Научная статья на тему 'Высшая школа: Экономико-философские основания (КГУ в контексте эволюции сферы высшего образования в России)'

Высшая школа: Экономико-философские основания (КГУ в контексте эволюции сферы высшего образования в России) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭВОЛЮЦИЯ ВПО В РОССИИ / ЭКОНОМИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТРЕНДОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ / HIGHER EDUCATION / VPO EVOLUTION IN RUSSIA / ECONOMIC AND PHILOSOPHICAL GROUNDS TRENDS OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекмарёв В. В.

В статье на примере развития Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова обоснованы экономико-философские основания трендов сферы высшего образования в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION: ECONOMICS AND PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS (KSU of in the context of the evolution of higher education in Russia)

The article from the development of the Kostroma State University. Nekrasov justified economic-philosophical foundations of trends of higher education in Russia.

Текст научной работы на тему «Высшая школа: Экономико-философские основания (КГУ в контексте эволюции сферы высшего образования в России)»

вымиранию зависимых звеньев или к их существенной трансформации, наглядным примером которой может служить маргинализация.

7 Опираясь не теорию потребительского поведения, можно рассмотреть альтернативную точку зрения. Если получение каких-либо знаний сопряжено с меньшими личными психофизиологическими усилиями, обучающийся будет готов заплатить больше.

8 Пункт Ь статьи XVI «Декларации социального прогресса и развитая», принятой на Генассамблее ООН 11.12.1969 г.

9 Это - предмет отдельного научного интереса для методологов образования. Любопытно проведение аналогичного сопоставления в разрезе курсов обучения, что позволяет определить, насколько изменяются зависимости между результативностью договорного и бюджетного образования по мере отдаления студента от средней школы. Качество школьной подготовки, а не факт платности, оказывает превалирующее воздействие на результаты сессий. Еще одним срезом может стать анализ по отдельным сессиям с целью выявления закономерностей между успеваемостью в зимние (фактор прошедших новогодних праздников) и летние (фактор наступающих летних каникул)

сессии. Автор не чувствует себя специалистом в такого рода статистических исследованиях, особенно принимая во внимание, что за похожие выводы в 2000 г. была присуждена курьезная Шнобелевская премия.

10 Абсолютная успеваемость больше говорит об уровне учебной дисциплины, в то время как качественная -непосредственно об уровне подготовки.

Библиографический список

1. Гамукин В. В. Образование: от ценности к цене// Вестник Тюменского государственного университета. -2005. - № 3. - С. 21-30.

2. Гамукин В. В. Бюджетные риски вуза //Университетские управление: практика и анализ. - 2009. - № 4. -С. 23-27.

3. Гамукин В. В. Текущие и прогнозные риски финансирования высшей школы // Юрист ВУЗа. - 2010. -№ 1 . - С. 38-43.

4. Гребнев Л. Образование: услуга или жизнь? // Вопросы экономики. - 2005. - № 3. - С. 20-40.

5. Кузьминов Я., Филонович С. Бизнес-образование в России: состояние и перспективы // Вопросы экономики. - 2004. - № 1. - С. 19-37.

Gamukin V. V.

THE VALUE OF EDUCATION - LEARNING TO PRICE FINANCIAL RISK TRANSFER

We consider the relation of the results and the training costs are revealed acceptable combination HPE ratio "price / quality. " Reflected the group risk pricingfor paid educational services. Attention is paid to the problem of organizing the transfer and production of knowledge.

Keywords: quality of teaching, the price of training, effectiveness of training, financial risks in learning.

УДК 338.46

Чекмарёв В. В. ВЫСШАЯ ШКОЛА: ЭКОНОМИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ (КГУ в контексте эволюции сферы высшего образования в России)

В статье на примере развития Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова обоснованы экономико-философские основания трендов сферы высшего образования в России

Ключевые слова: высшее образование, эволюция ВПО в России, экономики-философские основания трендов высшей школы России.

Важнейшим направлением модернизации сферы образования в России в начале XXI века является ее реструктуризация. Можно предположить, что в ближайшие годы главным фактором повышения общественной (социальной) эффективности сферы образования будет ускоренное формирование новых и реформирование старых организационных форм.

Очевидно, что этот процесс будет сложным из-за институциональной недостаточности/избыточности в вопросах территориального размещения (перераспределения) образовательных учреждений в вопросах отношений собственности и т. п. Тривиальными являются сетования на чрезмерную концентрацию

вузов в Москве и Санкт-Петербурге. Существуют серьезные перекосы в распределении заказа вузам по объемам (размерам).

Ситуация в сфере образования в России является зеркальным отражением ситуации в промышленности. Если в среднем российские предприятия крупнее, чем в западных странах, то вузы - значительно меньше. Ныне многие из них характеризуются со стороны работодателей низким имиджем. При этом, в той или иной степени, провинциальные вузы реализуют социальную функцию, т .е. де факто реализуют миссию, к которой столичные вузы даже и не стремятся, заботясь лишь о своем брэнде. Отсюда ес-

© Чекмарёв В. В., 2012

Экономика образования ♦ № 3, 2012

13

тественной выглядит идея поддержки развития так называемых исследовательских университетов (т.е. крупных) России. Обратим внимание на то, что в промышленности ставится обратная задача - задача поддержки малых и средних фирм (предприятий)1.

Отмеченное показывает наличие противоречий в понимании места и роли мелкого, среднего и крупного бизнеса (если приравнять вузы к экономическим корпорациям). Отсутствие каких-либо специальных научно обоснованных рекомендаций о сочетании малых, средних, и крупных форм организации образовательно-научных фирм приводит к копированию (осознанному или неосознанному) организации западных университетов. Отсюда идея университетских округов. Конечно же, в этом случае у Министерства образования и науки значительно облегчается процесс организации и контроля. Но это одна сторона медали. А что можно сказать по

поводу второй? С целью получения ответа на вопрос обратимся к опыту организации промышленного производства, изложенного в докладе Всемирного Банка «От переходной экономики к развитию» (апрель 2004 г.) , где отмечается, что распределение хозяйствующих структур по размерам и рост числа небольших фирм во многом обусловлены отраслевыми особенностями, в том числе динамикой занятых, данные о которой приведены и таблице 1. Так, в горнодобывающих отраслях, где на небольшие производственные объекты приходится незначительная доля рабочей силы, в 2001-2002 гг. произошло существенное снижение уровня занятости (более чем на 10%), хотя по экономике в целом он увеличился. И, наоборот, в секторе гостиничного и ресторанного бизнеса, где преобладают компании со штатом менее 50 человек, рассматриваемый показатель резко вырос.

Т аб л и ца 1

Уровень и изменение занятости по отраслям экономики в 2001-2002 гг.

Отрасль Уровень занятости человек Доля в общей занятости,% Прирост, %

Всего 66 070 407 2,6

Сельское и лесное хозяйство, охота 11,3 -2,5

Рыболовство 166 180 0,3 -21,25

Добыча полезных ископаемых 1238 908 1,9 -10,4

Обрабатывающая промышленность 13032000 19,7 3,4

Производство электроэнергии 1 808 890 2,7 4,3

Строительство 3 582 421 5,4 5,7

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовой техники 9 055 339 13,7 7,3

Гостиницы и рестораны 1115383 1,7 12,5

Транспорт - и связь 5 922 460 9,0 2,9

Финансы 816166 1,2 0,7

Операции с недвижимостью 2637198 4,0 15,5

Государственные службы, включая армию 4 586 929 6,9 -2,4

Образование 5 868201 8,9 5,5

Здравоохранение 4 527 062 6,9 -0,3

Коммунальные услуги 4240331 6,4 -1,9

Услуги по ведению домашнего хозяйства 11911 0,0 -14,5

Т аб л и ца 2

Распределение общей численности работающих по предприятиям в зависимости от их размера по числу занятых в 2002 г., % к общему числу занятых

Отрасль 1 2-5 6-15 16-30 31-50 51-60 61-100 Больше 100

Сельское хозяйство 27,2 4,9 4,6 5,3 5,6 3,9 9,8 38,8

Добыча полезных ископаемых 0,1 0,7 1,8 1,7 2,1 2,3 6,3 84,6

Обрабатывающая промышленность 1 1,7 3,6 5,0 4,4 3,3 8,4 72,6

Строительство 1,5 4,7 6,3 9,1 8,1 6,9 16,1 47,3

Оптовая и розничная торговля и ремонт 12,3 24,0 20,3 153 8,4 4,5 5,6 9,5

Гостиницы и рестораны 0,9 8,2 21,5 213 12,3 6,5 9,3 20,1

Транспорт и связь 4,0 4,2 5,0 6,6 6,8 5,6 12,5 55,3

Финансы 0,7 2,7 8,4 20,3 14,6 9,7 16,6 26,9

Государственное управление, вкл. ВС 0,1 3,3 6,6 7,8 8 о ,0 6,1 13,6 53,7

Образование 0,4 2,1 8,8 22,7 18,0 10,0 15,8 22,2

Здравоохранение 0,6 3,1 5,0 9,9 10,3 7,8 17,4 45,8

В таблице 2 приведено отраслевое распределение численности работающих в зависимости от размеров предприятий по величине персонала. Оно позволяет оценить значение изменения занятости в различных группах хозяйственных единиц для экономики в целом. Из таблицы видно, что соотношения между мелкими и крупными компаниями2 в обрабатывающей промышленности, где значительная доля работающих приходится на крупные объекты, и в таких отраслях, где преобладают малые предприятия (например, торговля), существенно различаются.

Анализ приведенных выше данных показывает, что общая ситуация зависит от размера отрасли, внутриотраслевого распределения занятости между малыми и большими предприятиями, а также темпов реструктуризации (т.е. скорости увеличения доли занятых на малых предприятиях за счет сокращения доли занятых на крупных). В тех случаях когда рост рабочих мест обусловлен прежде всего созданием новых конкурентоспособных производственных единиц, этот процесс напоминает то, что Шумпетер назвал «созидательным разрушением».

Обрабатывающая промышленность, в которой работает 13 млн человек (почти 20% всего занятого населения), является крупнейшим сектором российской экономики. Сегодня здесь наблюдается серьезный перекос в сторону крупных структур: почти 73% занятых работают на предприятиях со штатом более 100 человек (табл. 2). В последнее время в названном секторе наметился небольшой рост занятости (в 2002 г. - 3,4%). При этом, наиболее низкие темпы динамики характерны для самых маленьких и крупных хозяйственных объектов, а наивысшие присущи средним компаниям. Таким образом, подтверждается предположение, что основным источником роста занятости в стране являются малые и средние предприятия.

Наиболее правдоподобное объяснение этого факта в том, что в России, как и в других странах с переходной экономикой, совокупные темпы роста зависят от того, какой вклад вносят старые (унаследованные от прежней системы) и новые (созданные после начала преобразований) хозяйственные структуры. Большинство последних (в силу того, что только начинают свою деятельность) имеет небольшие размеры. Однако можно ожидать, что спустя несколько лет они разрастутся. Думается, что наблюдаемое извне увеличение числа малых (но не микро) предприятий как раз и отражает «взросление» сектора малых и средних предприятий

Особо следует отметить, что методы анализа эволюции структуры (с позиции концентрации) для рынка и производства отличаются. В первом случае основное внимание уделяется конкуренции и наличию потенциальных возможностей захвата рынка. Во втором измеряется либо распределение субъектов производства по размеру, либо по гео-

графическому признаку. Эта методологическая особенность является принципиальной при анализе функционирования высшей школы в России. Обратимся вновь к опыту промышленности.

Можно предположить, что в данных условиях очевидными направлениями эволюции рынка будут как бурный рост числа новых мелких компаний, в состав которых входит единственное предприятие, так и дальнейшее разукрупнение очень больших старых производственных структур. При равных условиях это приведет к дальнейшему снижению концентрации, что отчасти сегодня и наблюдается. Как показывает анализ статистических данных, в период между началом реформ и 2001 г. произошло заметное увеличение доли работающих на малых предприятиях. Так, в промышленности она (эти цифры относятся к производственным объектам с численностью персонала менее 101 человек) поднялась с 2,1 % в 1985 г. до 26,4 % в 2002 г. (т. е. почти до уровня США -31,4%). В то же время доля работающих на крупнейших предприятиях (2,5 тыс. занятых человек и более) упала с 49,1 до 29,3% в 2001 г. (что по-прежнему намного выше, чем в США - 8,8%).

Итак, по сравнению с США в России в начале переходного периода и после приватизации было очень мало крупных компаний. Для того чтобы здесь сформировалась аналогичная западным странам структура рынка, в ходе преобразований необходимо осуществлять горизонтальную интеграцию и слияния. И как свидетельствует практика, именно слияния и приобретения были основной движущей силой реструктуризации предприятий и консолидации рынка в России в последнее время.

Степень концентрации определяется не только по структуре занятых, но и по объему производимой и реализуемой продукции. Закономерен вопрос: насколько изменилась концентрация российского рынка с начала реформ до настоящего момента под этим углом зрения? Показатель размера рынка вычисляется как общий объем продаж всех работающих на нем компаний, деленный на объем производства медианного предприятия (среднего по ранжиру). Если сравнить по рассчитанному так показателю 1991 г. и 2001 г., то видно, что в ходе преобразований размер рынка увеличился, даже несмотря на значительное сокращение объема продаж в неизменных ценах.

Можно утверждать, что усилия правительства в сфере образования направлены на усиление горизонтальной интеграции (исследовательские университеты) и вертикально-горизонтальной региональной интеграции (университетские округа). Дальнейшая горизонтальная интеграция ведет к повышению концентрации образовательных компаний и возникновению научно-образовательных корпораций. Другими словами, в образовании предполагается осуществление процесса бизнес-империй

Экономика образования ♦ № 3, 2012

15

(финансово-промышленных групп), что в определенной мере отражает рыночный процесс горизонтальной интеграции.

С учетом специфики размещения учреждений образования по регионам сегодняшняя ситуация российской действительности по рассматриваемому вопросу весьма противоречива.

Но нельзя не отметить в порядке вывода, что двигателями процессов горизонтальной интеграции и консолидации учреждений образования являются экономические факторы. Наблюдаемые действия правительства в сфере образования являются результатом наличия среди членов правительства и их советников подавляющего большинства специалистов по промышленному производству (ситуация напоминает качественный состав Госплана СССР), которые и переносят на сферу образования методы организации и управления, свойственные промышленному производству

И здесь небезосновательны опасения по поводу того, что концентрация в образовании сродни концентрации в животноводстве (печальный опыт которой сегодня общеизвестен).

Добавим еще опасности, возникающие от монополизации (особенно для территорий с небольшим количеством населения).

Обратимся вновь к хозяйственной практике.

Как показывает анализ хозяйственной практики, большинство новых рабочих мест создается не на мик-ро-, а на малых и средних предприятиях. Такое положение характерно для всех отраслей и регионов. Можно предположить, что экономический рост и размер предприятий связаны причинно-следственной связью: отрасли, где существует множество мелких хозяйственных объектов, растут быстро, а отрасли, где рабочая сила сконцентрирована в крупных производственных структурах, развиваются медленнее или сокращаются. Создание и расширение новых предприятий обусловливают прогресс экономики.

Анализ статистических данных говорит о том, что территориальная концентрация предприятий

снижается по мере диверсификации экономической деятельности в регионах и разрушения жесткой системы территориального размещения производств.

Если опираться на опыт агломерации, накопленный в других странах, то можно предположить, что Россия находится на самом раннем этапе перестройки существующей структуры и появления первенцев новых видов деятельности (например, некоторых рыночных услуг) на территории разных субъектов Федерации. Однако ее экономика пока не пришла в равновесное состояние, в частности еще не выявились ключевые отрасли, которые могут обеспечить устойчивый рост.

Сегодня для российской промышленности в силу исторических причин характерно одновременное наличие крупных предприятий (чрезвычайно концентрированных отдельных производств) и мелких фирм. Это создает экономическое давление, стимулирующее консолидацию производства на корпоративном уровне. В результате в течение последнего десятилетия значительно усилилась горизонтальная интеграция. Во многих случаях она связана с увеличением числа и расширением деятельности финансово-промышленных групп. Последние формируются главным образом вокруг ресурсных отраслей и имеют в своем распоряжении гораздо больше средств, чем другие субъекты российской экономики. Поэтому небезосновательными кажутся опасения, что они займут доминирующее положение на рынке и монополизируют его.

Примечания

1 В силу имеющегося разночтения содержания понятий «фирма» и «предприятие» напомним, что отдельное предприятие (завод, фабрика или иной производственный объект) - это физическая производственная единица, тогда как фирма (компания) - юридическое лицо в общепринятом смысле. И в этом контексте, университет есть фирма.

2 Или, что, наверное, более правильно — между структурами нового и старого типа.

Chekmarev V. V.

HIGHER EDUCATION: ECONOMICS AND PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS (KSU of in the context of the evolution of higher education in Russia)

The article from the development of the Kostroma State University. Nekrasov justified economic-philosophicalfoundations of trends of higher education in Russia.

Keywords: Higher Education, VPO evolution in Russia, economic and philosophical grounds trends of higher education in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.