Научная статья на тему 'Высшее горное образование в Германии – современное состояние и тенденции развития'

Высшее горное образование в Германии – современное состояние и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
23
Поделиться
Ключевые слова
ГОРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MINING EDUCATION / BOLOGNA PROCESS / DIPLOMINGENERING / МАГИСТР / MASTER / БАКАЛАВР / BACHELOR / ДИПЛОМИРОВАННЫЙ ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агафонов Ю.Г.

Рассматриваются вопросы сегодняшнего состояния высшего горного образования в Германии и проблемы, возникшие в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки. Дан обзор различных программ обучения горному делу. Приведена краткая характеристика университетов, готовящих специалистов горного профиля и статистические данные.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агафонов Ю.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Minig Engineering Education in Germany-current State and Development Trends

The concerns of the current state of higher education in Germany and the problems arisen because of the transition to a two-tier system of training are addressed. A review of the various programs of mining study is given. A brief characteristic of universities is shown that train mining specialists and statistics data.

Текст научной работы на тему «Высшее горное образование в Германии – современное состояние и тенденции развития»

© Ю.Г. Агафонов, 2013

УДК 378

Ю.Г. Агафонов

ВЫСШЕЕ ГОРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ -СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Рассматриваются вопросы сегодняшнего состояния высшего горного образования в Германии и проблемы, возникшие в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки. Дан обзор различных программ обучения горному делу. Приведена краткая характеристика университетов, готовящих специалистов горного профиля и статистические данные.

Ключевые слова: горное образование, дипломированный горный инженер, магистр, бакалавр.

Высшее горное образование в Германии по праву считается одним из лучших в мире. Оно опирается на многовековую историю и глубокие традиции горного дела в Германии. Горнодобывающая промышленность на протяжении нескольких столетий обеспечивала экономическое процветание страны, стала катализатором экономического чуда возрождения ФРГ и ГДР после разрушительной Второй мировой войны. И в наши дни, несмотря на произошедшие структурные изменения, горная промышленность и горное машиностроение играют важную роль в немецкой и мировой экономике. Германия занимает первое место в мире по добыче бурого угля, второе место по добыче каолина, третье место по добыче каменной соли и четвертое место по добыче калия.

Несмотря на сравнительное небольшое число занятых в горной промышленности (приблизительно 49 тысяч человек в 2012 г.), ежемесячный совокупный доход горнодобывающих предприятий достигает 1 миллиард евро [1]. На рис. 1 представлены объемы добычи основных видов полезных ископаемых.

Сегодня Германия может обеспечить себя лишь несколькими видами полезных ископаемых, в остальном она почти полностью зависит от импортных поставок, позволяющих удовлетворить все возрастающие потребности промышленного производства.

В предыдущие два десятилетия в стратегическом планировании Германия полагалась на свободный рынок сырья, но к настоящему времени ситуация в мире резко изменилась и такой подход оказался некорректным. Столкнувшись с перебоями в поставке сырья, правительство Германии разработало перечень стратегических минералов, поставки которых связаны с высоким риском невыполнения [3]. Это привело к тому, что стали активно вестись разведка и добыча этих минералов. Немецкая горная промышленность, на сегодняшнем этапе ее развития, а также быстро растущая отрасль горного машиностроения нуждаются в большом количестве высококвалифицированных специалистов горного профиля.

Горное дело - одна из старейших технических дисциплин, которая наряду с военным делом начала преподаваться в Германии на университетском уровне.

В 18 веке были организованны первые горные академии. Сначала во Фрайберге (1765 г.), затем в Берлине (1770 г.) и Клаустале (1775 г.). Вскоре к ним добавились местные горные школы в различных горнодобывающих районах для обучения штайгеров и горных инспекторов. В следующем столетии к ним добавились предшественники современного технического университета им. Георга Агриколы в Бохуме (1816 г.) и Рейнско-Вестфальского технического университета в Аахене (1871 г.)

До 2000-го года во всех вышеназванных университетах подготовка горных инженеров осуществлялась по единой схеме и идентичным учебным программам. Каждый потенциальный студент, пожелавший изучать горное дело (выбравший горную специальность) должен был пройти обязательную практику под контролем служб горного надзора (аналог нашего Гос-гортехнадзора) в объеме 200 рабочих смен. Причем 120 рабочих смен до зачисления и 80 в течение первых двух лет обучения. Это позволяло студентам осознанно подойти к выбору будущей профессии. После этого студент получал возможность сдать экзамен представителям горного надзора. По окончанию учебы в университете и получения звания дипломированного инженера, он по желанию мог поступить на государственную службу в органы горного надзора.

Болонский процесс, членами которого на сегодняшний день являются 47 европейских и сопредельных государств, внес существенные изменения в систему высшего горного образования. Германия - федеративная республика, где каждая федеральная земля имеет собственную систему образования, и поэтому цели, определенные Болонским соглашением, получили различную оценку в разных

землях. И хотя все федеральные земли согласились с необходимостью разработки модульных программ обучения, обеспечения мобильности студентов и преподавателей, прийти к единому мнению о судьбе традиционных степеней не удалось.

В области высшего горного образования это привело к тому, что в одних федеральных землях стандартная пятилетняя программа подготовки дипломированных инженеров была закрыта и заменена англо-американской системой подготовки магистров и бакалавров, а в других федеральных землях было принято решение продолжать проверенную годами практику подготовки дипломированных инженеров, которые в дополнение к диплому получают вкладыш, гарантирующий выпускнику его международное признание в качестве магистра. Провозглашенная изначально цель, а именно, гармонизация инженерного образования, была в целом одобрена горной общественностью Германии, однако ни сама отрасль, ни профессиональные ассоциации не были привлечены к выработке конкретных решений.

Аналогичная ситуация сложилась и в других отраслях. По мнению многих немецких коллег, решение отказаться от хорошо себя зарекомендовавшей подготовки дипломированных инженеров и заменить ее на подготовку бакалавров и магистров было политическим. В горнодобывающей отрасли, которая по своей природе инерционна и в известной степени консервативна, это привело к недопонимаю, и в целом, вызвало скептическое отношение к новым степеням. Тем не менее, отрасли пришлось адаптироваться к новой ситуации.

Сейчас, когда состоялись первые выпуски, стало понятно, что в горнодобывающей отрасли степень магист-

ра можно считать эквивалентном «дипломированного инженера». Что же касается степени бакалавра, то здесь ситуация гораздо сложнее. Недостаточно глубокое изучение инженерных наук в ходе их обучения не позволяет им занимать должности, требующие более высокой квалификации. Это привело к тому, что статус таких должностей понизился, и к тому, что в некоторых промышленных отраслях, правительственных и государственных учреждениях работники с дипломом бакалавра получают примерно ту же заработную плату, что и технические работники.

Именно по этой причине большинство выпускников бакалавриата традиционных технических вузов принимают решение о получении дальнейшего образования, либо поступив на программу подготовки магистров, либо, где это еще возможно, перейдя на программу подготовки дипломированных инженеров. До сих пор между университетами и отраслью продолжаются споры относительно степени бакалавра.

Это привело к тому, что происходит переоценка этой степени и пересмотр учебного плана, нацеленный на то, чтобы эта степень могла отвечать требованиям отрасли.

В целом, можно сказать, что горнодобывающая отрасль Германии, которая сейчас трудоустраивает более 90% выпускников, предпочитает принимать на перспективные должности выпускников либо с титулом «дипломированный инженер», либо с дипломом магистра.

В настоящее время специалистов горного дела готовят 4 университета Германии, которые предлагают различные программы обучения. Ниже дается краткая характеристика этих университетов и предлагаемых ими программ.

Аахенский технический университет (RWTH Aachen) является одним из крупнейших технических университетов Германии (32240 студентов), которому присвоено звание «элитного». Горное дело преподается на факультете «Георесурсы и материаловедение». С 2005/2006 учебного года вместо дипломированных горных инженеров начата подготовка бакалавров и магистров по программе «Минерально-сырьевые ресурсы» со специализациями: горное производство, технологические процессы, энергетические ресурсы.

В настоящее время по данной программе (направлению) обучается 160 студентов (17% из них девушки). Требования для поступления - законченное среднее образование (гимназия) или его эквивалент, практика - 30 отработанных смен. Еще 30 смен практики, должны быть пройдены во время обучения в бакалавриате.

Большинство выпускников, получивших бакалаврскую степень продолжают обучение в магистратуре, которое длится четыре семестра. Во время обучения необходимо пройти 50 смен практики.

Сегодня по магистерской программе обучается около70 студентов.

Бохумский технический университет (TFH Georg Agrikola), в

том виде, в какой он существует сейчас, был учрежден в 1996 году как частный университет прикладных наук, входящий в группу компаний ДМТ. Его предшественником была школа горного дела, созданная в 1816 году в самом центре промышленного Рура.

В университете обучается 2100 студентов по 10 программам. Горное дело представлено двумя программами: «Нерудные полезные ископаемые» и «Специальное подземное строительство».

Всего по данным программам обучается 160 студентов (из них 4 % девушки). Продолжительность обучения составляет семь семестров. Обязательным условием зачисления является прохождение 3-х месячной практики до начала обучения. Во время обучения студенты также проходят трехмесячную практику. Обучение в университете изначально, да и сегодня, в большей степени ориентировано на решение прикладных задач. Поэтому 90 % выпускников бакалавриата идут работать на производство, остальные продолжают обучение в магистратуре по вышеназванным и другим программам подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Клаустальский технический университет (TU Clausthal) был

учрежден в 1776 году в горах Харца как горная академия, в 1968 году получил статус технического университета. Сегодня вместе с техническими университетами Брауншвайга и Ганновера является частью Нижнесаксонского технического университета и отвечает за обучение по программам, связанным с энергетическими и сырьевыми ресурсами.

В университете обучается 4080 студентов по 36 бакалаврским и магистерским программам. Горное дело представлено следующими программами, которые были введены в 2006 и 2008 годах:

- бакалавр и магистр в области промышленной инженерии;

- бакалавр и магистр в области инженерной геологии и экологической инженерии;

- бакалавр в области энергетической и сырьевой промышленности;

- магистр в области энергетических систем;

- магистр в области технологии добычи нефти;

- магистр в области наук о Земле и сырьевых ресурсах;

- магистр в области организации и экономики технического производства;

- магистр в области снабжения энергией и сырьем;

- магистр в области управления радиоактивными и опасными отходами.

По этим программам обучается 320 бакалавров и 89 магистров. Большинство выпускников-бакалавров продолжают обучение по одной из программ подготовки магистров и получают следующую квалификацию.

Технический университет

«Фрайбергская горная академия» (TU Bergakademie Freiberg) была основана в 1765 году и на сегодняшний день является старейшим действующим университетом горного дела в мире. В университете на 6 факультетах обучается 5698 студентов по 54-м программам подготовки дипломированных инженеров, бакалавров и магистров.

Программы обучения горному делу преподаются на факультете «Геонауки, геотехника и горное дело». Студентам предлагаются две программы подготовки дипломированных инженеров, пять программ последовательной подготовки бакалавров/магистров и семь дополнительных программ подготовки магистров.

После анализа целей и задач, поставленных Болонским соглашением университет принял решение продолжить присвоение степени «дипломированный инженер» в области горного дела. Однако, в программу подготовки «Геотехника и горное дело» были внесены необходимые изменения. То же самое решение было принято в отношении программ подготовки маркшейдеров и геодезистов.

Для иностранных студентов была предложена дополнительная программа подготовки магистров в области устойчивого управления разработкой месторождения и рекультивации. Во время обучения по программе «Геотехника и горное дело», которое длится девять семестров, студенты должны вначале пройти базовый курс, длящийся четыре семестра, а затем уже выбрать одну из специализаций: горное дело, геотехника, специальное подземное строительство, глубокое бурение - добыча природного газа и нефти.

В настоящее время по программам подготовки дипломированных инже-

неров и магистров в области горного дела обучаются 465 человек. Студенты должны пройти обязательную практику в объеме 80 смен до зачисления, и дополнительные 40 смен на специализированных работах в течение двух последних лет обучения. В основном они проходят практику на собственной исследовательско-

учебной базе университета шахте «Reiche Zeche».

После введения в Германии двухуровневой системы подготовки возникла необходимость скорректировать систему прохождения практики под руководством горных властей.

Эта практика строго обязательна для тех студентов, которые в дальнейшем планируют работать в государственных структурах. Общее количество рабочих смен было сокращено до 120, что соответствует требованиям различных учебных программ всех горных университетов Германии.

Согласно учебным планам продолжительность подготовки бакалавров составляет 6 семестров, дипломированных специалистов - 9 семестров (10 для маркшейдеров), магистров - 4 семестра. Фактическая же продолжительность обучения выше (рис. 3), что вызвано несколькими причинами. В большинстве случаев это не сданные во время экзамены, нехватка времени на учебу из-за необходимости работать, либо растянутая по времени практика в своей стране или за рубежом.

Обучение в Германии по международным меркам сравнительно недорогое. Университеты взимают плату лишь за оформление документов, страховки и некоторых вспомогательных услуг. Эта плата разнится от 75 евро в семестр во Фрайбергсокй горной академии до 170 евро в Бохум-ском техническом университете. Только в Клаустальском техническом

1. BGR Database- Chart des Monats-Marz 2012; www.bgr.de/DIHK/de; Accessed May, 07.2012

2. Jahrbuch der europäishen Energie und Roh-stofiwirtschaft 2011. VGE Verlag GmBH, Essen.

3. Erdmann, Behrendt Kritische Rohstoffe für Deutschland - Jdentifikatoin aus

университете по решению федеральной земли Нижняя Саксония эта плата составляет 646 евро в семестр. Студенты самостоятельно оплачивают жилье и питание. Стипендий, в нашем понимании, в Германии не существует. Однако студентам из малообеспеченных семей государство оказывает материальную поддержку и выдает целевые гранты, которые можно получить во всех университетах.

В последнее десятилетие отмечается рост количества студентов, поступающих на горные специальности. В 2011/2012 учебном году общее количество студентов, зачисленных в горные университеты, составило 1250 человек (рис. 2), (из них 14% девушки). Для того, чтобы удовлетворить растущий спрос на квалифицированные кадры, горные университеты Германии увеличивают количество предлагаемых программ подготовки и мест на них.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение необходимо отметить, что процессы, связанные с переходом на двухуровневую систему подготовки и развернувшиеся в Германии дискуссии во многом сходны с российскими реалиями. Это является основой для развития и интеграции систем высшего горного образования наших стран.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Sicht deutscher Unternehmen wirtschaftlich bedeustsamer mineralischer Rohstoffe, deren Versorgungslage sich mittel -bis langfristig als kritisch erweisen konnte. Abschlussbericht; Institut fur Zukunftsstudien und Technologiebewertung (IZT), Berlin, den 30. September 2011.. [ГТШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Агафонов Ю.Г. - доцент, кандидат технических наук, Московский государственный горный университет, Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru