Научная статья на тему 'Высокоскоростная магистраль между уральскими городами: за и против'

Высокоскоростная магистраль между уральскими городами: за и против Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ МАГИСТРАЛЬ / HIGH-SPEED HIGHWAY / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПРОЕКТ / INFRASTRUCTURE PROJECT / ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / TRANSPORT CORRIDOR / АГЛОМЕРАЦИЯ / AGGLOMERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панферова Дарья Николаевна

Проанализирован приоритетный проект Челябинской области строительство высокоскоростной магистрали «Екатеринбург Челябинск». Дана оценка возможного экономического эффекта. Описана сопутствующая инфраструктура высокоскоростной магистрали. Произведены расчеты реальных сроков окупаемости данного проекта, а также возможные риски. Отражены проработанные на текущий момент этапы реализации проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High-Speed Highway Between the Ural Mountains: for and against

In the article the priority project of the Chelyabinsk region of the construction of the high-speed highway “Yekaterinburg Chelyabinsk” from different directions is analyzed. An estimate of the possible economic effect is given. The accompanying infrastructure of the high-speed highway is described. Made with real calculations of the payback period of the project, as well as potential risks. The stages of the project implementation worked out to date are reflected.

Текст научной работы на тему «Высокоскоростная магистраль между уральскими городами: за и против»

УДК 339.5 ББК У428

ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕЖДУ УРАЛЬСКИМИ ГОРОДАМИ: ЗА И ПРОТИВ

Д. Н. Панферова

Министерство экономического развития Челябинской области, Челябинск, Россия

Проанализирован приоритетный проект Челябинской области — строительство высокоскоростной магистрали «Екатеринбург — Челябинск». Дана оценка возможного экономического эффекта. Описана сопутствующая инфраструктура высокоскоростной магистрали. Произведены расчеты реальных сроков окупаемости данного проекта, а также возможные риски. Отражены проработанные на текущий момент этапы реализации проекта.

Ключевые слова: высокоскоростная магистраль, инфраструктурный проект, транспортный коридор, агломерация.

В настоящее время важным приоритетом для Правительства Челябинской области является развитие инфраструктурных проектов. Одним из таких проектов является строительство скоростной железнодорожной магистрали «Екатеринбург — Челябинск», которая, в случае успешной реализации, станет частью высокоскоростного транспортного коридора «Москва — Пекин».

Проект предполагает строительство новой двухпутной железнодорожной линии от Екатеринбурга до Челябинска. Маршрут высокоскоростного поезда предполагает четыре станции — это Екатеринбург, аэропорт «Кольцово», Касли, Челябинск, Челябинский международный аэропорт. Ускоренный региональный поезд в дополнение охватит станции Сысерть, Снежинск, Кыштым и Аргаяш. При этом в г. Касли создается мультимодальный пересадочный узел. Время в пути от Екатеринбурга до Челябинска составит 1 час. Экономия времени по предварительным оценкам ФЦПФ составит около 50—55 % по отношению к личному автомобильному транспорту при поездках в Екатеринбург и Челябинск и около 77 % — по отношению к пригородному железнодорожному транспорту1.

Реализация проекта строительства скоростной железнодорожной магистрали «Екатеринбург — Челябинск» позволит создать третью по величине в России агломерацию (конурбацию). Формирование крупных современных агломераций обеспечивает следующие эффекты. Во-первых, агломерация предоставляет населению дополнительные возможности доступа к научной, производственной и культурной информации, возможность выбора вида работ, доступа к учебным, медицинским и культурным заведениям. Во-вторых, возникают эффект масштаба для региональной экономики,

1 Правительство Челябинской области [Электронный ресурс]. URL: http://pravmin74.ru (дата обращения 17.11.2016).

современные форматы торговли, перспективные производства товаров потребительского рынка и сектор услуг. Возникновение агломерации создает как возможность прихода в регион крупного бизнеса, так и возможности для местных компаний дорасти до уровня лидеров рынка. В-третьих, становится возможным создание емкого и разнообразного рынка труда. У людей появляется возможность быстро найти работу, отвечающую их квалификации и личной жизненной стратегии. Суммарный вклад Свердловской и Челябинской областей в экономику России составляет более 3,7 % ВВП (ВРП более 2,6 трлн р.), в двух регионах проживает 7,8 млн человек — это более 5,3 % населения России. Между Екатеринбургом и Челябинском сосредоточены крупнейшие государственные компании стратегического значения, такие как ПО «Маяк», «Российский федеральный ядерный центр — ВНИИ технической физики», ООО «ЗКС», ОО «КЗАХЛ» (города Озерск, Снежинск, Касли).

Рассмотрим целесообразность строительства высокоскоростной магистрали с учетом возможных сильных и слабых сторон проекта.

Согласно имеющимся расчетам [1], по капиталоемкому сценарию проект привлечет 165 млрд р. инвестиций, а в перспективе может обеспечить суммарный прирост валового регионального продукта Свердловской и Челябинской областей около 1 трлн 274 млрд р. к 2030 г. по оценкам Федерального центра проектного финансирования. По прогнозам, переключение пассажиропотоков с существующих видов транспорта на скоростную ж.-д. магистраль составят в среднем 23,5 %. При этом в общем объеме перевозок по скоростной ж.-д. магистрали переключение и дополнительный индуцированный спрос составят 84 и 16 % соответственно. Суммарный пассажиропоток достигнет 2,7 млн чел.

Вестник факультета управления Челябинского государственного университета

Существуют предварительные оценки экономической эффективности проекта. В соответствии с предварительными расчетами, подготовленными ФЦПФ, суммарный экономический эффект от реализации проекта для Челябинской и Свердловской области, складывающийся из прироста фонда оплаты труда на 10-летнем горизонте и прироста капитализации жилой недвижимости, составит порядка 217 млрд р. Бюджетный эффект за период с 2020 по 2030 г. составит для Челябинской области 79,9 млрд р., для Свердловской области — 102 млрд р. Кроме того, прогнозируется эффект от повышения экологичности в размере 88,5 млн р.

На текущий момент находятся в проработке следующие этапы проекта1:

— 1-й этап. 2016 г. Создание специальной проектной компании для разработки технико-экономического обоснования проекта строительства магистрали.

— 2-й этап. 2017 г. Разработка технико-экономического обоснования проекта. Определение инвестора. Подготовка и выход с предложением о заключении концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

— 3-й этап. 2017—2018 гг. Разработке проек-тно-сметной документации.

— 4-й этап. 2019—2023 гг. Строительство высокоскоростной магистрали.

Рассмотрев благоприятные стороны проекта ВСМ, перейдем к вопросу его рентабельности и окупаемости. Предположим, что каждый день из Челябинска в Екатеринбург гражданин N будет ездить на работу. Сколько будет стоить билет? Предположим, из расчета стоимости билета на автобус — минимум 500 р. в одну сторону. В день выходит 1000 р. В месяц — 21 тыс. р. Получается дорого (по меркам зарплат в 2016—2017 гг). Теперь посчитаем, через сколько лет окупится этот проект, если скоростной поезд с 8 вагонами будет делать 4 рейса в день при среднем пассажиропотоке в 500 человек: 500 чел. х 4 рейса/день = = 1 млн руб/день; 1 млн р./день х 365 дней = = 365 млн р./год; 165 млрд р. : 365 млн р./год = = 452 года. 452 года потребуется на окупаемость этого проекта без учета амортизации и обслуживания подвижного состава. Расчеты примерные, но, даже опираясь на них, проект экономически не окупаем.

Вызывает сомнение и заявленное время в пути — расстояние между городами-миллионни-

1 Правительство Челябинской области...

ками будет преодолеваться за 1 час и 10 минут. Каким образом поезд будет преодолевать расстояние между городами за такое время? Ведь нужно учитывать остановки, время разгона и другие технические параметры.

Следует напомнить, что в 2008 г. из Челябинска в Екатеринбург отправился первый поезд, двигавшийся со скоростью 100 км/ч, который достиг конечного пункта за 3 часа. Если бы это была «Ласточка», он добрался бы быстрее. Возникает вполне логичный вопрос — почему не использовать этот вариант? Затраты несопоставимы. Нужно заменить имеющиеся рельсы на бесстыковые и провести модернизацию нижнего строения пути2.

Необходимо понимать, что пассажироперевозки во всем мире считаются убыточными, но, несмотря на это, целесообразно рассмотреть в комплексе сильные и слабые стороны проекта (табл. 1).

Безусловно, сокращение времени в пути даст положительный экономический эффект для бизнес-среды. Снизятся издержки для бизнеса при вхождении в эту агломерацию. Для Красноармейского района создадут новые рабочие места (планируемая остановка возле села Б. Куяш даст толчок для набора персонала по обслуживанию станции и трассы ВСМ, будут открываться места общепита, торговые павильоны).

Слабые стороны этого проекта гораздо весомей, чем сильные. Если руководствоваться только экономической стороной, то становится ясно, что предполагаемый положительный экономический эффект основан на неполном анализе задуманного проекта. Проект очень рискованный и даже, если Правительство Челябинской области изыщет инвесторов (что на текущий момент затруднительно), проект ВСМ будет иметь отрицательную коммерческую целесообразность. Таким образом, данный проект должен быть полностью государственным, имеющим мощное социальное значение по развитию конурбации на Урале. Проект на лаге в 10—15 лет не будет нацелен на извлечение прибыли, а направлен на создание удобств для жителей двух городов-миллионников и прилегающих небольших городов и поселений.

В качестве альтернативного решения, которое могло бы сохранить деньги бюджета и инвесторов и улучшить имеющуюся ситуацию между двумя крупными городами Урала, можно предложить направление средств на улучшение имеющегося автодорожного покрытия или на строительство современной 4-полосной автомобильной дороги со средней скоростью движения

2 Там же.

Сильные и слабые стороны реализации проекта ВСМ

Сильные стороны проекта Слабые стороны проекта

Время в пути 1 час 10 минут (по расчётам проектировщиков) Учитывая планируемые остановки, достигнуть конечного пункта (из Челябинска в Екатеринбург) за 1 час 10 минут не представляется возможным. На этот путь уйдет как минимум 1,5 часа.

Повышение мобильности населения (создание благоприятных условий для формирования и интенсивного экономического развития агломерации двух соседних областей с общим населением более 7,5 млн человек) Автомобилисты не изменят своим привычкам (это 90 % имеющегося сегодня пассажиропотока)

По утверждению разработчиков, за счет новых агломерационных эффектов в 2020 — 2030 гг. может быть получен прирост валового регионального продукта (ВРП) для Свердловской области — 840 млрд р., а для Челябинской области — 350 млрд р. Риск банкротства проекта (влияние инфляции, политическая обстановка в стране, от которой в большей степени зависит финансирование проекта, отсутствие поддержки местных органов власти)

Развитие экономических отношений с Казахстаном и Китаем Отсутствие в России значительной части ключевых компетенций для реализации проекта, а именно квалифицированных специалистов, для проектирования и дальнейшего строительства ВСМ.

Рост экономической и потребительской активности населения. Негативные для Челябинска процессы перетока капитала и квалифицированной рабочей силы из Челябинска в Екатеринбург.

Преимущество для Екатеринбурга — высококвалифицированные специалисты из Челябинска Ущерб для экологии региона (например, посредством вырубки деревьев при строительстве магистрали).

порядка 120 км. Главным преимуществом такой модернизации станет возможность добираться на автомобиле из Челябинска в Екатеринбург за 1 час 30 минут, в зависимости от средней скорости автомобилиста, что гораздо удобней в плане коммуникабельности (не нужно пересаживаться на другой транспорт, чтобы добраться до нужной точки в городе).

Трата больших средств на такие крупные проекты, как ВСМ, всегда рассчитана на социальный эффект, а не на экономический (в среднесрочной перспективе). А при отсутствии таких средств — достаточно улучшить уже имеющуюся инфраструктуру без внушительных денежных вложений, и это будет иметь свой положительный экономический результат.

Сведения об авторе

Панферова Дарья Николаевна — магистрант кафедры менеджмента Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. panferova94@mail.ru.

HIGH-SPEED HIGHWAY BETWEEN THE URAL MOUNTAINS:

FOR AND AGAINST

D.N. Panferova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

In the article the priority project of the Chelyabinsk region of the construction of the high-speed highway "Yekaterinburg — Chelyabinsk" from different directions is analyzed. An estimate of the possible economic effect is given. The accompanying infrastructure of the high-speed highway is described. Made with real calculations of the payback period of the project, as well as potential risks. The stages of the project implementation worked out to date are reflected.

Keywords: high-speed highway, infrastructure project, transport corridor, agglomeration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.