Научная статья на тему 'Высшее экономическое образование в США'

Высшее экономическое образование в США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1202
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьянова В. Г.

В статье приводятся сведения о высшем экономическом образовании в Соединенных Штатах, получаемом студентами в различных типах учебных заведений. Более подробно рассмотрена подготовка экономистов в Принстонском и Мичиганском технологическом университетах, а также в колледже Святой Катерины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher Economic Education in the USA

The article analyses higher economic education in various types of universities and colleges. The analysis is focused on the economic education in Prinston, MTI and StCatherine College.

Текст научной работы на тему «Высшее экономическое образование в США»

№ 2, 2004

ВЫСШЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В США

В.Г. Гурьянова, доцент кафедры экономической теории Чувашской государственной сельскохозяйственной академии

В статье приводятся сведения о высшем экономическом образовании в Соединенных Штатах, получаемом студентами в различных типах учебных заведений. Более подробно рассмотрена подготовка экономистов в Принстонском и Мичиганском технологическом университетах, а также в колледже Святой Катерины.

The article analyses higher economic education in various types of universities and colleges. The analysis is focused on the economic education in Prinston, MTI and StCatherine College.

По оценкам специалистов, в группе развитых стран США выделяются тем, что в них среди профессий высшей школы велика доля экономики и торговли (28,83 %у. К системе высшего образования в Соединенных Штатах Америки относятся не совсем равноценные учебные заведения, которые можно разделить на три группы:

— младшие, или местные, двухгодичные колледжи, обучение в которых финансируется местными властями и рассчитано на удовлетворение местных нужд в специалистах. Учебные заведения этого типа присуждают степень младшего специалиста, которая является по существу профессиональной. Она становится все более распространенной благодаря росту числа колледжей и сравнительно низкой плате за обучение. В настоящее время учебой в младших колледжах охвачено около 40 % американских студентов;

— технические институты и профессиональные школы, которые не присваивают степень бакалавра. Выпускники после двух- или трехгодичного курса получают квалификацию техника;

— четырехгодичные учебные заведения — университеты и самостоятельные колледжи, по окончании которых присваивается степень бакалавра (при дополнительном обучении в течение одно-го-двух лет — степень магистра).

Университеты являются основным типом высших учебных заведений. Особую роль играют дорогостоящие частные, славящиеся своей историей, традициями и высоким уровнем преподавания, — Колумбийский, Гарвардский, Йельский, Стенфордский, Принстонский.

В высшей школе США нормой для студентов дневного отделения являются 2 семестра в академическом году, каждый из которых состоит из 15— 16 недель, однако многие вузы устанавливают собственную структуру учебного года. В некоторых из них учебный год разбит на триместры по 15—16 недель каждый, в других используется квартальная система, когда академический год разбивается на 4 сегмента по 11 недель каждый. По двум последним системам студенты обычно не должны посещать институт круглый год, вместо этого они учатся 2 триместра или 3 квартала.

Единой общегосударственной программы обучения в США нет. Каждый штат самостоятельно определяет стратегию обучения в средних и высших учебных заведениях2. Программы учебных курсов разрабатываются самими кафедрами и обсуждаются на заседаниях их членов. Университет сам определяет учебную и научную деятельность, государство в эти дела не вмешивается.

В университетах действует система, при которой студент может выбирать предметы, курсы для изучения. Обязательное условие — набрать в семестр 18 баллов. Плюсом является то, что учащемуся не надо принимать решение о профессии (направлении) в первые два года, у него есть время подумать. Минус системы в том, что американскому, как и российскому, студенту приходится учить много отвлеченных предметов, которые не относятся непосредственно к профессии: философию, социологию, психологию и т.д. В результате на специальность отводится только 3 семестра3.

© В.Г. Гурьянова, 2004

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В зарубежных вузах используются сотни самых разнообразных программ экономического обучения, различающихся соотношением фундаментальных и прикладных компонентов. К каждой программе дается обоснование различия между общим образованием и областями специализации. Профессиональное обучение делится на 4 направления: исследовательская работа, преподавание, работа в бизнесе, менеджерская деятельность в коммерческих структурах и административная деятельность в государственном управлении. Наиболее популярным курсом вузовского обучения является курс делового администрирования с присвоением степени магистра, поскольку сложилось мнение, что он обеспечивает возможность немедленного получения работы и прекрасно подготавливает в области искусства продажи товаров независимо от их реальной сто-имости4. Перечь программ, позволяющих получить степень магистра (МВА), очень велик: годичные и двухгодичные, со специализацией в области международного бизнеса, технологии менеджмента, международного менеджмента, информационных технологий, правового обеспечения бизнеса и т.п.5

Рассмотрим подробнее систему обучения в одном из знаменитых американских высших учебных заведений — Принстонском университете. В течение периода обучения, а он составляет 4 года (8 семестров), студент должен изучить 30 дисциплин. Студенты I—III курсов в каждом семестре изучают по 4, студенты IV курса — по 3 дисциплины6. Все факультеты университета носят открытый характер, т.е. студенты могут выбирать практически любую дисциплину факультета, несмотря на направление будущей специализации. Как правило, обучение на I и II курсах носит экстенсивный характер и служит для создания общенаучной, общекультурной (интеллектуальной) базы для будущей специализации. III и IV курсы — период интенсивного обучения по программам соответствующих факультетов (специализация). Программа обучения каждого студента разрабатывается индивидуально с

привлечением его самого. При этом учитываются интересы и наклонности студента, а также требования университета и соответствующего факультета.

На послеуниверситетском уровне обучение в Принстонском университете осуществляется на отделениях соответствующих факультетов. Выпускникам присваивается степень доктора философии (Doctor of Philosophy). Программа обучения разрабатывается каждым студентом совместно с советником факультета. Первые 2 года изучаются 3—4 дисциплины послеуниверситетского уровня, затем сдается общий экзамен. В ряде случаев по результатам экзамена присваивается степень магистра. Последние 2—3 года посвящаются подготовке диссертации. Диссертация принимается специальным комитетом, в состав которого входят представители университета и факультета. Ее одобрение комитетом является основным условием допуска кандидата на степень доктора философии к заключительному экзамену, который проводится в устной форме, публично7.

Изучение экономики в колледже Св. Катерины позволяет студентам познакомиться с национальной экономикой США и мировой экономикой. Данный курс направлен на развитие экономического мышления студентов и, кроме того, учит их справляться с самыми сложными экономическими проблемами. Эта традиционная гуманитарная специальность придает особое значение развитию аналитических способностей, что является прекрасной подготовкой для занятий научно-исследовательской деятельностью в области юриспруденции, делового администрирования, международных отношений или социальных наук. Кроме того, данная специальность позволяет получить навыки работы в коммерческих и некоммерческих организациях, а также в государственных учреждениях. Студенты колледжа Св. Катерины специализируются в области экономической теории и экономики финансов. Курс экономики финансов предлагается тем из них, кто отличается преобладающим аналитическим мышлением и сильной финансовой подготовкой и кто стре-

111!111Й1И1!Ш № 2,

мится работать в финансовом (банковское дело, страхование, корпоративные финансы, инвестиции, кредиты, трастовые операции, ценные бумаги) или корпоративном секторе экономики.

Студенты могут составить альтернативные программы изучения следующих курсов: экономики и делового администрирования или экономики и политологии, а при тщательном планировании — совместить основной курс по экономике с другими курсами по своему выбору. Привлекательными для работодателей являются специализация по экономике и сертификат по математическим наукам или компьютерному программированию. Желающие преподавать экономику в старших классах школы должны пройти курс специализации по социальным на-укам8. Выполнив все условия колледжа, студенты могут получить степень бакалавра гуманитарных наук или бакалавра естественных наук по экономической теории или экономике финансов.

Изучение экономики или финансовой экономики предполагает ознакомление с основными экономическими дисциплинами, однако разные учебные заведения предлагают разное содержание этих курсов. Тем не менее, несмотря на различия, экономическая подготовка студентов обязательно включает в себя изучение «экономикс», финансового анализа, эконометрики, банковского дела, деловой экономики, инвестиций, международных экономических проблем, корпоративных финансов.

Несколько отличается от вышеприведенных подготовка в области экономики, осуществляемая в Мичиганском технологическом университете. Здесь наряду со стандартными курсами студентами изучаются теория игр, организация

промышленности, экономика человеческих ресурсов, природные ресурсы и экономика окружающей среды, экономика промышленных полезных ископаемых, экономика энергетики, здравоохранения9.

При выборе программ последипломного образования американцы отдают предпочтение инженерному делу (20,8 % студентов из азиатских стран, которых в США немало, также предпочитают именно это образование), далее идут бизнес и менеджмент (17,4), математика и компьютер (11,9), физика и биологические науки (11,3), социальные науки (9,6 %)10.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Кроль В., Краснушкин Е., Назарова Т. Мировые системы высшего образования: сравнительный анализ профессиональной структуры выпускников // Высш. образование в России. 1996. № 2. С. 134.

2 См.: Куироз М. Желаю вам успеха // Вуз. вести. 1998. № 5. С. 13.

3 См.: Никитин В.В. Об организации преподавания в бизнес-школах США // Новые методы обучения студентов-экономистов и менеджеров: Материалы науч.-метод. конф. Чебоксары, 1997. С. 19—21.

4 См.: Лита Э.А. Четыре мифа американской системы высшего образования: размышления румынки, обучающейся в докторантуре американского вуза // Высш. образование в Европе. 1997. Т. 21, № 3. С. 202.

5 htth://www.aboutstady.ru

6 См.: Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук (материалы для сравнительного анализа). М., 1995. С. 52.

7 Там же. С. 53.

8 См.: Unergraduate: Academic Catalog 2001-03. The college of St. Catherine. Minneapolis, 2000. P. 117.

9 См.: Michigan Technological University Announces Programs for the 2000—2002 Academic Years. Michigan, 2002. P. 153.

10 См.: Черномордик Е. Бум на MBA прошел // Обучение за рубежом. 2002. № 12 (48). С. 62—63.

Поступила 20.04.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.