Научная статья на тему 'Высшая школа России в условиях современного демографического перехода'

Высшая школа России в условиях современного демографического перехода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GLOСALIZATION / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД / ГЛОКАЛИЗАЦИЯ / ИНВЕСТОРЫ ВУЗОВ / HUMAN CAPITAL / DEMOGRAPHIC TRANSIT / UNIVERSITY INVESTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добрынин Владислав Владимирович, Леонтьева Наталья Андреевна, Осипкина Анна Александровна

В статье анализируются особенности трансформации подготовки специалистов в высшей школе России в условиях либерализации российского общества и того состояния народонаселения, которое называется демографическим переходом и связано с продолжающейся депопуляцией и минимилизацией рождаемости в стране. Авторы делают вывод, что это окажет существенное воздействие на жизнедеятельность всей системы образования и особенно на подготовку специалистов, призванных реализовать инновативные процессы во всех сферах модернизации российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добрынин Владислав Владимирович, Леонтьева Наталья Андреевна, Осипкина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшая школа России в условиях современного демографического перехода»

Высшая школа России в условиях современного демографического перехода

12. КареевН. Основные вопросы философии истории: В 2-х т. СПб., 1887.

13. СорокинП.А. Система социологии: В 2-х т. М.: Наука, 1993.

14. BergerP., Luckmann T. The social construction ofreality. N. Y., 1966.

15. Кардамонов А.А. Престиж и пафос как жизненные стратегии социоэкономической группы (анализ СМИ) // Социс. 2001. № 1.

16. Комлева В.В. Престиж государственной службы: проблемы социологического исследования: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тамбов, 2000. 20 с.

17. Грунтовский И.И. Престиж воинской службы офицерского состава Вооруженных сил РФ и пути его повышения (социологический анализ): Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М.: СГА, 2004.

18. Родионова Н.А. Повышение престижа военной службы среди студентов: социально-управленческий аспект: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М.: СГА, 2010.

УДК 316

ВЫСШАЯ ШКОЛА РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА

Добрынин Владислав Владимирович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы и социального управления филиала Российского государственного социального университета в г. Ивантеевке, proxfessor@mail.ru,

Леонтьева Наталья Андреевна, ассистент кафедры «Информационные и коммуникационные технологии» Института сервиса — филиала Российского государственного университета туризма и сервиса, Москва

Осипкина Анна Александровна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры истории, культурологи, молодежной политики и рекламы Московского авиационнотехнологического института — технического университета, Москва

The article analyzes peculiarities of specialist training transformation in the Russian Higher School under conditions of Russian society liberalization and such population state as demographic transit that is connected with depopulation and the decrease in birth rate in the country. The authors conclude that it will influence considerably the whole education system and mainly the training of specialists qualified to realize innovation processes in all Russian society modernization spheres.

В статье анализируются особенности трансформации подготовки специалистов в высшей школе России в условиях либерализации российского общества и того состояния народонаселения, которое называется демографическим переходом и связано с продолжающейся депопуляцией и минимилизацией рождаемости в стране. Авторы делают вывод, что это окажет существенное воздействие на жизнедеятельность всей системы образования и особенно на подготовку специалистов, призванных реализовать инновативные процессы во всех сферах модернизации российского общества.

Keywords: human capital, demographic transit, gloсalization, university investors

Ключевые слова: человеческий капитал, демографический переход, глокализация, инвесторы вузов

Модернизация всех сфер социальной жизни современных народов осуществляется в условиях растущего дефицита природных и социокультурных составляющих, одновременно с этим происходит становление информационной культуры общества, поэтому проблемати-

ка человеческого капитала становится наиболее востребованной и актуально-значимой.

Население России: тенденции и прогнозы

В конце ХХ века в России, как и во многих других развитых странах мира, начался демо-

11

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

графический переход, вызванный многими объективными и субъективными причинами и обстоятельствами. Этот процесс характеризуется существенным сдвигом среднего возраста населения, связанным с резким сокращением численности детей в семье, в сторону пожилого возраста. Для большинства развитых стран мира, население которых преимущественно проживает в городах, характерен низкий коэффициент рождаемости, в среднем не выше простого замещения поколений. В нашей стране и до перестройки был низкий коэффициент рождаемости, а начиная с 1992 года в России идет процесс депопуляции. Соотношение возрастных когорт в совокупном населении страны таково, что вплоть до середины ХХ! века будет происходить дальнейшее сокращение совокупного населения страны. Специалисты расходятся только в общей численности этого сокращения: станет в России населения меньше на 40 или на 60 миллионов в середине этого века?

Во всяком случае, по расчетам демографов и социологов МГУ им. М.В. Ломоносова, естественное движение населения происходит сейчас и будет происходить таким образом, что, если в 2002 году на каждую 1 тыс. человек населения было зарегистрировано 8,8 родившихся и 15,1 умерших, то в связи с особенностями возрастных когорт в 2020 году на каждую 1 тыс. человек в РФ будет 6,1 родившийся и 18,5 умерших, а в далеком 2049 году — соответственно 3,3 родившихся и 27,1 умерших [1, с. 132]. Другими словами, возрастная когорта дети и молодежь будет неуклонно сокращаться. Официальные источники отмечают, что детей в возрасте до 14 лет за последние двадцать лет (1991—2011 гг.) стало меньше на 40%.

В настоящее время дети (от 0 до 15 лет) составляют всего чуть больше 14% от общей численности населения, а для нормально развивающегося общества необходимо, чтобы детские возраста составляли не менее 20% или представляли пятую часть общества.

В условиях невысокой рождаемости со всей очевидностью и особой настоятельностью встает вопрос о необходимости качественно-высокого и разностороннего образования и нравственно-ответственного воспитания для каждого молодого гражданина РФ.

Расчеты российских демографов, в частности Н.М. Римашевской, показывают несостоятельность и утопичность представлений о том, что демографические тенденции, про-

являющиеся на протяжении ряда десятилетий (например, малодетность и нестабильность русской семьи) можно разрешить на основе реализации некоторых одноразовых социальных программ, вроде ваучера для рожениц или пресловутого «материнского капитала» [2, с. 35-41].

Более того, по мнению профессора Л.С. Гребнева, чем ниже финансовый и культурный уровень жизни семьи, чем она ближе к социальному дну, тем выше рождаемость в такой семье и тем меньше возможные вложения такой семьи в ребенка — реальный человеческий капитал. Это стало особенно заметным в постсоветское время, когда в условиях значительного снижения уровня жизни усилилось действие механизма понижения качества рождаемости [3, с. 4-25]. Указанный автор считает, что демографический шок в стране будет сохраняться до тех пор, пока Россия не преодолеет свой главный кризис — кризис потери смысла жизни.

Многочисленные эмпирические исследования, проводимые социологами, демографами, медиками и другими исследователями только подтверждают этот общий вывод.

Теоретическое осмысление реальной практики повседневной жизни населения России показывает, что лишь небольшая часть современных российских семей сознательно и целенаправленно осуществляет такое воспитание подрастающих поколений, которое может обеспечить базисное формирование человеческого капитала, адекватное возрастающим требованиям общества к каждому своему работнику и гражданину.

По прогнозам ВОЗ и Института демографии и экологии человека РФ при существующем ныне состоянии здоровья новорожденных (32% с врожденными патологиями, вплоть до инвалидности) в стране в середине нынешнего века может произойти постепенное вымирание коренного населения и нарастание преобладания (от 57% до 65%) проживающих на данной территории разных в этнонаци-ональном отношении внешних мигрантов и их потомков, что существенно уменьшит и радикально изменит интеллектуальный, трудовой, культурный и оборонительный потенциал страны.

Для народонаселения современной России в настоящее время характерны: отсутствие простого замещения поколений; интенсив-

12 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 4

Высшая школа России в условиях современного демографического перехода

ная депопуляция, когда в течение многих лет смертность превышает рождаемость; снижение жизнеспособности поколений, проявляющееся в сокращении средней продолжительности жизни и в общем сокращении когорты детей, по сравнению с доперестроечными годами более чем на 10 миллионов. Причинами этого выступают не только факторы материального и духовного порядка, но и высокая младенческая и материнская смертность. В рамках официальных медицинских негативных показателей, влияющих на рост народонаселения, выступают в качестве доминирующих: рост показателей психических патологий; заболевания туберкулезом; венерическими болезнями и растущая алкоголизация и наркотизация населения, в особенности молодежных и детских возрастов.

Поэтому неудивительным является вывод, основанный на данных Росстата о том, что коэффициент рождаемости в стране вдвое меньше, чем это требуется для простого замещения поколений.

Таким образом, уменьшение численности молодежи в совокупном населении России можно рассматривать как значимый социальный факт, постоянное действие которого необходимо учитывать, по меньшей мере, в течение ближайших трех—четырех десятилетий, когда он будет оказывать особенно существенное влияние на все социокультурные процессы современности, а более всего — на состояние системы высшего образования, которая будет вынуждена существенно трансформироваться под влиянием кардинальной нехватки молодежи студенческого возраста.

Концепция человеческого капитала

Современные исследователи все более акцентируют внимание на том, что в информационном обществе, где главным товаром является информация, именно человек является не только ее открывателем и потребителем, но также ее разработчиком, структурным преобразователем и хранителем. В настоящее время становится все более очевидным, что в процессе формирования информационной культуры в современном обществе человек становится главным богатством любого общества, заинтересованного в своем развитии.

Термин «человеческий капитал» сейчас широко используется в социально-гуманитарном знании, и разработка этой концеп-

ции осуществляется не только экономистами, предложившими этот термин еще в 60-х годах прошлого века, но и философами, социологами, культурологами, и не только теоретиками, но и практическими работниками.

Современные исследователи человеческого капитала в США в качестве главных его характеристик отмечают: неотчуждаемость от человека; воплощенность в конкретном субъекте, то есть генетическую непередаваемость; относительно низкий индивидуальный контроль за темпами и формами его приобретения; существенную экономическую значимость его для общества и индивида; его аккумулирован-ность в течение длительного времени и на основе имеющихся у индивида или общества разных других форм капитала и, наконец, неизбежность индивидуально-личностностного истощения и уменьшения любого человеческого капитала [4, с. 13—24].

Исследователи отмечают, что человеческий капитал закладывается в процессе первичной и вторичной социализации, что существенно повышает шансы человека на рынке труда, однако, по мнению специалистов, главный вклад в человеческий капитал формируется и возрастает в процессе трудовой деятельности внутри конкретных организаций, на основе контактов с членами организации и практической реализации норм и принципов определенной корпоративной культуры.

В работе «Социальное пространство и генезис классов», написанной в 1985 году, известный исследователь П. Бурдье пишет о том, что в современном мире четко выделяются четыре группы капиталов любого актора, агента действия или действующего человека: экономический (представлен различными экономическими реурсами или товарами); культурный (уровень образования человека и авторитет его дипломов и аттестатов); социальный (раскрывает средства, обеспечивающие принадлежность человека определенному классу, а значит, его властные и жизненные шансы); символический (указывает на социальный престиж и репутацию человека, его авторитет и популярность).

П. Бурдье считает, что объем и разнообразие каждого из названных человеческих капиталов формируют всю жизненную стратегию человека [5, с 57].

Сторонники концепции человеческого каптала выявили и проанализировали как не-

13

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

гативные, так и позитивные факторы, влияющие на человеческий капитал. К ним относятся: уровень образования, возраст человека, частая смена рабочих мест, индивидуальный уровень профессиональных знаний и навыков работника. К числу наиболее значимых объективных факторов, негативно влияющих на человеческий, капитал, по мнению исследователей, следует отнести безработицу и политику патернализма, которая достаточно значима в странах с неразвитой рыночной экономикой, в том числе для нашей страны.

Современные представления социологов о человеческом капитале основываются на том, что он представляет собой сложный социокультурный феномен, неразрывно связанный с общей культурой и уровнем образования общества, который позволяет понять уровень нормативной взаимозависимости в обществе, степень доверия в нем, а также помогает выявить состояние социальных сетей, составляющих основу общества, частоту социальных контактов между социальными группами и саму принадлежность человека к этим группам.

Понятие человеческий капитал позволяет глубже понять, как происходят процессы экстериоризации/интериоризации в становлении человека, раскрывает значимость и уровень здоровья населения, главные тенденции в воспитании, образовании и обучении подрастающих поколений, выявляет степень удовлетворенности людей своей жизнью как членов общества.

Как совокупный человеческий капитал, так и его индивидуально-личностные формы определяют три главных характеристики: здоровье, образование и наука как ведущая сфера деятельности современного человека. Прямым следствием воздействия этих трех параметров, по мнению западных исследователей, является уровень среднегодового дохода работника в его совокупном и личностном выражении.

Для современных западных исследователей очевиден ответ на вопрос о главном богатстве любого современного развивающегося общества, и этот ответ практически однозначен: это человеческий капитал.

Развитие человека, его здоровье и долголетие, семейно-брачные отношения, профессиональные и социокультурные качества, язык, конфессия, доходы человека, реальный ВВП страны на душу населения за год и многие другие параметры, определяющие образ жизни

и сферы жизнедеятельности населения любой страны, приобретают все большее значение для каждого общества, стремящегося к своему развитию. В этой связи международными организациями, работающими под эгидой ООН и изучающими народонаселения Земли, был разработан Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается на основании учета свыше ста различных показателей, на этом основании в течение ряда лет выявляются тенденции изменения развития человеческого потенциала каждой страны и определяется их рейтинг по данному показателю.

Вот уже двадцать лет, начиная с 1990 года, публикуется ежегодный рейтинг стран — членов ООН по индексу развития человеческого потенциала, значение которого колеблется от 1 до 0. В группу стран с высоким ИРЧП входят те государства, чей индекс не менее 0,8. В 2005 году Россия еще входила в эту группу, имея индекс 0,802, что определило ее 67 место в мире [6, с. 282]. Следует подчеркнуть, что ИРЧП России в начале перестройки был существенно ниже. Тогда Россия занимала 71 место в мире и впереди нее были не только высокоразвитые страны Запада, но даже Беларусь (60 место в мире) и страны Балтии. Снижение этого показателя для современной России определяется множеством факторов, среди которых немаловажное значение имеют особенности современного демографического перехода, когда существенно меняются общие коэффициенты рождаемости и детности, а реальное соотношение возрастных групп российского населения не позволяет надеяться на baby-boom рождений.

Сущность и содержание понятия человеческий капитал в раках современного отечественного социально-гуманитарного знания рассматриваются в первую очередь как индивидуально-личностные качества работника. Главной чертой такой индивидуальной капитализации являются обучаемость и высокие темпы адаптивности работника, которые зависят от общего человеческого потенциала каждого человека как биоэтнопсихосоциокультурного существа, субъекта трудовой, коммуникативной и познавательной деятельности. Готовность к инновациям и изменениям демонстрирует общий уровень мобильности человека как работника. Специалисты считают, что это зависит от уровня профессионализма человека, а перманентное «желание изменяться» вы-

14 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 4

Высшая школа России в условиях современного демографического перехода

ступает как показатель морально-нравственного потенциала человека, его уровня свободы и волеизъявления.

Информационная культура и высшая школа

Исследователи современной высшей школы отмечают, что на практике, в условиях перехода к экранной или информационной культуре на первый план выходят даже не уровень образования, карьерный рост или профессионализм работника, а в первую очередь его умение творческой самоактуализации и самореализации.

Именно поэтому в развивающемся информационном обществе во всей полноте ставится вопрос о приоритетном развитии человеческого капитала по сравнению со всеми другими — материально-техническими, финансово-экономическими и другими его формами. Уже на этапе постиндустрального общества международные корпорации и национальные фирмы напрямую связались с высшей школой, в которой осуществлялись не только традиционные заказы на подготовку необходимых им специалистов, но создавались специализированные научные центры, одна из главных задач которых состояла в том, чтобы способствовать перманентному росту человеческого капитала внутри корпорации или фирмы.

В развитых странах мира инвестиции в высшее образование осуществляют не только государственные учреждения, многочисленные благотворительные фонды и организации, а также непосредственно многие корпорации и фирмы, которые имеют тесные контакты с высшей школой как для получения необходимых им молодых специалистов, так и для того, чтобы в стенах самих фирм осуществлялась постоянная работа преподавателей высшей школы по обновлению и повышению социокультурного уровня работников корпораций.

Завершая эту часть статьи, подчеркнем, что понятие «человеческий капитал» помогает раскрыть разнообразные социальные связи и отношения, экономические действия и ресурсы, разнообразные нормативные отношения, в основе которых лежат этические принципы ответственности и доверия, а также определенные индивидуально-личностные качества субъекта, которые оказывают существенное воздействие на суммарную величину существующего в обществе человеческого потенциала. Это понятие позволяет выявить и охарактеризовать ресурсы социальных связей

и отношений, необходимых для существования и нормального функционирования гражданского общества, его институтов и учреждений. Оно также позволяет характеризовать человеческие качества, необходимые для сохранения и развития конкретного общества, преемственности его поколений, обеспечивающих сохранение и необходимое изменение общества и его культуры, его социально-классовой структуры, институтов, организаций и учреждений.

Высшая школа в условиях радикальных перемен

Анализ деятельности системы высшего образования в РФ за два последних десятилетия позволяет констатировать, что в ней происходило множество разнонаправленных позитивных и негативных изменений, а само функционирование высшей школы происходило достаточно хаотически, как это и должно происходить в обществе риска, особенно в условиях функционирования наших амбивалентных культурных традиций, когда радикально менялись ценностные ориентации большинства населения страны.

Парадоксальность функционирования российской высшей школы за минувшие двадцать лет состоит в том, что при общем сокращении численности молодежи студенческого возраста в совокупном населении страны, численность студентов вузов за эти годы выросла более чем вдвое: в настоящее время студентов вузов в РФ по всем видам обучения уже 7 млн человек, а в 1989 их было всего 2,8 млн. Это стало возможным за счет создания многочисленных, основанных на коммерческих началах вузов, а также и резкого увеличения числа «платных» мест в государственных вузах и университетах. Специалисты отмечают, что в настоящее время в российских вузах более половины студентов обучаются на платной (договорной) основе, причем преимущественно это дети из городской семьи, их родители имеют высокий уровень образования, и эти семьи можно отнести к бывшей «советской интеллигенции» или к все еще не родившемуся среднему классу новой России.

По численности студентов — 279 человек на каждые 10 тыс. населения — современная Россия все еще занимает место в группе развитых стран мира. В последние годы около 70% выпускников школы после получения общего

15

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

(полного) среднего образования идут учиться в вузы. В США уже в середине 80-х годов прошлого века различными видами послесреднего образования было охвачено более 80% выпускников средних школ, что определялось в первую очередь потребностями рынка труда, а не уровнем благосостояния родителей.

Стихийно развивавшийся в нашей стране рынок образовательных услуг практически не учитывает требований, складывающихся на рынке труда, что в конечном счете дестабилизирует общую обстановку и обесценивает получаемые выпускниками вузов дипломы, заставляя их искать работу «по деньгам», а не по полученной в вузе специальности.

Экономисты отмечают, что во второй половине 2000-х годов практически на треть выросла доля работников с высшим образованием, и рынок труда отреагировал на этот рост сокращением их заработка [7, с. 38].

Представляется, что в самом начале перестройки властными структурами вопросы воспитания, образования и обучения подрастающих поколений были или полностью забыты или попали в руки некомпетентных чиновников, которые, прикрываясь либеральной фразеологией, сначала пустили на самотек закон о Всеобуче, в результате чего десятки тысяч детей оказались за стенами школы. Затем почти в десять раз увеличили число всякого рода гимназий и лицеев, а заодно сократили как «бесперспективные» 374 техникума и практически всю систему профтехобразования, то есть ПТУ и СПТУ, создав тем самым в настоящее время острый дефицит в наиболее востребованных квалифицированных рабочих практически по всем необходимым производственным специальностям. Существенный вред вузовскому образованию принесла и позиция «деполитизации» обучения, благодаря которой вопросами воспитания перестали заниматься вообще, получив при этом общий для государства, общества и личности негативный результат.

Особо следует выделить усиленно насаждавшуюся, якобы рыночную концепцию «оказания сервисных или образовательных услуг населению», в которой «забывали» о том, что рынок услуг в образовании является вторичным, производным и существенно зависит как от сбалансированного спроса рынка труда на специалистов определенной квалификации, так и от множества других внеэкономических факторов.

Сложившаяся современная практика деятельности вузов России отвечает не столько конъюнктуре рынка, сколько культурным традициям страны и российской ментальности, а также тем исторически сложившимся механизмам передачи знаний, норм и ценностей общества от поколения к поколению, которые стали безусловной нравственной нормой для определенной части российского общества, когда старшие поколения идут на определенные жертвы, обеспечивая младшим доступ в высшую школу на коммерческих основах за счет существенно сокращения своих потребностей и личностных интересов.

Учебная деятельность в условиях цивилизованных рыночных отношений предполагает равенство прав и обязанностей и обучающегося, и того, кто его обучает, потому что качество образования и его подлинная ценность создаются в совместной деятельности преподавателем и студентом. Говоря языком современной философии, учебная деятельность предполагает субъект-субъектные отношения партнерства и сотрудничества, которые возможны только в условиях демократии.

Между успехами в образовании и последующей профессиональной деятельностью выпускника вуза имеется весьма определенная и существенная связь, однако успехи в индивидуальной карьере молодого специалиста и в его личной судьбе зависят от множества других факторов, носящих преимущественно неценовой (то есть нерыночный) характер. Эти факторы определяются как стратегическими целями государства, так и личностными склонностями и интересами обучающихся студентов.

Предложения в сфере образовательных услуг в условиях реализации принципов либеральной демократии, рассматривающей образование частным делом человека, внешне кажутся максимально свободными и не зависящими от спросов рынка труда, однако на деле рано или поздно происходит неизбежная балансировка спроса и предложения, поэтому выбор вуза и специальности имеет выраженную долю риска.

Высшая школа России и ее модернизация

Официально на государственном уровне российские вузы присоединилась к Болонским соглашениям еще в 2003 году. Это предполагало унификацию учебных программ и их содержания, а также соответствие методик обучения

16 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 4

Высшая школа России в условиях современного демографического перехода

и методик оценивания знаний студентов. Конечной целью всех мероприятий при их совместном внедрении в практику высшей школы ожидалось существенное возрастание уровня и качества предоставляемых образовательных услуг, а значит повышение профессионального уровня выпускников вузов и их последующий высокий карьерный рост.

Болонские соглашения предполагают также признание вузами зачетных единиц в обучении; создание системы сертификации качества университетского образования; свободный выбор образовательной траектории студентом (то есть выбор учебных курсов и учебных единиц). Сторонники реализации болонских соглашений считают, что эти нововведения сделают российскую высшую школу более гибкой и современной, отвечающей потребностям и общества и студента.

За сравнительно небольшой срок российские преподаватели вузов научились осуществлять свою профессиональную деятельность с учетом тех принципов Болонских соглашений, которые не зависят от их профессионализма и позитивного/негативного отношения к этим принципам, а вошли в жизнь российской высшей школы традиционным «велением сверху», как это исторически повелось в нашей стране.

Успешная реализация Болонских соглашений в ближайшие годы потребует как от преподавательской общественности, так и от властных структур федерального, регионального и местного уровня безотлагательного решения целого ряда задач: перехода на европейскую кредитную систему учета академической успеваемости студентов; практического внедрения модульной системы обучения; разработки стандартизированной системы оценивания студенческой успеваемости; повсеместного перехода к письменным экзаменам по всем учебным дисциплинам. Приведенный перечень мероприятий — только первый этап внедрения болонских соглашений, который можно будет решить с помощью пресловутого административного ресурса.

На втором этапе встанут вопросы о внедрении принципов и методики интерактивного обучения и разработка унифицированной системы оценивания академической успеваемости студентов. Предполагается, что этот этап невозможно решить с помощью указаний министерских чиновников, а он потребует многих

международных соглашений между однотипными вузами разных стран — университетами, бизнес-школами и т. д., одинаково заинтересованными в вопросах качества образования, профессиональной компетенции и моральноэтическом уровне своих выпускников, которые должны представлять высокостоимостной человеческий капитал.

Сверхзадачу сторонники болонских соглашений видят в том, чтобы обеспечивать молодым людям высокую дееспособность сначала в учебной деятельности, потом и в профессиональном труде специалистов. Задача научить учиться — это та задача, которая стоит перед педагогами любого образовательного учреждения. Болонские соглашения также имеют своей целью превратить пассивно внимающих учеников в самостоятельно обучающихся студентов, в полной мере творцов и созидателей самих себя. Однако реализация Болонских соглашений зависит не только от уровня квалификации преподавательского корпуса, в не меньшей мере это зависит от целого ряда материально-технических факторов.

В первую очередь это требует наличия в высшей школе развитой сети массовых коммуникаций и их постоянное использование студентами и преподавателями. Интернет и мобильная связь обеспечивают обучение в непрерывном и диалоговом режиме. Для реализации интерактивных методов обучения и постоянных контактов «студент-преподаватель» современная высшая школа России не обладает необходимой финансовой и материально-технической базой, а ввиду дальнейшего роста тарифов по всем видам электронно-технической связи и при всем известном уровне зарплаты вузовских преподавателей ожидать бурного роста интерактивного общения «студент-преподаватель» не приходится.

Контактная группа интерактивного обучения студентов в передовых западных вузах состоит всего из 5—6 человек и каждый из них хорошо известен преподавателю, а постоянные контакты и разнообразные формы контроля за учебной деятельностью студента делают его итоговые экзамены достаточно успешными. Так на практике осуществляется реальная индивидуализация обучения, которая приносит наиболее позитивные результаты.

В условиях реализации принципов Болонских соглашений именно международное образовательное сообщество будет ат-

17

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

тестовывать вузы, соотнося их деятельность с международными требованиями, а не с государственным образовательным стандартом, аттестацией или аккредитацией вузов чиновниками разного уровня. Другими словами, деятельность российских вузов будет оценивать международная вузовская общественность и соотносить эту деятельность со своими европейскими уже хорошо устоявшимися вузовскими традициями, а не с нашей российской действительностью.

Особенности развития современной высшей школы западных государств в настоящее время зачастую рассматривают в рамках концепции глокализации. Предложивший этот термин английский исследователь Роланд Робертсон в 90-е годы прошлого века показал, что глобальные и локальные проблемы в конечном счете взаимодополняемы и взаимопроникают друг в друга, хотя могут и приводить к столкновениям. Если процессы глобализации предполагают некоторую унификацию и стандартизацию всего происходящего под эгидой международных организаций и могущественных ТНК, то процессы локализации, в противовес им, ориентированы на узко национальные, местные и региональные интересы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р. Робертсон понимает глокализацию как локальный аспект глобального, причем он считает, что в ходе процесса глокализации глобальное становится интерироизированной частью локального человека, что существенным образом стимулирует его социальные действия. Благодаря глокализации глобальный продукт адаптируется к локальному потребителю, а на основе принципов комплементар-

Литература

ности формируются совместные более действенные вузовские проекты и осуществляется их эффективная практическая реализация.

Применительно к реализации Болонских соглашений в практике вузов России именно глокализация как своего рода конвергенция глобального и локального позволит реализовать и верификацию отечественных дипломов и признать соответствующими некоторые формы вузовской подготовки специалистов, отличные от тех, которые применяются на Западе (хотя бы фундаментальность, а не утилитарность подготовки), а нам, в российских вузах, необходимо научиться современной глобально происходящей трансформации вузов в учебно-научные центры на основе суще-ственно-возросшего финансирования из государственных, региональных, ведомственных, фондовых, корпоративных и других источников, а не только за счет средств, получаемых от родителей студентов.

Современным преподавателям вузов России необходимо понять, что процессы сближения российских вузов с вузами других стран неизбежны и уже неостановимы. Вузы современной России призваны постоянно увеличивать стоимость человеческого капитала всех своих студентов и формировать им такие интеллектуальные качества, как нелинейная логика, нестандартное мышление, высокая степень творческой предприимчивости, способность к концентрации внимания и готовность к проявлению креативных способностей. Именно такие специалисты высокой квалификации и обеспечат настоящую модернизацию России, а значит процветание страны.

1. Антонов А.И., Медков Р.М. и др. Демографические процессы в России в ХХ! веке. М: 2002

2. Римашевская Н.М. Качественный потенциал населения России: взгляд в XXI век // Проблемы прогнозирования. 2001. № 3.

3. ГребневЛ.С. Российское образование в зеркале демографии // Вопросы экономики. 2003. № 7.

4. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3.

5. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993.

6. Кузнецов В.Н. Геокультурная энциклопедия М.: Книга и бизнес, 2009.

7. Андрущак Г. Девальвация диплома // Эксперт, № 14 (748).

18 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.