Научная статья на тему 'Высшая школа в эпоху глобального информационного взаимодействия в контексте обеспечения национальной безопасности'

Высшая школа в эпоху глобального информационного взаимодействия в контексте обеспечения национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
63
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ДУХОВНЫЙ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / HIGHER SCHOOL / SPIRITUAL AND INFORMATION SOVEREIGNTY OF THE PERSONALITY / INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Калинина С. Д.

Статья посвящена проблемам, встающим перед современной молодёжью в эпоху глобализации информационного пространства, и основным направлениям деятельности высшей школы в контексте обеспечения безопасности личности и государства. Использование некоторыми странами информационных и коммуникационных технологий для достижения геополитических целей всё чаще влияет на характер международной обстановки и внутриполитические процессы в обществе и государстве. Перед высшей школой встаёт задача воспитания личности, способной противостоять деструктивному информационному воздействию. Для решения этой задачи в статье предлагаются два основных направления деятельности вузов: воспитание личности, обладающей духовным суверенитетом и хорошо развитым критическим мышлением, а также обучение уверенному ориентированию в мире информации и информационных технологий. Работая в первом направлении, вуз должен способствовать тому, чтобы его выпускник смог впитать культурный код предыдущих поколений, стать полноправным членом цивилизации, к которой принадлежали поколения его отцов, дедов и прадедов. Особая роль в процессе формирования такой личности отводится педагогу. Двигаясь во втором направлении, университет должен учитывать реалии современного мира: значение преподавания дисциплин, связанных с обработкой информации, выходит за рамки формирования навыков работы с современным программным обеспечением. Во-первых, возрастает значение онлайн-личности человека, и студент должен чётко понимать, какие действия в сети могут нанести репутационный ущерб. Во-вторых, современный студент должен хорошо ориентироваться в глобальной информационной сети, чтобы не подпасть под влияние деструктивных течений. В-третьих, студент должен обладать навыками грамотного поиска необходимой информации в сети, знать, как работают антивирусные программы и как маскируется вредоносное программное обеспечение, какие «дыры» в безопасности и пробелы в знаниях сотрудников используют злоумышленники для проведения кибератак на государственные и коммерческие учреждения. Особенно это важно для университетов, готовящих будущую политическую, управленческую и научную элиту общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HIGHER SCHOOL IN THE ERA OF GLOBAL INFORMATION EXCHANGE IN THE CONTEXT OF NATIONAL SECURITY

Article presents the problems rising before youth at the present stage of globalization of information space and describes the activity of the higher school in the context of information security of the personality and the state. Some countries use information and communication technologies for achievement of the geopolitical purposes. These actions influence the international situation and internal political processes in the society and the state. Before the higher school there is a problem of education of the personality capable to resist to destructive information influence. There are two ways to solve this problem. The first is the education of a person possessing spiritual sovereignty and critical thinking. University graduate must absorb the cultural code of previous generations. He must have a knowledge system that allows to analyze and to think critically about the realities of the modern world. The professor is an important figure in the formation of such a person. The second is teaching the basic rules of information security and the competent work in the world of information technologies. The importance of online person increases and some activities in Internet can inflict reputational damage. Each university graduate has to know which violation of the rules of information security are used by hackers for the cyber attack against state and commercial institutions and how to avoid the influence of destructive network movements. This is very important for the universities which train the future political, scientific and management elites.

Текст научной работы на тему «Высшая школа в эпоху глобального информационного взаимодействия в контексте обеспечения национальной безопасности»

УДК 378 004 37.03 КАЛИНИНА С. Д.

старший преподаватель кафедры математики, эконометрики и информационных технологий МГИМО МИД России, заведующая лабораторией программного обеспечения военной кафедры МГИМО МИД России, заместитель директора Центра изучения иностранных языков МГИМО МИД России. E-mail: [email protected]

UDC 378 004 37.03 KALININA S.D.

Head teacher of Department of mathematics, econometrics and IT Head of the educational process software laboratory of the Military Department. Deputy Director of the foreign

language training centre E-mail: [email protected]

ВЫСШАЯ ШКОЛА В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

THE HIGHER SCHOOL IN THE ERA OF GLOBAL INFORMATION EXCHANGE IN THE CONTEXT OF NATIONAL SECURITY

Статья посвящена проблемам, встающим перед современной молодёжью в эпоху глобализации информационного пространства, и основным направлениям деятельности высшей школы в контексте обеспечения безопасности личности и государства. Использование некоторыми странами информационных и коммуникационных технологий для достижения геополитических целей всё чаще влияет на характер международной обстановки и внутриполитические процессы в обществе и государстве. Перед высшей школой встаёт задача воспитания личности, способной противостоять деструктивному информационному воздействию. Для решения этой задачи в статье предлагаются два основных направления деятельности вузов: воспитание личности, обладающей духовным суверенитетом и хорошо развитым критическим мышлением, а также обучение уверенному ориентированию в мире информации и информационных технологий. Работая в первом направлении, вуз должен способствовать тому, чтобы его выпускник смог впитать культурный код предыдущих поколений, стать полноправным членом цивилизации, к которой принадлежали поколения его отцов, дедов и прадедов. Особая роль в процессе формирования такой личности отводится педагогу. Двигаясь во втором направлении, университет должен учитывать реалии современного мира: значение преподавания дисциплин, связанных с обработкой информации, выходит за рамки формирования навыков работы с современным программным обеспечением. Во-первых, возрастает значение онлайн-личности человека, и студент должен чётко понимать, какие действия в сети могут нанести репутационный ущерб. Во-вторых, современный студент должен хорошо ориентироваться в глобальной информационной сети, чтобы не подпасть под влияние деструктивных течений. В-третьих, студент должен обладать навыками грамотного поиска необходимой информации в сети, знать, как работают антивирусные программы и как маскируется вредоносное программное обеспечение, какие «дыры» в безопасности и пробелы в знаниях сотрудников используют злоумышленники для проведения кибератак на государственные и коммерческие учреждения. Особенно это важно для университетов, готовящих будущую политическую, управленческую и научную элиту общества.

Ключевые слова: национальная безопасность, высшая школа, духовный и информационный суверенитет личности, информационная безопасность.

Article presents the problems rising before youth at the present stage of globalization of information space and describes the activity of the higher school in the context of information security of the personality and the state. Some countries use information and communication technologies for achievement of the geopolitical purposes. These actions influence the international situation and internal political processes in the society and the state. Before the higher school there is a problem of education of the personality capable to resist to destructive information influence.

There are two ways to solve this problem. The first is the education of a person possessing spiritual sovereignty and critical thinking. University graduate must absorb the cultural code of previous generations. He must have a knowledge system that allows to analyze and to think critically about the realities of the modern world. The professor is an important figure in the formation of such a person.

The second is teaching the basic rules of information security and the competent work in the world of information technologies. The importance of online person increases and some activities in Internet can inflict reputational damage. Each university graduate has to know which violation of the rules of information security are used by hackers for the cyber attack against state and commercial institutions and how to avoid the influence of destructive network movements.

This is very important for the universities which train the future political, scientific and management elites.

Keywords: national security, higher school, spiritual and information sovereignty of the personality, information security.

© Калинина С. Д. © Kalinina S.D.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» - базовом документе стратегического планирования, определяющем национальные интересы и стратегические национальные приоритеты России, цели и задачи, направленные на обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу, обозначена проблема: «Всё большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе путём манипулирования общественным сознанием и фальсификации истории» [9].

Поэтому в указанном документе обеспечение национальных интересов неразрывно связано с реализацией стратегических национальных приоритетов, в списке которых важное место отведено науке, технологиям, образованию [9]. И в этой связи очень важно дать ответ на вопрос: «С какими проблемами сталкивается система высшего образования на современном этапе развития информационного общества в контексте обеспечения национальных интересов России?» Что может и должна сделать высшая школа, чтобы выпускник университета смог уверенно себя чувствовать в современном глобальном информационном пространстве и противостоять деструктивному информационному воздействию? Ответы на эти вопросы необходимо искать в двух направлениях: первое - воспитание личности, обладающей духовным суверенитетом и хорошо развитым критическим мышлением, второе - обучение в вузе уверенному ориентированию в мире информации и информационных технологий с учётом правил информационной безопасности.

Вопрос о роли образования в обеспечении национальных интересов государства неоднократно обсуждался в средствах массовой информации, исследовался экспертами в области государственного управления и международных отношений. Обозначим круг основных проблем, стоящих перед российской высшей школой, решение которых неразрывно связано со стремлением соблюсти национальные интересы России на фоне сложных международных процессов, формирующих новую полицентричную модель мироустройства.

Первая и самая сложная проблема состоит в том, что в условиях глобализации мирового сообщества и лавинообразного увеличения информационных потоков, высшей школе необходимо выпустить в жизнь хорошо образованную, гармонично развитую личность, менталитет которой позволил бы государству и обществу опереться в решении стоящих перед ними задач на молодое поколение. Для этого необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения молодёжь смогла не только получить знания, умения, навыки, приобрести необходимые компетенции, но и впитать в себя культурный код предыдущих поколений, стать полноправным членом цивилизации, к которой принадлежали поколения её отцов, дедов и прадедов.

Что может сделать российская система образования, чтобы двигаться в этом направлении? Прежде всего воспитать в подрастающем поколении уважение и любовь к родной истории и культуре в сочетании с развитием критического мышления. Такой подход позволит молодёжи при

изучении сложных и неоднозначно трактуемых событий творчески осмыслить изучаемые периоды нашей истории и культуры, не опускаясь до осуждения и не прибегая к воскурению фимиама отдельным личностям или событиям. Уважение и любовь к родной истории, критическое мышление и хорошая информированность - вот фундамент, на котором может сформироваться «душевно грамотная» личность (в отличие от «душевно безграмотных» людей, о которых писал Корней Иванович Чуковский).

Важная роль в процессе формирования такой личности отводится педагогу [2]. Именно он должен стать не только проводником в мире информации, но и примером поведенческой модели личности, которая, обладая обширной и чётко выстроенной системой знаний, может критически оценивать изучаемый материал, подвергать его анализу, приводя различные точки зрения, давать собственную оценку, не навязывая её, а приглашая к дискуссии, тем самым стимулируя развитие критического мышления в студентах. Очень важным моментом будет являться эмоциональная атмосфера лекции или семинарского занятия, её контекстом должна быть попытка уважительно разобраться в изучаемом историческом или культурном явлении, понять и осмыслить, что двигало основными действующими лицами, какие цели и задачи они перед собой ставили, каких результатов достигли. Всё вышеперечисленное требует не только педагогического мастерства, но и того, что преподаватель должен сам быть высокообразованным и духовно развитым человеком, носителем российского ци-вилизационного кода.

Хорошая информированность - другой важный аспект формирования личности молодого российского гражданина. Очень важно, чтобы у студента во время обучения в вузе сформировалась система знаний, которую можно уподобить домашней библиотеке с большим количеством не только прочитанных, но и проработанных, снабжённых закладками и рукописными пометками книг. Такое знание (как и книгу) можно в любой момент «взять с полки», чтобы активно использовать в ситуации выбора или принятия решения. От чего зависит формирование такой системы знаний у студента? Формула проста: грамотный преподаватель плюс самообразование. И на этом этапе важная роль принадлежит педагогу: он должен не только быть знатоком своего предмета и уметь методически грамотно изложить учебный материал, но и быть способным заинтересовать обучаемых, побудить их к активным действиям в мире информации по изучаемой проблематике. И тут возникает очень важный вопрос: как не заблудиться в информационных дебрях? И если с литературой на бумажных носителях всё более или менее понятно (преподаватель всегда подскажет источники, которые содержат необходимое знание), то как быть с другими информационными ресурсами? Особенно сейчас, когда скорость и объём (а иногда и разрушительность воздействия на человеческую личность) распространяемой в сети информации в некоторых случаях напоминает неуправляемую ядерную реакцию, которая, как известно, приводит к атомному взрыву.

Наступает момент обозначить вторую, не менее сложную проблему, с которой сталкивается высшая школа в контексте обеспечения национальной безопасности. Нужно вооружить молодое поколение знаниями об окружающем нас мире вне зависимости от того, какую направленность

носит получаемое студентом образование: гуманитарную или естественно-научную. Это необходимо для того, чтобы создать у юношей и девушек иммунитет к деструктивному информационному воздействию многочисленных антигуманистических течений и организаций. «Предупреждён -значит, вооружён» - гласит латинское выражение.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» отмечается, что: «Конкуренция между государствами всё в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциалы... В борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информационных инструментов.» [9]. Время от времени российское общество повергают в шоковое состояние сообщения о внешне благополучных студентах известных университетов, ставших членами экстремистских организаций или деструктивных течений, информацию о которых в большинстве случаев они получили из Интернета.

Большую роль в решении этой проблемы играет гуманитаризация и гуманизация высшего образования. Цикл гуманитарных дисциплин об обществе и человеке - обязательная часть содержания образования в каждом вузе. Он не должен, с одной стороны, стать жертвой увеличения количества читаемых дисциплин профессиональной направленности, с другой стороны - стать формальной частью образовательного стандарта. И опять большое значение имеет позиция педагога - преподавателя философских, педагогических, социологических, психологических, теологических дисциплин. Важно не только рассказать студенту об историческом пути, пройденном обществом в контексте той или иной дисциплины, но и обрисовать современное состояние философских течений, педагогических экспериментов, социологических исследований, психологических теорий, теологических поисков, поведать о подводных камнях и течениях, сопровождающих развитие человеческой личности, в том числе и юной, на современном этапе.

Важную роль в формировании у молодёжи здорового «информационного иммунитета» могут и должны сыграть Русская Православная Церковь, другие традиционные конфессии Российской Федерации. Встречи с их духовными лидерами дадут молодому поколению (необязательно верующим) знание точки зрения РПЦ и других традиционных конфессий России не только по «вечным» вопросам о смысле и ценности человеческой жизни, но и по многим современным проблемам, волнующим общество, таким, как генная инженерия и клонирование, трансгуманизм и т.д. В этом случае студент, столкнувшись с реальным деструктивным информационным воздействием, будет вооружён знанием о нём, что минимизирует масштаб такого воздействия.

Третья проблема - значение преподавания дисциплин, связанных с обработкой информации и различными информационными технологиями (особенно - сетевыми), выходит за рамки формирования навыков работы с современным программным обеспечением и технологиями информационного взаимодействия. Можно рассмотреть несколько аспектов этой проблемы.

1. Некоторые современные специалисты в области информационных технологий считают, что «. в будущем уникальная личность человека окажется его самым цен-

ным активом, и существовать эта личность будет преимущественно в сети» [13]. Даже если считать этот прогноз чересчур самоуверенным, в нём есть большая доля истины. Проблема в том, что существующие сетевые технологии собирают в огромные базы данных обширную информацию о пользователе: фотографии, комментарии, сведения о друзьях и увлечениях. Уже сейчас работодатели, отделы по работе с персоналом используют социальные сети для того, чтобы составить представление о кандидате или сотрудниках. Недалёк тот день, когда выйдет в жизнь поколение, история развития которого будет иметь огромный «след» в сети. И эта информация может быть использована во вред человеку. Поэтому возникает задача формирования у подрастающего поколения навыков защиты личной информации и соблюдения безопасности в сети.

Исследователи предупреждают: «В идеале все мы должны сознательно и тщательно управлять своими онлайн-личностями и виртуальными жизнями, отслеживать и корректировать их, чтобы не усложнять свою реальную жизнь, причём с самого раннего возраста. Увы, это невозможно. У детей и подростков желание делиться информацией всегда перевесит смутный отдалённый риск рассказать о себе слишком многое, несмотря на многие примеры негативных последствий. Так что к тому моменту, когда человеку исполнится сорок, в сети сложится повествование о его жизни, очень подробное и включающее все факты и вымыслы, ошибки и победы. И даже слухи будут жить вечно» [13]. Поэтому уже школьная система должна внести свой вклад в развитие навыков онлайн-осмотрительности, например, вести разговор о защите личной информации и основах безопасности при работе в интернете.

Будущее поколение может столкнуться с ситуацией дискредитации онлайн-личности человека путём приписывания ему недостойных поступков, распространения ложной информации, связывания его онлайн-личности с компроментирующим контентом. Уже сейчас существуют компании, которые специализируются на защите персональных данных и репутации. Они применяют различные способы быстрого реагирования, чтобы удалять из сети нежелательные сведения или минимизировать ущерб от их появления. Уже существует страхование от кражи персональных данных, возможно, появится страхование от других видов посягательств на доброе имя человека в сети.

В свете изложенной информации большое значение приобретает преподавание в вузе 1Т-дисциплин, которые бы давали будущему выпускнику понимание того, что «. возможность «удалить» данные - не более, чем иллюзия: удалённые файлы, сообщения электронной почты и текстовые сообщения легко восстанавливаются» [13], что не надо писать в сети то, что вы не хотите увидеть в качестве цитаты в сомнительном контексте, что следы посещения любых сайтов легко отслеживаются, что обязанности по защите персональных данных и частной жизни в сети лежат не только на государстве и бизнесе, но, прежде всего, на самих пользователях. Особенно это важно для университетов, готовящих будущую политическую, управленческую и научную элиту общества. Выпускник университета должен чётко понимать, какие действия в сети могут нанести репутационный ущерб или создать «точку влияния» на человека: «Лучший способ избежать проблем в будущем

- не публиковать в интернете ничего, что вы бы не хотели однажды увидеть на первых страницах газет с вашим именем и должностью в заголовке» [5].

2. Современный выпускник университета должен хорошо ориентироваться в глобальной информационной сети, понимать положительные и отрицательные векторы её развития, чтобы не подпасть под влияние деструктивных течений. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» читаем: «Основными угрозами государственной и общественной безопасности являются: ... деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей.» [9].

С точки зрения исследователей развития цифровых технологий сегодня в мире существуют сотни сепаратистских движений, которые активно представлены в сети. Возникают разрушительные понятия виртуальной государственности, цифровых провокаций, кибератак и кибер-войн. Террористические организации все чаще используют в своих целях высокотехнологичные средства и интернет.

Приведём несколько примеров, характеризующих серьёзность ситуации. В июне 2010 года антивирусный эксперт Сергей Уласень из белорусской компании «ВирусБлокАда» обнаружил компьютерного «червя», поражавшего компьютеры под управлением операционной системы Microsoft Windows. Вирус получил название Stuxnet. Оказалось, что он может не только поражать компьютеры обычных пользователей, но и автоматизированные системы управления технологическим процессом промышленных предприятий, электростанций, аэропортов и т.д. Stuxnet смог изменить скорость вращения газовых центрифуг, предназначенных для иранского завода по обогащению ядерного топлива в Натанце, что привело к их разрушению [13]. Уникальность этой вредоносной программы состояла в том, что впервые в истории кибератак вирус физически разрушил инфраструктуру. Президент Махмуд Ахмадинежад признал, что иранской ядерной программе нанесён ущерб. Исследователи считают Stuxnet одним из самых сложных образцов когда-либо созданного вредоносного кода, утверждая, что в цифровом мире атаки Stuxnet являются киберэквивалентом атак на Нагасаки и Хиросиму в 1945 году [15]. На сегодняшний день нет ясного понимания, кто стоял за этой кибератакой и как она была проведена. Журналист New York Times Дэвид Сангер писал, что Stuxnet был совместным проектом двух стран: США и Израиля, направленным на срыв иранской ядерной программы. Его оппоненты считали, что заложенные в вирус специфические ссылки на даты, символичные для Израиля, представляют собой ложный след. Несомненно одно: были задействованы серьёзные ресурсы. Stuxnet использовал несколько так называемых уязвимостей «нулевого дня» - пробелов в безопасности, неизвестных самому разработчику программного обеспечения (в данном случае

им была компания Microsoft). Информация об обнаружении такой уязвимости появляется редко и может стоить на чёрном рынке сотни тысяч долларов. Особое внимание специалисты по информационной безопасности уделили исследованию проникновения и распространения «червя». Предполагалось, что вредоносный код был занесён служащим завода посредством USB-флешки. Иначе как Stuxnet мог попасть в место, которое не имеет прямого подключения к интернету? Позднее выяснилось, что первоначально вирус поразил бизнес-партнёров завода. В корпоративную сеть одного из них вирус попал посредством подключения постороннего ноутбука к сети. Александр Гостев, главный антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» писал: «Анализ сферы деятельности организаций, которые первыми стоят в списке жертв, позволяет нам понять, как была спланирована вся операция Stuxnet. Это яркий пример косвенной атаки через цепочки поставщиков, в рамках которой вредоносные программы попадают от предполагаемых бизнес-партнеров жертвы в ее инфраструктуру. Давно известно, что Stuxnet - одна из самых сложных и продуманных кибератак из тех, о которых мы знаем. Выбор первых целей позволяет наглядно понять, насколько тщательно была проведена подготовка к ней» [14].

Другой пример: в 2015 году «Лаборатория Касперского» обнаружила кибергруппу Equation Group, которая за почти двадцать лет нанесла вред пользователям в более чем 30 странах мира. Наибольшее количество жертв Equation Group было зафиксировано в России и Иране [6]. Целями кибергруппы стали правительства и дипломатические структуры, военные ведомства, финансовые институты, предприятия телекоммуникационной, аэрокосмической, энергетической, ядерной, нефтегазовой и транспортной отраслей, компании, занимающиеся разработкой криптографических и нанотехнологий, а также СМИ. Особую опасность представляет «червь» Fanny, которого использует Equation Group. Он позволяет получать данные с компьютера, даже если он отключен от глобальной сети. Для этого через уже зараженный компьютер «червь» появляется на USB-флешке, и этот зловредный код создает на съемном носителе скрытый сектор, в который собирает всю информацию об архитектуре изолированной сети. В момент попадания на компьютер, подключенный к Интернету, червь с USB передает все данные на сервер Equation Group. Атакующие также могут добавить необходимые команды в тот же скрытый сектор на флешке, и впоследствии при попадании на изолированную машину «червь» выполнит эти команды [6].

Ещё одним негативным примером является использование социальных сетей в террористических целях. Так, ФСБ России сообщила об использовании мессендже-ра Telegram террористом-смертником, его пособниками и зарубежным куратором при подготовке взрыва в метро Санкт-Петербурга 3 апреля 2017 года. Созданный Павлом Дуровым Telegram используется террористами наиболее активно, потому что мессенджер предоставляет «возможность создавать секретные чаты с высоким уровнем шифрования передаваемой информации» [11]. После серии терактов в Париже 13 ноября 2015 года первый замглавы конституционного комитета Госдумы Александр Агеев сказал: «По сообщениям, неоднократно появляющимся в российских СМИ, мессенджер Telegram активно исполь-

зуется в целях пропаганды террористами., по данным ряда информагентств Telegram был использован террористами для координации своих действий во время терактов в Париже 13 ноября., через Telegram распространяются текстовые, фото и видеоматериалы экстремистского содержания. Можно предположить, что там же происходит процесс вербовки граждан России в ряды террористов [3].

В августе 2015 года Общественная Палата РФ запустила горячую линию по противодействию вербовщикам, после чего стало ясно, что наибольшее количество сообщений поступает о вербовке студентов. По словам председателя Комиссии Общественной Палаты РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елены Суторминой, «у вербовщиков есть своеобразная карта специальностей -кто им требуется для работы. Они продвигают себя на 24 языках, и третий из них - русский. Им нужны лингвисты, а также специалисты IT-технологий, психологи и врачи. Студентам предлагают продвижение по службе - своеобразный социальный лифт. Говорят, что можно вырасти, получить более высокие должности, зарплаты. В первую очередь воздействуют психологически. Молодым людям свойственен максимализм, стремление стать лидером. Поэтому для таких создаются соответствующие условия: мол, они смогут продвинуться, показать себя» [10].

К сожалению, таких примеров много, растёт их количество и уровень изобретательности использования информационных и коммуникационных технологий в противозаконных целях.

Возникают и другие угрозы - сайты, собирающие на своих страницах молодёжь и приводящие к асоциальным поступкам, например, к суицидам. В конце 2016 года в Общественной Палате РФ начала действовать рабочая группа по профилактике суицидов в интернет-сообществе среди подростков. В начале 2017 года в Общественной палате РФ обсудили законопроект сенатора Антона Белякова, который предложил дополнить УК РФ статьей о склонении к самоубийству с использованием сети Интернет [7].

В январе 2018 года при Общественной палате РФ был создан мониторинговый центр «Безопасность 2.0», в который вошли эксперты, медиатехнологи, представители традиционных религиозных конфессий. Главной задачей центра является выявление опасного контента в интернете и социальных сетях. Проект был инициирован председателем Комиссии Общественной Палаты РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Еленой Суторминой после ряда трагических случаев гибели или агрессивного поведения детей в учебных заведениях, а также вербовки молодежи террористическими организациями.

13 марта 2018 года мониторинговый центр «Безопасность 2.0» ОП РФ провёл пресс-конференцию «Какие группы в соцсетях признаны самыми опасными?» [4]. На ней сообщалось, что чаще всего группы, содержащие опасный контент, появляются в социальной сети «Вконтакте» и на канале YouTube. Число активных участников (не считая так называемых «зрителей») таких групп - 11269 человек [1].

«Мы прекрасно понимаем, что Роскомнадзор, МВД и другие структуры в силу целого ряда объективных причин не могут в одиночку работать в информационном пространстве, - сказала Елена Сутормина... На общественном уровне мы можем использовать наши связи с вузами, научными и исследовательскими центрами, молодежными журналистскими коллективами, чтобы оперативно исследовать те или иные знаковые сетевые тренды» [1].

Действенное средство оградить юношу или девушку от разрушительного воздействия таких сетевых структур - рассказать о них на занятиях по информационной безопасности, вскрыть психологические основы и технологии манипуляций сознанием молодой личности, рассказать о технических аспектах работы таких сетевых технологий, чтобы выпускник вуза чётко понимал, что за каждым требованием соблюдения правил информационной безопасности (например, корпоративной) стоит предотвращение конкретной дестабилизирующей ситуации.

3. Студент должен обладать навыками поиска необходимой информации в сети (например, грамотно формировать поисковые запросы, чтобы не тратить драгоценное время на «перелопачивание» огромных объёмов ненужной информации и не попадать на посторонние или заражённые вирусами сайты), знать, как работают антивирусные программы и как маскируется вредоносное программное обеспечение (например, принесённый пользователем на работу личный ноутбук может стать «дырой» для проникновения киберпреступников в корпоративную сеть), какие правила нужно соблюдать при работе с банковскими приложениями и платёжными системами (при этом знать, как на компьютер проникают троянские программы, перехватывающие пароли и другую личную информацию и пересылающие эти данные злоумышленникам). Недаром в принятой в 2017 году программе «Цифровая экономика в Российской Федерации» информационная безопасность относится к базовым направлениям деятельности [8].

Обозначив два основных направления, в которых должна работать высшая школа, чтобы ответить на вызовы, формирующие современный многополярный цифровой мир, мы осознаём, что наряду с огромным положительным воздействием передовых сетевых информационных технологий на современное общество, мы столкнёмся и с отрицательными последствиями вступления человечества в «сетевой клуб». Входя в аудиторию, педагог должен понимать, что он в ответе не только за будущую профессиональную состоятельность сидящей в аудитории молодёжи, но и за её мировоззрение, а значит, за всю её будущую жизнь. Поэтому необходимо уже сейчас вооружить выпускника вуза знаниями, которые помогут сформировать у него духовный и информационный суверенитет в условиях глобализации, проникновения деструктивных течений, навязывания неприемлемых для российского менталитета ценностей. Решая эту задачу, система высшего образования станет опорой для обеспечения безопасности личности, общества и государства в эпоху глобального информационного взаимодействия.

Библиографический список

1. «Безопасность 2.0»: тревожит развитие онлайн сообществ, посвященных бойне в школе Колумбайн. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/44474. Дата обращения: 18.03.18.

2. БережноваЕ.В. Деятельность преподавателя высшей школы: новые реалии / Е.В. Бережнова // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 4. С. 24-29.

3. В ГД просят ФСБ подумать над возможным ограничением доступа к Telegram. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria. ru/society/20151116/1321950036.html. Дата обращения: 18.03.18.

4. Какие группы в соцсетях признаны самыми опасными? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://oprf.ru/press/anno/ newsitem/44413. Дата обращения: 18.03.18.

5. Кузнецова И. Месяц в небе. Практические заметки о путях профессионального роста. - М.: Манн, Иванов Фербер, 2013.

6. Мощнее Stuxnet и Flame: «Лаборатория Касперского» обнаружила самого сильного на данный момент игрока в мире киберш-пионажа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2015_moshhnee-stuxnet-i-flame. Дата обращения: 18.03.18.

7. Почему дети ничего сегодня не хотят. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ng.ru/health/2017-02-21/8_6934_children. html. Дата обращения: 18.03.18.

8. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/ media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf. Дата обращения: 18.03.2018.

9. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191669&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9431405721958777#0. Дата обращения: 18.03.2018.

10. Террористы пытаются вербовать в России переводчиков и программистов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. oprf.ru/1449/2134/2205/2207/newsitem/40290. Дата обращения: 18.03.18.

11. ФСБ: террористы при подготовке взрыва в Санкт-Петербурге использовали Telegram. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3336044. Дата обращения: 18.03.18.

12. Четверикова О.Н. «Образование и национальная безопасность России». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alatyrfond. org/index.php?option=com_content&view=article&id=447&Itemid=957. Дата обращения: 18.03.2018.

13. Шмидт Э., Коэн Д. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств. М.: Манн, Иванов Фербер, 2013.

14. Stuxnet в деталях: «Лаборатория Касперского» публикует подробности атаки на ядерный проект Ирана. [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2014_stuxnet-v-detaliakh. Дата обращения: 18.03.18.

15. Stuxnet: первые жертвы. Идентификация организаций, атакованных первым известным кибер-оружием. [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://securelist.ru/stuxnet-pervye-zhertvy/24277/. Дата обращения: 18.03.18.

References

1. «Security 2.0»: The development of online communities dedicated to the massacre at Columbine school is alarming. Available at: https:// www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/44474. (Accessed: 14.04.2018) (in Russian).

2. Berezhnova E.V. Activities of a higher school teacher: new realities / E.V. Berezhnova // The Humanities and education. 2013. № 4. Pp. 24-29.

3. The State Duma asked the Federal security service to think about a possible restriction of access to Telegram. c https://ria.ru/ society/20151116/1321950036.html. (Accessed: 14.04.2018) (in Russian).

4. Which groups in social networks are recognized as the most dangerous? Available at: https://oprf.ru/press/anno/newsitem/44413. (Accessed: 14.04.2018) (in Russian).

5. KuznetsovaI. The month in the sky. Practical notes on the ways of professional growth. - Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2013.

6. More powerful than Stuxnet and Flame: Kaspersky Lab has found the strongest player in the world of cyber espionage. Available at: https:// www.kaspersky.ru/about/press-releases/2015_moshhnee-stuxnet-i-flame. (Accessed: 14.04.2018) (in Russian).

7. Why don't the kids want anything today? Available at: http://www.ng.ru/health/2017-02-21/8_6934_children.html. (Accessed: 14.04.2018) (in Russian).

8. The Program «The digital economy of the Russian Federation» Available at: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5 v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf. (Accessed: 14.04.2018) (in Russian).

9. «National security strategy of the Russian Federation». Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW& n=191669&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9431405721958777#0. (Accessed: 14.04.2018) (in Russian).

10. The terrorists are trying to recruit translators and programmers in Russia. Available at: https://www.oprf.ru/1449/2134/2205/2207/ newsitem/40290. (Accessed: 14.04.2018) (in Russian).

11. FSB: the terrorists used a Telegram in preparation for the explosion in St. Petersburg. Available at: https://www.kommersant.ru/ doc/3336044. (Accessed: 14.04.2018) (in Russian).

12. Chetverikova O.N. «The education and national security of Russia». Available at: http://alatyrfond.org/index.php?option=com_content& view=article&id=447&Itemid=957. (Accessed: 14.04.2018) (in Russian).

13. Shmidt E., Koen D. The new digital world. How technologies change people's lives, business models and the concept of States. -Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2013.

14. Stuxnet in detail: «Kaspersky lab» publishes details of the attack on Iran's nuclear project. Available at: https://www.kaspersky.ru/about/ press-releases/2014_stuxnet-v-detaliakh. (Accessed: 14.04.2018) (in Russian).

15. Stuxnet: the first victim. Identification of organizations attacked by the first known cyber-weapon. Available at: https://securelist.ru/ stuxnet-pervye-zhertvy/24277/. (Accessed: 14.04.2018) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.