Научная статья на тему 'Высшее физкультурное образование в Республике Корея: исторические этапы становления'

Высшее физкультурное образование в Республике Корея: исторические этапы становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ / УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / HIGHER SPORTS EDUCATION / HISTORICAL STAGES OF FORMATION / EDUCATIONAL PROGRAMS / CURRICULA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоров Леонид Константинович, Ли Ин Хван

The article contains the information about the historical stages of formation of higher sports education in one of the highly-developed countries of the world - the Republic of Korea. The curricula and educational programs are analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидоров Леонид Константинович, Ли Ин Хван

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER SPORTS EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KOREA: HISTORICAL STAGES OF FORMATION

Статья содержит информацию об исторических этапах становления высшего физкультурного образования в одной из высокоразвитых стран мира Республике Корея. Анализируются учебные планы, образовательные программы.

Текст научной работы на тему «Высшее физкультурное образование в Республике Корея: исторические этапы становления»

Л.К. СИДОРОВ, ЛИ ИН-ХВАН. ВЫСШЕЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ

ВЫСШЕЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ

HIGHER SPORTS EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KOREA: HISTORICAL STAGES OF FORMATION

Л.К. Сидоров, Ли Ин-Хван L.K. Sidorov, Lee In Hwan

Высшее физкультурное образование, исторические этапы становления, учебные планы, образовательные программы.

Статья содержит информацию об исторических этапах становления высшего физкультурного образования в одной из высокоразвитых стран мира - Республике Корея. Анализируются учебные планы, образовательные программы.

Higher sports education, historical stages of formation, curricula, educational programs. The article contains the information about the historical stages of formation of higher sports education in one of the highly-developed countries of the world - the Republic of Korea. The curricula and educational programs are analyzed.

Республика Корея в настоящее время является одной из передовых стран мира в образовательном и спортивном отношении [Ким Хо Квон, 1997]. В связи с этим важно проследить за становлением и развитием образования в Корее вообще и высшего физкультурного в частности.

Актуальность темы очевидна, ибо анализ зарубежного высшего физкультурного образования явно недостаточен, особенно на азиатском континенте. Выбор темы актуален еще тем, что небезынтересно проследить за возможной интеграцией образования в Азии и Европе.

Исходя из поставленной проблемы, была определена цель исследования: раскрытие путей и подходов в становлении и развитии корейской системы высшего физкультурного образования. В основу исследования положена гипотеза: на базе ретроспективного и логического анализа возможно:

- наиболее полно раскрыть и охарактеризовать исторические этапы становления и развития в системы высшего физкультурного образования в Южной Корее;

- определить пути и подходы к историческому формированию структуры, содержания и методического обеспечения корейской системы высшего физкультурного образования.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи.

1. Провести историко-генетический анализ эволюции становления и развития корейской системы высшего физкультурного образования.

2. Систематизировать и охарактеризовать эволюцию структуры, содержания и методического обеспечения системы высшего физкультурного образования в Южной Корее.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: историко-генетический анализ зарубежных и отечественных концепций образования; ретроспективный анализ деятельности учебных заведений и органов образования Республики Корея; логико-эмпирический анализ содержания и методического обеспечения программ и учебных планов по высшему физкультурному образованию и др.

Исторический анализ становления высшего физкультурного образования в Республике Корея показывает, что первым учебным учреждением высшего образования стал основанный на базе Японского университета Сеульский национальный университет физической культуры и спорта. Затем начали основываться факультеты физической культуры и спорта при национальных университетах в регионах Кореи: Пу-санском, Коре, Дегу, Мокпо и др.

Сроки обучения: от 4 до 6 лет, уровни подготовки: бакалавр и магистратр.

Анализ исторической эволюции развития выс-

<

m

Щ

I %

tí m

о

b х к

w m н u

Рч < ^

о ^ О о ^ h o Q

w

H

S о

Рч

w

0

! X

1 «

«

и w v S

Ь

1-4

<c

ri w с

« s

M

H U

W PQ

# АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ. Теория и практика модернизации образования

шего физкультурного образования в Южной Корее, его структуры, содержания и методического обеспечения [Канг Шин Бок, 1993; Ким Дал У. Ким Де Хен, 1993], показывает, что оно в основном находится на рельсах американской доктрины образования (после гражданской войны в 1950 году южная часть Кореи - Республика Корея находилась в юрисдикции и под потранажем США, северная - Северная Корея -под юрисдикцией СССР).

В Корее существует и послевузовское образование -докторантура (по специальности «Физическое воспитание» - 3 года, «Досуг и спорт» - 2 года).

Достаточно серьезным отличием от вузов США и Европы в Республике Корея является наличие педагогических университетов с факультетами физической культуры и спорта (в основном это заимствовано в СССР, где педагогическое образование являлось достижением отечественного образования в стране).

Высшее физкультурное образование в Республике Корея начинает свой отсчет с конца XX века, когда на базе Японского национального университета был создан единственный профильный вуз в республике - Сеульский национальный университет физической культуры и спорта. Он, по сути, стал базовым центром, подготовки национальных физкультурных кадров в республике [Сидоров, Ли Ин-Хван, 2013].

С начала 21 столетия в Южной Корее стали создаваться национальные университеты с факультетами физической культуры и спорта, в частности факультет физической культуры и спорта Национального университета г. Мокпо, выпускником которого стал один из авторов статьи.

Анализ содержания, методического обеспечения высшего физкультурного образования в Южной Корее показал, что оно строится на базе американской системы образования, но с национальными особенностями, в частности, большое место в образовательном процессе занимают корейские национальные танцы, виды боевых искусств [Ким Де Хен, 1993; КимХоКвон, 1997].

Содержание учебного процесса в корейских физкультурных вузах представлено многообразием дисциплин спортивно-педагогического характера -от национальных до европейских и американских: гольф, верховая езда, морские виды спорта. В то же время теоретический раздел обучения, в частности основные дисциплины: анатомия, физиология, психология, педагогика, страдают недостаточным фундаментальным обоснованием.

Научная новизна состоит в том, что впервые:

- представлены анализ и характеристика исторических этапов становления и развития системы высшего физкультурного образования в Республике Корея;

- раскрыт исторический механизм построения системы начиная со временем первого корейского государства до современности;

- охарактеризовано развитие системы высшего физкультурного образования в современных условиях жизни Южной Кореи;

- проведен анализ структуры, содержания и методического обеспечения системы высшего физкультурного образования в Южной Корее.

Краткий анализ поставленной проблемы позволил сделать следующие выводы.

1. В результате проведения исследования выявлено, что высшее физкультурное образование в Республике Корея начинает свой отсчет с конца XX века. Современное же положение характерно созданием ряда национальных университетов с факультетами физической культуры и спорта. Также отмечено, что в Республике Корея имеются педагогические университеты с факультетами физической культуры, что, в общем-то, характерно для России и стран бывшего социалистического лагеря.

2. Выявлено, что содержание и методическое обеспечение высшего физкультурного образования в Республике Корея в основном находится на рельсах американской доктрины образования, но со своими особенностями, выраженными в национальных традициях и обрядах. Отмечен широкий диапазон дисциплин спортивно-педагогического цикла по сравнению с вузами Европы, и России в частности.

Библиографический список

1. Канг Шин Бок. Теория физического образования. Сеул: Бекенглинхва, 1993.

2. Ким Дал У. Роль и последовательность физкультурного образования: сб. Института физической культуры Сеульского национального университета. Сеул, 1994.

3. Ким Де Хен. Процесс и оценка образования. Сеул: Хахджиса, 1993.

4. Ким Хо Квон. Процессы современного образования. Сеул: Образование, 1997.

5. Сидоров Л.К., Ли Ин-Хван. Становление высшего физкультурного образования в Республике Корея // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 158-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.