continuing education in Russia // Society, science, education: trends and development prospects: collective monograph / Ufa: AETERNA. - 2018. - pp. 125-129

16. Kozubenko I. I. Multipolarity of understanding of the subject of educational policy // Modern education: theory and practice: collective monograph.- Ufa: AETERNA.- 2017.- P. 85-88

17.Magaril S. A. Why does the public consciousness of Russia reject liberal ideas? // Topical issues of state, municipal management and economics: problems, technologies, innovations. Materials of the international scientific and practical conference. MAI (NRU) April, 2019 / Ed. Kulikova S.P. - M., 2019 .-- S. 139-149

18.Shkarubo S.N. Research activity of young scientists as an innovative resource of professional socialization // Socio-political and economic problems of modern Russia / Materials of the IV All-Russian scientific and practical conference, March 22, 2018. -Makhachkala. Aleph.- DGPU.- 2018.- S. 302-303

19. Shkarubo S. N. Modern education and the problem of training engineering personnel for high-tech production .- M .: Economics and Management in Mechanical Engineering .- 2017.- No. 6.- P. 49-51 // www.ecomanmash.ru

20. Gromyko Yu. V. Reanimation of the Russian education system. Problems and Opportunities: Another coordinate system and navigator of a living subject of education // Designing the future. The problem of

digital reality: Proceedings of the International Conference (February, 2019, Moscow). - M .: IPM im. M. V. Keldysh. -2019. - S. 162-181. - URL: http://keldysh.ru/future/2019/16.pdf/

21. Naumov A. "Soft power" and the foreign policy image of the Russian Federation / "Perspectives".

http://www.perspektivy.info/rus/gos/magkaj a_sila_i_vneshnepoliticheskij_imidz Posted on 03/30/2015

22. Pereslegin S. Augmented reality. Published: 26/05/2017 URL: https://omiliya.org/article/dopolnennaya-realnost-sergey-pereslegin Date accessed: 03/29/2020

23. Hegel L. A., Zubkov V. I., Nikolaev G. G. Value orientations of the Russian student youth: socio-political and educational aspects - Moscow: Publishing house LLC Printing house "Paradise", 2008

24. The REC projects that were first launched received a guaranteed ticket to the "Major League" URL: http://www.sib-science.info/ru/heis/treugolnik-kotyukova-25022019 Date of appeal 10.12.2019

25. Perm development will become the basis of world-class REC projects / MK / Perm https: //perm/mk.ru/economics/2019/12/09/perms kaya-razrabotka-stanet-osnovoy

26. Hegel L. A., Vasyagina T. N. Sociology of the intelligentsia. M .: MATI. 2003

27. Plaksiy SI Overexploitation of teachers - the main threat to higher education and development in the XXI century / S. Plaksiy // Alma mater (Bulletin of higher school). -2004.- No. 3. - S. 16-22

28. Chuikov A. Highly scientific visibility. Interview with the President of the Russian Academy of Sciences A. Sergeev Arguments of the Week - №36 (680) -September 18, 2019

29. In two months Russia has lost almost 50 universities and their branches. URL: http: //www/russkiymir.ru/news/185477/ Date of treatment 03/31/2020

30. Strelnikova L. Digital dementia // Chemistry and Life, 2014 No. 12 Published: 6/08/2014 URL:

https://zen.yandex.ru/media/shevkin/cifrovo e-slaboumie-5d49cd7db5e99200ae049f64 Date of access: 29.03.2020

31. Yasyukova L.A. The gap between smart and stupid is growing / URL: https://econet.ru/articles/7093-lydmila-yasyukova-razryv-mezhdu-umnymi-i-glupymi-narastaet Date accessed: 04/31/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.