Научная статья на тему 'Высокотемпературные твердые смазочные покрытия в опорах скольжения'

Высокотемпературные твердые смазочные покрытия в опорах скольжения Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
1088
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ / ТРЕНИЕ / ТВЕРДЫЕ СМАЗОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Криони Николай Константинович

Рассматриваются вопросы прогнозирования триботехнических свойств (сил трения, долговечности) реальных подвижных сопряжений, работающих в условиях высоких температур и давлений, на стадии проектирования. В связи с широким использованием твердых смазочных покрытий (ТСП) в распространенных подвижных сопряжениях типа «вал-втулка» актуальной задачей является прогнозирование триботехнических свойств (сил трения, долговечности) в таких сопряжениях, которые работают в условиях высоких температур и удельных нагрузок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High-temperature lubricant solid films in sliding bearing

Questions of prediction of tribotechnical properties (friction force, durability) of real movable coupling working in high temperature and high pressure environment on design stage are considered. Because of wide using lubricant solid films in widespread movable coupling of shaft-bush type relevant problem is prediction of tribotechnical properties (friction force, durability) for coupling which works in high temperature and high unit load environment.

Текст научной работы на тему «Высокотемпературные твердые смазочные покрытия в опорах скольжения»

ТРЕНИЕ И ИЗНОС В МАШИНАХ

УДК 621.892

Н. К. КРИОНИ

ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ ТВЕРДЫЕ СМАЗОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ

В ОПОРАХ СКОЛЬЖЕНИЯ

Рассматриваются вопросы прогнозирования триботехнических свойств (сил трения, долговечности) реальных подвижных сопряжений, работающих в условиях высоких температур и давлений, на стадии проектирования. В связи с широким использованием твердых смазочных покрытий (ТСП) в распространенных подвижных сопряжениях типа «вал-втулка» актуальной задачей является прогнозирование триботехнических свойств (сил трения, долговечности) в таких сопряжениях, которые работают в условиях высоких температур и удельных нагрузок. Подшипники скольжения; трение; твердые смазочные покрытия; прогнозирование триботехнических свойств

КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ В ПОДШИПНИКАХ СКОЛЬЖЕНИЯ ПРИ ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ. ОСНОВНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ И РАСЧЕТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

При определении сил трения, возникающих в подшипниках скольжения с ТСП, принимали, что:

• подшипниковый узел состоит из вала с ТСП и втулки (рис. 1);

Рис.1. Расчетная схема подшипника скольжения с антифрикционным элементом, закрепленным на валу

• площадь контакта, образованная между валом с ТСП и втулкой, под нагрузкой N равна контурной площади касания, т. е. макроотклонения контактирующих поверхностей пренебрежимо малы;

• в пределах контурной площади контакта

взаимодействие вала с ТСП и втулки происходит в дискретных зонах фактического касания;

• возникающие в зонах фактического касания силы трения имеют молекулярно-механическую природу;

• твердость ТСП намного меньше твердости материалов вала и втулки;

• микронеровности поверхности втулки представляют собой шаровые сегменты одинакового радиуса Я, расположенные с постоянной плотностью на поверхности, а распределение вершин микронеровностей такое, что начальная часть кривой описывается функцией = Ьеу ;

• поверхностная и объемная температуры не отличаются;

• возникающие в зонах фактического касания напряжения не будут приводить к нарушению условий внешнего трения.

Величина силы трения, как показывает анализ [1, 2, 3, 4, 5], будет зависеть от вида деформаций в зонах фактического касания.

В работе [5] показано, что для исследуемых материалов при заданной удельной нагрузке в зонах фактического касания контакта будут реализовываться пластические деформации, обусловленные внедрением более жестких контактирующих элементов в менее жесткие. Внедрение происходит вследствие того, что микронеровности твердого тела намного тверже ТСП и относительные сближения велики.

Так как твердость материала, на который нанесено ТСП, намного больше твердости ТСП, то в тех случаях, когда процессы деформации будут сосредоточены в слое ТСП, в зонах фактического касания взаимодействующих тел будут реализо-

Контактная информация: (347)272-43-81

вываться и пластические деформации.

Коэффициент внешнего трения в подшипнике скольжения при пластическом ненасыщенном контакте, согласно [6], в зависимости от действующей нагрузки и конструктивно-технологических, материаловедческих и эксплуатационных характеристик равен:

/ - /м + /д - /м +

0,43Д°:

(рє з Е0,25)'

Я! 025Х0,5

(1)

где /м - молекулярная составляющая коэффициента трения; /д - деформационная составляющая коэффициента трения; Д - комплексная характеристика шероховатости; нв - твердость материала по Бринеллю; Р - нормальная нагрузка; ез -радиальный зазор в сопряжении вал-втулка; Я -номинальный радиус сопряжения; ! - длина

втулки; X-1 -Ці2 +(і-т2)-Е-, М-1, М2, Еъ Е2 - ко-

Е2

эффициенты Пуассона и модули упругости соответственно материалов вала и втулки.

Известно, что молекулярная составляющая /м коэффициента трения существенно зависит от параметров т0 и Ь, характеризующих физикохимическое состояние поверхностей трения, а также от фактического давления. Деформационная составляющая /д коэффициента трения в значительной степени зависит от шероховатости поверхности втулки, давления и физикомеханических свойств материалов втулки и вала.

ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТСП В ПОДШИПНИКАХ СКОЛЬЖЕНИЯ

В УСЛОВИЯХ ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУР

Согласно современным представлениям о трении реальных поверхностей [5], молекулярная составляющая коэффициента трения для шероховатой поверхности равна молекулярной составляющей коэффициента трения, определенной для единичного индентора. Деформационная составляющая коэффициента трения шероховатой поверхности определяется по известным микрогео-метрическим характеристикам и физикомеханическим свойствам. Как было установлено ранее [7], с изменением температуры молекулярная составляющая коэффициента трения, определяемая зависимостью средних касательных и нормальных напряжений от температуры, изменяется по сложной закономерности. Деформационная составляющая коэффициента трения для сопряжения вал-втулка с изменением температуры определяется согласно выражению (1). Таким образом, молекулярно-механическая теория

внешнего трения определяет коэффициент тре-

ния как сумму двух составляющих, поэтому он с изменением температуры должен изменяться по сложной закономерности, определяемой законами изменения молекулярной и деформационной составляющих коэффициента трения от температуры.

Перед настоящими исследованиями стояли следующие задачи: во-первых, экспериментально исследовать зависимость общего коэффициента трения для подвижного сопряжения «вал с ТСП -втулка» в температурном диапазоне внешнего трения; во-вторых, исходя из результатов установленных ранее закономерностей изменения молекулярной и деформационной составляющих коэффициента трения от температуры, установить справедливость основного уравнения молекулярно-механической теории внешнего трения для пары вал с ТСП - втулка, т. е. оценить соответствие экспериментально определенных значений коэффициента трения и значений, полученных суммированием молекулярной и деформационной составляющих коэффициента трения. Результаты исследований приведены на рис. 2, 3.

Из рисунков видно, что с повышением температуры от нормальной и выше коэффициент трения уменьшается, проходит через минимум, а затем с той или иной интенсивностью начинает увеличиваться. Повышение коэффициента трения обусловлено резким изменением физикомеханических свойств связующего вещества и окислением антифрикционного наполнителя.

Рис. 2. Зависимость коэффициента трения от температуры (1 - вал 1Х18Н10Т, втулка 1Х18Н10Т, покрытие ВНИИНП-229; 2 - вал 1Х18Н10Т, втулка 1Х18Н10Т, покрытие СТС-4; 3 - вал 1Х18Н10Т, втулка 1Х18Н10Т, покрытие ЦВСП-3с; 4 - вал ХН60ВТ, втулка ХН60ВТ, покрытие ВНИИНП-229; 5 - вал ХН60ВТ, втулка ХН60ВТ, покрытие СТС-4)

Характерным для зависимости коэффициента трения от температуры является разброс его экспериментальных значений. Так, при нормальной температуре кривые построены по значениям, определенным с точностью ±(5-11)%. При повышении температуры и понижении коэффици-

0,25

ента трения разброс несколько снижается, вплоть до минимума, достигая ±(3-5)%, однако с повышением коэффициента трения разброс увеличивается. Температурный диапазон исследований ограничивался работоспособностью подвижного сопряжения. Изменение коэффициента трения регистрировалось, начиная с момента страгива-ния и кончая возникновением задира. Установившееся рабочее значение коэффициента трения сохраняется в течение значительной доли времени работы ТСП - (90-95)%, и непосредственно перед задиром коэффициент трения необратимо растет. Этот процесс по времени составляет (1018) с.

/м /д /

; ^

К. ) "

Ї -

і

Т'4 1

20 100 200 300 400 500 Т, С

Рис. 3. Зависимость коэффициента трения и его составляющих от температуры (вал - 1Х18Н10Т, втулка - ХН55ВМКЮ, покрытие - ВНИИНП-229) составляющие коэффициента трения: 1 - молекулярная;

2 - деформационная; 3 - общий коэффициент трения

/

001 0 015 002 0 025 0 03 єі-мх

Рис. 4. Зависимость коэффициента трения от радиального зазора ез (Ы = 3400Н; Д = 5,5-10-2; покрытие -СТС-4(а); вал - 1Х18Н10Т; втулка - 9Х18;): 1 - 20°С;

2 - 100°С; 3 - 200°С; 4 - 400°С; 5 - 500°С; 6 - 550°С

Для более полного представления характера зависимости коэффициента трения в сопряжении вал-втулка от температуры эксперименты проводились в широком диапазоне нормальных нагрузок Ы, радиальных зазоров е и комплексных характеристик шероховатости Д, обеспечивающих условие пластического контакта [5, 6]. По результатам исследований строились зависимости в координатах/ - Ы,/ - Д и/ - е. На рис. 4-6 приведены эти зависимости для ряда температур.

Рис. 5. Зависимость коэффициента трения от комплексной характеристики шероховатости Д (Ы =

= 3400Н; ез = 0,02 мм; покрытие ВНИИНП-229; вал 1Х18Н10Т; втулка 9Х18): 1 - 20°С, 2 - 100°С,

3 - 200°С, 4 - 400°С

Рис. 6. Зависимость коэффициента трения от нормальной нагрузки N (ез = 0,015 мм; А = 5,540-2; покрытие ВНИИНП-229, вал 1Х18Н10Т; втулка 9Х18): 1 - 20°С; 2 - 100°С; 3 - 200°С;

4 - 300°С; 5 - 400°С

Таким образом, предложенная формула (1) с достаточным приближением позволяет прогнозировать коэффициент трения в сопряжении «вал с ТСП - втулка» в широком интервале температур.

ОЦЕНКА ДОЛГОВЕЧНОСТИ СОПРЯЖЕНИЯ ВАЛ С ТСП-ВТУЛКА С УЧЕТОМ ТЕМПЕРАТУРЫ

Анализ долговечности работы сопряжения «вал с ТСП - втулка» (рис. 7) показал, что при удельных давлениях 55 МПа, скорости скольжения 0,1 м/с и комплексной характеристике шероховатости А = '7,2-10-2 наибольшая долговечность работы подвижных сопряжений с исследуемыми ТСП наблюдалась при температуре, соответствующей минимуму коэффициента трения. Для ТСП ВНИИНП-229 это соответствовало температуре 180°С, а ТСП СТС-4 и ЦВСП-Зс - (250-280)°С. Указанные обстоятельства позволяют судить о наличии у каждого покрытия диапазона оптимальных по долговечности температур, смещающихся в сторону высоких температур при повышении термостойкости антифрикционного наполнителя и способности связующего вещества сохранять свои физико-механические свойст-

ва, так как деструкция связующего неминуемо ведет к разрушению всего покрытия.

■: -I------------------------

20 300 600 т, С

Рис. 7. Зависимость работоспособности ТСП от температуры: (вал ХН77ТЮ, втулка ХН55ВМКЮ;

Р = 55МПа) для покрытия: 1 - ВНИИНП-229;

2 - ЦВСП-3с; 3 - СТС-4

Значения этих температур можно прогнозировать по результатам триботехнических исследований коэффициента трения. На всех испытанных образцах ТСП разрушается идентично. Вначале покрытие уплотняется, при этом происходит незначительное осыпание материала покрытия, преимущественно наполнителя, в виде мелкодисперсного порошка. Затем ТСП становится глянцевым, а с повышением температуры испытания «блеск» рабочей поверхности ТСП увеличивается. Поверхность ТСП ВНИИНП-229 с повышением температуры меняет свой цвет от темного (исходного) до светло-серого.

В условиях высоких температур, несмотря на размягчение связующего вещества, ТСП еще остается работоспособным до тех пор, пока не создается непосредственный металлический контакт. Непосредственно перед возникновением металлического контакта ТСП отшелушивается в виде чешуек, после чего часть материала ТСП налипает на контртело, другая часть, перемещаясь по «дорожке трения», забивает зазор и оказывает разрушающее действие на покрытие. В результате металлическая поверхность обнажается, происходит схватывание, вырыв частиц металла, которые «пропахивают» канавку в рабочей зоне вала и втулки, что приводит к задиру на поверхностях трения.

ВЫВОДЫ

1. Установлено, что подвижные сопряжения «вал с ТСП - втулка» (подшипники скольжения) обеспечивают наиболее высокую долговечность при работе в критическом диапазоне температур (для ВНИИНП-229 - 180-220оС, для ЦВСП-3с и СТС-4 - 280-320оС). Это позволяет оптимизировать по триботехническим параметрам работу

высокотемпературных подвижных сопряжений с ТСП на стадии их проектирования.

2. На основании результатов исследования триботехнических свойств ТСП в подшипнике скольжения предложена и экспериментально проверена формула определения коэффициента трения в сопряжении «вал с ТСП - втулка» при высоких температурах.

3. Предложенная формула с достаточным приближением позволяет прогнозировать коэффициент трения в сопряжении вал с ТСП-втулка.

4. Показано, что диапазон оптимальных, по долговечности, температур смещается в сторону высоких температур при повышении термостойкости антифрикционного наполнителя и способности связующего вещества сохранять свои физико-механические свойства. Значения этих температур можно прогнозировать по результатам триботехнических исследований коэффициента трения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ворович, И. И. Неклассические смешанные задачи теории упругости / И. И. Ворович, В. М. Александров, В. А. Бабешко. М.: Наука, 1974. 455 с.

2. Воронков, Б. Д. Подшипники сухого трения / Б. Д. Воронков. Л.: Машиностроение, 1979. 223 с.

3. Горячева, И. Г. Механика фрикционного взаимодействия / И. Г. Горячева. М.: Наука, 2001. 478 с.

4. Горячева, И. Г. Влияние покрытия на контактные характеристики радиальных подшипников скольжения / И. Г. Горячева, М. Н. Добычин // Трение и износ. 1984. Т. V, № 3. С. 124-131.

5. Крагельский, И. В. Трение и износ / И. В. Крагельский М.: Машиностроение, 1968. 480 с.

6. Крагельский, И. В. Узлы трения машин / И. В. Крагельский, Н. М. Михин. М.: Машиностроение, 1984. 280 с.

7. Криони, Н. К. Оптимизация по триботехническим параметрам работы высокотемпературных подшипников скольжения с твердыми смазочными покрытиями / Н. К. Криони. М.: Машиностроение, 2004. 157 с.

ОБ АВТОРЕ

Криони Николай Константинович, проф., прорект. УГАТУ. Дипл. инж-мех. по техн. маши-ностр. (УАИ, 1971). Д-р техн. наук по трению и износу в машинах (РГУПиГ им. И. М. Губкина, 1985). Иссл. в обл. трибологии контактн. взаимодейств., методики и орг-ции учеб. процесса в высш. школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.