Научная статья на тему 'Высшее горное образование в Германии – современное состояние и тенденции развития'

Высшее горное образование в Германии – современное состояние и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
317
14
Поделиться
Ключевые слова
ГОРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MINING EDUCATION / BOLOGNA PROCESS / DIPLOMINGENERING / МАГИСТР / MASTER / БАКАЛАВР / BACHELOR / ДИПЛОМИРОВАННЫЙ ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Агафонов Ю.Г.

Рассматриваются вопросы сегодняшнего состояния высшего горного образования в Германии и проблемы, возникшие в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки. Дан обзор различных программ обучения горному делу. Приведена краткая характеристика университетов, готовящих специалистов горного профиля и статистические данные.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Агафонов Ю.Г.,

Minig Engineering Education in Germany-current State and Development Trends

The concerns of the current state of higher education in Germany and the problems arisen because of the transition to a two-tier system of training are addressed. A review of the various programs of mining study is given. A brief characteristic of universities is shown that train mining specialists and statistics data.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Высшее горное образование в Германии – современное состояние и тенденции развития»

© Ю.Г. Агафонов, 2013

УДК 378

Ю.Г. Агафонов

ВЫСШЕЕ ГОРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ -СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Рассматриваются вопросы сегодняшнего состояния высшего горного образования в Германии и проблемы, возникшие в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки. Дан обзор различных программ обучения горному делу. Приведена краткая характеристика университетов, готовящих специалистов горного профиля и статистические данные.

Ключевые слова: горное образование, дипломированный горный инженер, магистр, бакалавр.

Высшее горное образование в Германии по праву считается одним из лучших в мире. Оно опирается на многовековую историю и глубокие традиции горного дела в Германии. Горнодобывающая промышленность на протяжении нескольких столетий обеспечивала экономическое процветание страны, стала катализатором экономического чуда возрождения ФРГ и ГДР после разрушительной Второй мировой войны. И в наши дни, несмотря на произошедшие структурные изменения, горная промышленность и горное машиностроение играют важную роль в немецкой и мировой экономике. Германия занимает первое место в мире по добыче бурого угля, второе место по добыче каолина, третье место по добыче каменной соли и четвертое место по добыче калия.

Несмотря на сравнительное небольшое число занятых в горной промышленности (приблизительно 49 тысяч человек в 2012 г.), ежемесячный совокупный доход горнодобывающих предприятий достигает 1 миллиард евро [1]. На рис. 1 представлены объемы добычи основных видов полезных ископаемых.

Сегодня Германия может обеспечить себя лишь несколькими видами полезных ископаемых, в остальном она почти полностью зависит от импортных поставок, позволяющих удовлетворить все возрастающие потребности промышленного производства.

В предыдущие два десятилетия в стратегическом планировании Германия полагалась на свободный рынок сырья, но к настоящему времени ситуация в мире резко изменилась и такой подход оказался некорректным. Столкнувшись с перебоями в поставке сырья, правительство Германии разработало перечень стратегических минералов, поставки которых связаны с высоким риском невыполнения [3]. Это привело к тому, что стали активно вестись разведка и добыча этих минералов. Немецкая горная промышленность, на сегодняшнем этапе ее развития, а также быстро растущая отрасль горного машиностроения нуждаются в большом количестве высококвалифицированных специалистов горного профиля.

Горное дело - одна из старейших технических дисциплин, которая наряду с военным делом начала преподаваться в Германии на университетском уровне.

В 18 веке были организованны первые горные академии. Сначала во Фрайберге (1765 г.), затем в Берлине (1770 г.) и Клаустале (1775 г.). Вскоре к ним добавились местные горные школы в различных горнодобывающих районах для обучения штайгеров и горных инспекторов. В следующем столетии к ним добавились предшественники современного технического университета им. Георга Агриколы в Бохуме (1816 г.) и Рейнско-Вестфальского технического университета в Аахене (1871 г.)

До 2000-го года во всех вышеназванных университетах подготовка горных инженеров осуществлялась по единой схеме и идентичным учебным программам. Каждый потенциальный студент, пожелавший изучать горное дело (выбравший горную специальность) должен был пройти обязательную практику под контролем служб горного надзора (аналог нашего Гос-гортехнадзора) в объеме 200 рабочих смен. Причем 120 рабочих смен до зачисления и 80 в течение первых двух лет обучения. Это позволяло студентам осознанно подойти к выбору будущей профессии. После этого студент получал возможность сдать экзамен представителям горного надзора. По окончанию учебы в университете и получения звания дипломированного инженера, он по желанию мог поступить на государственную службу в органы горного надзора.

Болонский процесс, членами которого на сегодняшний день являются 47 европейских и сопредельных государств, внес существенные изменения в систему высшего горного образования. Германия - федеративная республика, где каждая федеральная земля имеет собственную систему образования, и поэтому цели, определенные Болонским соглашением, получили различную оценку в разных

землях. И хотя все федеральные земли согласились с необходимостью разработки модульных программ обучения, обеспечения мобильности студентов и преподавателей, прийти к единому мнению о судьбе традиционных степеней не удалось.

В области высшего горного образования это привело к тому, что в одних федеральных землях стандартная пятилетняя программа подготовки дипломированных инженеров была закрыта и заменена англо-американской системой подготовки магистров и бакалавров, а в других федеральных землях было принято решение продолжать проверенную годами практику подготовки дипломированных инженеров, которые в дополнение к диплому получают вкладыш, гарантирующий выпускнику его международное признание в качестве магистра. Провозглашенная изначально цель, а именно, гармонизация инженерного образования, была в целом одобрена горной общественностью Германии, однако ни сама отрасль, ни профессиональные ассоциации не были привлечены к выработке конкретных решений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналогичная ситуация сложилась и в других отраслях. По мнению многих немецких коллег, решение отказаться от хорошо себя зарекомендовавшей подготовки дипломированных инженеров и заменить ее на подготовку бакалавров и магистров было политическим. В горнодобывающей отрасли, которая по своей природе инерционна и в известной степени консервативна, это привело к недопонимаю, и в целом, вызвало скептическое отношение к новым степеням. Тем не менее, отрасли пришлось адаптироваться к новой ситуации.

Сейчас, когда состоялись первые выпуски, стало понятно, что в горнодобывающей отрасли степень магист-

ра можно считать эквивалентном «дипломированного инженера». Что же касается степени бакалавра, то здесь ситуация гораздо сложнее. Недостаточно глубокое изучение инженерных наук в ходе их обучения не позволяет им занимать должности, требующие более высокой квалификации. Это привело к тому, что статус таких должностей понизился, и к тому, что в некоторых промышленных отраслях, правительственных и государственных учреждениях работники с дипломом бакалавра получают примерно ту же заработную плату, что и технические работники.

Именно по этой причине большинство выпускников бакалавриата традиционных технических вузов принимают решение о получении дальнейшего образования, либо поступив на программу подготовки магистров, либо, где это еще возможно, перейдя на программу подготовки дипломированных инженеров. До сих пор между университетами и отраслью продолжаются споры относительно степени бакалавра.

Это привело к тому, что происходит переоценка этой степени и пересмотр учебного плана, нацеленный на то, чтобы эта степень могла отвечать требованиям отрасли.

В целом, можно сказать, что горнодобывающая отрасль Германии, которая сейчас трудоустраивает более 90% выпускников, предпочитает принимать на перспективные должности выпускников либо с титулом «дипломированный инженер», либо с дипломом магистра.

В настоящее время специалистов горного дела готовят 4 университета Германии, которые предлагают различные программы обучения. Ниже дается краткая характеристика этих университетов и предлагаемых ими программ.

Аахенский технический университет (RWTH Aachen) является одним из крупнейших технических университетов Германии (32240 студентов), которому присвоено звание «элитного». Горное дело преподается на факультете «Георесурсы и материаловедение». С 2005/2006 учебного года вместо дипломированных горных инженеров начата подготовка бакалавров и магистров по программе «Минерально-сырьевые ресурсы» со специализациями: горное производство, технологические процессы, энергетические ресурсы.

В настоящее время по данной программе (направлению) обучается 160 студентов (17% из них девушки). Требования для поступления - законченное среднее образование (гимназия) или его эквивалент, практика - 30 отработанных смен. Еще 30 смен практики, должны быть пройдены во время обучения в бакалавриате.

Большинство выпускников, получивших бакалаврскую степень продолжают обучение в магистратуре, которое длится четыре семестра. Во время обучения необходимо пройти 50 смен практики.

Сегодня по магистерской программе обучается около70 студентов.

Бохумский технический университет (TFH Georg Agrikola), в

том виде, в какой он существует сейчас, был учрежден в 1996 году как частный университет прикладных наук, входящий в группу компаний ДМТ. Его предшественником была школа горного дела, созданная в 1816 году в самом центре промышленного Рура.

В университете обучается 2100 студентов по 10 программам. Горное дело представлено двумя программами: «Нерудные полезные ископаемые» и «Специальное подземное строительство».

Всего по данным программам обучается 160 студентов (из них 4 % девушки). Продолжительность обучения составляет семь семестров. Обязательным условием зачисления является прохождение 3-х месячной практики до начала обучения. Во время обучения студенты также проходят трехмесячную практику. Обучение в университете изначально, да и сегодня, в большей степени ориентировано на решение прикладных задач. Поэтому 90 % выпускников бакалавриата идут работать на производство, остальные продолжают обучение в магистратуре по вышеназванным и другим программам подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Клаустальский технический университет (TU Clausthal) был

учрежден в 1776 году в горах Харца как горная академия, в 1968 году получил статус технического университета. Сегодня вместе с техническими университетами Брауншвайга и Ганновера является частью Нижнесаксонского технического университета и отвечает за обучение по программам, связанным с энергетическими и сырьевыми ресурсами.

В университете обучается 4080 студентов по 36 бакалаврским и магистерским программам. Горное дело представлено следующими программами, которые были введены в 2006 и 2008 годах:

- бакалавр и магистр в области промышленной инженерии;

- бакалавр и магистр в области инженерной геологии и экологической инженерии;

- бакалавр в области энергетической и сырьевой промышленности;

- магистр в области энергетических систем;

- магистр в области технологии добычи нефти;

- магистр в области наук о Земле и сырьевых ресурсах;

- магистр в области организации и экономики технического производства;

- магистр в области снабжения энергией и сырьем;

- магистр в области управления радиоактивными и опасными отходами.

По этим программам обучается 320 бакалавров и 89 магистров. Большинство выпускников-бакалавров продолжают обучение по одной из программ подготовки магистров и получают следующую квалификацию.

Технический университет

«Фрайбергская горная академия» (TU Bergakademie Freiberg) была основана в 1765 году и на сегодняшний день является старейшим действующим университетом горного дела в мире. В университете на 6 факультетах обучается 5698 студентов по 54-м программам подготовки дипломированных инженеров, бакалавров и магистров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программы обучения горному делу преподаются на факультете «Геонауки, геотехника и горное дело». Студентам предлагаются две программы подготовки дипломированных инженеров, пять программ последовательной подготовки бакалавров/магистров и семь дополнительных программ подготовки магистров.

После анализа целей и задач, поставленных Болонским соглашением университет принял решение продолжить присвоение степени «дипломированный инженер» в области горного дела. Однако, в программу подготовки «Геотехника и горное дело» были внесены необходимые изменения. То же самое решение было принято в отношении программ подготовки маркшейдеров и геодезистов.

Для иностранных студентов была предложена дополнительная программа подготовки магистров в области устойчивого управления разработкой месторождения и рекультивации. Во время обучения по программе «Геотехника и горное дело», которое длится девять семестров, студенты должны вначале пройти базовый курс, длящийся четыре семестра, а затем уже выбрать одну из специализаций: горное дело, геотехника, специальное подземное строительство, глубокое бурение - добыча природного газа и нефти.

В настоящее время по программам подготовки дипломированных инже-

неров и магистров в области горного дела обучаются 465 человек. Студенты должны пройти обязательную практику в объеме 80 смен до зачисления, и дополнительные 40 смен на специализированных работах в течение двух последних лет обучения. В основном они проходят практику на собственной исследовательско-

учебной базе университета шахте «Reiche Zeche».

После введения в Германии двухуровневой системы подготовки возникла необходимость скорректировать систему прохождения практики под руководством горных властей.

Эта практика строго обязательна для тех студентов, которые в дальнейшем планируют работать в государственных структурах. Общее количество рабочих смен было сокращено до 120, что соответствует требованиям различных учебных программ всех горных университетов Германии.

Согласно учебным планам продолжительность подготовки бакалавров составляет 6 семестров, дипломированных специалистов - 9 семестров (10 для маркшейдеров), магистров - 4 семестра. Фактическая же продолжительность обучения выше (рис. 3), что вызвано несколькими причинами. В большинстве случаев это не сданные во время экзамены, нехватка времени на учебу из-за необходимости работать, либо растянутая по времени практика в своей стране или за рубежом.

Обучение в Германии по международным меркам сравнительно недорогое. Университеты взимают плату лишь за оформление документов, страховки и некоторых вспомогательных услуг. Эта плата разнится от 75 евро в семестр во Фрайбергсокй горной академии до 170 евро в Бохум-ском техническом университете. Только в Клаустальском техническом

1. BGR Database- Chart des Monats-Marz 2012; www.bgr.de/DIHK/de; Accessed May, 07.2012

2. Jahrbuch der europäishen Energie und Roh-stofiwirtschaft 2011. VGE Verlag GmBH, Essen.

3. Erdmann, Behrendt Kritische Rohstoffe für Deutschland - Jdentifikatoin aus

университете по решению федеральной земли Нижняя Саксония эта плата составляет 646 евро в семестр. Студенты самостоятельно оплачивают жилье и питание. Стипендий, в нашем понимании, в Германии не существует. Однако студентам из малообеспеченных семей государство оказывает материальную поддержку и выдает целевые гранты, которые можно получить во всех университетах.

В последнее десятилетие отмечается рост количества студентов, поступающих на горные специальности. В 2011/2012 учебном году общее количество студентов, зачисленных в горные университеты, составило 1250 человек (рис. 2), (из них 14% девушки). Для того, чтобы удовлетворить растущий спрос на квалифицированные кадры, горные университеты Германии увеличивают количество предлагаемых программ подготовки и мест на них.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение необходимо отметить, что процессы, связанные с переходом на двухуровневую систему подготовки и развернувшиеся в Германии дискуссии во многом сходны с российскими реалиями. Это является основой для развития и интеграции систем высшего горного образования наших стран.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Sicht deutscher Unternehmen wirtschaftlich bedeustsamer mineralischer Rohstoffe, deren Versorgungslage sich mittel -bis langfristig als kritisch erweisen konnte. Abschlussbericht; Institut fur Zukunftsstudien und Technologiebewertung (IZT), Berlin, den 30. September 2011.. [ГТШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Агафонов Ю.Г. - доцент, кандидат технических наук, Московский государственный горный университет, Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru