Научная статья на тему 'Высшая школа мужества. Вузы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. СПб. : Изд-во политехнического университета, 2015. 426 с'

Высшая школа мужества. Вузы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. СПб. : Изд-во политехнического университета, 2015. 426 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
282
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшая школа мужества. Вузы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. СПб. : Изд-во политехнического университета, 2015. 426 с»

Высшая школа мужества. Вузы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2015. 426 с.

Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых-кандидатов наук (Договор от 16 февраля 2015г. № 14.Ш01.15.6540-МК).

В 2015 г. в издательстве Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого вышло историко-публицистическое издание «Высшая школа мужества. Вузы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны». Редактор-составитель этой книги - М.Л. Цеханович. Издание включает в себя 45 очерков о ленинградских высших учебных заведениях, а также о некоторых средне-специальных учебных заведениях, получивших со временем статус вузов.

Редакционную коллегию труда возглавил академик РАН Ю.С. Васильев - научный руководитель Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Среди членов редколлегии - представители различных учебных заведений и организаций Санкт-Петербурга. В их числе проректор по внешним связям и молодежной политике Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета И.Ю. Лапина, доцент Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого кандидат исторических наук В.Ю. Климов. Со вступительным словом к читателям издания обратилась председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко.

Одно из главных достоинств издания состоит в том, что в нем не просто освещается жизнь ленинградских вузов времен блокады и в годы войны в целом. Главное - каждый автор счел необходимым написать о выдающихся людях, которые учились или преподавали в различных учебных заведениях Ленинграда. Среди многих сотен имен и фотографий немало людей, хорошо мне знакомых. Например, в статье замечательного ученого, заслуженного деятеля науки РФ, заслуженного работника культуры РФ В.Е. Триодина с большой теплотой написано о легендарном человеке - Михаиле Михайловиче Боброве, почетном гражданине Санкт-Петербурга, отважном альпинисте, который лично занимался в Ленинграде в начале войны маскировкой шпиля Адмиралтейства и куполов Исаакиевского собора, а позже воевал в горах Кавказа против фашистской горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс». В 90 лет этот выдающийся педагог заведовал кафедрой физической культуры в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов!

Еще один персонаж этой книги - Герой Советского Союза Михаил Николаевич Тургель, учившийся до войны в Ленинградском институте инженеров водного транспорта, сыграл немалую роль в моей личной судьбе. В 1944 г. на фронте он повстречал своего земляка, деда моего мужа,

и спустя годы помог его дочери - обычной сельской девушке - поступить в один из ленинградских техникумов. В результате дочь фронтового друга стала ленинградкой, а ее сын стал доктором наук, известным профессором, отдавшим около 30 лет работе в высшей школе.

О вкладе вузовских ученых в помощь фронту написано немало1. Но книга «Высшая школа мужества» стала новым заметным шагом на пути исследования роли ленинградских ученых в борьбе с вермахтом, в поддержке ленинградцев в блокадные дни. Среди многих примеров научного вклада ученых Ленинграда в Победу, отмеченных в книге, обращает на себя внимание, в частности, сюжет, затронутый в публикации И.В. Волошино-ва и С.И. Подольского, посвященной деятельности в период блокады сотрудников Ленинградского горного института2. Поражает тот факт, что в условиях блокады была реализована идея профессора А.Н. Кузнецова - создание в промышленных масштабах изобретенного им взрывчатого вещества «Синала», созданного на основе алюминиево-кремниевой смеси. Сотрудники Горного института, других технических вузов города, ряда НИИ и промышленных предприятий на его основе каждые сутки создавали около ста тысяч ручных гранат, полторы тысячи минометных мин, а также противотанковые и противопехотные мины. Правда, в статье есть небольшая неточность. В ней отмечается, что профессор А.Н. Кузнецов и его коллеги А.Ф. Вайполин и А.Н. Сидоров «были удостоены Государственной премии». По сути, так оно и есть, но премия в те годы называлась не Государственной, а Сталинской3.

Среди интересных примеров использования научных знаний в условиях блокады - разработка на кафедре ботаники Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена способов применения мха-сфагнума в качестве перевязочного материала, а также написание брошюры «Использование дикорастущих растений в пищу»4. Подобную работу, называвшуюся «Съедобные дикорастущие травы», написали и опубликовали в 1942 г. и педагоги Ленинградского государственного университета С.А. Гуцевич и А.Н. Шиврина5.

В издании помещены не только портреты воинов, учившихся или преподававших в ленинградских вузах, но и другие фотографии, изображения на которых тоже имеют свою историю. Нельзя без печали смотреть на фотографию раненых детей, датированную 1941 г., использованную в статье о Педиатрическом медицинском институте доктором медицинских

Рецензии

наук, профессором Г.Л. Микиртичан6. В материале об истории ЛИИЖТа есть фотография, на которой запечатлена стела на Садовой улице, установленная в память о том, что именно с этого места 4 сентября 1941 г. ушли в бой за Ленинград воины-ополченцы Октябрьского района. Но мало кто помнит, что средства на установку этой стелы собирали многие жители Октябрьского района Ленинграда. В 1963-1964 гг. школьники Октябрьского района много раз собирали металлолом и макулатуру, внося свой вклад в создание этого поистине народного памятника.

К сожалению, большинство очерков написано без ссылок авторов на литературу и источники. Лишь немногие авторы сочли необходимым обратиться к архивным документам, периодике военного времени и научной литературе. Член Союза писателей России, капитан второго ранга О.В. Ще-блыкин в своем очерке о Военно-морской академии РКВМФ им. К.Е. Ворошилова ссылался на документы Центрального военно-морского архива, публикации газеты «Ворошиловец» от июля 1941 г.7 Авторы статьи о Краснознаменном училище военных сообщений им. М.В. Фрунзе кандидаты исторических наук, доценты А.П. Иванов и Н.Н. Назарук обращались к фондам Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга и Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, а также к материалам, хранящимся в архиве музея Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева8. Аспирант Санкт-Петербургского государственного института культуры С.В. Степанов ввел в научный оборот документы Центрального государственного архива литературы и искусства9. Сведения из университетского архива, Центрального архива Министерства обороны и Центрального государственного архива Санкт-Петербурга существенно дополнили статью о Политехническом институте, написанную Р.А. Пановым10.

Авторы публикации о Ленинградском инженерно-строительном институте кроме архивных документов своего вуза активно использовали и интернет-ресурсы11.

Думаю, что этому великолепному изданию все же немного не хватило острого взгляда редактора - профессионального историка. Именно по этой причине, хотя нечасто, но все же встречаются небольшие неточности, шероховатости. Например, Советско-финляндская война неоднократно называется Советско-финской12, что неточно, поскольку между понятием «финская» и «финляндская» есть едва заметная, но по существу значительная разница. «Финляндская» говорит о государственном характере события, тогда как «финская» означает просто географическую или этническую принадлежность.

Несмотря на небольшие шероховатости книга, безусловно, удалась. Солидный коллектив очень разных авторов собрал воедино материа-

лы о деятельности высших учебных заведений Ленинграда, чтобы обратить внимание современников на подвиг, совершенный в годы войны ленинградцами, занимавшимися еще недавно мирным делом - учебой и преподаванием. При всем своем воспитательном значении, а оно, несомненно, велико, этот труд имеет и немалое научное значение, поскольку вводит в научный оборот солидный пласт документов, содержание которых прежде не было известно историкам.

Издание прекрасно оформлено и не может не привлечь читательского внимания. Остается лишь сожалеть, что тираж книги составляет всего лишь 370 экземпляров. Очень важно, чтобы книга попала по назначению: в крупнейшие книгохранилища страны, в зарубежные библиотеки и, конечно, в библиотеки высших учебных заведений Санкт-Петербурга.

Почин составителя книги М.Л. Цеханович, редколлегии во главе с академиком РАН Ю.С. Васильевым и всего авторского коллектива достоин восхищения и перенятия опыта. Хочется верить, что и в дальнейшем исследователи будут продолжать изучать историю подвига ленинградских вузов в период блокады и Великой Отечественной войны в целом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Соболев Г.Л. Ученые Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945. Л.: АН СССР, 1966. 172 с.; Полторак С.Н., Фролов М.И. Ленинградская лесотехническая академия в блокированном Ленинграде. Все для фронта // Клио. 2012. №10(70). С.86-88.

2 Волошинова И.В., Подольский С.И. Ленинградский горный институт // Высшая школа мужества. Вузы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. СПб., 2015. С.158-164.

3 Там же. С.161.

4 Соломин В.П., Колосова Е.М. Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена // Высшая школа мужества. Вузы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. СПб., 2015. С.189.

5 Бильвина О.Л., Жервэ Н.Н. Ленинградский государственный университет // Высшая школа мужества. Вузы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. СПб., 2015. С.203.

6 Микиртичан Г.Л. Педиатрический медицинский институт (ЛПМИ) // Высшая школа мужества. Вузы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. СПб., 2015. С.398.

7 Щеблыкин О.В. Военно-морская академия РКВМФ им. К.Е. Ворошилова (1938-1944). Военно-морская Ордена Ленина академия им. К.Е. Ворошилова (1944-1960) // Высшая школа мужества. Вузы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. СПб., 2015. С.53, 55.

8 Иванов А.П., Назарук Н.Н. Ленинградское Ордена Ленина Краснознаменное училище военных сообщений им. М.В. Фрунзе (училище ВОСО) и Военно-транспортная академия (ВТА) им. Л. Кагановича // Высшая школа мужества. Вузы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. СПб., 2015. С.69, 71, 72.

9 Степанов С.В. Ленинградский библиотечный институт

// Высшая школа мужества. Вузы Ленинграда в годы

в 1од.ы

Великой Отечественной войны. СПб., 2015. С.146, 150.

10 Панов Р.А. Научная и практическая деятельность коллектива института в 1941 г. // Высшая школа мужества. Вузы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. СПб., 2015. С.322, 325, 327-329.

11 Рыбнов Е.И., Жуков В.Ю. Ленинградский инженерно-

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и регионоведения Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича А.В. Зотова

строительный институт // Высшая школа мужества. Вузы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. СПб., 2015. С.208-227.

12 Высшая школа мужества. Вузы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2015. С.115, 147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.