Научная статья на тему 'ВЫСОКОСМОЛИСТЫЕ НЕФТИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПО ТРУБОПРОВОДАМ'

ВЫСОКОСМОЛИСТЫЕ НЕФТИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПО ТРУБОПРОВОДАМ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТИРОВКА / НЕФТЬ / ВЫСОКОВЯЗКИЙ / ТРУБОПРОВОД / АСФАЛЬТЕН / ПАРАФИН / СМОЛА / РАСТВОРИТЕЛЬ / ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ТЕКУЧЕСТЬ / ИНДЕКС ЭФФЕКТИВНОСТИ / СТЕПЕНЬ СДВИГА / TRANSPORTATION / OIL / HIGH VISCOSITY / PIPELINE / ASPHALTENE / PARAFFIN / RESIN / SOLVENT / SURFACTANTS / FLUIDITY / EFFICIENCY INDEX / SHEAR RATE

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Рахимов Бобомурод Рустамович, Абдурахимов Саидакбар Абдурахманович, Адизов Бобиржон Замирович

В Узбекистане нефти в основном относятся к высокосмолистым и содержат множество веществ, отрицательно влияющих на их транспортировку. Таким образом, проведенные исследования местных нефтей позволили классифицировать их по содержаниям смол, асфальтенов и парафинов, основных компонентов, отражающих их вязкость. Результаты данного исследования применили при выборе природы и количества понизителей вязкости местных нефтей перед их транспортировкой по трубопроводам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Рахимов Бобомурод Рустамович, Абдурахимов Саидакбар Абдурахманович, Адизов Бобиржон Замирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGH RESIN OILS AND THE PROBLEMS OF THEIR TRANSPORTATION THROUGH PIPELINES

In Uzbekistan, oils are mainly highly resinous and contain many substances that adversely affect their transportation. Thus, the conducted research of local oils allows them to be classified according to the content of resins, asphaltenes and paraffin’s, the main components reflecting their viscosity. The results of this study were used when choosing the nature and amount of viscosity reducers of local oils before their transportation through pipelines

Текст научной работы на тему «ВЫСОКОСМОЛИСТЫЕ НЕФТИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПО ТРУБОПРОВОДАМ»

Л UNiVERSUM:

ЩЩ_ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ_декабрь. 2020 г.

ВЫСОКОСМОЛИСТЫЕ НЕФТИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ТРАНСПОРТИРОВКИ

ПО ТРУБОПРОВОДАМ

Рахимов Бобомурод Рустамович

ст. преподаватель кафедры «Нефтегазовое дело», Бухарский инженерно-технологический институт, Республика Узбекистан, г. Бухара E-mail: rakhimov83@mail. ru

Абдурахимов Саидакбар Абдурахманович

д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник лаборатории «Коллоидной химии»,

Институт общей и неорганической химии АН РУз, Республика Узбекистан, г. Ташкент

Адизов Бобиржон Замирович

д-р техн. наук, директор единого учебного центра ООО «UNG training» при АО «Узбекнефтегаз», Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: bobirjon adizov@mail. ru

HIGH RESIN OILS AND THE PROBLEMS OF THEIR TRANSPORTATION

THROUGH PIPELINES

Bobomurod Rakhimov

Senior lecturer of the department of "Oil and Gas business " Bukhara engineering and technology institute, Republic of Uzbekistan, Bukhara

Saidakbar Abdurakhimov

Doctor of technical sciences, Chief Researcher, Laboratory of Colloid Chemistry, Institute of General and Inorganic Chemistry, Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan, Republic of Uzbekistan, Tashkent

Bobirjon Adizov

Doctor of technical sciences,

director of the Unified training center LLC «UNG training» under JSC «Uzbekneftegaz»,

Republic of Uzbekistan, Tashkent

DOI: 10.32743/UniTech.2020.81.12-4.31-34

АННОТАЦИЯ

В Узбекистане нефти в основном относятся к высокосмолистым и содержат множество веществ, отрицательно влияющих на их транспортировку. Таким образом, проведенные исследования местных нефтей позволили классифицировать их по содержаниям смол, асфальтенов и парафинов, основных компонентов, отражающих их вязкость. Результаты данного исследования применили при выборе природы и количества понизителей вязкости местных нефтей перед их транспортировкой по трубопроводам.

ABSTRACT

In Uzbekistan, oils are mainly highly resinous and contain many substances that adversely affect their transportation. Thus, the conducted research of local oils allows them to be classified according to the content of resins, asphaltenes and paraffin's, the main components reflecting their viscosity. The results of this study were used when choosing the nature and amount of viscosity reducers of local oils before their transportation through pipelines

Ключевые слова: транспортировка, нефть, высоковязкий, трубопровод, асфальтен, парафин, смола, растворитель, поверхностно-активные вещества, текучесть, индекс эффективности, степень сдвига.

Keywords: transportation, oil, high viscosity, pipeline, asphaltene, paraffin, resin, solvent, surfactants, fluidity, efficiency index, shear rate.

Библиографическое описание: Рахимов Б.Р., Абдурахимов С.А., Адизов Б.З. Высокосмолистые нефти и проблемы их транспортировки по трубопроводам // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2020. 12(81). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/11105 (дата обращения: 25.12.2020).

№ 12 (81)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

декабрь, 2020 г.

Добываемые в Узбекистане нефти в основном относятся к высокосмолистым и содержат множество веществ, отрицательно влияющих на их транспортировку.

Сернистые соединения имеют значительное влияние на вязкость и реологические свойства высокосмолистых нефтей. Поэтому для их транспортировки по трубопроводу часто используют линии подогрева, которые значительно завышают себестоимость транспортируемых нефтей.

Кроме того, на структурно-механические свойства и вязкость высокосмолистых нефтей значительное влияние оказывают твердые парафины и церезины. Последние представляют собой белую кристаллическую массу, нерастворимую в воде, но хорошо растворимую в бензоле. Их температура плавления меняется в пределах от 22 до 85 °С, а церезины доходят до 90 °С. Все они хорошо растворяются в нефтях, образуя истинные молекулярные растворы.

С уменьшением температуры плавления их рас-творенность в нефтях возрастает.

Специфическими свойствами владеют асфаль-теносмолистые вещества в нефтях, которые являются высокополярными и поверхностно-активными веществами, молекулярная масса которых меняется от 500 до 1200 и выше. Поэтому с ростом молекулярной массы смол сильно изменяется их консистенция - от тягучей липкой массы до твердого состояния. Это объясняется наличием в смолах кислородных, сернистых и азотистых соединений в различных соотношениях.

К нефтяным смолам наиболее близкими веществами считаются высокомолекулярные асфальтены, у которых молекулярная масса в 2-3 раза больше, чем у смол. Как правило, асфальтены представляют собой твердые аморфные вещества темного цвета, которые сначала набухают в растворителях, а затем переходят в раствор.

Как видно из вышерассмотренных свойств нефти, на его вязкость, т.е. реологические свойства, они могут влиять по-разному, что связано с их содержанием, совместимостью с другими компонентами и др.

Смолосодержащие нефти подразделяют на три группы: малосмолистые, где содержание смол асфаль-тена меньше или равно 10 %; смолистые, где содержание смол асфальтена колеблется от 10 до 20 %, и высокосмолистые, где содержание асфальтено-смолистых веществ колеблется от 20 до 35 %.

Известно, что вязкость наряду с температурой застывания является одним из основных параметров, характеризующих текучесть нефти. При изменении температуры наблюдаются постепенные агрегатные переходы в нефтях, так как они не являются индивидуальными химическими соединениями. Переходу из жидкого состояния в твердое предшествует запустевание, а из твердого в жидкое - плавление (размягчение).

При этом цвет нефти зависит в основном от ас-фальтено-смолистых соединений, так как другие компоненты бесцветны.

Из вышеизложенного видно, что нефть - это многокомпонентная, агрегативно меняющаяся с изменением температуры жидкость, неньютоновского поведения, что также сильно отражается при ее транспортировке по трубопроводу.

Среди проблем, осложняющих транспортировку смолистых нефтей, часто упоминают фазовое изменение структуры асфальтенов, парафинов и т.п., которые, прилипая к внутренним стенкам трубопроводов, уменьшают проходное сечение данной жидкости и повышают в них давление, которое разрывает швы, аварийно останавливает электроснабжение в насосах и часто доходит до сгорания двигателя [6].

Учитывая такие последствия, нами были изучены составы промышленно важных месторождений нефти Узбекистана, значения которых представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Основное содержание малосмолистых, смолистых и высокосмолистых нефтей Узбекистана

Месторождение нефти Содержание компонентов в нефти, %

Смолы Асфальтены Парафины Сера Кокс

Малосмолистые (AS < 10 %) не< ти:

Крук 9,5 0,3 8,5 1,3 3,75

Андижан 8,8 1,7 13,5 0,3 4,45

Южный Аламышик 9,7 0,8 22 0,2 3,10

Северный Уртабулак 9,9 2,5 6,1 3,5 5,25

Кокдумалок 5,4 3,1 4,3 2,3 7,80

Смолистые (10 < AS < 20 %) неф ти:

Варык 14,5 1,15 13,4 0,3 3,55

Северный Сох 13,9 0,85 5,1 0,2 5,44

Ханкыз 18,2 2,54 12,5 0,4 6,13

Высокосмолистые (20 < AS < 35 %) нефти:

Коштар 24,5 5,1 6,5 9,1 5,65

Ляльмикор 28,4 10,2 3,1 4,3 3,53

Амударья 29,8 5,4 7,2 10,1 9,14

Кокайты 31,5 9,3 2,9 5,2 5,25

Миршади 35,4 9,5 8,4 4,8 13,6

№ 12 (81)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

декабрь, 2020 г.

Из табл. 1 видно, что содержание каждого компонента в малосмолистых, смолистых и высокосмолистых нефтях не имеет четкой корреляции с другими соединениями.

Это можно объяснить различными условиями, временем и месторождением их образования, что требует индивидуального подхода при разработке и применении ПАВ для их эффективной транспортировки по трубопроводу.

Роль парафинов и церезинов в формировании реологических свойств нефти более сложная, чем другие компоненты, так как фазовому изменению

первыми поддаются именно они, образование кристаллов парафина и церезина резко уменьшает проводимость трубопровода. Поэтому известные нефти классифицируют на малопарафинистые, парафини-стые и высокопарафинистые [4; 5].

Учитывая это, мы сгруппировали известные местные нефти в три вышеотмеченные категории. При этом для фиксации данных анализировали плотности и температуры их застывания стандартизованными методами [7; 1].

Полученные результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2.

Изменения плотности и температуры застывания в зависимости от содержания парафина

в местных нефтях

Месторождение нефти Содержание парафина, % Показатели парафина

Плотность, кг/м3 Температура застывания, °С

Малопарафинистые (П < 5 %) нефти:

Кокайты 2,9 956 +16

Ляльмикор 3,1 960 +17

Северный Сох 5,1 851 +7

Кокдумалок (контроль) 4,3 871 -11

Парафинистые (5 < П < 10 %) нефти:

Крук 8,5 871 -20

Северный Уртабулок 6,1 880 -19

Коштар 6,5 940 +27

Амударья 7,2 992 +26

Миршади 8,4 958 +6

Высокопарафинистые (П > 10) нефти:

Андижан 13,5 860 +9

Южный Аламышик 22 851 +8

Варык 13,4 873 +11

Ханкыз 12,5 896 +18

Из табл. 2 видно, что с повышением плотности местных нефтей температура их застывания также повышается. При этом роль парафина очень мала, особенно в высокосмолистых нефтях. Причем высокопарафинистые нефти в основном добывают в Ферганской долине, а парафинистые - в Сурхандарьин-ской области. Полученные данные позволяют определить необходимость повышения температуры и применения депрессантов при их транспортировке по трубопроводам.

Известно, что вязкость наряду с плотностью и температурой застывания является одним из основных параметров, характеризующих текучесть нефти. Они по текучести классифицируются на следующие группы: легкая нефть, содержащая более

40 % бензиновых фракций с низком содержанием парафина и смол; парафинистая нефть, обладающая высокой температурой застывания 5-20 °С и выше; смолистая нефть, обладающая повышенной вязкостью. Для первой группы нефтей перекачка по трубопроводу не вызывает осложнений, для второй и третьей группы необходимо использовать специальные способы перекачки высоковязких нефтей [2; 3].

Существует и другой метод классификации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а + с

нефтей по следующему показателю: —, где значения местных нефтей представлены в табл. 3

№ 12 (81)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

декабрь, 2020 г.

Таблица 3

Типы местных нефтей и их ~~~ значения

Месторождение нефти Значения а + с П Тип нефти

Южный Аламышик 0,4773 Смешанный

Андижан 0,7778 Смешанный

Варык 1,1679 Смешанный

Ханкыз 1,6592 Смешанный

Крук 1,1529 Смешанный

Миршади 5,3452 Высокосмолистый

Амударья 4,8888 Высокосмолистый

Коштар 4,5539 Смолистый

Северный Уртабулок 2,0328 Смолистый

Северный Сох 2,8922 Смолистый

Ляльмикор 12,4516 Высокосмолистый

Кокайты 14,0690 Высокосмолистый

Кокдумалок (контроль) 1,9767 Смешанный

Из табл. 3 видно, что низкоасфальтено-смолистые нефти Южного Аламышика, Андижана, Ва-рыка, Ханкыза, Крука и Мингбулака (контрольные) относятся к смешанным, так как граница значений а + с

^ находится в пределах 0,91-1,400.

Нефти месторождений Коштар, Северный Урта-булак и Северный Сох считаются смолистыми, так а + с

как их ^ значения располагаются в пределах

2,79-3,888, а месторождений Миршоди, Амударья, Ляльмикор и Кокайты относятся к высокосмолистым, а + с

так как их значения превышают 4,774.

Как видно, между рассмотренными методами классификации нефтей имеются расхождения, кото-

рые отражаются при определении их типов. Это связано с тем, что в первом методе мы не учитываем содержание асфальтенов при определении названий нефти и лишь ограничиваемся результатами анализа содержания смол, что, на наш взгляд, является недостаточно объективным.

Таким образом, проведенные исследования местных нефтей позволили классифицировать их по содержаниям смол, асфальтенов и парафинов, основных компонентов, отражающих их вязкость. Результаты данного исследования могут быть использованы при выборе природы и количества понизителей вязкости местных нефтей перед их транспортировкой по трубопроводам. Причем по достоверности второй метод классификации местных нефтей считается более объективным, чем первый, основанный на лабораторных анализах содержания смол индивидуально в каждом месторождении.

Список литературы:

1. Капустин В.М., Рудин М.Г. Химия и технология переработки нефти. - М. : Химия, 2013. - 495 с.

2. Комбинированные термохимические и электрофизические технологии деэмульгирования устойчивых водо-нефтяных эмульсий / Б.З. Адизов, С.А. Абдурахимов, А.С. Султанов, И.Д. Эшметов. - Ташкент : Изд: УзР ФА асосий кутубхонаси, 2019. - 236с.

3. Набиев А.Б., Абдурахимов С.А. Интенсификация транспортировки высоковязких нефтей по трубопроводу. - Ташкент : Навруз, 2017. - 135 с.

4. Основы нефтегазового дела : учебник / Э.О. Антонова, Г.В. Крылов, А.Д. Прохоров, О.А. Степанов. - М. : Недра-Бизнесцентр, 2003. - 307 с.

5. Сбор и подготовка нефти и газа : учебник для вузов / Ю.Д. Заменков, Л.М. Макарова, А.Д. Прохоров, С.М. Дудин. - М. : Академия, 2009. - 160 с.

6. Технология сбора и подготовки нефти, газа и воды на промыслах : учебник / Р.У. Шафиев, Н.Н. Махмудов, Н.С. Амиркулов, М.А. Турсунов [и др.]. - Ташкент : Фан ва технология, 2016. - 310 с.

7. Трунов В.П. Промысловая подготовка нефти. - Казань : ФЭН, 2000. - 414 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.