«Профессиональная ориентация» Электронный
2018, №1 ИМ! научный журнал
УДК 378
Кулагина Ж. А.
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС
г. Саратов, Россия
ВЫСШАЯ ШКОЛА И ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ
КУЛЬТУРЫ
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с развитием и формированием компетенций руководителя учреждений культуры, а так же технологии, используемые в высшей школе для реализации компетентностного подхода.
Ключевые слова: Компетенции, система образования, высшая школа, высшее образование.
В связи с возрастающей ролью компетентностного подхода в управлении организациями и внедрением профессиональных стандартов, возникает необходимость обратить внимание на компетенции руководителей учреждений культуры. Ведь перед учреждениями сферы культуры стоит масса важных и масштабных задач, реализация которых во многом зависит от руководителей учреждений культуры. Профессиональный стандарт в отношении руководителей учреждений культуры находится на стадии разработки. Но необходимость формирования компетенций руководителей учреждений культуры, существует уже сегодня.
Когда мы говорим о компетенциях руководителя, мы подразумеваем не просто знания, умения и навыки необходимые для выполнения трудовых функций, так же мы говорим и о способностях человека, которые обеспечивают конкурентное преимущество организации. В связи с этим важным вопросом является поиск путей формирования этих компетенций, а так же роль высшей школы в развитии и формировании компетенций руководителя учреждений культуры.
В обязанности руководителя входит организация всей работы учреждения культуры, руководство творческой, производственной и финансово - экономической деятельностью. В связи с этим руководитель учреждения культуры это должность, совмещающая в себе с одной стороны профессиональные навыки руководителя, такие как знание законодательства, порядок заключения и исполнения договоров, перспективы технического, экономического и социального развития организации и пр. С другой стороны умение работать с целями и ценностями компании, умение эффективно организовывать собственное время и время сотрудников компании.
научный журнал
Учитывая специфику работы учреждений сферы культуры можно выделить следующие компетенции необходимые для эффективного выполнения трудовых функций руководителя:
- способность к неординарному мышлению и поиску новых идей
- способность формировать творческую группу и организовать слаженную работу
- навыки планирования творческого роста коллектива
- разработка новых проектов
- обширные знания в области культуры и искусства
Перечисленные виды компетенций являются наиболее сложными, так
как нет однозначного ответа о том, каким образом необходимо их развивать и оценивать. В соответствии с требованиями единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих руководитель учреждения культуры должен иметь высшее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое или техническое).
Система образования в сфере культуры и искусства предполагает непрерывное, многоступенчатое образование, которое начинается в детстве и завершается в высших учебных заведениях. Важно отметить, что в подобной многоступенчатой системе явный акцент при обучении делается на развитие знаний и навыков, касающихся достаточно узкой сферы деятельности, например музыка или театр. Формируются общекультурные компетенции. При этом необходимые для руководителя знания экономики, права, основ управления и многие другие знания и навыки не развиваются. Подобный подход в образовании позволяет нам сделать вывод, что необходимые компетенции для осуществления творческой деятельности формируются на протяжении практически всей жизни и могут быть развиты достаточно хорошо, но для руководителя учреждений культуры одних знаний в области культуры и искусства недостаточно. Высшее профессиональное образование в сфере экономики или юриспруденции не предполагает наличие у обучаемого специальной подготовки. В связи с этим все необходимые компетенции должны быть сформированы в рамках обучения в высшей школе.
Система высшего образования имеет два уровня. Первый уровень -бакалавриат. Как правило, уровень образования бакалавриата предполагает в большей степени развитие теоретических знаний в той или иной области, развитие у студентов навыка самостоятельного поиска информации, умение анализировать, рассуждать, работать в команде. Второй уровень обучения - магистратура. Он направлен на углубление и применение имеющихся знаний и навыков на практике, навык принятия решений, основываясь, не только на знаниях теории, но и на личном опыте. Так же в последнее время активно стали использоваться различные
научный журнал
программы дополнительного образования и повышения квалификации на базе высших учебных заведений.
Система высшего образования в России все больше ориентирована на совмещение теоретического и практического обучения. В связи с этим в высших учебных заведениях помимо лекционных и практических занятий, в традиционном представлении, все чаще используются активные методы обучения. Именно активные методы обучения позволяют развивать такие навыки как коммуникабельность, умение работать в команде, умение принимать решения и др.
«В результате многолетнего развития образовательной системы как дуальной порождены образовательные феномены, исследование и интерпретация которых значима в контексте перехода к новым образовательным стандартам и реализации идеи компетенций. Понимание сущности идеи компетенции по-новому разворачивает задачи строительства системы профессиональной подготовки, особенно - в высшем профессиональном образовании»[2].
При активном обучении студент в большей степени выступает субъектом учебно-познавательной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, выполняет творческие задания. Активные методы обучения позволяют успешно формировать:
- способность адаптироваться в группе
- умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией
- готовность принять на себя ответственность за деятельность группы
- способность выдвигать и формулировать идеи, проекты
- готовность идти на оправданный риск и принимать не стандартные решения
- умение избегать повторения ошибок и просчетов
Различаются так же интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение это:
- «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»;
- «обучение которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»;
- «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог»[3].
В числе технологий, которые позволяют развивать необходимые для руководителя учреждений культуры компетенции, используются в высшей школе кейс - технологии. «Кейс» - от англ. «case» -«происшествие» или «событие». Происходит от лат. «casus» -означающего «падать». Происшествие это то, что «падает, сваливается на
научный журнал
нас»[1]. В процессе решения конкретной ситуации студенты используют свой опыт и полученные знания, применяют в учебной аудитории те способы, средства и критерии анализа, которые были приобретены ими в процессе предшествующего обучения или практической деятельности.
Наряду с кейс - технологиями существуют и другие. Такие как: дискуссии, игры, тренинги, проектные методы и др.
Игры делятся на три основных вида: ролевые, деловые и организационно - деятельностные игры. Так же существуют порождающие игры, которые могут быть использованы как для обучения, так и для оценки компетенций сотрудников. Порождающие игры разрабатываются индивидуально для каждой организации. Тренинг - это комплекс упражнений и игр, который чаще всего направлен на социально - психологическое развитие личности. Метод проектов и многие другие. Важно отметить, что каждый из приведенных выше методов обучения направлен на развитие именно компетенций, имеет не только саму технологию обучения, но и критерии оценки.
Можно отметить, что с развитием компетентностного подхода и внедрением профессиональных стандартов меняется и система высшего образования. Современные учебные заведения формируют не только базу теоретических знаний и необходимых навыков, но развивают коммуникативные, общекультурные, творческие и лидерские компетенции.
В связи с тем, что круг необходимых компетенций для руководителя учреждения культуры очень широк, возникает необходимость и самостоятельного развития. Помимо высших учебных заведений, компетенции руководителя учреждений культуры формируются и благодаря самостоятельному обучению и развитию своих собственных компетенций. К способам самостоятельного обучения можно отнести посещение тематических форумов, чтение профессиональных журналов, регулярный поиск и анализ информации о новшествах в законодательстве или открытиях в той, или иной области, а так же практическая деятельность в сфере культуры и искусства, которая позволяет приобретать необходимый опыт.
Подводя итог, отметим, что формирование компетенций руководителя учреждений культуры сложный процесс, требующий системы и непрерывного обучения, включающий в себя, как формирование морально - этических ценностей, так и глубоких знаний в области права, экономики и культуры, умение работать в команде, принимать решения, способность нести ответственность за команду и делегировать полномочия. В формировании этих и многих других компетенций важную роль занимает высшая школа. Высшие учебные
«Профессиональная ориентация» Электронный
2018, №1 IftMIlft научный журнал
заведения активно занимаются поиском и совершенствованием форм и методов обучения нацеленных на развитие компетенций.
Библиографический список:
1. Гущин, Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. - № 2 С. 1-18
2. Грязнова, Е. Р. Роль высшего образования в формировании компетенций руководителей для инновационной экономики // Подготовка кадров для инновационной экономики. Сборник научных трудов. - Саратов - 2011. - С. 136-141
3. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно - методическое пособие / под ред. С. Б. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52с.
Научный руководитель: к.с.н., доцент Грязнова Елена Роландовна