Научная статья на тему 'Высокотехнологичные компании как фактор стратегического развития отечественной экономики'

Высокотехнологичные компании как фактор стратегического развития отечественной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3872
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ КОМПАНИИ / HIGH-TECH COMPANIES / ХАЙТЕК / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STRATEGIC DEVELOPMENT / ТОЧКИ РОСТА / GROWTH AREAS / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGES / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / HIGH-TECH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Востриков Владислав Сергеевич

В статье рассмотрены основные характеристики высокотехнологичных компаний, показана их роль в качестве локомотивов отечественной экономики, предложены варианты решений для развития в условиях новых экономических реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High-tech companies as a factor in strategic development of the domestic economy

The article describes the main characteristics of high-tech companies, shows their role as national economy engines, and offers certain solutions for their development in the context of new economic realities.

Текст научной работы на тему «Высокотехнологичные компании как фактор стратегического развития отечественной экономики»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Востриков В.С.

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Высокотехнологичные компании как фактор стратегического развития отечественной экономики

АННОТАЦИЯ:

В статье рассмотрены основные характеристики высокотехнологичных компаний, показана их роль в качестве локомотивов отечественной экономики, предложены варианты решений для развития в условиях новых экономических реалий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: высокотехнологичные компании, хайтек, стратегическое развитие, точки роста, конкурентные преимущества, конкуренция

JEL: R11, R58, ООО

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Востриков В.С. Высокотехнологичные компании как фактор стратегического развития отечественной экономики // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 4. — с. 473-484. — http://journals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/205/

Востриков Владислав Сергеевич, аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; специалист по развитию бизнеса ООО «Майкрософт Рус» (vsvostrikov@list.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 23.03.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.04.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

http://iournals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/205/

(с) Востриков В.С. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

Экономические и политические вызовы последнего времени, необходимость ускоренного импортозамещения, потребность в разработке инновационной, конкурентоспособной продукции при значительном ограничении внешних факторов роста и т.д. обострили необходимость развития отечественного высокотехнологичного бизнеса.

Общеизвестно, что в периоды турбулентности инновации являются важнейшим внутренним резервом экономического роста страны, а высокотехнологичные компании (далее ВТК) - локомотивами, способными вывести экономику на траекторию технологического прорыва.

Основные характеристики высокотехнологичных компаний

Теоретический анализ работ, посвященных деятельности ВТК, позволяет сделать вывод о том, что понятие «высокотехнологичная компания» в экономической науке в настоящее время:

— используется, в основном, в контексте инновационной деятельности экономических субъектов;

— в большинстве случаев отожествляется с аббревиатурой хайтек (high-tech);

— стоит в одном ряду с такими понятиями, как «прорывные», «ключевые», «критические», «наукоемкие», «стратегически важные» и т.д.;

— рассматривается как форма организации бизнеса по созданию, производству, коммерциализации продукции более высокого, ориентированного на перспективу уровня;

— конгруэнтно понятию «экономика знаний»;

— является детерминирующей формой организации бизнеса в опережающей стратегии достижения и удержания лидерских позиций на внутреннем и внешнем рынках и т.д. [4, 7, 11].

В научно-прикладных исследованиях в качестве наиболее общепринятых критериев высокотехнологичности рассматриваются: уровень наукоемкости; наукоотдача; инновационный индекс; индекс высоких технологий (И.Э Фролов, М.А. Бендиков, Е.А. Семенов, В.В. Вовченко, А.А. Лаптев и др.).

Исследователи ВТК предлагают также различать их по численности занятых работников, обороту компании в денежном выражении, размеру уставного капитала, стоимости капитального

имущества и т.д. Распространенным критерием является численность занятого в компании персонала, что дает возможность дифференцировать их на малые, средние, крупные. Такой подход меньше всего подвержен влиянию отраслевых, страновых особенностей, отличается стабильностью, прозрачностью, простотой, надежностью [2, 3, 7].

Феномен высокотехнологичных компаний связан с тем, что их деятельность носит разносторонний, как правило, межотраслевой характер, при этом каждая, помимо отраслевых особенностей, имеет специфические черты, придающие ей уникальность. По мнению Е.В. Игнатова, к таким компаниям следует относить организации, создающие и/или использующие наукоемкие технологии для производства высокотехнологичного продукта [4].

Татаринцева И.В., Васин А.В. подчеркивают, что именно продукция отражает признаки высокотехнологичности: новизну, техническую сложность, производство на базе новейших технологий, уникальную комбинацию признаков, короткий жизненный цикл, ориентацию на формирование инновационного рыночного спроса [11].

Другие авторы обращают внимание на то, что продукция может считаться высокотехнологичной при условии, если в производстве участвуют специалисты высокого образовательного и профессионального уровня, сами изделия и/или технологии содержат элементы ноу-хау (know-how), значительную роль на всех этапах создания и вывода на рынок, наряду с материальными, играют нематериальные активы [8].

Высокая технологичность как приносящая прибыль деятельность представляет собой процесс, в результате которого достижения из области научных исследований и разработок переводятся в сферу бизнеса, увеличивая тем самым производительность и экономическую эффективность компании [8].

Таким образом, основные характеристики ВТК представляют собой совокупность следующих признаков:

— ориентация на прогрессивные научные достижения в основных (или большинстве) сферах деятельности компании — разработке, технологиях, производстве продукции, маркетинге, качестве человеческих ресурсов, управлении персоналом и т.д.;

— конфиденциальность информации, наличие коммерческой тайны, трудно реплицируемой продукции, которые объективно

ограничивают количество организаций, способных использовать конкурентные преимущества, обусловленные высокой

технологичностью;

— производство и коммерциализация продукции, отличающейся новизной, ориентацией на перспективу, высокими/уникальными потребительскими свойствами, наукоемкостью не менее 3,5%, капиталоемкостью, оптимальным соотношением затрат и прибыли, многофункциональностью, универсальностью, коротким жизненным циклом;

— экономически целесообразная рентабельность производства, обусловленная уникальностью продукции, высокой производительностью и качеством труда, привлекательностью для инвесторов;

— быстрый темп изменений, совершенствования продукции, технологий, стимулирующих новые исследования и порождающих кумулятивный эффект инновационного совершенствования и развития ВТК;

— высокая квалификация, мобильность, гибкость, уникальность, взаимодополняемость компетенций сотрудников, специалистов, технического персонала;

— постоянное взаимодействие/интеграция с институтами развития, научной, образовательной средой;

— потребность в объединения ресурсов с разнопрофильными и разноотраслевыми субъектами предпринимательской и научной деятельности из-за высокого уровня наукоемкости и капиталоемкости продукции [2, 4, 8, 11].

Из представленного выше следует, что высокотехнологичная компания — это форма организации бизнеса, с целью объединения ресурсов для разработки, производства и коммерциализации многофункциональной наукоемкой, содержащей ноу-хау продукции, отличающейся оптимальным соотношением экономических выгод и рисков, создающих кумулятивный эффект инновационного развития.

Положение отечественных ВТК на мировом рынке высоких технологий

Результаты системных исследований в области инновационной деятельности и инновационной активности организаций промышленного производства, сферы услуг, сектора научных исследований и разработок нашей страны показывают, что к началу 2013 года на мировом рынке

высоких технологий позиции России были ослаблены, по многим показателям отставали от экономически развитых стран, и в настоящее время ситуация остается сложной [5, 9]. Например, одним из ключевых индикаторов инновационной деятельности, характеризующих потенциал технологической модернизации и прогрессивного развития экономики государства, является активность в сфере инноваций. Она характеризует степень участия компании в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени. Для нашей страны чрезвычайно низким является совокупный уровень инновационной активности организаций — 10,4%, в то время, как в Германии он достиг 79,9%, в Бельгии - 60%, в Финляндии — 55—57%, в Японии - 69,8%, в Канаде - 65%, и т.д. [5]. Вместе с тем, в последнее десятилетие предприятия, деятельность которых находилась в секторах связи, вычислительной техники, инновационных технологий, пережив этап стремительного роста и модернизации, показывали более высокий, в интервале 12—15%, по сравнению с промышленным производством, уровень инновационной активности. Наивысшие значения индикатора инновационной активности России характерны для высокотехнологичных секторов. Например, в последние годы он достиг 29%, приближаясь к среднеевропейским показателям. К самой высокой планке — 36,3%, подошли производители аппаратуры для радио, телевидения и связи; летательных и космических аппаратов — 33,6% [5, 9].

Одной из особенностей инновационной активности в российской экономике стала её прямая зависимость от размера предприятия. Среди компаний с численностью персонала до 49 человек, доля технологических инноваторов составила 1,2%; от 50 до 99 чел. — 4,6%; от 5000 до 9999 чел. — до 70,1%; свыше 10000 чел. — 76,6% [9]. Отсюда видно, что основная часть отечественных ВТК относится к средним и крупным, поэтому именно они обладают наибольшими ресурсами, для того, чтобы стать инновационными локомотивами современной отечественной экономики.

Характерной чертой инновационной активности

промышленности в последние годы была её реализация, в значительной степени за счет приобретения машин и оборудования (доля предприятий, отдающих этому предпочтение, составляла 63,3%), что привело к утрате приоритетности инновационной базы. Если в 1995 году 58% организаций (т.е. наибольшее их число) было занято выполнением

исследовательских работ, то в последние годы эта доля сократилась до 34,6%. Исключением до настоящего времени являются высокотехнологичные отрасли, где более половины предприятий ведут собственные исследовательские работы [9].

Точки роста отечественного высокотехнологичного бизнеса

В последние несколько лет, вплоть до наступления кризиса 2014 года, государством предпринимались и продолжают предприниматься усилия для модернизации экономики на основе технологических инноваций. В рамках реализации ряда государственных программ и проектов были заложены основы национальной инновационной системы, предприняты меры по развитию сектора исследований и разработок, формированию и созданию объектов инновационной инфраструктуры: на средства государственного бюджета было создано более 100 центров трансферта технологий, 34 инновационных бизнес-инкубатора, 140 центров технологических инноваций и технопарков, 63 федеральных центра коллективного пользования научным оборудованием, 12 технопарков в 11 субъектах Российской Федерации и т.д. [1].

Инновационным центром «Сколково» в 2013 году было подписано 35 соглашений с индустриальными партнерами, такими как Nokia, Siemens, Microsoft, Cisco, Лукойл, Росатом и др., которые, в свою очередь, открывают на его территории 30 центров НИОКР для работы более 3 тысяч сотрудников [12]. Параллельно шел процесс становления институтов развития в данной сфере.

Предпринимаемые меры с разной степенью эффективности активизировали процессы становления и развития, прежде всего, среднего высокотехнологичного бизнеса. Подтверждением этому являются результаты рейтинга средних высокотехнологичных быстроразвивающихся компаний «ТехУспех», который начал ежегодно проводиться, начиная с 2012 года, ОАО «РВК» в партнерстве с Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР), АКС «PwC», Внешэкономбанком, МСП Банком.

Минимальный возраст компаний-участников составил 4 года. Показатели за 3 последних года выглядели следующим образом: средние затраты на НИОКР — не менее 5%, на технологические инновации — 10% и более от выручки; каждая вывела на российский рынок как минимум один новый/существенно улучшенный продукт, основанный

на интеллектуальной собственности компании, подтверждённой охранными документами; доля выручки от продаж новой продукции составила 30% и более за последний год — от 100 млн руб. до 10 млрд руб.; среднегодовой темп роста выручки составил не менее 15%, и т.д. [10,12].

По отраслевой принадлежности 36% компаний-лидеров представляли сферу машиностроения, приборостроения и электротехники, 20% — рынок ИКТ, 16% — фармацевтику и медицинскую технику, 12% — сферу строительства и материалов, 8% — химию и экологию и 8% — энергетику и нефтегазовые отрасли, что позволяет сделать вывод о наибольшей готовности этих отраслей к ускоренному стратегическому развитию [12].

Ключевыми факторами успеха лидеров являются: качество и конкурентоспособность человеческих ресурсов и продукции (в среднем, в каждая компания имеет 22 патента); способность превращать образовательный и научный потенциал в источники экономического роста (в объеме выручки от реализации продукции доля новых изделий составляет 57%); ориентация как на отечественного, так и на зарубежного потребителя (72% ВТК экспортируют продукцию на зарубежные рынки); способность самостоятельно наращивать инвестиционный потенциал (большинство компаний развиваются за счет собственных средств и уникальной продукции), что делает их менее уязвимыми в периоды нестабильности.

Несмотря на снижение темпов роста после наступления кризиса (в предшествующий период он составлял 50% и 70%), средним ВТК удалось сохранить этот показатель на уровне 25% [12]. В настоящее время, в условиях ухудшения инвестиционного климата, именно средние ВТК имеют наибольшую возможность перейти в разряд крупных высокотехнологичных предприятий, создать необходимую синергию для скачка на новый качественный уровень.

Некоторые организационные проблемы ВТК и возможности их решения в условиях изменившейся геополитической ситуации

Изменившаяся геополитическая ситуация, потребность в ускоренном импортозамещении, поворот в сторону деиндустриализации экономики и т.д. обусловили необходимость пересмотра общей стратегии развития высокотехнологичного производства, ревизии

факторов неэффективности реализации государственных программ и проектов в области науки и инноваций, выявления узких мест в деятельности институтов развития, переформатирования сложившейся системы инвестирования, законодательства, управления, и т.д., в большей степени ориентированных, в предыдущий период, на международное сотрудничество.

В настоящее время основной круг проблем отечественных ВТК носит системный характер, находится в финансовой, законодательной, кадровой, организационной сферах, которые решаются, но без необходимой в условиях новой геополитической ситуации динамики и мобильности. В основной своей массе они малоэффективны, формальны, часто тяготеют к имитационной модели управления. Формат статьи позволяет остановиться только на некоторых организационных проблемах, которые могут быть решены в ближней перспективе и предложить наше видение возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации.

В настоящее время политика в области развития инноваций и высокотехнологичного бизнеса представляет собой набор мер, не связанных в единую систему, недостаточно скоординированных, не задающих ясных для всех участников рынка векторов движения, что в целом не производит эффекта синергии, позволяющего выйти на прорывной уровень.

Модель «открытых инноваций», сущностью которой является интенсивное использование интеллектуального капитала, потоков технологий, знаний, тесное взаимодействие партнеров друг с другом, квалификация и мобильность персонала, гибкость ведения бизнеса, сотрудничество с внешними контрагентами и т.д., формально реализуется, но её результаты не очевидны.

В условиях новых геополитических вызовов необходима, прежде всего, государственная идеология (или национальная идея) высокотехнологичности и предпринимательства как факторов государственной безопасности и стратегического развития отечественной экономики; постоянная фокусировка общественного сознания на необходимости за короткий период сделать значительный рывок к высокотехнологичному лидерству; мобилизация и консолидация всех видов ресурсов - научных, интеллектуальных, финансовых, управленческих, очевидных, непроявленных и т.д. как факторов формирования собственного пути к устойчивому и

долговременному экономическому лидерству (что не исключает адаптацию лучшего мирового опыта к отечественным историческим и социально-экономическим особенностям, расширение международного сотрудничества на тех рынка, где это возможно).

Решить эти задачи может, по нашему мнению, создание единого органа государственного управления научно-технологическим комплексом страны. Инициатива снизу, когда ВТК разрабатывают и предлагают продукцию, которая, по их расчетам, перспективна для рынка и важна для страны, должна в то же время направляться сверху на основе, например, национальной «дорожной карты», соединяющей воедино наработки, ресурсы, задающей четкое видение инновационным контрагентам перспектив гражданского высокотехнологичного производства.

Для того чтобы участвовать в программах импортозамещения, разрабатывая продукцию нового экономического уклада, инноваторам, предпринимательскому сообществу необходимо знать, что именно предполагается замещать в ближней средней, дальней перспективе. Задать такой ориентир может, например, общедоступный национальный реестр продукции, подлежащей замещению.

Сдерживающим фактором является ограниченность спроса на отечественную высокотехнологичную продукцию. В последние годы государством и институтами развития основное внимание уделялось поддержке инноваций в ущерб стимулированию потребности в отечественных инновационных товарах, в результате чего произошел перекос в системе «спрос-предложение». Часто, приобретая зарубежные изделия, потребители, ориентированные на раскрученные иностранные бренды, не знают о существовании отечественных аналогов, в том числе имеющих конкурентные преимущества. Для самостоятельного продвижения своей продукции региональным ВТК, прежде всего, часто не хватает финансовых, информационных ресурсов, опыта, навыков, грамотных специалистов и т.д. Кроме этого, им не под силу одномоментно изменить сформировавшиеся в общественном сознании за длительный период иностранной маркетинговой интервенции (успешной и во многом справедливой) установки на восприятие отечественной продукции как устаревшей, не престижной и т.д.

Мерой, способной отчасти смягчить проблему в короткий срок, может стать создание региональных, а затем и федерального портала (виртуальной ярмарки) инновационных предложений, что позволит на

этой основе сформировать национальный банк гражданских высокотехнологичных ресурсов, облегчить доступ к отечественным разработкам широкому кругу потребителей и потенциальных инноваторов с разными возможностями, создать универсальную платформу для кооперации всех заинтересованных лиц и организаций.

В настоящее время отечественные инновационные контрагенты испытывают значительные организационно-психологические

затруднения, связанные с самоорганизацией и кооперацией. Причин здесь несколько: недоверие к партнерам, неудовлетворительный внутренний менеджмент, низкая конкуренция во многих сегментах внутреннего рынка, несформированность навыков ведения бизнеса на основе новых моделей и т.д. Значительная часть (65,4%) предприятий ориентируются на собственные силы либо партнеров в составе групп, к которым они принадлежат при разработке инновационной продукции, и только треть активно взаимодействуют с другими организациями [6].

Импульс к развитию более динамичной научно-технологической кооперации может дать отдельный федеральный проект, побуждающий к созданию в стране сети высокотехнологичных научно-производственных альянсов через механизмы выстраивания, под патронажем государства, контактов между представителями всех цепочек создания наукоемкой продукции, в том числе с участием государственных ВТК и оборонных предприятий.

В сегодняшней ситуации на первый план выходит кадровая проблема, решить которую, в значительной степени, может целевая программа подготовки (и переподготовки) менеджеров для работы в высокотехнологичном бизнесе («высокотехнологичных продюсеров») -инициативных, готовых к сложной координационной работе, умеющих создавать синергию на основе комбинации интеллектуальных ресурсов, обладающих широким кругом компетенций (технологических, финансовых, юридических, управленческих, коммуникативных и т.д.). Для их ускоренной подготовки на ближайшую перспективу можно ввести специализацию в существующие магистерские программы «Управление проектами».

В переходный период кадровая проблема может быть частично решена за счет привлечения в ВТК и региональные структуры неиспользованного до настоящего времени ресурса — отечественных специалистов, работающих в зарубежных компаниях, базирующихся на территории нашей страны. Система отбора персонала в таких компаниях

отличается очень жесткими требованиями к профессиональным и универсальным компетенциям претендентов, поэтому основную часть работников составляют выпускники лучших отечественных вузов, большинство из которых имеют двойное образование, ученые степени. По разным причинам оставшись и продолжая работать в своей стране, они хорошо знакомы с современным наукоемким производством (как отечественным, так и зарубежным), обладают опытом реализации высокотехнологичных проектов (в том числе в условиях кросскультурных команд), уникальными технологическими, техническими, управленческими компетенциями, неоднократно стажировались и обменивались знаниями в материнских компаниях. Большинство отличаются жесткой самодисциплиной и самоорганизацией, хорошей языковой подготовкой, знанием законодательства и культурных особенностей не только страны базирования компании, но и стран-партнеров, связями с зарубежными коллегами и т.д.

Заключение

В настоящее время многие иностранные компании сокращают либо реструктурируют бизнес в России, что создает благоприятную возможность естественным образом интегрировать высвобождающиеся человеческие ресурсы в отечественные высокотехнологичные структуры и предотвратить потенциальную утечку специалистов за рубеж. При целесообразной кадровой политике данная группа может внести достойный вклад в развитие отечественного высокотехнологичного рынка.

Перечисленные организационные проблемы не являются исчерпывающими, но их решение способно ускорить динамику развития высокотехнологичных компаний (во взаимосвязи с изменениями законодательства, финансовой, налоговой и т.д. политики) и сделать значительный рывок в стратегическом развитии отечественной экономики.

ИСТОЧНИКИ:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12. 2011 № 2227-р «Об

утверждении стратегии инновационного развития Российской Федерации на

период до 2020 года»

2. Бендиков М.А. Фролов И.Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и

перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 2.

3. Дадминов Д.Д., Сактоев В.Е. Региональные аспекты взаимодействия структур

образования и малого бизнеса в использовании инноваций: Монография. — СПб: Питер, 2013. — 164 с.

4. Игнатов Е.В. Особенности и направления совершенствования стоимостной оценки

высокотехнологичных компаний: Дисс...к.э.н.: 08.00.10. — М.:, 2009. — 192 с.

5. Индикаторы инновационной деятельности: 2013: Статистический сборник. — М.: НИУ

«ВШЭ», 2013. — 472 с.

6. Инновационная активность субъектов инновационного процесса. Мониторинг:

Информационный бюллетень НИУ «ВШЭ» и Института статистических исследований и экономических знаний. — 2015. — № 3.

7. Лаптев А.А. Понятие «высокотехнологичной компании» в современной

макроэкономической теории // Качество. Инновации. Образование. — 2008. — № 1. — С. 62-68.

8. Мельников О.Н., Куркотова Н.Ю. Факторы, влияющие на управление формированием

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нематериальных активов высокотехнологичных предприятий // Российское предпринимательство. — 2004. — № 10 (58). — С. 65-71.

9. Российский инновационный индекс / Под ред. Л.М. Гохберга. — М.: НИУ «ВШЭ», 2011.

— 84 с.

10. Рейтинг «ТехУспех» — 2013.

11. Татаринцева И.В. Модель информационного обеспечения стратегии продаж

инновационного товара / И.В. Татаринцева, А.В. Васин, В.А. Татаринцев // Вестник Брянского государственного технического университета. — 2008. — № 4. — С. 7683.

12. Фомичев О.В. Роль институтов развития возрастает// Russian Venture Chronicle. —

2014. — №3. — С.10-19.

Vladislav S. Vostrikov, Business Development Specialist, Microsoft Rus, LLC, Postgraduate of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

High-tech companies as a factor in strategic development of the

domestic economy

ABSTRACT:

The article describes the main characteristics of high-tech companies, shows their role as national economy engines, and offers certain solutions for their development in the context of new economic realities.

KEYWORDS: high-tech companies, high-tech, strategic development, growth areas, competitive advantages, competition

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.