Научная статья на тему 'ВЫСШАЯ ВОДНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ПРУДОВ ЮГО-ЗАПАДНОГО ТАДЖИКИСТАНА И ЕЁ ЭВОЛЮЦИЯ'

ВЫСШАЯ ВОДНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ПРУДОВ ЮГО-ЗАПАДНОГО ТАДЖИКИСТАНА И ЕЁ ЭВОЛЮЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ЭВОЛЮЦИЯ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Имомов А.А., Муртазаев У.И., Гуруков Т.М.

Цель данной стати является в выявлении географических закономерностей эволюции (формирования, функционирования и развития) природных комплексов прудов и их воздействия на прилегающие ландшафты в условиях Юго-Западного Таджикистана и разработка на основе установленных закономерностей эволюции прудов рекомендаций, способствующих повышению эффективности их эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Имомов А.А., Муртазаев У.И., Гуруков Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫСШАЯ ВОДНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ПРУДОВ ЮГО-ЗАПАДНОГО ТАДЖИКИСТАНА И ЕЁ ЭВОЛЮЦИЯ»

педагогического университета им. Садриддина Айни, Тел.: (+992) 900-22-46-87, e-mail: sadaf1334@yahoo.com

Information about the author: Muhammadhusein Huseini Roozbahani - Ph.D student of Economic and social geography chair of Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, Mob. (+992) 900-22-46-87, e-mail: sadaf1334@yahoo.com

ВЫСШАЯ ВОДНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ПРУДОВ ЮГО-ЗАПАДНОГО ТАДЖИКИСТАНА И ЕЁ ЭВОЛЮЦИЯ

Имомов А.А., Муртазаев У.И., Гуруков Т.М.

Таджикский государственный педагогический университет им. Садриддина Айни

Водная растительность является одним из основных компонентов гидрофитных и гигрофитных формации как естественных, так и искусственно созданных водоемов. Создание сети прудовых водоёмов в Юго-Западном Таджикистане проводилось в основном в 50-60 годы 20-го столетия. За этот период до начала 21 века произошли значительные экологические изменения в состоянии прудов и в особенности, значительное их зарастание многими видами водных растении: рогоз узколистный, рдесты, сытник болотный, сусак зонтичный, водяная сосенка, поумбургия кистецветная, элодея канадская и др. Они являются факторами питания многих видов гидрофауны, домашних животных и в качестве сенокосных. В связи с этим изучение зарастания прудов и оценка фитомассы прудовых водоёмов, как источника питания рыб, является одним из важных вопросов природопользования.

Для решения поставленной задачи в течение 2009-2011 гг. проведены исследования растительных комплексов прудов Юго-Западного Таджикистана. Основное внимание уделялось изучению развития высшей растительности прудов, которая распространена во многих частях акватории прудовых водоемов (широко и спорадически).

Видовой состав растительных сообществ зависит от экологических условий прудов, устройства их котловин, физико-химического состава воды, термического и динамического режима, состава и мощности донных отложений и т.д. Поэтому условия жизни в одном и том же водоеме могут быть весьма различни.

Изучение растительных комплексов проводилось по методике В.М.Катанской [1] инструментальном профилированием, включавшим в себя ценозы основных экологических групп макрофитов и свободные от растительности участки акваторий с анализом степени влияния прудов на растительный покров побережий. На характерных участках оценен флористический состав макрофитов. Степень зарастания прудов определялось визуально при обходе прудов по берегу и при объезде на резиновой лодке. Для определения биомассы растений применялось деревянная решетка (1м2). С площадок, ограниченных ею, растения выкашивались со дна и взвешивались после встряхивания в воздухе на тарелочных весах. Для учета биомассы укосы брались с двукратной повторностью.

Анализируя изученный нами фонд флоры прудов в результате последовательного их развития можно отметить, что в настоящее время выявлено 18 видов высших растений зарастающих в прудов.

Большая часть растений произрастает в основном от уреза до глубины 1 м, но роголистник, рдест блестящий, гречиха земноводная встречаются на глубине до 2 м. Лютик жестколистный и уруть колосистая свойственны только заливам. Большинство растений является эдификаторами и доминантами сообществ, занимающих большие площади акваторий. Эволюционное развитие высшей водной растительности с начала эксплуатации прудов произходит течении 3-х стадий.

Первый (начальный) этап (1-3 годы) в зарастании прудов приходится на период их наполнения и для него характерно интенсивное зарастание вновь затопленных экотопов

при значительном участии в становлении растительного покрова кратковременных растительных группировок, часто с несомкнутыми травостоями. При этом основные площади зарастания приурочены к заиленным местам. По мере работы пруда происходит смена растительных ассоциаций и за год эксплуатации в прудах формируются слабо устойчивые геоботанические местности и с ростом заиления водохранилищ увеличивается степень их зарастания (при постоянном видовом составе), легко нарушаемая колебаниями уровня воды.

Наступление второго (4-6 годы) этапа проявляется в постоянстве основных видов растительности и повышении по сравнению с первым, урожайности фитоценозов. За 10 лет эксплуатации крупных прудов на анализируемом этапе видовой состав (до 6 видов макрофитов) и продуктивность фитоценозов, преимущественно зарослевого типа, образованных достаточно мощными водными растениями, в основном (рогоз узколистный) стабилизируются. По мере развития прудов процесс заиления затухает, а зарастание увеличивается. К концу этого этапа верхняя часть прудов с небольшими призмами сработки представляет собой почти сплошь заросший водоем.

Высокая продуктивность водной растительности прудов (в особенности в верховьях) на стадии устойчивого ее состояния благоприятствует задерживанию твердого стока и продуктов отмирания органической массы и активному накоплению в чаше водохранилищ вторичных грунтов. По мере приближения к центру прудов растительность становится все реже, а ее заросли на осаждение твердых материалов оказывают все меньшее влияние Зарастаемость крупных прудов выше, чем у малых При этом характерны интенсивно протекающие процессы смен растений, направленные в основном на вытеснение ценотически слабых сообществ. К концу этого этапа верховья прудов почти полностью зарастают, но оптимальных показателей в продуцировании фитомассы еще не достигли.

На третьей, заключительной стадии (7-10 лет) эволюция высшей водной растительности прудов, достигших в продукционном отношении максимальных показателей, завершается заменой ее на водно-болотные формы и отмиранием видов растений, не переносящих снижения уровня воды.

Одним из основных особенностей прудов Юго-Западного Таджикистана является то, что они подвержены интенсивному зарастанию болотной растительностью. Этот процесс происходит значительно быстрее на мелководных прудах. Болотная растительность представлена тростником, рогозом, осоками и камышом. Надводными растениями и подводными макрофитами покрываются небольшие участки верхней и центральной части. В наливных одамбированных прудах с плоским дном наблюдается мозаичное расположение растительности. Среди полупогруженных значительно распространены рогоз и тростник, менее - камыш. Из погруженных преобладают рдесты блестящий и курчавый, реже и элодея. Растений с плавающими листьями (кувшинка белая и кубышка желтая) не отмечено. Они обычно разбросаны группами среди надводных видов и не скапливаются. Только рдест плавающий образуют значительные куртины зарослей.

В жизни водоема велика роль высшей водной растительности. На кислородный режим особенно большое влияние оказывают макрофиты. Погруженные макрофиты при жизни способствуют процессу самоочищения загрязненных прудовых вод. Жесткая растительность резко снижает рыбопродуктивность, ухудшает гидрохимический режим.

Развитие высшей водной растительности зависит от характера грунта, питательных веществ воды и дна, температуры, глубины водоема. Поэтому количество растительности часто используют в качестве косвенного показателя для определения рыбохозяйственного качества воды.

Управление зарастаемостью достигается выкашиванием. Скошенные растения, оставаясь в воде, через 5 дней становятся в среднем на 20, а через 10 дней — на 83% тяжелее. Значит, скошенную растительность следует незамедлительно удалять.

Эффективным способом борьбы с зарастаемостью является осенний спуск воды с последующим промораживанием донных отложений, в слое, в котором

сконцентрирована корневая система растений. Рыхление донных отложений повышает концентрацию кислорода в грунтах и уменьшает зарастаемость прудов.

Для борьбы с зарастанием прудов эффективен способ резкого колебания (повышения и понижения) уровня воды в водоеме в начале вегетации растений. Этот способ рекомендуется применять в зависимости от климатических условий и наличия свободных водных ресурсов в р. Вахш.

Однако не всегда целесообразно полностью уничтожать растительность в прудах. Следует сохранять заросли тростника, рогоза, аира и других растений вдоль берегов, подверженных разрушению волной. Не следует забывать о них в роли качестве субстрата для икры рыб.

Для рыборазведения наиболее благоприятны эвтрофные пруды, богатые полезной фауной беспозвоночных, с хорошо развитой подводной растительностью.

Для борьбы с чрезмерным зарастанием водоемов в последние годы начали применять химические средства-гербициды. Однако это дорогое мероприятие и зачастую небезопасное, особенно для прудовых фаун. В регулировании водной растительности наиболее перспективны биологические методы, при которых отсутствуют побочные явления, характерные для химических методов, и достигается более высокая экономическая эффективность за счет уплотненных посадок карпа и других рыб, разведения нутрий и др. В последние годы в качестве биологических мелиораторов используют растительноядных рыб, которые широко разводятся в прудах Юго-Западного Таджикистана.

Литература:

1. Катанская В.М. Методика исследования высшей водной растительности // Жизнь пресных вод СССР, т.У1, ч. 1. Л., М., изд. АН СССР, 1956, - с.160-182.

2. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений, Москва, Просвешение, 1985, -69с.

3. Пособие по определению высшей водной растительности водоемов Белоруссии, Минск, 1982,-34с.

ВЫСШАЯ ВОДНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ПРУДОВ ЮГО-ЗАПАДНОГО ТАДЖИКИСТАНА И ЕЁ ЭВОЛЮЦИЯ

Имомов А.А., Муртазаев У.И., Гуруков Т.М.

Цель данной стати является в выявлении географических закономерностей эволюции (формирования, функционирования и развития) природных комплексов прудов и их воздействия на прилегающие ландшафты в условиях Юго-Западного Таджикистана и разработка на основе установленных закономерностей эволюции прудов рекомендаций, способствующих повышению эффективности их эксплуатации.

Ключевое слово: Зарастание, высшая водная растительность, пруд, развитие, эволюция, эксплуатация.

THE HIGHER WATER VEGETATION OF PONDS OF THE SOUTH-WEST OF TAJIKISTAN AND ITS EVOLUTION

Imomov A.A., Murtazaev U.I, Gurukov T.M

The purpose of this article is revealing of geographical laws of evolution (formation, functioning and development) natural complexes of ponds and their influence on adjoining landscapes in the conditions of South-West of Tajikistan and working out on the basis of the established laws of evolution of ponds of the recommendations promoting increase of efficiency of their using.

Key worlds: Grass growing, a water extreme plant, lake, development, evolution, exploitation.

Сведения об авторах: Имомов Абдулло Асадуллоевич - ассистент кафедры физической географии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (992)93-400-13-17, e-maie: Imomov-70 @mail.ru.

Муртазаев Уктам Исматович - доктор географических наук, профессор кафедры физической географии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.:(992)919-05-60-10, e-maie: Shoista_g_buh (@) mail.ru.

Гуруков Толех Мирзоевич - старший преподаватель кафедры физической географии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (992) 95-145-30-61.

Information about authors: Imomov Abdullo Asadulloevich, assistant of the chair of physical geography, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni, phone(992)93-400-13-17 e-mail: Imomov-70 @mail. ru.

Murtazaev Uktan Ismatovich - doctor of geographical sciences, professor of physical geography chair, Tajik State Pedagogical University named after Sadridin Ayni, phone: (992)919-05-60-10 e-maie: Shoista _ g _ buh (@) mail. ru.

Gurukov Toleh Mirzoevich - senior lecturer of the physic geographic chairs, Tajik state pedagogical University named after Sadriddin Ayni. Phone: (992)95-145-30-61.

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ТАДЖИКИСТАНА

Гулмирзоев К.Х.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

В течение почти всего советского периода своей истории Таджикистан был страной иммиграции. С конца 70-х годов начался постепенный переход от положительного миграционного сальдо к отрицательному, что было связано с развитием в Средней Азии системного кризиса, охватившего все стороны жизни и деятельности общества. С распадом СССР и потрясениями, сопровождавшими суверенизацию, Таджикистан охватили мощные потоки миграции, которые изменили облик страны, оказали глубокое воздействие на ее социальную, экономическую и политическую жизнь. Чрезвычайным фактором, вызвавшим потоки массовых вынужденных миграций, была гражданская война 1992-93 гг. (в период с 1992-по 1993 гг. каждый пятый житель Таджикистана стал беженцем или внутренним перемещенным лицом) и продолжавшийся до 1997 г. период политической нестабильности. За 19911995 гг. из Таджикистана эмигрировали 284,6 тысяч человек. Миграционная ситуация в Таджикистане последнего пятилетия характеризовалась ростом доли внутренних и сокращением доли внешних миграционных потоков в валовом объеме миграции. Однако, при относительном увеличении внутри республиканской миграции, абсолютные размеры миграционных потоков уменьшались, за исключением трудовой миграции. Спаду эмиграции за пределы страны способствовало подписание 27 июля 1997 года Мирного соглашения по установлению национального согласия в Таджикистане между Правительством РТ и Объединенной таджикской оппозицией. Это событие стимулировало репатриацию таджикских беженцев, как из стран СНГ, так и из Афганистана. Сотни тысяч внутренних перемещенных лиц также вернулись к своим очагам; сокращение миграционного потенциала русскоязычного населения; изоляционистские меры, предпринимаемые всеми странами СНГ.

Самый низкий уровень миграции наблюдался в 2000 году, когда в республику прибыло 15,1 тыс. человек, а выбыло 29,5 тыс. человек. Таким образом, валовой объем миграции составил 44,6 тыс. человек. Однако с 2001 года миграционная активность населения вновь начала расти : в 2001 году республику прибыло 17 тыс. человек, а выбыло 31,1 тыс. человек. Миграционный отток из Таджикистана составил 14,1 тыс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.