ИССЛЕДОВАНИЕ
Востриков В.С.
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Высокотехнологичные компании как фактор стратегического развития отечественной экономики
АННОТАЦИЯ:
В статье рассмотрены основные характеристики высокотехнологичных компаний, показана их роль в качестве локомотивов отечественной экономики, предложены варианты решений для развития в условиях новых экономических реалий.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: высокотехнологичные компании, хайтек, стратегическое развитие, точки роста, конкурентные преимущества, конкуренция
JEL: R11, R58, ООО
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Востриков В.С. Высокотехнологичные компании как фактор стратегического развития отечественной экономики // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 4. — с. 473-484. — http://journals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/205/
Востриков Владислав Сергеевич, аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; специалист по развитию бизнеса ООО «Майкрософт Рус» ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 23.03.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.04.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:
http://iournals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/205/
(с) Востриков В.С. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Экономические и политические вызовы последнего времени, необходимость ускоренного импортозамещения, потребность в разработке инновационной, конкурентоспособной продукции при значительном ограничении внешних факторов роста и т.д. обострили необходимость развития отечественного высокотехнологичного бизнеса.
Общеизвестно, что в периоды турбулентности инновации являются важнейшим внутренним резервом экономического роста страны, а высокотехнологичные компании (далее ВТК) - локомотивами, способными вывести экономику на траекторию технологического прорыва.
Основные характеристики высокотехнологичных компаний
Теоретический анализ работ, посвященных деятельности ВТК, позволяет сделать вывод о том, что понятие «высокотехнологичная компания» в экономической науке в настоящее время:
— используется, в основном, в контексте инновационной деятельности экономических субъектов;
— в большинстве случаев отожествляется с аббревиатурой хайтек (high-tech);
— стоит в одном ряду с такими понятиями, как «прорывные», «ключевые», «критические», «наукоемкие», «стратегически важные» и т.д.;
— рассматривается как форма организации бизнеса по созданию, производству, коммерциализации продукции более высокого, ориентированного на перспективу уровня;
— конгруэнтно понятию «экономика знаний»;
— является детерминирующей формой организации бизнеса в опережающей стратегии достижения и удержания лидерских позиций на внутреннем и внешнем рынках и т.д. [4, 7, 11].
В научно-прикладных исследованиях в качестве наиболее общепринятых критериев высокотехнологичности рассматриваются: уровень наукоемкости; наукоотдача; инновационный индекс; индекс высоких технологий (И.Э Фролов, М.А. Бендиков, Е.А. Семенов, В.В. Вовченко, А.А. Лаптев и др.).
Исследователи ВТК предлагают также различать их по численности занятых работников, обороту компании в денежном выражении, размеру уставного капитала, стоимости капитального
имущества и т.д. Распространенным критерием является численность занятого в компании персонала, что дает возможность дифференцировать их на малые, средние, крупные. Такой подход меньше всего подвержен влиянию отраслевых, страновых особенностей, отличается стабильностью, прозрачностью, простотой, надежностью [2, 3, 7].
Феномен высокотехнологичных компаний связан с тем, что их деятельность носит разносторонний, как правило, межотраслевой характер, при этом каждая, помимо отраслевых особенностей, имеет специфические черты, придающие ей уникальность. По мнению Е.В. Игнатова, к таким компаниям следует относить организации, создающие и/или использующие наукоемкие технологии для производства высокотехнологичного продукта [4].
Татаринцева И.В., Васин А.В. подчеркивают, что именно продукция отражает признаки высокотехнологичности: новизну, техническую сложность, производство на базе новейших технологий, уникальную комбинацию признаков, короткий жизненный цикл, ориентацию на формирование инновационного рыночного спроса [11].
Другие авторы обращают внимание на то, что продукция может считаться высокотехнологичной при условии, если в производстве участвуют специалисты высокого образовательного и профессионального уровня, сами изделия и/или технологии содержат элементы ноу-хау (know-how), значительную роль на всех этапах создания и вывода на рынок, наряду с материальными, играют нематериальные активы [8].
Высокая технологичность как приносящая прибыль деятельность представляет собой процесс, в результате которого достижения из области научных исследований и разработок переводятся в сферу бизнеса, увеличивая тем самым производительность и экономическую эффективность компании [8].
Таким образом, основные характеристики ВТК представляют собой совокупность следующих признаков:
— ориентация на прогрессивные научные достижения в основных (или большинстве) сферах деятельности компании — разработке, технологиях, производстве продукции, маркетинге, качестве человеческих ресурсов, управлении персоналом и т.д.;
— конфиденциальность информации, наличие коммерческой тайны, трудно реплицируемой продукции, которые объективно
ограничивают количество организаций, способных использовать конкурентные преимущества, обусловленные высокой
технологичностью;
— производство и коммерциализация продукции, отличающейся новизной, ориентацией на перспективу, высокими/уникальными потребительскими свойствами, наукоемкостью не менее 3,5%, капиталоемкостью, оптимальным соотношением затрат и прибыли, многофункциональностью, универсальностью, коротким жизненным циклом;
— экономически целесообразная рентабельность производства, обусловленная уникальностью продукции, высокой производительностью и качеством труда, привлекательностью для инвесторов;
— быстрый темп изменений, совершенствования продукции, технологий, стимулирующих новые исследования и порождающих кумулятивный эффект инновационного совершенствования и развития ВТК;
— высокая квалификация, мобильность, гибкость, уникальность, взаимодополняемость компетенций сотрудников, специалистов, технического персонала;
— постоянное взаимодействие/интеграция с институтами развития, научной, образовательной средой;
— потребность в объединения ресурсов с разнопрофильными и разноотраслевыми субъектами предпринимательской и научной деятельности из-за высокого уровня наукоемкости и капиталоемкости продукции [2, 4, 8, 11].
Из представленного выше следует, что высокотехнологичная компания — это форма организации бизнеса, с целью объединения ресурсов для разработки, производства и коммерциализации многофункциональной наукоемкой, содержащей ноу-хау продукции, отличающейся оптимальным соотношением экономических выгод и рисков, создающих кумулятивный эффект инновационного развития.
Положение отечественных ВТК на мировом рынке высоких технологий
Результаты системных исследований в области инновационной деятельности и инновационной активности организаций промышленного производства, сферы услуг, сектора научных исследований и разработок нашей страны показывают, что к началу 2013 года на мировом рынке
высоких технологий позиции России были ослаблены, по многим показателям отставали от экономически развитых стран, и в настоящее время ситуация остается сложной [5, 9]. Например, одним из ключевых индикаторов инновационной деятельности, характеризующих потенциал технологической модернизации и прогрессивного развития экономики государства, является активность в сфере инноваций. Она характеризует степень участия компании в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени. Для нашей страны чрезвычайно низким является совокупный уровень инновационной активности организаций — 10,4%, в то время, как в Германии он достиг 79,9%, в Бельгии - 60%, в Финляндии — 55—57%, в Японии - 69,8%, в Канаде - 65%, и т.д. [5]. Вместе с тем, в последнее десятилетие предприятия, деятельность которых находилась в секторах связи, вычислительной техники, инновационных технологий, пережив этап стремительного роста и модернизации, показывали более высокий, в интервале 12—15%, по сравнению с промышленным производством, уровень инновационной активности. Наивысшие значения индикатора инновационной активности России характерны для высокотехнологичных секторов. Например, в последние годы он достиг 29%, приближаясь к среднеевропейским показателям. К самой высокой планке — 36,3%, подошли производители аппаратуры для радио, телевидения и связи; летательных и космических аппаратов — 33,6% [5, 9].
Одной из особенностей инновационной активности в российской экономике стала её прямая зависимость от размера предприятия. Среди компаний с численностью персонала до 49 человек, доля технологических инноваторов составила 1,2%; от 50 до 99 чел. — 4,6%; от 5000 до 9999 чел. — до 70,1%; свыше 10000 чел. — 76,6% [9]. Отсюда видно, что основная часть отечественных ВТК относится к средним и крупным, поэтому именно они обладают наибольшими ресурсами, для того, чтобы стать инновационными локомотивами современной отечественной экономики.
Характерной чертой инновационной активности
промышленности в последние годы была её реализация, в значительной степени за счет приобретения машин и оборудования (доля предприятий, отдающих этому предпочтение, составляла 63,3%), что привело к утрате приоритетности инновационной базы. Если в 1995 году 58% организаций (т.е. наибольшее их число) было занято выполнением
исследовательских работ, то в последние годы эта доля сократилась до 34,6%. Исключением до настоящего времени являются высокотехнологичные отрасли, где более половины предприятий ведут собственные исследовательские работы [9].
Точки роста отечественного высокотехнологичного бизнеса
В последние несколько лет, вплоть до наступления кризиса 2014 года, государством предпринимались и продолжают предприниматься усилия для модернизации экономики на основе технологических инноваций. В рамках реализации ряда государственных программ и проектов были заложены основы национальной инновационной системы, предприняты меры по развитию сектора исследований и разработок, формированию и созданию объектов инновационной инфраструктуры: на средства государственного бюджета было создано более 100 центров трансферта технологий, 34 инновационных бизнес-инкубатора, 140 центров технологических инноваций и технопарков, 63 федеральных центра коллективного пользования научным оборудованием, 12 технопарков в 11 субъектах Российской Федерации и т.д. [1].
Инновационным центром «Сколково» в 2013 году было подписано 35 соглашений с индустриальными партнерами, такими как Nokia, Siemens, Microsoft, Cisco, Лукойл, Росатом и др., которые, в свою очередь, открывают на его территории 30 центров НИОКР для работы более 3 тысяч сотрудников [12]. Параллельно шел процесс становления институтов развития в данной сфере.
Предпринимаемые меры с разной степенью эффективности активизировали процессы становления и развития, прежде всего, среднего высокотехнологичного бизнеса. Подтверждением этому являются результаты рейтинга средних высокотехнологичных быстроразвивающихся компаний «ТехУспех», который начал ежегодно проводиться, начиная с 2012 года, ОАО «РВК» в партнерстве с Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР), АКС «PwC», Внешэкономбанком, МСП Банком.
Минимальный возраст компаний-участников составил 4 года. Показатели за 3 последних года выглядели следующим образом: средние затраты на НИОКР — не менее 5%, на технологические инновации — 10% и более от выручки; каждая вывела на российский рынок как минимум один новый/существенно улучшенный продукт, основанный
на интеллектуальной собственности компании, подтверждённой охранными документами; доля выручки от продаж новой продукции составила 30% и более за последний год — от 100 млн руб. до 10 млрд руб.; среднегодовой темп роста выручки составил не менее 15%, и т.д. [10,12].
По отраслевой принадлежности 36% компаний-лидеров представляли сферу машиностроения, приборостроения и электротехники, 20% — рынок ИКТ, 16% — фармацевтику и медицинскую технику, 12% — сферу строительства и материалов, 8% — химию и экологию и 8% — энергетику и нефтегазовые отрасли, что позволяет сделать вывод о наибольшей готовности этих отраслей к ускоренному стратегическому развитию [12].
Ключевыми факторами успеха лидеров являются: качество и конкурентоспособность человеческих ресурсов и продукции (в среднем, в каждая компания имеет 22 патента); способность превращать образовательный и научный потенциал в источники экономического роста (в объеме выручки от реализации продукции доля новых изделий составляет 57%); ориентация как на отечественного, так и на зарубежного потребителя (72% ВТК экспортируют продукцию на зарубежные рынки); способность самостоятельно наращивать инвестиционный потенциал (большинство компаний развиваются за счет собственных средств и уникальной продукции), что делает их менее уязвимыми в периоды нестабильности.
Несмотря на снижение темпов роста после наступления кризиса (в предшествующий период он составлял 50% и 70%), средним ВТК удалось сохранить этот показатель на уровне 25% [12]. В настоящее время, в условиях ухудшения инвестиционного климата, именно средние ВТК имеют наибольшую возможность перейти в разряд крупных высокотехнологичных предприятий, создать необходимую синергию для скачка на новый качественный уровень.
Некоторые организационные проблемы ВТК и возможности их решения в условиях изменившейся геополитической ситуации
Изменившаяся геополитическая ситуация, потребность в ускоренном импортозамещении, поворот в сторону деиндустриализации экономики и т.д. обусловили необходимость пересмотра общей стратегии развития высокотехнологичного производства, ревизии
факторов неэффективности реализации государственных программ и проектов в области науки и инноваций, выявления узких мест в деятельности институтов развития, переформатирования сложившейся системы инвестирования, законодательства, управления, и т.д., в большей степени ориентированных, в предыдущий период, на международное сотрудничество.
В настоящее время основной круг проблем отечественных ВТК носит системный характер, находится в финансовой, законодательной, кадровой, организационной сферах, которые решаются, но без необходимой в условиях новой геополитической ситуации динамики и мобильности. В основной своей массе они малоэффективны, формальны, часто тяготеют к имитационной модели управления. Формат статьи позволяет остановиться только на некоторых организационных проблемах, которые могут быть решены в ближней перспективе и предложить наше видение возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации.
В настоящее время политика в области развития инноваций и высокотехнологичного бизнеса представляет собой набор мер, не связанных в единую систему, недостаточно скоординированных, не задающих ясных для всех участников рынка векторов движения, что в целом не производит эффекта синергии, позволяющего выйти на прорывной уровень.
Модель «открытых инноваций», сущностью которой является интенсивное использование интеллектуального капитала, потоков технологий, знаний, тесное взаимодействие партнеров друг с другом, квалификация и мобильность персонала, гибкость ведения бизнеса, сотрудничество с внешними контрагентами и т.д., формально реализуется, но её результаты не очевидны.
В условиях новых геополитических вызовов необходима, прежде всего, государственная идеология (или национальная идея) высокотехнологичности и предпринимательства как факторов государственной безопасности и стратегического развития отечественной экономики; постоянная фокусировка общественного сознания на необходимости за короткий период сделать значительный рывок к высокотехнологичному лидерству; мобилизация и консолидация всех видов ресурсов - научных, интеллектуальных, финансовых, управленческих, очевидных, непроявленных и т.д. как факторов формирования собственного пути к устойчивому и
долговременному экономическому лидерству (что не исключает адаптацию лучшего мирового опыта к отечественным историческим и социально-экономическим особенностям, расширение международного сотрудничества на тех рынка, где это возможно).
Решить эти задачи может, по нашему мнению, создание единого органа государственного управления научно-технологическим комплексом страны. Инициатива снизу, когда ВТК разрабатывают и предлагают продукцию, которая, по их расчетам, перспективна для рынка и важна для страны, должна в то же время направляться сверху на основе, например, национальной «дорожной карты», соединяющей воедино наработки, ресурсы, задающей четкое видение инновационным контрагентам перспектив гражданского высокотехнологичного производства.
Для того чтобы участвовать в программах импортозамещения, разрабатывая продукцию нового экономического уклада, инноваторам, предпринимательскому сообществу необходимо знать, что именно предполагается замещать в ближней средней, дальней перспективе. Задать такой ориентир может, например, общедоступный национальный реестр продукции, подлежащей замещению.
Сдерживающим фактором является ограниченность спроса на отечественную высокотехнологичную продукцию. В последние годы государством и институтами развития основное внимание уделялось поддержке инноваций в ущерб стимулированию потребности в отечественных инновационных товарах, в результате чего произошел перекос в системе «спрос-предложение». Часто, приобретая зарубежные изделия, потребители, ориентированные на раскрученные иностранные бренды, не знают о существовании отечественных аналогов, в том числе имеющих конкурентные преимущества. Для самостоятельного продвижения своей продукции региональным ВТК, прежде всего, часто не хватает финансовых, информационных ресурсов, опыта, навыков, грамотных специалистов и т.д. Кроме этого, им не под силу одномоментно изменить сформировавшиеся в общественном сознании за длительный период иностранной маркетинговой интервенции (успешной и во многом справедливой) установки на восприятие отечественной продукции как устаревшей, не престижной и т.д.
Мерой, способной отчасти смягчить проблему в короткий срок, может стать создание региональных, а затем и федерального портала (виртуальной ярмарки) инновационных предложений, что позволит на
этой основе сформировать национальный банк гражданских высокотехнологичных ресурсов, облегчить доступ к отечественным разработкам широкому кругу потребителей и потенциальных инноваторов с разными возможностями, создать универсальную платформу для кооперации всех заинтересованных лиц и организаций.
В настоящее время отечественные инновационные контрагенты испытывают значительные организационно-психологические
затруднения, связанные с самоорганизацией и кооперацией. Причин здесь несколько: недоверие к партнерам, неудовлетворительный внутренний менеджмент, низкая конкуренция во многих сегментах внутреннего рынка, несформированность навыков ведения бизнеса на основе новых моделей и т.д. Значительная часть (65,4%) предприятий ориентируются на собственные силы либо партнеров в составе групп, к которым они принадлежат при разработке инновационной продукции, и только треть активно взаимодействуют с другими организациями [6].
Импульс к развитию более динамичной научно-технологической кооперации может дать отдельный федеральный проект, побуждающий к созданию в стране сети высокотехнологичных научно-производственных альянсов через механизмы выстраивания, под патронажем государства, контактов между представителями всех цепочек создания наукоемкой продукции, в том числе с участием государственных ВТК и оборонных предприятий.
В сегодняшней ситуации на первый план выходит кадровая проблема, решить которую, в значительной степени, может целевая программа подготовки (и переподготовки) менеджеров для работы в высокотехнологичном бизнесе («высокотехнологичных продюсеров») -инициативных, готовых к сложной координационной работе, умеющих создавать синергию на основе комбинации интеллектуальных ресурсов, обладающих широким кругом компетенций (технологических, финансовых, юридических, управленческих, коммуникативных и т.д.). Для их ускоренной подготовки на ближайшую перспективу можно ввести специализацию в существующие магистерские программы «Управление проектами».
В переходный период кадровая проблема может быть частично решена за счет привлечения в ВТК и региональные структуры неиспользованного до настоящего времени ресурса — отечественных специалистов, работающих в зарубежных компаниях, базирующихся на территории нашей страны. Система отбора персонала в таких компаниях
отличается очень жесткими требованиями к профессиональным и универсальным компетенциям претендентов, поэтому основную часть работников составляют выпускники лучших отечественных вузов, большинство из которых имеют двойное образование, ученые степени. По разным причинам оставшись и продолжая работать в своей стране, они хорошо знакомы с современным наукоемким производством (как отечественным, так и зарубежным), обладают опытом реализации высокотехнологичных проектов (в том числе в условиях кросскультурных команд), уникальными технологическими, техническими, управленческими компетенциями, неоднократно стажировались и обменивались знаниями в материнских компаниях. Большинство отличаются жесткой самодисциплиной и самоорганизацией, хорошей языковой подготовкой, знанием законодательства и культурных особенностей не только страны базирования компании, но и стран-партнеров, связями с зарубежными коллегами и т.д.
Заключение
В настоящее время многие иностранные компании сокращают либо реструктурируют бизнес в России, что создает благоприятную возможность естественным образом интегрировать высвобождающиеся человеческие ресурсы в отечественные высокотехнологичные структуры и предотвратить потенциальную утечку специалистов за рубеж. При целесообразной кадровой политике данная группа может внести достойный вклад в развитие отечественного высокотехнологичного рынка.
Перечисленные организационные проблемы не являются исчерпывающими, но их решение способно ускорить динамику развития высокотехнологичных компаний (во взаимосвязи с изменениями законодательства, финансовой, налоговой и т.д. политики) и сделать значительный рывок в стратегическом развитии отечественной экономики.
ИСТОЧНИКИ:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12. 2011 № 2227-р «Об
утверждении стратегии инновационного развития Российской Федерации на
период до 2020 года»
2. Бендиков М.А. Фролов И.Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и
перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 2.
3. Дадминов Д.Д., Сактоев В.Е. Региональные аспекты взаимодействия структур
образования и малого бизнеса в использовании инноваций: Монография. — СПб: Питер, 2013. — 164 с.
4. Игнатов Е.В. Особенности и направления совершенствования стоимостной оценки
высокотехнологичных компаний: Дисс...к.э.н.: 08.00.10. — М.:, 2009. — 192 с.
5. Индикаторы инновационной деятельности: 2013: Статистический сборник. — М.: НИУ
«ВШЭ», 2013. — 472 с.
6. Инновационная активность субъектов инновационного процесса. Мониторинг:
Информационный бюллетень НИУ «ВШЭ» и Института статистических исследований и экономических знаний. — 2015. — № 3.
7. Лаптев А.А. Понятие «высокотехнологичной компании» в современной
макроэкономической теории // Качество. Инновации. Образование. — 2008. — № 1. — С. 62-68.
8. Мельников О.Н., Куркотова Н.Ю. Факторы, влияющие на управление формированием
нематериальных активов высокотехнологичных предприятий // Российское предпринимательство. — 2004. — № 10 (58). — С. 65-71.
9. Российский инновационный индекс / Под ред. Л.М. Гохберга. — М.: НИУ «ВШЭ», 2011.
— 84 с.
10. Рейтинг «ТехУспех» — 2013.
11. Татаринцева И.В. Модель информационного обеспечения стратегии продаж
инновационного товара / И.В. Татаринцева, А.В. Васин, В.А. Татаринцев // Вестник Брянского государственного технического университета. — 2008. — № 4. — С. 7683.
12. Фомичев О.В. Роль институтов развития возрастает// Russian Venture Chronicle. —
2014. — №3. — С.10-19.
Vladislav S. Vostrikov, Business Development Specialist, Microsoft Rus, LLC, Postgraduate of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
High-tech companies as a factor in strategic development of the
domestic economy
ABSTRACT:
The article describes the main characteristics of high-tech companies, shows their role as national economy engines, and offers certain solutions for their development in the context of new economic realities.
KEYWORDS: high-tech companies, high-tech, strategic development, growth areas, competitive advantages, competition