Научная статья на тему 'Высокоресурсные эмалевые покрытия для теплонагруженных изделий авиационной техники'

Высокоресурсные эмалевые покрытия для теплонагруженных изделий авиационной техники Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Солнцев С.С., Швагирева В.В., Исаева Н.В., Соловьева Г.А.

Рассматриваются основы синтеза, эффективность защитного действия, технология получения как серийных, так и перспективных высокоресурсных эмалевых покрытий (стеклокристаллических, реакционно-отверждаемых) для теплонагруженных изделий авиационной техники, в частности деталей горячего тракта газотурбинных двигателей из жаропрочных никелевых, высокохромистых и железоникелевых сплавов. Покрытия отличаются сочетанием высоких физико-химических, антикоррозионных и технологических свойств, обеспечивают защиту деталей от высокотемпературного воздействия агрессивных сред при температурах выше 1000ºС и внедрены практически на всех отечественных газотурбинных двигателях. Ил. 1. Табл. 1. Библ. 4 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Солнцев С.С., Швагирева В.В., Исаева Н.В., Соловьева Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высокоресурсные эмалевые покрытия для теплонагруженных изделий авиационной техники»

УДК 678.026:666.29

С.С. Солнцев, В.В. Швагирева, Н.В. Исаева, Г.А. Соловьева ВЫСОКОРЕСУРСНЫЕ ЭМАЛЕВЫЕ ПОКРЫТИЯ

ДЛЯ ТЕПЛОНАГРУЖЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Высокоресурсные эмалевые покрытия для защиты деталей горячего тракта газотурбинных двигателей из жаропрочных никелевых, высокохромистых и железоникелевых сплавов занимают особое место в обеспечении работоспособности, ресурса и надежности изделий авиационной техники.

Детали ГТД эксплуатируются в условиях высоких температур (до 1100°С) и подвергаются жестким местным нагревам. Металл узлов ГТД должен иметь умеренную жаропрочность, высокое сопротивление окислению (жаростойкость) и коррозии в продуктах сгорания топлива. Жаропрочные материалы для деталей ГТД разработаны на Ni основе с введением в твердый раствор значительного количества легирующих добавок, которые увеличивают прочность, сопротивление ползучести и жаропрочность. При работе газотурбинных двигателей основным повреждением поверхности деталей (камер сгорания, форсажных камер, жаровых труб и др.) является высокотемпературная газовая коррозия, которая сопровождается процессом образования на поверхности металлов окалины, состоящей из фаз переменного состава, а также рыхлых подокалинных слоев и зон внутреннего окисления, что вызывает существенное изменение химического состава и снижение прочностных характеристик сплавов. Потеря прочности сплавов происходит под действием как поверхностной, так и межкристаллитной коррозии. Жаропрочные сплавы при высоких температурах имеют тенденцию к активному окислению: привес сплавов за 100 ч при температуре 1000°С составляет 0,19 - 0,25 г/м2, при температуре 1100°С: 0,8 - 1,6 г/м . Для повышения сопротивляемости сплавов высокотемпературной газовой коррозии эффективны защитные эмалевые покрытия, регламентирующие процесс окисления металла при высоких температурах.

В настоящее время для защиты деталей газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов типа ВЖ98, ЭП648 от высокотемпературной газовой коррозии при температурах до 1000°С серийно применяются высокоресурсные эмалевые (стеклокристаллические, реакционноотверждаемые) покрытия типа ЭВК на основе тугоплавких стеклофритт.

Необходимыми условиями эффективной защиты сплавов являются:

- формирование сплошного защитного слоя покрытия при сравнительно низкой температуре для предотвращения интенсивного окисления сплава на начальных стадиях нагрева;

- растворение оксидных пленок, образующихся на металле при нагреве, без потери защитных свойств покрытия;

- достаточно высокая вязкость и плотность защитного слоя для уменьшения диффузии газов из атмосферы печи;

- прочное сцепление покрытий со сплавом благодаря переходным диффузионным слоям, что обусловливает высокую надежность эксплуатации в условиях резких температурных перепадов;

- общая тугоплавкость всей системы покрытия, что обеспечивает длительную эксплуатацию покрытий при высоких температурах [1].

Высокие эксплуатационные характеристики покрытий достигаются оптимизацией химического состава и соотношением кристаллической и стекловидной составляющей в процессе формирования и эксплуатации.

Возможность получения эмалевых покрытий на основе стеклообразующих фритт заложена в физико-химической природе аморфного стеклообразного состояния, в соответствии с которой процессы плавления и затвердевания происходят постепенно в некотором температурном интервале. Именно наличие температурного интервала стеклования, в котором происходит возрастание подвижности структурных элементов стекла путем переключения (трансляции) ковалентных связей типа Si—O, В—О и т. д., обусловливает возможность создания защитных покрытий на основе стеклообразных композиций с широким рабочим интервалом температур. Использование тугоплавких фритт с высоким содержанием A12O3 открывает возможности регулирования процесса вязкого течения в системе покрытия путем изменения в нем структурного состояния

+3

иона А1 за счет введения компонентов, способствующих созданию единого алюмоборосиликатного каркаса [2].

Стеклокристаллические покрытия типа ЭВК на основе сложных смесей оксидов и тугоплавких соединений получают с использованием процессов катализированной кристаллизации. Такие покрытия отличаются прочной ковалентной химической связью, субмикрометровой кристаллической структурой, газоплотностью, технологичностью вследствие достаточного содержания стеклофазы [3]. Эти факторы обеспечивают высокую устойчивость покрытий в агрессивных высокоскоростных газовых потоках, прочность сцепления с поверхностью сплавов, жаростойкость и термопрочность при температурах до 1000°С (длительно). Применение покрытий снижает окисляемость сплавов в 6-8 раз. При нагреве сплавов без покрытия наблюдается обедненный легирующими элементами дефектный слой глубиной до 150 мкм, в то время как на образцах с покрытием отсутствует межкристаллитная коррозия, распределение элементов в сплаве равномерное. Стеклокристаллические покрытия устойчивы к воздействию низких температур, выдерживают тепловой удар в течение 200 и более теплосмен при переменном нагреве и охлаждении, стойки к авиационным топливам, отличаются высокой коррозионной стойкостью во всеклиматических условиях.

Дальнейшее развитие работ по высокоресурсным эмалевым покрытиям определяется повышением уровня рабочих параметров жаропрочных сплавов и обеспечением работоспособности двигателей в условиях работы под нагрузкой при температурах до 1200°С. Для современных и перспективных авиационных ГТД разработаны новые жаропрочные материалы, позволяющие повысить рабочие температуры на камерах сгорания на 150 - 200°С, - в частности структурностабильный сплав на Ni-Cr-Co основе типа ВЖ145, который может быть использован длительно до 1100°С, а также сплав типа ВЖ155 с рабочей температурой до 1200оС. Специальный химический состав на Ni-Cr основе способствует повышению жаропрочности сплава, а в комплексе с особым режимом химико-термической обработки обеспечивает его повышенную термическую стабильность в процессе эксплуатации. Серийные эмалевые покрытия типа ЭВК при этих температурах переходят в вязкотекучее состояние и не могут обеспечить защиту сплава в условиях высокотемпературного газового потока. Сложность разработки стеклокристаллических покрытий на рабочие температуры выше 1000оС связана с дальнейшим повышением температуры варки стеклофритт и формирования покрытий. Проблема понижения температуры формирования была решена путем введения в состав покрытий компонентов, обеспечивающих так называемый эффект реакционного отверждения [4]. Механизм реакционного отверждения заключается в образовании, за

счет химических реакций на поверхности частиц тугоплавкого стекла, тонких относительно легкоплавких пленок, приводящих к отверждению покрытия при пониженных температурах. В качестве компонентов, способных активно взаимодействовать с тугоплавкими стеклами с образованием жидкой боросиликатной фазы, эффективны, прежде всего, бориды, которые склонны к окислению с образованием на поверхности частиц тугоплавкого стекла пленок В2О3 при температурах 700-900°С. Введение борида кремния в покрытие снижает температуру его размягчения на 80-120°С. Эффект снижения температуры формирования покрытий был получен также при использовании в их составе стеклофритт различной тугоплавкости. Использование смесей фритт с различными свойствами позволило разработать ряд покрытий с регламентированными вязкостью и температурным коэффициентом линейного расширения. Покрытия обладают повышенной термостойкостью при температурах до 1100°С вследствие того, что прослойки легкоплавкой фазы способны релаксировать термоупругие напряжения в покрытии. Таким образом, реакционноотверждаемые покрытия имеют сравнительно низкую температуру формирования (1050-1120°С) с сохранением основных защитных свойств, что позволило использовать их при защите тонкостенных деталей и деталей сложной конфигурации.

Для защиты новых жаропрочных сплавов, работающих в теплонагруженных условиях (выше 1000°С), эффективно применение комплексных покрытий, где в качестве подслоя, ограничивающего диффузию хрома из сплава в покрытие, использованы различные модификации покрытий типа ЭВК, а в качестве основного слоя - реакционноспекаемые покрытия. Это поликомпонентные композиции на основе тугоплавких соединений кремния и бора с добавками легкоплавких боросиликатных фритт, что дает возможность формирования защитных слоев при температурах более низких, чем температура их эксплуатации. Высокое содержание тугоплавких кристаллических фаз в составе реакционноспекаемых покрытий обеспечивает их высокие рабочие характеристики. Применение покрытий снижает окисляемость сплавов на 60-80% и обеспечивает эффективную защиту сплавов при температурах до 1100°С.

Разработана технология приготовления и нанесения высокоресурсных эмалевых покрытий, позволяющая обеспечить получение качественного защитного слоя с оптимальной толщиной, минимальной разнотолщинностью при эмалировании деталей на предприятиях отрасли. Покрытия получают по традиционной шликерно-обжиговой технологии из недефицитных экологически чистых компонентов.

Для оперативного восстановления работоспособности деталей с поврежденным в процессе рихтовки, сборки, транспортировки эмалевым слоем разработаны ремонтные покрытия типа ЭВР. Покрытия не требуют высокотемпературного обжига, выдерживают до 50 циклов теплосмен и снижают окисляемость сплавов при наличии дефектов в ~2 раза.

Разработанные высокоресурсные эмалевые покрытия отличаются сочетанием высоких физико-химических, коррозионных и технологических свойств, обеспечивают защиту деталей от воздействия агрессивных сред при высоких температурах (до 1100°С), по своим характеристикам превосходят покрытия, полученные физическими методами. В таблице приведены основные свойства серийных эмалевых покрытий типа ЭВК.

Свойства серийных высокоресурсных эмалевых покрытий типа ЭВК

Свойства Значения свойств

Рабочая температура, °С До 1000(длительно)

Температура формирования, °С 1120-1200

Толщина, мкм 60-120

Прочность сцепления, % 98

Термостойкость: количество циклов Более 250

при испытании по режиму 1000^20°С Коррозионная стойкость Коррозионных повреждений нет. Сниже-

Жаростойкость: привес, г/м • ч ние удельной потери массы образцов сплавов в 5-10 раз; работоспособность во всеклиматических условиях До 0,034

Эффективность защитного действия покрытий представлена кривыми окисляе-мости сплавов без покрытия и с покрытием при различных температурах (см. рисунок).

а) б)

Время, ч Время, ч

Окисляемость сплавов без покрытия (•) и с эмалевым покрытием типа ЭВК (•) при температурах 1000 (а) и 1100°С (б)

Высокоресурсные эмалевые покрытия внедрены в промышленность практически для всех отечественных авиадвигателей для защиты большой номенклатуры деталей горячего тракта из жаропрочных никелевых, высокохромистых и железоникелевых сплавов, повышают надежность и ресурс изделий в 1,5-2 раза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Солнцев С.С. Защитные технологические покрытия и тугоплавкие эмали. - М.: Машиностроение, 1984, 255 с.

2. Химическая технология стекла и ситаллов. Под редакцией Павлушкина Н.М. -

М.: Стройиздат, 1983, 432 с.

3. Аппен А. А. Температуроустойчивые неорганические покрытия. - М.-Л.: Химия, 1976 .

4. Солнцев С.С., Исаева Н.В., Швагирева В.В., Максимов В.И. Высокотемпературные покрытия для защиты сплавов и углеродкерамических композиционных материалов от окисления //Конверсия в машиностроении, 2004, №4, 77 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.